На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Режим открытого моря

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Режим открытого моря
 


Содержание 

Введение…………………………………………………………………………… 3
    Глава 1. Процесс развития международно-правовых положений относительно вод открытого  моря
    §1. Понятие режима открытого моря ………………………………………… 5
    §2. Исторический аспект принципа свободы открытого моря………………. 7 

    Глава 2. Правовое регулирование отношений, объектом которых является открытое море
    §1.Свобода судоходства в открытом море………………………………… 10
    §2. Другие свободы в открытом море……………………………………… 13 

    Глава 3. Проблема вмешательства в открытом море
    §1. Сущность принципа исключительной юрисдикции государства флага в открытом море……………………………………………………………………  16
    §2. Проблемы вмешательства и порядка  его осуществления……………… 21 

    Заключение………………………………………………………………….. 32
Список используемой литературы…………………………………………… 36 
 

 


Введение 

    Современные процессы глобализации вводят новых  участников на международную морскую  арену. Так, международное морское  право находится в постоянном развитии, но сохраняет в качестве приоритетных задач охрану человеческой жизни на море и обеспечение безопасности судоходства.
    Актуальность  темы исследования обусловлена следующим. В настоящее время Российская Федерация крайне заинтересована в обеспечении безопасного процесса мореплавания при реализации своих национальных интересов в открытом море. Все государства стремятся в полной мере воспользоваться свободой открытого моря, которая, в первую очередь, включает свободу судоходства, закрепленную в ст. 2 Конвенции об открытом море 1958 г.[1] (далее - Конвенция 1982 г.). Из принципа свободы судоходства вытекает принцип исключительной юрисдикции государства флага: любое судно, находящееся в открытом море, подчиняется юрисдикции только того государства, под флагом которого оно плавает.
    Конвенция 1982 г. является уникальным всеобъемлющим международным договором, «Конституцией Океанов», участниками которой на 31 января 2005 г. являются 148 государств, а в 2007 году уже 155 государств.
    Кроме того, конвенция 1982 года существенно  расширила перечень свобод  открытого   моря, включив в него на ряду со свободами судоходства, полетов, рыболовства, прокладки кабелей и трубопроводов, а также свободы возводить искусственные острова, установки и сооружения и проводить морские научные исследования.
    Актуальность  данной темы обусловлена появившимися в последнее время новыми вызовами и угрозами, которые в значительной степени связаны с Мировым океаном. Речь идет об актах терроризма и пиратства на море, вооруженном разбое против судов,  незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ в открытом море, незаконной перевозке рабов морем, а также защите морской среды от загрязнения. События последних лет достаточно демонстрируют опасность этих проблем.
    Изложенное  позволяет заключить: исследование перечисленных международно-правовых проблем приобретает на современном этапе особую актуальность, что и определило выбор темы исследования.
    Целью исследования является теоретическое  рассмотрение международно-правового  статуса открытого моря, как объекта  общего наследия человечества. Задачи исследования:
    1. установить понятие режима открытого моря;
    2. исследовать сущность свобод  открытого моря;
    3. определить уголовную и гражданскую юрисдикцию в открытом море;
    4. исследовать проблему вмешательства  в открытом море.
    Объектом  исследования являются общественные отношения в сфере использования вод открытого моря.
    Соответственно  предметом исследования являются нормы  национального и международного права которые регулируют статус вод открытого моря.
    В исследовании использованы труды многих отечественных ученых в области международного и международного морского права: К.А. Бекяшева, В.Н. Гуцуляка, А.К. Жудро, А.Л. Колодкина, И.И. Лукашука, и др. Не смотря на обилие трудов по теме международно-правовых режимов морских пространств, тема работы недостаточно раскрыта в научной литературе.
    Данная  работа состоит из трех глав, содержание которых полностью отражает задачи исследования.
 


