Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Понятие,как форма мышления

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 26.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение……………………………………………………………………………...3
    Общая характеристика понятия ..…....................................................………4
    Логические приемы образования понятий.....................................................6
    Понятие и слово…............................................................................................8  
    Содержание и объем понятия.........................................................................10
    Виды понятий..................................................................................................13
Заключение………………………………………………………………………….16
Список литературы…………………………………………………………………17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 ВВЕДЕНИЕ
      Тема  понятия является актуальной в наши дни, так как, во-первых, постоянно  появляются новые науки и, соответственно, новые термины. Во-вторых, человек, использующий в своей речи различные термины, должен четко их определять, чтобы иметь полное представление о том, что говорит он или другие. Управленческая деятельность подразумевает под собой четкую, понятную речь. Это возможно, если человек образован, грамотен. Он должен разбираться в понятиях и определениях в своей отрасли.
        Логика –  это наука о мышлении. Но в отличие  от других наук, изучающих мышление человека, например психологии, логика, изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познаёт окружающий его мир. 
      Логика, изучающая  познающее мышление и  применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительные науки: логику формальную и логику диалектическую. 
      Мышление  человека подчиняется логическим законам  и протекает в логических формах независимо от науки логики. Люди мыслят логично, не зная её правил, подобно тому, как они правильно говорят, не зная правил грамматики. 
      Что касается логики, то её задача заключается  в том, что  бы научить человека сознательно применять законы и  формы мышления и на основе этого логичнее мыслить и, следовательно, правильнее познавать мир. 
      Знание  логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более “грамотно”, развивает критическое отношение  к своим и чужим мыслям.
      Основными формами  мышления являются понятие, суждение и  умозаключение. В своей работе я  попытаюсь, как можно подробнее  рассмотреть одну из форм мышления – понятие.
 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИЯТИКА ПОНЯТИЯ
      Понятие обычно определяют как одну из основных форм мышления. Оно может выступать как специфический результат мышления и является обобщенным отражением класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях. Благодаря понятиям мышление приобретает характер обобщенного отражения действительности.
      Мышление - это отражение действительности по средством языка. Наиболее существенным моментом, определяющим возможность познания действительности с помощью языка, является обобщение предметов некоторого класса, вида (например, животных, растений и т.д.) и мысленное выделение их при этом. Результатом таких обобщений являются именно понятия. Применение понятий в мышлении необходимо всегда, когда к мышлению предъявляются требования определенности, точности и особенно доказательности. Специфика этой формы мышления состоит в том, что она прежде всего представляет собой результат мысленного, а значит и словесно-языкового выделения предметов некоторого класса. Выделение осуществляется по определенной совокупности признаков, объединяющих данный класс предметов.
      Признаки  предмета - это не только то, в чем они сходны друг с другом, но и то чем они отличаются.
      Признаки  предмета разделяются на существенные и несущественные. Существенными  признаками предмета являются те признаки, которые выражают его внутреннюю природу, его сущность. Несущественными признаками называются признаки, не выражающие сущность предмета, они могут принадлежать, и могут не принадлежать предмету.
      Характеристика  понятия как формы познания, как  способа мыслительной деятельности - это способ мыслительного выделения классов предметов посредством обобщения этих предметов. Этот процесс включает множество приемов познания. Понятия, в которых предметы обобщаются по существенным признакам, имеют наибольшую ценность в познании. Однако мысль представляет собой понятие независимо от того, насколько существенными являются признаки, составляющие основу обобщения предметов, тем более что для предметов одного и того же класса возможны и более и менее существенные признаки, существенные для характеристики самих этих предметов или с какой-то точки зрения в связи с тем или иным использованием предметов.
  Признаком называют все то, в чем предметы могут быть сходны между собой, или чем они друг от друга отличаются. Например, ворона летает и муха летает, способность летать - это тот признак, относительно которого ворона и муха похожи, и по этому признаку они отличаются от коровы, которая летать не может.
       Общим называется признак, присущий классу однородных предметов. Если какие-то предметы сходны в отношении некоторого признака, то их можно объединить в группу, класс, отличающийся от других классов как раз тем, что входящие в него предметы обладают данным признаком.
