На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Эколого-правовая охрана земель в РК

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСТИТЕТ
ИМ. С. АМАНЖОЛОВА
Кафедра экологии и безопасности жизнедеятельности 
 
 

Специальность Юриспруденция 

Же?іс?ызы Зарина 

РЕФЕРАТ 
 

на тему    ЭКОЛОГО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ В РК 
 
 
 

Научный руководитель                                                             А.Е. Кумаргалиева
«_10___»____02_____2012г. 
 
 
 
 
 
 

Усть-Каменогорск, 2012
 

СОДЕРЖАНИЕ
     ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
     1 Земля как объект правовой охраны…………………………………………..4
     2 Понятия и виды землепользования……………………………………….......7
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………13
     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ
     Земля является частью территории, на которую  распространяется юрисдикция определенного государства. С точки зрения норм международного права, территории государств – это территории, находящиеся в пределах государственных границ каждого отдельного государства, на которые распространяется полная и исключительная власть этих государств.
     Земля -  место поселения человека и источник его пищи. Она является универсальным фактором любой человеческой деятельности. 
Но роль и место земли неодинаковы в различных сферах материального производства, прежде всего в промышленности и сельском хозяйстве. В обрабатывающей промышленности, в промышленности, транспорте земля служит местом, где совершаются процессы труда независимо от  естественного плодородия почвы. В ином качестве выступает земля в сельском хозяйстве. Под воздействием человеческого труда естественное плодородие из потенциального превращается в экономическое. Специфика использования земельных ресурсов в сельском хозяйстве приводит к тому, что земля выступает в двух различных качествах: как предмет приложения труда и как средство производства. 
Являясь природным ресурсом, земля обладает важнейшим свойством – плодородием. Почвенный покров является важнейшим природным образованием. Его роль в жизни общества определяется тем, что почва представляет собой основной источник продовольствия, обеспечивающий 95-97% продовольственных ресурсов для населения страны. Почва – естественноисторическое органоминеральное тело, возникшее в результате воздействия живых и мертвых организмов и природных вод на поверхность горных пород в различных условиях климата и рельефа. Согласно национальному законодательству, почвенный слой – поверхностный слой суши земли, особое природное образование, обладающее только ему присущим строением, составом и свойствами. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 ЗЕМЛЯ КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОЙ  ОХРАНЫ
     В соответствии со ст.6 Конституции РК земля находится в государственной собственности, она может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и пределах, установленных законом. Закон «О земле», основываясь на конституционной норме, определил пределы и условия действия государственной и частной форм собственности на землю (ст.ст.15-19).
     Право государственной  собственности распространяется на весь земельный фонд страны, за исключением той части, которая в установленном порядке передана в частную собственность соответствующим субъектом земельных правоотношений.
     В исключительной государственной собственности  находятся земли следующих категорий: особо охраняемых  природных территорий, лесного и водного фондов. В соответствии с Законом «О земле» земли этих категорий не могут находиться в частной собственности. Кроме того, не могут передаваться в частную собственность земли, используемые для нужд обороны, и земли общего пользования на землях населенных пунктов.
     Земли следующих категорий: населенных пунктов (за исключением земель общего пользования; промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения (за исключением земель обороны); сельскохозяйственного назначения – в предусмотренных законом случаях могут быть предоставлены в частную собственность. Поэтому земли перечисленных категорий, с некоторыми изъятиями, наряду с государственной могут находиться также и в частной собственности (ст.18 Закона «О земле»).
     В контексте рассматриваемого вопроса  особого разъяснения требует правовой режим земель запаса. В соответствии со ст.104 Закона «О земле» землями запаса являются все земли, не предоставленные в собственность или землепользование. Эти земли находятся в введении районных исполнительных органов, за исключением земельных участков, на которых проводились испытания ядерного оружия.    