    Глава 1. Процесс развития международно-правовых положений относительно вод открытого моря
    §1. Понятие режима открытого моря 

    Международно-правовой режим морских пространств - это совокупность юридических норм, определяющих признаваемые международным правом права и обязанности государств, организаций и граждан и регулирующих взаимоотношения их в процессе использования морских ресурсов и пространств в промысловых, транспортных, научных и других целях.
    Режим морских пространств устанавливается  под влиянием двух факторов: необходимости  свободного использования открытого  моря в интересах всех государств, с одной стороны, и учета интересов прибрежных государств - с другой.[19, с. 201-202]
    Международным правом морские пространства подразделяются на шесть основных частей: внутренние морские воды, территориальные воды (территориальное море), исключительная экономическая зона, открытое море, континентальный шельф и морское дно за его пределами.[17, с. 8]
    Открытым  морем (high seas, open sea) считаются морские пространства, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальные воды или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага (ст. 86 Конвенции 1982 г.). Оно находится в общем и равном пользовании всех наций. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части его своему суверенитету.
    С точки зрения правового режима открытое море считается территорией res communis, т.е. оно не может находиться под суверенитетом какого-либо государства (ст.89). Государства пользуются водами открытого моря на основе общепризнанного и сложившегося веками принципа свободы открытого моря, устанавливающего, что никакое государство не вправе распространять свою власть на открытое море и воздушное пространство над ним.  

    Конвенция ООН по морскому праву [2] закрепляет право внутриконтинентальных стран на доступ к морю. Государства, не имеющие выхода к морю, «имеют право на доступ к морю и от него в целях осуществления прав, предусмотренных в Конвенции, в том числе прав, относящихся к свободе открытого моря и общему наследию человечества» (ст.125); их суда имеют право на транзит через водные пространства соседних стран (ст.127); на равенство флага (ст.131). Так, внутриконтинентальные государства имеют право участвовать на справедливой основе в эксплуатации соответствующей части остатка допустимого улова живых ресурсов в исключительной экономической зоне прибрежных государств (ст.69), а также право на прокладку кабелей и трубопроводов (ст.79). Условия и порядок такого участия устанавливается заинтересованными государствами.
    Основу  правового  режима  открытого  моря  составляет  принцип свободы  открытого моря, включающий в себя: свободу судоходства; свободу рыболовства; свободу летать над открытым морем; свободу возводить искусственные острова и другие установки; свободу научных исследований (ст.87). Этим составные части принципа свободы открытого моря не исчерпываются. Например, в современном международном морском праве к другим свободам относится свобода военного мореплавания. Свобода открытого моря не безгранична. Государства, пользуясь этими свободами, обязаны уважать законные интересы других стран (ст.87).
    Понятие режима открытого моря возникло не сразу. Задолго до возникновения понятий открытого моря и территориальных вод действовала практика провозглашения исключительных или преимущественных прав прибрежного государства на эксплуатацию живых водных ресурсов и плавание в более или менее широких морских зонах, прилегающих к его берегам.[13, с. 14-30.] Каким образом сформировался исследуемый режим, будет исследовано в следующем параграфе. 
 
 
 

