На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Кодификация римского права

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 26.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
 
Введение 2
1 Кодификация римского права 3
2.  Виды пактов в римском частном праве. 11
3.Казусы 20
4. Наследники по цивильному праву. 25
Заключение 26
Список использованной литературы 27
 
 


Введение
 
Несмотря  на многовековой процесс изучения наследия Древнего Рима, предмет римского права  остается актуальным и по сей день. Значение римского права проявилось и проявляется до сих пор в самом явлении его восприятия, как основы национального права, во всем мире.
Римское право характеризуется непревзойденной  по  точности разработкой всех существенных  правовых  отношений  простых  товаровладельцев (покупатель и продавец, кредитор и должник,  договор, обязательство).
По одному известному выражению, римляне “трижды  покоряли мир”. Первый раз - легионами, второй -  христианством, третий  раз - правом.
 


1 Кодификация  римского права
 
Изобилие  и разнохарактерность нормативного материала предопределили в императорский  период потребность в объединении  и систематизации накопившегося  материала. Римским юристам необходимо было создать единую и функционально  дееспособную систему правовых норм, и так, путём кодификации, были сведены  воедино, по крайней мере все накопившиеся к этому времени в необъятных количествах правовые нормы специфически ориентированного императорского законодательства вместе со всеми императорскими рескриптами и исходившей от него правовой практики.
Первые  кодификационные попытки были предприняты  частными лицами, составлявшими сборники императорских конституций. Так, известны два сборника императорских конституций, составленные в конце III в. — начале IV в.н.э.: Codex Gregorianus, объединивший конституции от Адриана (I1 в.н.э.) до конца III в.н.э. и Codex Hennogenianus, дополнивший первый сборник последующими конституциями, До Константина (начало IV в.н.э.). 
В первой половине V в.н.э. была осуществлена первая официальная кодификация: император Феодосии II издал Codex Theodosianus (Феодосиев кодекс), в котором были собраны и систематизированы императорские конституции, начиная с Константина. Кодекс делился на 16 книг, книги — на титулы, внутри которых отдельные конституции расположены в хронологическом порядке. Конституции, появившиеся после издания кодекса, получили название Феодосиевых Новелл. 
Работа  по подготовке этой первой функционально  приемлемой кодификации, цель которой  заключалась в том, чтобы «показать  всем и каждому, что он должен и  что ему разрешается должен», имела менее чем скромный результат: всего лишь некое собрание императорских  конституционных норм периода после  правления Константина Великого.
Другими словами, этот кодекс представлял собой  свод общих законов. В этом смысле вся работа по кодификации явилась  всего лишь продолжением двух предшествующих комплектов отдельных конституций.
После разделения (в V в.н.э.) Римской империи на две части (восточную и западную) западная половина оказалась под властью германских завоевателей. На ее территории образовались королевства: Вестготское, Остготское, Бургундское. В этих королевствах продолжало действовать римское право, причем короли издавали в помощь судам сборники, включающие извлечения из названных выше кодексов — leges, а также из сочинений наиболее известных юристов — ius (Гая, Павла, Папиниана). Таковы сборники: LexRomana Wisigothorum (для Вестготского королевства), Edictum THeodorid (для Остготского королевства). Lex Roinana Burgundionum (для Бургундского королевства).
Следует назвать также некоторые частные  сборники, содержащие компиляцию leges и ius. Таковы: Fragmenta Vaticana, сборник, названный по месту открытия (в начале XIX в.) в Ватиканской библиотеке, относящийся к концу IV или началу V в.н.э .и содержащий отрывки из Папиниана, Павла, Ульпиана, в сопоставлении с императорскими конституциями; Collatio legum Romanarum et Mosaicarum - также начала V в.н э., сопоставление текстов Гая, Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестина и императорских конституций с Моисеевым законодательством и др.
В середине  V столетия до н. э. римская кодификация  права получила название «Законов XII таблиц». В течение многих веков  они считались в Риме основным источником права - публичного и частного (fons omnis publici privatique juris).
Свое  название Законы получили в связи  с тем, что были написаны на 12 деревянных досках, выставлявшихся на городской  площади. Никто поэтому не мог  «отговариваться незнанием закона». По некоторым сведениям, от всякого  вступающего в ряды Граждан юноши требовалось знание законов наизусть. Считалось, что без этого нельзя выполнять обязанности гражданина, в особенности судейские.
