Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Физиология внимания

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Московский Педагогический Государственный Университет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Доклад на тему 

Физиология внимания 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Подготовила студентка IV курса 1 гр.
Поленок Екатерина 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва, 2011 

Внимание - характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определённый объект. Под направленностью сознания понимается избирательный характер психической деятельности, осуществление в ней выбора данного объекта из некоторого поля возможных объектов.
Различают три вида В.: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное, или пассивное, В. имеет место, когда выбор объекта деятельности определяется без заранее поставленной цели, непреднамеренно. Если выбор производится сознательно, преднамеренно, то В. является произвольным, или активным. Произвольное В. является актом воли, оно присуще только человеку и возникло в процессе труда: "Кроме напряжения тех органов, которыми выполняется труд, в течение всего времени труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании..." Деятельность может так захватить человека, что её выполнение не требует от него специальных волевых усилий; наличие цели в сочетании с отсутствием волевых усилий характеризует послепроизвольное В.
В. возникает, существует и развивается в деятельности, являясь необходимым условием её сознательного осуществления. Непосредственной причиной появления В. является значимость внешних воздействий (их субъективная новизна, интенсивность, контрастность и т.д.) для личности. Конкретные особенности В. устанавливаются с помощью характеристик его устойчивости, объёма, распределённости и возможности переключения. Устойчивость В. — способность удерживать объект деятельности в поле сознания на определённый срок, причём временный интервал устойчивости может колебаться от долей секунды до нескольких часов. Объём В. — количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени; объём В. может быть определён с помощью тахистоскопа. Если объекты дискретны, не связаны смысловой связью (например, набор букв), то объём В. не превышает 3—6 единиц; при наличии смысловой связи он резко возрастает (например, слова или фразы). Распределённость В. — способность удерживать в поле сознания объекты одновременно нескольких различных деятельностей. Под переключением В. понимают особенности перехода в поле сознания от объектов одной деятельности к объектам другой.
В. стало предметом  интенсивного психологического изучения на рубеже 19—20 вв., когда с его  помощью стремились объяснить самые  различные проявления психики. В  силу этого понятие "В." стало крайне многозначным. Оригинальную моторную теорию В. выдвинул русский психолог Н. Н. Ланге, связав В. с движениями, которые производит человек при восприятии или представлении предмета. Материалистическую трактовку В. дал французский психолог Т. Рибо (понимание В. как ряда приспособительных рефлексов). В современной психологии ряд проблем, изучавшихся ранее в связи с В., рассматривается в рамках исследования установки и краткосрочной (оперативной) памяти. Вместе с тем изучение В. приобрело огромное значение в связи с созданием современных сложных технических систем и специфической деятельностью в них человека, требующей тонких и развитых механизмов В. (см. Инженерная психология). В. изучается также в педагогической психологии.
Одним из необходимых состояний мозга, обеспечивающих организацию поведения человека, процессов анализа и синтеза в коре больших полушарий, является внимание. Этот психологический термин означим особое состояние или энергетический уровень бодрствующего организма, который заключается в отборе одних стимулов и подавлении других. При этом в одних нейронах усиливается возбуждение, а другие нейроны могут быть заторможены.
В мозге растет число  нейронных групп, находящихся в  противоположных состояниях, что  позволяет обеспечить более высокую способность вычленить из одновременно поступающей в мозг афферентаций больше полезной информации.
Выделяют два вида внимания: 
- непроизвольное, 
- произвольное.