    §2. Исторический аспект принципа свободы открытого моря 

    Формирование  принципа свободы открытого моря относят к XV-XVIII вв., когда развернулась острая борьба крупных феодальных, государств - Испании и Португалии, разделивших моря между собой, со странами, в которых уже развивался капиталистический способ производства - Англией, Францией, а затем Голландией. В этот период были, предприняты попытки обоснования идеи свободы открытого моря. [16, с. 500]
    Принцип свободы открытого моря не оставался  неизменным, застывшим. Этот правовой институт развивался в соответствии с потребностями экономики, техники промысла, мореплавания и международных связей.
    Во  второй половине XVIII в. этот принцип  уже не встречал возражений в доктрине международного права.
    Доктринальное обоснование легитимности принципа свободы открытого моря впервые было дано голландским юристом Г. Гроцием в труде «Маге liberum», изданном в 1609 г. .[16, с. 501]
    Далее произошло признание свободы рыболовства в открытом море в благодаря которому государства пытались обеспечить себе исключительное право добычи рыбы и морепродуктов в прилежащих к ним водах.
    В последней трети XIX в. сформировался  новый элемент свободы открытого моря - свобода прокладки подводных кабелей и трубопроводов. В первой четверти XX в. в международном воздушном праве утвердился принцип полного и исключительного суверенитета государства на воздушное пространство над его территорией и одновременно с этим принцип свободы полетов летательных аппаратов (как гражданских, так и военных) над открытым морем.
    К концу XIX - началу XX в. относится становление принципа свободы научных исследований в открытом море. Его соблюдение создает реальные возможности для сотрудничества государств при использовании Мирового океана в различных целях в интересах каждого из них и всего международного сообщества в целом.
    В дооктябрьский период принцип свободы  открытого моря не исключал «свободы»  превращать это пространство в арену  военных действий. В современных  условиях он применяется в тесной взаимосвязи с основными принципами и нормами общего международного права, включая запрещение применения силы или угрозы силой.
    Принцип свободы открытого моря формировался и утверждался практикой государств. В его научную разработку большой  вклад внесли юристы-международники, в том числе работающие в международных  неправительственных организациях. Попытку дать определение содержания свободы открытого моря в плане неофициальной кодификации предприняли, в частности, Институт международного права в своей декларации, принятой в 1927 г. в Лозанне, и Ассоциация международного права в проекте «Законы морской юрисдикции во время мира», разработанном в 1926 г.[15, с. 57—58.]
    Дальнейшее  развитие принцип свободы открытого  моря получил в новой Конвенции  ООН по морскому праву 1982 г. [2] Так, в ст. 87 этого документа указано, что свобода открытого моря включает, в частности, как для прибрежных, так и для государств, не имеющих выхода к морю: а) свободу судоходства; б) свободу полетов; в) свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы; г) свободу возводить искусственные острова и установки, допускаемые в соответствии с международным правом; д) свободу рыболовства; е) свободу научных исследований.
    В данный перечень включены две свободы, не фигурировавшие в Женевской конвенции  об открытом море: свобода научных  исследований и свобода возводить, искусственные острова и установки. Это объясняется бурным развитием науки и техники, обеспечившим новые возможности для использования открытого моря.
    В новой Конвенции ООН по морскому праву, как и в Женевской конвенции  об открытом море, подтверждается, что все государства осуществляют указанные свободы, должным образом учитывая заинтересованность других государств в пользовании свободой открытого моря (п. 2 с. 87). Это означает, что ни одно государство, пользуясь какой-либо свободой открытого моря; не должно препятствовать осуществлению этой же или какой-либо другой свободы всеми другими государствами.
    Современное международное публичное право  определяет международно-правовое регулирование  в отношении свободы судоходства, экологической охраны вод открытого  моря, борьбы с насилием в водах открытого моря, свободы использования живых ресурсов вод открытого моря, свободы научно-исследовательской деятельности в открытом море, что и будет предметом дальнейшего исследования настоящей работы. Все указанные составляющие режима открытого моря и будут исследованы во второй главе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Режим свободы открытого моря
    §1.Свобода  судоходства в  открытом море 