Законы XII таблиц были в своей основе записью  обычного права. Больше всего в ней  нуждались плебеи (для защиты от произвола патрицианских судей). Кодификация права была для них  этапом в борьбе за уравнение с  патрициями.
Сами  законы до нас не дошли. Они известны лишь в отрывках, которые сохранились  в сочинениях древних авторов, в  особенности юристов, - Цицерона, Ульпиана, Гая и др.
Среди этих источников особое место занимает сочинение  юриста II века н. э. Гая, автора «Институций» - учебника для римских юридических  школ. Его случайно обнаружил историк Нибур в 1816 году в итальянском городе Вероне. «Институций» Гая были найдены под текстом сочинения богословского содержания.
 Неизмеримо  большее значение по сравнению  с кодификацией Феодосия II имеет  кодификационная работа, проведенная  в первой половине VI в.н.э. при Юстиниане. В это время зарождаются планы воссоединения восточной части империи с западной, находившейся тогда в руках варваров. Кроме того, интересы государства требовали единства права, определенности и ясности его содержания. Господствующий класс был заинтересован в том, чтобы явно устаревшие нормы были отменены и право было обновлено. 
В соответствии с этим Юстиниан поставил перед собой  задачу собрать накопившийся огромный материал, притом не только leges (императорские законы, как было при предыдущих кодификационных работах до Феодосия II включительно) но также и ius (сочинения классиков). Весь материал имелось в виду привести в соответствие с потребностями эпохи, устранить противоречия, отбросить все устаревшее. Руководящими началами, естественно, должны были служить укрепление императорской власти и обеспечение эксплуатации рабов (рабство на Востоке сохранилось дольше, чем на Западе).
 Для  выполнения кодификации назначались  особые комиссии. Активное участие  в кодификации принимали выдающиеся  юристы того времени — Трибониан (начальник императорской канцелярии и заведующий редактированием законов) и Феофил (профессор Константинопольской школы права).
Работа  началась с собрания императорских  законов. Комиссия, образованная для  этой цели в 528 году, составила уже  в 529 году так называемый Кодекс первого  издания (не дошедший до нас).
В 530 году была образована комиссия для кодификации  ius, сочинений классиков. В 533 году был составлен и обнародован сборник извлечений из сочинений классических юристов под названием Digesta (собранное) или Pandectae (все вмещающее) . Этот сборник, получивший обязательную силу, состоял из 50 книг, разделенных на титулы и фрагменты.
В том  же 533 году был обнародован элементарный учебник римского права — Институции, получивший вместе с тем силу закона. Институции Юстиниана состояли из четырех  книг, разделенных на титулы; в основу их содержания были положены Институции Гая.
Параллельно с этими кодификационными работами Юстиниан разрешил в законодательном  порядке ряд наиболее спорных  вопросов гражданского права. Эти законы, известные под названием “50 решений”, были использованы в целях пересмотра только что изданного кодекса. В  результате этого пересмотра в 534 году появился кодекс нового издания (сохранившийся), состоявший из 12 книг, разделенных на титулы.
 При  составлении Дигест и отчасти  кодекса кодификационные комиссии  допускали изменения подлинного  текста классических произведений  и делали вставки. Такие изменения  комиссия по составлению Дигест  производила, основываясь на предоставленном  ей праве устранять все ненужное  и Устаревшее. Внесенные комиссией  изменения и вставки носят  наименование “интерполяции”. Например, поскольку к VI в.н.э. многие обряды, термины, даже целые институты устарели, кодификаторы заменяли их современными.
Так, в  древнейшем римском праве, для того чтобы передать в собственность  другому лицу земельный участок, раба рабочий скот, совершали торжественный  обряд так называет мой манципации (см. ниже, разд.У, гл. III, § 1, п. 4). Ко времени Юстиниана этот обряд давно вышел из употребления, и для того чтобы передать какую-либо вещь в собственность другому, эту вещь просто передавали в фактическое владение приобретателя. Поэтому кодификаторы, встречая термин mancipatio, нередко заменяли его термином traditio. Иногда интерполяции были более сложными. 