       Существенный признак - такая сторона, черта, особенность предмета, которая необходимо ему присуща, лишившись которой он передает быть самим собой, становится иным предметом.
       Несущественный признак может приобретаться или теряться предметом, но это никак не влияет на его существование в качестве данного предмета.
      Различие  между существенными и несущественными признаками не является строгим: то, что в одном отношении кажется существенным, в других отношениях может оказаться несущественным, и наоборот. 
 
 
 
 
 
 
 

 2 ЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПОНЯТИЙ
      Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета, применив с этой целью ряд мыслительных (логических) приемов: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение.
      Сравнением  является мысленное установление сходства или различия предметов по существенным признакам.
      Анализом  называется мыслительное расчленение предметов нм их составные части, выделение в них признаков.
      Синтез - это мысленное соединение в единое целое частей предмета или его  признаков, полученных в процессе анализа.
      Абстрагирование - мысленное выделение одних признаков предмета и временное отвлечение от других.
      Обобщение - мысленное объединение отдельных  предметов в некотором понятии, в процессе которого человек как  бы отходит от конкретного многообразия предметов, отвлекается от множества  деталей, чтобы глубже познать основное, наиболее важное.
      Указанные логические приемы образования понятий  взаимосвязаны и образуют единый процесс, результатом чего является мысль, содержание которой бесконечно разнообразно, но форма неизменно  одна – понятие.
        Процесс образования понятий связан с процессом их обозначения, поиска точных словесных выражений мысли о предмете. Данный процесс имеет свои особенности, связанные с тем, что человек не может придумывать для каждого отдельно существующего предмета свое специфическое название. Иначе, словарный запас стал бы практически необозрим, а сам язык был бы недоступным человеку.
      Люди  вполне обходятся ограниченным количеством  слов, поэтому словарный запас  намного меньше числа обозначаемых с помощью слов предметов. Каждое из таких слов выражает понятия, относящиеся не к одному предмету, а к целому их классу, выделенному по совокупности общих и существенных признаков.
      Слова-понятия  позволяют человеку обобщать и углублять  знания об объектах, выходя в их познании за пределы чувственного опыта. Новое знание может входить в старую систему понятий и выражаться с помощью уже известных слов. В связи с этим необходимость придумывать новые слова для выражения полученных знаний возникает редко. С помощью ограниченного числа слов, благодаря понятиям, можно обозначить практически бесконечное число предметов. Пользуясь словами для обозначения понятия о предмете, человек как бы "видит" в предмете больше, чем дано ему непосредственно через органы чувств.
      Таким образом, устанавливая сходство (или  различие) между предметами (сравнение), расчленяя сходные предметы на элементы (анализ), выделяя существенные признаки и отвлекаясь от несущественных (абстрагирование), соединяя существенные признаки (синтез)и распространяя их на все однородные предметы  (обобщение), мы образуем одну из основных форм мышления - понятие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 3 ПОНЯТИЕ И СЛОВО
      Понятие, как и всякая мысль, выражается в  определенной знаковой форме. Такими формами  в языке являются общие описательные имена. Обычно вместо них используют всякого рода сокращения. Понятия составляют смысл имен такого рода и в силу из функции - мысленного выделения предметов - связывают эти имена с теми объектами, которые они должны представлять как знаки языка в процессах коммуникации и мышления.
      Смысл представляет собой одну из характеристик знаков. Говоря о понятии, мы выходим за пределы теории знаков, рассматривая понятие не как некоторую характеристику знаков, а как определенную форму отражения действительности на ступени абстрактного мышления, то есть на ступени познания действительности с помощью языка. Смыслы знаков представляют собой определенные мысленные образования, результаты определенной мысленной переработки предметов действительности и фиксации их в языке. В этих образованиях находит выражение своеобразие и многообразие форм мыслительной, познавательной деятельности человека. В связи с вопросом о соотношении знаковой формы понятия и сокращающихся слов следует различать два типа ситуаций.
