На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Современные проблемы оптимизации системы налогообложения, направления совершенствования

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 26.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Введение
 
В современных условиях функционирования национальной экономики огромное значение для хозяйствующих субъектов имеет организация системы налогового планирования на предприятии в целях повышения конкурентоспособности и достижения максимального результата от финансово – хозяйственной деятельности. Таким образом, разработка налоговой политики для организаций имеет первостепенный характер, определяющая его степень эффективности, законности и рациональности использования системы налогового законодательства в целях уменьшения налогового бремени организации.
Налоговая политика определяется как подсистема экономической политики, реализуемой в сфере налоговых отношений. Налоговая политика предприятия - это модель его поведения в сфере налоговых отношений, обусловленная целями и задачами развития бизнеса в заданных параметрах внешней среды.
Определение оптимальных объемов налоговых платежей - проблема каждого конкретного предприятия или физического лица. В настоящее время налогоплательщики предпринимают множество усилий по снижению налоговых выплат. Предприниматели, руководители и рядовые налогоплательщики рассматривают налоги как «потери» для бизнеса.
С точки зрения законности и минимизация, и оптимизация относятся к законным действиям, и в этом смысле существенной разницы между ними нет.
Однако, основной целью для государства является оптимизации налогообложения, чтобы собранных налогов было достаточно для обеспечения всех задач, и в то же время, чтобы налоговое бремя не было чрезмерным и не подавляло экономическую деятельность налогоплательщика;
В свою очередь налогоплательщик, естественно, стремиться к максимальному уменьшению налогового бремени, и до тех пор, пока минимизация не будет выходить за пределы законности, ее нельзя признать противоречащей целям государства по оптимизации налогообложения, а следовательно, противоправной в связи с отсутствием общественного вреда.
Естественное стремление налогоплательщика уменьшить суммы налогов, уплачиваемых в бюджет, не вызывает одобрения со стороны контролирующих органов. Хозяйственные операции, имеющие своей целью снижение налогового бремени, находятся и будут находиться под пристальным вниманием налоговых и иных контролирующих органов.
Нередко сами налогоплательщики при применении той или иной оптимизационной схемы допускают ошибки. При проведении оптимизационной процедуры не бывает мелочей, и она требует тщательного законодательного обоснования и документального оформления.
В настоящее время каждая организация, независимо от вида деятельности и формы собственности, сталкивается с необходимостью платить налоги, что при неграмотном подходе и системных ошибках оборачивается лишними затратами и проблемами с законом. Поэтому необходимо проводить оптимизацию налогообложения предприятия, что сделает доходы максимальными, а налоги минимальными, не вступая в противоречие с законодательством.
Правильная оптимизация налогообложения и прогнозирование возможных рисков оказывает значительную помощь в создании стабильного положения предприятия, поскольку позволяет избежать крупных убытков в процессе хозяйственной деятельности.
Важное значение имеет также концептуальное представление о механизме оптимизации отношений налогообложения, заключенном в разрешении экономического противоречия между фискальной направленностью налоговой системы и необходимостью усиления стимулирующей и регулирующей функции налогов по отношению к предпринимательскому сектору.
Таким образом, можно определенно сказать, что в системе планирования налогообложения хозяйствующих субъектов экономики в настоящее время имеется множество неопределенностей и неясностей как правильно и законно использовать те или иные схемы, позволяющие уменьшить налоговое бремя налогоплательщика и не вызвать пристальный интерес со стороны налоговых органов. В связи с этим, на мой взгляд тема дипломной работы как нельзя актуальна в период всеобщего экономического спада в стране, вследствие влияния финансово – экономического кризиса на экономику страны.
Объект исследования – финансово–хозяйственная деятельность ОАО «Бузулукбанк» за 2008 – 2009 года в области налогообложения.
Предмет исследования – налогообложение организации и его оптимизация в современных рыночных условиях.
Основная цель дипломной работы состоит в том, чтобы рассмотреть и проанализировать факты, касающиеся налоговой политики в ОАО «Бузулукбанк», выбрать законные пути оптимизации, попытаться выявить проблемы, с которыми сталкивается ОАО «Бузулукбанк» на этом пути.
В соответствии с целью дипломной работы были поставлены следующие задачи:
?             рассмотреть сущность, значение и классификация видов налогового планирования на предприятии, пути и принципы его организации;
?             провести анализ показателей финансово – хозяйственной деятельности ОАО «Бузулукбанк» в целях определения системы оптимизация и выбора эффективной системы налогообложения в ОАО «Бузулукбанк»
?            рассмотреть современные проблемы оптимизации системы налогообложения и направления совершенствования.
В соответствии с целью дипломной работы были использованы  следующие методы:
?             изучение и анализ научной литературы;
?             изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;
?             моделирование, сравнение, анализ и синтез.
Методологической базой для написания дипломной работы стало использование финансово-отчетной документации ОАО «Бузулукбанк», Федеральных законов в области налогообложения, периодической литературы и трудов известных экономистов и практиков: Вылковой Е.С., Панскова В.Г., Литвина М.И.
Практическая значимость дипломной работы подтверждается тем, что результаты проведенного исследования могут быть использованы в организации производственно – хозяйственной деятельности субъектов национальной экономики для оптимизации налоговой нагрузки.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1: Сущность налогового планирования на предприятии, пути и принципы его организации.
 

1.1.    Роль и значение налогового планирования в коммерческих организациях

 

