На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Методы поддержания работоспособности персонала

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  по образованию и науки Российской Федерации 

Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное образовательное  учреждение среднего       профессионального образования « Санкт-Петербургский государственный
колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии».   
 
 
 
 
 
 
 

Шевченко  Игорь Борисович 

Курсовая  работа
                                 По дисциплине: Управление персоналом 
На тему: «Методы поддержания работоспособности персонала»
Специальность: «Менеджмент»
Группа 951 
 
 
 
 
 
 
 
 

Преподаватель:
                                                                                                                Слуцкая С.В.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург
2011г.
 

                                                 Содержание 

  1. Повышение производительности и нормирование труда 3
  2. Оценка труда 6
  3. Аттестация персонала 11
  4. Формирование кадрового резерва 14
  5. Планирование карьеры 17
  6. Разработка программ стимулирования труда 21
  7. Обучение персонала 26
  Список литературы 31
 

Методы поддержания работоспособности персонала
   Работоспособность — параметр, описывающий уровень ресурсов, которые могут быть использованы при выполнении работы.
   Когда говорят о работоспособности  конкретного исполнителя, выделяют общую (потенциальную) работоспособность — те ресурсы, которые в принципе могли бы быть использованы при максимальном напряжении всех сил, и фактическую (стандартную) работоспособность — те ресурсы, которые обычно используются. Фактическая работоспособность всегда ниже, чем потенциальная.
  Говоря  о работоспособности персонала, будем иметь в виду те возможности (как индивидуальные, так и групповые), которые могут быть использованы в деятельности организации:
  • эффективные системы оценки и  стимулирования труда;
  • использование социально-психологических аспектов коллективной деятельности;
  • программы специализированной подготовки, обучения и развития персонала;
  • методы планирования карьеры.

1. Повышение производительности  и нормирование  труда

   Производительность  труда — количественная характеристика работы, выполняемой персоналом, которая связана с уровнем эффективности труда.

  Цели  и факторы повышения  производительности труда

  Основная  проблема организаторов производства в данной области вне зависимости  от форм собственности — тенденция  к снижению эффективности производства. В связи с этим;
главными  целями деятельности служб управления персоналом в этом направлении являются:
   • сокращение производственных издержек и увеличение прибыльности;
   • повышение  гибкости производства;
   • повышение  качества товаров;
   • совершенствование  процессов технического и технологического контроля.
   Общий уровень производительности определяет следующие типы факторов:
   • краткосрочные  — объективные (например, изменение  номенклатуры сырья и видов энергии  в связи с авариями, цикличные колебания качества сырья); субъективные (например, колебание уровня трудоспособности в течение дня, недели, года);
  • долгосрочные (например, цены на материалы, энергию, качество оборудования).
  На рис. представлены основные компоненты оценки производительности.

Основные  компоненты оценки производительности

 
 