Но имя  Юстиниана было связано прежде всего с навсегда вошедшим в мировую историю его фундаментальным трудом в области римского права «Corpus Juris Civilis» («Свод римского гражданского права», или «Кодификация Юстиниана»). Огромное значение этого правового документа объясняется тем, что его созданием автору удалось вдохнуть жизнь в существовавшую тогда систему римского права. Кодификация приняла в своё лоно не только императорское законодательство, но также и все наиболее важные конструктивные элементы трудов известных римских учёных- правоведов.
Устремления юстиниановского периода (первая половина VI в.) были направлены на осуществление грандиозной и непосильной задачи восстановления единства Римской империи. К этой цели сводилась политика и в области законодательства. Законодательная политика ставила задачей из двух императорских законов (leges) и работ классических юристов (ius) - создать свод законов, пригодных для применения в новых политических и экономических условиях. Для того чтобы старые источники права превратить в живые источники нового права, нужно было создать из хаоса текстов, законов, конституций одно стройное целое. Перед юристами была поставлена еще задача использовать все, что дало развитие права за три столетия, прошедшие между эпохой, т.е. отразить изменения, которые претерпело римское право при пересадке его с Запада на Восток, под греческими, восточными и христианскими влияниями, а также и тех изменений, которые происходили на Востоке под влиянием западной после классической литературы. Таким образом, свод законов Юстиниана является в основном компиляцией из преобразованных, переделанных и обобщенных. Кодификация Юстиниана отличается от предыдущих кодификаций несравненно более высокой творческой силой. В ней обнаруживается источников и более обильное их использование, но и гораздо более тщательная обработка избранных текстов.
 Собранный в Дигестах материал состоял из трех больших групп: а) из сочинений классиков, относящихся к цивильному праву (так называемые libri ad Sabinum; такое название дано потому, что Сабину принадлежал комментарий к цивильному праву); б) из сочинений классиков, посвященных преторскому эдикту (libri ad edictuin); в) из сочинений Папиниана и некоторых других, не попавших в две первые категории. 
 Составление  Институций, Дигест, Кодекса не могло,  разумеется, остановить дальнейшее  развитие жизни и устранить  потребность в издании новых  законов. Юстинианом был издан  (после окончания кодификационных  работ) ряд законов, которые  известны под названием Новелл (т.е. новых законов). Новеллы объединены  в сборник уже не Юстинианом, а позднее (до нас дошли некоторые  частные собрания) .
В Восточной  империи в течение примерно пяти веков после кодификации Юстиниана составленные им сборники служили базой научной и практической работы. По мере изменений в социально-экономической жизни и возникновения новых потребностей вносились поправки и производилась переработка отдельных частей Юстиниановой кодификации, например Базилики императора Льва Мудрого, конец IX — начало Х в., и др 
На Западе в раннее средневековье имела  применение не Юстинианова кодификация, а названные выше сборники отдельных королевств (особенно lex Romana Wisigothoruin). Только в Италии после уничтожения Остготского королевства применялись Институции, Кодекс, Новеллы. Дигесты до середины XI в. на Западе не были известны. Около середины XI нашли рукопись Дигест (VI или VII в. н. э.), названную позднее флорентийской. Эта находка дала толчок для оживления римского права (прежде всего в Болонье с ее знаменитой юридической школой). 
 Большое  значение юридического труда  Юстиниана, представлявшего собой  единый правовой документ и  состоявшего из Дигест, Кодекса, Институций и Новелл, заключается, прежде всего, в том, что вошедшие в него Дигесты, а позже также Кодекс и Институции, стали играть роль основных источников для ренессанса римского права в Европе в эпоху Позднего средневековья. Однако значение этого огромного юридического труда в качестве правового источника, пусть даже и в сокращенном и значительно переработанном виде, оказало непосредственное влияние также и на греческое право.
Во время  правления византийского императора Лео Мудрого (886-911гг.) появился греческий  вариант переработки законодательства с использованием соответствующих  текстовых фрагментов, но эта работа проводилась не на базе латинских  оригинальных текстов, а на основе более  ранних переработок, выполнявшихся  на византийской почве. Последнее слово  в этом искажении (а это было именно искажение юстинианского источника)- появление в 1345г. справочника, основу которого составляли выдержки из выдержек из «Corpus Juris Civilis». Этот справочник состоял из шести книг и поэтому назывался Hexabiblos («Шестикнижник»). Этим справочником греческие граждане начали пользоваться после того, как турки в 1453 г. завоевали Константинополь, и продолжали им пользоваться в качестве действующего закона вплоть до 1941 г., когда они, наконец, приняли кодификацию, соответствовавшую современному гражданскому праву.
