На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Ощущения. Восприятия как основа отражения реальности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тема:  «Ощущения. Восприятия как основа отражения реальности».
План:
    Ощущение, их виды и основные свойства.
    Восприятие, его разновидности и уровни. Учет закономерности восприятия в профессиональной деятельности.
    Развитие социальной перцепции как необходимое условие профессиональной компетенции.
Список используемой литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Ощущение, их виды и основные свойства.
Ощущение – психический  процесс непосредственного, чувственного отражения элементарных (физических и химических) свойств действительности. Ощущение – чувствительность человека к сенсорным воздействиям среды. Вся сложная психическая деятельность человека базируется на ощущениях. Ощущение - это сенсорная первооснова психики, акт перехода внешнего сенсорного воздействия в факт сознания. Отражая элементарные физические и химические свойства действительности, ощущение и само является элементарным психическим процессом. Но ощущение – это не пассивный отпечаток свойств действительности, а активный психический процесс. В ощущении отражаются качества объектов. Отражать качества объекта – значит получать определенную информацию о возможных действиях с объектом. Ощущать твердость предмета или его мягкость – значит отражать объект как пригодный для определенного использования. Но и сами ощущения человека опосредованы его знаниями, т. е. общественно-историческим опытом человечества. Выражая то или иное свойство вещей и явлений в слове ("красный", "холодный"), мы тем самым элементарно обобщаем эти свойства. В ощущениях отражаются не только специфические качества предметов и явлений, но и их интенсивность, продолжительность и пространственная локализация. Ощущения человека взаимосвязаны, ассоциированы так же, как связаны между собой и различные свойства действительности. Ощущение – канал чувственной связи организма с действительностью.
Жизнедеятельность человека основана на непрерывном приеме и  анализе информации о характеристиках  внешней среды и внутренних состояниях организма. Этот процесс осуществляется функционированием анализаторов –  нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих прием и анализ сенсорных, чувственных  воздействий. Информация, получаемая анализаторами, называется сенсорной, а процесс ее приема и первичной переработки – сенсорной деятельностью.
Отдельные свойства предметов  и явлений, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями, процесс  воздействия – раздражением, а  нервный процесс, возникший в  результате раздражения, – возбуждением.
Сложную систему нервных  образований, осуществляющих тончайший  анализ отдельных раздражений, воздействующих на организм, И. П. Павлов назвал анализаторами.
Каждый орган чувств (глаз, ухо, чувствительные клетки кожи, вкусовые сосочки языка) специализирован  на приеме и переработке различных  специфических внешних воздействий. Основная часть каждого органа чувств – окончания чувствующего нерва  – рецепторы. Они превращают энергию внешнего раздражителя в нервный импульс. Воздействие, способное возбудить рецептор, называется стимулом.
Таким образом, ощущение –  это не одноактное пассивное отражение  того или иного свойства, а активный процесс, сложнейшая деятельность анализаторов, имеющая определенную структуру. У  каждого вида ощущений – свой нейрофизиологический механизм – свой анализатор.
В зависимости от расположения рецепторов все ощущения делятся  на три группы.
1) К первой группе относятся  ощущения, связанные с рецепторами,  находящимися на поверхности  тела, – зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные. Это экстерорецептивные  ощущения.
2) Ко второй группе  относятся интерорецептивные ощущения. Они связаны с рецепторами, находящимися во внутренних органах (органические ощущения).
3) К третьей группе  относятся кинестезические (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и вестибулярном аппарате. Это – проприорецептивные ощущения (от лат. proprius – собственный), ощущения собственных движений и" пространственного положения тела.
В зависимости от разновидности  анализатора различаются следующие  виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые, кинестезические, статические, вибрационные, органические и болевые. Ощущения подразделяются также на дистантные (отражение свойств удаленных объектов) и контактные.
Работа каждого анализатора  имеет специфические свойства. Наряду с этим все виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям. К ним относятся: 1) пороги чувствительности, 2) адаптация, 3) сенсибилизация, 4) контраст ощущений, 5) синэстезия.
Для возникновения какого-либо ощущения раздражитель должен иметь  определенную степень интенсивности. Пороги чувствительности – это ее предельные возможности. Диапазон нашей  чувствительности ограничен нижним и верхним абсолютными порогами.
