На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Возникновение философии. Значение термина философия

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 26.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Московский Государственный Технический Университет
Гражданской Авиации
 
 
 
Контрольная работа №1
по дисциплине «Философия»
Тема: «ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ. ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА ФИЛОСОФИЯ»
студента 2 курса заочного обучения
Берлякова Николая Витальевича
Специальность 160905
Шифр: РС – 101179
Адрес: г. Ростов-на-Дону, ул. Оганова 17, кв.3
 
 
 
 
 
Ростов-на-Дону
2012 г.
 
ОГЛАВЛЕНИЕ
 
 
 
1. Введение
2.  История зарождения философии.
            2.1. Возникновение и развитие философского знания.
            2.2. Философия и мировоззрение.
            2.3 .«Основной» вопрос философии.
3. Значение термина «философия».
3.1  .Философия. Ее предмет и функции.
                 3.2. Философия в системе других наук.
                4. Заключение.
                5. Использованная литература.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.
В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения.
Слово «философия» – греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы. Философия таким образом, ставит самые общие и вместе с тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к самым разнообразным областям жизни и знания. На все эти вопросы философы давали самые различные, и даже взаимоисключающие ответы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.  История зарождения философии.
2.1. Возникновение и развитие философского знания.
 
          Возникновение философии относится к глубокой древности. Зачатки философских знаний отчетливо обнаруживаются в VI-V вв. до н.э. в Китае, Индии и наиболее развитых странах Средиземноморского бассейна.
Этот период в истории человеческой цивилизации Карл Ясперс назвал “осевым временем”, в которое зародились философские учения и некоторые из этих учений стали впоследствии религиями.
Философия (с греч.  - любовь к истине, мудрости) - форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении  человека к миру,  наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.  Философия вырабатывает  обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности,  социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.
         Философия, если восстановить исходную этимологию этого слова, есть “любовь к софии”, что часто и весьма не точно переводят как “любовь к мудрости”. В действительности древнегреческое понятие “софия” значительно более емкое и сложное, чем просто “мудрость”. Если бы в представлении Платона, закрепившего в европейской терминологии слово “философия”, философ был просто мудрецом или любящим мудрствовать, он не стал бы вводить именно это слово “философ”, говорящее о любви к софии, а остановился бы просто на слове мудрец. Дело в том, что Платон под софией имел в виду не благоприобретенное, субъективное свойство человеческого ума, а некое “великое  и приличествующее лишь божеству” объективное качество разумно устроенного и гармоничного мира.
Философия в своем зарождении мыслилась не как простое создание истин,  а как стремление к истине, как такой идеальный настрой души и ума человека, который способен привести к гармоничному равновесию, как внутреннюю психическую жизнь человека, так и его сложные взаимоотношения с миром.
          Философия когда-то могла иметь и имела статус особой науки. Особой формы познания, как, например, в античности, когда она была, по существу, тождественна всей культуре того времени. Но к ХХ веку, веку не бывалой дифференциации знания, когда каждый вопрос отошел к своей отдельной науке, у философии уже не осталось “своей земли”. Она потеряла свою былую магическую силу. Это, конечно, крайне заостренная позиция, которой противопоставляется другая крайность, то есть позиция согласно которой философия не только не “окончилась”, но, наоборот, почти так же, как в античности, приобрела синтетическую функцию. Философия впервые в истории осознала свое истинное место царицы наук, заменив столь долго царствующую религию.
Философия основывается на сознательном теоретическом, рациональном отношении к миру, на противопоставлении субъекта и объекта, на осознании субъектом самого себя как активного деятеля.
Философия изучает всеобщие законы природы, общества и человеческого мышления. Иными словами, философия стремится осознать некую основу для всех сфер реальности, порождающую все многообразие мира, однако сохраняющую устойчивость во всех изменениях.
