На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социальное страхование: принципы и организация.

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
САНКТ - ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ
Кафедра «Финансы и кредит»
 
 
 
Курсовая работа на тему:
Социальное страхование: принципы и организация.
 
 
                                                                            Работу выполнила: Николаева О.В.
Спец.: фин и кред; курс 3
Отд. заочное группа 0604
 
 
 
 
Санкт – Петербург
2010г.
 
 
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретическая часть………………………………………………………….5

1.1. Понятие, функции, структура и роль социального страхования…………..5

1.2. Предмет и объект страхования………………………………………………9
1.3. Современные системы страховой защиты………………………………...19
1.4. Особенности формирования и управления страховыми фондами в системах страховой защиты…………………………………………………… 33
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы………………………………………………………………39
Статистические данные…………………………………………………………40
Вывод……………………………………………………………………………..42
2. Практическая часть…………………………………………………………44
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Социальное страхование  - это система полноправного участия каждого из субъектов в социальной защите, а также взаимного страхования.
Тупиковость нынешней системы социальной защиты обусловлена противоречивостью и непоследовательностью практики в данной сфере радикально-либеральных реформаторов. С одной стороны, опасаясь в условиях резкого спада материального благополучия большинства населения, роста социальной напряженности, они боялись затронуть социально-иждивенческую составную сложившейся в советские времена системы социальной защиты, являющуюся основой относительного благополучия подавляющей части нынешнего российского общества. С другой, эти же реформаторы пытались спешно встроить в данную систему, в том числе в систему госсоцстраха отдельные, как правило заимствованные из западного опыта, звенья рыночного характера. При этом каждое правительство внедряло разные звенья. В результате практика социального реформаторства характеризовалась и поныне характеризуется концептуальной эклектикой, что обрекает ее на малоэффективность.
Эти и ряд других обстоятельств и порождают актуальность исследования концептуальных моделей государственного социального страхования как формы социальной защиты населения и обеспечения социальной стабильности общества, выработки концепции ее наиболее адекватной потребностям современного периода.
Несмотря на то, что в мировом сообществе действительно существуют весьма интересные и эффективные модели социального страхования, социологические исследования и практика уже неоднократно показывали несостоятельность прямого перенесения чужого социального опыта на российскую почву. Причина тому - большие различия в национальных и исторических корнях разных обществ. Вместе с тем некоторые заложенные в зарубежной практике идеи имеют общечеловеческий характер и потому могут быть учтены при разработке собственной концептуальной модели.
Данная работа нацелена на определение теоретико-методологических оснований системы государственного социального страхования как основной формы организации социальной защиты населения в пореформенной России, с учетом особого динамизма и направлений экономического и политического реформирования нашего общества.
Проблемы социальной защиты личности, отдельных социальных групп и всего населения имеют общегосударственное значение и характеризуются статусом национальной безопасности. От решения их зависит социальное воспроизводство населения, социально-психологическое состояние людей, стабильность функционирования общества, трансформация его в гражданское состояние.
Государственная система социальной защиты строится в двух формах: социальное обеспечение и социальное страхование. Социальное страхование является одной из форм общей системы социальной защиты, характеризуется своей спецификой. Оно должно иметь форму взаимной ответственности (в широком смысле) для всех ее основных субъектов, а именно: застрахованного, предприятия и государства.
Задачи исследования:
1. Изучить исторические аспекты, послужившие основой для появления и развития системы социального страхования в России.
        2. Проанализировать реформы, в том числе налоговую, современного российского законодательства в сфере социального страхования.
        3. Выявить негативные стороны системы социального страхования, вызванные «пробелами» в законодательстве.
4. Сравнить систему социального страхования России с аналогичными системами в других странах мира.


1. Теоретическая часть.

1.1. Понятие, функции, структура и роль социального страхования.