С точки  зрения всемирной истории Свод римского гражданского права «Corpus Juris Civilis» имело огромное значение в качестве источника права по той причине, что он создал предпосылки для реконструирования самого метода формирования римского права, которое на протяжении почти целого тысячелетия было непревзойденным образцом во всех вопросах, имевших прямое отношение к всестороннему охвату всех сфер жизни и деятельности общества, к практической функциональной дееспособности правовых норм, наконец, к самой утонченности юридической техники. И все это было создано в эпоху высокоразвитой античной культуры.
 

2 Виды пактов в римском частном праве
 
В классической юриспруденции, на основании опыта  полученного из обязательственных  сделок в рамках ius gentium (права народов), в которых обязательство возникает из взаимного согласия двух сторон, стало постепенно формироваться представление, что во всякой двусторонней сделке делового оборота силой, создающей обязательство, является ''соглашение'' достигнутое между сторонами. В одних случаях для возникновения обязательства достаточно одного такого соглашения, в других же (в сделках ius civile т.е. частного квиритского права, частного права римских граждан) необходимо, чтобы оно было облечено в торжественную форму или сопровождалось исполнением определенных действий.
В конце  классической эпохи contrahere, contractus начинают приобретать новое, субъективное значение ''согласиться, соглашение'' и относиться к лишь обязательствам, возникающим по соглашению сторон, но в тоже время больше не применяются к прочим обязательствам, возникающим в результате хотя и законного действия, но о котором стороны не договаривались.
В этом новом  значении ''договора как источника  обязательства'' термин contractus был усвоен Юстиниановым собранием и современной юридической наукой.
Контрактам  противостояли пакты, которые, по общему правилу не пользовались исковой  защитой. Отличие пактов от консенсуальных контрактов состоит в том, что  к последним относятся только четыре определенных договора. Категория же пактов охватывает разнообразные соглашения за пределами защищенных ius civile контрактов.
Пакт (как  и contractus) есть соглашение, притом соглашение неформальное. Однако в отличие от контракта пакт, как правило, есть соглашение, не пользующееся исковой защитой. В преторском эдикте, правда, было сказано: “pacia conventa servabo”, т.е. я буду признавать, сохранять заключенные пакты (откуда ведет происхождение афоризм: pacta sunt servanda — соглашения надо соблюдать, не нарушать, D. 2.14.7.7). Однако признание пактов со стороны претора выражалось, как правило, не в предоставлении иска, а только в обеспечении возможности сослаться на pactum в порядке возражения (так называемая exceptio pacti). 
С течением времени все же некоторые категории  пактов в виде исключения получили и исковую защиту. Признание пактов было вызвано тем, что по мере развития торговли и промышленности в рабовладельческом  обществе в повседневную практику вошло  множество неформальных соглашений, не подходящих ни под один из установленных  типов контрактов. Оставить новые  виды неформальных соглашений без исковой  защиты в некоторых случаях было нельзя, так как это не соответствовало  бы требованиям развивавшегося оборота  и подрывало бы устойчивость деловых  связей.
В преторском эдикте, либо путем присоединения их (в качестве оговорки) к какому-либо контракту, либо путем признания в императорском законодательстве. Этот факт наделения некоторых пактов исковой защитой послужил основанием для разделения их на pacta vestita (защищенные) и pacta nuda (голый пакт).
Так возникли две категории пактов: 1) pacta nuda, “голые” пакты, т.е. не снабженные (“не одетые”) иском, и 2) Pacta vestita, пакты “одетые”, снабженные иском. Последние в свою очередь делятся на: а) pacta adiecta — пакты, присоединение к договору, защищаемому иском; б) pacta praetoria — акты, получившие защиту от претора, и в) pacta legitima — кты, получившие исковую защиту от императоров, в императорском законодательстве.