Непроизвольное внимание — первичный, врожденный процесс, который  осуществляется с помощью наследственных нервных механизмов. Произвольное внимание — процесс, представляющий продукт социального развития, выражающегося в целенаправленной мобилизации психической активности человека. Непроизвольное внимание может осуществляться на подкорковом уровне.
Произвольное внимание возникает на основе выработанных в  процессе жизни условных стимулов и  требует участия корково-ретикулярных взаимодействий. Особой формой произвольного  внимания является интеллектуальное внимание, объектом которого являются воспоминании и мысли. В избирательном сенсорном внимании, а также в высшей форме произвольного внимания — «интеллектуальном внимании» важнейшее значение принадлежит корковым фронтальным областям, обеспечивающим также речевую регуляцию внимания.
С нейрофизиологической точки зрения ориентация, как и внимание, это, прежде всего, активирующее влияние ретикулярной формации. Раздражитель «включает» активирующую систему ствола мозга, что ведет к диффузной активации коры больших полушарий. Однако для проявления внимания, кроме неспецифического усиления тонуса коры, важное значение принадлежит активации наиболее значимых для данного состояния структур коры.
Оно определяется влиянием таламического отдела ретикулярной формации и образований гипоталамуса и лимбических отделов. Уже на уровне формирования УР, памяти, а также для выполнения рассудочной деятельности в возникновении сознания большое значение принадлежит взаимодействию процессов анализа и синтеза, происходящих в коре больших полушарий.
Эти процессы начинаются сразу при поступлении сенсорной информации. Анализ (различение, расчленение) раздражений происходит уже в рецепторном аппарате, разные элементы которого реагируют на различные модальности раздражителя. Элементарный анализ продолжается на уровне низших отделов ЦНС и заканчивается в корковых отделах сенсорных систем.
Аналитические процессы, происходящие в коре, неразрывно связаны  с синтетическими, «рождающими» рефлекторные ответы. Процессы высшего анализа  и синтеза, свойственные вниманию, происходят при предъявлении двух и более раздражителей, когда ЦНС должна выбрать соответствующий конкретной ситуации ответ.
Ведущую роль в их осуществлении играют ассоциативные  отделы таламуса и связанные с  ними ассоциативные зоны коры больших  полушарий, не занятые анализом конкретной сенсорной импульсации от специфических сенсорных систем — лобная и теменно-височная доли. Ассоциативные ядра таламуса получают импульсы не прямо от специфических сенсорных путей, а через посредство конвергенции их в таламусе.
В результате импульсы в эти ядра поступают от нескольких сенсорных источников. Медиодорсальное ядро таламуса проецируется на лобную долю коры. Имея широкие кортико-кортикальные связи, связи с лимбической системой, лобная доля обеспечивает взаимосвязь сенсорных систем, взаимодействие сенсорных и двигательной систем, регуляцию эмоций. В свою очередь, обратное влияние указанных отделов новой и старой коры обеспечивает их участие в функциях лобных долей.
В результате здесь  программируется целенаправленное поведение как с учетом доминирующей эмоционально окрашенной мотивации, так и прошлого жизненного опыта. Велико значение лобных долей в осуществлении рассудочных процессов. При поражении лобных отделов коры личностное поведение изменяется весьма существенно: отсутствуют мотивации, твердые намерения и планы, основанные на прогнозировании, часто бывает несоответствие между словами и поступками.
Среди таламических ядер, проецирующихся на теменные отделы коры, по многообразию связей особое место  занимает подушка зрительного бугра. Теменные области коры не только получают уже готовую, конвергированную в таламусе сенсорную информацию. Они сами являются местом широкой конвергенции от сенсорных корковых зон и симметричных отделов коры противоположного полушария.
Благодаря этому  здесь выполняются: 
- центральный первичный одновременный анализ и синтез всей обстановочной афферентации, а при необходимости и запуск механизмов ориентировочных движений глаз и туловища; 
- центральная ориентировка схемы тела и сенсорный контроль текущей двигательной активности.

