На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Изучение смысложизненных ориентаций подростков

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тема: Изучение смысложизненных ориентаций студентов 1 курса
 
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1Теоретическая часть
1.1Особенности периода ранней взрослости
1.2К определению понятия  ценностной ориентации в психологии
1.3Исследование проблемы смысла жизни в психологии
2Практическая часть
2.1Исследование смысложизненных ориентаций студентов 1 курса
Заключение
Список литературы
Приложения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования:  Выявление особенностей смысложизненных  ориентаций стало актуальной темой  исследования.
Жизненный путь человека –  это процесс формирования и развития личности в определенном обществе, сверстника определенной эпохи и  сверстника определенного поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются жизненной программой –  целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет. Особенно проблема смысла жизни значима для юношеского возраста, когда сама реальная действительность ставит перед необходимостью выбора дальнейшего жизненного пути. Процесс формирования и преобразования смысложизненных ориентаций является «сквозным» - он как бы «прочерчивает» всю жизнь человека - от дошкольного детства и до глубокой старости, вступая в сложные взаимодействия с возрастными, индивидуальными особенностями и средовыми факторами.
Изучение жизненных ориентаций и ценностей студентов 1 курса - благодатная почва для анализа различных аспектов жизни общества и тенденций его развития. В этой области отечественной наукой накоплен богатый опыт проведения эмпирических и теоретических исследований, получены важные научные результаты. Изменения, происходящие в обществе, создают постоянную потребность в продолжении этих исследований, ведь сегодняшние юноши - завтрашние активные участники всех социальных процессов.
Интерес к данной категории определяется и тем, что сегодняшнему студенту особенно трудно - в сложных социально-экономических условиях нужно сориентироваться в выборе профессии, определить идеалы, жизненные цели и путь. Поэтому исследование смысложизненных ориентации и ценностей молодых людей этого возраста имеет особое значение для понимания настоящего и будущего общества.
Проблема смысла жизни  изучалась В.Франклом. Он отмечал, что  с этой проблемой сталкиваются люди в разных странах и по всему  миру. С одной стороны смысл жизни может выступать как ценность для индивида, а с другой, смысл может обуславливать выбор ценностей, которыми руководствуется индивид в своей жизни. Людьми по-разному осознаются разные аспекты смысла жизни: прошлое, настоящее, будущее. Все аспекты жизни связаны с ценностями: духовное удовлетворение и достижения. Кроме этого, осмысленность в целом связана с креативностью, развитием себя и с сохранением собственной индивидуальности. Осмысленность процесса связана с активными социальными контактами, осмысленность результатов с развитием себя. Все аспекты смысла жизни и такие ценности как креативность, активные социальные контакты, развитие себя, достижения, духовное удовлетворение и сохранение собственной индивидуальности имеют прямую связь между собой, т.е. чем больше осмысленность, тем больше выражены данные ценности.
Объект исследования: юношеский возраст
Предмет исследования: проявление особенностей юношеского возраста в понимании смысла жизни
Цель исследования: Изучить  уровень осмысленности жизни  студентов 1 курса
Задачи исследования:
    Изучить особенности периода ранней взрослости
    Рассмотреть различные теории ученых о смысле жизни
    Изучить границы общего показателя осмысленности жизни студентов 1 курса
Гипотеза исследования:
 
 
 
 
 
 
 
1.1Особенности периода ранней взрослости.
Раннюю взрослость принято  называть «молодостью». Этот период характеризуется завершением главной фазы биологического развития – замедлением роста. По данным Б.Г.Ананьева, пик психофизиологических, психических и интеллектуальных функций приходится на период 18-19 лет, когда наблюдается повышение уровня психомоторных характеристик, внимания, памяти, мышления, наблюдается пик динамичности возбудительного и тормозного процессов.
Этот период характеризуется  принятием ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь  человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, выработка мировоззрения и жизненной  позиции. Жизненный план охватывает всю сферу личного самоопределения: моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний.