    В соответствии с Конвенцией ООН об открытом море 1958 г. и Конвенцией ООН  по морскому праву 1982 г. открытое море свободно для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю (внутриконтинентальных).
    Государства, не имеющие выхода к морю, должны иметь доступ к морю. С этой целью  они заключают соглашения с государствами, имеющими выход к морю, о транзите через их территорию, доступе к морским портам и их использовании.
    Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого  моря своему суверенитету.
    Как уже указано выше, режим свободы  открытого моря включает: а) свободу судоходства; б) свободу полетов; в) свободу прокладки подводных кабелей и трубопроводов; г) свободу возведения искусственных островов и других установок; д) свободу рыболовства и промысла; е) свободу научных исследований.
    Каждое, государство обязано осуществлять эти свободы с учетом требований норм международного права и интересов других государств.
    Свобода судоходства означает, что каждое государство, как прибрежное, так  и не имеющее выхода к морю, имеет  право на то, чтобы суда под его  флагом плавали в открытом море.
    Суда  имеют национальность того государства, под флагом которого они вправе плавать. Порядок и условия предоставления своей национальности судам, регистрации судов и предоставления права плавать под флагом того или иного государства определяются внутригосударственным законодательством, что оформляется соответствующими документами. Между государством и судном, которое несет его флаг, должна быть реальная связь. В практике международного морского судоходства нередко использование «удобного» флага. Имеются в виду случаи, когда судно принадлежит компании, зарегистрированной в одном государстве, а плавает под флагом другого. Такое положение объясняется тем, что некоторые государства предусматривают упрощенный или льготный режим регистрации, предоставления права на флаг, эксплуатации судна (Либерия, Панама, Мальта и др..
    В открытом море судно подчиняется  исключительной юрисдикции государства, флаг которого оно несет. Государство  осуществляет в административных, технических  и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль в отношении судов, капитана и экипажа, ведет регистр судов, принимает меры для обеспечения безопасности мореплавания, организует квалифицированное расследование каждой серьезной аварии или иного навигационного инцидента в открытом море с участием плавающего под его флагом судна. Уголовное или дисциплинарное преследование против капитана или другого члена экипажа может быть возбуждено только перед судебными или админи­стративными властями государства флага.
    Конвенция предусматривают ряд исключений из указанного принципа. Военный корабль вправе подвергнуть осмотру иностранное судно, если есть разумные основания подозревать, что: 1) судно занимается пиратством; 2) судно занимается работорговлей; 3) судно занимается несанкционированным радио- и телевещанием; 4) судно не имеет национальности; 5) судно в действительности имеет ту же национальность, что и военный корабль, хотя на нем поднят иностранный флаг или оно отказывается поднять флаг.
    Кроме того, акт вмешательства возможен, если он основан на правилах, установленных международными договорами.
    Например, Международной конвенцией по охране подводных телеграфных кабелей 1884 г. [3] предоставлено право военным кораблям преследовать и останавливать суда, подозреваемые в разрыве или повреждении телеграфного кабеля, проверять национальную принадлежность судна, составлять протокол о допущенном судном нарушении.
    Возможно  также преследование «по горячим следам» иностранного судна, если есть достаточные основания считать, что оно нарушило законы и правила прибрежного государства в водах, находящихся под его юрисдикцией. Условием для осуществления преследования в открытом море военным кораблем или военным летательным аппаратом прибрежного государства является его непрерывность, т. е. оно должно быть начато в морских пространствах, на которые распространяется юрисдикция этого государства, и продолжено в открытом море. Такое преследование прекращается, как только преследуемое судно войдет в территориальное море своего или иного государства.
    Какие-либо акты вмешательства в открытом море в отношении военных судов и государственных судов, состоящих на некоммерческой службе, недопустимы. В целях обеспечения безопасности судоходства и защиты иных интересов государств международно-правовыми нормами предусматривается ряд мер по предотвращению и пресечению некоторых противоправных действий.
    Каждое  государство, согласно Конвенции 1982 г. обязано принимать эффективные  действия по предотвращению перевозки  рабов на судах, имеющих право  плавать под его флагом (ст. 39).
    Конкретные  меры предусмотрены по пресечению такого преступления, как пиратство. Под  пиратством понимается любой неправомерный  акт насилия, задержания или грабежа  ча­стновладельческих судов или  летательных аппаратов в открытом море, направленный против другого судна или летательного аппарата либо против лиц или имущества, находящихся на борту.
    Любое государство может захватить  пиратское, судно или пиратский  летательный аппарат в открытом море или другом месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства, арестовать находящихся на этом судне или летательном аппарате лиц и захватить находящееся на нем имущество (ст. 19 Конвенции об открытом море и ст. 105 Конвенции по морскому праву). Судебные органы государства, совершившего захват, могут выносить постановления о наложении наказаний и определять меры, которые должны быть приняты в отношении таких судов, летательных аппаратов или имущества.
    Все государства обязаны сотрудничать в пресечении незаконной торговли наркотическими и психотропными веществами, осуществляемой судами в открытом море. Если государство имеет основание считать, что судно, плавающее под его флагом, занимается незаконной торговлей наркотическими или психотропными веществами, оно может просить другие государства о сотрудничестве в пресечении такой незаконной торговли.
    Государства сотрудничают также в пресечении несанкционированного вещания из открытого  моря. Несанкционированное вещание  означает передачу звуковых радио- или телевизионных программ с судна или установки в открытом море, предназначенных для приема населением, в нарушение международных правил регулирования электросвязи, распределения радиочастот и др. Передача сигналов бедствия не может расцениваться как несанкционированное вещание.
    Лицо, занимающееся несанкционированным  вещанием, может быть привлечено к ответственности в суде:
    а) государства флага судна;
    б) государства регистрации установки;
    в) государства, гражданином которого является это лицо;
    г) государства, на территории которого могут  приниматься передачи;
    д) государства, санкционированному радиовещанию которого чинятся помехи.
    Правовой  режим судоходства в открытом море включает также правила, предусмотренные  соглашениями об оказании помощи, об охране человеческой жизни на море, о предупреждении столкновений и других инцидентов на море, о предотвращении и сохранении под контролем загрязнения морской среды и др. 