  Из  приведенной схемы видно, что  производительность связана как  с количеством (количеством часов, трудозатратами), так и качеством труда (особенностями технологии, объемом капитальных вложений, качеством персонала).
Можно выделить два основных подхода к оценке производительности труда
  1. Определение прямых трудозатрат (путем оценки соотношения прямых трудозатрат к нормо-часам определяется фактическая интенсивность).
  2. Оценка отношения объема продаж к. затратам на:
  • стоимость  контроля качества;
  • стоимость  гарантированного ремонта;
  • численность  производственных рабочих;
  • численность  всего персонала;
   • дополнительные показатели: время наладки/оплаченные часы, число принятых изделий/число  проверенных изделий, запланированные изделия/произведенные изделия, все производственное время/фактически отработанное время, вспомогательные расходы/прямые расходы, численность производственных рабочих/численность работников управления, количество часов по не принятым нарядам/количество отработанных часов, фактическая доля накладных расходов/запланированные накладные расходы.
   Управление  производительностью  труда включает следующие элементы:
  • управление качеством;
  • планирование процедур повышения эффективности;
  • измерение  трудозатрат и нормирование труда;
  • бухгалтерский  учет и финансовый контроль. Необходимо принимать во внимание и факторы, препятствующие росту производительности, такие, как снижение цены труда при постоянном росте уровня жизни и увеличение уровня затрат на восстановление трудоспособности.
Нормирование  труда
Нормирование  труда — это мероприятия по оценке количества труда, которое должно быть реализовано в рамках заданной технологии
   Деятельность  по нормированию труда в управлении персоналом является комплексной и дает возможность решать смежные задачи. Основные цели нормирования:
• планирование производства и определение потребности  в персонале (качество и количество);
• расчет затрат на заработную плату;
• оценка изменения  производительности, эффективности производства.
   Для создания эффективной системы нормирования труда на предприятии необходимо осуществить:
  1) анализ  деятельности;
  2) расчет  и утверждение базовых норм;
  3) мониторинг  технического уровня производства, планирование пересмотра норм в зависимости от изменения состояния материально-технического обеспечения;
  4) внедрение  форм материального стимулирования  за повышение производительности;
  5) мониторинг  норм труда.
Методы  нормирования труда. Основные методы:
   • традиционный — хронометраж, при котором путем многочисленных замеров производится расчет времени на производство единицы продукции;
   оценка "стоимости труда" — стоимость труда за 1 час работы определяется умножением одного балла за час (утверждается руководством) на сумму баллов по факторам: уровень квалификации, условия труда на рабочем месте, интенсивность труда, ответственность работы;
   определение "плавающего тарифа". Этот метод предполагает, что тарифные ставки и расценки длительное время не изменяются (в течение одного года и более), а увеличение заработной платы осуществляется из доходов организации. В соответствии с этим методом заработок работника 3 определяется путем умножения тарифного заработка Зт на коэффициент увеличения заработной платы Ку:
3 = 3т х Ку.
  В свою очередь, коэффициент увеличения заработка определяется по формуле
Ку=ФОТ/3т,
где ФОТ— фонд оплаты труда, определяемый как процент от доходов организации.
   В условиях рыночной экономики процент  от доходов может быть предметом  переговоров между руководством и рабочими.
   Тарифный  заработок будет увеличиваться  при ослаблении напряженности норм (увеличении времени на выполнение операции), так как
Зт = С х Тшт х К,
где С — часовая тарифная ставка;
Тшт— штучная норма времени;
К — количество выполненных работ, изделий.
  Таким образом, чем слабее норма времени, чем больше Зт, тем меньше Ку. Поэтому при увеличении нормы времени уменьшится коэффициент Ку, а ФО Т останется неизменным.
  Нормирование  управленческого  труда. Из-за нерегламентированности, изменчивости деятельности инженерно-технического и управленческого персонала традиционные методы нормирования их труда могут оказаться неэффективными. В настоящее время используются следующие методы нормирования управленческого труда1:
    метод аналогии — основан на учете опыта работы эффективно действующих предприятий;
    метод укрупненных нормативов численности — основан на косвенном измерении трудоемкости работ и расчете численности ИТР и управленцев для всего производства и по подразделениям;
   метод прямого нормирования (для постоянно повторяющихся работ или работ, которые могут быть расчленены на повторяющиеся операции) — через расчленение на операции и анализ времени, необходимого для проведения операций.
  Штат  персонала, занимающегося  нормированием труда. Расчет штата нормировщиков производится с учетом анализа затрат времени на проведение нормировочных работ в течение определенного периода.
  Как показывает опыт Великобритании, в  среднем затраты времени составляют три дня на разработку новых норм в расчете на одного рабочего, время на пересмотр и выполнение документации может быть условно принято равным 1,5 дням.
  Анализ  показывает, что по мере увеличения размера предприятий число нормировщиков в расчете на каждые 100 рабочих быстро уменьшается:
Размер  предприятия (численность рабочих) Средняя численность штата  нормировщиков Число нормировщиков на 100 рабочих Число рабочих на одного нормировщика
200 1 3,00 67
500 5 1,00 100
1000 8 0,77 125
2000 13 0,67 154
4000 24 0,60 167
6000 32 0,53 188
8000 37 0,46 216
10000 40 0,4 250

2. Оценка труда

   Оценка  труда — мероприятия по определению соответствия количества и качества труда требованиям технологии производства.
   Оценка  труда дает возможность решить следующие  кадровые задачи:
  • оценить потенциал для продвижения и снижения риска выдвижения некомпетентных сотрудников;
  • снизить затраты на обучение;
  • поддерживать у сотрудников чувства  справедливости и повышать трудовую мотивацию;
  • организовать обратную связь сотрудникам о  качестве их работы;
  • разрабатывать  кадровые программы обучения и развития персонала.
  Для организации  эффективной системы оценки результативности труда работников необходимо:
  • установить стандарты результативности труда  для каждого рабочего места и  критерии ее оценки;
  • выработать политику проведения оценок результативности труда (когда, как часто и кому проводить оценку);
  • обязать  определенных лиц производить оценку результативности труда;
  • вменить  в обязанность лицам, проводящим оценку, собирать данные о результативности труда;
  • обсудить оценку с работником;
  • принять  решение и документировать оценку.
   Этапы оценки труда на конкретном рабочем месте предполагают:
  • описание функций;
  • определение  требований;
  • оценку по факторам (конкретного исполнителя);
  • расчет общей оценки;
  • сопоставление со стандартом;
  • оценку уровня сотрудника;
• доведение  результатов оценки до подчиненного. Для того чтобы процедуры оценки труда были эффективны
на каждом конкретном предприятии, они должны отвечать
следующим требованиям:
  • используемые критерии должны быть понятны исполнителю и оценщику;
  • информация, используемая для оценки, должна быть доступна;
  • результаты оценки должны быть связаны с системой поощрения;
  • система  оценки должна соответствовать ситуационному  контексту.
  Говоря  о системах оценки труда, можно выделить три основных уровня оценки:
Уровень оценки Периодичность Метод Возможности использования
  1. Повседневная оценка  профессиональной  деятельности (сильных  и слабых сторон)   Один  раз в день, один раз в неделю   Анкетирование по фактическим действиям   Обсуждение
  Обратная  связь с оцениваемым с целью  модификации поведения и обучения
  2. Периодическая оценка исполнения обязанностей   Один  раз в полгода, год   Анкетирование по фактическим действиям и результатам  труда   Интервью
  Обсуждение
  Определение перспективы и разработка совместных целей
  3.Оценка  потенциала Разовая, перманентная Тестирование Центр оценки
Построение  кадрового прогноза, планирование карьеры
 
