На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат История славян

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?24
 
                                          Содержание
 
Введение .                                                                                                               2     
Глава 1. История восточных славян.                                                                   4
§1. Прародина славян. Гипотезы о прародине славян.                                       5
§2. Освоение территорий восточнославянскими племенами.                           6
§3. Соседствующие племена.                                                                               7
Глава 2. Жизнь и быт восточных славян.                                                            9
  §1. Основные занятия.                                                                                           9
§2. Торговые пути. Образование городов.                                                        12
§3. Общественный строй.                                                                                   13
§4.Религия восточных славян. Обряды. Праздники.                                       15
Глава 3. Восточные славяне в сочинениях византийцев.                                20
Заключение.                                                                                                         21
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                Введение
 
История славян с давних пор интересует не только русских, украинцев, белорусов, но и людей других национальностей – поляков, чехов, словаков, немцев, англичан, французов и многих других. И это неспроста. Ведь славяне являются коренным населением Европы. Современные славянские языки делят на 3 группы: восточнославянские (русский, украинский, белорусский); западнославянские (польский, чешский, словацкий); южнославянские (болгарский, македонский, хорватский).
Именно поэтому все эти народы издавна пытались установить – кто же является истинными предками славян? Откуда пошли славяне? Как сформировались восточнославянские народности? Как происходило осваивание новых земель и что повлияло на переселение славян?    
Существует еще немало важных и значимых вопросов, помимо этих, и нет единого мнения, нет общепринятой точки зрения не только на конкретные вопросы об истории развития славянских народов, но и о славянах вообще.
Истоки исторической судьбы  славян уходят вникуда. Например, в точности неизвестно, когда славяне узнали письменность. Многие исследователи связывают возникновение славянской письменности с принятием христианства. Все сведения о древних славянах дописьменной эпохи извлечены историками из  скупых строк исторических и географических сочинений, принадлежащих древнеримским и византийским авторам. Несомненно, огромную роль играют археологические находки. Но история восточнославянских племен настолько многогранна, что порой находки пытаются объяснить годами!
        Я выбрала эту тему, так как считаю, что она актуальна по сей день. История восточнославянских народов загадочна и порой даже необъяснима!
Актуальность можно объяснить несколькими причинами:
?      не существует одной  и  наиболее  полной  теории,которая могла бы объяснить этнические и  политические  процессы  на рассматриваемой территории,
?      во-вторых, особенной актуальностью и необъяснимостью в науке обладает вопрос  о  причинах,  последовательности  и  окончательных результатов великого переселения народов.
       Мне захотелось выяснить, кто же на самом деле славяне? Почему историки всех времен и народов не могут не спорить по этому вопросу? Я хотела бы разобраться, почему не существует единой точки зрения на происхождение восточных славян? Почему четко не определена территория обитания восточнославянских племен? И почему сформировалась такая сложная культура восточных славян?
В наше время восточные славяне составляют 85 % населения России, 96 % Украины и 98 % Белоруссии. Даже в Казахстане к восточнославянским народам относится половина населения республики.
      Эта тема является одной из тех тем, которая представляет научный интерес и привлекает внимание исследователей, как и много столетий назад.
  Исходя из моего интереса к данной теме, я обозначила для себя цели работы:
?                Проследить историю восточных славян VI-IX вв.;
?                Выяснить причины заселения территорий славянами;
?                Узнать, на какой стадии развития находились восточнославянские племена данного периода;
?                Выяснить, мнения историков различных веков о славянах.
 
Именно поэтому я поставила перед собой задачи прежде всего изучить:
?    Первые сведения о славянах;
?    Карты расселения славян, сохранившиеся до наших дней;
?    Археологические данные, способные раскрыть сущность культуры восточных славян.
 
 
                            Глава 1. История восточных славян.
 