К 21 году происходит завершение формирования основных направлений  развития высших эмоций: эстетических, этических, интеллектуальных. Именно в  этом возрасте человек покидает родительский дом, создает собственную семью  и осваивает новую профессию. [7]
В этом возрасте существенно  развиваются теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Происходят количественные изменения  в познавательных возможностях: речь идет не только о том, сколько и  какие задачи решает молодой человек, но и о том, каким образом он это делает.
Ранняя взрослость – это  период становления человека как  профессионала. Очень важна самостоятельность  выбора и сознательное становление  личного профессионального плана. Молодость для многих молодых  людей – студенческая пора, когда  им приходится выдерживать довольно большие нагрузки – физические, нравственные, умственные и волевые.
Также в юношеском возрасте характерна противоречивость внутреннего мира, сложность нахождения своей самобытности и формирования яркой, высококультурной индивидуальности. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются такие качества как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам.
В этом периоде могут возникнуть серьезные проблемы с развитием  самосознания. Затянувшийся период обучения зачастую приводят к инфантилизму, аномии (низкой степени воздействия на человека норм). К концу периода нередко возникает кризисное состояние, связанное с тем, что при сложившейся жизни личность еще несовершенна, много времени потрачено впустую. Этот кризис свидетельствует о том, что человек переходит на новую возрастную степень. Кризисное состояние дает импульс к дальнейшему совершенствованию личности, ее развитию. [2]
Таким образом, можно предположить, что система ценностей молодых  людей и их жизненные ориентации играют первостепенную роль в их жизнедеятельности на данном периоде. [7]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список литературы:
1.Братусь Б.С. Аномалии  личности. – М.: Мысль,1998
2.Возрастная психология / Сост. М.В.Оленникова. – Спб. ООО  «Сова», 2004
3.Леонтьев Д.А. Психология смысла. – М.: Смысл,2003
4. Молчанов.С. Особенности ценностных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрастах // Психологическая наука и образование. - 2005. - С.16-25. - С. №3
5.Развитие субъекта образования:  проблемы, подходы, методы исследования/под  ред. Е.Д.Божович
6.Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика
7.Столяренко Л.Д. Основы  психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 672 с.
8.Чудновский В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни // Вопросы психологии.- №3.-2003.-С.3-15.
9.Франкл В. Человек в поисках смысла. - СПб.: Ювента, 1997
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.1К определению понятия  ценностной ориентации в психологии
Феноменология ценностей  в психологии – одна из самых  непроясненных областей. По словам А.Маслоу, понятие ценности – «это большой сундук, где хранятся разнообразные, непонятные вещи». Разные авторы выделяют различные, нередко прямо противоположные  признаки этого понятия. К тому же оно, кроме психологии, входит в научный  аппарат и многих других наук, откуда привносятся свои оттенки значений. Кроме того, нет однозначного понимания  того, как соотносятся ценности и  ценностные ориентации. Вот как определяется ценностная ориентация в справочных изданиях.
«Ценностные ориентации –  важнейшие элементы внутренней структуры  личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его  переживаний и отграничивающее  значимое, существенное для данного  человека от незначимого, несущественного. Совокупность сложившихся ценностных ориентаций образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов»(Философский энциклопедический словарь, 1987.С.756).
«Ценностные ориентации –  разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств  достижения этих целей. Они образуют высший уровень иерархической предрасположенности  к определенному восприятию условий  жизни и деятельности и к поведению  в долгосрочной перспективе»(Словарь  по социологии, 1989.С442).
«Ценностные ориентации –  понятие, выражающее положительную  или отрицательную значимость для  индивида предметов или явлений  социальной действительности. Они выражают внутреннюю основу отношений человека к различным ценностям материального, морального, политического и духовного порядка»(Психологический словарь,1983.С.400).
Все эти определения являются психологическими, они отражают, не столько особенности подхода  той или иной науки, сколько различные  аспекты ценностных явлений. Многообразие проявлений ценностной ориентации М.С.Каган связывает с тем, что она может выступать на разных уровнях субъекта, который может быть не только индивидуальным, но и групповым.