Во все времена не было недостатка в людях, отрицавших ее общественную значимость. Обвиняли философов по разному, но суть обвинений была неизменна: они не приносят прямой пользы обществу. Отчасти такие обвинения следует признать справедливыми.  “Потребляет” философское знание сравнительно малый круг людей, обладающих высоким образованием и причастных к принятию решений. Иными словами, философия обращается к интеллектуальной и политической элите.
Философия древнего Востока на протяжении нескольких тысячелетий может быть приурочена к трем центрам: древнеиндийская, древнекитайская цивилизации и древняя цивилизация Среднего Востока. Она развилась из мифологических сюжетов этих цивилизаций.
Истолкование и закрепление в европейской культуре термина "философия" связано с именем Платона. Первоначально понятие "философия" употреблялось в более широком значении. По сути дела, этот термин означал совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. При этом следует отметить, что именовавшиеся философией знания древних охватывали не только практические наблюдения и выводы, зачатки наук, но и раздумья людей о мире и о себе, о смысле и цели человеческого существования. Ценность мудрости усматривалась в том, что она позволяла выносить практические решения, служила руководством человеческого поведения и образа жизни.
Философия является порождением античной культуры, феноменом, ранее не встречающимся в других культурах, представляет качественное выражение особенностей, присущих исключительно греческой цивилизации. Философия есть свидетельство радикального отличия греческой цивилизации от восточных культур.
Философия начинается с Фалеса - он родился около 640 г. до н.э. и прожил 78 лет.
Античная греческая и греко-римская философия имеет тысячелетнюю историю - с VI в. до н.э. по 529 г. н.э., когда византийским императором Юстинианом (482/483-565) были закрыты языческие школы, где преподавалась философия.
Различают следующие этапы становления греческой философской мысли и проблематики философствования:
-натуралистический период (VI-V вв. до н. э): проблемы физиса и космоса, школы: ионийская, пифагорейская, элейская, плюралисты и физики-эклектики;
-гуманистический период (середина V - 1-я половина IV в. до н. э): опыт определения сущности человеческого бытия, школы: Сократ, софисты;    
-синтетический период (конец V - конец IV в. до н. э): открытие сверхчувственного мира, школы: академия Платона, лицей Аристотеля; период эллинистических школ (эпоха Александра Македонского (2-я пол. IV в. до н. э) - до конца языческой эры (V-VI в. н. э)): решение проблем трагического человеческого существования, школы: киники, эпикурейцы, стоики, скептики, эклектики;
-религиозный период (середина III - середина VI в): мистически-интуитивное познание высшего, освобождение человека от гнета материального, аскеза как путь философии и жизни, школы: неоплатонизм; христианский период (I-III вв. - VI-VII вв): опыт рационального определения догм новой религии в языке категорий греческой философии.
Итак, можно сделать вывод причинами возникновения философии стали:
1. социально-экономическая (переход от меди к железу).
2. товарно-денежные отношения
3. ослабление родоплеменных связей
4. образование первого государства
5. духовная жизнь.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.2. Философия и мировоззрение.
Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. Но мировоззрение имеет и высший уровень — обобщение достижений науки, искусства, основные принципы религиозных взглядов и опыта, а также тончайшая сфера нравственной жизни общества. В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных,  философских, социально-политических, правовые, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей.
Мировоззрение - система представлений, понятий, взглядов об окружающем мире. Это ядро самосознания личности. Выступает как целостное понимание людьми мира, самих себя и своего места в мире.
В мировоззрении выделяют 2 уровня:
1. рационально-теоретический
2. жизненно-практический
Философия относится к рационально-теоретическому уровню. Философию необходимо отличать от здравого смысла. Если жизненно-практический уровень может формироваться стихийно под влиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опыта человека, то рационально-теоретический создается сознательно. Философия центрирована на человеке, ее интересует отношение человека и мира, человека и человека.
Мировоззрение включает 3 компонента:
1. Мироощущение, мировосприятие (эмоционально-чувственное составляющее мировоззрения)
2. Миропонимание (интеллектуальное составляющее мировоззрения, на уровне рационально-теоретического уровня представлено научными идеями)
3. Мироотношение (формируется на основе мироощущения и миропонимания). Мироотношение - совокупность ценностных установок человека по тем или иным жизненным вопросам.
Каждому обществу и эпохе присуще свое мировоззрение. Оно исторически конкретно. Мировоззрение каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариант.
 
