На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Морфологические методы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Морфологические методы 

 Термином «морфология»  в биологии и языкознании определяется  учение о внутренней структуре  исследуемых систем (организмов, языков) или сама внутренняя структура  этих систем. Идея морфологического  опроса мышления восходит к  Аристотелю и Платону, к известной  средневековой модели механизации  мышления Р. Луллия. Однако в  систематизированном виде методы  морфологического анализа сложных  проблем были разработаны швейцарским  астрономом Ф. Цвикки, и долгое  время морфологический подход  к исследованию и проектированию  сложных систем был известен  под названием метода.
Основная идея морфологического подхода — систематически находить наибольшее число, а в пределе  — все возможные варианты решения  поставленной проблемы или реализации системы путем комбинирования основных (выделенных исследователем) структурных  элементов системы или их признаков. При этом система или проблема может разбиваться на части разными  способами и рассматриваться  в различных аспектах.
Отправными точками  морфологическою исследования Ф. Цвикки считает: а) равный интерес ко всем объектам морфологического моделирования; б) ликвидацию всех ограничений и оценок до тех  пор, пока не будет получена полная структура исследуемой области; в) максимально точную формулировку поставленной проблемы.
Кроме этих общих  положений, Цвикки предложил ряд  отдельных способов (методов) морфологического моделирования: метод систематического покрытия поля (МСПП), метод отрицания  и конструирования (МОК), метод морфологического ящика (ММЯ), метод экстремальных  ситуаций (МЭС), метод сопоставления  совершенного с дефектным (МССД), метод  обобщения (МО). Наибольшую известность  получили три первых метода.
МСПП предполагает, что существует некоторое число  так называемых «опорных пунктов» знания в любой исследуемой области. Этими пунктами могут быть теоретические  положения, эмпирические факты, открытые законы, в соответствии с которыми протекают различные процессы, и  т. д. Исходя из ограниченного числа  опорных пунктов знания и достаточного числа принципов мышления, морфологическим  методом покрытия поля ищут все возможные  решения поставленной проблемы.
МОК основывается на соображениях, которые Ф. Цвикки сформулировал  следующим образом: «На пути конструктивного  прогресса стоят догмы и компромиссные  или диктаторские ограничения. Следовательно, есть смысл их отрицать. Однако одного этого недостаточно. То, что получается из отрицания, необходимо конструктивно  переработать». В соответствии с  этим МОК разбивается на три этапа: 1) формирование ряда высказываний (положений, утверждений, аксиом и т. п.), соответствующих  современному уровню развития исследуемой  области знаний; 2) замена одного, нескольких или всех сформулированных высказываний на противоположные; 3) построение всевозможных следствий, вытекающих из такого отрицания  и проверка непротиворечивости вновь  полученных и оставшихся неизменными  высказываний. 

МОК может быть реализован в форме одного из вариантов «мозговой  атаки» — метода «судов».
Предложенные Ф. Цвикки методы нашли широкое распространение  как средство активизации изобретательской деятельности, а при моделировании  задач планирования — распределения  заказов по плановым периодам, размещения их по производствам — удобным  средством оказался ММЯ, который  охарактеризуем несколько подробнее. Обратим внимание на использование  остальных методов в качестве вспомогательных при формировании морфологической таблицы (морфологического ящика — МЯ).
Идея ММЯ состоит  в определении всех возможных  параметров, от которых может зависеть решение проблемы, и представления  их в виде матриц-строк, а затем  в определении в этой морфологической  матрице-ящике всех возможных сочетаний  параметров по одному из каждой строки. Полученные варианты решений подвергаются оценке и анализу с целью выбора наилучшего.
Построение и исследование МЯ по Цвикки проводится в пять этапов:
1) точная формулировка  поставленной проблемы;
2) определение параметров (классификационных признаков), от  которых зависит решение проблемы (процедура анализа может быть  итеративной с уточнением или  изменением набора Р, по мере  уточнения представлений об исследуемом  объекте или процессе принятия  решения);
3) деление параметров  Р на их значения р (формирование  классификаторов по выбранным  признакам Р) и представление  их в виде матриц-строк;
4) оценка всех  имеющихся в МЯ вариантов;
5) выбор из МЯ  оптимального варианта решения  задачи.
МЯ могут быть также не только двумерными. Трехмерные МЯ и МЯ большей размерности находят, например, применение при разработке прогнозов и при получении  вариантов новой техники. Однако при формировании и анализе многомерных  МЯ, особенно для анализа проблем  организационного управления, возникают  существенные трудности в их представлении  ЛПР, интерпретации результатов. Поэтому  удобнее становится, используя идею морфологического подхода, разрабатывать  языки моделирования (автоматизации  моделирования), которые применяются  для «порождения» возможных ситуаций в системе, возможных вариантов  решения и часто как вспомогательное  средство формирования нижних уровней  иерархических структур целей и  функций ил организационных структур систем управления. В этом случае термин «морфологический подход» применяется  в более широком смысле.
В практике объемно-календарного планирования оказалось более удобным  как бы перевернуть двумерный  МЯ и комбинировать не элементы строк, а элементы столбцов (такие таблицы  привычнее для работников плановых отделов).
Расширению практического  применения ММЯ существенно способствует автоматизация морфологического моделирования. При этом важно автоматизировать не только получение вариантов, т. е. собственно перебор, а и получение  оценок этих вариантов и даже формирование собственно МЯ.  
 