История славян уходит далеко вглубь времен, проследить ее достаточно непросто. Среди причин — отсутствие собственной письменности и удалённость от европейских и азиатских культурных центров того времени. Наиболее полные и достоверные источники древнерусского происхождения — летописи, самой известной из которых является «Повесть временных лет».
Сам термин «славяне» появляется в источниках достаточно поздно, в VI в н.э. А самые ранние упоминания о славянах относятся к первым векам н.э.    
Римский историк Тацит сообщает в трактате «Германия» о венедах, обитающих где-то между германцами и сарматами. Под именем венедов о славянах также повествуют такие античные авторы, как римский писатель Плиний Старший, географ Птолемей Клавдий.
Плиний Старший в своих рассказах упоминал о «некоем племени венедов, обитающем рядом с сарматами, скирами и хирами». А готский историк VI века Иордан, говоря о венедах, называет их также антами и скандинавами, причем во втором слове нетрудно угадать самоназвание славян. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские источники. Византийские писатели VI-VII веков упоминают антов, которых они считали особой (восточной) группой славян. Анты обитали от низовьев Дуная, где с ними сталкивались греки.
Впервые сопоставил сведения Иордана и Плиния В. Суровецкий. Он считал, что венедами эти два историка называли именно славян. Его точку зрения приняли столь авторитетные ученые, как П. Шафарик и Л. Нидерле, и вскоре она стала весьма популярной в кругах славистов.
Единственным усомнившимся был А. Шахматов, считавший, что о венедах упоминается в полусказочных, неясных представлениях.
        Прежде всего восточные славяне возникли в результате слияния так называемых праславян, носителей славянской речи, с различными другими этносами Восточной Европы.
Славянские языки относятся к индоевропейским языкам. Они очень близки языку индоевропейской общности. Носителем праславянского языка выступала довольно небольшая группа населения, которая позднее смогла распространить славянский язык среди других народов – соседей славян. В этногенезе славян принимали участие многие народы, племена – балты (соседи славян, жившие к востоку и северо-востоку от них), ираноязычные кочевники (скифы и сарматы), венеды, проживавшие на территории современной Польши, тюркоязычные кочевники (гунны, азары, болгары, хазары), готы.
        Почему древних предков большинства народов Европы, в том числе славян, называют индоевропейцами? Индоевропейцы – это древнее население огромных территорий Европы и Азии, которое сформировалось в результате перемещения по этим территориям. В Центральной и Восточной Европе во II тысячелетии до н.э. население индоевропейцев составляли германцы, балты и славяне. Люди, принадлежавшие к этой общности, говорили на одном языке. С юго-востока Европы и началось распространение индоевропейцев по просторам Евразии. В ходе переселений 4-3-го тысячелетий до н.э. индоевропейская общность, занявшая огромные земли от Западной Европы до Индии (отсюда и название), стала распадаться. Германские племена отделились, славяне и балты образовали  общую балто-славянскую группу народов.
Большинство ученых считают, что прародиной индоевропейцев стал большой район Юго-Восточной и Центральной Европы.
            
       
 
 
         §1. Прародина славян. Гипотезы о прародине славян.
 
Но где же располагалась прародина славян? Этот вопрос до сих пор является дискуссионным. У каждого историка свое мнение - территорию славян помещали в Среднем Подунавье, между Одером и Вислой, в Припятском полесье и т.д.
Существует целый ряд гипотез, согласно которым о славянах и их прародине с уверенностью можно говорить, начиная с конца III тысячелетия до н.э. (О.Н. Трубачев), с конца II тысячелетия до н.э. (польские ученые Т.Лер-Сплавинский, К.Яжджевский, Ю.Костшевский и др.), с середины II тысячелетия до н.э. (польский ученый Ф. Славский), с IV в. до н.э. (М. Фасмер, Л. Нидерле, С.Б. Бернштейн, П.Й. Шафарик).
Наиболее ранние научные гипотезы о прародине славян можно обнаружить в трудах русских историков XVIII – XIX вв. Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского. В своих изысканиях они опираются на «Повесть временных лет» и делают вывод о том, что прародиной славян были р.Дунай и Балканы.
Сторонниками дунайского происхождения славян были многие русские и западноевропейские исследователи. Однако на протяжении XIX – ХХ вв. у этой теории было и немало противников.
Один из крупных историков-славистов чешский ученый П.И. Шафарик считал, что прародину славян следует искать в Европе, по соседству с родственными им племенами кельтов, германцев, балтов и фракийцев. Он считал, что славяне уже в глубокой древности занимали обширные пространства Средней и Восточной Европы, а в IV в. до н.э. под натиском кельтов переселились за Карпаты. 
Наиболее популярной среди лингвистов гипотезой о прародине славян является висло-днепровская (М.Фасмер, Ф.П.Филин, С.Б.Бернштейн), заключавшаяся в том, что прародина славян располагалась между средним течением Днепра на востоке и верховьями Западного Буга и Вислы на западе, а также от верховий Днестра и Южного Буга на юге до Припяти на севере. Таким образом, прародина славян определяется ими как современная северо-западная Украина, южная Белоруссия и юго-восточная Польша.
 