Основные  подходы к оценке труда
   1. Оценка результата (например, полученной прибыли). Затруднение вызывает оценка сложных, комплексных видов деятельности, затрагивающей множество людей, поскольку возникает проблема оценки вклада каждого в получение результата.
   2. Оценка поведения (по критериям, связанным с исполняемой деятельностью). Наибольшая проблема — отделение реального поведения и общих характерологических черт.
   3. Рейтинги успешности (по ряду шкал, отражающих поведенческие измерения или измерения черт). Проблемы этого подхода — ошибки обобщений и генерализации, при которых оценки одних шкал необоснованно переносятся на другие (примерами модифицированных рейтингов являются ориентированные на поведение рейтинговые шкалы, шкалы наблюдения за поведением).
   4. Процедуры ранжирования, дающие возможность установить различия между рядом лиц (по одному или ряду показателей). Однако при использовании прямых рейтингов могут давать ложные (субъективные) результаты.
Методы  оценки труда
   Методы  индивидуальной оценки. Оценочная анкета представляет собой стандартизированный набор вопросов или описаний. Оценивающий отмечает наличие или отсутствие определенной черты у оцениваемого и ставит отметку напротив ее описания. Общий рейтинг по результатам такой анкеты представляет собой сумму пометок.
Оценочная анкета
(фрагмент)
Заполняется самим работником
Общение с коллегами:
пишу ясно и кратко
говорю  ясно и кратко
хорошо  работаю с коллегами
хорошо  работаю с подчиненными
хорошо  работаю с начальниками
учтив, всегда помогаю клиентам
убедительно излагаю идеи     
Навыки работы/опыт;
    всегда завершаю рабочие заседания
    знаю основные аспекты работы
    немного нуждаюсь в контроле
    иногда делаю  ошибки
    работаю по графику
    знаком  с современными достижениями в данной области    
Планирование  работы
    устанавливаю  себе реальные задачи
    точно анализирую запросы и нужды
    результативен
    разрабатываю большое количество решений
    эффективно  обнаруживаю и  решаю проблемы   
Организация личного  труда
содержу документацию в полном порядке
распределяю задания должным образом
проверяю  эффективность действий
определяю основные цели работы
экономлю  и эффективно использую время    
Контроль
    твердо придерживаюсь  политики предприятия и установленных  процедур
определяю приемлемые стандарты качества
не  выхожу за рамки установленных  расходов     
Прочие качества
знаю, где  искать информацию
разрабатываю  и развиваю творческие идеи
хорошо  справляюсь с работой при наличии  давления
приспосабливаюсь  к переменам
принимаю  хорошие решения       
Подпись работника /____________ Дата_    
 
  Модификация оценочной анкеты – сравнительная анкета. Контролеры или специалисты по управлению персоналом готовят список описаний правильного или неправильного поведения на рабочем месте. Оценщики, наблюдавшие за поведением, располагают эти описания как бы по шкале от "отлично" до "плохо", в результате чего появляется "ключ" анкеты. Лица, проводящие оценку труда конкретных исполнителей, отмечают наиболее подходящие описания. Оценкой результативности труда является сумма рейтингов по отмеченным описаниям.
  Используют  также анкету заданного выбора, в которой задаются основные характеристики и перечень вариантов поведения оцениваемого. По шкале важности оценивают в баллах набор характеристик того, как выполняет свою работу оцениваемый работник.
Анкета  заданного выбора
(фрагмент)
  Оцените по шкале убывающей важности в  баллах (от 1 до 4) следующий набор  характеристик того, как выполняет свою работу оцениваемый работник: оценку "1" получает наиболее характерная черта работника, оценку "4" — наименее характерная черта.
__________ не ждет  проблем
__________ схватывает  объяснение "на лету"
__________ редко  теряет время
__________ с ним  легко разговаривать
__________становится  лидером при работе в группе
_________ теряет  время на необходимые аспекты  работы
__________спокоен  и невозмутим при любой ситуации
__________много работает 

Шкала рейтингов поведенческих установок. В бланке описываются решающие ситуации профессиональной деятельности. Анкета рейтинга содержит обычно от шести до десяти специальных характеристик результативности труда, каждая из которых выводится из пяти или шести решающих ситуаций с описанием поведения. Лицо, проводящее оценку, отмечает то описание, которое в большей степени соответствует квалификации оцениваемого. Тип ситуации соотносится с баллом по шкале. 