В настоящее время налоговое прогнозирование и планирование выступают основой рыночных отношений всех хозяйствующих субъектов и экономических объектов с различными формами собственности.
Эти процессы оказывают самое непосредственное воздействие на деятельность организаций и предприятий. Именно планирование является тем действенным инструментом, благодаря которому организации могут правильно и достоверно оценивать возможности своего развития на краткосрочную (текущую) и длительную (стратегическую) перспективу. Оно обеспечивает условия для прогнозирования материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Эффективность деятельности коммерческих организаций является основой для развития экономики страны и наполняемости доходной части бюджетов разных уровней, величины национального дохода и валового внутреннего продукта.
Одна из основных задач государства связана с созданием благоприятных условий для поддержания инновационных начинаний промышленных предприятий и организаций. При этом предусматривается достижение обоюдной выгоды: максимум поступлений налоговых платежей в бюджеты различных уровней и создание предпосылок для снижения налоговой нагрузки на данные организации.
Налоговые платежи составляют значительную долю в финансовых средствах организаций и самым непосредственным образом влияют на формирование экономических результатов их деятельности, на конкурентоспособность и финансовую устойчивость. Поэтому налоговое планирование входит в практику хозяйственной жизни коммерческих организаций, в качестве составляющей общеэкономического планирования, а стратегическое планирование - в качестве важнейшей ее составной части.
Таким образом, налоговое планирование является частным случаем общеэкономического планирования и связано со своевременными взносами в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды. Оно должно осуществляться совместно с управленческим, финансовым, производственным, технологическим и другими видами планирования.
В экономической литературе по теории налогообложения имеются множество работ, посвященных налоговому планированию.
Проблема планирования налоговых платежей рассматривалась такими авторами, как Галимзянов Р.Ф., Медведев А.Н., Муравьев В.В., Погорлецкий А.И., Рогозин Б.А., Тихонов Д.Н., Черник Д.Г. и др. Несмотря на обилие публикаций, в той или иной степени посвященных проблематике налогового планирования, среди них крайне мало работ, которые освещали бы теоретические вопросы построения системы налогового планирования на предприятии.
Исследования проводятся в основном с позиций практических рекомендаций руководителям, бухгалтерам, экономистам по налогам, разъясняющих методику законного снижения налоговых отчислений, что в принципе противоречит целям макроэкономической политики российского государства.
Среди авторов зачастую нет единого подхода по одним и тем же проблемам, в особенности это относится к вопросам методического характера. В частности, в публикациях по данной проблематике приводятся различные трактовки понятия «налоговое планирование». Так, под налоговым планированием понимают:
?             целенаправленную деятельность, ориентированную на максимальное использование всех нюансов существующего налогового законодательства [7, с. 345];
?             использование юридических пробелов в законодательстве с целью уменьшения налоговых платежей [9, с. 211];
?             извлечение дополнительных выгод для организации путем тонкого и гибкого применения существующего налогового законодательства [10, с. 132].
Отметим, что чаще всего под налоговым планированием понимают действия по минимизации налоговых выплат.
Предлагаемые определения налогового планирования построены, как правило, с позиции противостояния налогоплательщиков фискальным органам государства. В современных условиях нецелесообразно осуществлять процесс налогового планирования только на основе учета и использования «пробелов», существующих в действующем налоговом законодательстве. Следует учитывать и смежные с налоговым законодательством отрасли: права, финансов, банков, и др. В противном случае это будут временные и малоперспективные для стратегического планирования действия.
Минимизация налогов - понятие, которое зачастую вводит налогоплательщиков в заблуждение. Стремление минимизировать свои налоговые платежи само по себе не является противоправным. Однако данная цель может быть достигнута разными способами, в том числе и противоречащими закону действиями, поэтому уменьшение сумм налоговых платежей должно осуществляться в тех пределах, которые допускаются действующим законодательством.
Целью минимизации налоговых платежей является уменьшение абсолютной суммы налогов, тогда как цель налогового планирования в значительной степени значительно шире; поскольку предполагает управление хозяйственной деятельностью предприятия в соответствии с действующим налоговым законодательством и достижением прогнозируемого эффекта.
Стоит отметить тот факт, что понятие налогового планирования основано на оптимизации налоговых платежей. Оптимизация (от латинского optimum - наилучшее) - это определение качественных и количественных значений экономических показателей, при которых достигается оптимум - наилучшее состояние системы. Иными словами, речь идет о достижении наивысшего результата при наименьших ресурсных затратах [13, с. 67].
Разграничить налоговое планирование и налоговую оптимизацию довольно сложно. Однако в последнее время эти понятия все больше отличаются друг от друга. Налоговое планирование – стратегия больше законопослушная. Закон предоставляет организации различные права, а предприятие решает, использовать их или нет. Налоговая оптимизация состоит в применении применение допустимых, но спорных методов снижения налоговых платежей. Формально они не нарушают закон, но сущность операций направлена исключительно на налоговую выгоду.
Под налоговой оптимизацией подразумевается скорее агрессивное поведение компании, когда налогоплательщик выстраивает свой бизнес так, чтобы свести к минимуму налоговые последствия своей деятельности. Вся стратегия оптимизации направлена на уход от налогов.
Государство налоговую оптимизацию возводит в ранг преступления и рьяно борется с процессом, например, отказывает в вычетах и льготах. Это происходит, потому что при активной оптимизации невозможно спрогнозировать поступления в бюджет от предприятий и организаций. При налоговом планировании соблюдение принципа законности ставится во главу угла.
Поскольку кроме очевидных выгод, налоговая оптимизация содержит в себе риск получения штрафных санкций в случае рискованного или неумелого применения некоторых методов.
Налоговые платежи, как известно, самым существенным образом влияют на экономические показатели организаций: себестоимость продукции, объемы реализации, отпускные цены и тарифы, конкурентоспособность продукции, финансовые результаты, чистая прибыль.  Например, планирование налогов, включаемых в себестоимость продукции, позволяет снизить себестоимость продукции и тем самым увеличить прибыль, роль и значение которой для хозяйствующих субъектов резко возрастает в рыночной экономике.
С социально-экономических позиций уменьшение себестоимости для организации заключается:
- в увеличении прибыли, остающейся в ее распоряжении, в появлении возможности не только простого, но и расширенного воспроизводства;
- в появлении большей возможности для материального стимулирования работников и решения социальных проблем трудового коллектива организации;
- в улучшении финансового состояния и снижении степени риска банкротства;
- в возможности снижения цен на продукцию и тем самым повышении конкурентоспособности предприятия.
Налоговое планирование призвано не только уменьшить налоговые отчисления организаций, а совместно с планом производства, финансовым планом стать регулятором процесса управления субъектом хозяйствования в целом.
На наш взгляд, налоговое планирование в организации - это составная часть стратегического планирования всей хозяйственной деятельности, представляющее собой процесс формирования и определения размера налоговых обязательств посредством выбора оптимального сочетания вариантов осуществления экономической деятельности, направленной на достижение минимального уровня возникающих при этом налоговых платежей, в рамках действующего законодательства. Практика показывает, что снизить налоговую нагрузку, оставаясь в рамках правового поля, возможно практически для любой организации. Но самое главное, что должен осознавать налогоплательщик, состоит в том, что налоговое планирование осуществляется не после проведения какой-либо хозяйственной операции или по прошествии налогового периода, а реализуется как превентивный метод управления.