Таким образом, нейронные  структуры, ответственные за различные  явления внимания, имеют иерархическое  строение. В них несколько уровней: уровень ретикулярной формации ствола, уровень таламических, гипоталамических и лимбических образований и  уровень новой коры.
Проблема  внимания в психофизиологии
Интерес к проблеме внимания и его психофизиологическим механизмам возродился в середине 60-х  годов нашего столетия. Характерная  для начала XX в. потеря интереса к  процессам внимания связана с  сильным влиянием на психологию бихевиоризма, который отвергал роль психики в поведении и деятельности человека. С точки зрения бихевиоризма предмет психологии — освобожденное от психики поведение, понятое как совокупность реакций организма на стимулы, подчиняющихся законам случая. Метод «проб и ошибок» был возведен им в ранг основного закона обучения и становления новых форм поведения. Бихевиористы отрицали роль активности субъекта в поведении и по этой причине исключали возможность использования таких понятий, как «внимание» и «сознание».
Другая причина  игнорирования проблемы внимания психологами  связана с сильным влиянием гештальтпсихологии на формирование научного мышления. В качестве главной характеристики психологических процессов гештальтпсихология рассматривает предметность, которая ярко представлена в феномене выделения фигуры или предмета из фона. Понятие структуры (гештальта), отражающей предметную целостность объекта и имеющей преимущество над ее элементами, составляет основное ядро концепции. Формирование гештальта подчиняется своим собственным законам, таким, как группировка частей в направлении максимальной простоты, близости, равновесия, тенденция любого психического феномена принимать более определенную, отчетливую, завершенную форму и др., которые не требуют участия процессов внимания.
Появление нового направления  в прикладной психологии: исследование деятельности человека-оператора, следящего  за сигналами на экране, цифровыми шкалами, пультом управления в период второй мировой войны и сразу после ее окончания, — стимулировало пробуждение интереса к вниманию. Результаты изучения восприятия и эффективности действий человека-оператора вскрыли неустойчивость, широкую вариабельность их показателей. Для описания особенностей деятельности оператора были введены две новые переменные: чувствительность и критерий принятия решения, меняющийся в зависимости от установки, направленности и концентрации внимания субъекта. У операторов, авиадиспетчеров было обнаружено явление перцептуальной перегрузки, характеризующееся снижением эффективности анализа одновременно поступающих многих сообщений, которое было увязано с определенными свойствами процессов внимания. Эти данные стимулировали проведение многих экспериментов с так называемым дихотическим прослушиванием.
Проблема внимания стала центральной при изучении психофизиологических механизмов познавательных процессов — восприятия, памяти, мышления, принятия решения. Внимание интенсивно изучается в связи с выявлением факторов, влияющих на эффективность деятельности человека, включая его обучение. Оно включено в контекст изучения механизмов регуляции уровня бодрствования, функций модулирующей системы мозга, а также проблемы сознания.
Во многом современное  представление о внимании и его  функциях интуитивно было описано более 100 лет назад Уильямом Джеймсом, который  дал следующую характеристику вниманию. Внимание — «это овладение умом в четкой и яркой форме одним  из нескольких наличествующих объектов. Суть этого процесса — фокусирование, концентрирование сознания. Внимание приводит к отвлечению от некоторых вещей для того, чтобы можно было эффективно заняться другими. Состояние внимания противоположно рассеянному, затемненному состоянию». Сегодня внимание определяют как «сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.)», что по существу мало чем отличается от его описания, сделанного У. Джеймсом.
Характеристики  и виды внимания
К характеристикам  внимания относят его селективность, объем, устойчивость, возможность распределения  и переключения. Селективность, или  избирательность, внимания характеризует  его направленность на любой аспект стимула: на его физическую или лингвистическую характеристику. Изменение селективности внимания подобно изменению фокуса проектора, создающего либо точечное изображение, либо расплывчатое пятно, которое не зависит от физических характеристик стимула. Поэтому внимание может характеризоваться либо узкой, либо широкой настройкой селективности. Под влиянием стресса фокус внимания обычно сужается. Объем внимания измеряется количеством одновременно отчетливо осознаваемых объектов и характеризует ресурсы внимания человека. Объем внимания близок объему кратковременной памяти и составляет 7—9 стимулов, или элементов. Эффективность выполнения второго задания часто используют в качестве меры запасов ресурсов внимания, не востребованных первым, основным заданием. Распределение внимания предполагает распределение его ограниченных ресурсов для одновременного выполнения двух или более заданий. Оно часто измеряется в экспериментах с дихотическим прослушиванием. Устойчивость внимания определяется по длительности выполнения задания, требующего непрерывного внимания или «бдительности», например, оператора при обнаружении им редких и слабых сигналов на экране локатора. Под переключением внимания понимается возможность более или менее легкого перехода от одного вида деятельности к другому.
Психологи выделяют три вида внимания. Произвольное, или  активное, внимание характеризуется  направленностью субъекта на сознательно  выбранную цель. Существует форма  и пассивного, или непроизвольного, внимания. Оно выражается в переключении внимания на неожиданное изменение физических, временных, пространственных характеристик стимулов или на появление значимых сигналов. Третий вид внимания называется постпроизвольным вниманием, которое появляется в процессе освоения деятельности и увлеченности выполняемой работой. Оно не требует усилий воли, так как поддерживается интересом к ней.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.