Исторические типы мировоззрения :
1.  Мифологическое мировоззрение
2.  Религиозное мировоззрение
3.  Философское мировоззрение
Мифологическое мировоззрение
Мифология - комплекс мифов, в которых излагается представление о возникновении и устройстве мира, человека. Миф - первая форма культурной деятельности человека. Космогонические мифы - о происхождении вселенной. Космологические мифы - о устройстве вселенной. Мифы - это своеобразное выражение и хранение исторической памяти.
Мифологическое мировоззрение - это такая система взглядов на мир и место человека в нем, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественном переживании мира либо на общественных иллюзиях.
Характеристика мифологического сознания:
1. синкретичность (слитность, нерасчлененность). В любом мифе сосуществуют объективные знания о мире, зачатки религиозных верований, искусства.
2. нечувствительность к противоречиям. Основа мифа - человеческая фантазия.
3. нет причинно-следственных связей между предметами и явлениями
В мифологическом сознании присутствуют:
а) метаморфоза
б) ассоциации (дыхание =душа, сон =смерть)
в) телеологичность (связь не от причины к следствию, а от цели к причине)
г) символичность (оперирование не понятиями, а конкретными символами)
д) коллективность (миф - это всегда продукт коллективного сознания)
е) авторитарность (мифы не оставляют возможности для личного проявления индивида и не допускают критики своих положений).
В отличие от мифа философия предлагает иные способы решения мировоззренческих проблем:
1. вместо образа - рациональные понятия
2. философия несинкретична (четкое противопоставление субъекта и объекта)
3. в философии есть причинно-следственные связи.
Религиозное мировоззрение
В рамках любой религии есть системность (система ответов на вопросы). Но философия формулирует свои выводы в рациональной форме, а в религии - акцент на веру. Религия предполагает готовые ответы на вопросы.
Религиозная доктрина не терпит критики. Любая религия предлагает человеку идеалы и сопровождается обрядами и ритуалами (конкретными действиями).
Каждое развитое религиозное учение содержит отпечатки выраженной системности.
Религиозное мировоззрение также характеризуется следующими чертами:
1. символизм (каждое значимое явление в природе или истории рассматривается как проявление Божественной воли), через символ осуществляется связь между сверхестественным и естественным мирами,
2. носит ценностный характер отношения к действительности (действительность - это пространственно-временная протяженность борьбы добра со злом),
3. время также связано со Священной историей (время до и после Рождества Христова),
4. откровение признается за слово Божье и это ведет к абсолютизации слова (логоса), логос становится образом Бога.
 
Философское мировоззрение
Философское знание всегда было переплетено с естественнонаучным. Философия постоянно обрабатывала информацию из различных областей познания.
Философия - это рационально-теоретическое мировоззрение.
Познание - деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации знаний об объектах. Знание - результат познания.
Система знания считается наукой, если она отвечает определенным критериям:
1. объективность (изучение природных объектов, явлений, взятых самих по себе, независимо от интересов индивида, его субъективности)
2. рациональность - обоснованность, доказательность - в рамках любой науки что-то обосновывается
3. нацеленность на воспроизведение закономерностей объекта
4. системность знаний - упорядоченность по определенным критериям
5. проверяемость - воспроизводимость знаний через практику
Философия не удовлетворяет только 5 критерию (не всякое философское учение может быть воспроизведено через практику), поэтому философия - это наука, но особого рода.
 
 
2.3 .«Основной» вопрос философии.
 