Цель налогового планирования заключается не только в законной минимизации налоговых обязательств, но и в повышении общего научного уровня планирования в организации, ведущего к повышению эффективности производства. Выбор цели налогового планирования определяется набором основных стратегических приоритетов и интересов для поступательного развития организации в процессе планирования ее хозяйственной деятельности. Основными задачами налогового планирования на уровне организации являются:
?             определение размера налоговых обязательств, подлежащих уплате в бюджет и внебюджетные фонды на очередной финансовый год по конкретным налогам и составление общего бюджета налоговых платежей;
?             расчет плановой себестоимости продукции и разработка финансового плана организации;
?             минимизация и оптимизация основных налоговых платежей;
?             контроль за достоверностью налоговых платежей, своевременной и полной их уплате;
?             определение уровня налоговой нагрузки в плановом периоде.
Отметим различия стратегического и тактического (текущего) налогового планирования на предприятии. Стратегическое планирование, как правило, осуществляется на этапе создания и государственной регистрации предприятия и направлено на минимизацию налоговых обязательств в перспективе. Этот этап включает в себя выбор организационно-правовой формы предприятия, его местонахождения, вида и профиля предпринимательской деятельности, обособленных подразделений, режима налогообложения. Особое внимание уделяется возможности использования «налоговых оазисов» - оффшорных территорий и свободных экономических и торговых зон. На этом этапе решение принимается не только с позиции наиболее льготного режима налогообложения, но и более выгодных условий перевода полученных доходов из одной страны в другую, получения налоговых кредитов, устранения двойного налогообложения. На данном этапе разрабатывается стратегия размещения капиталов, инвестиционной политики, финансирования. Текущее налоговое планирование представляет собой организацию расчета конкретных видов налогов на очередной налоговый либо отчетный период с использованием всех предусмотренных законодательством возможностей для оптимизации их размера. Стратегия и тактика находят свое отражение в этапах налогового планирования, схематично представленных в приложении 1. Рассмотрим некоторые особенности этих этапов.
Этап 1. Пространственный фактор следует учитывать для оптимизации налогов исходя из целей деятельности предприятия и особенностей налоговых режимов отдельных стран. На территории Российской Федерации можно использовать потенциал свободных экономических зон и закрытых административно-территориальных образований, где предусмотрено снижение налогового бремени.
Этап 2. Важное значение для целей налогового планирования имеет не только размер, но и способ формирования уставного капитала. Например, внесение имущества в уставный капитал создает первоначальные налоговые обязательства в виде налога на имущество. Выбор основных направлений деятельности на стадии подготовки учредительных документов будет иметь последствия, например, для расчета отчислений на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Создание филиалов в юрисдикциях с повышенным налоговым бременем снижает общие доходы организации, а с минимальным – создает дополнительные возможности для налогового планирования. Хозяйствующие субъекты должны учитывать то обстоятельство, что участие государства при формировании уставного капитала в размере более 25% ограничивает возможности проведения реструктуризации, передачи имущества и распределения полученных доходов, а также участие в создании аффилированных групп. Согласно налоговому кодексу Российской Федерации (далее НК РФ)  и гражданскому кодексу Российской Федерации (далее ГК РФ) при наличии доли одного из участников в размере более 25% возможно привлечение его к солидарной ответственности по налоговым обязательствам.
Этап 3. Текущее налоговое планирование состоит из следующих элементов: использование налоговых освобождений и льгот по основным налогам с учетом изменения налогового законодательства с целью оперативного реагирования на эти изменения, включая реорганизацию предприятия; использование оптимальных форм договоров при прогнозировании и определении налогооблагаемого дохода и показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, планирование сделок, опосредствующих предпринимательскую деятельность организации; разработка учетной политики для целей оптимизации налогообложения.
Этап 4. На этой стадии принимаются решения по наиболее рациональному размещению активов и прибыли и по проблемам инвестирования и аккумулирования средств, так как правильное размещение прибыли и капитала позволяет получить дополнительные налоговые льготы, а в отдельных случаях – обеспечить возврат части уплаченных налогов.
Под принципами и методами налогового планирования понимаются основные теоретические положения, которыми следует руководствоваться в процессе подготовки стратегического планирования в организации. Они определяют характер и содержание плановой деятельности. Соблюдение принципов налогового планирования создает предпосылки для эффективной работы хозяйствующего субъекта и уменьшает отрицательные последствия от ошибочных решений в хозяйственной деятельности.
Основой методов, используемых при планировании налоговых платежей организации, являются общепринятые методы экономического планирования; в этом выражается диалектическая связь общего и частного. Успешность применения каждого метода зависит от его соответствия конкретной ситуации, цели и способа планирования, достоверности исходных данных.
В практике налогового планирования используют методы: экстраполяции, экспертных оценок, метод от достигнутого, экономико-математические методы, балансовые методы и др. Среди этих методов наиболее распространенным является метод «от достигнутого», что связано с его простотой, доступностью, а также с тем, что он является достаточно точным и понятным для специалистов. При данном методе за основу берутся налоговые платежи организации за отчетный период; они корректируются с учетом изменений, которые произойдут в плановом периоде.
Должным образом поставленное налоговое планирование предусматривает четкое выделение всех его составляющих элементов, среди которых можно назвать:
?             Мониторинг налогового законодательства (налоговый мониторинг), служит надежной гарантией от разного рода налоговых и иных (таможенных, валютных, административных и уголовных) санкций;
?             Учетная политика организации для целей бухгалтерского и налогового учета является одним из важнейших инструментов воздействия на величину налоговой базы и сроки возникновения налоговых обязательств по операциям налогоплательщика;
?             Налоговый календарь, необходимый для контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты налоговых платежей, а также представления отчетности;
?             Методы и схемы налогового планирования;
?             Налаженный бухгалтерский и налоговый учет и отчетность.
Учет и строгое соблюдение перечисленных выше моментов является залогом успешного налогового планирования на предприятиях и условием их устойчивого функционирования, что и обеспечивает им необходимые преимущества.
Во-первых, экономическая нестабильность и частое изменение налогового законодательства обеспечивают большую конкурентоспособность для организаций, оперативно реагирующих на вносимые изменения. Подобное способны осуществить только хозяйствующие субъекты, использующие налоговое планирование.
Во-вторых, появляется реальная возможность снижения налоговых обязательств и, зачастую, экономических санкций со стороны контролирующих органов.
В-третьих, происходит сбережение в виде более рационального и эффективного использования как собственных, так и заемных ресурсов.
В-четвертых, достигнутая налоговая экономия является резервом для увеличения прибыли, которая может использоваться для реализации эффективной социальной политики на предприятии. В результате сохраняется гибкость управления всей хозяйственной деятельностью организации [6, с. 367].
 