    §2. Освоение территорий восточнославянскими племенами.
 
Несмотря на исторические споры, в настоящие время можно сказать, что «словене» занимали территорию от верховья Одера до среднего течения Днепра. Расселение славян происходило по трем направлениям:
 
?    на юг – Балканский п-ов;
?    на запад – Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы;
?    на восток и север – по Восточно-европейской равнине.
   Расселение славян по этим трем направлениям способствовало разделению славян на три ветви: южную (болгары, сербы, хорваты, словенцы, боснийцы, черногорцы, македонцы); западную (чехи, поляки, словаки, кашубы, лужицкие сербы) и восточную (русские, украинцы, белорусы).
Центром расселения предков славянских народов стал бассейн реки Вислы. Они двигались на запад до реки Одер, переселялись праславяне и на восток до Днепра, и на юг, в сторону Карпатских гор, Дуная, Балканского полуострова. В VI - VIII вв. восточные славяне в основном расселились по Восточно-европейской равнине.
         Карта расселения восточных славян в VIII-IX веках выглядела так: словене (ильменские славяне) жили на берегах Ильменского озера и Волхова; кривичи с полочанами – у верховьев Западной Двины, Волги и Днепра; дреговичи – между Припятью и Березиной; вятичи – на Оке и р.Москва; радимичи – на Соже и Десне; северяне – на Десне, Сейме, Суле, Северском Донце; древляне – на Припяти и в Среднем Поднепровье; поляне – по среднему течению Днепра; бужане, волыняне – на Волыне, по Бугу; тиверцы, уличи – у Черного моря и Дуная.
Существует много версий по поводу того, что могло повлиять на расселение восточных славян и что является причиной Великого переселения народов. Причин несомненно много. Одной из наиболее значительных является влияние соседей, нашествие кочевых племен.
                        
                              §3. Соседствующие племена.
 
Соседями восточных славян на Балтийском побережье и на севере Восточно-европейской равнины были балтийские (литва, жмудь, пруссы, латгалы, земгалы и др.) и финно-угорские (финны, эстонцы, угры (венгры), коми, ханты, манси и др.) племена. С этими народами у славян сложились мирные отношения.
Особое место в жизни славянского мира занимали отношения с кочевыми народами степи. Кочевники-тюрки соседствовали со славянами на востоке и юго-востоке. От Причерноморья до Центральной Азии, волна за волной кочевые племена вторгались в Восточную Европу. Еще предки славян вступили в противоборство с кочевыми племенами. Это были киммерийцы, совершавшие первые нашествия на праславян. Мирные славяне, чтобы защитить свои земли, насыпали высокие валы, перегораживая дороги, строили городища. И все-таки под натиском соседей праславяне покидали плодородные земли и уходили в северные леса.
Другими врагами были скифы. Они передвигались конными массами, жили в кибитках, оттеснив киммерийцев, стали главными врагами славян. 
Орды гуннов заняли своими кочевьями территорию между Волгой и Дунаем, а затем продвинулись дальше в Европу до границ Франции. В своем продвижении на запад гунны увлекли часть славян.
Позднее в Поднепровье двинулись сарматы, восточным славянам после сарматского нашествия приходилось начинать все заново – осваивать землю, строить поселки. Позднее славяне перешли под влияние хазар, а затем варяг.
Крупнейшими политическими образованиями VII-VIII вв. в южнорусских степях были Болгарское царство и Хазарский каганат, а в районе Алтая - Тюркский каганат.
Славянские племена на юге, подчинённые ранее готами, покорились гуннам и начали расширять область своего обитания к границам Византийской империи на юге и германским землям на западе, вытесняя готов в Крым и Византию.
На юге соседкой восточных славян была мощная Византийская империя. В начале VI века славяне стали совершать регулярные набеги на Византию, в результате чего о них заговорили византийские и римские авторы. Византийские писатели выделяли антов как храбрейших из славян.
 