     Следует различать нахождение земель запаса в исключительной государственной  собственности и возможность  предоставления земель из этой категории  в частную собственность или  землепользование. Предоставление земли всегда осуществляется в виде выделенного земельного участка с индивидуальными идентификационными признаками.
     С момента определения целевого назначения и передачи земельного участка конкретному  собственнику или землепользователю  переданный земельный участок перестает относиться к землям запаса и соответственно меняет свою категориальную принадлежность.
     Право государственной собственности  на землю имеет следующие особенности. Тесно перекликается с функцией государственного управления земельным фондом. Однако осуществление государством своих полномочий как собственника земли происходит через специально уполномоченные государственные органы.
     Предоставление  земельных участков в собственность  или землепользование гражданам  и юридическим лицам составляет содержание правомочий государства как собственника. Одновременно эти действия представляют собой элемент управления земельным фондом. Государство само непосредственно не осуществляет право пользования землей. Возможность хозяйственной и иной эксплуатации земли, получение выгоды в результате извлечения из нее ее полезных естественных свойств реализуются гражданами и юридическими лицами посредством правовых институтов постоянного и временного землепользования.
     Земельным законодательством предусматриваются основные формы реализации права государственной собственности на землю. Согласно ст.17 Закона «О земле» земельные участки из земель, находящихся в государственной собственности, могут быть:
     1) проданы или переданы безвозмездно в частную собственность;
     2) предоставлены в постоянное или временное землепользование на возмездной и безвозмездной основе;
     3) реализованы в иных правовых формах в случаях, предусмотренных Законом «О земле», иными законодательными актами или международными договорами.
     В правоотношениях владения, пользования и распоряжения землей государство, выступая гарантом закрепленного в законе земельного строя, должно исходить из необходимости обеспечения интересов всего общества, не вправе в интересах отдельного субъекта или группы субъектов причинять ущерб общенациональным интересам в сфере земельных отношений.
     Право частной собственности  на землю. Устранение монополии государственной собственности и законодательное признание права частной собственности явилось этапным событием в развитии земельных отношений суверенного Казахстана. Конституция РК закрепила принципы допустимости, равной защиты частной собственности на землю.
     Право частной собственности выступает  способом реализации государственной  собственности, формой организации  вовлечения земель в хозяйственный, рыночный оборот. Право частной собственности на землю по своему содержанию является производным от нормативных установлений государственной собственности на землю. Режим земель, переданных в собственность крестьян, определяется правовым режимом земель сельскохозяйственного назначения.
     За  государством сохраняется возможность  ограничения прав собственности  на землю, изъятия и конфискации  земельного участка, исходя из общих  требований обеспечения правового  режима использования и охраны земельного фонда. Поэтому вовлечение земель в сферу частной собственности не означает полную свободу обращения земельных ресурсов, утрату прав государства на землю. Право частной собственности на землю в обязательном порядке сопровождается необходимыми ограничениями, выражающими публичные интересы в сфере земельных отношений.
     Частная собственность на землю реализуется  в виде собственности граждан  и негосударственных юридических  лиц (п.2 ст.18 Закона «О земле»). Объектом права частной собственности  всегда является конкретный земельный участок (или часть земельного участка). В отношении его права собственника осуществляется на основаниях, условиях и пределах, определенных земельным законом.
     В действующем земельным законодательстве наряду с частной собственностью на земельный участок отдельных граждан или юридических лиц предусмотрена общая собственность двух или нескольких лиц (п.1 ст.38 Закона «О земле»). Общая собственность является одной из форм частной собственности. Для общей собственности характерна множественность субъектов права собственности, которые именуются участниками общей собственности. Указанная форма частной собственности подразделяется: на общую долевую собственность на землю, с определением доли каждого из собственников; и на общую совместную собственность, без определения долей собственников.
     Общая собственность на земельный участок  возникает в случаях, предусмотренных  законодательными актами, при неделимости  участка, а также при добровольном объединении собственниками принадлежащим  им земельных участков в один участок. 
 
