На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Подходы к науке управления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение
    Понятие менеджемент
    Научные подходы к менеджементу (управлению) .
      Важнейшие подходы к менеджементу
      2.1.1. Процессный подход 
    2.1.1.1. Понимание процессного подхода
    2.1.1.2. Эффективность процессного подхода
              2.1.2. Системный подход
    2.1.2.1. Сущность системного подхода
    2.1.2.2. Основные принципы системного подхода
                     2.1.3.  Ситуационный подход
                 2.1.3.1.  Понятие и развитие ситуационного подхода
    2.1.4.  Подходы на основе выделения различных школ
    3. Системный  подход, напримере компании «Орифлэйм».
    Заключение 
    Список  используемой литературы  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение
    В условиях динамичности современного производства и общественного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений. Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала и в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов. Необходимость в исследованиях систем управления продиктована достаточно большим кругом проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям. От правильного решения этих проблем зависит успех работы этих организаций.
        Сегодня фактически всеми признается, что человек является главной производительной силой общества. Передовые компании рассматривают людей, как самый главный разряд фирмы, важнейший источник производительности труда.
     Необходимость соответствия современной организации  требованиям рыночной экономики  вызывает потребность постоянного  ее совершенствования, организационного развития. Базой организационных  нововведений служит изучение деятельности организаций.
     Исследование  систем управления это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями. Решение же этих проблем не возможно без системного подхода к ним, что делает тему курсовой работы актуальной. Важной чертой системного подхода является его нацеленность на получение количественных характеристик, создание методов, сужающих неоднозначность понятий, определений, оценок.
     Обоснование рациональности применения процессного  подхода в управлении предприятием для эффективного управления бизнес-процессами и их оптимизации с целью минимизации  людских, материальных и финансовых затрат в процессе работы предприятия, повышения конкурентоспособности продукции, повышения потенциала фирмы.
     В условиях недостаточной конкурентоспособности  предприятий РФ на мировом рынке  применение процессного подхода  в управлении организацией является актуальным и перспективным направлением выхода из сложившейся ситуации.
     Цель  любой предпринимательской деятельности – получение прибыли. В условиях рыночной экономики предприятие  должно постоянно повышать свой потенциал  – предполагаемый уровень получения  прибыли в будущем. Уровень конкурентоспособности  предприятия является интегральным показателем его потенциала. Повышение  потенциала подразумевает совершенствование  деятельности предприятия: повышения  качества, снижения себестоимости продукции, выполнение заказов в запланированные  сроки и т. д.
          При ситуационном подходе, возникшем в конце 60-х годов, не считается, что концепции традиционной теории управления школы человеческих отношений и школы науки управления неверны. Более того, при ситуационном подходе рассматриваются возможности прямого приложения управленческой науки к конкретным ситуациям и условиям. Считается, что ситуационный подход тесно связан с системным. Ситуационный подход так же, как и системный, представляет собой лишь способ мышления об организационных проблемах и их возможных решениях, не давая практикам нужного эффективного алгоритма - набора руководств по управлению организацией. Считая концепцию процесса управления применимой ко всем организациям, сторонники ситуационного подхода нашего столетия признают, что хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного управления, могут значительно варьироваться. Сущность же таких "специфических приемов" в рамках ситуационного подхода не раскрывается. Само возникновение ситуационного подхода подчеркивает - кризис в теории управления, т.е. ее полную оторванность от практики, неспособность породить качественно новые подходы к управлению, позволяющие повысить эффективность деятельности организаций.
     Целью данной работы ставится рассмотрение особенностей научных подходов в управлении и выделение важнейших из них.
     Для достижения поставленной цели необходимо выполнитьследующие задачи:
     -   рассмотреть само понятие менеджмент 
     -   кратко ознакомится со всеми  подходами в системе управления
           - рассмотреть подробно системный,  процессный, ситуационный подходы  и подход на основе выделения  различных школ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

\ 
 
 
 
 
 

