На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Нервная система и психика человека

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 


СОДЕРЖАНИЕ 

    Введение…………………………………………………………….3
    Нервная система. Понятие и функции……………………………4
    Развитие нервной системы………………………………………...5
    Строение нервной системы человека…………………………….6
    Психика человека и ее функции………………………………….13
    Классификация психических явлений……………………………15
    Характеристика сознания человека………………………………17
    Заключение…………………………………………………………20
    Список используемой литературы……………………………….21
 


Введение
     Для того чтобы поведение человека было успешным, необходимо, чтобы его  внутренние состояния, внешние условия, в которых человек находится, и предпринимаемые им практические действия соответствовали друг другу. На физиологическом уровне функцию  объединения (интеграции) всего этого  обеспечивает нервная система. Она  и анатомически расположена, устроена так, чтобы иметь прямой доступ и  выxoд на внутренние органы, на внешнюю среду, соединять их, управлять органами движения. Нервная система человека состоит из двух разделов: центрального и периферического. Центральный включает головной мозг, промежуточный и спинной мозг. Вся остальная часть нервной системы относится к периферической.
     Наивысшей, свойственной только человеку функцией головного мозга, выражающейся в  целенаправленном отражении мира, предварительном  построении действий, предвидении их результатов, регулировании взаимоотношений  человека со средой и познании мира является сознание.
     Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а ее внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теорий в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.
       Психические явления соотносятся  не с отдельным нейрофизиологическим  процессом, а с организованными  совокупностями таких процессов,  т.е. психика — это системное  качество мозга, реализуемое через  многоуровневые функциональные  системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющих: внешний мир, природу, ее отражение — полноценную деятельность мозга — взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей. 

     Нервная система. Понятие  и функции
     Как известно, нервная система — центр деятельности всего организма, выполняет две главные функции. Первая — функция передачи информации, за которую ответственны периферическая нервная система и связанные с нею рецепторы (чувствительные элементы, находящиеся в коже, глазах, ушах, во рту и пр.) и эффекторы (железы и мышцы). Вторая, без которой бессмысленна и первая функция, — интеграция и переработка получаемой информации и программирование наиболее адекватной реакции. Ее выполняет центральная нервная система. Это означает широкий диапазон процессов — от простейших рефлексов на уровне спинного мозга до самых сложных мыслительных операций, выполняемых высшими отделами мозга. Центральная нервная система состоит из спинного мозга и различных структур головного мозга. Повреждение или неадекватное функционирование любого ее участка вызывает специфические нарушения в работе организма и психики. Наиболее сильно на последнюю влияет полноценность и адекватность функционирования головного мозга, особенно его коры. В ней выделяются сенсорные зоны, куда поступает информация от органов чувств и рецепторов и обрабатывается там, моторные зоны, которые управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека, и ассоциативные зоны, которые служат для переработки информации. Например, примыкающие к сенсорным областям гностические зоны ответственны за процесс восприятия, а соседние с моторно-двигательной областью праксические обеспечивают тонкую моторику и автоматические движения. Ассоциативные зоны, расположенные в лобной части мозга, особенно тесно связаны с мыслительной деятельностью, речью, памятью и осознанием положения тела в пространстве.
     Развитие  нервной системы
     Формирование нервной системы, спинного и головного мозга начинается с третьей недели после оплодотворения яйцеклетки, после восьмой недели нервная система начинает функционировать, в результате появляются первые движения эмбриона. В дальнейшем они усиливаются, и в начале четвертого месяца беременности их начинает чувствовать и будущая мать. К моменту рождения все нервные клетки сформированы и более в течение жизни не обновляются и не формируются.