Присоединенные  контракты (раста adiecta). Pacta adiecta — это дополнительные к какому-нибудь защищаемому иском договору (контракту) соглашения, имеющие целью внести какие-либо видоизменения в юридические последствия главного договора, в частности возложить на ту или другую сторону в договоре какие-либо дополнительные обязанности. 
 Как  правило, такие добавочные пакты  присоединялись к главному договору  непосредственно при его заключении; например, лицо, продававшее земельный  участок, тут же условливалось  с покупателем, что проданный  участок не передается немедленно, а остается на известный срок  в арендном пользовании продавца. В случае нарушения подобного  рода пакта, присоединенного к  купле-продаже, давался иск из  основного договора (т.е. продавцу  — actio venditi, покупателю — actio empti). 
Не исключалась  возможность присоединения к  договору дополнительного пакта  и по прошествии некоторого промежутка времени после заключения договора (ex intervallo). Однако пакт, присоединенный к договору по истечении некоторого времени, защищался иском только в том случае, если по своему содержанию он был направлен на то, чтобы сделать положение должника более льготным, а не более тяжелым; например, пакт об отсрочке исполнения или об уменьшении размера процентов и т.п. защищался иском, хотя бы он был присоединен к основному договору только через некоторое время после заключения договора; напротив, пакты о приближении срока исполнения, об увеличении размера процентов и т.п., заключенных ex intervallo, исковой защитой снабжены не были. 
 К  числу пактов, “одетых” претором  и потому называемых pacta praetoria, принадлежат, например, constitutuffl debiti,receptum.
 Constitutum debiti называлось неформальное соглашение, по которому одно лицо обязывалось уплатить другому лицу уже существующий долг (и тем самым подтверждало долг, откуда идет название самого пакта: constitutum debiti — подтверждение долга).
С помощью  этого пакта можно было обязаться  уплатить или свой (существующий) долг, или же долг другого лица.
Заключая  constitutuin debiti, можно было и изменить содержание договора.
Подтверждение собственного долга имело тот  смысл, что ярким путем уточнялся  срок платежа, причем, как правило, должник  получил одновременно отсрочку исполнения. Подтверждение чужого долга понималось как принятие обязательства уплатить чужой долг (т.е. как одна из форм поручительства).
 Под  названием receptum в преторском эдикте были объединены три категории пактов, по существу не имевшие между собой ничего общего:
а) receptum arbitrii — соглашение с третейским судьей; Два лица, пришедшие между собой к соглашению о передаче своего спора на разрешение третейского судьи (arbiter), заключали с намеченным арбитром пакт, по которому арбитр обязывался рассмотреть порученное дело; такое соглашение с арбитром и называлось receptum arbitrii. Третейский судья, взявшийся рассмотреть спор и уклонившийся затем от исполнения пакта без уважительных причин, подвергался штрафу. В качестве уважительных причин неисполнения принятого арбитром обязательства рассмотреть дело признавались следующие: болезнь арбитра; возложение на него публичных обязанностей, не позволяющих исполнить обязанности арбитра; враждебные отношения, сложившиеся после заключения receptum между арбитром и спорящими лицами, и др.
б) receptum nautarum, cauponum stabulariorum — соглашение с хозяином корабля, гостиницы, постоялого двора о сохранности вещей проезжих; Receptum nautarum, cauponum, stabulariorum. На практике нередко наблюдались случаи, когда хозяева кораблей (nautae), содержатели трактиров и гостиниц (caupones), постоялых дворов (stabularii) и т.п. имели связь с ворами и Разбойниками, которыми изобиловали и водные, и сухопутные пути сообщения. Между тем лица, которым приходилось проржать по морю или по дорогам на суше и пользоваться услугами хозяев кораблей, трактиров, постоялых дворов и т.п., они вынуждены доверять им и оставлять у них на хранение свои вещи (например, лошадь в стойле). Настоятельно необходимо было хотя бы несколько сократить случаи обворовывания проезжавших на кораблях или останавливавшихся я трактирах, постоялых дворах и т.п. и способствовать большей безопасности путешествий (тем более, что находиться в названных предприятиях были вынуждены и лица, принадлежавшие к верхушке господствующего класса). Для этой цеди преторский эдикт установил повышенную ответственность хозяев названных предприятий за целость вещей их клиентов. Хотя передача путешественником багажа, лошади и пр. на хранение содержателю подобного рода предприятия, в котором оказался путешественник, происходила автоматически причем отказаться от принятия вещей путешественника на хранение содержатель такого предприятия не имел права, однако здесь усматривали неформальное соглашение, пакт (в виде receptum, т.е. принятия), по которому на хозяина предприятия возлагалась повышенная ответственность: она имела место даже в том случае, если вещь пропала или причинен иной вред и без вины принявшего вещь. Хозяева названных предприятий освобождались от ответственности только в том случае, если ущерб наступал вследствие стихийного бедствия.