1 глава: Понятие менеджемент
      Управление — это искусство и наука.
Понятие об управлении как искусстве, т.е. способности  эффективно применять накопленный  опыт на практике, сложилось еще  в древности, когда границы мира искусства и мира науки не осознавались сколько-нибудь отчетливо. Искусство  управления накапливалось в течение  всей истории развития менеджмента, насчитывающей, как известно, несколько  тысячелетий.
         Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации — это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды. Люди, работающие в организациях и с организациями, — это самый главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях. Ведь каждый работник обладает своим особенным характером, имеет свою систему ценностей и мотивы к труду и т.д. Поэтому нередко менеджмент рассматривается как искусство, которое, подобно медицине или инженерному делу, должно опираться на лежащие в его основе концепции, теории, принципы, формы и методы. Такой подход позволяет соединить науку и искусство управления в единый процесс, требующий не только постоянного пополнения научных знаний, но и развития личностных качеств менеджеров, их способности применять знания в практической работе.
          Менеджмент выделился в самостоятельную область человеческих знаний, в науку, только в конце XIX в., хотя достаточно четкое разграничение науки и искусства произошло в XVIII в., когда представление об искусстве стало соединяться с понятиями «прекрасное», «чувственное», «эстетическое», а научная деятельность начала все больше связываться с «разумом», «логикой», «рассудком». Управление как наука имеет свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению.      Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная за сотни и тысячи лет практики и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. На протяжении более чем вековой истории наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления.
       Основателем школы научного менеджмента был Ф.У. Тейлор — инженер-практик и менеджер, решавший в своей повседневной работе вопросы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности. Изучая способы выполнения работ и трудовых операций, Ф. Тейлор сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих: •   научный подход к выполнению каждого элемента работы; 

•   научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего; 

•   кооперация с рабочими; 

•   разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.
В нашей  стране идеи научного управления в  условиях нового общественного строя  и социалистической системы хозяйствования развивали А.А. Богданов, Н.А. Витке, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, Е.Ф. Розмирович и многие другие ученые и практики, работавшие в различных организациях и институтах научной организации  труда. Система взглядов, в течение 70 лет определявшая развитие теории и практики управления, сформировалась под воздействием марксистской парадигмы  экономического развития. В ней критерием  социальной ориентации экономики выступало  всестороннее развитие личности. Роль экономического фундамента справедливого  распределения по результатам труда выполняла общественная собственность на средства производства, а план выступал как регулятор производства.
        В процессе построения социалистического общества создавалась экономическая теория особого типа. Она обосновала необходимость реализации таких принципиальных положений, как концентрация производства, его монополизация на государственных предприятиях, ориентация производственной специализации на народно-хозяйственную эффективность, закрытость единого народно-хозяйственного комплекса страны. В соответствии с этим управленческая наука развивала фундаментальные положения, обосновывающие необходимость централизации управления, моноцентрической системы хозяйствования, прямого управления предприятиями со стороны государства, ограничения хозяйственной самостоятельности предприятий, жесткой системы распределения и связей между предприятиями. Эта система взглядов находила отражение в теоретических разработках и практике управления социалистическим производством. [9] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 глава: Научные подходы к менеджементу
         Эффективность менеджементв определяется, прежде всего,  обоснованностью  подходов и методов. В настоящее  время к менеджементу применяются  только некоторые научные подходы,  что объясняется «узостью» его  понятия. Если руководствоваться  «широким» понятием, то автоматическидобавляются  функциональный, комплексный, динамический  и интеграционный подходы. 
         Анализ теории и практики управления  различными объектами позволяет  установить необходимость применения  к менеджементу следующие научные  подходы:
    Административный - При  административном  подходе  регламентируются  функции,  права,  обязанности,  элементы  системы менеджмента  в  нормативных  актах.
    Воспроизводственный - Подход  ориентирован  на  постоянное  возобновление  производства  товара  для  удовлетворения  потребностей  рынка  с  меньшими  затратами.
    Динамический - При  динамическом  подходе  объект  управления  рассматривается  в  диалектическом  развитии,  в  причинно - следственных  связях  и  соподчиненности.
    Интеграционный  - При  интеграционном подходе  устанавливаются  взаимосвязи  между  отдельными  подсистемами  и  элементами  системы  менеджмента,  уровнями,  субъектами  управления.
    Количественный - Сущность  количественного  подхода  заключается  в  использовании  количественных  оценок  при  помощи  математических,  статистических,  инженерных  расчетах  и  т.д.
    Комплексный - При  комплексном подходе  учитываются  технические,  экономические,  социальные   и  другие  аспекты  менеджмента.
    Маркетинговый - Маркетинговый  подход  предусматривает  ориентацию  управляющей  подсистемы  на  потребителя.
    Нормативный - При  нормативном подходе  устанавливаются  нормативы  в  управлении
    Поведенческий - Поведенческий  подход  заключается  в  том,  чтобы  помочь  работнику  осознать  собственные  возможности.
    Системный - При  системном подходе  любая  система  рассматривается  как  совокупность  взаимосвязанных  элементов.
    Процессный - При  процессном подходе  управление  рассматривается  как  совокупность  взаимосвязанных  функций.
    Ситуационный - Ситуационный    подход  предполагает,  что  применение  различных  методов  управления  определяется  конкретной  ситуацией.
    Функциональный - Сущность  функционального  подхода  состоит  в  том,  что  потребность  рассматривается  как  совокупность   функций,  которые  нужно  выполнять  для  ее  удовлетворения.[10]
 