1.2.      Принципы оптимизации системы налогообложения в налоговом планировании
 
Взаимоотношения хозяйствующих субъектов и граждан с государством по поводу формирования государственных финансов выражают экономическое содержание налогов. С одной стороны, сумма налоговых поступлений обязана обеспечивать наполнение государственной казны, а с другой - величина налоговой нагрузки на налогоплательщиков не должна лишать их стимулов к дальнейшему развитию. Таким образом, важнейшей задачей функционирования налоговой системы любой страны всегда являлось определение оптимального уровня налогового бремени, позволяющего сочетать перспективные интересы государства и хозяйствующего субъекта.
Государство и налогоплательщик находятся по разные стороны баррикад: государство заботится о максимальном наполнении государственного бюджета, а налогоплательщик стремится к сохранению собственного. И сколько существуют сами налоги, предпринимаются попытки уклониться от них или уменьшить их тяжесть. История показывает, что введение новых налогов или изменение порядка уплаты действующих немедленно вызывает ответную реакцию налогоплательщиков, направленную на снижение налогового бремени.
Это стремление имеет под собой объективную основу. Чем меньше сумма налогов, тем больше остающийся в собственном распоряжении объем финансовых средств; чем позже налоги уплачены в казну, тем дольше деньги находятся в обороте и приносят доход. Следовательно, снижение абсолютной величины налоговой нагрузки оказывает прямое влияние на увеличение чистой прибыли и финансовых ресурсов налогоплательщика.
В истории налогообложения процесс минимизации и оптимизации налоговых платежей приобретал различные формы. Но, несмотря на многообразие форм и способов, применяемых налогоплательщиками для облегчения своей налоговой нагрузки, по существу, возможны только два пути - законный или противозаконный.
Выбор налогоплательщиком того или иного пути определяет модель его поведения и конкретные методы, направленные на уменьшение налогового бремени, возложенного на него государством
Все варианты уклонения от уплаты налогов, под которым понимается незаконное умышленное неисполнение или уменьшение налоговых обязанностей, противоречат действующим нормам налогового, уголовного и административного права. Такие явления рассматриваются не только как противоправные, антиконституционные, но и как нарушающие интересы сограждан, материальное обеспечение которых должно полностью или частично осуществляться обществом и государством.
Среди наиболее существенных негативных последствий уклонения от уплаты налогов выделяют:
?             недополучение казной налоговых сборов сокращает доходную часть бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и увеличивает их дефицит;
?             происходит искажение ценовых соотношений, неуплата отдельными предприятиями налоговых обязательств в полном объеме ставит субъекты хозяйственной деятельности в неравное положение и мешает рыночной конкуренции;
?             нарушается принцип социальной справедливости, налоговое бремя, по сути, перекладывается с фирм-неплательщиков на законопослушные фирмы за счет усиления давления на них со стороны налоговых органов.
Все это в итоге приводит к общей дестабилизации экономики страны.
Основными факторами, определяющими активность хозяйствующих субъектов по снижению налоговой нагрузки и влияющими на выбор ими законных или противозаконных способов этой деятельности, являются:
1. Степень политической и экономической стабильности в стране.
2. Соотношение фискальной и стимулирующей функций действующей налоговой системы.
3. Общая величина налогового бремени, возложенного государством на налогоплательщика.
4. Уровень налогового законодательства, а именно:
- степень его устойчивости и предсказуемости;
- соответствие нормам всех других отраслей права;
- четкость установленных правил начисления и уплаты налогов и однозначность их прочтения.
5. Мера ответственности налогоплательщика за нарушение налогового законодательства и тяжесть наказания.
6. Состояние правовой культуры налогоплательщиков.
7. Степень криминогенности обстановки в стране.
8. Наличие открытости и ясности для плательщиков налогов направлений расходования государством полученных средств, их целевого назначения.
9. Уровень профессиональной подготовки специалистов (как хозяйствующих субъектов, так и контролирующих органов).
На современном этапе развития страны создаются новые условия существования и функционирования предприятий, формируются предпосылки для перехода к цивилизованным формам и способам оптимизации налоговых платежей, основанных на нормах закона.
Во-первых, укрепляется законодательная база: действуют Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, нормы бухгалтерского учета и отчетности приводятся в соответствие с международными стандартами. Но наиболее существенную роль играет НК РФ, который представляет собой фундамент российского налогового права и свидетельствует о переходе налоговой системы на качественно новый правовой уровень.
Во-вторых, укреплению законности в сфере налогообложения способствует усиление контроля со стороны государства за уплатой налогов и ужесточение мер, применяемых к предприятиям-неплательщикам и экономическим преступникам.
В-третьих, происходит процесс укрупнения предприятий путем реорганизации, слияния, поглощения мелких более крупными, усложнения их производственной структуры, создания многопрофильных объединений, холдингов.
И наконец, хозяйствующие субъекты все больше начинают заботиться о своем имидже и деловой репутации. Это связано с выходом России на мировой рынок, что обязывает подчиняться общепринятым в мире правилам ведения бизнеса, и со стремлением все большего числа предприятий работать на перспективу, а не на сиюминутный интерес.
Создаются предпосылки к переходу от "дикого капитализма" к цивилизованным формам экономической деятельности предприятий, от уклонения от налогов, неуплаты и избежания их - к сознательному, целенаправленному налоговому планированию.
Сущность налогового планирования в общепринятом смысле заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств.
Налоговое планирование подразумевает целую систему комплексных мер, объединяющих все направления деятельности предприятия. Налоговое планирование способствует достижению целей деятельности фирмы, основной из которых является согласно определению коммерческой организации в Гражданском кодексе РФ извлечение прибыли. Наиболее действенным способом увеличения прибыльности выступает не механическое сокращение налогов, а построение эффективной системы управления предприятием. Иными словами, речь идет не о тактике сокращения налогов, а о стратегии оптимального управления предприятием.
Принципы, на которых базируется налоговое планирование, представлены в приложении 2.
Основополагающий принцип - неукоснительное и строгое соблюдение требований действующего законодательства при исчислении и уплате налогов, или принцип законности. Налоговое планирование исключает применение каких-либо форм уклонения от налогов. Принцип законности - это тот определяющий фактор, позволяющий абстрагировать понятие "налоговое планирование" от понятий "избежание налогов", "уход от налогов", "уклонение от налогов" и прочих незаконных методов. Игнорирование принципа законности может дорого обойтись предприятию. С введением в действие части первой НК РФ ответственность за налоговые правонарушения стала самостоятельным и полноценным видом юридической ответственности. Кроме налоговой ответственности, определяемой НК РФ, субъектом которой являются только непосредственно сам налогоплательщик, за нарушения законодательства о налогах и сборах предусмотрены также административная и уголовная ответственность должностных лиц.
Второй принцип налогового планирования - принцип оперативности. Разработанная предприятием налоговая политика должна своевременно корректироваться с учетом всех изменений в действующем законодательстве, и прежде всего в системе налогообложения. Причем уточняться должны не только основные направления налоговой политики, но и виды хозяйственных операций, а в отдельных случаях и направления хозяйственной деятельности фирмы.
Без контроля над процессом законотворчества в стране и отражения его результатов в стратегических и текущих планах предприятие вряд ли сможет управлять собственными финансами. В связи с этим хозяйствующему субъекту необходимо учитывать такой фактор, как налоговые риски. Налоговые риски могут быть связаны с изменениями в налоговой политике страны, появлением новых форм обложения, увеличением или снижением ставок, введением новых налогов и пошлин, отменой налоговых льгот и т.д.
Принцип оперативности предполагает учет не только изменений внешней среды, но и представлений предприятия о своих внутренних приоритетах, ценностях и возможностях. Если такие изменения не будут учитываться, запланированный и полученный результат может оказаться никому не нужным.
Третий важный принцип налогового планирования - принцип оптимальности. Он состоит в том, что применение механизмов, уменьшающих размер налоговых обязательств, не должен причинять ущерб стратегическим целям предприятия, интересам его собственников. Налоговое планирование - не самоцель, а лишь средство для решения поставленных задач: поддержание оптимального соотношения, разумного равновесия между величиной налоговых платежей и величиной прибыли, остающейся в распоряжении предприятия для осуществления его финансовой, инвестиционной политики, расширения текущей деятельности.
Этот принцип предполагает также установление предприятием целесообразности внедрения того или иного нового метода с точки зрения его цены, т.е. стоимости дополнительных работ, а также возможных последствий его применения. Важно изначально убедиться в том, что конечный результат будет положительным, что все трудовые, материальные, а иногда и моральные затраты, связанные с использованием этого метода, не перекроют планируемый эффект.
Налоговое планирование как система только тогда имеет место, когда соблюдаются все три перечисленные выше принципа. Методика налогового планирования, конкретные способы, применяемые предприятиями, организация работы по налоговому учету могут быть различными у каждого хозяйствующего субъекта, но главные принципы должны быть едины для всех.
Налоговое планирование, как и планирование, вообще, в микроэкономике, имеет свои ограничения. К ним относятся:
?             неопределенность внешней среды, обусловленная продолжающимися изменениями во всех сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной и пр., процесс реформирования российского налогового права.
?             величина издержек, затрачиваемых на организацию, внедрение и осуществление системы планирования.
Дополнительные затраты, связанные с проведением исследований, организацией соответствующего подразделения, привлечением высококвалифицированного (а значит, и высокооплачиваемого) дополнительного персонала, ограничиваются правилом исчисления издержек налогового планирования: любые дополнительные средства должны быть затрачены только в том случае, если они создадут дополнительный положительный эффект.
?             масштабы деятельности фирмы.
Преимущества принадлежат крупным фирмам и предпринимательским объединениям, так как они обладают:
- необходимым потенциалом для предвидения своего будущего;
- более высокими финансовыми возможностями;
- высококвалифицированным персоналом и в состоянии привлекать подобных специалистов со стороны и т.д.
Кроме того, интегрированные корпоративные группы со сложной структурой и различными направлениями деятельности значительно в большей степени нуждаются во внедрении методов налогового планирования, нежели автономные, средние и мелкие организации.
?             принципы и условия налогообложения хозяйствующих субъектов определяются и регламентируются государством (специфическое ограничение налогового планирования). Это ограничивает возможности организаций-налогоплательщиков для регулирования уровня своей налоговой нагрузки.
Особенно это касается налогового планирования в группе взаимозависимых лиц, к хозяйственной деятельности которых с точки зрения налогообложения предъявляются дополнительные требования и уделяется повышенное внимание со стороны контрольных органов.
 
