На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Какую роль играют инновации в современной экономике?

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Какую роль играют инновации  в современной экономике?  

В современной экономике  роль инноваций значительно возросла. Без применения инноваций практически  невозможно создать конкурентоспособную  продукцию, имеющую высокую степень  наукоемкости и новизны. Таким образом, в рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.  

Как подразделяют инновации?  

Подразделение инноваций  на конкретные группы по определенным признакам называют классификацией инноваций. В практике управления инновациями  используют различные классификаторы инноваций.  

В зависимости от технологических параметров инновации  подразделяются на продуктовые и  процессные. Продуктовые инновации  включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии).  

По типу новизны  для рынка инновации делятся  на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).  

По стимулу появления (источнику) можно выделить:
инновации, вызванные  развитием науки и техники;
инновации, вызванные  потребностями производства;
инновации, вызванные  потребностями рынка.
По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:
инновации на входе  предприятия (сырье, оборудование, информация и др.);
инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
инновации системной  структуры предприятия (управленческой, производственной).
В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют:
радикальные (базисные) инновации, которые реализуют крупные  изобретения и формируют новые  направления в развитии техники;
улучшающие инновации, которые реализуют мелкие изобретения  и преобладают на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла;
модификационные (частные) инновации, направленные на частичное  улучшение устаревших поколений  техники и технологии. 
 
 

Классификация инноваций 

Инновация — использование  результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и других сферах деятельности общества. 

Экономическая суть инноваций состоит в увеличении добавленной стоимости в валовой выручке предприятия. Основные ее компоненты — заработная плата и прибыль, а индикатором роста являются новые параметры продукции, технологий, оборудования. Преобладающая доля добавленной стоимости в цене продукции позволяет высоко оплачивать труд работающих, иметь достаточные ресурсы для развития производства. Мировой экономический опыт показывает, что источником долгосрочного экономического благополучия страны является обрабатывающий сектор промышленности, поддерживаемый современными достижениями науки и техники. 

Инновации классифицируются по следующим признакам: 

Значимость (базисные, улучшающие, псевдоинновации). 

Направленность (заменяющие рационализирующие, расширяющие). 

Место реализации (отрасль  возникновения, отрасль внедрения, отрасль потребления). 

Глубина изменения (регенерирование  первоначальных способов, изменение  количества, перегруппировка, адаптивные изменения; новый вариант, новое  поколение, новый вид, новый род). 

Разработчик (разработанные  силами предприятия, внешними силами). 

Масштаб распространения (для создания новой отрасли, применение во всех отраслях). 

Место в процессе производства (основные продуктовые  и технологические, дополняющие  продуктовые и технологические). 

Характер удовлетворяемых  потребностей (новые потребности, существующие потребности). 

Степень новизны (на основе нового научного открытия, на основе нового способа применения к давно  открытым явлениям). 

Бремя выхода на рынок (инновации-лидеры, инновации-последователи). 

Причина возникновения (реактивные, стратегические). 

Область применения (технические, технологические, организационно-управленческие, информационные, социальные и т. д.). 

По значимости различают  базисные инновации, которые реализуют  крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений техники; улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла; псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий.
Классификация инвестиций 

Инвестиции —  это одно из универсальных экономических  понятий. Инвестиции — это ограниченные ресурсы, направляемые на развитие или  обновление производства. Они реализуются как разовые затраты и допускают варианты своего использования. 

Предложение о вложении инвестиций сопровождается предварительным  экономическим анализом времени  достижения результата, срока возврата затраченных средств.Индикаторы Форекс на Forex.com 

      Тайна Иисуса Христа 

      Новости IT 
 

Понятие «инновация»  как таковое было введено в  научную терминологию Й. Шумпетером в 1911 году и предполагало новую комбинацию научно-технических факторов, мотивированную предпринимательским духом при  пяти типичных изменениях: 

1 использование новой  техники, новых технологических  процессов или нового рыночного  обеспечения производства; 

2 внедрение продукции  с новыми свойствами; 

3 использование нового  сырья; 

4 изменения в организации  производства и его материально-техническом обеспечении; 

5 появление новых  рынков сбыта. 

