На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Пояснительная записка - текстовая часть бухгалтерского отчета: целевая направленность, ее состав (разделы), порядок составления

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
     Федеральным законом РФ "О бухгалтерском  учете" определено, что пояснительная  записка (п.2 ст.13) включается в состав бухгалтерской отчетности организаций (за исключением бюджетных и общественных организаций). Представление пояснительной  записки является обязательным.
Пояснительная записка позволяет раскрыть не только значения показателей, но и качественные характеристики деятельности организации  за отчетный период (среднесписочная  численность работающих, материалоемкость производства, возрастная структура  парка оборудования, текучесть кадров, индексы роста и прироста и  прочие показатели экономических, статистических и иных "небухгалтерских" отчетов, причины сложившегося положения, перспективы  его изменения и т.д.).
В пояснительной  записке можно раскрыть наметившиеся тенденции, расшифровать агрегированные показатели, указать на взаимосвязь  каких-либо характеристик. Именно поэтому  пояснительная записка становится основой доклада главного бухгалтера или финансового директора на ежегодном общем собрании акционеров, инвестиционного меморандума (Инвестиционный меморандум, как правило, составляется организацией, готовящейся к привлечению  инвестиций путем дополнительной эмиссии  акций или облигаций, привлечения  значительных кредитов под крупные  долгосрочные проекты) и иных подобных документов. 
 
 
 
 
 
 
 

Все вышеприведенные  факторы обуславливают актуальность и значимость тематики работы на современном  этапе, направленной на глубокое и всестороннее изучение назначения пояснительной  записки.
Целью данной курсовой работы является освещение  вопросов методологии и практики составления пояснительной записки.
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть  требования к составлению пояснительной  записки;
- изучить  состав пояснительной записки;
- охарактеризовать  формирование показателей пояснительной  записки.
Цель  и задачи работы обусловили выбор  ее структуры. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной при написании работы литературы.
Такое построение работы наиболее полно отражает организационную концепцию и  логику излагаемого материала. 