Выбор методов 

Диагностические методы 

Имитационное динамическое моделирование 

Информатика, информационные ресурсы и системы 

Метод решающих матриц 

Метод экономического анализа 

Методы типа Дельфи 

Методы типа дерева целей 

Методы типа мозговой атаки или коллективной генерации  идей 

Методы типа сценариев 

Методы экспертных оценок 

Морфологические методы 

Неформализованные методы общий обзор 

Применение системного анализа при проектировании и  моделировании корпоративной информационной системы 

Сетевые методы 

Сущность неформализованных  методов 

Цели производственной системы и критерии принятия решений 
 
 

(C) 2009 antireider.msk.ru
Системный анализ
Словарь
Книги
Лекции
Статьи
Презентации
      «Основы теории систем и системного анализа» 

В. Н. Спицнадель^ Оглавление   
< Глава 2.3, «Интегральный тип познания» Глава 3.2, «Цикл как фундамент мироздания» > 

Глава 3, Теория и  практика реализации системного анализа 

Этот Космос, один и тот же для всего сущего, не создал никто из богов и никто  из людей, но он всегда был, есть и будет  вечно живым огнем, мерно воспламеняющимся и мерно угасающим. 

Гераклит
Глава 3.1, Рабочие  этапы реализации системного анализа 

Практика выше (теоретического) познания, ибо она имеет не только достоинство всеобщности, но и непосредственной действительности. 

В. И. Ленин 

Первоначально целесообразно  установить принципиальную последовательность этапов СА. Каждый автор предлагает свою классификацию, отражающую сферы  его деятельности. При рассмотрении авторских классификаций выявляются большая общность воззрений и  принципиальное единство подходов к  разделению СА на этапы. В табл. 3.1 представлены классификации советско-российских и американских исследователей, представляющих различные школы СА. 

Универсальным средством  методологии СИ является четкое выделение  пяти логических элементов в процессе исследования любых систем, подсистем  и других элементов. Как указывает  Ч. Хитч, бывший помощник министра обороны  США, возглавлявший внедрение СА в военных ведомствах, к ним  относятся:
цель или ряд  целей;
альтернативные средства (или системы), с помощью которых  может быть достигнута цель;
затраты ресурсов, требуемых  для каждой системы;
математическая и  логическая модели, каждая из которых  есть система связей между целями, альтернативными средствами их достижения, окружающей средой и требованиями на ресурсы;
критерий выбора предпочтительной альтернативы; с его  помощью сопоставляют некоторым  способом цели и затраты, например путем  максимального достижения цели при  некотором запрашиваемом или  заранее заданном бюджете. 