    §2. Другие свободы в открытом море 

    Свобода полетов предполагает, что воздушные  суда всех государств имеют право  осуществлять полеты в воздушном  пространстве над открытым морем. Государства обязаны принять меры по обеспечению безопасности полетов своих воздушных судов над открытым морем. Воздушные сообщения должны осуществляться таким образом, чтобы не создавать помех морскому судоходству и использованию моря в иных целях.
    Свобода прокладки кабелей и трубопроводов  признается Конвенцией по морскому праву 1982 г. за всеми государствами. Соответствующее  право распространяется на дно открытого  моря за пределами континентального шельфа.
    При прокладке новых кабелей и  трубопроводов государства должны принимать во внимание уже проложенные по дну моря кабели и трубопроводы и по возможности не создавать препятствий свободе использования открытого моря.
    Свобода возведения искусственных установок  и островов осуществляется как в водной части океана - открытом море (возведение островов, установок, сооружений, их эксплуатация), так и на его дне - в Районе (извлечение полезных ископаемых с поверхности дна и его недр с помощью установок, сооружений, механизмов и т. д.).
    Свобода рыболовства (право промысла) в открытом море предоставлена всем государствам при условии соблюдения ими международных обязательств, в том числе в отношении интересов прибрежных государств (ст. 116 Конвенции 1982 г.). Свобода рыболовства включает и другие виды промысла живых ресурсов.
    В Конвенции 1982 г. подчеркивается неразрывность  права государств на промысел в открытом море и их обязанности принимать  необходимые меры по его регулированию  в целях сохранения живых ресурсов моря на определенном уровне. Государства сотрудничают друг с другом в сохранении живых ресурсов моря и управлении ими и с этой целью создают международные организации.
    Меры  по регулированию промысла и сохранению запасов живых ресурсов моря, которые  предусматриваются многосторонними  и двусторонними соглашениями: а) определение допустимого улова с учетом новейших научных данных (соглашения по регулированию промысла); б) регулирование промысла в определенных районах открытого моря (Конвенция по сохранению живых ресурсов Юго-Восточной Атлантики 1969 г., Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах 1973 г. и др.); в) регулирование промысла отдельных видов живых ресурсов (Конвенция о сохранении котиков в северной части Тихого океана 1957 г., Конвенция по регулированию китобойного промысла 1949 г., Международная конвенция о сохранении атлантических тунцов 1966 г.)[17, с. 43].
    В задачу создаваемых государствами  органов входит исследование морской  фауны и разработка рекомендаций по ее использованию таким образом, чтобы не допустить истребления (Комиссия по рыболовству в Юго-Восточной Атлантике, Комиссия по рыболовству в Балтийском море, Международная конвенция по сохранению атлантических тунцов и др.). Свобода научных исследований регламентируется Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Все государства независима от их географического положения, а также компетентные международные организации вправе проводить морские научные исследования (ст. 238).
    Морские научные исследования проводятся исключительно  в мирных целях, надлежащими методами и средствами и таким образом, чтобы не создавать помех другим видам использования моря.
    Государства и компетентные международные органы и организации сотрудничают путем  заключения двусторонних и многосторонних соглашений в создании благоприятных условий для проведения совместных научных исследований явлений и процессов, происходящих в морской среде. Таким образом, государства осуществляющие свою деятельность в открытом море,  должны определенным  образом учитывать интересы других государств. Иными словами, свобода открытого моря не носит абсолютного характера, ее можно назвать регулируемой свободой.
    Принцип свободы открытого моря, являющийся одним из общепризнанных принципов  современного международного права, составляет основу правового режима судоходства в открытом море. Из него в свою очередь вытекает принцип исключительной юрисдикции государства флага, в соответствии с которым любое судно, находящееся в открытом море, подчиняется законам и власти только того государства, под флагом которого оно плавает. В соответствии с международными нормами такой порядок называется принципом исключительной юрисдикции государства флага в открытом море и, как показывает современная практика международных отношений, существуют некоторые проблемы его действия. 