1.3. Пути оптимизации системы налогообложения
 
Одним из направлений налогового планирования является оптимизация условий хозяйствования организаций - участников группы с точки зрения налогообложения.
На уровне стратегического планирования оптимизация условий хозяйствования предусматривает определение:
- сферы производства, направлений деятельности участников группы, видов производимой продукции;
- места расположения дочерних компаний и бизнес-единиц группы;
- состава и структуры предпринимательского объединения.
Рассмотрим влияние этих факторов на уровень налоговой нагрузки.
На первом этапе происходит определение сферы производства, направлений деятельности бизнес-единиц группы.
Данный этап предполагает оценку эффективности осуществления той или иной деятельности с точки зрения налоговых последствий и их воздействия на конечный финансовый результат. При выборе направлений финансово-хозяйственной деятельности основными факторами, влияющими на уровень налогообложения, являются:
- различные налоговые ставки, которые устанавливаются государством дифференцированно с целью стимулирования отдельных видов деятельности (так, пониженные ставки по налогу на добавленную стоимость установлены по объемам реализации продовольственных товаров и товаров для детей, периодических печатных изданий и книжной продукции, медицинских товаров);
- наличие по видам деятельности и производимой продукции налоговых льгот и освобождений.
Анализ как осуществляемых организацией, так и планируемых к осуществлению видов деятельности предлагается проводить в следующем порядке:
1. Определение перечня направлений хозяйственной деятельности, соответствующих целям и задачам организации;
2. Фиксация установленных по видам деятельности налоговых ставок;
3. Выявление на федеральном уровне льготных налоговых режимов, распространяющихся на перечисленные направления по наиболее значимым налогам;
4. Определение условий ведения данных видов деятельности, а именно:
- необходимость лицензирования (разрешения), обязательность наличия лицензии (разрешения) для использования налоговых льгот;
- условия предоставления лицензии (разрешения), цена оформления;
- санкции за осуществление деятельности без лицензии.
5. Определение условий применения льгот на федеральном уровне (вне зависимости от места расположения, регистрации и функционирования организации), а именно:
- ограничения использования налоговых льгот;
- срок действия льгот и прогноз налоговой политики государства в плане их продления (в соответствии с этим производится оценка целесообразности ведения данного вида деятельности, эффективности ее осуществления после отмены льготного режима);
- возможность выбора хозяйствующим субъектом использовать или нет предоставленные законодательством льготы;
- расчет эффективности применения льготы по видам или направлениям деятельности.
Проведя такой анализ, необходимо выделить приоритетные направления и зафиксировать по ним размеры налоговых ставок с учетом льготирования, что послужит основой формирования налогового поля.
Анализ направлений функционирования организации на базе двух факторов - дифференцированных налоговых ставок и возможности льготирования (учитывая условия и ограничения использования льгот) позволяет определить наиболее приоритетные с точки зрения налогообложения, а значит, более прибыльные за счет этого виды деятельности.
На втором этапе производится определение места расположения участников группы компаний.
Одним из существенных элементов управления финансами группы компаний является региональное перераспределение (диверсификация) ее деятельности, что позволяет использовать налоговые преимущества отдельных территорий.
Под регионом при этом понимается территория, отличающаяся действующими на ней условиями налогообложения.
Можно выделить четыре группы региональных образований с различной системой налогообложения.
К первым относятся регионы страны, в которых местными органами власти вводятся пониженные налоговые ставки (в пределах, установленных федеральным законодательством) и дополнительные налоговые льготы.
В целях определения эффективности того или иного местного налогового режима организации следует провести сравнительный анализ возникающих налоговых обязательств в регионах, возможных для регистрации или осуществления деятельности.
При выборе места регистрации организации величину налоговой экономии, получаемой по местному законодательству, надо уменьшить на суммы дополнительных местных налогов, действующих на этой территории, и затрат по регистрации или перерегистрации организации в регионе, а также оценить возможные изменения регионального законодательства, срок действия льгот и другие условия.
Ко второй группе относятся специальные (свободные) экономические зоны своей страны. В границах этих зон законодательно устанавливается и действует специальный правовой режим хозяйственной деятельности и специальный порядок введения налогового режима.
Создание в ряде регионов страны специальных (свободных) экономических зон обусловлено стремлением привлечь больше ресурсов и инвестиций на данную территорию, предоставляя взамен налоговые льготы. Льготы по налогам достигаются в основном за счет отмены или снижения части налогов, предназначенных для внесения в местный (региональный) бюджет.
В этой группе можно выделить несколько типов регионов.
Первый - регионы, которые главным образом предназначены для нерезидентов, т.е. для организаций, действующих за пределами административного района, где они зарегистрированы. Одно из основных условий работы в низконалоговых регионах - не использовать сырье и ресурсы из местных источников.
Второй тип - группа юрисдикции, сочетающая оффшорные и резидентные льготы (т.е. льготы для организаций, фактически функционирующих на территории этих регионов). Здесь льготы может получить не только иногороднее, но и местное предприятие.
Третий - зоны с льготами только для резидентов. Как правило, в этом случае есть возможность зарегистрировать организацию в данном регионе, а ее деятельность развертывать (полностью или частично) в другом.
И, наконец, свободные экономические зоны. В классическом международном понимании свободная экономическая зона (далее СЭЗ) - это территория, исключенная из действия обычного таможенного, налогового, а в некоторых случаях валютного и банковского законодательства. СЭЗ от обычного оффшорного региона отличается тем, что она не входит в общую таможенную территорию страны. Вместе с тем зарегистрированные здесь организации имеют полное право вести хозяйственную деятельность, что не разрешается в большинстве оффшорных районов.
Принимая управленческое решение о регистрации, размещении или функционировании организации в указанных регионах, следует учитывать:
- условия предоставления льгот в этих регионах (требования резидентства или нерезидентства, возможности использования местных ресурсов и т.д.);
- величины единовременного регистрационного взноса, ежеквартальных взносов, лицензионных взносов и других сборов.
К третьей группе относятся страны с более льготной налоговой системой. Они могут быть объектом региональной диверсификации деятельности организаций в том случае, если с ними установлены обширные хозяйственные связи и действует льготный таможенный режим.
Для российских организаций такими странами - объектами региональной диверсификации являются, как правило, страны СНГ и другие приграничные государства.
К четвертой группе можно отнести оффшорные территории. В настоящее время существует около 50 стран с низким уровнем налогообложения [ 13, с. 176].
При организации международных схем налогового планирования необходимо учитывать проблему двойного налогообложения (т.е. уплаты налогов в бюджеты разных государств). Устранение двойного налогообложения представляет собой комплекс законодательно закрепленных мер по зачету уплаченных за рубежом налогов в счет суммы налогов, подлежащих перечислению в бюджет, либо освобождение от налогообложения организации, в связи с тем, что ее прибыль (доходы) обложена налогом за рубежом. С рядом стран Россия заключила договоры об избежании двойного налогообложения.