Для защиты путешественника, потерпевшего от кражи, порчи вещей, с которыми он пришел на корабль или в трактир, претором давалась actio in factum о возмещении ущерба, понесенного собственником вещи.
в) receptum argentariorum — соглашение с банкиром об уплате третьему лицу известной суммы за контрагента банкира, заключившего пакт. Receptum argentarii. Так называлось неформальное соглашение, по которому банкир, или меняла, принимал на себя обязательство перед своим клиентом уплатить его долг известному третьему лицу. В силу этого соглашения банкир не становился должником третьего лица: третье лицо оставалось кредитором только клиента банкира, к клиенту третье лицо и должно было направлять свою претензию; но если у должника не оказывалось средств для оплаты, он предлагал своему кредитору получить с банкира, заключившего receptum с должником (клиентом); если банкир отказывался платить, клиент получал против него actio recepticia.
 Пакты,  получившие юридическое признание  (исковую защиту) в законодательстве  позднейшей империи, называются  oacta legitima. Права кредиторов, возникавшие из этих соглашений, защищались посредством condictio ex lege, кондикционного иска (вытекавшего из соответствующего закона).
В качестве примеров императорских пактов можно  назвать compromissum, pactum donationis.
 Под  compromissum разумеется соглашение лиц, между которыми имеется спор относительно права, о передаче этого спора на разрешение третейского судьи (соглашение с самим третейским судьей называлось receptum arbitrii).
В классическую эпоху выполнение соглашения сторон о разрешении спора третейским судом  обеспечивалось или тем, что спорная  вещь либо денежная сумма передавалась третейскому судье с тем, чтобы  он передал ее тому , в чью пользу будет разрешен спор, или же посредством стипуляции. За неисполнение решения арбитра на виновную сторону налагался штраф.
Императорское законодательство дало непосредственную исковую защиту pactum compromissi.  Pactum. donationis — неформальное соглашение о дарении. Дарением называется договор, по которому одна сторона, даритель, предоставляет другой стороне, одаряемому, вещь (или иной составной элемент своего имущества, например право требования) с целью проявить щедрость в отношении одаряемого (animus donandi). Дарение может состоять в передаче права собственности на вещь, в платеже денежной суммы, в установлении сервитута и т.д. Частным случаем дарения было дарственное обещание, т.е. обещание что-то предоставить, совершить известные действия и т.д.
В классическом праве дарственное обещание имело  обязательную силу только в том случае, если оно было облечено в форму  стипуляции; неформальное дарственное обещание не порождало обязательства. Помимо этого формального требования еще в республиканский период для сохранения имущества в руках богатых семейств было установлено ограничение размера дарения (закон Ценция, 204 г. до н.э.), за исключением дарений, совершаемых в пользу ближайших родственников. Максимальный размер дарения, допущенный Цинциевым законом, неизвестен (не дошел до нас). Цинциев закон принадлежит к числу так называемых leges imperfectae т.е. таких законов, в которых не предусматриваются юридические последствия их нарушения. Для проведения закона в жизнь претор стал давать exceptio leges Cinciae (возражение против иска об исполнении дарственного обещания противоречащего Цинциеву закону). 
В императорский  период (в начале IV в. н.э.). Цинциев закон утратил значение. Императорским законодательством было введено требование совершать так называемую судебную инсинуацию дарственных актов, т.е. требовалось заявить их перед судом с занесением в реестр. Первоначально требование публичности дарения относилось к дарению на любую сумму, но Юстиниан ограничил применение insinuatio лишь дарениями на сумму свыше 500 золотых и установил, что дарения на меньшие суммы получают силу независимо от каких-либо формальностей. Тем самым pactum donationis получил исковую силу.