В решении философских проблем, касающихся развития мира и его познания, преобладают материалистический или идеалистический подходы. Материализм и идеализм – два основных и наиболее широких направления в философии. Они различаются по тому, как они решают вопрос об отношении бытия и мышления, материи и сознания, природы и духа. Материализм исходит из признания первичности бытия, материи, природы по отношению к сознанию, мышлению, духу. Бытие первично, сознание вторично, т.е. производно от материи, от человеческого бытия. Идеализм за первичный признает дух, сознание мышление, а за вторичное – бытие, материю, природу. При этом объективный идеализм берет за основу всего сущего независимый от человека «мир идей» (Платон), или же развитие «мирового духа» (Гегель). А субъективный идеализм исходит из того, что мир есть комплекс ощущений человека (Беркли, Юм и др.) или что сознание человека первично по отношению к обществу и его культуре. Материализм и идеализм – это не только различные мировоззрения, но и различные способы мышления – материалистический или идеалистический.   Использование какого-то одного способа мышления – материалистического или идеалистического называется монизмом (от mono – один). Существует материалистический и идеалистический монизм, исходящие из определяющей роли материалистического или духовного начала в развитии мира и человека. Противоположный монистическому дуалистический способ мышления (от dua – два) исходит из того, что материальное и духовное – это два различных начала в развитии мира и деятельности человека. Наиболее видным дуалистом был Рене Декарт (17 в.). Он высказал идею о материальной и духовной субстанциях, развивающихся по своим законам независимо друг от друга.
Деление на материализм и идеализм существовало с самого начала развития философии.
1.                  Идеализм - природный мир вторичен по отношению к духовному миру, к Богу.
- объективный идеализм – независимость идеи, бога. Духа – вообще идеального начала не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Гегель)
- субъективный идеализм – независимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Беркли)
2.                  Материализм сближает философию и науку. Материалисты считают, что философия должна заниматься изучением реального мира. Природа первична по отношению к духу.
- материализм Древнего Востока и Древней Греции – предметы и окружающий мир рассматривались сами по себе, независимо от сознания, и состояли они их материальных образований и элементов (Фалес, Демокрит)
- метафизический материализм Нового времени в Европе – изучение природы по механической форме ее движения (Бэкон, Локк, Галилей)
- диалектический материализм – органическое единство материализма и диалектики (Маркс, Энгельс)
- последовательный материализм – принцип материализма распространяется и на природу, и на общество (марксизм)
- непоследовательный материализм – отсутствие материалистического понимания общества и истории (Фейербах)
Каково же соотношение основного вопроса и предмета фило­софии? Мысль о том, что предмет философии на протяжении все­го периода ее развития непрерывно изменялся, а основной вопрос оставался неизменным, не лишена реальных оснований. Пробле­матика философии, понимаемая как ее предметность, варьирует­ся на протяжении всего исторического развития.  Поэтому определить предмет философии мож­но, лишь оперируя абстракциями высокой степени общности. В этом смысле утверждение, что предметом философии является всеобщее в системе отношений «мир — человек», отвечает назван­ным требованиям.
Философия, понимаемая как «форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир и на место в нем человека», выполняет мировоззренческую и методологическую функции, которые не берут на себя отдельные специальные науки.
Мировоззренческая функция философии связана с осознани­ем мира как объекта практических интересов, целей и действий субъекта, формированием основных жизненных позиций, убежде­ний и идеалов людей. Мировоззренческая функция реализуется на двух уровнях: логико-рассудочном (понятийном, категориальном) и эмоционально-образном (представленческом, ассоциативном).
Методологическая функция философии проявляется в обеспе­чении научного и социального познания выверенными и апробиро­ванными правилами, нормами и методами действия. Это совокуп­ность способов деятельности и требований к мыслящему субъекту. Методология понимается как система познавательных средств, про­цедур, принципов и способов организации теоретической и прак­тической деятельности, а также как учение об этой системе. Пред­полагается, что методолог знает «тайну» метода, обладает техноло­гией мышления и может регулировать познавательный процесс с учетом современного уровня знаний. Выделяют два уровня методо­логии. Первый — инструментальный. Здесь формируются требова­ния, которые обеспечивают протекание мыслительных и практиче­ских операций, определяется не содержание, а ход мысли и дейст­вия. Второй — конструктивный, направленный на приращение зна­ния, получение нового содержания.
 
 
 
 
 
 
 
 
3.Значение термина «философия».
3.1.Философия. Ее предмет и функции.
 