2.1.Важнейшие подходы
 К  настоящему времени известна  четырк важнейших подхода, которые  внесли существенный вклад в  развитие теории и практики  управления.
2.1.1. процессный подход
2.1.1.1. Понимание процессного подхода 

В настоящее  время профессиональные консультанты по управлению не имеют стандартного понимания процессного подхода  к управлению предприятием. Как следствие, заказчики услуг консультантов  – руководители промышленных предприятий  вынуждены разбираться с многообразием  подходов и методик. Одни компании активно  продвигают методику построения сбалансированных показателей управления (BSC), другие – создание т.н. «процессной модели предприятия» с использованием ARIS, третьи предлагают за короткий срок и  фиксированное вознаграждение оптимизировать все существующие процессы, четвертые  – призывают сразу взяться за внедрение TQM и т.п. Появление стандартов ISO серии 9000:2000 дало серьезный импульс к развитию методик процессного управления, тем не менее, проблему различных толкований процесса и процессного подхода не решило. Некоторые консалтинговые фирмы в перечне своих услуг указывают, например, следующий набор: описание и оптимизация бизнес-процессов, создание должностных инструкций, сертификация по ISO и прочее. Таким образом, для многих консультантов процессный подход и реорганизация (реинжиниринг) процессов – это одно, а внедрение системы менеджмента качества, основанной на процессах, – нечто другое, мало с первым связанное.
Несмотря  на многообразие подходов, следует  выделить одно понимание процессного  подхода, основанное на комплексном, системном  рассмотрении деятельности организации  как совокупности процессов, разработке системы управления процессами с  использованием принципов ISO серии 9000:2000 как наиболее оптимальное.
Сеть  процессов организации - такой подход управления организацией условно можно  называть «полным» или, что более  точно его характеризует, системным  подходом к выделению процессов  предприятия, как этого требует ISO 9001:2000. Рассматриваемый подход базируется на следующих четырех основных положениях:
- определении процессного и системного подходов применительно к организации;
- определении процесса (бизнес-процесса) организации;
- понимании шагов, необходимых для внедрения процессного подхода в организации;
- определении сети (системы) взаимосвязанных процессов организации.
Понятие сети или системы процессов определить довольно трудно, так как любая  деятельность может рассматриваться  на разном уровне детализации. Чтобы  не вводить сложных, искусственных  определений типа: «макропроцесс», «бизнес-процесс», «субпроцесс» и т.п., сеть процессов предприятия можно определить следующим образом: сеть процессов – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих процессов предприятия, включающих в себя все виды деятельности, осуществляемые на предприятии. Таким образом, при использовании данного определения сети (системы) процессов не важно, сколько процессов выделено на предприятии. Важно, что вся деятельность без исключения рассматривается в виде процессов.
Применение  для управления деятельностью и  ресурсами организации системы  взаимосвязанных процессов может  называться «процессным подходом». Для обеспечения внедрения системы  процессного управления в соответствии с п. 4.1 ISO 9001:2000 организация должна:
- выявить процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применения внутри организации;
- определить последовательность этих процессов и их взаимосвязь;
- определить критерии и методы, необходимые для обеспечения уверенности в том, что как сами эти процессы, так и управление ими результативны;
- обеспечить уверенность в наличии ресурсов и информации, необходимых для поддержки хода реализации этих процессов и их мониторинга;
- наблюдать, измерять и осуществлять анализ этих процессов, а также реализовывать мероприятия, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.
В рамках системы процессного управления должны рассматриваться все процессы предприятия, причем реальные процессы, а не искусственно обособленные от деятельности. «Реальность» процессов  достигается путем привязки сети (системы) процессов к функциональным подразделениям предприятия.
Противопоставление  «функциональной» и «процессной» организации  является некорректным. Неправильно  было бы утверждать, что в иерархически построенной организации нет процессов. Они есть в любой организации. Вопрос лишь в том, обеспечит ли существующая система управления устойчивое, в заданной владельцами степени рентабельное функционирование предприятия в определенной перспективе. Если нет, то нужно что-то менять, причем, в первую очередь – в системе управления. Процессный подход в данном случае является базовым средством в наборе важнейших инструментов, которые может использовать руководитель, планируя реорганизацию системы управления. Привязав процессы к функциональным подразделениям, можно добиться следующего:
- однозначного определения границ процессов (по входам/выходам, выполняемым функциям подразделений);
- однозначного определения взаимодействия процессов в рамках сети (системы) процессов предприятия;
- однозначного определения владельцев процессов, отвечающих за результативность и эффективность каждого процесса .[3, 124c] 

