На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


шпаргалка Клиническая психология

Информация:

Тип работы: шпаргалка. Добавлен: 26.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                    Клиническая психология. 

1 Предмет и задачи  клинической психологии.
     Клиническая психология (греч. Klinike - врачевание, kline –постель, ложе) - область медицинской психологии, изучающая психические факторы происхождения и течения болезней, влияние болезней на личность, психологические аспекты целебных воздействий.
     Цель  и задачи клинической психологии определяются потребностями клиники  психиатрической, неврологической, соматической.
     В центре клинической психологии (предмета) - человек с душевными "болями" и проблемами, с трудностями адаптации  и самореализации, связанными с состоянием его здоровья. Эти связи имеют  двусторонний характер:
     1) особенности психики обусловливают  трудности адаптации человека, приводящие  к риску возникновения болезненных  состояний (психосоматика, психические  расстройства); 2) болезни и их  последствия могут влиять на  изменения психического склада  человека, что ведёт к дезадаптации.
     Структура клинической психологии в России - это нейропсихология, патопсихология, соматопсихология.
     Клиническая психология имеет две основные прикладные области:
     1) первая - связана с применением  психологии в клинике нервно-психических  заболеваний и изучает влияние  на психику больного изменений  структуры и функционирования  мозга. Она делится на нейропсихологию  (А. Р. Лурия) и экспериментальную  патопсихологию (Б.В. Зёйгарник);
     2) вторая - связана с применением  ее в клинике соматических  заболеваний, где основная проблема  состоит в изучении влияния  психологических факторов на  соматического состояние (менее  развита). Важнейшей остается проблема  взаимоотношений врача и больного (деонтология).
     В круг проблем соматопсихологии входят такие вопросы, как изучение личности, психологических вопросов диагностики, лечение, экспертиза больных различными заболеваниями, не относящимися к неврологическим  и психическим. Особое значение в  соматопсихологии имеет исследование больных с психосоматическими расстройствами - внутренними заболеваниями (например, гипертоническая болезнь, хроническая  коронарная недостаточность, бронхиальная астма), в происхождении которых  ведущее место занимают психические  факторы.
     Нейропсихология - отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций  на материале локальных поражений  головного мозга.
     Патопсихология - раздел медицинской психологии, изучающий  закономерности распада психической  деятельности и свойств личности при болезни.
     Области клинической психологии сближаются благодаря задачам - исследования, применяемым  методам, а также в связи с  наличием пограничной патологии, являющейся предметом изучения нескольких разделов клинической психологии. 

2  Структура  клинической психологии. 

3  Место клинической  психологии в системе наук  о человеке.
4  Основные  проблемы клинической психологии. 

5  Методы клинической  психологии.
     Основными методами медико-психологического исследования являются: наблюдение, беседа, включающая сбор психологического анамнеза (катамнеза) и экспериментально-психологический  метод исследования.
     Экспериментально-психологический  метод исследования в медицинской  психологии позволяет исследовать  различные звенья психических процессов  и состояний. Различные авторы в  настоящее время выделяют методики качественные (направленные на выявление  качественных закономерностей психической  деятельности пациентов) и психометрические (используемые для измерения тех  или иных функций), вербальные (использующие преимущественно словесный стимульный материал) и невербальные (стимульный материал которых представлен в  виде рисунков, схем, различно раскрашенных кубиков и т.п.), направленные на исследование той или иной психической функции (внимания, памяти и т.п.).
     Наиболее  известными из методик типа функциональных проб являются методики классификации  предметов/понятий, исключения предметов/понятий, образования простых/сложных аналогий, выделения существенных признаков  и т.д.
     Другим  общепризнанным направлением в практической психодиагностике является тестовая диагностика, основателем которой считается  американский психолог ДжМ. Кэтгэлл (1890). По определению Л.Ф. Бурлачука (1989), под  тестом в психологической диагностике  понимается стандартизированное, часто  ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических  различий.
     Каждая  психодиагностическая методика имеет 2 характеристики:
     1. Валидность — это понятие,  указывающее на то, что методика  измеряет и насколько хорошо  она это делает (А. Анастази, 1982). Выделяют несколько разновидностей  валидности, например: содержательную, характеризующую степень соответствия  содержания заданий методики  исследуемой области психических  свойств; прогностическую, характеризующую  степень точности и обоснованности  суждения о диагностируемом психологическом  качестве по его результату  спустя определенное время после  определения; текущую, отражающую  способность методики различать  испытуемых на основании диагностического  признака и т.д.
     2. Надежность отражает точность  психодиагностического измерения  и устойчивость результатов методики  к действию посторонних случайных  факторов. 

