Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сущность и содержание социального управления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Введение 

       Власть  и социальное управление, как проявление  двух основных формаций нашей цивилизации  гражданского общества и государства, тесно переплетены между собой.
       В реальной жизни могут существовать три диалектически противоречивых варианта взаимоотношения гражданского общества и государства. Гражданское  общество подавляется государством. И как следствие этого возникает  тоталитарный режим. Государство выполняет  волю гражданского общества, действует  в рамках права, как правовое государство. Тогда возникает демократический  режим. Существует зыбкое равновесие между  гражданским обществом и государством и тогда возникают авторитарные режимы различной степени жесткости.
            Гражданское общество можно представить  как своего рода социальное  пространство, в котором люди  взаимодействуют в качестве независимых  друг от друга и государства  индивидов. Основа гражданского  общества - цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид, от существенных  черт которого зависит его  качество и содержание.
            Гражданское общество в лице  появляющихся самостоятельных ассоциаций  людей (религиозных и политических  корпораций, купеческих гильдий,  кооперативов, профсоюзов и т.д.), призванных выражать и защищать  их групповые и индивидуальные  интересы и права, становится  в особое отношение с государством. Чем больше развито гражданское  общество, тем больше основания  для демократических режимов.  И, наоборот, чем  меньше развито  гражданское общество, тем более  вероятно существование авторитарных  и тоталитарных режимов.
            Возникновение гражданского общества  детерминированно разграничением  прав человека и прав гражданина. Права человека обеспечиваются  гражданским обществом, а права  гражданина - правовым государством. В обоих случаях речь идёт  о правах личности, но если  в первом случае имеют в  виду её права как отдельного  человеческого существа на жизнь,  стремление к счастью, то во  втором случае - её политические  права. Таким образом, в качестве  важнейшего условия существования как гражданского общества, так и правового государства выступает личность, обладающая правом на самореализацию как экономических, так и культурных, духовных и политических потенций, реализуя которые, личность, через гражданское общество, обеспечивает воспроизводство социальной жизни.
            Если основным элементом гражданского  общества выступает личность, то  его несущие конструкции - все  те социальные институты, организации  и группы, которые призваны содействовать  всесторонней реализации личности, её интересов, целей, устремлений.  Идеи индивидуальной свободы  и частной собственности лежат  в основе концепции гражданского  общества. Значительное место в гражданском обществе занимают заинтересованные группы, представляющие собой разного рода организации или ассоциации рабочих, фермеров, предпринимателей представителей различных профессий (врачей, адвокатов, инженеров, учителей, преподавателей, учёных), церковные, женские, молодёжные и иные общественные организации, объединённые общностью интересов.
            Заинтересованные группы  и организации  представляют отдельной личности возможность для реализации её способностей. Они отражают разнообразие  экономических, этнических, религиозных, региональных, демографических, профессиональных и иных интересов людей.
            Социальное управление предполагает  создание защитных мер, дабы  никто не мог пасть ниже  общего исходного статуса, и,  естественно, одной из его важнейших  функций является обеспечение  минимума необходимых средств  существования для всех своих  членов.
           Таким образом социальное управление представляет собой систему обеспечения жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовных сфер, их воспроизводства и передачи их ценностей от поколения к поколению. Эта система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворение частных индивидуальных или коллективных интересов и потребностей. Интересы и потребности выражаются через такие институты гражданского общества как семья, церковь, система образования, научные, профессиональные и иные объединения, ассоциации и организации и т.д.
       Власть, в отличие от физического насилия, оказывает воздействие на тело, душу и ум, пронизывает их, подчиняет  закону своей воли. По существу своему она подобна авторитету. Коррелятом её является уважение; этическую ценность она представляет тогда и только тогда, когда так направляет уважающего её, что тот оказывается на в состоянии осуществлять большее количество более высоких ценностей, на подвергаясь непосредственно воздействию со стороны власти. Власть нуждается в оправдании, и эти попытки составляют существенную часть политической истории.
            Часто социальное управление  отождествляется со сферой частных  интересов, потребностей. Человеку  по своей природе присуще стремление  жить в сообществе людей, но  в тоже самое время ему присуща и склонность делать всё по-своему. Само собой разумеется, что в реализации своей склонности он встречает противодействие со стороны других индивидов, которые тоже стремятся делать всё по-своему. Но для того, чтобы не разрушить жизненные основы общества и создала человеческая цивилизация гражданское общество и государство с их важнейшими институтами, определив их целью достижения гармонии между различными интересами, которая, как показывает исторический опыт, всё время оставалась недостижимым идеалом, мечтой, однако часто воплощающейся в конкретно-исторический компромисс, спасающий общества от взаимного истребления.