Различные подходы к пониманию  ценностей, имеющиеся на сегодняшний  день, как в зарубежной, так и в отечественной психологии, попытался синтезировать Д.А.Леонтьев. Все трактовки природы и сущности ценностей были сведены им к шести оппозициям.
    Ценности как атрибут чего-либо – ценности как самостоятельное психологическое явление;
    Ценности как конкретные предметы – ценности как абстрактные сущности;
    Ценности как образования, имеющие индивидуальную природу – ценности как образования, имеющие надиндивидуальную природу;
    Ценности как универсальные и абсолютные сущности – ценности как социальное явление, в котором в снятом виде отражаются черты жизнедеятельности социума и общественные отношения;
    Ценности как отчужденные от личности социальные регуляторы, «пересаженные» внутрь посредством механизмов социального контроля – ценности как внутренний «имманентный» личности ориентир деятельности, выступающий как собственная интенция;
    Ценности как нормы стандарта и правила поведения, которые требуют однозначного понимания и неукоснительного соблюдения – ценности как идеалы или модели должного, несводимые к однозначным предписаниям, задающие только общую направленность деятельности, а не ее конкретные параметры. [5]
Известно, что подростковый и юношеский возрасты - это период высокой сензитивности к формированию мировоззрения и целостной картины мира, в которой ценностные ориентации выступают как психологические новообразования. В концепции С. Шварца в основе любой ценностной ориентации лежат желаемые, внеситуативные цели, различающиеся по степени значимости и побуждающие человека к действию. Система таких целей составляет определенный мотивационный тип. На основании философского и культурологического анализов, результатов психологических исследований ценностной сферы личности, литературы автор выделяет 10 типов ценностной ориентации, или мотивационных типов, образующих иерархию в зависимости от личностной значимости. Выделение мотивационных типов основывается на утверждении о наличии универсальных потребностей человека, поэтому С. Шварц рассматривает предложенные ценностные ориентации как общекультурные и существующие в различных социальных группах. Автор выделяет три группы универсальных человеческих потребностей:
    биологические потребности человека,
    потребность в социальном взаимодействии и управлении этим взаимодействием,
    потребности, связанные с функционированием и выживанием группы. Эти универсальные потребности рассматриваются человеком или группой людей как специфические цели, которые объясняют, координируют и рационализируют поведение. В различных сочетаниях они присутствуют во всех 10 мотивационных типах, выделенных С. Шварцем. Существующие индивидуальные различия в предпочтении той или иной ценностной ориентации связаны с уникальным сочетанием потребностей, темперамента и социального опыта каждого конкретного человека. В то же время автор декларирует панкультуризм, считая, что можно выделить универсализм иерархии ценностей, отражающий общее значение ценностей для человеческой природы и адаптивную функцию каждой из них в развитии общества. С. Шварцем были выделены следующие ценностные ориентации (мотивационные типы):
    - власть. Главной мотивирующей целью выступает достижение высокого социального статуса, престижа, стремление к контролю или доминированию над другими людьми и ресурсами в рамках социальной системы;
    достижение. Основным является стремление достичь личного успеха в конкретной деятельности за счет собственной компетентности в соответствии с социальными стандартами и последующим социальным одобрением;
    гедонизм. В основании данного мотивационного типа лежит чувственная направленность на себя и стремление получить как можно больше удовольствий для себя. Жизнь рассматривается как цепочка наслаждений;
    стимулирование (полнота жизненных переживаний). Главная цель - наличие новых впечатлений и изменений в жизни. Перемены, частые жизненные выборы обеспечивают необходимое ощущение новизны и возбужденности;
    саморегуляция (самонаправленность). Данный мотивационный тип предполагает автономность и независимость мыслей и поведения, нацеленность на создание нового, исследовательский интерес;
    универсализм. Выражает стремление к пониманию и признанию всех других людей, терпимому отношению к ним и заботе об их благополучии. Значимым является не только мир людей, но и мир природы;