Термин "философия" в переводе с греческом языка означает любовь к мудрости (phileo - люблю, sophia - мудрость).
Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, общества, человека, отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления.
Предметную область философии нельзя зафиксировать до изучения самой философии. Вопрос о том, что изучает философия (что такое философия), является одним из центральных самой философии. В известном смысле философия сама создаёт и уточняет свой предмет. Если сопоставлять между собой по этому критерию различные философские традиции, то обнаружится, что в позитивной части между ними мало общего. Они едины только в констатации того, что философия говорит о чём-то таком, о чём не говорят все прочие науки и искусства. Так, например, для Канта предметом философии была критика разума, установление его границ, а для Фейербаха - критика религии, выявление её земных корней.
Философия - это такая область духовной деятельности, которая основывается на особом, философском типе мышления, лежащем в основе философского познания, и на самостоятельности предмета философии. Философия не обладает таким же предметом как, например естественные науки, в том смысле, что предмет философии не локализован в пределах той или иной конкретной области знания. Однако предмет у философии есть, и принципиальная невозможность указанной его локализации составляет его специфическую особенность.
Эта та область духовной деятельности человека, в основании которой лежит рефлексия над самой деятельностью и, следовательно, над ее смыслом, целью и формами и, в конечном счете, над выяснением сущности самого человека как субъекта культуры, то есть сущностных отношений человека к миру.
Философия возникла с перенесением основного внимания человека в его отношении к миру, т.е. на человека, познающего, преобразующего и творящего мир. С течением истории конкретное наполнение этой общей специфики философского предмета неоднократно обновлялось, наполнялось новыми смысловыми нюансами, но всегда в основе философского знания лежала установка на выяснение связи между человеком и миром, т.е. на выяснение внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком.
Таким образом, философия - это не просто научная дисциплина, а еще и специфический тип мышления и даже своего рода философский эмоциональный настрой, система мировоззренческих чувств.
Черты философского мышления.
Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.
Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.
Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношения человека к миру, к самому себе и к другим людям, система не всегда осознанных основных жизненных установок человека, определенной социальной группы и общества, их убеждений идеалов, ценностных ориентаций, социальных, политических., нравственных, этических и религиозных принципов познания и оценок.
Основа мировоззрения - знания. Они составляют информационную сторону мировоззрения. Всякое познание формирует мировоззренческий каркас. Наибольшая роль в формировании этого каркаса принадлежит философии, т.к философия возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая философия выполняет мировоззренческую функцию, но не всякое мировоззрение философично.
Философия - это теоретическое ядро мировоззрения. Философия - это система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру. Философия отличается от других форм мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним.
Философия впервые в истории осознала свое истинное место царицы наук, заменив столь долго царствующую религию. Впервые она приблизилась к общественной жизни настолько, что стала влиять на нее не только косвенно, но и прямым путем. И впервые же философия получила право на оценку и даже решение конфликтных проблем не только общественно-политической, но и экономической и даже научно-академической жизни.
Выступая как общий взгляд на мир, философия ставит и решает прежде всего проблемы мировоззренческого характера. Вот лишь некоторые, наиболее фундаментальные:
1. Существует ли окружающий нас мир вечно, или он кем то создан.
2. Существует ли бог как всевышний и как творец мира.
3. Имеются ли в самом мире причинные и закономерные связи, или все идет от Бога.
4. Можем ли мы познать мир.
5. Есть ли границы научного познания мира и каковы они, то есть где они кончаются.
6. Существуют ли иные, кроме научного способы и формы познания. Например, насколько верно говорить о художественном или религиозном познании мира и человека.
7. Что представляет собой человеческое мышление и как оно соотносится с действительностью и Богом.
Перечисленные вопросы прямо касаются философии.
Назначение философии лучше всего указывают ее функции:
1. Мировоззренческая. Суть ее в том, что философия выступает как система взглядов на мир, общество и человека. Формируя мировоззрение людей, философия помогает им ориентироватся в сложном природном, информационно-техническом мире. В зависимости от  того, научной или ненаучной является философия, определяется и характер мировоззрения. Оно также может быть научным или ненаучным.
2. Познавательная функция. (гносеологическая функция) Философия решает проблему познаваемости мира, раскрывает процесс его познания; то как он совершается, а также решает вопрос о границах познания мира.
3. Методологическая функция. Заключается в том, что философия выступает в качестве метода познания мира, общества, человека. В качестве такого метода выступает, например, диалектика как учение о развитии мира и его познании. Методологическая и познавательная функция философии органически связаны.