       Для сравнении этих институтов гражданского общества и государства в данной работе приведено сравнение функций и особенности существования социального управления и власти.
 


Сущность  и содержание социального управления
В окружающем нас мире можно выделить три его  составляющие, определяемые формами  движения материи: неживую природу, живую природу и человеческое общество.
В каждой из этих составляющих протекают процессы развития, осуществляемые под воздействием определенных факторов и условий. Некоторые  из этих факторов можно рассматривать  как управление в неживой природе, или технических системах, управление в живой природе, или биологических  системах, управление в человеческом обществе, или социальных системах.
Управление  техническими системами (производственно-техническими процессами, механизмами, системами  машин) изучается в основном техническими науками.
Управление  в живой природе, то есть управление биологическими системами, является объектом изучения естественных наук.
Управление  как воздействие на социальные процессы, коллективы, классы относят к социальному  управлению. Эта область изучается общественными (социальными) науками.
Наиболее  общие законы и принципы управления рассматривает наука кибернетика. В соответствии с делением окружающего  нас мира на неживую природу, живую  природу и человеческое общество кибернетика разделяется на техническую, биологическую и социальную.
Понятие “социальное управление” рассматривается  в узком и широком значении слова.
В узком  значении социальное управление определяется как процесс воздействия на социальные процессы для достижения поставленных целей.
Анализируя  в “Капитале” различные формы  общественного труда, К. Маркс пришел к очень важному для понимания генезиса и сущности управления выводу: “Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, — писал он, — нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения его самостоятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере”. В широком смысле слова социальное управление рассматривается как сфера деятельности людей. Маркс обратил внимание на выделение социального управления в определенный вид человеческой деятельности: “Труд по надзору и управлению... непосредственно и неразрывно связан с производительными функциями, Которые налагаются всяким комбинированным трудом на отдельных индивидуумов в качестве особого труда”, возникающего “всюду, где непосредственный процесс производства имеет вид общественно-комбинированного процесса, а не является разъединенным трудом самостоятельных производителей”.
Объективная необходимость управленческого  труда порождает особую группу работников — управляющих.
В сферу  деятельности людей по социальному  управлению помимо управленческих работников входят научные работники, занимающиеся исследованиями и разработками в  сфере социального управления, а  также преподаватели, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение  квалификации управленческих кадров.
Необходимость социального управления обусловлена прежде всего фактом разделения труда в группах людей, в крупных коллективах, в масштабе государства, а также необходимостью его кооперации. Следовательно, как совместный труд людей составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является необходимым элементом общего труда, существования и развития общества.
Ключевое  понятие управления — воздействие. Оно осуществляется в технических  и биологических системах. Сразу  скажем, что нас интересует такое  воздействие, которое осуществляется в социальных системах и может  быть понято как воздействие субъекта управления на объект управления с  целью перевода его в новое  желательное состояние.
Однако  воздействие в социальных системах может быть разным по объему, содержанию, направленности, силе власти. В зависимости  от этого меняется содержание самого понятия управления.
Например, в толковом словаре В. Даля термин “управлять” означает править, давая  ход, направление, распоряжаться, заведовать, быть хозяином, распорядителем чего-то, подрядничать. Государь управляет народом, государством; министры управляют каждый своей частью.
В государственном  управлении управленческая деятельность, как известно, связана с государственной  властью, которая тоже может быть весьма различной (тоталитарной, демократической  и т. п.), и все же первое и отличительное  свойство социального управления состоит  в том, что это — процесс  целенаправленного воздействия  управляющей системы на управляемую  для достижения ее эффективного функционирования и развития.
Следовательно, основным элементом управления, с  чего оно начинается, является целеполагание.
Цель  управления — желаемое, возможное  и необходимое состояние системы, которое должно быть достигнуто. Определение  целей управления — главный и  начальный этап управления.
Целеполагание — процесс обоснования и формирования целей развития управляемого объекта  на основе анализа общественных потребностей в продукции, услугах, качестве социальных связей, исходя из реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения.
Подчеркнем, что в социальных системах воздействие  субъекта управления на объект не только не является стихийным, случайным, бессознательным, напротив, стремится к максимальной строгости, экономичности, целесообразности и последовательности. Заметим, что  всякое воздействие в обществе носит  сознательный социальный характер, поэтому  впредь слово социальное может быть опущено: оно подразумевается, поскольку  речь пойдет об управлении общественными  делами.