 1. В процессе той или иной научной деятельности или в повседневной жизни человек вводит некоторое понятие, выделяя интересующий его класс предметов, и затем подбирает какое-нибудь сокращенное слово - общее имя для этих предметов.
2. Имеется  уже более или менее точно  интуитивно употребляемое в научном  или повседневном обиходе некоторое имя, обозначающее предметы некоторого класса, и затем образуется понятие о соответствующих предметах, отвечающие на вопрос, что собой представляют эти предметы.
        То, что понятие и слово неотделимы  друг от друга в своем возникновении  и функционировании не означает их абсолютного тождества, так как между ними есть следующие определенные различия.
      Во-первых, не всякое понятие выражается одним  словом. Многие понятия выражаются совокупностью слов - словосочетаниями.
   Во-вторых, понятие и слово не всегда однозначно соответствуют друг другу, что связано с существованием омонимов и синонимов.
      Омонимы - это слова, совпадающие по звучанию, но относящиеся к различным понятиям.
      К омонимам примыкают слова-паронимы. Паронимы - это близкие по звучанию однокоренные слова, имеющие разное значение или совпадающие в нем лишь частично.
        Синонимы - это слова, тождественные  или очень близкие по своему  значению.
      В-третьих, в обыденной речи к основному  значению понятий часто добавляются  дополнительные оттенки, служащие для выражения эмоционального или оценочного отношения говорящего к предмету мысли.
      Таким образом, понятие, находясь в неразрывном  единстве со словом, не всегда однозначно с ним совпадает. Слово - форма  выражения понятия, а понятие, в  свою очередь, выражает смысловое содержание слова. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СОДЕРЖАНИЕ  И ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ.
      Содержанием понятия  называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии. 
      Множество предметов, которое мыслится в понятии, называется объемом понятия. 
      Понятие может  быть достаточно (если не исчерпывающе) полно охарактеризовано с двух сторон — со стороны своего содержания (смысла) и со стороны того, к каким  предметам оно относится. Эти  две стороны называются соответственно интенсиональной и экстенсиональной. 
а) Интенсиональность  понятия. 
Содержание  понятия  объясняют, как правило, через отождествление его либо: 
- с понятием  как таковым (содержание понятия   — это система признаков, на  основе которой осуществлено  обобщение и выделение предметов  в понятии). 
- со  значением  (совокупность существенных  признаков предмета, мыслимых в  понятии, называется содержанием  понятия) 
-со  всем, что  известно о данном  явлении  вообще. 
      Получается, что  в некотором смысле содержание понятия  – это то, что нам известно о вещах, соответствующих этому  понятию. Эти трактовки содержания понятия, заключают в себе некоторую мысль или тенденцию к ней, которую можно выразить так: содержание понятия — это информация, необходимая для того, чтобы образовать, сформулировать данное понятие и осмыслить его. А информация эта — знание всякого рода, о признаках отличительных, общих, существенных и всех вообще признаках. 
      Существует  представление  о величине содержания, т. е. содержание одних понятий может быть больше, чем содержание других понятий. Но определения, что такое величина удержания понятия, по-видимому, не существует. Чаще всего объясняют это так: понятие, например, автомобиля более содержательно, т. е. больше по содержанию, чем понятие машины. Ведь чтобы сформулировать понятие автомобиля, нужно использовать понятие машины. Тогда как при определении машины понятие автомобиля использовать нет необходимости. Сравнивать по величине можно лишь подчиняющее и подчиненное понятия, но не иные. 
      Специфическим элементом содержания понятия является коннотация, т. е. те этические и эстетические оттенки, окраски и ассоциации, которые мы вкладываем в понятие (особенно в русском языке), приводящие иногда к изменению его словесной формы. Чтобы понять, что же это, достаточно сравнить такие слова, как дядя и дядюшка, дела и делишки и т. п., и попытаться сказать, чем же они отличаются друг от друга. 
б) Экстенсиональность понятия. 