Уже в начале XXвека австрийский экономист Й. Шупметер в своей работе «Теория экономического развития» (1911г.) ввел понятие «инновация»  и описал инновационный процесс  с экономической точки зрения. Он рассматривал инновацию, как любое возможное изменение, происходящее вследствие использования новых или усовершенствованных решений технического, технологического, организационного характера в процессах производства, снабжения, сбыта продукции и т.п. [2]. 

П. Дракер подразумевает под «инновацией» особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они используют изменения как шанс осуществить новый вид бизнеса или услуг. Отталкиваясь от утверждения о том, что основной задачей руководителя является создание рынка, П. Друкер отмечает, что двумя основными функциями менеджера являются: внедрение инноваций и осуществление маркетинговой деятельности. Он уделяет сравнительно мало внимания маркетингу, но вопрос о необходимости понимания и внедрения инноваций рассматривается практически во всех его последних книгах. Ученый настойчиво критикует компании, считающие что инновации возникают по вдохновению, а успех в предпринимательстве зависит от удачи, и утверждает, что внедрение нововведений является наукой, которую можно освоить. Он убежден в том, что внедрение инноваций является в первую очередь управленческой функцией, и подчеркивает, что руководители должны полагаться на технологии, а не на что-нибудь другое: одно из его самых известных выражений – «компьютер это идиот» - подразумевает необходимость использовать технику как инструмент для внедрения инноваций, а не как средство их замены [1]. Б. Твисс понимает под инновацией процесс передачи научного или технического знания непосредственно в сферу нужд потребителя. Продукт при этом превращается лишь в носителя технологии, и форма, которую он принимает, определяется только после увязки самой технологии и удовлетворяемой потребности [5]. 

Законодательно закрепленным в России следует считать следующее  определение: «инновация– конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности» [3]. Можно выделить следующие характерные черты инноваций: 

- научно-техническая  новизна 

- проявление творческой  деятельности 

- достижение целевой  эффективности 

- возможность коммерческой  реализации. 

На рисунке 2 представлены некоторые подходы к определению понятия «инновация».
  

Также следует отметить, что «инновация» с одной стороны  представляет собой нечто новое, обособленное (может быть, отдельный  проект), лишь частично основанное на предыдущих знаниях, опыте, с другой – это  деятельность, которая теряет всякий смысл без контекста конкретного предприятия или организации, где она осуществляется. 

Innovation (лат.- обновление, улучшение) является основой английского  слова innovation, в переводе на  русский язык имеет три значения  – инновация, нововведение, новшество. Многие ученые считают данные понятия синонимичными, некоторые все же пытаются найти смысловые различия (рис.3).  
 
 

Например, Р.А. Фатхутдинов  дает следующее определение понятия  «новшество». Новшество – это  оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества оформляются в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов и т.д. Нововведение означает, что новшество используется. С момента появления на рынке новшество приобретает новое качество и становится инновацией [4]. На основе изучения и анализа различных видов классификаций понятия «инновация», предлагаемых многими авторами была сформирована следующая таблица. 

Таблица - Классификация  инноваций по различным признакам 

Вид инновации 
Характеристика 

По широте воздействия  инноваций 

- глобальные, мировые 

  
Охватывают различные  страны, повсеместно используются, мировая известность, глобальный размах 

- национальные 
Характерны для  определенных стран, национальностей 

- отраслевые 
Имеют практическую значимость и новизну в определенной отрасли 

- локальные 
Инновации в конкретной сфере (например, в производстве) 

По сфере деятельности 

- экологические 
проявляются в более  эффективных способах использования  природных ресурсов и уменьшения вредного воздействия на окружающую среду 

- технико-технологические 

  
приводят на рынке  к созданию новых или улучшенных промышленных продуктов и обеспечивающих коммерческое использование новых и улучшенных производственных процессов и оборудования 

- экономические 

  

  
Вызывают перемены в формах организации производства и управления им, обращении произведенных продуктов, ценового, финансово-кредитного, денежного механизмов и способствующих повышению эффективности воспроизводства 

- организационные 

  

  
это процессы освоения новых форм и методов организации  и регламентации производства и  труда, а также инновации, предполагающие изменения соотношения сфер влияния (как по вертикали, так и по горизонтали) структурных подразделений, социальных групп или отдельных лиц; 

- управленческие 

  

  
целенаправленное  изменение состава функций, организационных  структур, технологии и организации процесса управления, методов работы аппарата управления, ориентированное на замену элементов системы управления (или всей системы в целом) с целью ускорения, облегчения или улучшения решения поставленных перед предприятием задач 