Методология:
а) учение о методах научного познания – философия создает учение о методах познания.
б) система наиболее общих методов, применяемых во всех областях научного познания.
Раз у философии предельно-широкая область изучения, то и методы имеют широкое (универсальное) значение, применяемых во всех областях научного познания человеческого знания. 
4. Прогностическая функция. Создавая целостную картину мира во взаимодействии всех его сторон, философия помогает выявить источники и направления тех или иных явлений природы и общества. Этим она помогает предвидеть ход событий и сознательно прогнозировать их.
5. Существует функция логотерапия («смыслолечение»). Речь идет о лечении смыслом. Задача философии усматривается в том, чтобы помочь человеку справится с теми страданиями, которые вызваны непониманием того, что происходит в его жизни и жизни общества. Из-за тех или иных социальных причин у отдельных людей наступает духовный или душевный кризис, и человек «мучается вопросом о том, имеет ли смысл его дальнейшая жизнь». Речь идет о фундаментальных проблемах бытия, о смысле жизни, религиозных проблемах и т.д. В данном случае встает вопрос выбора ценностей – религиозных или каких-то других, которыми должен руководствоваться человек, чтобы выйти из душевного кризиса и утвердить себя в обществе. В этом ему должна помочь философия.
6)Аксиологическая функция – "учение о ценностях" – обоснование и критика систем ценностей.
7) Критическая функция – критический анализ структур нашего мышления – почему сейчас мы думаем так, а не иначе. Принцип “подвергай все сомнению”, со времен античности проповедуется многими философами.
8)Школа теоретического мышления и мудрости. Особенно это касается изучения истории философии.. 
9)Социальная функция. Задача – объяснить социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. Прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить.
10)Гуманитарная функция. Философия должна играть жизнеутверждающую роль для каждого индивида.
Все функции философии взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и, так или иначе, включает их.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3.2. Философия в системе других наук.
Философия – это такая система понимания и объяснения мира и места человека в нем, которая опирается на науку, конкретизируется и развивается вместе с наукой, и сама оказывает активное влияние на развитие науки.
Вокруг проблемы научности философии до сих пор продолжаются споры. Широкое распространение получили следующие точки зрения:
•  Философия – это наука о всеобщих законах природы, общества, познания, или: философия – это наука о методах и формах познания, то есть методология науки;
•  Философия – это не наука, это мировоззрение (определенный тип мировоззрения, отличный, например, от религиозного и мифологического);
•  Философия – это и наука, и мировоззрение, то есть философия выполняет в культуре, в духовной жизни общества функции науки и функции мировоззрения.
Решить проблему соотношения философии и науки, определить роль философии в жизнедеятельности человека, в духовной культуре общества можно лишь в широком социально-историческом контексте, то есть  с точки зрения всей истории культуры и философии, через призму всей совокупности философских знаний, роли философии, ее влияния на развитие науки и познания.
Философия стремится к научному познанию мира, но в то же время она пытается максимально выразить интересы субъекта (классов). Философия как система идей о мире (в целом) вовлечена в классовом обществе в идеологию и политику. Следствием этого является, по мнению ученых, усиление конфронтации между отдельными философскими направлениями. 
В истории философии научность и идеологизм вытесняли друг друга, но это обстоятельство никаким образом не отменяло ни направленность философии на достижение истины, ни возможностей полного или частичного совпадения этой направленности с интересами социального субъекта. Однако философия не должна увлекаться идеологической ролью. "Как интегративный центр всех наук и как воплощение системного подхода ко всему человечеству, ко всей биосфере, философия должна быть общечеловеческой и отвечать интересам общества", - пишет академик Международной академии информатизации Р.Ф. Абдеев. Общечеловеческие позиции философии не исключают негативное отношение к вождям–диктаторам, социальному неравенству, эксплуатации, угнетению и политическому насилию.
Научную форму философии нельзя считать заведомо лучшей или единственно верной. В случае сведения философии только к науке возникают закономерные вопросы: "Был ли Л. Н. Толстой философом? Можно ли считать философом Ф. М. Достоевского?" Оба великих писателя поднимали и зачастую впервые ставили важнейшие философские проблемы. В содержание философского знания, да и в сам процесс философского познания включаются компоненты, специфичные для художественной литературы и искусства 
Философская проблематика является важнейшей частью различных религиозных учений. Вместе с тем нельзя ставить знак равенства между философией и религией, поскольку последняя не сводится к философским размышлениям. Достаточно указать на обрядность как важнейший компонент любой религии.
                Переплетение литературы, искусства, философии и религии имело место на протяжении всей истории философии вплоть до наших дней.
Итак, функционируя
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.