Понятие всегда относится к каким-то объектам вне  его, обозначает какие-то вещи явления, предметы. Именно те, которые имеют  признаки, обобщенные в понятии. Такие предметы составляют особый класс. Класс предметов определяют как совокупность объектов, имеющих один или несколько общих характеристических признаков, отраженных каким-либо понятием. 
      Чтобы перейти  к объему понятия, нужно  провести различие между предметами реальными и абстрактными. Случается, что кое-какие признаки и черты  приписываются ему и ошибочно. Словом, предмет в своем реальном бытии и предмет как объект мысли — это не одно и то же. В последнем случае мы имеем дело с особым мыслительным явлением, которое называют абстрактным предметом. 
      Предмет, о котором  известно только то, что  он подходит под то или иное понятие, и больше ничего, есть целиком мыслительное образование и называется абстрактным  предметом. Совокупность абстрактных  предметов, соответствующих одному и тому же понятию, составляет его объем. 
      Понятию, однако, соответствуют не только отдельные  конкретные предметы, но и их категории. Поэтому в трактовке объема понятия  можно отметить два подхода. 
      Первый  заключается  в том, что объем  понятия, составляют все другие понятия, для которых оно является общим. Например, понятие машины является общим для таких понятий, как  автомобиль, грейдер, экскаватор и т. д. Такой объем можно было бы назвать объемом разнообразия, потому что он показывает, как велико число разновидностей данного явления, как разнообразно оно. 
      Второй  подход можно выразить такими словами: объем  понятия — все предметы, к которым  относится данное понятие. 
      Объём понятия  не может состоять из реальных предметов, а может состоять лишь из мыслей. Мы сказали бы так: объем  понятия составляют утверждения  о наличии (существовании) конкретных предметов (или их категорий, понимаемых как одно целое), которые обладают свойствами, подходящими под данное понятие, что позволяет быть реальным и данному понятию. Объемы, составленные из утверждений о существовании предметов, соответствующих данному понятию; могут быть названы количественными. 
      При обращении  с объемами понятий возможна следующая  ошибка: части предмета могут полагаться частями объёма. Получается сколько у предмета частей, таков и его объем. Но части предмета — это не экземпляры, не категории и разновидности предмета. Плавник не есть разновидность рыбы, потому объемы этих двух понятий не соприкасаются.
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 5 ВИДЫ ПОНЯТИЙ
      Виды  понятий - это различные способы  мысленного выделения и обобщения  предметов в процессе познания.
Различие  видов понятий осуществляется по трем основаниям:
 1) по характеристикам объемов понятий;
2) по  характеру признаков, составляющих  видовое отличие мыслимых предметов  в понятии;
 3) по характеру предметов, обобщаемых в понятии.
 1. Среди всех возможных понятий обычно выделяют пустые и непустые, а среди непустых - единичные и общие.
      Пустыми называются понятия, объемы которых  представляют собой классы реально  не существующих предметов и существование  которых в принципе не возможно. От пустых понятий следует отличать понятия, отражающие предметы, реально не существующие в настоящее время, но существовавшие в прошлом или существование которых возможно в будущем. Такие понятия не являются нулевыми.
      Единичным называется понятие, в котором мыслится один предмет, а в общем понятии  мыслится множество предметов.
        Единичное понятие по своей  сути представляет собой некое  обобщение и этим отличается  от имени отдельного предмета.
      Общие понятия могут быть регистрирующими  и нерегистрирующими. Регистрирующими  называются общие понятия, в которых  множество мыслимых в них предметов поддается учету, регистрации. Например «народный депутат России». Нерегистрирующими называются общие понятия, относящиеся к неопределенному числу предметов. Например «человек».
 2. По характеру признаков обычно выделяют положительные и отрицательные, относительные и безотносительные понятия.
        Положительные - это понятия, содержание  которых составляют свойства, присущие  предмету. Например «проницательность».
      Отрицательными  называются понятия, в содержании которых  указывается на отсутствие у предмета определенных свойств. Например «не живущий по средствам».
        Относительные понятия - Это такие  понятия, в которых мыслятся  предметы, существование одного  из которых предполагает существование  другого. Например»производство» - «потребление».
        Безотносительные - это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета. Например «инвестиция».