Минимальная величина раздражения, необходимая для возникновения  едва заметного ощущения, называется абсолютным нижним порогом ощущения. Верхний абсолютный порог ощущений – это максимальная величина раздражения, дальнейшее увеличение которой вызывает болевые ощущения или исчезновение ощущения. Наряду с абсолютной различается относительная чувствительность – чувствительность к изменению интенсивности воздействия. Относительная чувствительность измеряется порогом различения (разностным порогом).
Порог различения – минимальное  различие в силе двух однотипных раздражителей, необходимое для изменения интенсивности  ощущения.
Изменение чувствительности анализатора в результате его  приспособления к силе и продолжительности  действующего раздражителя называется адаптацией.
Разные анализаторы имеют  различные скорость и диапазон адаптации. Адаптация к одним раздражителям  происходит быстро, к другим – медленнее.
Повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов называется сенсибилизацией.
Одно из проявлений взаимодействия ощущений – их контраст.   Контраст – это повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных, свойств действительности.
Синестезия – ассоциативное (фантомное) иномодальное ощущение, сопутствующее реальному (вид желтого лимона вызывает ощущение кислого).
 
    Восприятие, его разновидности и уровни. Учет закономерности восприятия в профессиональной деятельности.
Восприятие – непосредственное, чувственное отражение предметов  и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных  признаков.
Образы восприятия построены  на основе различных ощущений. Однако они не сводятся к простой сумме  этих ощущений. Восприятие связано  с опознанием, пониманием, осмыслением  предметов, явлений, ситуаций, с отнесением их к определенной категории, типу, классу. Только включив явление в  определенную систему, охватив его  соответствующим понятием, мы можем  оценивать и интерпретировать его.
Являясь чувственным этапом познания, восприятие неразрывно связано  с мышлением, имеет мотивационную  направленность, сопровождается эмоциональным  откликом.
Будучи связанным с  процессом опознания, восприятие включает в себя процессы сравнения, соотнесения  данного объекта с типовыми эталонами, хранящимися в памяти. Хорошо знакомые объекты воспринимаются на стереотипной основе, быстро и уверенно. Люди избирательно выделяют то, что привыкли и хотят  видеть. Привычные объекты воспринимаются одномоментно (симультанно), малознакомые – структурно развернуто, поэтапно (сукцессивно). В последнем случае сначала выдвигается гипотеза о сущности объекта, принимается решение о его категоризации, номинализации, а затем критически оцениваются его признаки.
Психическое развитие человека связано с развитием культуры восприятия: образованный, эстетически  развитый человек способен наслаждаться изяществом формы, цветовой и звуковой гармонией окружающей среды.
Процесс восприятия – перцептивное действие. Его результативность зависит  от того, какие признаки объекта  будут выделены субъектом в качестве исходных опорных элементов.
Важнейшей составной частью каждого вида восприятия являются двигательные процессы (движение глаза по контуру  предмета, движение руки по поверхности  предмета, движение гортани, воспроизводящее  слышимый звук).
Физиологическим механизмом восприятия является комплексная аналитико-синтетическая  деятельность анализаторов – образование  комплексных условных рефлексов  на комплексные раздражители.
В зависимости от целенаправленности, участия воли восприятие делится  на две формы: непроизвольное (непреднамеренное, не связанное с волевым напряжением  и заранее поставленной целью) и произвольное, преднамеренное (целенаправленное). По модальности рецепторов восприятие подразделяется на зрительное, слуховое и осязательное.
Различаются также сложные  виды восприятия: восприятие пространства и времени.
В зависимости от сложности, развернутости, перцептивной деятельности восприятие бывает симультанным (одноактным) и  сукцессивным (поэтапным, последовательным).
Существует четыре уровня восприятия:
1) сенсорный – чувственный  охват объекта, попадание его  в поле сознания;
2) перцептивный – осмысление  объекта, отнесение его к определенной  категории, классу объектов;
3) оперативный – охват  какой-либо функции, стороны объекта;
4) деятельностный – взаимодействие с объектом как целью деятельности (классификация автора).
Виды восприятия могут  классифицироваться и в соответствии со спецификой объекта отражения (восприятие художественных произведений, речи и  т. д.). Восприятие обычно включается в  какую-либо деятельность, но может выступать  и в качестве самостоятельной  деятельности.
Планомерное восприятие, специально организованное для разрешения какого-либо вопроса, называется наблюдением.