 


    Глава 3. Проблема вмешательства  в открытом море
    §1. Сущность принципа исключительной юрисдикции государства  флага в открытом море 

    В правовой литературе выделяют четыре концепции правовой сущности юрисдикции государства флага в открытом море: территориальная, персональная, признанная (договорная) и концепция, основанная на признании юридической природы судна в качестве общественного образования, организованного и функционирующего по законам государства флага. Последнюю концепцию некоторые авторы рассматривать как разновидность концепции территориальности.[12, с. 187]
    По  мнению, выраженному в науке, теории персональной юрисдикции и общественного  образования признаются несостоятельными. С точки зрения О.А. Жарковой [11, с. 239.], теория договорной, признанной юрисдикции государства флага выглядит более привлекательной, хотя не объясняет коренных причин правовой сущности юрисдикции государства флага в открытом море. Противники этой теории указывают на предусмотренное международными договорами право на осмотр иностранного судна в открытом море (ст. 110 Конвенции 1982 г. и др.), а также право преследования по горячим следам (ст. 111 Конвенции 1982 г.). Другой аргумент состоит в том, что во время одного рейса судна возможно совпадение юрисдикций: при нахождении морского судна в иностранном порту, при осуществлении права мирного прохода через иностранные территориальные воды, при плавании в экономической зоне и в открытом море, когда заходит в пределы иностранной государственной территории. При таком совпадении один вид юрисдикции не исключает признания в том или ином объеме другого вида юрисдикции. В XIX - начале XX вв. указанная теория о судне как «плавающей территории» государства флага была признана не соответствующей положению международного морского права о юрисдикции государства флага в открытом море.
    Исключительная  юрисдикция государства флага следует  из самой природы морского судна  как производственной единицы флота  того или иного государства, организованной и действующей по его законам, а также из принципа свободы судоходства.[18, с. 325]
    Таким образом, в открытом море судно подчиняется  исключительной юрисдикции государства  флага. Конвенция об открытом море 1958 г. и Конвенция 1982 г. четко устанавливают  изъятия из принципа исключительной юрисдикции государства флага. Что касается их числа, то специалисты считают, счет изъятий будет с течением времени возрастать по мере принятия специальных конвенций.
    Конвенция 1982 г. устанавливает обязанность  каждого государства эффективно осуществлять в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом (п. 1 ст. 94). Более того, в Конвенцию 1982 г. включены положения, раскрывающие содержание понятия «необходимые меры для обеспечения безопасности в море». В частности они касаются: а) конструкции, оборудования и годности к плаванию судов; б) комплектования, условий труда и обучения экипажей судов с учетом применимых международных актов; в) пользования сигналами, поддержания связи и предупреждения столкновения (п. 3 ст. 94). В Конвенции 1982 г. предусматриваются и некоторые другие общие положения, имеющие большое значение для обеспечения безопасности мореплавания, поиска и спасания судов и людей, терпящих бедствие на море.
    В этих целях каждое прибрежное государство способствует организации и эффективной деятельности соответствующей поисково-спасательной службы для обеспечения безопасности на море и над морем, а также сотрудничает в этих целях с соседними государствами посредством взаимных региональных договоренностей (п. 2 ст. 98 Конвенции 1982 г.). Конвенция 1982 г. указывает на обязательное выполнение других международных конвенций, специально посвященных отдельным аспектам обеспечения безопасности в открытом море. Речь идет о Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. [ 4, с.758], Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. [5, с.550], Конвенции о Международных правилах предупреждения столкновений судов на море 1972 г. (МППСС - 1972) [6, с.61], Международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979 г. [ 7, с.41] и др.
    У капитана судна особый правовой статус. С одной стороны, капитан является служащим судовладельца и, таким образом, подчиняется непосредственно ему. В силу ст. 71 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации 1999 г. (КТМ) [9] капитан судна признается представителем судовладельца и грузовладельца в отношении сделок, необходимых в связи с нуждами судна, груза или плавания, а также исков, касающихся вверенного капитану судна имущества, если на месте нет иных представителей судовладельца или грузовладельца. С другой стороны, он является представителем власти государства флага и при определенных обстоятельствах осуществляет функции, свойственные только государственным органам. В случае совершения на судне, находящемся в плавании, деяния, предусмотренного уголовным законодательством РФ, капитан уполномочен осуществлять функции органа дознания. Капитан может возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия для установления и закрепления следов преступления, либо принять все меры по установлению обстоятельств уголовного дела, подлежащих доказыванию, и передать дело вместе с обвинительным заключением прокурору. При определенных обстоятельствах капитан наделен правами и обязанностями по удостоверению завещания, а также в случаях рождения и смерти на борту судна.[ 10, с. 59-65]