Бланк по оценке поведенческих  установок
Инженерная  компетенция
(непосредственно  связанная с исполнением проектов)
(фрагмент) 

Фамилия инженера_____________________
    --9-- Владеет  широким спектром технических  навыков, и от него можно  ожидать выполнения всех заданий  с отличным результатом
    --8--
    --7-- Способен  применять в большинстве ситуаций  хороший спектр технических навыков,  от него можно ожидать хорошего  выполнения части заданий
    --6--
    --5-- Способен  применять некоторые технические  навыки, и от него можно ожидать  адекватного выполнения большей  части заданий 
    --4--
    --3--Имеет  определенные трудности с применением  технических навыков, и от него  можно ожидать сдачи большей части проектов с опозданием
    --2--
    --1-- Не умеет  применять технические навыки, и  можно ожидать затягивания работы  вследствие этого неумения
   Описательный  метод оценки заключается в том, что производящему оценку предлагают описать преимущества и недостатки поведения работника. Часто этот метод комбинируется с другими, например, со шкалами рейтинга поведенческих установок.
   Метод оценки по решающей ситуации. Специалисты по оценке готовят список описаний "правильного" и "неправильного" поведения работников в отдельных ситуациях и распределяют их по рубрикам в соответствии с характером работы. Лицо, проводящее оценку, готовит журнал для записей по каждому оцениваемому работнику, в который вносит примеры поведения по каждой рубрике. Затем этот журнал используется для оценки результативности труда. Как правило, метод служит для оценок, даваемых руководителем, а не коллегами и подчиненными.
   Шкала наблюдения за поведением. Как и метод оценки по решающей ситуации, ориентирован на фиксацию поступков. Для определения поведения работника в целом оценщик на шкале фиксирует количество случаев, когда работник вел себя тем или иным образом.
Бланк наблюдения за поведением
(фрагмент)
Поведение на работе
    Приходит на работу пять дней в неделю
   Почти никогда 0 1 2 3 4 Почти всегда
    Приходит на работу вовремя
   Почти никогда 0 1 2 3 4 Почти всегда
3  Предупреждает начальство по крайней мере за 2 часа в случае, если будет отсутствовать или опоздает
   Почти никогда 0 1 2 3 4 Почти всегда
    Находит кого-либо, кто подменит в случае отсутствия
      Почти никогда 0 1 2 3 4 Почти всегда
   Методы  групповой оценки. Эти методы дают возможность провести сравнение эффективности работы сотрудников внутри группы, сопоставить работников между собой.
   Метод классификации. Лицо, проводящее оценку, должно распределить всех работников поочередно, от лучшего до худшего, по какому-нибудь одному общему критерию. Однако это достаточно сложно, если количество человек в группе превышает 20. Значительно проще выделить наиболее успешного или неуспешного работника, чем проранжировать средних.
   Выход может быть найден, если использовать метод альтернативной Классификации. Для этого лицо, проводящее оценку, вначале должно выбрать самого лучшего и самого худшего работников, затем отобрать следующих за ними и т.д.
   Сравнение по парам делает классификацию проще и достовернее — сравнение каждого с каждым производится в специально сгруппированных парах. Затем отмечается количество раз, когда работник оказывался лучшим в своей паре, и на основании этого строится общий рейтинг. Оценка может быть затруднена, если число сотрудников слишком велико (число пар будет слишком большим, и работа с анкетой станет утомительной).
   Метод заданного распределения. Лицу, проводящему оценку, предписывается дать работникам оценки в рамках заранее заданного (фиксированного) распределения оценок. Например:
10% — неудовлетворительно 
20% — удовлетворительно
40% — вполне  удовлетворительно
20% — хорошо
10% — отлично   
всего — 100 %
  Единственное, что требуется от эксперта, —  выписать на каждую карточку фамилию  работника и распределить всех оцениваемых по группам в соответствии с заданной квотой. Распределение может проводиться по разным основаниям (критериям оценки).
 