Глава 1. Порядок составления  и содержание пояснительной  записки
1.1 Требования к составлению  пояснительной записки
     Согласно  пункту 31 ПБУ 4/99 пояснения  к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках  должны содержать  следующие сведения:
- юридический адрес организации;
-  основные  виды деятельности;
-  среднегодовую численность работников за отчетный период или численность работающих на отчетную дату;
- состав (фамилии и должности) членов  исполнительных и контрольных  органов организации.
     В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона "О бухгалтерском учете" пояснительная записка к годовой  бухгалтерской отчетности должна содержать  существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный период и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности.
     Пояснительная записка стала унифицированной  формой отчетной документации. Ей присвоен номер 0503160 по Общероссийскому классификатору управленческой документации (ОКУД). Отдельные  таблицы Приложения к пояснительной  записке также строго унифицированы  и имеют самостоятельные номера по ОКУД.
     В бумажном варианте пояснительная записка  брошюруется вместе с другими  формами бюджетной отчетности, ее страницы нумеруются в сквозном порядке. Кроме того, п. 2 Инструкции № 5н предусматривает  представление пояснительной записки  на электронных носителях информации. В последнем случае удобно заполнять  таблицы пояснительной записки  в файле формата Excel, полученного путем экспорта шаблона пояснительной записки из какой-либо справочно-правовой системы.
Пояснительная записка представляется в обязательном порядке в составе как годовой  бюджетной отчетности (по состоянию  на 1 января года, следующего за отчетным), так и квартальной (по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября). При этом главный распорядитель бюджетных средств представляет пояснительную записку органу, организующему исполнение бюджета соответствующего уровня, распорядитель бюджетных средств - главному распорядителю, получатель бюджетных средств - распорядителю либо главному распорядителю (в случае отсутствия в цепочке доведения бюджетных средств распорядителя). Сроки представления пояснительной записки определяются сроками представления всего бухгалтерского отчета.
В связи  с повышением уровня информативности  пояснительной записки среди  ее внешних пользователей окажутся не только вышестоящие организации, но и различные контрольные органы (территориальные управления Федеральной  службы финансово-бюджетного надзора, региональные контрольно-счетные палаты, местные контрольно-ревизионные  органы и т.п.). Поэтому формировать  пояснительную записку следует в полном объеме, требуемом Инструкцией № 5н, и достоверно, учитывая, что числовые показатели и отдельные факты, приведенные в записке, легко проверяются при последующем финансовом контроле.
     Порядку составления пояснительной записки  к бюджетной отчетности посвящен разд. VII Инструкции № 5н. В этом разделе определены объем информации, а также форма ее подачи: в виде текста, таблиц или схем.
Числовые  показатели пояснительной записки  отражаются нарастающим итогом с  начала года в рублях с точностью  до второго десятичного знака  после запятой. Если показатель имеет  отрицательное значение, то в пояснительной  записке он отражается со знаком "минус". В том случае, если данные по каким-либо показателям не имеют значения, соответствующие  графы заполняются прочерком.
     Поскольку, как уже отмечалось, пояснительная  записка имеет жестко структурированный  вид, рассмотрим порядок составления  отдельных частей и таблиц последовательно.
     Числовые  показатели пояснительной записки  отражаются нарастающим итогом с  начала года в рублях с точностью  до второго десятичного знака  после запятой. Если показатель имеет  отрицательное значение, то в пояснительной  записке он отражается со знаком "минус". В том случае, если данные по каким-либо показателям не имеют значения, соответствующие  графы заполняются прочерком.
Заголовочная  часть
Указываются:
- дата, по состоянию на которую составляется  пояснительная записка;
- наименование  учреждения;
- наименование  бюджета, из которого финансируется  учреждение (федеральный, региональный, местный, бюджет государственного  внебюджетного фонда).
Также указываются коды: дата (в числовом формате) и код учреждения по Общероссийскому  классификатору предприятий и организаций  ОКПО (устанавливается учреждению органами Федеральной службы государственной статистики).
Текстовая часть
Единственная  часть пояснительной записки, в  которой можно представить информацию в относительно произвольном виде. Здесь можно указать следующую  информацию:
- наименование  учреждения (полное и сокращенное);
- организационно-правовая  форма;
- юридический  адрес и почтовый адрес;
- сведения  об учредителе (вышестоящей организации);
- конкретные  источники финансирования (бюджеты  разных уровней, средства от  предпринимательской деятельности, разрешенной законодательно и  Уставом (положением), целевые средства  и безвозмездные поступления);
- краткая  характеристика видов предпринимательской  и целевой деятельности;
- численность  персонала учреждения по штатному  расписанию, утвержденному в установленном  порядке, среднегодовая численность  работников за отчетный период, численность работающих на отчетную  дату, наличие вакансий, причина  некомплекта.
     Кроме того, в текстовой части следует  отразить перечень и краткое содержание внутренних нормативных и методических документов учреждения и вышестоящей  организации, регулирующих вопросы  бухгалтерского учета и отчетности. К таковым относятся учетная  политика (в целях бухгалтерского учета и в целях налогообложения), правила и график документооборота, порядок организации и проведения инвентаризации (если имеется) и другие документы. При использовании автоматизации  бухгалтерского учета необходимо указать  степень автоматизации (частичная, комплексная), используемый программный  продукт для ведения учета  и составления отчетности. Можно  кратко описать структуру бухгалтерской  службы (формирование отделов и групп внутри бухгалтерии), количество бухгалтерских работников, укомплектованность, наличие вакансий.
Также можно указать принятые меры по повышению  квалификации и переподготовке финансовых и бухгалтерских специалистов учреждения (наличие соответствующего уровня профессионального  образования работников, участие  в бухгалтерских семинарах, проведение профессиональной учебы) . 