Ввиду того, что даритель не только не получает от дарения никакой utilitas (хозяйственной выгоды), но даже теряет нечто, ибо дарение предполагает обогащение одаряемого за счет имущества дарителя и, следовательно, имущество дарителя в этом случае уменьшается, ответственность дарителя за возможную эвикцию подаренной вещи, за обнаруженные в ней недостатки и пр. ограничивалась только случаями допущения дарителем dolus и culpa lata.
Дарение своеобразно еще в том отношении, что при известных обстоятельствах  допускалась односторонняя отмена дарения. Так, патрон мог отменить дарение, совершенное в пользу вольноотпущенника, в случае неблагодарности одаренного. Эта норма является частным отражением зависимости, в которой находились вольноотпущенники по отношению к патронам и которая нередко переходила в эксплуатацию вольноотпущенника. Юстиниан установил уже в качестве общего правила для всех случаев дарения, что неблагодарность одаренного служит основанием отмены дарения. В качестве примеров неблагодарности в законе Юстиниана названы: нанесение тяжелой обиды, создание опасности для жизни дарителя, причинение ему значительного имущественного вреда. Патрон, не имевший детей в момент совершения дарения в пользу вольноотпущенника, имел право потребовать дар обратно в случае последующего рождения у него детей.
Можно добавить, что к числу пактов, первоначальная защита которым была предоставлена  претором и потому называемых pacta praetoria, принадлежали:
1. клятвенное соглашение (pactum de jurejurando), по которому, например, в ответ на требование кредитора о производстве платежа лицо, ответственное по этому требованию, но не считающее себя должником, заявляло: “Поклянись, что я тебе должен, и я поверю”. Если кредитор приносил клятву, обязательство признавалось неоспоримым и могло быть осуществлено в принудительном порядке уже на сновании одного только клятвенного соглашения;
2. соглашение об установлении денежного долга (pactum de pecunia constituta) применялось в случаях, когда ответчик признавал предъявленный к нему иск об уплате долга, но просил об отсрочке платежа, и истец на отсрочку соглашался. Если бы впоследствии должник уклонился от платежа, соответствующая сумма могла быть взыскана в силу состоявшегося соглашения с увеличением её размера от 1/3 до 1/2 по усмотрению претора.
3. принятие (receptum) выражалось в трех различных формах, сходных не по существу, а лишь вследствие примененного к ним общего наименования:
4. принятие платежа (receptum argentariorum) применялось в случаях, когда банкир обязывался уплатить чужой долг;
5. принятие имущества судами, постоялыми дворами, конюшнями (receptum nautorum, cauponum, stabulariorum) означало, что хозяева этих объектов брали на себя ответственность за принятое от их клиентов имущество независимо от того, будет ли ущерб вызван виной или случаем;
6. арбитрирование (receptum arbitrii) состояло в том, что по соглашению со спорящими сторонами разрешение спора принимал на себя избранный ими арбитр, и его решение, не исполненное сторонами добровольно, приводилось в исполнение по приказу претора.
Пакты, получившие исковую защиту в императорском  законодательстве, назывались pacta legitima (законные пакты). Это были соглашения, защита которых была закреплена в правовых нормах, исходивших от императора.
 


3 Казусы
 
3.1 Виды исков:
а) «Если  раб убил с ведома господина, то он возлагает ответственность в  полном объеме на господина, ибо считает, что убил сам господин; если без  ведома господина, то имеется личный ноксальный иск и господин не обязан отвечать за злодеяния раба свыше причинившего вред»
Из институции Гая Книги III «Об обязательствах»  видно, что незаконно убивающим  считается тот, по умыслу или по вине которого совершается убийство, и  нет никакого другого закона, по которому должно бы взыскать штраф  за убыток, причиненный непротивозаконным образом; вследствие этого не подвергается наказанию тот, кто причинил вред как-нибудь случайно, без вины и умысла.
 Да  и при том не только тело  убитого оценивается в иске  этого закона, но если, например, кто убьет раба и собственник  понесет убыток, превышающий стоимость  самого раба, то и это берется  во внимание, например, убили моего  раба, назначенного кем-либо наследником,  прежде, чем он по моему приказанию вступил торжественно во владение наследствам. В этом случае берется во внимание не только стоимость его самого, но и потерянного наследства.          
На случай преступления, совершенного сыновьями  и ра
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.