               Глава 2. Жизнь и быт восточных славян.
 
К объединениям восточных славян относилось немало союзных племен. Все они взаимодействовали между собой, подчиняли своему влиянию окрестные малочисленные народы, облагали их данью. Но между многочисленными «союзами племен» были существенные различия. Историки считают, что наиболее развитыми и цивилизованными были поляне. Киевский летописец Нестор заметил, что традиции полян находились весьма на высоком уровне, а древляне, например, жили «звериным образом», так как обитали в лесу.  Земля полян, как указывали летописцы, носила также название "русь". Историки полагают, что так звали одно из племен, жившее по реке Рось и давшее имя племенному союзу, историю которого наследовали поляне.
По мнению летописца территория, на которой обитали племена, прямо влияла на их экономическое и социальное развитие.
                                     §1. Основные занятия славян.
 
Какова же была жизнь восточных славян? Чем они занималась? Основу хозяйственного уклада славян составляло пашенное земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими семена злаков (рожь, пшеница, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, свекла и др.)
Человек в те времена отождествлял жизнь с пашней и хлебом, отсюда и название зерновых культур – «жито».
На основной вид занятия славян – земледелие влияли природно-климатические условия.
На севере, в районе таежных лесов (остатком которых является Беловежская пуща) применялась подсечно-огневая система: деревья предварительно подрубались, после их высыхания сжигались через год, после чего землю вспахивали, перемешивая с золой. Именно зола удобряла почву, которая в течение нескольких лет давала хороший урожай. По мере истощения почвы пашню забрасывали и раскорчевывали новый участок. Заброшенные пашни использовались вновь после восстановления плодородия.
Уже в VII-VIII вв. распространенным явлением стали двухпольные и трехпольные севообороты, заменяя подсечное земледелие. Широко стало распространяться унавоживание почвы, которое делало урожаи более высокими.
В южных степных и лесостепных районах применялся перелог, или залежная система. Земли в этих районах отличались плодородием и были многочисленны. Их засеивали в течение двух-трех лет, после чего оставляли до восстановления естественного травяного покрова почвы.
Славяне возделывали в основном пшеницу, просо, ячмень, гречиху. Пшеница была наиболее распространенной злаковой культурой, рожь занимала незначительное место. Выращивались также технические культуры – лен, конопля, а также овощные культуры – репа, редька, лук, чеснок, капуста.
Обрабатывали землю с помощью таких орудий, как мотыга, деревянная соха (была наиболее распространена на севере), борона-суковатка, заступ (им взрыхляли землю), рало (использовалось преимущественно на юге). Серпами собирали урожай, молотили цепами, размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами. Также одним из основных видов орудий, применяемых в хозяйстве славянами, был топор. Каменные и бронзовые оружия отошли в прошлое. Развитие земледелия способствовало началу постепенного выделения ремесла в качестве особой сферы хозяйственной деятельности. Высокого уровня достигли агрономические наблюдения славян. Они прекрасно знали наиболее удобное время для тех или иных посевных работ.
Большую роль играло скотоводство. Славяне разводили крупный рогатый скот, свиней, овец. Скотоводство было тесно связано с земледелием: так, славяне одними из первых стали использовать для пахоты лошадь. Волы и лошади стали тягловой силой в хозяйстве.
Подчиненную роль в хозяйстве составляла охота. Ее целью было не только пропитание, но и добыча ценного меха. Каждый славянин был опытным охотником. Славяне охотились на кабана, оленя, медведя, бобра, лисицу, куницу, зайца и других животных. На охоту брали лук со стрелами и копья.
Рыболовство – являлось важным подсобным ремеслом. В районах, которые заселяли славяне, было сосредоточено много рек, озер. В них обитали такие виды рыб, как  щука, сазан, судак, лещ, сом, осетр и др.  Рыбу ловили крючками, сетями, неводами и разнообразными плетёными приспособлениями.
Сбор грибов и ягод был преимущественно женским занятием. Начиная с весны и до глубокой осени, славяне занимались бортничеством. Оно давало предприимчивым промысловикам много меда, воска, который высоко ценился при обмене. С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена.
Постепенно ремесленное производство отделилось от сельского хозяйства. Ремесленная деятельность специализировалась на изготовлении различных видов продукции. В Среднем Поднепровье в VIII-IX вв. развитие ремесленного производства достигло наибольшего совершенства. Так, близ одного из сел во время археологических раскопок нашли 25 кузнечных горнов, в которых плавили железо и изготавливали из него до 20 видов орудий труда.
С каждым годом продукция ремесленников становилась все разнообразнее. Ремесленники выделились в качестве особой социальной группы. Они могли обеспечивать семьи, зарабатывая своим трудом. Старались селиться преимущественно в районах, где было выгоднее и легче продавать свою продукцию. Были поселения, расположенные на торговых путях.
 