1.2 Состав пояснительной  записки и общая  характеристика ее  содержания 

     Нормативными  документами по бухгалтерскому учету  структура пояснительной записки  не установлена. Организации разрабатывают  ее самостоятельно.
     Пояснительная записка более содержательна, чем  комментарий к бухгалтерскому балансу  и отчету о прибылях и убытках. Поэтому ее разделы могут не соответствовать  разделам указанных форм отчетности.
Сведения, раскрываемые в пояснительной записке, можно представить в любой  форме - в виде текста, таблиц, диаграмм. Конкретное содержание и объем этих данных определяются руководством организации.
     Сведения  об учетной политике организации. Порядок  раскрытия учетной политики организации  установлен ПБУ 1/08. Учетная политика должна быть сформирована с учетом установленных допущений и требований, которые уже были рассмотрены  нами. В том случае, если организация  сформировала свою учетную политику с применением иных допущений  и требований, ей следует в пояснительной  записке раскрыть причину применения иных допущений и требований.
     Особому раскрытию в пояснительной записке  подлежат изменения, вносимые в учетную  политику, способные оказать существенное влияние на финансовое положение  организации или финансовые результаты ее деятельности. Согласно пункту 21 ПБУ 1/08 информация о вносимых изменениях должна, как минимум, включать:
- причину  изменения учетной политики;
- содержание  изменения учетной политики;
- порядок  отражения последствий изменения  учетной политики в бухгалтерской  отчетности;
- суммы  корректировок, связанных с изменением  учетной политики, по каждой статье  бухгалтерской отчетности за  каждый из представленных отчетных  периодов.
Информация  об операциях в иностранной валюте. Согласно пункту 22 ПБУ 3/2006 в пояснительной  записке должны быть раскрыты:
- величина  курсовых разниц, образовавшихся по операциям перерасчета выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств, подлежащих оплате в иностранной валюте;
- величина  курсовых разниц, образовавшихся по операциям перерасчета выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств, подлежащих оплате в рублях ;
- величина  курсовых разниц, зачисленных на счета бухгалтерского учета, отличные от счета учета финансовых результатов организации;
- официальный  курс иностранной валюты к  рублю, установленный Центральным  банком Российской Федерации,  на отчетную дату.
Информация  об объектах основных средств. В отношении  основных средств в отчетности, согласно пункту 32 ПБУ 6/01, подлежит раскрытию  с учетом существенности, как минимум  следующая информация:
- о первоначальной  стоимости и сумме начисленной  амортизации по основным группам  основных средств на начало  и конец отчетного года;
- о движении  основных средств в течение отчетного года по основным группам (поступление, выбытие и тому подобное);
- о способах  оценки объектов основных средств,  полученных по договорам, предусматривающим  исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами;
- об  изменениях стоимости основных  средств, в которой они приняты  к бухгалтерскому учету в случае  их достройки, дооборудования, реконструкции,  частичной ликвидации и переоценки  объектов;
- о принятых  организацией сроках полезного  использования объектов основных  средств (по основным группам);
- об  объектах основных средств, стоимость  которых не погашается;
- об  объектах основных средств, предоставленных  и полученных по договору аренды;
- о способах  начисления амортизационных отчислений  по отдельным группам объектов  основных средств;
- об  объектах недвижимости, принятых  в эксплуатацию и фактически  используемых, находящихся в процессе  государственной регистрации.
Информация  о материально-производственных запасах. Согласно разделу IV ПБУ 5/01 МПЗ отражаются в бухгалтерском отчетности в  соответствии с их классификацией (распределением по группам(видам)), исходя из способа использования в производстве продукции, выполненных работ, оказания услуг либо для управленческих нужд организации.
Также в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию с учетом существенности следующая информация:
- о способах  оценки МПЗ по их группам  (видам);
- о последствиях  изменений способов оценки МПЗ;
- о стоимости  МПЗ, переданных в залог;
- о величине  и движении резервов под снижение  стоимости МПЗ.
Информация  по прекращаемой деятельности (с учетом ПБУ 16/02).
ПБУ 16/02 не применяется, если организация прекращает деятельность вследствие таких обстоятельств, как стихийные бедствия, пожары, аварии и тому подобное, в случае принудительного изъятия имущества в соответствии с законодательством, а также вследствие национализации имущества.
Если  организация приостанавливает часть  деятельности без намерения ее прекратить, то такая деятельность не рассматривается  как прекращаемая и не подлежит раскрытию  в бухгалтерской отчетности.
Прекращаемая  деятельность может быть выделена операционно или функционально, если активы, обязательства, доходы и расходы по обычным видам деятельности или основная их часть относятся или могут быть прямо отнесены к прекращаемой деятельности. Такое отнесение возможно только в том случае, если они будут проданы, погашены или их выбытие произойдет иным образом в результате прекращения части деятельности организации.
Прекращение части деятельности организации  осуществляется:
- путем  продажи предприятия как имущественного  комплекса в целом или его  части, в результате заключения  единой сделки;
- путем  продажи отдельных активов и  прекращения обязательств, относящихся  к прекращаемой деятельности;
- путем  отказа от продолжения части  деятельности;
- при  реорганизации в форме выделения  из состава организации одного  или нескольких юридических лиц.
Если  организацией принято решение о  прекращении части деятельности и выработана единая программа прекращения  деятельности, то деятельность признается прекращаемой на дату возникновения  наиболее раннего из следующих событий:
- заключения  договоров купли-продажи активов,  без которых прекращаемая деятельность  практически неосуществима;
- доведения  информации о решении прекращения  деятельности до сведения акционеров, работников организации, поставщиков  и прочих лиц, чьи интересы  будут затронуты непосредственно.
Когда организация признает деятельность прекращаемой, у нее возникают  обязательства перед юридическими и физическими лицами, обусловленные  требованиями законодательства, заключенных договоров, а также принятые организацией добровольно. Для урегулирования обязательств, в отношении величины или срока исполнения которых существует неопределенность, организация образует резерв.