 
 
 
 
 
 

     2 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРАВА ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ
     Закон "О земле" в понятие "право  землепользования" вкладывает следующее  конкретнoe содержание: "право лица владеть и пользоваться: земельным  участком, находящимся в государственной собственности бессрочно (постоянное землепользование) или в течение определенного срока (временное землепользование)". В содержании права землепользования присутствует также элемент распоряжения - землепользователь вправе распоряжаться принадлежащим ему правом землепользования. Например, в случаях, определенных законом, землепользователь вправе отчуждать принадлежащее ему право землепользования путем совершения гражданско-правовых сделок: купли-продажи, дарения, мены и другого.
     Право пользования земельным участком возможно на землях, нaxoдящихся как в государственной, так и в частной собственности. Право землепользования как вещное право существенно отличается еще от другого вещного права - права пользования земельным участком, находящимся в частной собственности.
     Право землепользования - производное вещное право от права государственной  собственности на землю, представляет собой самую основную разновидность  вещного права на чужую вещь, поскольку  его объектом выступают только те земельные участки, которые находятся в государственной собственности.
     В Законе "О земле" термин "право  землепользования" используется в  узком значении: только применительно  к землям, находящимся в государственной  собственности.
     Сущность  права землепользования в трактуемом Законом "О земле" понимании раскрывается в его главе 4 "Право землепользования". Здесь же изложены: режим и виды права землепользования; основания приобретения, способы возникновения этого права; порядок предоставления, передачи права землепользования; содержание права временного и постоянного землепользования; сущность и особенности вторичного землепользования; особенности правового положения государственных землепользователей.
     Субъекты  права землепользования. В соответствии со ст. 22 Закона "О земле" субъекты права землепользования подразделяются на:
     - государственных и негосударственных;
     - национальных и иностранных;
     - физических и юридических лиц;
     - постоянных и временных;
     - первичных и вторичных.
     Национальные  землепользователи - граждане Республики Казахстан и казахстанские юридические лица, в том числе предприятия с иностранным участием.
     Иностранные землепользователи - иностранные граждане, иностранные юридические лица, иностранные государства, международные объединения и организации. К иностранным землепользователям приравниваются также лица без гражданства.
     Постоянные  землепользователи - лица, право землепользования, которых носит бессрочный характер. Временные землепользователи - лица, право землепользования, которых ограничено определенным сроком.
     Первичные землепользователи - лица, право землепользования, которых получено непосредственно  от государства в порядке, предусмотренным  Законом "О земле", либо от других первичных землепользователей в  порядке отчуждения этого права.
     Вторичные землепользователи - лица, получившие право временного землепользования на основе договора о вторичном землепользовании от первичного землепользователя, сохраняющего за собой этот статус .
     Объекты права землепользования. Объектами права землепользования являются земельные участки, предоставляемые в установленном законодательством порядке отдельным конкретным землепользователям. Земельный участок характеризуется конкретными юридически значимыми признаками: размером, местом расположения, категориальной принадлежностью, качеством почвы. Правовой режим земельных участков как объектов права землепользования различается в зависимости от их целевого назначения, хозяйственного использования, видов права землепользования.
     Размеры земельных участков, представляемых гражданам и юридическим лицам  для промышленности, транспорта и  других несельскохозяйственных целей,  определяются по утвержденным в установленном законодательством порядке нормам отвода земель для этих видов деятельности. Земельные участки предоставляются гражданам Республики Казахстан бесплатно в частную собственность в следующих размерах:
     -для  ведения личного домашнего (подсобного) хозяйства (включая приусадебный  и полевой наделы) в сельской местности - 0,25 гектара на неорошаемых и 0,15 гектара на орошаемых землях;
     -для  индивидуального жилищного строительства  - 0,10 гектара;
     -для  садоводства, а также дачного  строительства - 0,12 гектара.
     Повторное бесплатное предоставление земельных участков для указанных целей не допускается (п.2 ст. 35 Закона "О земле").
     В законодательстве нет ограничений  в отношении количества земельных участков, которые могут находиться у одного лица на праве собственности или землепользования.
     В соответствии с законодательством различаются следующие виды права землепользования: в зависимости от срока действия – постоянное или временное; условий приобретения – приобретенные возмездно или безвозмездно; допущенности в гражданский оборот – отчуждаемое или неотчуждаемое; по характеру принадлежности права землепользования – первичное и вторичное. Возможно, также проведение классификации видов права землепользования по субъектному признаку. По указанному признаку выстраиваются следующие виды права землепользования: государственное и негосударственное; физических и юридических лиц; национальных, иностранных, а также лиц без гражданства (ст.23 Закона «О земле». 