- социальные 

  

  
проявляются в форме  активизации человеческого фактора  путем разработки и внедрения  системы усовершенствования кадровой политики; системы профессиональной подготовки и усовершенствования работников; системы социально-профессиональной адаптации вновь принятых на работу лиц; системы вознаграждения и оценки результатов труда. Это также улучшение социально-бытовых условий жизни работников, условий безопасности и гигиены труда, культурная деятельность, организация свободного времени 

Технологические инновации делятся на: 

Продуктовые 
позволяют создавать  новые товары для их производительного  и непроизводительного использования 

Процессные 
позволяют использовать новые технологические процессы для производства как традиционных, так и нестандартных процессов 

По уровню новизны: или в зависимости от глубины  вносимых изменений 

Радикальные или  базисные 
Относятся к принципиально  новым продуктам, направлены на освоение новых поколений техники (технологии) и технологических укладов 

Улучшающие 
Касаются значительного усовершенствования существующих продуктов, способствуют распространению и дифференциации поколений техники и укладов с учетом специфических требований разных сфер их применения 

Псевдоинновации или  модификационные (частные). 
Несущественное видоизменение продуктов и технологических процессов: эстетическое (цвет, декор и т.п.), техническое, не оказывающее заметного влияния на параметры и свойство изделия 

По распространенности 

- единичные 
Единичные случаи изобретений, часто не столь масштабно значимые 

- диффузные 

  

  
распространение уже  однажды освоенного новшества в  новых условиях или на новых объектах внедрения. Именно благодаря диффузии происходит переход от единичного внедрения  новшества к инновациям в масштабе всей экономики. 
 

Инновации направлены на удовлетворение определенных общественных потребностей, но вместе с тем необходимое повышение эффективности использования отдельных ресурсов или повышение эффективности отдельных производственных подразделений, либо повышение эффективности предприятия в целом в результате внедрения новшества и получения нововведения происходит далеко не всегда. На конечный успех инновации, выражающийся в получении экономического эффекта от функционирования предприятия, влияет совокупность разных факторов (экономических, юридических, технических, рыночных и др.), воздействие которых чрезвычайно сложно спрогнозировать. Таким образом, можно утверждать, что инновация – это новшество, внедренное в деятельность предприятия с целью повышения его эффективности на основе лучшего удовлетворения определенной общественной потребности. При этом следует отметить, что под эффективностью следует понимать определенный экономический, производственный, социальный, экологический и иной результат, ожидаемый от внедрения новшества. 

  

Список литературы 

1. Классики менеджмента  / Под ред. М. Уорнера / Пер.  с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского.  – Спб.: Питер, 2001. – 1168 с. 

2. Й. Шумпетер. Теория  экономического развития. М.: Прогресс, 1982. 

3. Постановление  Правительсвтва РФ от 24 июня 1998 г. №832 «О концепции инновационной политики РФ на 1998-200гг.» // О науке и инновациях. Основные нормативные акты. Нормативный сборник. М.: Буквица, 1998. 

4. Р.А. Фатхутдинов.  Инновационный менеджмент: учебник  для вузов. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. 

5. Б. Твисс. Управление  научно-техническими нововведениями/ пер. с англ. науч ред. К.Ф.  Пузыня М.: Экономика, 1989. 
 
 
 
 

Особенности инновационной  деятельности 

В современных условиях все процессы применения новых знаний связаны с рыночными отношениями. Практика показывает, что инновации направлены на рынок и удовлетворениеего потребностей. 

Процесс внедрения  инноваций охватывает практически  все стороны деятельности предприятия. Сам поиск эффективных организационных  форм управления инновациями основывается на умелом сочетании научно-инновационных и рыночных факторов. Внедрение этих поисков в производство и есть инновационная деятельность. 

Итак, инновационная  деятельность — это практическое использование инновационно-научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос в конкурентоспособных товарах и услугах. Важной характеристикой этой деятельности является инновационная активность — целенаправленная поддержка высокой восприимчивости персонала предприятия (фирмы) к нововведениям посредством целенаправленных структур и методов управления. 

Сама инновационная  деятельность характеризуется ускорением темпов создания новшеств, их диффузии, что способствует углублению и расширению структурных сдвигов в экономике, увеличению размеров рынка и удовлетворению существующих и возникающих потребностей. 
 