                    §2. Торговые пути. Образование городов.
 
С развитием ремесла связан рост внутренней и внешней торговли.
В VIII-IX вв. зародился знаменитый путь «из варяг в греки», который способствовал торговым контактам славян с окружающим миром и соединению восточнославянских земель. Этот путь шел с Балтийского моря по Неве и другим рекам до Днепра, по Днепру в Черное море и далее в Константинополь. Позднее на этом пути возникнут такие крупные городские центры, как Киев, Смоленск, Любеч, Новгород. Существовал также восточный торговый путь, осью которого были реки Волга и Дон. Существовали и западные, и юго-западные торговые пути, которые обеспечивали восточным славянам прямой выход в сердце Европы.
Все эти пути способствовали развитию торговых отношений с государствами Западной Европы, Балкан, Северного Причерноморья, Поволжья, Кавказа, Прикаспия, Передней и Средней Азии. 
С появлением достаточного количества торговых путей и развитию ремесленной деятельности стали возникать города, как центры ремесел, торговли. Уже в IX в. было более 20 значительных городов. На основании различных источников можно говорить о существовании больших стольных городов, а также волостных центров, о городищах, селах, селищах, погостах, деревнях (весях) и т.д. Город являлся центром политической, экономической и религиозной жизни крупного союза племен в Древней Руси.
Город, как правило, строился на холме, на месте слияния двух рек, так как это обеспечивало надежную оборону от нападения врагов. Центральная часть города, защищенная валом, вокруг которой возводилась крепостная стена, носила название кремля. Там находились дворцы князей, дворы крупнейших феодалов, храмы, позднее и монастыри. С двух сторон кремль защищала естественная водная преграда. Со стороны основания кремлевского треугольника выкапывали ров, наполняемый водой. За рвом под защитой крепостных стен располагался торг. К кремлю примыкали поселения ремесленников. Ремесленная часть города называлась посад, а отдельные ее районы, населенные, как правило, ремесленниками определенной специальности, слободами.
 