6  Принципы построения  патопсихологического  исследования.
     Получение данных для диагностики. Патопсихологические  данные носят дополнительный характер и их ценность обнаруживается только при сопоставлении с результатами клинико-психологического исследования и в ряде случаев — с результатами других вспомогательных исследований (например, элекгроэнцефалографии, реоэнцефалографии  и т.д.). Патопсихологическая диагностика  не носит также характера нозологического  диагноза — это задача клинициста, который для ее решения как  раз и должен правильно оценивать  результаты патопсихологического исследования. В последнем существенную помощь ему призваны оказать используемые в патопсихологических заключениях  категории патопсихологических  регистр-синдромов.
     Патопсихологическое исследование зачастую способствует раннему  выявлению симптомов психических  нарушений и установлению их своеобразия.
     Исследование  динамики психических нарушений  в связи с проводимой терапией — оценка эффективности проведения лечебного процесса. Многократно  проводимые в процессе лечения Патопсихологические  исследования могут быть объективным  показателем влияния проводимых лсчебно-реабилитационных мероприятий  на течение заболевания. Они также  характеризуют структуру и особенности  наступающих ремиссий и психического дефекта (если речь идет о процессуальных заболеваниях), что имеет известное  прогностическое значение и способствует выбору правильной тактики дальнейшего  проведения лечебного процесса.
     Важное  значение патопсихологические исследования имеют при проведении судебно-психиатрической  экспертизы. При этом психолог-эксперт  должен не только установить данные, облегчающие  решение клинических диагностических  вопросов, но и объективно установить степень выраженности психических  нарушений. 

7  Теория системной  динамической локализации  высших психических  функций.
     1. Мозг как субстрат психических  функций работает как единое  целое, состоящее из множества  высокодифференцированных частей, каждая из которых выполняет  свою специфическую роль.
     2. Системная локализация высших  психических функций предполагает  многоэтапную иерархическую многоуровневую  мозговую организацию каждой  функции.
     3. Локализация высших психических  функций характеризуется динамичностью  и изменчивостью.
     4. Формируясь прижизненно, под влиянием  социальных воздействий, высшие  психические функции человека  меняют свою психологическую  структуру и соответственно свою  мозговую организацию. Наиболее  демонстративно это проявляется  на примере речевых функций  .
     5. Обязательно участие лобных конвекситальных  префронтальных отделов коры  больших полушарий в мозговом  обеспечении высших психических  функций. Этот принцип специфичен  для мозговой организации всех  сознательных форм психической  деятельности человека.
     6. Различные звенья психологической  системы размещены в различных  корковых и подкорковых структурах  и многие из них могут замещать  друг друга .
     При повреждении определённого участка  мозга (прежде всего вторичных и  третичных областей коры больших  полушарий) возникает "первичный" дефект - нарушение определённого  физиологического принципа работы, свойственного  данной мозговой структуре (фактору). Затем, в виде системного следствия возникают "вторичные" дефекты как результат  поражения общего звена, входящего  в различные функциональные системы. 