Создание  и использование резерва, правила  его оценки производится в соответствии с ПБУ 8/01, утвержденным Приказом Минфина  Российской Федерации от 28 ноября 2001 года №96н "Об утверждении положения  по бухгалтерскому учету "Условные факты хозяйственной деятельности" ПБУ 8/01" (далее ПБУ 8/01). В соответствии с пунктом 8 ПБУ 8/01 резерв создается  при одновременном наличии следующих  условий:
- существует  очень высокая или высокая  вероятность, что будущие события  приведут к уменьшению экономических  выгод организации;
- величина  обязательства может быть достаточно  обоснованно оценена.
Раскрытию информации по прекращаемой деятельности посвящен раздел III ПБУ 16/02. В пояснительной  записке к годовой бухгалтерской  отчетности необходимо раскрыть следующую  информацию по прекращаемой деятельности:
- описание  прекращаемой деятельности с  указанием операционного или  географического сегмента, в рамках  которого происходит прекращение  деятельности, дату признания деятельности  прекращаемой, дату или период, в  котором ожидается завершение  прекращения деятельности организации,  если они известны или определимы;
- стоимость  активов и обязательств организации,  предполагаемых к выбытию или  погашению в рамках прекращения  деятельности;
- суммы  доходов, расходов, прибылей или  убытков до налогообложения, а  также сумму начисленного налога  на прибыль, относящиеся к прекращаемой  деятельности;
- движение  денежных средств, относящееся  к прекращаемой деятельности, в  разрезе текущей, инвестиционной  и финансовой деятельности в  течение текущего отчетного периода.
     По  мере выбытия активов и обязательств, относящихся к прекращаемой деятельности, следует раскрыть сумму прибыли (убытка), связанных с выбытием активов  или погашением обязательств, до налогообложения  и сумму соответствующего налога на прибыль. Для активов и обязательств, по которым организация заключила  договоры купли-продажи, раскрывается продажная цена актива за вычетом  расходов на выбытие, сроки поступления  денежных средств и отражаемая в  балансе сумма соответствующих  активов и обязательств.
Информация  по прекращаемой деятельности раскрывается в бухгалтерской отчетности, начиная  с первого года, в котором деятельность признана прекращаемой, до отчетного  периода, когда завершается прекращение  деятельности, то есть программа по прекращению деятельности выполнена  или организация от нее отказалась. Если программа прекращения деятельности отменена, суммы сформированных и  признанных резервов, а также суммы  убытков от снижения стоимости активов  подлежат восстановлению.
Любая информация, раскрываемая по прекращаемой деятельности, должна представляться раздельно по каждому виду деятельности организации, выделяемому как прекращаемый.
Информация  о финансовых вложениях. В соответствии с разделом VII ПБУ 19/02 финансовые вложения должны быть представлены в бухгалтерской  отчетности с подразделением на краткосрочные и долгосрочные.
В бухгалтерской  отчетности с учетом требования существенности подлежит раскрытию, как минимум, следующая  информация:
- способы  оценки финансовых вложений при  их выбытии по группам (видам);
- последствия  изменений способов оценки финансовых  вложений при их выбытии;
- стоимость  финансовых вложений, по которым  можно определить текущую рыночную  стоимость, и финансовых вложений, по которым текущая рыночная  стоимость не определяется;
- разница  между текущей рыночной стоимостью  на отчетную дату и предыдущей  оценкой финансовых вложений, по  которым определялась текущая  рыночная стоимость;
- по  долговым ценным бумагам, по  которым не определялась текущая  рыночная стоимость, - разница между  первоначальной стоимостью и  номинальной стоимостью в течение  срока их обращения, начисляемая  в соответствии с порядком, установленным  пунктом 22 ПБУ 19/02;
- стоимость  и виды ценных бумаг и иных  финансовых вложений, обремененных  залогом;
- стоимость  и виды выбывших ценных бумаг  и иных финансовых вложений, переданных  другим организациям или лицам  (кроме продажи);
- данные  о резерве под обесценение  финансовых вложений с указанием:  вида финансовых вложений, величины  резерва, созданного в отчетном  году, величины резерва, признанного  операционным доходом отчетного  периода; сумм резерва, использованных  в отчетном году;
- по  долговым ценным бумагам и  предоставленным займам - данные  об их оценке по дисконтированной  стоимости, о величине их дисконтированной  стоимости, о примененных способах  дисконтирования.
Вывод
     Информация, содержащаяся в пояснительной записке, позволяет пользователям бухгалтерской  отчетности составить полную и объективную  картину о финансовом положении  организации и результатах ее хозяйственной деятельности за отчетный период. Об этом говорится в пункте 19 Указаний о порядке составления  и представления бухгалтерской  отчетности, утвержденных приказом Минфина  России от 22.07.2003 № 67н.
В пояснительной  записке отражаются: численность  работников, материалоемкость и фондоемкость производства, технические характеристики основных средств, основные экономические показатели за ряд лет, перспективы изменения финансового состояния и другие сведения.
Исключительно в составе пояснительной записки  представляется информация о связанных  лицах (ПБУ 11/2008), а с 2003 года - и информация по прекращаемой деятельности (ПБУ 16/02).
Однако  не все организации представляют пояснительную записку в составе  бухгалтерской отчетности. Так, не составляют ее общественные организации (объединения). Основание - пункт 4 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом № 67н. Некоммерческим организациям и малым предприятиям, которые  не подлежат обязательному аудиту, в этом вопросе предоставлено  право выбора. Составлять пояснительную  записку или нет, они решают сами.
     Включение в состав бухгалтерской отчетности пояснительной записки является обязательным для всех организаций, за исключением бюджетных, а также  общественных организаций и объединений, включая их структурные подразделения, не осуществляющих предпринимательской  деятельности и не имеющих кроме  выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг). Право  не представлять пояснительную записку  в составе бухгалтерской отчетности имеют также субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую  проверку в соответствии с законодательством  Российской Федерации.
     В пояснениях должно быть указано, что  бухгалтерская отчетность сформирована организацией исходя из действующих  в Российской Федерации правил бухгалтерского учета и отчетности, кроме случаев, когда организация допустила  при формировании бухгалтерской  отчетности отступления от этих правил в соответствии с пунктом 6 ПБУ 4/99.
Составление пояснительной записки представляет собой важный этап формирования бухгалтерской  отчетности. Пояснительная записка  является важным элементом годовой  бухгалтерской отчетности. В ней  содержится дополнительная информация о деятельности организации, которая не отражена в других отчетных формах. 