                             §3. Общественный строй
 
Трудоемкие работы, которые надо было осуществлять в строго определенные сроки, мог выполнить только большой коллектив, поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобретала община (вервь). Составляли общину поселения, группировавшиеся в радиусе 5-10 км. Первоначально это было объединение кровных родственников, в дальнейшем члены общины объединялись на основе совместного проживания на одной территории. Совершенствование орудий труда способствовало переходу славян от родовой общины к соседской. Члены территориальной общины совместно владели сенокосами и лесными угодьями. Скот, орудия и результаты труда принадлежали семьям, входившим в общину. Лесе, луга, водные угодья находились в совместном пользовании членов общины. Соседские общины объединялись в племена, а племена – в союзы племен.
В это время происходило выделение из объединений отдельных семей. Семья стала основной хозяйственной единицей. Члены отдельной семьи, используя новые орудия труда, могли сами справляться с хозяйством, иметь свою пахотную землю и распоряжаться урожаем. У каждой семьи появлялся не только необходимый, но и прибавочный продукт. Это вело к неравномерному накоплению прибавочного продукта в каждой семье, что в свою очередь вело к росту имущественного неравенства внутри общины.
В VI-VIII вв. у восточных славян происходил переход от первобытнообщинного строя к феодализму. Феодальные производственные отношения основываются на собственности феодала, на основном средстве производства – земли.    
Последняя стадия перехода от первобытнообщинного строя к феодализму у восточных славян получила название военной демократии. Важнейшие вопросы в жизни каждого племенного союза решались на народных собраниях, так называемых вечевых сходах, которые сохранились у славян и в средневековье. Вече из представителя знатного рода выбирало военачальника, князя. В VI-IX вв. выдвинулся слой профессиональных воинов – дружинников, правил которыми князь. Именно поэтому возникли такие понятия, как «племенные княжения» или «союзы племенных княжеств». На дружину опиралась племенная знать, в том числе и князь. Дружинный строй существовал у славян уже в VI-VII вв., а выдвинулся на ведущие позиции в обществе в IX в.
Дружина делилась на старшую (к ней относились послы и княжеские управители) и младшую (ее члены жили при князе и обслуживали его двор и хозяйство). Задачами дружинников и знати были военные походы, с целью освоения новых земель, и поддержание порядка в племени. Военная добыча и дань, которой облагали население, являлась одновременно и источником обогащения, и усилением власти знати. Из рядов дружины назначается княжеская администрация и судьи (посадник, тиун, вирники и др.)
Отношения князя и дружины строились на личных связях. Дружина была предана лично князю. При этом князь выступал как "первый среди равных". Он зависел от своих дружинников не меньше, чем они от него. Первоначально средством содержания князя и военной дружины были военная добыча и добровольные приношения соплеменников. В военное время опорой князя становилось также ополчение. Оно делилось на "полки" и "сотни". Во главе каждого подразделения стояли тысяцкие и сотские.
В VIII-IX вв. власть над обществом сосредотачивается в руках организованной и сплоченной военно-дружинной знати. Она объявляет себя собственником всей общинной земли и создает систему эксплуатации свободного земледельческого населения. Отныне она существует не за счет военной добычи и добровольный приношений соплеменников, а за счет налога на землю - дани. Дань распределяется между всеми членами военно-дружинной знати. Поэтому важной функцией дружины был сбор дани. Она собиралась с подчиненных князю племен. Походы за сбором дани назывались "полюдье", так как основная масса племен называлась "люди". Сбор дани обычно проходил в четко установленные сроки и был связан с погодно - климатическими условиями. Дружина отправлялась в путь в ноябре и возвращалась в апреле. Единицей обложения данью были крестьянский двор (дым) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором.
Класс людей делился определенно на горожан (купцы, ремесленники) и сельчан, из которых свободные люди называются смердами, а зависимые - закупами. Закупы не рабы, но ими начинается на Руси класс условно зависимых людей, с течением времени сменивший собой полных рабов.
     Так у восточных славян к IX в. начался переход к феодальным отношениям. Военно-дружинная знать окончательно захватила власть в обществе, общество раскололось на знать, дружину, простых общинников, что вызывало недовольство последних.
Огромную роль в жизни племени играли волхвы (жрецы). Они являлись хранителями религиозных устоев, свода моральных правил и этнической солидарности.
 
           §4. Религия восточных славян. Обряды. Праздники.
 