3. По  характеру обобщаемых в понятии  объектов следует различать прежде  всего понятия, в которых обобщаются отдельные предметы того или иного типа и системы объектов.
      Дальнейшее  подразделение относится к понятиям, в которых обобщаются отдельные  предметы. При этом различаются понятия  конкретные и абстрактные, с одной  стороны, собирательные и несобирательные - с другой. Первое из указанных делений связано с различением конкретных и абстрактных объектов.
      Конкретными объектами называются вещи, ситуации и процессы реальной действительности, а также результаты той или  иной идеализации таких предметов  и множества и системы предметов указанных типов, мыслимые как целое.
        Абстрактные объекты - суть создания  мысли, идеальные предметы.
      Конкретным  называется понятие, элементы объема которого - конкретные объекты. Абстрактные понятия  в качестве элементов объема имеют  абстрактные объекты.
      Собирательными  называются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как  единое целое. Например «лес», «коллектив».
      Несобирательные понятия - это такие понятия, содержание которых можно отнести к каждому  предмету данного класса, который охватывается понятием. Например «дерево», «человек». 

  Определить, к какому виду относится то или иное понятие, значит, дать ему логическую характеристику. Логическая характеристика понятий помогает уточнить их содер-жание и объем, вырабатывает навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения.
        Сравнимыми считаются понятия,  которые имеют общие признаки, т.е. имеют общее родовое понятие  (желтый - зеленый, токарь - станочник)
        Несравнимые понятия не имеют общих признаков (климат - лошадь и т.п.), т.е. отсутствует общее основание для их сравнения.
  Сравнимые понятия делятся на совместимые и несовместимые. Совместимыми называются понятия, объемы которых имеют общие элементы; объемы несовместимых - не имеют общих элементов.
      Виды  совместимости:   1) РАВНОЗНАЧНОСТЬ (ТОЖДЕСТВО). В отношении тождества  находятся такие понятия, объемы которых полностью совпадают.
    ПЕРЕСЕЧЕНИЕ. В отношении пересечения находятся понятия, объемы которых совпадают лишь частично.
    ПОДЧИНЕНИЕ. В отношении подчинения находятся такие понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого           
Виды  несовместимости:
      1) СОПОДЧИНЕНИЕ. В отношении соподчинения  находятся два или  более непересекающихся понятий, принадлежащих общему родовому  понятию.
    ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ. В отношении противоположности находятся понятия, которые являются видами одного и того же рода, при этом одно из них содержит какие-то признаки, а другое эти признаки отрицает и заменяет противоположными признаками.
    ПРОТИВОРЕЧИЕ. В отношении противоречия находятся такие два понятия, которые являются видами одного и того же рода, при этом одно понятие указывает на некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, не заменяя их никакими другими признаками.
 
 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
             В заключении можно сказать, что понятие является обобщенным отражением класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях, благодаря которым мышление приобретает характер обобщенного отражения действительности.
      Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета, применив с этой целью ряд мыслительных (логических) приемов: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение.
      Понятие находится в неразрывном единстве со словом, но не всегда однозначно с  ним совпадает. Слово - форма выражения понятия, а понятие, в свою очередь, выражает смысловое содержание слова.
      Виды  понятий - это различные способы  мысленного выделения и обобщения  предметов в процессе познания, которые  различаются по трем основаниям: характеристики объемов понятий; характеру признаков, составляющих видовое отличие мыслимых предметов в понятии; характеру предметов, обобщаемых в понятии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Войшвилло  Е.К., Дегтярев М.Г. Логика - М.: Владос-Пресс, 2001
2. Демидов И.В. Логика: Учебник - М.:  2005.
3. Бузук Г.Л., Ивин А.А., Панов М.И. Наука убеждать: логика и риторика в вопросах  и ответах. М., 1999.
4. Гжегорчик   А. Популярная логика. М.,2000.
5.  Зегет В.  Элементарная логика. М., 2001.
6. Гетманова   А.Д. Учебник по логике. М., 2005.
7.  Ивин А.А.  По законам логики. М., 2008.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.