Однако это абстрактный  подход. Поэтому в табл. 3.2 предлагается >более углубленная и принципиальная последовательность работ системного анализа [Черняк Ю.И. Системный анализ в управлении экономикой. М.: Экономика, 1975].По С.Л. Оптнеру По С. Янгу По Н.П. Федоренко По С. П. Никанорову
Школа и объекты  ее изучения
Классическая американская школа СА, занимающаяся оценкой и  выбором систем вооружения, промышленных систем и капиталовложений (Б. Радвиг, 3. Квейд) Школа системного проектирования и управления организациями Советско-российская экономико-математическая школа, представители которой работают на высших уровнях планирования народного хозяйства Советско-российская школа, представители которой работают на отраслевом уровне и связаны с разработкой АСУ и пр.
Основные этапы  СА
Определение актуальности проблемы;
определение целей;
определение структуры  ТС и ее дефектов;
определение возможностей;
нахождение альтернатив;
оценка альтернатив;
выработка решения;
признание решения;
запуск решения;
управление реализацией  решения;
оценка реализации и ее последствий Определение целей организации;
выявление проблемы;
диагностика (определение, распознавание);
поиск решения;
оценка и выбор  альтернатив;
согласование решения;
утверждение решения;
подготовка к вводу  в действие; управление применением  решения;
проверка эффективности Формулирование проблемы; определение целей;
сбор информации;
разработка максимального  количества альтернатив;
отбор альтернатив;
построение модели в виде уравнений, программ или сценария;
оценка затрат;
испытание чувствительности решения (параметрическое исследование) Обнаружение проблемы;
оценка актуальности
проблемы; анализ ограничений  проблемы;
определение критериев;
анализ существующей системы;
поиск возможностей
(альтернатив);
выбор альтернативы;
обеспечение признания;
принятие решения
(принятие формальной  ответственности);
реализация решения;
определение результатов  решения
Библиография
1960: СА для руководителей  (не переведена на рус. яз.).
Написана в 1965, издана в1968, переведена у нас в 1969 г.: СА для  решения деловых и промышленных проблем. М.: Сов. радио, 1969. С. 216 Системное управление организацией. М.: Сов. радио, 1972. С. 456 СП к изучению эконом. явлений // Математика и кибернетика в экономике, 1975.
О разработке системы  оптимального функционирования экономики. М.: Наука. С. 968;
Оптимизация экономики. М.: Наука, 1977.
Комплексное народнохозяйственное планирование / Под ред. Н.П. Федоренко. М.: Экономика, 1974 СА: этап развития методологии решения проблем в США.
Вступ. ст. в кн. С. Оптнера.
Конструирование организаций  — состояние, значение, проблемы. Вступ. статья в кн. С. Янга 
 

Таблица 3.1 — Сравнительная  классификация этапов СА 

Дадим комментарий  ко всем 12 этапам СА. 