Содержание  социального управления в основном, главном определяется качеством  целеполагания, которое, в свою очередь, обусловлено тем, насколько в  поставленных целях (оперативных, среднесрочных, стратегических) наиболее точно и  полно выражены коренные потребности  и интересы всего общества, его  отдельных социальных групп, определяющих мотивы поведения людей.
Итак, уже  само целеполагание — есть одно из могучих средств, которое оказывает  воздействие на людей, их поведение  и жизнедеятельность и тем  больше, чем в большей мере поставленные цели затрагивают интересы личности, каждого человека, его ценности, убеждения, мировоззрение, коренные жизненные  интересы (экономические, социальные, политические, духовно-культурные).
Именно  поэтому многие ученые, изучающие  управление, считают сегодня главным  средством воздействия одного человека на другого, возбуждения его активности систему стимулирования к деятельности (экономической, политической, социальной, моральной и т. п.).
Источником  активности, как известно, являются стимулы. Они есть движущая сила и  причина активности. Они могут  быть внешними и внутренними, позитивными  и негативными, объективными и субъективными, материальными и духовными, осознанными  и неосознанными. Но в любом случае стимул — источник пробуждения человеческой энергии. Поэтому, создавая ту или иную систему стимулирования, то есть представления  каких-либо жизненных гарантий по результатам активных действий в соответствии с поставленной целью, можно эффективно управлять социальными процессами, социальным поведением.
Итак, как  видно, стимулы неразрывно связаны  с целеполаганием, но еще в большей  мере к нему имеет отношение мотив. Если стимул содержит в себе и причину, и цель активности в их нерасчлененном виде, а цель не всегда может быть осознанной, то мотив активно включает сферу сознания, идеальный образ, что делает саму активность более  целесообразной, эффективной. Можно поэтому сказать, что мотивация к деятельности — это качественно иной способ стимулирования активности, который включает все сущностные силы личности: ценности, идеалы, мировоззрение, направленность человека, “Я — концепцию” и т. п. Поэтому очень важно подчеркнуть, что в связи с подъемом творческих сил личности необходимо все более полное использование человеческого фактора, ресурса личности в управлении.
Теория  мотивации становится все более  важным, хотя и не единственным средством  управленческого воздействия. Это  особенно характерно для современного управления, которое все в большей  мере опирается на главные ресурсы: творческий потенциал личности, сильную  социальную организацию, интеллектуальную собственность и ее составляющую — информацию. Поэтому правы те исследователи, которые считают, что  сегодня необходимо говорить о новой  парадигме управленческой теории, которая  все в большей мере основывается на приоритетном включении в содержание главного, субъекта управления — творческой личности, коллективного преобразующего интеллекта общества, а не только усредненных  органов и организационных структур управления.
Именно  интеллектуальные системы управления, состоящие из творческих индивидуальностей, мотивированных к управленческой деятельности, способны достигать наилучших результатов  в управлении общественными делами, обеспечивать упорядоченность и  высокий уровень организации  социальных систем. Поэтому важнейшей функцией управления выступает наиболее полное включение в управленческую деятельность наиболее одаренных в этом отношении граждан, создание своего рода “управленческой элиты”, облеченной доверием общества, профессионально выполняющей его главную миссию — создание простора для саморазвития, самопроявления сущностных сил самой сложной социальной системы и отдельных структурных образований: региональных, муниципальных, трудовых, семейных, каждого человека в отдельности на основе самоуправления и саморегулирования.
Поэтому управление — это особый вид профессиональной деятельности, который не только сводится к достижению целей системы, организации, но и представляет собой средство поддержания целостности любой сложной социальной системы, ее оптимального функционирования и развития.
Обычно  считают, что управление возникло только в результате разделения труда на умственный и физический, что привело к разделению управленческой и исполнительной деятельности. Однако феномен управления имеет более древнюю и длительную историю. Уже на заре человечества в стаде человекообразных обезьян обнаруживаются признаки управления. В стаде управление проявляется на уровне животных инстинктов. Члены стада шли за своим вожаком не потому, что они осознавали разумность этого, а в силу заложенных в них природой программ целесообразного поведения. Такое бессознательное поведение сохраняло им жизнь. В дальнейшем, по мере развития человека, управление из бессознательного (инстинктивного) акта постепенно превращается в сознательный, который получает со временем и научное подкрепление.
Феномен управления тесно связан с понятием социальная организация. В самом  деле, в течение многих веков управление из бессознательной деятельности превращалось в обычай, традицию, общественный институт с помощью устойчивой социальной структуры, которая из поколения  в поколение передавала навыки управления.