2.1.1.2. Эффективность процессного подхода 

Желаемый  результат достигается эффективней, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессами.
Функциональный  менеджмент, который везде и всюду  использовался для повышения  производительности управленческого  труда, создал барьеры, обрывы и ямы  между частями процессов, разрушив тем самым непрерывность процессов  создания продукции или оказания услуг. В результате цепочки стали  очень длинными, сложными и запутанными, а в итоге — неэффективными.
Процессный  подход, не разрушая полностью функциональный менеджмент (специализация нужна  везде, в том числе и в управлении), позволяет соединить цепочки  процессов, выбросить лишние цепочки  и исключить дублирующие процессы, запараллелить те процессы, которые можно и нужно осуществлять параллельно.
Для освоения на предприятиях процессного подхода  можно и нужно должным образом  использовать опыт, накопленный в  военных отраслях промышленности, где  в соответствии с механизмом военной  приемки представители заказчика (а не государственные чиновники) сопровождают разработку и изготовление изделия с первого до последнего шага. Однако использования опыта  военной приемки явно недостаточно для необходимого обновления промышленности. Ведь процессный подход, свойственный военной приемке, навязывается заказчиком, а должен стать результатом реализации внутренней потребности компании повысить эффективность своей деятельности. Поэтому для предприятий и  организаций более актуален сейчас реинжиниринг - перепроектирование используемых процессов .
В некотором  смысле понимание процессов близко к представлению об алгоритмах. Дело в том, что в жизни организаций  все большую роль играют информационные технологии (ИТ). А ИТ не понимают иного  языка, кроме языка алгоритмов. Во многих сферах человеческой деятельности ИТ — необходимое условие обеспечения  конкурентоспособности, поэтому процессное описание деятельности организации  вполне уместно. Кроме того, процессный подход удобен и вне контекста  ИТ прежде всего потому, что открывает  широкие возможности для визуализации, а значит, и для вовлечения сотрудников. Таким образом, речь идет о феномене процессного мышления, т.е. такого взгляда  на мир, который превращает все видимое  в этом мире в процессы. Для этого  предлагается мета-процесс, состоящий  из следующих 14 шагов:
1) выявить  (задать) полную систему процессов,  требуемых для менеджмента качества;
2) определить  последовательность, взаимосвязь и  взаимодействия в этой системе  процессов; 
3) с  позиций стратегических целей  и планов определить ключевые  процессы;
4) найти  сотрудника, готового взять на  себя ответственность за данный  процесс и наделить его соответствующими  полномочиями, сделать владельцем, собственником процесса;
5) определить  заказчика или потребителя процесса  и описать выход процесса, т.е.  требования к качеству результатов  его функционирования;
6) определить  поставщиков процесса и требования  к элементам входа процесса, т.  е. к ресурсам;
7) определить  критерии эффективного менеджмента  данного процесса и выбрать  для них метрологически обеспеченные  измерители;
8) спланировать  процессы измерения показателей  качества и эффективности процесса;
9) описать  сам процесс в виде блок-схемы  или схемы потоков с учетом  системы менеджмента процесса;
10) определить  входные и выходные документы  по стадиям процесса (например, регламент,  должностные инструкции, рабочий  журнал и т.п.};
11) обеспечить  информационные потоки, требуемые  для эффективного менеджмента  и мониторинга процесса;
12) вести  регулярную оценку, мониторинг и  анализ данных, относящихся к  процессу;
13) систематически  проводить корректирующие и предупреждающие  действия, направленные на достижение  целей процесса;
14) определить  порядок внесения в процесс  изменений.
Мета-процесс  обеспечивает систематический подход к выявлению и описанию всех процессов, представляющих интерес для качества, как, впрочем, и для управления вообще. Однако особый интерес представляют так называемые бизнес-процессы. Они  характеризуются тем, что имеют  конкретного потребителя, готового платить за результаты бизнес-процессов, которые и существуют до тех пор, пока есть потребитель. Их организация  и систематизация осуществляются в  соответствии не с удобствами производителя, а с принципом ориентации на потребителя. А это означает, что на смену традиционной организационной структуре, как правило, придет проектный подход и командная форма работы .
Бизнес-процессы делят на внутренние и внешние. Примером внутреннего процесса может служить  разработка и внедрение на предприятии  системы качества. Внешние бизнес-процессы порождаются, как правило, клиентами. Во всех случаях бизнес-процессы в  виде цепочки операций идут внутри организации. Для систем качества крайне важно рассматривать каждый элемент  любого бизнес-процесса как процесс, имеющий своих потребителей и  поставщиков, свои входы и выходы.[6, 46c] 