    Права и обязанности капитана судна  регулируются законодательством государства  флага судна. В Российской Федерации  обязанности капитана регламентируются положениями КТМ. В их числе обязанность по управлению судном: судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, защите морской среды, поддержанию порядка на судне, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу (ст. 61), а также обязанность по оказанию помощи любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель, судну, терпящему бедствие, в том числе после столкновения.
    Под национальностью судна международное  морское право понимает его государственную принадлежность, которая устанавливается в соответствии с тем, властям какого государства судно подчинено, и закон какого государства на него распространяется.
    Важнейший внешний признак национальности судна - его флаг. Другим подтверждением национальности судна являются судовые документы, свидетельствующие о надлежащей его регистрации в одном из портов государства флага.
    С вопросом о предоставлении судну  национальности связана его регистрация, т.е. внесение судна в судовой  реестр в одном из портов данного государства. Принадлежность судна соответствующему государству официально закрепляется его регистрацией. При этом регистрация оказывается одним из важных правовых условий для приобретения судном права плавать под флагом данной страны.
    Согласно  ст. 16 КТМ РФ судно приобретает право плавания под флагом Российской Федерации с момента регистрации его в одном из реестров судов России. Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации предоставляется судам, находящимся в собственности: граждан Российской Федерации; юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации; Российской Федерации, субъектов Российской Федерации; муниципальных образований (ст. 15 п. 1 КТМ РФ). В связи с новыми экономическими условиями на морском транспорте право плавать под Государственным флагом Российской Федерации может быть временно предоставлено судну, зарегистрированному в иностранном государстве, если это судно временно находится в пользовании и во владении российского фрахтователя по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) при определенных условиях (ст. 15 КТМ РФ).
    В ст. 5 Женевской конвенции об открытом море 1958 г. и ст. 91 Конвенции 1982 г. подчеркивается, что суда имеют национальность того государства, под флагом которого они имеют право плавать. В ст. 5 Женевской конвенции 1958 г.  устанавливается: «Каждое государство определяет условия предоставления своей национальности судам, регистрации судов на его территории и права плавать под его флагом».
    Следовательно, в первую очередь, условия, затем регистрация и только после этого - право на флаг. Но если законодательство одних стран требует для приобретения права плавания под соответствующим флагом наличия определенного комплекса условий, то по законам других стран достаточно одного лишь факта регистрации. Отсюда и возникает международно-правовая проблема реальной связи между судном и государством, под флагом которого это судно плавает. Поэтому указанные конвенции закрепляют обязательность реальной связи между государством и судном. От наличия или отсутствия этой связи в значительной степени зависит обеспечение выполнения международных требований, касающихся безопасности мореплавания, условий труда моряков и некоторых других факторов.
    Реальная  связь судна с государством его  флага в полной мере не обеспечивается только наличием флага. По мнению А.Л. Колодкина [ 14, с. 62.], реальную связь судна с государством его флага обеспечивает наличие следующих правовых условий:
    1) установление права собственности государства флага или государственных организаций либо граждан государства флага или их объединений;
    2) обязательность проживания граждан  - собственников судна, а для  объединений - местонахождения управления  главной конторы объединения  на территории государства флага;3) принадлежность капитана и большей части команды к гражданству страны флага;4) обязательность регистрации судна в одном из портов государства флага.
    Все эти условия представляют собой  юридические предпосылки реальной связи. В конечном итоге ее действительная эффективность зависит от всей совокупности социальных и экономических условий данной страны вообще и условий, связанных с национальным судоходством, в частности.
    Конвенция 1982 г. указывает, что каждое государство  определяет условия предоставления своей национальности судам, регистрации судов на его территории и права плавания под его флагом (п. 1 ст. 91). Конвенция лишь ограничилась провозглашением реальной связи между судном и государством, под флагом которого оно плавает, не предусматривая при этом критериев такой связи. Создатели Конвенции 1982 г., как известно, ставили перед собой иные цели и дальше в разработке этого вопроса не пошли. Поэтому в Конвенцию включено лишь положение, по которому условия регистрации и предоставления национальности определяются самим государством флага.
    В связи с отсутствием в законодательстве ряда государств достаточных требований к реальной связи и стало возможным  широкое распространение в мировом судоходстве практики «удобных» («дешевых») флагов. 