Сообщение результатов оценки
   Одним из важных кадровых мероприятий является доведение до самого работника информации о степени его успешности в работе.
   В зависимости от цели оценки возможны два подхода:
   • если оценка проводилась для целей  личного развития сотрудника, результаты могут быть сообщены ему лично;
   • если оценка проводилась для определения  вознаграждений, уровня заработной платы, повышения по службе, то тогда информация может быть передана в соответствующую службу предприятия, которая в случае личного запроса сотрудника может представить ему результаты. Однако для повышения результативности оценочных мероприятий обратная связь работнику необходима.
   Работники могут узнать результаты своей оценки в ходе специальной встречи, беседы с лицом, проводившим оценку.
  Цели  беседы с работником — не только сообщение ему peзультатов. Беседа должна способствовать повышению производительности труда, изменению поведения работников, результативность труда которых не вписывается в приемлемые стандарты.
   Повышению эффективности беседы по результатам  оценки, способствуют:
   • подготовка к встрече участников беседы, их ориентация на обсуждение прошлой результативности труда работника на фоне задач того периода;
   • спокойные, доверительные отношения  между оценивающим и работником, создание такой атмосферы, которая  дала бы возможность работнику расслабиться. Эта беседа — не дисциплинарное мероприятие, она направлена на повышение результативности труда работника в будущем, которое позволит ему улучшить удовлетворенность трудом и даст шанс продвижения по службе;
   • планирование оценивающим времени  беседы так, чтобы часть времени осталась для обсуждения оценки и будущей работы самим сотрудником;
   • упоминание в начале беседы о специфичных  положительных достижениях работников, о недостатках следует говорить между двумя положительными результатами. Внимание необходимо сосредоточивать на обсуждении результативности работы, а не на критике личностных качеств. Не следует упоминать более одного-двух недостатков во время одной беседы, так как некоторым людям трудно работать над исправлением одновременно более двух упущений;
  • оптимальный объем информации, так как слишком большой ее объем может запутать слушателя;
  • самооценка работника.

3. Аттестация персонала

  Аттестация  персонала — кадровые мероприятия, призванные оценить соответствие уровня труда, качеств и потенциала личности требованиям выполняемой деятельности. Главное назначение аттестации — не контроль исполнения (хотя это тоже очень важно), а выявление резервов повышения уровня отдачи работника.
   Функции по проведению аттестации распределяются между линейными руководителями (менеджерами) и менеджерами по персоналу (кадровыми службами):
 