8  Принципы  организации работы мозга.
9  Проблема  межполушарной асимметрии и межполушарного  взаимодействия.
10  Структурно-функциональная  модель организации  работы мозга по  А. Р. Лурия.
     Три основных структурно-функциональных блока  мозга по А.Р.Лурия:
     энергетический  блок, или блок регуляции уровня активности мозга;
     блок  приема, переработки и хранения экстероцептивной (т.е. исходящей извне) информации;
     блок  программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности;
     Первый  блок регулирует процессы общей (ретикулярные отделы ствола и среднего мозга) и  локальной (диэнцефальный, лимбический, корковый уровни) активации, обеспечивает общий активационный фон, общий  тонус ЦНС.
     Воспринимает  и перерабатывает информацию о состоянии  внутренней среды организма и  регулирует эти состояния нейрогуморальными, биохимическими механизмами.
     Участвует (лимбические структуры мозга) в  регуляции различных мотивационных, эмоциональных состояний и элементарных эмоций (страх, боль, удовольствие, гнев).
     Второй  блок включает в себя основные анализаторные  системы: зрительную, слуховую, кожно-кинестетическую. Все три системы состоят из периферического (рецепторного) и центрального отделов. Центральные отделы включают несколько уровней, последний из которых – кора больших полушарий, которая состоит из первичных, вторичных  и третичных полей. Первичные  и вторичные поля коры называют «ядерной зоной анализатора» (по терминологии И.П. Павлова).
     Функции первичных полей коры состоят  в максимально тонком анализе  различных физических параметров стимулов определенной модальности. Вторичные  поля коры осуществляют синтез раздражителей, функциональное объединение разных анализаторных зон, обеспечивают различные  виды гнозиса (восприятия).
     Третичные поля коры находятся вне ядерных  зон анализаторов. Они не имеют  непосредственной связи с периферией. К ним относятся верхнетеменная область (7 и 40 поля), нижнетеменная область (39 поле), средневисочная область (21 и  частично 37 поле), зона ТРО – зона перекрытия височной, теменной и затылочной коры (37 и частично 39 поле).
     Функция третичных полей коры – осуществление  сложных надмодальных видов психической  деятельности – символической, речевой, интеллектуальной.
     В ядерную зону зрительного анализатора  входят:
     первичное – 17 поле
     вторичные – 18,19 поля
     В ядерную зону слухового анализатора  входят:
     первичное – 41поле
     вторичные – 42,22 поля
     В ядерную зону кожно-кинестетического анализатора входят:
     первичное – 3 поле
     вторичные – 1,2, частично 5 поле
     Третичные поля коры являются общими для всех анализаторных систем (7,37,39,40 поля).
     Третий  функциональный блок обеспечивает возможность  переработки и интеграции различной  афферентации. Осуществляет различные  регуляторные влияния. Играет ведущую  роль в программировании и контроле за протеканием психических функций, за результатами отдельных действий. Обеспечивает формирование замыслов и  целей психической деятельности. 

11  Понятие  сенсорных и гностических расстройств.
12  Формы нарушения  зрительного гнозиса,их  характеристика.
     Зрительные  агнозии - расстройства зрительного  гнозиса, возникающие при поражении  корковых структур задних отделов больших  полушарий и протекают при  относительной сохранности элементарных зрительных функций (остроты зрения, полей зрения, цветоощущения).
     Выделяют  шесть основных форм нарушений зрительного  гнозиса, а именно:
     1) предметная агнозия, когда больной,  правильно оценивая отдельные  элементы изображения, не может  понять смысл изображения объекта;
     2) лицевая агнозия, когда больной  не различает человеческие лица
     3) оптико-пространственная агнозия,  при которой больной плохо  ориентируется в пространственных  признаках изображения;
     4)буквенная  агнозия, когда больной, правильно  копируя буквы, не может их  читать;
     5) цветовая агнозия, когда больной  различает цвета, но не может  сказать, какие предметы окрашены  в данный цвет;
      6) симультанная агнозия, когда  больной может воспринимать только  отдельные фрагменты изображения,  вследствие резкого сужения возможности  видеть целое.
     Форма нарушения зрительного гнозиса  связана как со стороной поражения  мозга, так и с локализацией поражения  внутри "широкой зрительной сферы" конвекситальной коры затылочных и  теменных отделов мозга.
     Слуховая  агнозия - гностическое слуховое расстройство, при котором больной не способен определить значение различных бытовых, предметных и природных звуков и  шумов (обширное поражение правой височной области);
     дефекты слуховой памяти - нарушение способности  запоминания звуков (пораж. левой  височной обл.);
     аритмия - гностическое слуховое расстройство, при котором больные не могут  правильно оценить и воспроизвести  ритмические структуры, предъявляемые  им на слух (при лево- и правостороннем поражении);
     амузия - нарушение способности узнавать и воспроизводить знакомую мелодию  или ту, которую человек только что услышал, оценивает ее как  болезненное и неприятное переживание (при поражении правой височной области);
     нарушение интонационной стороны речи (просодии) - отсутствие способности различать  интонацию в речи других, отсутствие таковой в собственной речи (поражения  правой височной области).
     Тактильная  агнозия - нарушение узнавания формы  объектов при относительной сохранности  поверхностной и глубокой чувствительности, то есть при сохранении сенсорной  основы тактильного восприятия.
     Астереогноз - нарушение способности воспринимать предметы на ощупь, невозможность интегрировать  тактильные ощущения, поступающие от объекта. Известны две формы астереогноза:1-я  форма - больной воспринимает отдельные  признаки предмета, но не может их синтезировать  в единое целое; 2-я форма - нарушено опознание и этих признаков.
     "Пальцевая  агнозия" - нарушение возможности  называния пальцев руки - контралатеральной  очагу поражения, способность  узнавать пальцы с закрытыми  глазами - (синдром Герштмана). У  больных с поражениями нижнетеменных  отделов коры больших полушарий  опознание цифр, букв, написанных  на коже, нарушается. Этот феномен  получил название "тактильная  алексия». Некоторые авторы выделяют, как специальную форму "тактильную  асимболию" - специфическую форму  тактильно-амнестической афазии. При  этом наблюдается невозможность  больного назвать ощупываемый  с закрытыми глазами объект  при сохранности правильного  описания объекта и его назначения.
     Соматоагнозия (нарушение «схемы тела») - нарушение  способности узнавания частей тела, их расположения по отношению друг к другу. Обычно больной плохо  ориентируется в одной левой  половине тела - гемисоматоагнозия (сопровождает поражение правой теменной области  мозга). При этом часто возникают  ложные соматические образы - соматопарагнозия - в виде ощущений "чужой" руки, уменьшения частей тела (руки, головы), удвоения конечностей и т.п.
     В целом и предметная тактильная агнозия (астереогноз), пальцевая агнозия  и соматоагнозия более глубоко  выражены при поражении правого  полушария мозга. Тактильная алексия  чаще связана с левосторонним  поражением теменной коры.
     Особую  группу симптомов составляют симптомы поражения задних отделов теменной коры, примыкающей к затылочным и  задневисочным областям мозга. Эти  отделы принимают непосредственное участие в анализе и синтезе  пространственных признаков среды, их поражение ведет к различным  формам оптико-пространственных нарушений - оптико-пространственной агнозии, апрактоагнозии или к нарушениям сложных символических  пространственных функций (счета, ориентации в карте, рисунках и т.д.), которые  входят в синдром поражения зоны ТРО, о чем речь будет ниже. 