    §2. Проблемы вмешательства  и порядка его  осуществления 

    Как любое правило знает исключения, так и принцип исключительной юрисдикции государства флага судна  имеет ряд изъятий. Речь идет о  предоставлении государству иному, чем государство флага судна, права на вмешательство в отношении судна, находящегося в открытом море.
    Право на вмешательство ограничено следующими условиями:
    · оно может осуществляться только военными кораблями, любыми другими  должным образом уполномоченными  судами или летательными аппаратами, имеющими четкие опознавательные знаки, свидетельствующие о том, что они состоят на государственной службе;
    · оно не может осуществляться в  отношении военных кораблей, а  также судов, принадлежащих государству  или эксплуатируемых им и состоящих  на некоммерческой государственной службе. Такие корабли и суда пользуются в открытом море полным иммунитетом от вмешательства какого-либо государства, кроме государства флага, за исключением случаев, когда они являются пиратскими.
    Кроме того, вмешательство ограничено строго определенными случаями. Так, Конвенция об открытом море 1958 г. предусматривает возможность вмешательства:
    · если судно занимается пиратством;
    · если судно занимается работорговлей;
    · если на судне поднят иностранный  флаг;
    · или оно отказывается поднять флаг, но в действительности судно имеет ту же национальность, что и преследующий его военный корабль;
    · при осуществлении права преследования.
    Конвенция 1982 г. дополнительно к вышеуказанному перечню предусмотрела право  на вмешательство:
    · при пресечении несанкционированного вещания из открытого моря;
    · если судно не имеет национальности.
    Наконец, вмешательство может осуществляться:
    · на основании международного договора.
    Вполне  очевидно, что в последнем случае вмешательство может быть осуществлено только при условии, что военный корабль или судно, осуществляющее вмешательство, и судно, в отношении которого такое вмешательство осуществляется, являются участниками соответствующего международного договора.
    Во  всех вышеуказанных случаях военный корабль может произвести проверку права судна на его флаг. С этой целью он может послать шлюпку под командой офицера к подозреваемому судну. Если после проверки документов подозрения остаются, он может произвести дальнейший осмотр на борту этого судна со всей возможной осмотрительностью.
    Если  подозрения оказываются необоснованными  и при условии, что осмотренное  судно не совершило никаких действий, которые оправдали бы эти подозрения, ему должны быть возмещены любые  причиненные убытки или ущерб.
    Как ни странно, но чаще всего основанием для вмешательства является сегодня предотвращение пиратства. Чума пиратства, казалось бы ушедшая в небытие, неожиданно в 80-х гг. нашего столетия стремительно стала расползаться по морям и океанам, и пока ничто не может ее остановить. Современные торговые суда, а также перевозимый на борту груз, стоимость которых исчисляется порой миллионами долларов, представляют собой лакомый кусок для современных флибустьеров. Пиратство сегодня представляет реальную угрозу безопасности мореплавания.
    В соответствии со ст. 101 Конвенции ООН  по морскому праву 1982 г. пиратством является любое из перечисленных ниже действий:
    а) любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый  с личными целями экипажем частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный:
    · в открытом море против другого судна  или против лиц или имущества, находящихся на его борту;
    · против какого-либо судна, лиц или  имущества в месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства;
    б) любой акт добровольного участия  в использовании какого-либо судна, совершенный со знанием обстоятельств, в силу которых судно является пиратским судном;
    в) любое деяние, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению действий, предусматриваемых в подпунктах “а” и “б”.
    Пиратские налеты, определяемые в ст. 101, когда  они совершаются военным кораблем или государственным судном, экипаж которого поднял мятеж и захватил контроль над этим кораблем или судном, приравниваются к действиям, совершаемым частновладельческим судном.
    Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. обязывает  все государства сотрудничать в  максимально возможной степени  в деле пресечения пиратства.
    Таким образом, можно выделить следующие  признаки пиратства:
    · совершение актов пиратства только вне юрисдикции какого-либо государства;
    · применение актов насилия, задержания, грабежа и иных вышеперечисленных  действий;
    · совершение актов пиратства только частновладельческим судном или  частновладельческим летательным  аппаратом, а также военным кораблем, государственным судном или государственным летательным аппаратом, экипаж которого поднял мятеж и захватил контроль над этим кораблем, судном или летательным аппаратом, т.е. вышел из-под юрисдикции государства флага;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.