     Действующим Законом "О земле" институт постоянного  негосударственного землепользования полностью отменен. Правда, отмена осуществлена не за счет расширения пределов действия адекватного ему института частной собственности на землю. Законодатель сделал упор на институт временного землепользования, который теперь выступает единственным способом осуществления негосударственного землепользования. В соответствии с этими новшествами, приводящими к значительному изменению существа современных земельных отношений, негосударственные землепользователи - физические и юридические лица - могут выступать субъектами только права временного землепользования.
     Действующим законодательством институт постоянного  землепользования сохранен в отношении государственных юридических лиц.
     Субъектами  права постоянного землепользования выступают лишь национальные государственные  землепользователи. Таковыми не могут являться негосударственные землепользователи - юридические лица и граждане РК, иностранные граждане и юридические лица, а также лица без гражданства. На праве постоянного землепользования предоставляются земельные участки следующим государственным землепользователям:
     -юридическим  лицам, владеющим зданиями (строениями, сооружениями), помещениями в объектах кондоминиума, на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления;
     - юридическим лицам, осуществляющим сельскохозяйственное и лесохозяйственное производство;
     - юридическим лицам, осуществляющим землепользование на землях особо охраняемых природных территорий;
     - в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.
     В  отношении государственных землепользователей действует особый режим осуществления права землепользования. Так, Закон "О земле" предусматривает следующие принципиальные особенности правового положения государственных землепользователей. Государственные постоянные землепользователи лишь в исключительных случаях вправе осуществлять распоряжение принадлежащим им правом землепользования. Государственный землепользователь не вправе отчуждать, а также сдавать в залог принадлежащее ему право землепользования, за исключением случаев, когда это связано с отчуждением в установленном порядке расположенного на земельном участке недвижимого имущества либо его залога.
     В соответствии с действующим земельным  законодательством страны право  временного землепользования является основной, в некоторых сферах единственной формой реализации земельных прав граждане юридических лиц. Право временного землепользования ограничено сроком, определенным законом, либо основанном на законе договором. Право временного землепользования может быть краткосрочным (до 5 лет) и долгосрочным (от 5 до 49 лет), первичным и вторичным.
     Право временного землепользования является первичным, если оно получено право  обладателем непосредственно от государства либо от других первичных землепользователей в порядке отчуждения этого права. Право вторичного временного землепользования возникает на основе договора о вторичном землепользовании от первичного землепользователя, сохраняющего за собой этот статус.
     Краткосрочное временное землепользование предоставляется, на период осуществления строительства  и ремонта магистральных трубопроводов, дорог, линий связи и иных объектов инфраструктуры. Могут быть и другие основания для возникновения краткосрочного землепользования. При краткосрочном временном землепользовании участка, хотя и осуществляется деятельность, не связанная с основным целевым назначением, земельный участок возвращается в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. Краткосрочное временное землепользование возникает в порядке вторичного землепользования, как правило, на основе договора.
     Право долгосрочного временного землепользования может быть как вторичным, так  и первичным. Оно предоставляется  для разнообразных целей за счет земель всех категорий земельного фонда.
     Для разграничения правовых режимов  временного землепользования определяющее значение имеет существующее в законе деление земле пользователей на первичных и вторичных. Негосударственные землепользователи с правом первичного возмездного долгосрочного землепользования вправе сдавать принадлежащие им земельные участки (или их части) в аренду (субаренду) или во временное безвозмездное землепользование, а также отчуждать принадлежащее им право временного землепользования .
     Вторичное землепользование возникает на основе договора о вторичном землепользовании в случаях, когда первичный землепользователь не производит отчуждения своего права землепользования, а передает другому лицу принадлежащий ему участок (или его часть) во временное землепользование с уведомлением уполномоченного органа. При передаче земельного участка во вторичное землепользование наряду со вторичным землепользователем первичный землепользователь продолжает нести перед государством обязанности землепользователя в полном объеме (в том числе по уплате налогов, обеспечению целевого использования земли и ее охране).
     В случае, когда первичный временный  землепользователь передает земельный  участок по договору о вторичном  землепользовании, срок последнего не может превышать срока первичного землепользования и не должен приводить  к нарушению целевого назначения земельного участка.