     Мозг новорожденного ребенка весит в пять раз меньше, чем у взрослого человека. Вес мозга взрослых людей варьируется от 900 до 2000 г, причем больший не гарантирует высокого уровня интеллектуальных возможностей. Ребенок обладает врожденными рефлексами сосания, мигания, реагирования на свет и звук; впрочем, они уже работают с 7 месяцев внутриутробного развития, т. е. плод сосет свой большой палец, реагирует на громкие звуки, способен слышать голос своей матери и разговаривающих с ней людей. Дальнейшее развитие мозга, рефлексов и психики происходит в течение жизни и зависит от условий существования. Формирование мозга ребенка завершается к 6 годам, однако функциональной зрелости он достигает к 18 (так как популяция нейронов уже полностью сформирована до рождения, то дальнейшее созревание нервной системы связано только с разветвлением отростков у каждого нейрона, миелинизацией нервных волокон и развитием глиальных клеток, ответственных за питание нейронов).
     С 25-летнего возраста, и особенно после 45 лет, ежедневно отмирают десятки тысяч нервных клеток, однако вначале этот процесс не влечет серьезных последствий, поскольку в коре головного мозга насчитывается около 40 миллиардов нервных клеток. Однако в дальнейшем гибель нервных клеток обусловливает ухудшение памяти, восприятия, скорости реагирования человека, а если этот процесс отмирания приобретет патологическую форму, может наступить деменция, или слабоумие. 

     Строение  нервной системы  человека
     Строение нервной системы человека, как нервной системы большинства млекопитающих, включает в себя центральную нервную систему, состоящую из головного и спинного мозга, и также периферическую нервную систему - отходящие нервные узлы и нервы от спинного и головного мозга.
     Все живые организмы обладают способностью реагировать на физические и химические изменения в окружающей среде.
     Стимулы внешней среды (свет, звук, запах, прикосновение  и т.п.) преобразуются специальными чувствительными клетками (рецепторами) в нервные импульсы — серию электрических и химических изменений в нервном волокне. Нервные импульсы передаются по чувствительным (афферентным) нервным волокнам в спинной и головной мозг. Здесь вырабатываются соответствующие командные импульсы, которые передаются по моторным (эфферентным) нервным волокнам к исполнительным органам (мышцам, железам). Эти исполнительные органы называются эффекторами.
     Основная  функция нервной системы — интеграция внешнего воздействия с соответствующей приспособительной реакцией организма.
     Структурной единицей нервной системы является нервная клетка —нейрон. Он состоит из тела клетки, ядра, разветвленных отростков —дендритов —по ним нервные импульсы идут к телу клетки —и одного длинного отростка —аксона —по нему нервный импульс проходит от тела клетки к другим клеткам или эффекторам.
     Отростки  двух соседних нейронов соединяются  особым образованием — синапсом. Он играет существенную роль в фильтрации нервных импульсов: пропускает одни импульсы и задерживает другие. Нейроны  связаны друг с другом и осуществляют объединенную деятельность.
     Центральная нервная система состоит из головного  и спинного мозга. Головной мозг подразделяется на ствол мозга и передний мозг. Ствол мозга состоит из продолговатого мозга и среднего мозга. Передний мозг подразделяется на промежуточный и конечный.
     Все отделы мозга имеют свои функции.
     Так, промежуточный мозг состоит из гипоталамуса — центра эмоций и витальных потребностей (голода, жажды, либидо), лимбической системы (ведающей эмоционально-импульсивным поведением) и таламуса (осуществляющего фильтрацию и первичную обработку чувственной информации).
     У человека особенно развита кора больших  полушарий — орган высших психических  функций. Она имеет толщину 3—  мм, а общая площадь ее в среднем  равна 0,25 кв.м.
     Кора  состоит из шести слоев. Клетки коры мозга связаны между собой. Их насчитывается около 15 миллиардов.
     Различные нейроны коры имеют свою специфическую  функцию. Одна группа нейронов выполняет  функцию анализа (дробления, расчленения нервного импульса), другая группа осуществляет синтез, объединяет импульсы, идущие от различных органов чувств и отделов мозга (ассоциативные нейроны). Существует система нейронов, удерживающая следы от прежних воздействий и сличающая новые воздействия с имеющимися следами.