2.1.2. Системный  подход
2.1.2.1. Сущность  системного подхода
Во многих областях знания объект исследования представляют в виде системы, а последующее  его изучение проводят на основе базовых  принципов системного подхода.
Одним из основоположников системного подхода  считают Г. Спенсера, английского  естествоиспытателя и исследователя  социальных явлений. Перенося проблемы биологического организма на социальный уровень, Спенсер не смог выявить  чисто социальных явлений, присущих исключительно человеческому обществу. Вместе с тем отдельные элементы его "организмической" теории и  в настоящее время актуальны  и способствуют проведению всестороннего  анализа социальных общностей, в  частности социальных организаций.
Однако  истинными творцами общей теории систем признаются А.А. Богданов и Л. фон Берталанфи. Особенно весомый  вклад в теорию сделан Богдановым. Он разработал ряд основных положений  общей теории систем: принцип обратной связи, феномен открытой системы (т.е. системы, взаимодействующей с окружающей средой посредством обмена энергией и веществом). Берталанфи разработал базовые принципы функционирования системы, баланса между входом и  выходом, определил принцип "изоморфизма", согласно которому все системы (биологические, технические, социальные, информационные и др.) обладают общими чертами, определяемыми как системные черты.
В соответствии с общей теорией систем под  системой понимается некоторое сложное  целое, обладающее ярко выраженными  границами и относительно независимыми составляющими, связанными между собой  так, что изменение положения  или состояния одной части  с неизбежностью приводит к изменению  состояния других частей [8, с.26].
Как правило, представление объекта в виде системы всегда связано с некоторыми трудностями из-за наличия множества  определений системы и трудностью выбора единого определения, целиком  используемого при построении реальной системы управления.
В общем  случае система состоит из множества  взаимосвязанных элементов, каждый из которых обладает присущими ему  свойствами, но в целом все они  действуют целенаправленно [4, с.31].
Системный подход — это такое направление  методологии научного познания и  практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной  кибернетической социально-экономической  системы [2, с.15].
Принцип системности предполагает исследование объекта, с одной стороны, как  единого целого, а с другой стороны, как части более крупной системы, в которой анализируемый объект находится с остальными системами  в определенных отношениях. Таким  образом, принцип системности охватывает все стороны объекта и предмета в пространстве и во времени [7, с.145].
Системный подход означает, что каждая система  является интегрированным целым  даже тогда, когда, она состоит из отдельных, разобщенных подсистем. Системный подход позволяет увидеть  изучаемый объект как комплекс взаимосвязанных  подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи [1, с.61].
Применительно к исследованию организации системный  подход предусматривает:
• рассмотрение всей организации как некоторой целостности - системы, состоящей из относительно обособленных взаимодействующих и взаимосвязанных между собой элементов и подсистем с особыми специфическими свойствами;
• рассмотрение организации как открытой многоцелевой системы, имеющей определенные "рамки" управляющей и управляемой (производственной) подсистем, взаимодействующие между собой;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.