13  Формы нарушения  тактильного гнозиса, их характеристика. 

14  Гностические слуховые  расстройства, их  характеристика.
     1. Сенсорная афазия - форма афазии, в основе которой лежит нарушение  фонематического слуха, то есть  способности различать звуковой  состав слова. Сенсорная афазия  связана с поражением задней  трети височной извилины левого  полушария (у правшей).
     При нарушении фонематического слуха  вследствие поражения ядерной зоны звукового анализатора (41, 42 и 22 поля) левого полушария, возникает грубое речевое расстройство, проявляющееся  не только в невозможности различать  звуки устной речи (то есть возможность  понимать речь на слух), но и в нарушении  всех других форм речевой деятельности .
     2. Акустико - мнестическая афазия - форма  афазии, при которой больной не  способен запомнить даже сравнительно  небольшой речевой материал вследствие  грубого нарушения слухоречевой  памяти. Возникает при поражении  средних отделов коры левой  височной области, расположенных  вне ядерной зоны звукового  анализатора (21-е и частично 37-е  поля); впервые описано А.Р. Лурия.
     3. Оптико-мнестическая афазия - форма  афазии, при которой больные не  способны правильно называть  предметы. Оптико-мнестическая афазия  возникает при поражении задних  отделов височной области (у  правшей). К ним относят: нижние  отделы 21-го и 37-го полей на  конвекситальной поверхности полушария;  задне-нижние отделы 20-го поля  на конвекситальной и базальной  поверхности мозга.
     4. Афферентная моторная афазия - форма  афазии, при которой нарушается  кинестетическая речевая афферентация, то есть возможность появления  четких ощущений, поступающих от  артикулярного аппарата в кору  больших полушарий во время  речевого акта. Возникает при  поражении нижних отделов теменной  области мозга (у правшей), а  именно 40-го поля, примыкающего к  22-му и 42-му полям или задней  оперкулярной области коры.
     5. Семантическая афазия - форма афазии, выражающаяся в непонимании больными  грамматических конструкций; в  той или иной степени отражает  одновременный симультанный анализ  и синтез явлений (когда требуется  одновременное представление о  нескольких явлениях). Возникает  при поражении зоны ТРО (теменно-париетально-окципитальной  зоны коры) - области стыка височных, теменных и затылочных областей  мозга (37-го и частично 39-го  полей слева
     Все описанные выше формы афазий основаны на нарушениях разного типа афферентаций: слуховой, зрительной, кинестетической  и той комплексной афферентации, которая лежит в основе пространственного  восприятия.
     Другую  группу афазий составляют афазии, связанные  с нарушением эфферентных звеньев  речевой системы.
     6. Моторная эфферентная афазия - форма  афазии, при которой больные, пытаясь  что-либо сказать, произносят  нечленораздельные звуки или  одно слово с разной интонацией.
     Возникает при поражении нижних отделов  коры премоторной области (передней оперкулярной зоны)- полей 44 и частично 45-го. Это "Зона Брока", названная  именем ученого, впервые описавшего поражение данной области мозга  в 1861 г.
     Страдает  собственно двигательная (кинетическая) организация речевого акта, четкая временная последовательность речевых  движений.
     7. Динамическая афазия - форма афазии, в основе которой лежат нарушения  сукцессивной организации речевого  высказывания, то есть больные  затрудняются дать развернутое  речевое высказывание. Эта афазия  связана с поражением областей, расположенных вблизи зоны Брока.  Это 9,10,46-е поля премоторной  области, непосредственно примыкающие  к зоне Брока спереди и сверху. Поражение этих средне- и заднелобных  (премоторных) отделов коры конвекситальной  поверхности левого полушария  приводит к речевой адинамии.
     При поражении глубоких структур левого полушария возникают псевдоафазические  дефекты. В этих случаях возможны явления дисфункции корковых структур мозга, входящих в «речевую зону». 