 
Линейные  руководители Кадровые  службы
  Основываясь на корпоративной политике, разрабатывают  общие принципы оценки персонала
Консультируют по выделению существенных параметров оценки Разрабатывают нормативные и методические материалы
  Организуют  аттестационные процедуры
  Обучают линейных менеджеров эффективной работе в  рамках аттестационных процедур и собеседований
Участвуют в аттестационных процедурах в качестве экспертов, готовят индивидуальные оценочные материалы (анкеты, характеристики, рекомендации) для аттестуемых  
Участвуют в работе аттестационных комиссий Контролируют  реализацию аттестационных процедур
  Обрабатывают  и анализируют данные
  Осуществляют  хранение и использование кадровой информации (в частности, для формирования резерва и планирования карьеры)
  Таким образом, в проведении аттестации принимают  участие не только сотрудники кадровых служб, но и линейные руководители. Так, в США непосредственный начальник должен не только хорошо знать своих непосредственных подчиненных, но и работников, занимающих в организационной структуре должности несколькими уровнями ниже. Руководитель одного-двух вышестоящих уровней рассматривает выставленные оценки с учетом проявленной реакции работника, перепроверяет и утверждает их. Если результаты труда и потенциал работника превосходят стандарты, требуется еще одно утверждение на более высоком уровне.
  Эффективному  сбору информации, особенно по оценке труда, может способствовать привлечение в качестве экспертов всех работников подразделения, в котором проходит аттестация, и работников, непосредственно взаимодействующих с данным подразделением.
  Элементы  аттестации. С учетом целей аттестации можно говорить о двух ее составных частях: оценке труда и оценке персонала.
  Оценка  труда направлена на сопоставление содержания, качества и объема фактического труда с планируемым результатом труда, который представлен в технологических каргах, планах и
программах  работы предприятия. Оценка труда дает возможность оценить количество, качество и интенсивность труда.
  При проведении аттестации руководителей  имеет смысл не только давать оценку труда каждого из них, но и организовывать особые процедуры оценки труда руководимого им подразделения (целесообразно привлекать и использовать информацию от смежных подразделений организации, а также внешних партнеров и клиентов, с которыми это подразделение взаимодействует).
  Оценка  персонала позволяет изучить степень подготовленности работника к выполнению именно того вида деятельности, которым он занимается, а также выявить уровень его потенциальных возможностей для оценки перспектив роста.
  Анализ  практики управления показывает, что  корпорации используют в большинстве  случаев одновременно оба вида оценки деятельности работников, т. е. оценку труда и оценку качеств, влияющих на достижение результатов. Оценочная форма включает два соответствующих раздела, в каждом из которых от руководителя наряду с балльной оценкой обычно требуются развернутые обоснования. Аттестационные процедуры предусматривают индивидуальное обсуждение итогов оценки с подчиненным, который удостоверяет это подписью, а также может зафиксировать несогласие с выводами начальника и особые обстоятельства, повлиявшие на результаты труда.
  В большинстве корпораций оценка и аттестация организуются ежегодно, в отдельных компаниях (особенно если они применяют упрощенные процедуры оценки) — каждые полгода. Кроме того, проводятся неформальные собеседования и в промежутке между ежегодными формальными оценками обсуждаются результаты труда и обязательного текущего наблюдения за деятельностью подчиненных. Если процедуры оценки труда хорошо формализованы, целесообразно проводить оценочные мероприятия чаще, например в конце каждой недели, месяца, квартала. Хотя эти мероприятия не являются аттестационными, но могут давать существенную информацию о динамике эффективности труда работников и подразделений в целом.
  Особенно  тщательно контроль осуществляется за вновь принятыми на работу и за получившими новое назначение. Например, в компании "Макдональдс" руководители и специалисты в обязательном порядке должны проходить аттестацию при каждом повышении (понижении) в должности, а также через шесть месяцев с момента найма, перевода на другую должность. В "Контрол дейта" неформальная оценка для вновь принятых проводится через три месяца, для переведенных с другой должности — через 30 дней, а формальная — через полгода работы.
  Тщательный  контроль за вхождением работника в  должность призван ускорить этот процесс. Корпорация, приобретая дорогостоящий "человеческий ресурс" или пробуя применить его в новом качестве, рассчитывает получить быструю отдачу. Жесткий контроль и оценка сильных и слабых сторон деятельности работника позволяют оказать ему необходимую помощь, быстрее исправить недостатки. Одновременно проверяется правильность решения о назначении. В отношении рядовых исполнителей, управляющих низового звена, такой ответ, как предполагается, должен быть получен уже через несколько месяцев, в отношении руководителей среднего и высшего звеньев — не позднее года. Работника, не справляющегося с обязанностями, в короткий срок переводят на менее ответственную работу или увольняют. Другая цель сокращения сроков формальной оценки в этот период состоит в навязывании работнику высоких стандартов трудовой деятельности. Администрации американских фирм опасаются полагаться в утверждении этих стандартов лишь на "групповые нормы" трудового поведения. Как известно, групповые взаимодействия и нормы в американских корпорациях не являются столь же сильными и обязательными, как в японской промышленности. Между тем, в первые месяцы социальной адаптации работника закладываются нормы поведения и основы его будущей деятельности. В дальнейшем привитые работнику стандарты трудовой деятельности стремятся закрепить и поддерживать, используя уже- регулярную процедуру ежегодной оценки.
Этапы аттестации
  Аттестация  проводится в несколько этапов: подготовка, сама аттестация и подведение итогов.
Подготовка, осуществляемая кадровой службой, включает:
  • разработку принципов и методики проведения аттестации;
  • издание  нормативных документов по подготовке и проведению аттестации (приказ, список аттестационной комиссии, методика проведения аттестации, план проведения аттестации, программа подготовки руководителей, инструкция по хранению персональной информации);
  • подготовку специальной программы  по подготовке к проведению аттестационных мероприятий (при проведении аттестации в первый раз по новой методике);
  • подготовку материалов аттестации (бланки, формы и т.д.). Проведение аттестации:
   аттестуемые и руководители самостоятельно (по разработанной кадровой службой структуре) готовят отчеты;
  • аттестуемые и не только руководители, но и сотрудники и коллеги заполняют  оценочные формы;
  • анализируются результаты;
  • проводятся заседания аттестационной комиссии;
Подведение  итогов аттестации:
   анализ кадровой информации, ввод и организация использования персональной информации;
  • подготовка рекомендаций по работе с персоналом;
  • утверждение  результатов аттестации.
  Анализ  результатов аттестации
  Оценка  труда:
   выявление работников, не удовлетворяющих стандартам труда;
  • выявление  работников, удовлетворяющих стандартам труда;
  • выявление  работников, существенно превышающих  стандарты труда.
  Оценка  персонала:
   диагностика уровня развития профессионально важных качеств;
  • сопоставление  индивидуальных результатов со стандартными требованиями работы (по уровням и специфике должностей);
  • выявление  сотрудников с отклоняющимися от стандартов качествами;
  • оценка перспектив эффективной деятельности;
  • оценка роста;
  • ротации.
   Сведение  и обработка данных, как правило, проводятся по окончании аттестации. Для подведения обобщенных итогов
  • составляются сравнительные таблицы эффективности  работников;
   • выделяются группы риска (неэффективно работающих или работников с неоптимальным уровнем развития профессионально важных качеств);
   • выделяются группы роста (работников, ориентированных и способных  к развитию и профессиональному  проведению);
   • готовятся рекомендации по использованию данных аттестации.
 