Перестройка экономики  на рыночных принципах в нашей  стране требует обеспечения мирового класса качества производимых товаров, своевременного обновления продукции предприятиями и максимальной заинтересованности внедрения нововведений; высокой инновационной активности на базе собственного развивающегося потенциала. Вместе с тем мировая практика показывает, что государственная поддержка инновационной деятельности объективно необходима. 

В настоящее время  эффективность инновационной деятельности предприятия определяется прежде всего  наличием отлаженной системы инвестирования, кредитования, налогообложения, функционирующих применительно к инновационной сфере научных разработок. 

Инновационная сфера  представляет собой: 1) систему взаимодействия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспособной продукции, услуг  и развитой инфраструктуры; 2) рынок  новшеств (новаций), рынок капитала (инвестиций) и рынок чистой конкуренции нововведений. Поэтому управление инновационным процессом становится ключом современной организации инновационной деятельности на микро- и макроуровнях. 

Таким образом, инновационная  деятельность предприятия не сводится только к созданию и внедрению новшеств, но и включает также разработку соответствующих структур, организационных форм хозяйствования и управления на производственных предприятиях. 

Как же осуществляется инновационная деятельность фирм и корпораций в развитых странах? 

В большинстве развитых стран регулирование и стимулирование инновационной деятельности происходит в основном через национальные исследовательские  программы и различные уровни государственного участия. Основополагающим критерием разработки программ является добровольное участие государства, корпораций и фирм, при этом каждый участник руководствуется собственными интересами. Эффективность использования этих программ для концентрации национальных ресурсов на ключевых направлениях научно-технического прогресса особенно показательна на опыте экономики Японии. Поскольку Япония располагает минимумом собственных природных ресурсов, правительство страны рассматривает научно-инновационную политику в качестве важнейшего средства стимуляции общего роста экономики и повышения международной конкурентоспособности страны. Политика Японии концентрируется на экспорте продукции с целью завоевания торгового лидерства в спектре наукоемкой продукции, позволяющей иметь большую долю добавочной стоимости. Следует отметить, что японское правительство не управляет промышленными разработками в директивном порядке, здесь скорее существует взаимное партнерство между звеньями государственного аппарата и секторами промышленности, основанное на прагматических решениях, взаимном уважении, согласованной деятельности, направленной на достижение общих целей. 

Во Франции наиболее высокий уровень централизованного  регулирования инновационной деятельности, где научные исследования признаются общенациональной программой и представлены в виде пятилетних стратегических научно-исследовательских планов. В Англии — отсутствует система централизованного регулирования инновационной деятельностью, но есть хорошо разработанный механизм взаимодействия, позволяющий осуществлять координацию разработок инноваций на государственной уровне. В США экономисты и социологи видят в венчурном бизнесе свидетельство вхождения американской экономики в фазу подъема нового «цикла Кондратьева». В этой связи нелишне заметить, что известный марксистский тезис о превращении науки в непосредственную производительную силу осознан и реализуется на Западе лучше, чем на деле у нас. 

Таким образом, опыт государственной поддержки инновационной  деятельности в развитых странах  показывает, что именно государство должно разрабатывать такую инновационную политику, которая обеспечивала бы эволюционный путь к современному рынку. 

Пореформенная экономическая  ситуация в России сделала необходимым  формирование недостающего среднего звена  в структуре нашей экономики — регулируемую инновационную деятельность на предприятиях промышленности. Перестройка экономики страны на рыночных основах требует своевременного обновления продукции, внедрения нововведений, высокой инновационной активности на базе собственного инновационного потенциала. 

Следовательно, рыночная трансформация российской экономики  кардинальным образом изменяет место  и роль инновационного процесса как  необходимого слагаемого современного научно-технического прогресса. Формирование рыночного хозяйства предлагает структурные преобразования в экономике, развитие производственных структур для создания технологически интенсивных и наукоемких производств, обеспечение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Решение этих задач становится возможным благодаря использованию накопленного научного потенциала, способности предприятий оперативно доводить полученные результаты до ступени производственного и коммерческого использования и усиления инновационных процессов, которые призваны обеспечить значительный рост и конкурентоспособность предприятий. 

Преодоление объективной  ограниченности рыночного механизма  в интенсификации инновационных  процессов требует усиления роли государства в этой области. Оно  должно обеспечить выбор приоритетов  научно-технического развития и производства новых знаний и технологий. Вне регулирующей роли государства многие аспекты инновационной деятельности предприятий не в состоянии обеспечить эффективное использование рыночного механизма. 