Таким образом, социальное управление — это  во многом продукт социальных организаций.
Управленческое  воздействие осуществляется в процессе управленческой деятельности. Последняя  — одна из разновидностей человеческой деятельности вообще. “Всякая деятельность человека субъективна, — подчеркивал  В.Г. Афанасьев, — человек — субъект  деятельности. Вместе с тем эта  деятельность объективна, поскольку  она направлена на какой-либо объект. Объект — это то, с чем человек  взаимодействует, что противостоит субъекту в его предметно-практической, социально-политической и духовной деятельности, что преобразуется  человеком в процессе этой деятельности”.
Управленческая  деятельность призвана обслуживать  реализацию целей и функций управления, обеспечивать подготовку и проведение в жизнь управленческих решений. Ее можно определить как набор (совокупность) выработанных историческим опытом, научным  познанием и талантом людей навыков, умений, способов, средств целесообразных поступков и действий человека в  сфере управления.
Управленческая  деятельность отличается интеллектуальным характером, поскольку всегда есть процесс выработки, принятия и практической реализации управленческих решений, призванных изменять состояние и течение  общественных процессов, уровень использования  социальных ресурсов общества, а опосредованно — сознание и поведение людей. Она должна адекватно отражать Социальную действительность, вскрывать имеющиеся ресурсы, находить средства и резервы, выбирать оптимальные способы совершенствования социальных систем и перевода их на новый уровень.
Во многом управленческая деятельность является информационной, потому что связана  с получением, осмыслением, систематизацией, хранением, выдачей социальной и, прежде всего, управленческой информации. Существуют большие трудности в получении  того, что олицетворяет собой информацию, пригодную для управления. Хаос фактов, событий, данных при их субъективном истолковании, не является информацией. Информацией может быть только то, что характеризует тот или  иной общественный процесс в целом, с выявлением причин и движущих сил, определяющих его состояние и  динамику. Поэтому управленческая деятельность в основе своей и посвящена  поиску, отбору, переработке и анализу  социальной информации, которая и  лежит в основе целесообразной управленческой деятельности.
Это сложное  эмоционально-психологическое явление  с ярко выраженной доминантой воли. Каждый человек, занятый управлением, постоянно совершает мыслительные и волевые операции анализа, оценки, решения, подчинения и исполнения, команды  и контроля и т. д. Это создает  в социальных организациях особый социально-психологический  микроклимат, активно влияющий на сознание, чувства, жизненные ориентации человека и формирует определенный тип  поведения и деятельности. Постоянное напряжение воли, груз ответственности, дисциплинированность, подчинение собственного “я” управленческой функции —  вот естественные компоненты, которые  присущи управленческой деятельности в нормальном органе управления. Если этого нет, то формируемые и реализуемые  таким органом управляющие воздействия  вряд ли могут пользоваться авторитетом  людей и в должной мере влиять на их сознание и поведение.
В процессе управленческой деятельности субъекты управления, органы управления, управляющие и каждый человек вступают в управленческие отношения, которые можно разделить на две части: связанные с целеполаганием, анализом информации, постановкой задач и организацией их достижения.
Управленческие  отношения отличаются исключительной сложностью, представляя собой единство объективного и субъективного, и  реализуются в деятельности субъектов  управления. Они определяются особенностями  социальной экономической системы.
Организационные отношения — необходимый элемент  механизма управления, имеют свою внутреннюю структуру, в которой  выделяют отношения централизма и самостоятельности, субординации и координации, ответственности, соревнования и др. Они подразделяются на вертикальные и горизонтальные, формальные и неформальные.
В процессе деятельности, которая реализуется  в организационных отношениях, осуществляется взаимодействие с коллективами людей, имеет место специализация по определенным предметам, содержанию и  видам работ, что требует кооперации в целях комплексной реализации компетенции органа управления и  в целом реализации функций управления. Формальное построение органа по подразделениям и должностям создает лишь внешнюю логическую схему для организационной деятельности, которая каждый раз, с учетом свойств конкретных людей, должна быть соотнесена с неформальной (отношения между людьми и социальными группами). Только тогда управленческая работа имеет шанс на успех. Момент неформальных отношений в организаторской деятельности нередко не учитывается, руководители делают акцент на собственную волю или близкое окружение. Тогда управленческая деятельность теряет свой потенциал и снижается ее эффективность. Особо актуален момент неформальных коллективных отношений в больших социальных организациях, в обществе в целом, где морально-психологические и нравственные регуляторы имеют все большее значение.