   Проведение  собеседований по результатам аттестации. Кроме обратной связи с аттестуемым, в ходе беседы проводятся уточнение данных и сбор дополнительной кадровой информации. Затем новые и уточненные данные вводятся в обобщенные формы и анализируются.
   Организация хранения данных. Чтобы кадровой информацией можно было воспользоваться при принятии кадровых и иных решений, необходимо правильно организовать хранение информации по результатам аттестации. Следует разработать особую форму ввода и хранения информации (по персоналиям, отделам, уровням иерархии, направлениям деятельности подразделений). Необходимо также иметь возможность поиска информации и по этим параметрам, и по параметрам качества и количества труда.

4. Формирование кадрового резерва

  Кадровый  резерв — это группа руководителей и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга, подвергшихся отбору и прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку.
   Работа с резервом, как и многие другие технологии кадровой работы, является комплексной •
    Взаимосвязь кадрового менеджмента  и направлений  работы с резервом
   Типы  резерва
   Можно выделить несколько типологий кадрового резерва (по виду деятельности, скорости замещения должностей, уровню подготовленности и т.д.). В зависимости от целей кадровой работы можно использовать либо одну, либо другую типологию.
   По  виду деятельности.
   Резерв  развития — группа специалистов и руководителей, готовящихся к работе в рамках новых направлений (при диверсификации производства, разработке новых товаров и технологий). Они могут выбрать одно из двух направлений карьеры — профессиональную либо руководящую карьеру.
   Резерв  функционирования — группа специалистов и руководителей, которые должны в будущем обеспечить эффективное функционирование организации. Эти сотрудники ориентированы на руководящую карьеру.
   По  времени  назначения:
   группа  А — кандидаты, которые могут быть выдвинуты на вышестоящие должности в настоящее время;
   группа  В — кандидаты, выдвижение которых планируется в ближайшие один-три года.
Принципы  формирования и источники  кадрового резерва
   Принцип актуальности резерва  — потребность в замещении должностей должна быть реальной.
   Принцип соответствия кандидата  должности и типу резерва — требования к квалификации кандидата при работе в определенной должности.
   Принцип перспективности  кандидата — ориентация на профессиональный рост, требования к образованию, возрастной ценз, стаж работы в должности и динамичность карьеры1 в целом, состояние здоровья.
   При отборе кандидатов в резерв для конкретных должностей надо учитывать не только общие требования, но и профессиональные требования, которым должен отвечать руководитель того или иного отдела, службы, цеха, участка и т. д., а также особенности требований к личности кандидата, основанные на анализе ситуации в подразделении, типе организационной культуры и т. д.
   Источниками резерва кадров на руководящие должности могут стать:
  • руководящие работники аппарата, дочерних акционерных обществ и предприятий;
  • главные  и ведущие специалисты;
  • специалисты, имеющие соответствующее образование  и положительно зарекомендовавшие  себя в производственной деятельности;
  • молодые  специалисты, успешно прошедшие стажировку.
 