     По  особенностям микроскопического строения всю кору мозга делят на несколько  десятков структурных единиц — полей, а по расположению его частей — на четыре доли: затылочную, височную, теменную и лобную.
     Кора  головного мозга человека является целостно работающим органом, хотя отдельные  его части (области) функционально  специализированы (например, затылочная область коры осуществляет сложные  зрительные функции, лобно-височная — речевые, височная —слуховые). Наибольшая часть двигательной зоны коры головного мозга человека связана с регуляцией движения органа труда (руки) и органов речи.
     Все отделы коры мозга взаимосвязаны; они  соединены и с нижележащими отделами мозга, которые осуществляют важнейшие  жизненные функции. Подкорковые  образования, регулируя врожденную безусловно-рефлекторную деятельность, являются областью тех процессов, которые субъективно ощущаются в виде эмоций (они, по выражению И.П.Павлова, являются “источником силы для корковых клеток”).
     В мозгу человека имеются все те структуры, которые возникали на различных этапах эволюции живых  организмов. Они содержат в себе “опыт”, накопленный в процессе всего эволюционного развития. Это  свидетельствует об общем происхождении  человека и животных.
     По  мере усложнения организации животных на различных ступенях эволюции значение коры головного мозга все более  и более возрастает.
     Если, например, удалить кору головного  мозга у лягушки (она имеет  незначительный удельный вес в общем  объеме ее головного мозга) , то лягушка почти не изменяет своего поведения. Лишенный коры головного мозга голубь летает, сохраняет равновесие, но уже теряет ряд жизненных функций. Собака с удаленной корой головного мозга становится полностью не приспособленной к окружающей обстановке.
     Основным  механизмом нервной деятельности является рефлекс. Рефлекс — реакция организма  на внешнее или внутреннее воздействие  при посредстве центральной нервной  системы.
     Термин  “рефлекс”, как уже отмечалось, был введен в физиологию французским  ученым Рене Декартом в XVII веке. Но для  объяснения психической деятельности он был применен лишь в 1863 году основоположником русской материалистической физиологии М.И.Сеченовым. Развивая учение И.М.Сеченова, И.П.Павлов экспериментально исследовал особенности функционирования рефлекса. Все рефлексы делятся на две группы: условные и безусловные.
     Безусловные рефлексы — врожденные реакции организма на жизненно важные раздражители (пищу, опасность и т.п.). Они не требуют каких-либо условий для своей выработки (например, рефлекс мигания, выделение слюны при виде пищи).
     Безусловные рефлексы представляют собой природный  запас готовых, стереотипных реакций  организма. Они возникли в результате длительного эволюционного развития данного вида животных. Безусловные  рефлексы одинаковы у всех особей одного вида; это физиологический  механизм инстинктов. Но поведение  высших животных и человека характеризуется  не только врожденными, т.е. безусловными реакциями, но и такими реакциями, которые  приобретены данным организмом в  процессе его индивидуальной жизнедеятельности, т.е. условными рефлексами.
     Условные  рефлексы — физиологический механизм приспособления организма к изменяющимся условиям среды.
     Условные  рефлексы — это такие реакции организма, которые не являются врожденными, а вырабатываются в различных прижизненных условиях.
     Мозг  не идет на поводу только текущих воздействий. Он планирует, предвосхищает будущее, осуществляет опережающее отражение  будущего. В этом состоит самая  главная особенность его работы. Действие должно достичь определенного будущего результата — цели. Без предварительного моделирования мозгом этого результата невозможна регуляция поведения.
     Современная наука о мозге — нейрофизиология — базируется на концепции функционального объединения механизмов мозга для осуществления поведенческих актов. Эта концепция была выдвинута и плодотворно развивалась учеником И.П.Павлова академиком П.К.Анохиным в его учении о функциональных системах.