Возрастание роли государства  в развитии инновационной сферы обусловлено также специфическими условиями российской действительности. Глубокий системный кризис, сопровождающийся спадом производства, требует от государствабольших усилий в решении проблем научно-технического развития, ликвидации хронической нехватки средств у предприятий, поддержании инвестиционной и инновационной активности. Использование регулирующей роли государства вызывается в большей мере усложнением объекта регулирования, активизацией инновационных процессов — как отличительной особенности современного этапа развития инновационной сферы и их неуклонно возрастающей ролью в обеспечении экономического роста и конкурентоспособности микроэкономических агентов и национального хозяйства. 

Государственная политика должна быть направлена на устранение административно-командных подходов к инновационной деятельности и управления ею; создание эффективных социально-экономических мотивов, побуждающих отдельных и ассоциированных субъектов инновационной сферы к разработке новейших технологий и техники; на демонополизацию экономики; развитие экономической свободы личности, предпринимательства; расширение кредитных, налоговых, ценовых льгот, а также целевых субсидий и госзаказов. Сегодня в России делаются первые, но уверенные шаги в области повышения эффективности системы государственного экономического стимулирования инновационной деятельности предприятий. Перспективы системы государственной экономической поддержки инновационной деятельности предприятий связаны также с использованием новых прогрессивных структур, которые по существу являются альтернативой существующей системе. 

Инновационная деятельность предприятия основывается на таких  принципах, как приоритетность инновационного производства; экономичность инновационного производства, предполагающая последовательный учет в практике управления производительного характера функционирования прикладной науки, определяющей не только самоокупаемость инновационного производства, но и его прибыльность, коммерческий успех на рынке; гибкость инновационного производства, означающая, что управление должно обеспечивать свободу действий субъектов инновационной деятельности, отказ от жесткой регламентации, поощрение предприимчивости. 

Существенным фактором в инновационной деятельности предприятия  является, то, что используемые им нововведения ограничены по времени рыночными циклами, т. е. тем пределом времени, когда это нововведение имеет рынок сбыта, после которого экономический и технологический потенциал нововведения исчерпывается и необходимо своевременное переключение ресурсов для внедрения в производство других нововведений. 

В условиях развитых рыночных отношений инновационная  деятельность предприятия характеризуется  полной экономической самостоятельностью и юридической свободой в принятии хозяйственных решений, т. е. предприятие само решает, какие ресурсы использовать, само определяет объем производимой продукции и ее цен). Самостоятельность хозяйственной деятельности предприятия означает, что оно ни от кого не получает безвозмездной помощи и несет материальную ответственность за все свои решения, т. е. действует и принимает хозяйственные решения в рамках своего бюджета. При этом инновационная деятельность предприятия направлена на достижение основной цели — обеспечение максимальной прибыли. Известно, что в условиях рыночной экономики источником прибыли является не только возможность изменения цен или экономия затрат, но и своевременное обновление продукции, появление на потребительском рынке продукции, отличающейся новизной от существующего товара. В этом случае предприятия-ин-новаторы получают добавочную прибыль за монополию на знания (так называемую «научно-техническую ренту»). 

Большую роль в усилении самофинансирования предприятий и  фирм может сыграть отмена пошлин на новейшие импортируемые оборудование и технологии. Эту же задачу призвана выполнять амортизационная политика, которая должна строиться с учетом рыночных условий и необходимости ускоренного обновления производственно-технического аппарата предприятий. Исключительно важное значение для становления самофинансирования инновационной деятельности предприятий имеет льготное налогообложение, особенно тех из них, которые инвестируют свои средства в развитие сферы инноваций. Налоговая политика должна быть такой, чтобы ее основной функцией стало стимулирование инновационной деятельности и на этой основе расширение налоговой базы. 

Развитие процесса самофинансирования предполагает формирование условий, способствующих рациональному  использованию накопленных средств, предназначенных для инвестиционной и инновационной деятельности. Чтобы эти средства не расходовались на покупку валюты, ценных бумаг, приобретениетоваров производственного назначения, не передавались на депозиты коммерческих банков, необходимо институциональное обеспечение их использования в качестве источника производственных инвестиций и инноваций. Этого можно достигнуть путем создания специализированных инвестиционных фондов и специальных счетов обновления производства. Средства, накапливаемые в них, целесообразно освободить от налогов или ввести для них льготное налогообложение. Такая мера позволила бы государству концентрировать необходимые ресурсы и направлять их на инвестиционную и инновационную деятельность. 