Помимо  отношений субординации типа “руководители  — подчиненные” существуют отношения  координации, или отношения между  находящимися на одном иерархическом  уровне членами организации, направленными  на взаимное согласование действий, исходя из совместных задач руководства  или исполнения.
Система управления подразделяется на две основные подсистемы: управляющую и управляемую, каждая из которых может рассматриваться  как относительно самостоятельная  с присущими ей особенностями. Они  имеют многоуровневую иерархическую  структуру, в каждом звене (подсистеме) имеются свои направления прямых и обратных связей, образующих внутренние источники саморегуляции.
Анализируя  дальше систему управления, необходимо выделить следующие ее компоненты. Помимо объекта и субъекта управления организационных и управленческих отношений и соответствующих видов деятельности, в нее входят функции управления, под которыми понимают конкретные направления деятельности. Функции управления можно классифицировать по их общим значениям, разделяя их на функции целевые и организационные. Назначение целевых функций состоит в направленности к определенной цели системы, которая может охватывать разные уровни социальной организации. Поскольку суть управления состоит в достижении цели, целевые функции являются не только необходимым, но и определяющим элементом как управленческой деятельности, так и всей системы управления, ее становления и развития.
Процесс целеполагания является определяющим условием эффективности всей системы  управления. Содержание существующей системы управления функционально  организуется (самоорганизуется) именно для достижения определенных целей. Целеполагание всегда выполняет элемент прогнозирования — предвидения состояний, изменений, которые ожидаются в результате развития данной социальной системы.
Итак, основные задачи управления и его составной  части — организации — решает система управления. Конечным результатом  ее функционирования являются принятие и реализация грамотного управленческого  решения, которое всегда представляется интеллектуальным и психологическим  актом выбора одной или нескольких альтернатив из множества возможных  вариантов. 

Объект и субъект 
социального управления

Каждый класс  и вид управления предполагает глубокое знание как объекта, так и субъекта управления. В социальном управлении объект одновременно выступает и его субъектом, так как и в том и в другом случае речь идет о людях и составляемых ими социальных общностях. Каждый человек имеет определенный пол, возраст, способности, темперамент и характер, что находит отражение и в характеристиках соответствующих социальных систем. Например, исследования, проведенные голландским ученым Г.Хофстеде, показали, что европейские страны отличаются друг от друга по этно-психологическим параметрам.
Основные  понятия науки управления
Понятия В широком смысле В узком смысле
Управление Вся система  классов, отношений и явлений  управления в природе и обществе Технологическая организация объекта управления
Менеджмент Всеобщий принцип  социального управления; власть и  искусство управления людьми Управление  производством, деятельность по организации  достижения поставленных целей
Администрирование Административно-государственное управление; социально-политический менеджмент Разработка  и постановка целей, определение политики организации
 Так, дистанция власти (уровень неравенства между людьми, который воспринимается населением страны как нормальный) оказалась слишком большой у Бельгии, Франции и Португалии. Коллективизм превалирует над индивидуализмом в Португалии и  Греции. Австрия, Германия, Италия, Англия и Ирландия - преимущественно “мужские” страны, тогда как Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания, Нидерланды - “женские”. Бельгия, Испания, Франция, Греция, Португалия не любят риска, в то время как Дания, Ирландия, Англия и Швеция считают риск благородным делом.
Все эти особенности  оказывают влияние на менеджмент в отдельных странах. Большая  дистанция власти содействует централизации, а незначительные разрывы между  уровнями социального управления выдвигают  на первый план децентрализацию. Коллективизм способствует совместным усилиям и  семейным предприятиям, индивидуализм  стимулирует поиск личного вознаграждения и профессиональную мобильность. “Мужской”  показатель содействует состязательности и элитаризму, “женственность”  стимулирует развитие солидарности и сочувствие к ближнему. Отказ от риска идет рядом со склонностью к регламентации и властности, тогда как противоположное понятие поощряет оппортунизм и толерантность к необычному поведению и т.д.
Поэтому проблемы формирования и реализации модели социального управления нужно
решать дифференцированно  как на макроуровне в отношении отдельных стран и регионов, так и на микроуровне относительно конкретных организаций с учетом сложившихся в них типов организационной культуры и соответствующих тенденций исторического развития. Иными словами, модель хозяйствования и управления, приемлемая для одной страны (региона), может оказаться несостоятельной и недейственной для другой из-за различий в проявлении фактора культуры и этнопсихологических особенностей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.