Применяя налоговые схемы с участием оффшорных территорий, надо учитывать, что законодательство, регламентирующее правила вывоза капиталов за рубеж, имеет тенденцию к сокращению числа оффшорных зон и ужесточению условий их существования.
Результативность деятельности компании в том или ином регионе (месте расположения) устанавливают по следующим этапам:
?             расчет величины налоговых обязательств организации, возникающих в случае регистрации и осуществления деятельности в конкретном регионе (с учетом суммы дополнительных местных налогов, действующих на этой территории), исходя из планируемых налогооблагаемых баз и действующих в регионе ставок.
?             определение размера затрат, связанных с регистрацией, перерегистрацией организации, величин единовременных регистрационных взносов, ежеквартальных сборов, лицензионных взносов и других обязательных платежей.
?             учет условий предоставления льгот в регионе (требования резидентства или нерезидентства, возможности использования местных ресурсов, участие в управлении местных граждан, видов льготируемых деятельности и продукции, направлений высвобождаемых средств и т.д.).
?             учет наличия соглашений (конвенций, договоров) об избежании двойного налогообложения.
?             прогноз возможных изменений действующего законодательства, регламентирующего налоговый режим в регионе, сроков их введения; оценка их влияния на величину налоговых обязательств организации.
?             определение итоговой величины налоговых последствий (в расчете на ряд лет) и эффективности деятельности организации в регионе.
На третьем этапе проводится оперативное налоговое планирование.
На уровне оперативного налогового планирования оптимизация условий хозяйствования группы организаций заключается в определении наиболее эффективных с точки зрения налогообложения форм и условий осуществления текущих операций, а также рациональных направлений размещения активов и прибыли.
На четвертом этапе осуществляется определение наиболее эффективных с точки зрения налогообложения форм и условий осуществления текущих операций
Этот этап предусматривает анализ возникающих налоговых последствий по текущим хозяйственным и финансовым операциям на стадии заключения договоров. Налоговое планирование предполагает проведение анализа всех сделок на стадии их оформления. От того, как изложены те или иные условия соглашения, во многом зависит величина налоговых обязательств.
В силу статьи 422 ГК РФ договор (или соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей) должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. В противном случае договор является недействительным.
Статья 421 ГК РФ закрепляет принцип свободы договора. Участники гражданских отношений свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора, они вправе заключать как предусмотренные ГК РФ, так и не поименованные в нем договоры, выбирать вид договора, его условия, в том числе способ обеспечения исполнения договора, свободно выбирать контрагента, в любое время соглашением с контрагентом изменить или расторгнуть договор.
Таким образом, соблюдая требования закона к форме и содержанию договора или императивные нормы (предписания закона, которым договор должен соответствовать в обязательном порядке), организации свободны в формировании условий договора, не являющихся обязательными, сообразно конкретной хозяйственной ситуации.
Хозяйственные операции, по-разному оформленные с точки зрения гражданского законодательства, естественно, неодинаково отражаются в бухгалтерском и налоговом учете и вызывают различные налоговые последствия.
С точки зрения налоговых последствий виды хозяйственных договоров можно классифицировать как благоприятные, неблагоприятные и нейтральные.
К благоприятным относятся договоры, исполнение которых влечет положительные в плане налогообложения последствия для хозяйствующего субъекта. Это договоры, по которым нормативными актами, регулирующими порядок налогообложения, предусмотрены льготы или особые условия налогообложения (договор простого товарищества, на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, договор займа, договор подряда), а также договоры, платежи по которым признаются расходами для целей исчисления налога на прибыль (договоры аренды с юридическим лицом, страхования и др.).
Применение благоприятных хозяйственных договоров эффективно только в том случае, если соблюдаются все необходимые условия, предусмотренные законодательством, или императивные нормы. Нарушение в договоре этих предписаний рассматривается как противоречие договора действующему законодательству. Договор, не отвечающий императивным нормам, юридически ничтожен (недействителен).
К неблагоприятным хозяйственным договорам можно отнести договоры, использование которых увеличивает налоговые обязательства организации. Это договоры, по которым применяются повышенные налоговые ставки, договор аренды с физическим лицом, договоры мены, бартера, дарения, внешнеторговые контракты и пр.
Договоры, не изменяющие величину налоговых обязательств организации, относятся к нейтральным.
Отнесение вида договора к той или иной группе в зависимости от благоприятности возникающих налоговых последствий условно. Конкретные обстоятельства, исходные параметры сделки могут сделать применение договора, отнесенного к неблагоприятным, наиболее выгодным в данной хозяйственной ситуации.
Кроме вида договора при заключении сделки надо также учитывать факторы, играющие существенную роль в формировании налоговых последствий:
- отражение в договоре момента перехода права собственности на продукцию, товар, другой имущественный объект, что определяет момент реализации этого объекта и, значит, сроки начисления налогов;
- характер взаимоотношений сторон договора, поскольку при сделках между взаимозависимыми лицами согласно ст. 40 НК РФ налоговые органы вправе контролировать правильность применения цен;
- уровень цены сделки (колебания цен более чем на 20% тоже подлежат контролю со стороны налоговых органов на предмет соответствия рыночному уровню);
- выбор партнера (резидент или нерезидент; резидент, пользующийся или нет льготами по налогу на добавленную стоимость; нерезидент из стран СНГ или дальнего зарубежья; нерезидент, со страной которого подписано или нет соглашение об избежании двойного налогообложения; юридическое или физическое лицо и т.д.).
Таким образом, в каждом договоре есть свои особенности и условия, влияющие на налогообложение. Их нужно учитывать на стадии заключения договора путем детальной экономико-правовой проработки проектов хозяйственных операций объединенными усилиями юридической, экономической и бухгалтерской служб организации.
На этапе оптимизации договорной работы наиболее употребим балансовый метод налогового планирования. С помощью создания бухгалтерской модели хозяйственной операции он позволяет оперативно просчитать все налоговые последствия по возможным вариантам сделки и определить наиболее выгодный.
На пятом этапе осуществляется определение рациональных направлений размещения активов и прибыли.
Важнейшим элементом налогового планирования является также оценка последствий направления инвестиций и финансовых вложений хозяйствующего субъекта, размещения его прибыли и активов и выбор наиболее рационального пути. На данном этапе нужно учитывать два аспекта:
- виды и размеры предоставляемых налоговых льгот (преимущественно по налогу на прибыль) по тем или иным направлениям инвестиций или финансовых вложений;
- различные варианты налогообложения доходов, полученных от инвестиций и вложений.
Согласно главе 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ доходы по различным видам вложений облагаются по разным ставкам.
Таким образом, в целях оптимизации системы налогообложения ученые экономисты совместно с практиками разработали и составили таблицу показателей коэффициента реальной доходности от различных источников получения денежных средств (таблица 1).
Оценка доходов с точки зрения их налогообложения может производиться с помощью коэффициента реальной доходности (далее Крд):
 