Различные виды восприятия имеют специфические закономерности. Но кроме внутривидовых существуют и общие закономерности восприятия: 1) осмысленность и обобщенность; 2) предметность; 3) целостность; 4) структурность; 5) избирательная направленность; 6) апперцепция; 7) константность.
 Осмысленность и обобщенность  восприятия. Воспринимая предметы  и явления, мы осознаем, понимаем  то, что воспринимается.  Восприятие связано с отнесением данного предмета к определенной категории, понятию, с обозначением его словом.
Восприятие в значительной мере зависит от цели и задачи деятельности. В объекте на передний план выступают  те его стороны, которые соответствуют  данной задаче.
Благодаря осмысленности  и обобщенности восприятия мы домысливаем  и достраиваем образ объекта  по отдельным его фрагментам. Осмысленность восприятия устраняет некоторые зрительные иллюзии.
Наиболее простая форма  осмысливания предметов и явлений  – узнавание. Здесь восприятие тесно  связано с памятью. Узнать предмет  – значит воспринять его в соотношении  с ранее сформированным образом. Узнавание может быть обобщенным, когда предмет относится к  какой-либо общей категории (например, "это стол", "это дерево" и т. д.), и дифференцированным (специфическим), когда воспринимаемый объект отождествляется  с ранее воспринимавшимся единичным  предметом. Это более высокий  уровень узнавания. Для такого рода узнавания необходимо выделение  специфических для данного предмета признаков – его примет.
Узнавание характеризуется  определенностью, точностью и быстротой. При узнавании человек не выделяет всех признаков предмета, а использует его характерные опознавательные  признаки. Узнавание затрудняется при  недостаточности опознавательных  признаков. Минимум признаков, необходимых  для опознания объекта, называется порогом восприятия.
Предметность восприятия. Психические образы предметов человек  осознает не как образы, а как  реальные предметы, вынося образы вовне, объективизируя их.
Предметность – отнесенность мозговой информации о предметах  к реальным предметам. Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов восприятия реальным предметам  действительности.
Целостность восприятия. В  предметах и явлениях действительности отдельные их признаки и свойства находятся в постоянной устойчивой взаимосвязи. В восприятии отражаются устойчивые связи между компонентами предмета или явления. Целостность восприятия – это отражение предмета в качестве устойчивой системной целостности.
Структурность восприятия. Мы узнаем различные объекты благодаря  устойчивой структуре их признаков. В восприятии вычленяются взаимоотношения  частей и сторон предмета. Осознанность восприятия неразрывно связана с  отражением устойчивых отношений между  элементами воспринимаемого объекта.
Избирательная направленность восприятия. Из бесчисленного количества окружающих нас предметов и явлений  мы выделяем в данный момент лишь некоторые  из них. Это зависит от того, на что  направлена деятельность человека, от его потребностей и интересов.
Избирательность восприятия – преимущественное выделение объекта  из фона. При этом фон выполняет  функцию системы отсчета, относительно которой оцениваются пространственные и цветовые качества фигуры.
Апперцепцией называется зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности. Глядя на горящий костер издали, мы не ощущаем его тепла, но в восприятие костра включено это его качество. В нашем опыте костер и тепло  вошли в прочную связь. Глядя  на замороженное окно, мы также добавляем  к нашему зрительному восприятию температурные ощущения, почерпнутые  из прошлого опыта.
В зависимости от прошлого опыта, знаний, профессиональной направленности человек избирательно воспринимает различные стороны предметов.
Апперцепция бывает личностной и ситуативной (ночью в лесу пень может быть воспринят как фигура зверя).
Константность восприятия. Одни и те же предметы воспринимаются нами в изменяющихся условиях: при  различной освещенности, с разных точек зрения, разного расстояния. Однако объективные качества предметов  воспринимаются в неизменном виде. Константность – это независимость отражения объективных качеств предметов (величины, формы, характерного цвета) от измененных условий их восприятия – освещенности, расстояния, угла зрения.
Жизненный опыт, знания, интересы, уровень психического развития и профессиональная деятельность определяют индивидуальные особенности восприятия – его избирательную направленность, полноту и точность. Синтетический тип восприятия характеризуется большей целостностью и эмоциональностью. Обладатели аналитического типа проявляют большую склонность к выделению и объяснению отдельных сторон объекта. Наиболее р
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.