     Залог права временного долгосрочного  землепользования в форме аренды земельного участка допускается на срок действия договора аренды. Залог права краткосрочного возмездного и временного безвозмездного землепользования не допускается.
     В законодательстве изложен перечень основных прав, принадлежащих собственникам земельных участков, всем или большинству субъектов права землепользования:
     1) самостоятельно хозяйствовать на земле, используя ее в целях, вытекающих из назначения земельного участка;
     2) собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления на посевы и посадки сельскохозяйственных и иных культур и насаждений, на произведенную сельскохозяйственную и иную продукцию, полученную в результате использования земельного участка, и доходы от ее реализации;
     3) на использование в установленном порядке без намерения последующего совершения сделок для нужд - своего хозяйства имеющиеся на земельном участке песок, глину, гравий и другие общераспространенные полезные ископаемые, торф, насаждения, поверхностные и подземные воды, а также эксплуатировать иные полезные свойства земли;
     4) на возмещение убытков в полном объеме при изъятии (выкупе) земещного участка для государственных надобностей;
     5) возводить на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления жилые, производственные, бытовые и иные здания (строения, сооружения), не противоречащие целевому назначению земельного участка;
     6) проводить оросительные, осушительные и иные мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с установленными строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.
     В отношении временных землепользователей некоторые из перечисленных полномочий могут быть ограничены актом предоставления земельного участка или договором аренды (договором о временном безвозмездном землепользовании). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
      Как показала данная работа, законодательство Республики Казахстан довольно неплохо защищает землю. И, тем не менее, как уже неоднократно отмечалось ранее, экологическое состояние земель на практике довольно плачевно. Многие сельскохозяйственные земли испорчены в результате эрозии.
      Раньше  ухудшение состояния земель списывалось  на интенсивное ведение  
сельского хозяйства и бурное развитие промышленности в ущерб экологии. На  
современном этапе говорить об интенсивной индустриализации и  
акселерированном сельском хозяйстве говорить не приходится. Но земли  
продолжают деградировать…Сетовать на отсутствие достаточного научного потенциала для борьбы за улучшение состояния земель тоже было бы неосновательно, ибо соответствующие технологии есть. Всё это наводит на мысль, что главная причина ухудшения земель кроется отнюдь не в плохом законодательстве, а в самих землепользователях, которые упорно не хотят выполнять свои обязанности надлежащим образом. Во многом этому способствует общий хаос, царящий в государстве, сопровождающийся полной бесконтрольностью. Но главная причина такого поведения, на мой взгляд, порождена извращенным менталитетом. Романтические песни о бескрайних просторах необъятной Родины привили веру в бесконечность природных ресурсов, которых в любом случае хватит на много поколений. Размышления о необходимости охраны природных ресурсов казались просто неуместными. Почти десять лет независимости страны, где плотность населения одна из самых  
высоких в Европе и, соответственно, очень мало земли на душу населения,  
нисколько не привели к осознанию реальной значимости природных ресурсов, в первую очередь земли. В силу этого я считаю, что главным направлением в области охраны земель должно стать образование. Возможно, путем агитаций, бесед, убеждений, разъяснений, путем изучения и распространения законодательства удастся  изменить менталитет и прийти к осознанию значимости такого природного объекта как земля. 
Ощутимого эффекта в области охраны земли можно добиться и путем улучшения  
экономического механизма землепользования, стимулирования правильной  
обработки земель, рационального землепользования. Наконец, совершенствование земельного и экологического законодательства,  
которое должно соответствовать реальному положению дел, также внесет свой  вклад в улучшение ситуации. А все вышеперечисленные меры в совокупности способны кардинально улучшить экологическое состояние земель
в стране. Настало время действовать… 
 
 
 

      СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ
      Конституция Республики Казахстан от 30.08.95. Алматы, 1995.
      Кодекс РК об административных правонарушениях от 30.01.2001. Алматы, 2001.
      Гражданский кодекс Республики Казахстан. Общая часть. (с изм. и доп. от 27.12.94). Алматы, 1995.
      Экологический кодекс Республики Казахстан от 23.01.2007 года.
      Земельный Кодекс Республики Казахстан от 20.06.2003г. Алматы, 2003.
      Культелеев С.Т. Экологическое право Республики Казахстан. Алматы, 2006.
      Ерофеев Б.В. Экологическое право России. М.: Юрист, 2004.
      Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник для юрид. вузов. М.: Юрист, 2007.
      Петров В.В. Экологическое право России. М.: БЕК, 2006.
      Байдельдинов Д.Л., Бекишева С.Д. Экологическое право РК. Алматы. 2004.
      Бекишева С.Д. Экологическое право РК. Караганда. 2001.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.