                 Способ 1. Крд = Дн / Д,                                                        (1)
               Способ 2.               Дн = Д – Н,                                                         (2)
                 Крд = (Д - Н) / Д                                                                   (3)
                 Способ 3. Н = Д x с                                                               (4)     
                  Крд = (Д - Д x с) / Д = 1 – с,                                                 (5)
где Дн - сумма дохода с налоговой корректировкой;
Д - сумма планируемого или полученного дохода от вложений;
Н - сумма налога, причитающегося к уплате в бюджет с данного вида дохода;
с - ставка налога на доходы.
С помощью коэффициента реальной доходности (Крд => 1) можно определить наиболее эффективные с точки зрения налогообложения направления финансовых вложений и формирования доходов организации.
 
Таблица 1 – Показатели коэффициента реальной доходности
 
Доходы           
Ставка налога, %  
Коэффициент  
реальной   
доходности  
От участия в договоре простого
товарищества                  
20   
0,76     
В виде дивидендов, полученных 
российскими организациями от  
иностранных организаций (и    
наоборот)                     
15         
0,85     
В виде дивидендов, полученных 
российскими организациями от  
российских организаций        
9         
0,91     
В виде процентов, полученных  
владельцами государственных   
ценных бумаг РФ, субъектов РФ и
органов местного              
самоуправления, эмитированных 
до 21.01.1997                 
0         
1,00     
В виде процентов, полученных  
владельцами государственных   
ценных бумаг РФ, субъектов РФ и
органов местного              
самоуправления, эмитированных 
после 21.01.1997              
15         
0,85     
В виде процентов, полученных по
прочим ценным бумагам, от     
предоставления займов и пр.   
20       
0,76     
 
Из таблицы 1 видно, что самыми выгодными являются доходы в виде процентов, полученных владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, эмитированных до 21.01.1997, коэффициент реальной доходности по ним составляет единицу. Финансовые вложения предприятия, дающие доходы в виде дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим предприятию-акционеру, также достаточно выгодны, их коэффициент реальной доходности составляет 0,91.
Важным аспектом налогового планирования в группе компаний является наличие в составе группы организаций, применяющих специальные системы налогообложения. Согласно статье 18 НК РФ действуют следующие специальные налоговые режимы:
- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
- упрощенная система налогообложения;
-система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).
Все специальные налоговые режимы позволяют не только оптимизировать систему налогообложения той или иной организации, попадающей под налогообложение, но и сократить расходы и время на ведение дополнительной документации, что является также немаловажным фактором, влияющим на налоговую нагрузку предприятий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2: Оптимизация и выбор эффективной системы налогообложения в ОАО «Бузулукбанк»
 
2.1. Общая характеристика  финансово – хозяйственной деятельности ОАО «Бузулукбанк»
 
Открытое акционерное общество «Бузулукбанк»  (в дальнейшем –Банк)- это кредитная организация, созданная в форме открытого акционерного общества.
Полное наименование: Открытое акционерное общество “Бузулукбанк”. Сокращенное наименование: ОАО «Бузулукбанк».
Место нахождения: 461050, Российская Федерация, г. Бузулук, ул. Спортивная, 17/а.
Банковский идентификационный код (БИК): 045306818
Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН): 5603009098
Номер контактного телефона (факса, телекса):  (35342) 4-41-23.
Открытое акционерное общество "Бузулукбанк"  образовано решением общего собрания участников банка  в результате преобразования Товарищества с ограниченной ответственностью коммерческого банка "Бузулукбанк", созданного общим собранием учредителей и зарегистрированного Банком России 24.12.1990 года под №1282. Банк является участником системы страхования вкладов под №422 от 14.01.2005 года.
Осуществляя свою финансово – хозяйственную деятельность ОАО «Бузулукбанк» конкурентов за рубежом не имеет. В регионе в кредитно - финансовой деятельности конкурентами Банка являются, прежде всего, дополнительные офисы: ОАО «Нико-Банк», «Россельхозбанк», АКБ «Промсвязьбанк», Банка «Агропромкредит», Банка «Оренбург», ОАО КБ «Спутник», «УРСА-БАНК», Банка «Русь», Банка «Региональный кредит», Банка «ВТБ24», «Юниаструмбанка»; филиал Сбербанка России,  в меньшей мере – филиал «Альфа-банка».
Грамотное руководство, работа высококвалифицированного персонала, качественное обслуживание клиентов способствовали девятнадцатилетней плодотворной работе Банка на финансовом рынке региона. Несмотря на жесткую конкуренцию, ОАО «Бузулукбанк» в течение долгих лет сохраняет завоеванные позиции и репутацию надежного финансового учреждения, основывая свою деятельность на  принципах  разумного   сочетания коммерческих интересов Банка и клиентов.
Банк динамично развивается, стабильно улучшая финансовые показатели по всем направлениям деятельности. Стоит отметить, что в период с 2008 по 2009 год капитализация банка увеличилась с  580142 тыс. руб. до  737060 тыс. руб. или на 27% [24, Бухгалтерский баланс ОАО «Бузулукбанк]. Такое существенное увеличение данного показателя связано, прежде всего, с тем, что в 2008 г. Банком проведена эмиссия дополнительных акций Банка с целью увеличения уставного капитала. Что же касается чистой прибыли ОАО «Бузулукбанк», то в период с 2008 по 2009 гг. данный показатель уменьшился с 14572 тыс. руб. до 525 тыс. руб. или в 27,8 раза. Огромное влияние на объем чистой прибыли оказало влияние Мирового финансово-экономического кризиса на финансово – хозяйственную деятельность Банка.
Благодаря индивидуальному подходу к каждому клиенту и гибкой  политике привлечения и размещения денежных средств ОАО "Бузулукбанк" предлагает широкий спектр услуг, как для корпоративных клиентов, так и для физических лиц.
Так за период с 2005 г. по 4 квартал 2009 г. ОАО «Бузулукбанк» проводил политику развития в следующих направлениях:
Рост объемов кредитных вложений за указанный период составил с 114598 тыс. руб. до 683855 тыс. руб. или в   5,9  раза, с одновременным увеличением доли кредитных вложений в сектор кредитования физических лиц и предпринимателей без образования юридического лица, что объясняется, прежде всего, гибкой кредитной политикой в ОАО «Бузулукбанк», переориентацией на поддержку малого и среднего бизнеса в связи с быстрой экономической окупаемостью кредитуемых мероприятий и отсутствием у потенциальных заемщиков – предприятий  достаточного количества обоснованных проектов для получения кредита.
Увеличение объема вкладных операций по физическим лицам с 65929 тыс. руб. на 01.01.2005г. до 482017 тыс. руб. на 01.01.2010 г. или в 7,3 раза, и использование вкладов населения в качестве основного источника для проведения активных операций банка. Рост вкладов населения свидетельствует о достаточно высоком рейтинге Банка среди городского банковского сообщества. Он обусловлен введением ряда новых видов вкладов в рублях и иностранной валюте, привлекательных для определенных сегментов вкладчиков [25].
Сегодня ОАО «Бузулукбанк» имеет в своем распоряжении красивое функциональное административное здание. С 2006 года для клиентов введены в действие восемь новых дополнительных офисов.
ОАО «Бузулукбанк» является членом Ассоциации коммерческих банков Оренбуржья с момента ее создания, и принимает активное участие в обсуждении вопросов выносимых на повестку дня Общих собраний членов Ассоциации, а в период между собраниями ведет активную работу в текущей деятельности ассоциаций.  
ОАО «Бузулукбанк» не ведет новых разработок и исследований в области научно-технического развития в отношении лицензий и патентов, в связи с этим не имеет расходов в этом направлении. Однако ОАО «Бузулукбанк»  активно использует современные разработки в области программного обеспечения других фирм: сервисного центра Гарант компаний ООО «Межрегиональное бюро кредитных историй», ООО «Меджик-Уолд», НТЦ «Орион» с расходованием денежных средств на эти цели  в 4 квартале 2009 г. 57,46  тыс. руб.
ОАО «Бузулукбанк» учитывает современные тенденции развития рыночной экономики, планомерно  внедряет новейшие технологии и с уверенностью смотрит в будущее.
 