Сложная и разнообразная была религия славян. Истоки религии восточных славян уходят в глубокую древность, в индоевропейские верования. Язычество восточных славян - огромный культурный пласт, представляющий интерес для историков, этнографов и искусствоведов.
Славяне, как и греки или римляне, населили мир разнообразными богами и богинями. Главными языческими божествами были: великий Сварог (небесный кузнец) – бог вселенной, напоминающий древнегреческого Зевса; его сыновья Сварожичи – солнце и огонь – были носителями света и тепла; Даждьбог (Ярило) – бог солнца; Велес – покровитель скотоводства, олицетворял хозяйственную деятельность и богатство; Стрибог – повелитель ветров. Молились славяне богу и богиням плодородия – Роду и роженицам.
С течением времени происходили изменения в религиозных представлениях славян. В VIII-IX вв. у славян почитался бог солнца Хорс, бог почвы Симаргл, которые пришли из мира иранских племен. Единственным крупным женским божеством была Мокошь. Эта богиня олицетворяла рождение всего живого, являлась покровительницей женской части хозяйства.
Для восточнославянских союзов периода VI-IX вв. характерна система космологических представлений об окружающем мире. Мир тогдашних язычников состоял из четырех частей: земли, двух небес и подземно-водной зоны. У многих народов земля изображалась как округлая плоскость, окруженная водой. По мнению славян, Земля была неподвижна, а Солнце каждый день проплывало по предполагаемому подземному океану. Ночное продвижение солнца, по представлению славян, осуществлялось водоплавающими птицами (утками, лебедями), а иногда действующей фигурой был подземный ящер, заглатывавший солнце вечером на западе. Днем солнце по небу над землей влекли мощные птицы, вроде лебедей.
Над земным миром существовало два неба – небесная твердь и верхнее небо с запасами дождевой воды. Если земным миром управляла богиня Мокошь, но подземным – бог Ящер и Волос.
Позднее на изменения в представлениях о неземных божествах повлияла главенствующая роль князей, дружин, военных походов в общественной жизни. На первый план выдвигается бог молнии и грома Перун. Он считался главным божеством военно-служилой знати. К IX в. он стал главным небесным божеством. В понимании славян солнце всходило и заходило, ветер дул непостоянно, плодородие почвы утрачивалось, лишь молния была неподвластна другим стихиям, она никогда не теряла своего могущества.
Но языческие представления славян заключались не только в поклонении многочисленным богам, но и в существовании существ загробного мира. Именно там обитали злые духи – упыри. Добрыми же духами считались берегини. Также не отрицалось существование леших, русалок, домовых (чур). Леший - враждебная сила, олицетворявшая лес и таившуюся в ней опасность; водяной - страх перед водой, полудницы -полевой дух в образе женщины в белом, который является во время полуденного жара к работающим в поле, т.к. обычай требует сделать перерыв; домовой – защитник дома. Когда человек считал, что ему грозят злые духи, он верил, что домовой в силах помочь ему. Так и возникло выражение «Чур меня, чур меня!».
Не менее интересны обряды и ритуалы восточнославянских племен. К богам обращались при помощи магических заклинаний, а просьбы сопровождались жертвоприношениями. В VI-IX вв. на территориях славян создавались каменные святилища – капища. На капищах были расположены специальные каменные площадки, где устанавливались языческие идолы и происходили обряды жертвоприношений. Археологами в жертвенных ямах были обнаружены кости животных, зерно, стеклянные браслеты, золотые и серебряные украшения. Совершались и человеческие жертвоприношения. Такими обрядами руководили языческие жрецы-волхвы.
В составе всего жреческого сословия было много различных разрядов. Известны "волхвы-облакопрогонители", те, которые должны были предсказывать и своими магическими действиями создавать необходимую людям погоду. Были волхвы-целители, лечившие людей средствами народной медицины, "волхвы-хранильники", руководившие сложным делом изготовления разного рода амулетов-оберегов и, очевидно, орнаментальных символических композиций.
Сложными религиозными обрядами обставлялись рождения, свадьбы, похороны. Все умершие делились на две категории: " чистых" покойников - умерших естественной смертью ("родители"); и на " нечистых" - умерших насильственной или преждевременной смертью (к ним относились и дети умершие некрещеными) и колдуны. Первых обычно почитали, а вторых ("мертвяков") боялись.
Одним из известных обычаев захоронения является сжигание покойников с одной из жен или рабыней, прах которых помещался в деревянную ладью, для того чтобы человек уплыл в подземное царство. Позднее такое захоронение сменилось погребением праха в курганах, а затем происходит переход от сожжения к простому захоронению. Покойникам в могилу клали посуду с едой и питьем; крестьянину – нож, воину – оружие, женщине – подвенечный у
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.