I. Вопрос о том, существует ли проблема, имеет первостепенное значение, поскольку приложение огромных усилий к решению несуществующих проблем отнюдь не исключение, а весьма типичный случай. Надуманные проблемы маскируют актуальные проблемы. Правильное и точное формулирование проблемы является первым и необходимым этапом системного исследования и, как известно, может быть равносильно половине решения проблемы.Этапы Научные инструменты
I. Анализ проблемы
Обнаружение проблемы
Точное формулирование проблемы.
Анализ развития проблемы (в прошлом и в будущем).
Определение внешних  связей проблемы (с другими проблемами).
Выявление принципиальной разрешимости проблемы Методы: сценариев, диагностический, деревьев целей, экономического анализа
кибернетические модели
II. Определение системы
Специфика задачи.
Определение позиции  наблюдателя.
Определение объекта.
Выделение элементов (определение границ разбиения системы).
Определение подсистем.
Определение среды Методы: матричные, кибернетические модели
III. Анализ структуры системы
Определение уровней  иерархии (в ВС).
Определение аспектов и языков (в СС).
Определение процессов  функций (в ДС).
Определение и спецификация процессов управления и каналов  информации (в УС).
Спецификация подсистем.
Спецификация процессов, функций текущей деятельности (рутинных) и развития (целевых) Методы: диагностические, матричные, сетевые, морфологические, кибернетические модели
IV. Формулирование общей цели и критерия системы
Определение целей, требований надсистемы.
Определение целей  и ограничений среды.
Формулирование общей  цели.
Определение критерия.
Декомпозиция целей  и критериев по подсистемам.
Композиция общего критерия из критериев подсистем Методы: экспертных оценок («Дельфи»), деревьев целей, экономического анализа, морфологический, кибернетические модели, нормативные операционные модели (оптимизационные, игровые, имитационные).
V. Декомпозиция цели, выявление потребностей в ресурсах и процессах
Формулирование целей  — верхнего ранга.
Формулирование целей  — текущих процессов.
Формулирование целей  — эффективности.
Формулирование целей  — развития.
Формулирование внешних  целей и ограничений.
Выявление потребностей в ресурсах и процессах Методы: деревьев целей, сетевые, описательные модели, моделирования
VI. Выявление ресурсов и процессов, композиция целей
Оценка существующих технологии и мощностей.
Оценка современного состояния ресурсов.
Оценка реализуемых  и запланированных проектов.
Оценка возможностей взаимодействия с другими системами.
Оценка социальных факторов.
Композиция целей Методы: экспертных оценок («Дельфи»), деревьев целей, экономического анализа
VII. Прогноз и анализ будущих условий
Анализ устойчивых тенденций развития системы.
Прогноз развития и  изменения среды.
Предсказание появления  новых факторов, оказывающих сильное  влияние на развитие системы.
Анализ ресурсов будущего.
Комплексный анализ взаимодействия факторов будущего развития.
Анализ возможных  сдвигов целей и критериев Методы; сценариев, экспертных оценок («Дельфи»), деревьев целей, сетевые, экономического анализа, статистический, описательные модели
VIII. Оценка целей и средств
Вычисление оценок по критерию.
Оценка взаимозависимости  целей.
Оценка относительной  важности целей.
Оценка дефицитности и стоимости ресурсов.
Оценка влияния  внешних факторов,
Вычисление комплексных  расчетных оценок Методы: экспертных оценок («Дельфи»), экономического анализа, морфологический метод
IX. Отбор вариантов
Анализ целей на совместимость и входимость.
Проверка целей  на полноту.
Отсечение избыточных целей.
Планирование вариантов  достижения отдельных целей.
Оценка и сравнение  вариантов.
Совмещение комплекса  взаимосвязанных вариантов Методы: деревьев целей, матричные, экономического анализа, морфологический
X. Диагноз существующей системы
Моделирование технологического и экономического процессов.
Расчет потенциальной  и фактической мощностей.
Анализ потерь мощности.
Выявление недостатков  организации производства и управления.
Выявление и анализ мероприятий по совершенствованию  организации Методы: диагностические, матричные, экономического анализа, кибернетические модели
XI. Построение комплексной программы развития
Формулирование мероприятий, проектов и программ.
Определение очередности  целей и мероприятий по их достижению.
Распределение сфер деятельности.
Распределение сфер компетенции.
Разработка комплексного плана мероприятий в рамках ограничений  по ресурсам во времени.
Распределение по ответственным  организациям, руководителям и исполнителям Методы: матричные, сетевые, экономического анализа, описательные модели, нормативные операционные модели
XII. Проектирование организации для достижения целей
Назначение целей  организации.
Формулирование функций  организации.
Проектирование организационной  структуры.
Проектирование информационных механизмов.
Проектирование режимов  работы.
Проектирование  механизмов  материального  и  морального стимулирования Методы: диагностические, деревьев целей, матричные, сетевые методы, кибернетические модели 

Примечание. 

Неформальные методы:
метод сценариев,
метод экспертных оценок («Дельфи»),
диагностические методы. 

Графические методы:
метод деревьев целей,
матричные методы,
сетевые методы. 

Количественные методы:
методы экономического анализа,
морфологические методы,
статистические методы. 

Методы моделирования:
кибернетические модели,
описательные модели,
нормативные операционные модели (оптимизационные, имитационные, игровые). 
 

II. Чтобы построить систему, проблему надо разложить на комплекс четко сформулированных задач. При этом в случае БС задачи образуют иерархию, в случае СС — спектр, т.е. над одним объектом будут решаться совершено различные задачи на разных языках. Позиция наблюдателя определяет критерий решения проблемы. В некоторых случаях определение объекта составляет наибольшую трудность для исследователя (так же как и определение народнохозяйственной системы и среды). 

III. Произвол в выделении подсистем и реализуемых в них процессов неизбежно обрекает СИ на неудачу. Выявление целей и процессов развития требует не только строгости логического мышления, но и умения найти контакт с работниками управления. 