Глава 2. Бухгалтерский  баланс и составление  пояснительной записки  к бухгалтерскому балансу предприятия 

Пояснительный бухгалтерский отчетность баланс
2.1 Бухгалтерский  баланс (форма № 1)
Новая форма баланса сокращена по сравнению  с применяемой до сих пор. Из нее исключены практически все расшифровки основных показателей. Теперь все подробности нужно будет указывать только в Приложении к бухгалтерскому балансу (форма № 5).
Реквизиты фирмы, которые нужно указать  в начале баланса, оставлены без  изменений, не считая того, что теперь под адресом следует понимать местонахождение фирмы. Коды строк, в которых отражаются основные показатели, также сохранены в прежнем  виде.
Кроме того, чиновники убрали из баланса  упоминания о счетах бухгалтерского учета. Бухгалтер должен будет самостоятельно определить, остатки каких счетов следует включать в те или иные показатели.
Подписывать баланс, как и прежде, должны руководитель и главный бухгалтер фирмы. При  этом теперь не нужно указывать реквизиты  квалификационного аттестата профессионального  бухгалтера, даже если он есть у главбуха.
Актив
Основные  показатели раздела "Внеоборотные активы" сохранились без изменений. Однако их больше не нужно отражать в разрезе конкретных видов активов.
Кроме того, в раздел добавлена новая  строка "Отложенные налоговые активы". Ее появление связано с Положением по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утвержденным приказом Минфина от 19 ноября 2002 г. № 114н.
Отложенный  налоговый актив - это положительная  разница между реальным налогом  на прибыль и условным налогом, рассчитанным с балансовой прибыли. Он показывает, насколько уменьшится сумма этого "искусственного" налога в следующих  отчетных периодах. Отложенный актив  рассчитывается умножением вычитаемой временной разницы на ставку налога.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.