15  Нарушение произвольных  движений и действий. Проблема апраксий.
     Поражение коркового уровня двигательных функциональных систем вызывает особый тип нарушений  двигательных функций – апраксии.
     Апраксии  – это нарушение произвольных движений и действий, совершаемых  с предметами. Не сопровождаются элементарными  двигательными расстройствами.
     Классификация апраксий по А.Р. Лурия (1962).
     1 форма. Кинестетическая апраксия  — форма апраксии, при которой  движения больных становятся  плохо управляемыми (симптом: «рука—лопата»). Нарушаются движения при письме, апраксия позы (больные не могут  показать без предмета, как совершается  то или иное действие - закуривание,  наливание чая в стакан). Возникает  при поражениях нижних отделов  постцентральной области коры  больших полушарий (задних отделов  коркового ядра двигательного  анализатора: полей 1,2, частично 40 преимущественно левого).
     2 форма. Пространственная апраксия (апрактоагнозия) - форма апраксии, в  основе которой лежит расстройство  зрительно-пространственных синтезов, нарушение пространственных представлений  ("верх-низ", "правое - левое"), апраксия позы; трудности выполнения  пространственно—ориентированных  движений (больные не могут одеться,  застелить постель). Возникает при  поражении теменно-затылочных отделов  коры на границе 19-го и 39-го  полей, особенно при поражении  левого полушария или при двусторонних  очагах.
     3 форма. Кинетическая апраксия - форма  апраксии, проявляющаяся в нарушении  последовательности, временной организации  двигательных актов. Связана с  поражениями нижних отделов премоторной  области коры больших полушарий  (6, 8-го полей передних отделов  коркового ядра двигательного  анализатора). Проявляется в форме  распада "кинетических мелодий» - нарушения последовательности, временной  организации двигательных актов.  Для этой формы апраксии характерны  двигательные персеверации, то есть  бесконечное продолжение раз  начавшегося движения.
      4 форма. Регуляторная апраксия - форма апраксии, проявляющаяся в  виде нарушений программирования  движений, отключении сознательного  контроля за их выполнением,  замены нужных движений моторными  шаблонами и стереотипами. Возникает  при поражениях конвекситальной  префронтальной коры кпереди  от премоторных отделов; протекает  на фоне сохранности тонуса  и мышечной силы. Для этой формы  апраксии характерны системные  персеверации, то есть персеверации  не элементов двигательной программы,  а всей программы в целом. 
     Поражение конвекситальных отделов коры лобных долей мозга ведет:
     к нарушению произвольной регуляции  двигательных функций - к регуляторной апраксии в виде эхопраксии (подражательные движения) и в виде эхолалии (повторение услышанных слов). Также страдает письмо и рисование.
     к псевдоагнозии - нарушению произвольной регуляции зрительного восприятия, которое имитирует дефекты, возникающие  при предметной зрительной агнозии. В отличие от истинных агнозий, они  менее стабильны, могут быть скомпенсированы.
     к нарушению произвольной регуляции  слухового восприятия - трудностям оценки и воспроизведения звуков (например, ритмов). При оценке ритмов у больных легко проявляются  персевераторные ответы.
     к тактильным псевдеагнозиям - трудностям опознания на ощупь серии тактильных образцов (фигур доски Сегена), в  этом случае у больных появляются ошибочные персевераторные ответы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.