Действительно, в  условиях высоких темпов инфляции сохраняются  возможности стимулирования инновационной деятельности предприятий, в частности посредством финансового лизинга, не получившего пока достаточного распространения в российской экономике. Переход к рыночным отношениям выдвинул качественно новые потребности в ускоренном решении проблем финансирования инновационной деятельности предприятий с различной организационно-правовой формой собственности 

Важнейшим элементом  стимулирования инновационной деятельности со стороны государства является система контрактных отношений  между государственными институтами в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). 
 
 
 

Классификация инвестиций представлена в табл. 2.2. 
 
 
 

Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной  деятельности 

В настоящее время  можно выделить 3 типа моделей научно-инновационного развития промышленно развитых стран:
страны, ориентированые на лидерство в науке, реализацию крупномасштабных целевых проектов, как правило, со значительной долей  инновационного потенциала в оборонном  секторе (США, Англия, Франция)
страны, ориентированные  на распространение нововведений, создание благоприятной инновационной сферы, рационализацию всей структуры экономики (Германия, Швеция, Швейцария);
страны, стимулирующие  нововведения путём развития инновационной  инфраструктуры, обеспечения восприимчивости к достижениям морового научно-технического прогресса, координацию действий в науке и технике (Япония, южная Корея). 

Налоговые льготы, стимулирующие  инновационную деятельность:
«Налог каникулы»  на прибыль, полученную от реализации инновационного продукта.
Предоставление исследовательского и инвестиционного кредита на льготных условиях.
Уменьшение налога на прирост инновационных затрат.
Снижение ставок налога на прибыль, направленную на НИОКР.
Льготное налогообложение  дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акциям инновационных организаций.  

США. Государство  стимулирует создание венчурных  форм и исследовательских центров. Они первые 5 лет полностью финансировались  из федерального бюджета. Наиболее наукоёмкие и эффективные исследования государство финансирует полностью. Бесплатно ведётся использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований, которые являются собственностью федерального правительства.  

Национальный научный  фонд США не только кредитует инновационные фирмы, но и выдаёт им гранды - безвозмездные целевые субсидии. 

Государство создаёт  сеть центров распространения нововведений и консультационные центры, оказывающие  деловые услуги инноваторам, способствует формированию рынка инноваций. 

Государственные органы осуществляют мониторинг и прогнозирование  инновационных процессов в стране и за рубежом занимаются поиском  передовых технологий. 

Используются меры моральной поддержки: государственные  награды учёным-новаторам, почётные звания, реклама и пропаганда инновационных способов хозяйствования. 

Налоговые льготы: льготное налогообложение прибыли реализуется  как путём сокращения налогооблагающей базы, так и путём уменьшения налоговых  ставок, вычетами из налоговых платежей. 

Япония: Министерство внешней торговли и промышленности определяет стратегию развития промышленности. Под эгидой МВТП находится ассоциация промышленных технологий, которая занимается экспортом и импортом лицензий. 

Государственные расходы  на НИОКР увеличились до 3,5% ВВП, в основном на фундаментальные исследования и генерирование новых идей. Государственная политика - превратить Японию из импортера лицензий в экспортера. 

На смену вытеснения иностранных конкурентов с существующих рынков за счёт дешевизны и высокого качества товаров приходит ещё более сложная задача - самим формировать новые рынки, сохраняя низкие цены и высокое качество. 

Долгосрочная цель Японии - превращение страны в творца технологий. Приоритет-направления - информационные системы, биотехнологии, микроэлектроника, новые материалы. 

Прямые и косвенные  методы:
льготное кредитование;
страхование экспорта;
частичное освобождение экспортёров от уплаты налогов;
прямое субсидирование;
содействие сбытов деятельности экспортёров;
содействие предприятиям в приобретении передовой иностранной техники;
контроль над научно-техническим  обменом с зарубежными странами;
создание городов-технополисов;
высокие импортные  таможенные тарифы;
индикативное планирование НИОКР.  

В результате активизации  инновационной деятельности Япония занимает 1-е место по уровню ВВП на душу населения, эффективному использованию ресурсов, продолжительности жизни населения, темпам экономического роста. 