    благосклонность (заботливость). Главная цель - взаимодействие со значимыми для тебя людьми и забота об их благополучии. Контакты осуществляются в первую очередь с теми людьми, с кем человек поддерживает хорошие отношения или находится в постоянном контакте;
    традиции. Мотивационный тип: уважение, принятие, подчинение и поддержка существующих традиций и общих идей в рамках социокультурной или религиозной группы как основа успешного функционирования группы;
    конформность. Главная цель - ограничение действий, импульсов и намерений, причиняющих вред другим или отклоняющихся от социально принятых норм и ожиданий;
    безопасность. Основой данного мотивационного типа является стремление сохранить гармонию и стабильность в обществе, необходимость безопасности человека, семьи и общества. Выделенные мотивационные типы связаны с определенными формами поведения и, соответственно, находятся друг с другом в динамических отношениях, как противопоставления, так и соответствия. Были выделены две пары противоположных отношений между ценностными ориентациями:
    ценности сохранения и консерватизма (безопасность, конформность и традиции) противоположны ценностям изменений (саморегуляции и стимулирования);
    ценности ориентации на других людей и самопреодоления (благосклонность и универсализм) противоположны ценностям ориентации на себя и самовозвышения (гедонизм, достижения и власть).
Исследования, проведенные в 53 странах, включая Россию, обнаружили феномен консенсуса ценностей, подтверждающий панкультурный универсальный характер развития ценностных ориентации у разных народов. Наиболее значимыми оказываются благосклонность, саморегуляция, универсализм, далее по значимости следуют безопасность, конформность и достижения. Группу менее значимых мотивационных типов составляют гедонизм, стимулирование, а на последнем месте оказываются традиции и власть. Возрастная специфика иерархии ценностей находит отражение лишь в том, что для юношеского возраста (выборка студентов), по сравнению со зрелым возрастом, ценность достижений оказывается более значимой, чем безопасность и конформность (С. Шварц, Е.П. Белинская, В.С. Собкин). Возникают два вопроса: во-первых, чем обусловлена выявленная иерархия ценностей и, во-вторых, что является причиной сходства (консенсуса) ценностей? С. Шварц объясняет универсализм ценностей их функциями в социальной жизни группы и общества - функциями ориентации в мире социальных норм, эталонов и правил, регуляции и согласования взаимных ожиданий, кооперации и сотрудничества между людьми. Общество, заинтересованное в высокой согласованности деятельности различных групп при минимуме социального контроля, обеспечивает усвоение ценностей личностью в процессе развития в семье, школе, общественных организациях, благодаря влиянию СМИ, в ходе присвоения культурного опыта (искусство, литература). Ориентировка личности в системе социальных и межличностных отношений основывается на присвоенной иерархии ценностей, содержание и структура которой отражают заинтересованность общества в единстве картины мира и координации действий всех его членов. С. Шварц обосновывает положение о том, что социальная и политическая организация общества - уровень социально-экономического развития государства и следование принципам авторитаризма (демократии) - является существенным фактором, определяющим структуру и динамические отношения ценностных ориентаций личности. Консенсус ценностей, с точки зрения автора, по различным культурным группам обусловлен тремя условиями:
    Самое важное - это обеспечение и сохранение кооперации и взаимоподдер-живающих отношений среди членов значимой группы. Без таких отношений взаимодействие в группе будет сопровождаться конфликтами, и дальнейшее существование группы будет под угрозой. Таким образом, важнейшим моментом в выработке системы ценностей является идея поддержки позитивных отношений, идентификации с группой и лояльности ее членов.
    Позитивные отношения выступают необходимым, но недостаточным условием существования и развития общества, групп и их отдельных представителей. Люди должны быть «заинтересованы» потратить время, затратить физические и интеллектуальные усилия для продуктивной работы, для решения возникающих при выполнении задания проблем, для генерации новых идей и технических решений.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.