     Функциональной  системой П.К.Анохин называет единство центральных и периферических нейрофизиологических механизмов, которые в своей совокупности обеспечивают результативность поведенческого акта.
     Первоначальная  стадия формирования любого поведенческого акта названа П.К.Анохиным афферентным  синтезом (в переводе с латинского —“соединение приносимого”).
     В процессе афферентного синтеза происходит обработка разнообразной информации, поступающей из внешнего и внутреннего  мира, на основе доминирующей в данный момент мотивации (потребности). Из многочисленных образований мозга извлекается  все то, что было связано в прошлом  с удовлетворением данной потребности.
     Установление  того, что данная потребность может  быть удовлетворена определенным действием, выбор этого действия называется принятием решения.
     Нейрофизиологический  механизм принятия решения назван П.К.Анохиным акцептором результатов действия. Акцептор (“ассерtare”—разрешающий) результатов действия —это нейрофизиологический механизм предвидения результатов будущего действия. На основе сопоставления ранее полученных результатов создается программа действия. И только после этого совершается само действие. Ход действия, результативность его этапов, соответствие этих результатов сформированной программе действия постоянно контролируется путем получения сигналов о достижении цели. Этот механизм постоянного получения информации о результатах совершаемого действия назван П.К.Анохиным обратной афферентацией.
     Итак, деятельность мозга является отражением внешних воздействий как сигналов для тех или иных приспособительных  действий.
     Механизмом  наследственного приспособления являются безусловные рефлексы, а механизмом индивидуально изменчивого приспособления являются условные рефлексы, сложные комплексы функциональных систем.
     Нервная система контролирует функционирование всех органов и систем человека, приводя их работу в единое целое, обеспечивает выживание организма в окружающей его среде, обеспечивая взаимообратную связь. Структурной единицей нервной системы является нейрон.
     Нейрон - это нервная клетка имеющая своё особое строение. Нейроны состоят из тела клетки, аксона и нескольких дендритов. Функция нейронов – создавать и проводить нервные импульсы. Нервная система представляет собой особые, соединения нейронов в нейронные цепи. Работа нейронных цепей осуществляется по принципу отражения, или рефлексу. Единая нервная система условно делится на - соматическую и вегетативную нервную систему.
     Соматическая  нервная система  обеспечивает связь организма ("сома"- тело) с окружающей средой передвижение в пространстве и реакции взаимодействия через ощущения. Соматическая система осуществляет произвольный контроль деятельности скелетной мускулатуры.
     Вегетативная  нервная система - (её ещё называют висцеральной, автономной, независимой) это все нервные связи, отвечающие за работу внутренних органов и внутренних процессов, протекающих в организме, а также гомеостаз в целом. Она в большинстве случаев не поддается произвольной регуляции. Вегетативная нервная система регулирует частоту сердечных сокращений, сокращение и расслабление гладкомышечной мускулатуры разных органов, приспособление хрусталика глаза к определённому расстоянию, секреции эндокринных желез и другие функции. Вегетативная система осуществляет свою работу без осознания и человеком процессов происходящих во внутренних органах и без волевого участия.
     Вегетативная и соматическая нервная система разделяется, конечно, условно, поскольку это единая нервная система одного организма, волокна которой разветвлены во всех органах и тканях организма и связаны друг с другом через единый центр.
     Периферическая нервная система осуществляет связь, через нервные цепи, с центральной нервной системой обеспечивая единую работу внутренних органов человека во взаимодействии его с внешней средой. Автономная нервная система передает импульсы от центральной нервной системы (ЦНС) к периферическим органам.
     Автономная нервная система разделяется на симпатическую и парасимпатическую нервную систему.
     Симпатическая нервная система ответственна за процессы возбуждения, а парасимпатическая вызывает реакции торможения и расслабления. Это разделение обусловлено рядом анатомических и функциональных особенностей. Симпатический отдел осуществляет усиление окислительных процессов, потребление питательных веществ, усиление дыхания, учащение деятельности сердца, увеличение поступления кислорода в кровь к мышцам.