Тема: Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной  деятельности  

   

Объект исследования – страны, входящие в технологическое  ядро мирового развития (США, Япония, Германия, Англия, Франция).  

Предмет исследования – органы государственного регулирования  инновационной деятельности, финансирование, льготы в налоговой и кредитной системах, внеэкономической деятельности, формы поддержки в научно-методическом и информационном обеспечении инновационной деятельности, стимулирование кооперации и повышения конкурентоспособности выпускаемых товаров.  

В мировой практике используются следующие виды налоговых льгот, стимулирующих инновационную деятельность:  

•  предоставление исследовательского и инвестиционного  налогового кредита, т.е. отсрочка налоговых  платежей в части затрат из прибыли  на инновационные цели  

•  уменьшение налога на прирост инновационных затрат  

•  «налоговые каникулы»  в течение нескольких лет на прибыль, полученную от реализации инновационных  проектов  

•  льготное налогообложение  дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акциям инновационных  организаций  

•  снижение ставок налога на прибыль, направленную на заказные и совместные НИОКР  

•  связь предоставления льгот с учетом приоритетности выполняемых  проектов  

•  льготное налогообложение  прибыли, полученной в результате использования  патентов, лицензий, ноу-хау и др. нематериальных активов, входящих в  состав интеллектуальной собственности  

•  уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, предаваемых вузам, НИИ и другим инновационным организациям  

•  вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные  фонды, деятельность которых связана  с финансированием инноваций  

•  зачисление части  прибыли инновационной организации на специальные счета с последующим льготным налогообложением в случае использования на инновационные цели.  

В настоящее время  можно выделить три главных типа моделей научно-инновационного развития промышленно развитых стран:  

•  страны, ориентированные на лидерство в науке, реализацию крупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадии научно-производственного цикла, как правило, со значительной долей научно-инновационного потенциала в оборонном секторе (США, Англия, Франция)  

•  страны, ориентированные на распространение нововведений, создание благоприятной инновационной среды, рационализацию всей структуры экономики (Германия, Швеция, Швейцария)  

•  страны, стимулирующие нововведения путем развития инновационной инфраструктуры, обеспечения восприимчивости к достижениям мирового научно-технического прогресса, координации действий различных секторов в области науки и технологий (Япония, Южная Корея).
 
США  

   

Органами государственного регулирования инновационной деятельности в США являются:  

•  Американский научный фонд (курирует фундаментальные  исследования)  

•  Американский научный совет (курирует промышленность и университеты)  

•  НАСА  

•  Национальное бюро стандартов  

•  Министерство обороны  

•  Национальный центр промышленных исследований  

•  Национальная академия наук  

•  Национальная техническая академия  

•  Американская ассоциация содействия развитию науки.  

Последние четыре структуры  имеют смешанное финансирование, остальные – из федерального бюджета. Источники финансирования: около 50 % - частные фирмы и организации, 46 % - федеральное правительство (на основе конкурсов), остальное – университеты, колледжи, неправительственные организации.  

Государство стимулирует создание венчурных фондов и исследовательских центров. По представлению Национального научного фонда США наиболее эффективные исследовательские центры и венчурные фонды могут первые 5 лет полностью или частично финансироваться из федерального бюджета. Самые эффективные и наукоемкие исследования государство финансирует полностью из-за их сложности, высоких издержек, риска, сильной международной конкуренции.  

В США существует практика бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства.  

Существенный элемент  прямой поддержки инновационных  процессов – формирование государственной  инновационной инфраструктуры. Государство  может создавать сети центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам. Государство способствует формированию рынка инноваций, и само выступает его агентом.  

Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее эффективных передовых технологий для широкого внедрения. Особое место занимает государственная экспертиза инновационных проектов, поскольку отдельным организациям, осуществляющим нововведения, трудно оценить все их возможные эффекты в общеэкономическом масштабе.  

Особенностью государственной  инновационной политики США является также низкая «ведомственная» концентрация решений по выработке и реализации инновационных проектов.  

В США большое  внимание уделяется прогнозированию, стандартизации, оптимизации управленческого  решения, государственной экспертизе инновационных проектов, ведению  государственной статистики инноваций, отработан механизм развития внутренней и международной конкуренции, антитрестовское законодательство действует уже более 100 лет.  

 
Япония 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.