2.2. Анализ системы и структуры налогообложения в ОАО «Бузулукбанк»
 
Осуществляя финансово – хозяйственную деятельность каждый хозяйствующий субъект в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах платит налоги в различные бюджеты бюджетной системы РФ и банки в этом случае не исключение. Так рассматривая деятельность кредитных учреждений на примере ОАО «Бузулукбанк» в сфере исчисления и уплаты налогов, можно сказать, что данное кредитное учреждение ежеквартально начисляет и уплачивает следующие виды налогов, напрямую влияющие на размер прибыли организации:
?   транспортный налог;
?   земельный налог;
?   налог на имущество организаций;
?   НДС.
Что же касается налога на прибыль организации, то, согласно учетной налоговой политике ОАО «Бузулукбанк» и законодательству о налогах и сборах в РФ ст. 285 НК РФ ОАО «Бузулукбанк» ежемесячно исчисляет авансовые платежи исходя из фактической полученной прибыли, нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца (п. 2 ст. 286 НК РФ) и в соответствующем порядке уплачивает их в бюджеты бюджетной системы РФ. Налоговая ставка в соответствии со ст. 284 НК РФ установлена в размере 20% и распределяется в процентном соотношении: в федеральный бюджет - 2%; в бюджеты субъектов РФ - 18%.
Анализируя динамику налоговых платежей по налогу на прибыль (таблица 2) в ОАО «Бузулукбанк» за 2008-2009 гг. можно сказать, что общая сумма налоговых платежей по налогу на прибыль в 2009 году по сравнению с 2008 годом уменьшилась на 81,1 % или в 5,3 раза, что конечно же является негативным фактором в процессе формирования доходной части бюджетов бюджетной системы РФ, однако данное негативное влияние распространяется и на сам ОАО «Бузулукбанк», поскольку уменьшение налоговых платежей по налогу на прибыль прямо свидетельствует о том, что в отчетном периоде ОАО «Бузулукбанк» получал крайне незначительную прибыль, а в некоторых периодах отчетного года наблюдались и, вовсе, убытки.
Так на основании таблицы 2 можно сказать, что в сентябре и ноябре ОАО «Бузулукбанк» получил убыток в результате осуществления своей финансово – хозяйственной деятельности на суммы 178067 руб. и 1033043 руб. соответственно. В результате этого ОАО «Бузулукбанк» не осуществлял платежи по налогу на прибыль за эти периоды.
Однако стоит отметить тот факт, что в мае 2009 года платежи по налогу на прибыль увеличились на 24,8% по сравнению с маем 2008 года, такое увеличение, скорее всего, связано с сезонным характером оживления экономической активности населения, однако, в последующие месяцы платежи Банка по налогу на прибыль, все же, резко уменьшились по сравнению с теми же показателями в 2008 году, так в июне снижение наблюдалось на 66,8%, июле – 69%, августе 96%, а впоследствии снижение экономической активности привело и вовсе к убыткам Банка.
Следует обратить внимание на то, что наибольший удельный вес в налоговых платежах по налогу на прибыль за 2009 год в ОАО «Бузулукбанк» принадлежит месяцам входящих в первое полугодие, конечно же, такой дисбаланс связан, прежде всего, с сезонностью оживления экономической активности в регионе.
 
Таблица 2 - Динамика налоговых платежей по налогу на прибыль в ОАО "Бузулукбанк" за 2008-2009 гг.
 
Период
2008, руб.
2009, руб.
Абсолютное отклонение, руб
Темп роста 2009/2008, %
Удельный вес 2009 год, %
январь
306428
458261
151833
149,5
35,6
февраль
258376
428734
170358
165,9
33,3
март
627348
43557
-583791
6,9
3,4
апрель
470389
233119
-237270
49,6
18,1
май
210750
473665
262915
224,8
36,8
июнь
1006293
334207
-672086
33,2
25,9
июль
153087
47437
-105650
31
3,7
август
1063435
35863
-1027572
3,4
2,8
сентябрь
105354
0
-105354
0
 
октябрь
700915
329954
-370961
47,1
25,6
ноябрь
1464422
0
-1464422
0
 
декабрь
445618
114804
-330814
25,8
8,9
общая сумма налога
6812415
1288490
-5523925
18,9
100
 
 
Что же касается второго полугодия, то тут можно отметить то, что в 2009 году в нашем регионе наблюдался экономический спад не только в промышленности вследствие влиянии финансово-экономического кризиса на экономику, но также, огромный спад произошел и в сельскохозяйственном секторе, поскольку 2009 год был очень неудачным для сельхозтоваропроизводителей в плане засушливости, в результате чего погибла львиная доля урожая.
В результате всех этих негативных факторов предприятия и организации, а также и физические лица вяло пользовались денежными средствами и что в конечном итоге, конечно же, не могло не отразиться на финансовом результате ОАО «Бузулукбанк» как одного из главного кредитора хозяйствующих субъектов и населения в регионе.
Как и все коммерческие организации ОАО «Бузулукбанк» имеет на балансе имущество, с которого Банк начисляет и уплачивает налог. При исчислении и уплаты налога на имущество, ОАО «Бузулукбанк» руководствуется НК РФ и Законом Оренбургской области.
В соответствии со статьей 374 НК РФ объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Налог исчисляет по налоговой ставке, установленной в размере 2,2% от средней стоимости имущества за отчетный период. При этом следует учесть то, что  налоговым периодом по налогу на имущество организаций является год, а отчетными периодами – квартал, полугодие и 9 месяцев.
Исходя из данных таблица 3 можно увидеть, что общая сумма налога по налогу на имущество ОАО «Бузулукбанк» в 2009 году увеличилась по сравнению с 2008 годом на 4,6%. Однако можно заметить, что такое увеличение суммы налога, прежде всего, связано с увеличением стоимости объектов основных средств, которые были приобретены в 4 квартале 2008 года. О таком положении дел свидетельствует и удельный вес платежей по налогу на имущество ОАО «Бузулукбанк» в 4 квартале 2008 года, именно этот период составляет наибольший удельный вес в общей сумме налоговых платежей по налогу на имущество Банка и составляет 27,2%, т.е. можно определенно сказать, что именно в этом периоде ОАО «Бузулукбанк» приобрел объекты основных средств, попадающие под обложение налогом на имущество организаций.
Что же касается 2009 года, то в этом периоде удельный вес налоговых платежей по кварталам практически одинаковый и только в 4 квартале наблюдается некоторое снижение удельного веса налоговых платежей по сравнению с предыдущими кварталами 2009 года на  0,6%, что, конечно же, не является существенным фактором, такое снижение может быть вызвано, прежде всего, снижением стоимости или выбытия объектов основных средств.
 
Таблица 3 - Динамика налоговых платежей по налогу на имущество ОАО «Бузулукбанк»
 
Период
2008 г., руб.
2009 г., руб.
Абсолютное отклонение, руб.
Темп роста 2009/2008, %
Удельный вес 2008 г., %
1 квартал
245821
272879
27058
111
23,8
2 квартал
250751
272424
21673
108,6
24,3
3 квартал
256001
271220
15219
105,9
24,8
4 квартал
281113
264413
-16700
94,1
27,2
общая сумма налога
1033686
1080936
47250
104,6
100
 
В целом также стоит отметить, что в 1 квартале 2009 года сумма налоговых платежей по налогу на имущество ОАО «Бузулукбанк» увеличилась по сравнению с первым кварталом 2008 года на 11%, увеличение налоговых платежей во 2 квартале 2009 года по сравнению со вторым кварталом  2008 года произошло на 8,6%, в 3 квартале такое увеличение произошло на 5,9%, а вот в 4 квартале 2009 года по сравнению с тем же периодом в 2008 году платежи уменьшились на 5,9%.
Итак, в целом, можно сделать определенный вывод о том, что ОАО «Бузулукбанк» осуществляет политику расширения и модернизации своих офисных помещений, что в конечном итоге будет способствовать расширению финансово-экономической деятельности Банка и, как следствие, произойдет увеличение налоговых платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Как и любая другая коммерческая организация ОАО «Бузулукбанк» в целях эффективного функционирования на кредитно – финансовом рынке имеет на балансе транспортные средства,
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.