     Парасимпатический отдел - сужение зрачка при сильном свете, торможение сердечной деятельности, опорожнение полостных органов. Мочевой пузырь получает в основном парасимпатическую иннервацию, симпатическую иннервацию получают потовые железы, селезенка, надпочечники.
     Деятельность  парасимпатической нервной системы  направлена на сохранение и возобновление  запасов энергии в организме. Она снижает частоту сердечных  сокращений и артериальное давление, облегчает процесс пищеварения, всасывание питательных веществ  и выведение шлаков.
     Симпатическая система увеличивает частоты сердечных сокращений, артериального давления и сердечного выброса, перераспределение кровотока от сосудов кожи и внутренних органов к скелетным мышцам, расширение зрачка и ряд метаболических изменений, таких как накопление жира и гликогена, работа потовых желез, селезенки, надпочечников. Так, например, поступление нервных импульсов через симпатические волокна в мозговое вещество надпочечников трансформируется в секрецию ими целого ряда гормонов. В моменты, сопровождающиеся выраженным физическим или психологическим стрессом, количество гормонов, вырабатываемых надпочечниками, резко возрастает. Активизация парасимпатической системы ведёт к расслаблению и восстановлению затраченных организмом ресурсов. В том случае, когда одна из систем находится в активном состоянии долгое время, например, продолжительный стресс, - это может привести к развитию функциональных, а затем и органических нарушений.
     Очень важно поддерживать равновесие между активностью симпатической и парасимпатической системами. Занятия ТМ оказывают положительный эффект в восстановлении необходимого баланса вегетативной - автономной нервной системы. 

     Психика человека и ее функции
     Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая  информация подвергается специфической  обработке, т.е. психическое отражение - это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика- это “субъективный образ объективного мира”.
     Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов ее внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теорий в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.
     Психические явления соотносятся не с отдельным  нейрофизиологическим процессом, а  с организованными совокупностями таких процессов, т.е. психика - это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя, по меньшей мере, три составляющих: внешний мир, природу, ее отражение - полноценную деятельность мозга - взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.
     Психическое отражение характеризуется рядом  особенностей:
     оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой; сам психический образ  формируется в процессе активной деятельности человека; психическое  отражение углубляется и совершенствуется; обеспечивает целесообразность поведения  и деятельности; преломляется через  индивидуальность человека; носит опережающий  характер. 

     Классификация психических явлений
     Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:
     1) психические процессы, 2) психические  состояния, 3) психические свойства.
     Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.
     Психический процесс - это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.
     Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной  системы, идущими от внутренней среды  организма.
     Все психические процессы подразделяются на познавательные - к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные - активные и пассивные переживания; волевые - решение, исполнение, волевое усилие; и т.д.
     Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения  и деятельности человека.
     В сложной психической деятельности различные процессы связаны и  составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение  действительности и осуществление  различных видов деятельности. Психические  процессы протекают с различной  быстротой и интенсивностью в  зависимости от особенностей внешних  воздействий и состояний личности.
     Под психическим состоянием следует  понимать определившийся в данное время  относительно устойчивый уровень психической  деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.
     Каждый  человек ежедневно испытывает различные  психические состояния; При одном  психическом состоянии умственная или физическая работа протекает  легко и продуктивно, при другом -- трудно и неэффективно.
     Психические состояния имеют рефлекторную природу:
     они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т.п.),
     Наиболее  изученными являются: 1) общее психическое  состояние, например внимание, проявляющееся  на уровне активной сосредоточенности  или рассеянности. 2) эмоциональные  состояния или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное” печальное, гневное, раздражительное и т. д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состояний личности, которое называют вдохновением. Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности. Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.
     Каждое  психическое свойство формируется  постепенно в процессе отражения  и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной  и практической деятельности.
     Свойства  личности многообразны, и их нужно  классифицировать в соответствии с  группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.