  Первый  уровень резерва кадров — все  специалисты предприятия, следующий уровень — заместители руководителей различного ранга. Основной резерв составляют руководители различных рангов.
Этапы работы с резервом
Э т а п 1. Анализ потребности в резерве. Прежде чем начать процедуры формирования резерва, следует:
  • спрогнозировать  изменение структуры аппарата;
  • усовершенствовать  продвижение работников по службе;
  • определить степень обеспеченности резервом номенклатурных должностей;
  • определить степень насыщенности резерва по каждой должности или группе одинаковых должностей (сколько кандидатур из резерва приходится на каждую должность или их группу).
  В результате становится возможным определить текущую и перспективную потребность  в резерве. Для определения оптимальной численности резерва кадров необходимо установить:
  • потребность  предприятия в кадрах управления на ближайшую или более длительную перспективу (до пяти лет);
  • фактическую  численность подготовленного в  данный момент резерва каждого уровня независимо от того, где проходил подготовку работник, зачисленный в резерв;
  • примерный  процент выбытия из резерва кадров отдельных работников, например из-за невыполнения индивидуальной программы подготовки в связи с выездом в другой район и др.;
  • число  высвобождающихся в результате изменения  структуры управления руководящих работников, которые могут быть использованы для руководящей деятельности на других участках.
  Эти вопросы решаются до формирования кадрового  резерва и корректируются в течение всего периода работы с ним.
  Для дальнейшего совершенствования  работы по формированию резерва при составлении списков резерва необходимо учитывать следующие важнейшие моменты:
  • категории должностей, которые являются базовыми для создания резерва руководителя конкретного подразделения, дифференциацию резерва в зависимости от особенностей производства;
  • личностные качества и потенциальные  возможности — высокая степень  интеллигентности, внимательность, гибкость, доступность, авторитетность, тактичность, коммуникабельность, организаторские склонности, нервно-психическая и эмоциональная устойчивость, моторные характеристики и т.д.
  На  стадии формирования списка резерва  решаются такие задачи, как:
  • оценка кандидатов;
  • сопоставление  совокупности качеств кандидата и тех требований, которые необходимы для резервируемой должности;
  • сравнение  кандидатов на одну должность и выбор  более соответствующего для работы в резервируемой должности.
  По  результатам оценки и сравнения  кандидатов уточняется и корректируется предварительный список резерва.
  Э т а п 3. Подготовка кандидатов.
  Для формирования резерва, как правило, недостаточно отобрать способных к продвижению сотрудников — важно правильно подготовить их к должности и организовать продвижение.
  Для профессиональной подготовки могут быть использованы следующие методы:
  • индивидуальная подготовка под руководством вышестоящего руководителя;
  • стажировка в должности на своем  и другом предприятии;
   • учеба в институте и на курсах в зависимости от планируемой должности.
   Для подготовки резерва разрабатываются  и утверждаются администрацией три  вида программ.
   Общая программа включает теоретическую подготовку — обновление и пополнение знаний по отдельным вопросам науки и практики управления производством; повышение образования кандидатов, зачисленных в резерв, связанных с их прежней (базовой) подготовкой; обучение специальным дисциплинам, необходимым для повышения эффективности управления производством. Форма контроля — сдача экзамена (зачетов).
   Специальная программа предусматривает разделение всего резерва по специальностям. Подготовка, сочетающая теорию и практику, осуществляется по следующим направлениям: деловые игры по общетехническим и специальным проблемам; решение конкретных производственных задач по специальностям. Форма контроля — разработка конкретных рекомендаций по улучшению производства и их защита.
  Индивидуальная  программа включает конкретные задачи по повышению уровня знаний, навыков и умений для каждого специалиста, зачисленного в резерв, по следующим направлениям: производственная практика на передовых отечественных и зарубежных предприятиях, стажировка на резервной должности.
  Индивидуальные  планы кандидатов разрабатываются  непосредственными начальниками подразделений и утверждаются руководителями предприятия. Систематический контроль за выполнением индивидуальных планов осуществляется руководителями подразделений и работниками службы управления персоналом, ответственными за подготовку резерва.
  Социально-психологическая  подготовка. Для облегчения процесса адаптации к новой должности необходимо включить кандидатов в новую для них систему управления предприятием (на новом уровне), детально познакомить их с правилами и технологиями коммуникации и принятия решений, ввести в новом качестве в трудовой коллектив. Для многих большой проблемой становится изменение статуса (был коллегой, а стал начальником), поэтому кадровой службе необходимо продумывать процедуры адаптации и для "молодого" начальника, и для его "новых" подчиненных.
  Более сложным является вхождение в коллектив сотрудника, принятого в организацию "со стороны" — через рекрутинговые агентства или по самостоятельному набору. Ему приходится адаптироваться по всей системе внутриорганизационных связей и корпоративной культуры, и людям.
  Для облегчения этих процессов наиболее серьезные компании вводят специальные  программы, ориентированные на подготовку резерва — самых перспективных  в карьерном отношении специалистов. Далеко не все из них имели в прошлом опыт руководящей работы или специальную управленческую подготовку.
  Новички проходят ориентационные программы, помогающие разобраться в структуре, традициях компании, специализированные управленческие тренинга. Весьма эффективны в таких ситуациях и тренинга на командообразование — они помогают более быстрому взаимному приспособлению нового начальника и имеющегося коллектива. Одновременно решаются и проблемы большего сплочения коллектива подразделения и повышения эффективности его работы.

5. Планирование карьеры

  Карьера — это результат осознанной позиции и поведению человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.
  Карьеру — траекторию своего движения —  человек строит сам, сообразуясь  с особенностями внутри – и  внеорганизационной реальности и главное  — со своими собственными целями, желаниями  и установками.
Типы  и этапы карьеры
  Можно выделить несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам карьеры.
  Профессиональная  карьера — рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может ищи по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности).
   Внутриорганизационная карьера — связана с траекторией движения человека в организации. Она может идти по линии:
  • вертикальной карьеры — должностной  рост;
  • горизонтальной карьеры — продвижение  внутри организации, например работы в разных подразделениях одного уровня иерархии;
  • центростремительной карьеры —  продвижение к ядру организации, центру управления, все более глубокое включение в процессы принятия решений.
  Встречаясь  с новым сотрудником, менеджер по персоналу должен учитывать этап карьеры, который он проходит в данный момент. Это может помочь уточнить цели профессиональной деятельности, степень динамичности и главное — специфику индивидуальной мотивации. Представим краткое описание этапов карьеры следующей таблицей:
Этап  карьеры
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.