IV. Формировать общие цели организации и особенно конструировать критерий эффективности системы никоим образом нельзя, основываясь лишь на общественное мнение. Оно представляет собой сложную логическую процедуру в рамках понятий ОТС, требующую, однако, тонкого знания специфики экономики и технологии исследования объекта. 

V. В БС и СС цель системы настолько отдалена от конкретных средств их достижения, что выбор решения требует большой трудоемкости по увязке цели со средствами ее реализации путем декомпозиции целей. Это важная работа является центральной в СА. Она породила метод дерева целей, который является главным, если не единственным достижением СА. 

VI. В системах непроизводственных (образование, здравоохранение и пр.) выразить явным образом цель и критерий эффективности развития логически не удается. Здесь неприемлем анализ «от естественных потребностей человека» в связи с их непрерывным развитием и изменением. Надо идти традиционным путем от анализа существующего положения, достигнутого уровня и последовательного прогноза. 

VII. СА, как правило, имеет дело с перспективой развития. Поэтому максимальный интерес представляет любая информация о будущем — ситуациях, ресурсах, открытиях и изобретениях. Поэтому прогнозирование есть важнейшая и сложнейшая часть СА. 

VIII. Целый ряд социальных, политических, моральных, эстетических и других факторов, которые нельзя не принимать во внимание в СА (они иногда решающие) не исчисляются количественно. Единственный способ их учета — это получение субъективных оценок экспертов. Поскольку СА, как правило, имеет дело с неструктуризованными или слабо структуризованными, т.е. лишенными количественных оценок, то получение оценок специалистов и их обработка представляются необходимым этапом СА большинства проблем. 

IX. Несоответствие потребностей и средств удовлетворения составляют закон и важнейший стимул социально-экономического развития. Поскольку понятия цели и средств их достижения неотделимы, то центральным моментом принятия решений в СА является усечение целей — отсечение тех целей, которые признаны малозначащими или не имеющими средств для достижения, и отбор конкретных... В СИ «инженерного» типа отбор альтернатив считается самой важной, если не единственной задачей СА! 

X. Проблемы народнохозяйственного управления, решаемые методами СА, возникают в реально существующих органах управления. Задачей СА большей частью является не создание нового органа управления, а усовершенствование существующих. Поэтому возникает необходимость в диагностическом анализе органов управления, направленном на выявление их возможностей, недостатков и т.д. Новая система будет эффективно внедряться в том случае, если она облегчает работу органа управления. 

XI. Результаты СА получаются в рамках системных понятий. Для практического планирования они должны быть переведены на язык социально-экономических категорий. В результате решения задач СА крупных народнохозяйственных проблем создаются комплексные программы развития. 

XII. СА имеет ряд специфических методов и приемов проектирования эффективных органов управления, ориентированных на цель, т.е. создание и использование определенной системы в народном хозяйстве. 

Большинство перечисленных  методов разработано задолго  до появления GA и использовалось самостоятельно. Однако в ряде случаев системная методология позволяет более точно очертить круг задач, наиболее эффективно решаемых каждым методом. В отношении некоторых методов СА позволил несколько переоценить и переосмыслить их значение, границы применимости, найти типовые постановки задач, решаемых данным методом. 

Вклад методологии  СА в развитие таких точных методов, как численные и аналитические, экономико-математического моделирования  относительно невелик. То новое, что  вносит здесь системная методология,—  это подход не от метода, а от задачи, требование комплексного использования  целой серии методов или их системного использования для решения  различных частей и этапов проблемы. 

Но целый ряд  слабо формализованных методов  был порожден развитием именно системной  методологии и потребностями  СА проблем — проблем неструктуризованных  или слабо структуризованных. К  числу собственных инструментальных достижений системной методологии  относятся методы сценариев, получения  и анализа экспертных оценок («Дельфи») и методы построения и анализа  деревьев целей. Тесно связаны с  развитием СА также и диагностические  методы. Рассмотрим их более подробно. 

Сценарий (в прогнозировании) — преимущественно качественное описание возможных вариантов развития исследуемого объекта при различных  сочетаниях определенных (заранее выделенных) условий. Он не предназначен для «предсказания» будущего, а лишь в развернутой  форме показывает возможные варианты развития событий для их дальнейшего  анализа и выбора наиболее реальных и благоприятных. 

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.