Государственное социальное страхование - объективная необходимость. На определенном этапе развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд.
К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.
Переход к рыночной экономике сопровождался модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. В наибольшей степени это относится к её центральному звену - бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды.
В России государственное обязательное социальное страхование представлено четырьмя фондами:
- пенсионным;
- обязательного медицинского страхования;
- социального страхования;
- занятости (до 2001 г.).
В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.
Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов.
Специфика внебюджетных социальных фондов - четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.
Согласно Бюджетному Кодексу Российской Федерации: государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевое назначение.
Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления.
Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в порядке, установленном федеральным законом, в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов и сами внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными.
Ранее (до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации), внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему РФ, являясь самостоятельным элементом российской финансовой системы (общегосударственные финансы). С принятием БК РФ федеральные внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы, фонды субъектов Федерации - во второй. В настоящее время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются БК РФ; порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации.
Однако нельзя не отметить, что наряду с обязательным государственным социальным страхованием возникают и постепенно развиваются негосударственные пенсионные фонды, некоторые страховые компании заключают договоры медицинского страхования.
В своей теме я раскрываю сущность государственной системы социальной защиты населения, как и каким образом, государство берет под свою опеку лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд.
Государственное обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование образует систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, других категорий граждан в следствии признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи - работодатели, страховщики, застрахованные лица.
Страхователи - организации любой организационно - правовой формы, а также граждане, которые должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными платежами. Страхователями выступают также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, которые обязаны уплачивать страховые взносы.
Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.
Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию.
Различают следующие виды социальных страховых рисков:
-         необходимость получения медицинской помощи;
-         временная нетрудоспособность;
-         трудовое увечье и профессиональное заболевание;
-         материнство;
-         инвалидность;
-         наступление старости;
-         потеря кормильца;
-         признание безработным;
-         смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на его иждивении.
1.2. Предмет и объект страхования.
Предметом Социального страхования является система социального страхования.
На смену единой системе государственного социального страхования сегодня приходит новая, с разветвленной сетью внебюджетных видов страхования: социального, медицинского, пенсионного, а также связанного с проблемой занятости. Сюда же входит и добровольное, т.е. негосударственное социальное страхование.
Социальное страхование существует в различных видах и зависит от причин потери заработка: страхование от несчастных случаев, на случай болезни, по старости, по инвалидности, страхование материнства, на случай потери кормильца и по безработице. Оно имеет разные формы и соответствующие способы их организации: обязательное, добровольное, а также ряд переходных форм, которые можно определить как «условно обязательное страхование». Страхование может иметь общегосударственный характер, а может быть местным.
Но, несмотря на наличие разнообразных форм, сохраняются некие общие принципы социального страхования. В частности, в Декларации прав человека социальное страхование определено как форма социальной защиты при наступлении случая социального риска и потери средств к существованию по независящим от человека причинам. Отсюда следует, что цель социального страхования - обеспечить трудящимся прежде всего экономическую защиту при наступлении разных случаев, которые приводят к потере дохода и утрате возможности заработка. К такому роду страхового случая относят: временную нетрудоспособность, инвалидность, старость, рождение ребенка и уход за ним, смерть, и др.
Цель социального страхования - профилактика, снижение уровня социального риска для трудового населения и компенсация при наступлении страховых случаев.
Государство перестает быть единственным собственником средств производства и главным страхователем, но оно остается одним из участников системы социального страхования.
Его основными функциями становятся:
-    формирование экономических и правовых предпосылок, условий для становления и развития социального страхования, включая содействие развитию инфраструктуры;
- создание законодательной базы социального страхования, определение обязательных его видов, а также размеров страховых взносов, пособий и услуг;
- гарантирование социальной защиты в области социального страхования, контроль за исполнением законов и за уровнем обеспечения социальной защищенности трудящихся;
- посредничество в области трудовых отношений с целью согласования интересов субъектов этих отношений;
-   оказание необходимой целевой помощи наиболее социально -уязвимым категориям населения в рамках социальной помощи, а также финансовое участие в некоторых видах социального страхования, предполагающих долю ответственности государства.
Работодатели (или предприятия):
- участвуют в социальной защите своих работников в процессе трудовой деятельности, а также в социальном обеспечении при утрате ими трудоспособности или прекращении трудовой деятельности вследствие сокращения рабочих мест, либо при выходе на пенсию;
- финансируют расходы на страховую защиту, а также на проведение профилактических мер по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний.
Работник несет личную ответственность за свое здоровье и благосостояние, платит страховые взносы и активно участвует в управлении социальным страхованием.
Объектом социального страхования является социальное страхование.
      Современная система социальной защиты населения включает следующие основные элементы: государственная помощь (социальная помощь); совокупность государственных гарантий, включая социальные льготы отдельным категориям населения; социальное страхование (обязательное государственное и добровольное - корпоративное (коллективное) и индивидуальное страхование).
       Социальное обеспечение, осуществляемое прямым финансированием из госбюджета, перераспределяет доходы только в соответствии с риском независимо от индивидуального участия в создании национального дохода. Страхование как метод управления социальными рисками перераспределяет доходы в соответствии и с риском, и с индивидуальным доходом.
       В развитых странах происходят изменения в традиционных подходах к государственному регулированию социальной сферы и наблюдается общее снижение государственного обеспечения по сравнению с базовым уровнем при растущем уровне жизни. При этом предпринимаются шаги дополнить прямое обязательное перераспределение доходов за счет налогово -бюджетной системы и уплаты общественных страховых взносов косвенным регулированием.
        В итоге в структуре источников средств на социальные расходы в зарубежных странах доля госбюджета и взносов предпринимателей (работодателей) имеет тенденцию к снижению и, наоборот, доля взносов работников (застрахованных) и иные поступления от доходов и капитала имеют тенденцию к повышению, что, конечно, возможно при достижении достаточно высокого уровня жизни.
       В России основой социальной защиты является единая общенациональная система обязательного социального страхования. Социальное страхование есть способ реализации конституционного права гражданина на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности или отсутствия таковой от рождения, потери кормильца, безработицы.
       Внебюджетные фонды - это одна из форм перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения с целью обеспечения расширенного воспроизводства трудовых ресурсов, создания благоприятного морального климата для развития бизнеса и общеэкономических условий развития. Фонды социального назначения являются специализированными финансово - кредитными учреждениями при Правительстве РФ, осуществляющими управление средствами государственного социального страхования на всей территории РФ.
      Фонд социального страхования (ФСС РФ) занимается обязательным общим социальным страхованием и обязательным профессиональным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В ведении Пенсионного фонда РФ (ПФ РФ) находится пенсионное страхование. Кроме того, есть фонды обязательного медицинского страхования - Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФФ ОМС РФ и ТФ ОМС РФ).
       До 2001 г. внебюджетные фонды социального страхования образовывались страховым методом: за счет страховых взносов предприятий, организаций и граждан, а также за счет субсидий государства. В случаях дефицита данных фондов государство оказывало им помощь из средств госбюджета, таким образом выступало гарантом финансовой устойчивости этих фондов и реализации программ обязательного социального страхования.
       Так как внебюджетные страховые фонды формируются на основе перераспределения доходов и накоплений, образующихся в процессе первичного перераспределения национального дохода, это обстоятельство делает социальное страхование особо восприимчивым к тенденциям экономического развития. Снижение темпов экономического роста и увеличение инфляции незамедлительно сказываются на собираемости взносов в указанные фонды, что в конечном счете приводит к накоплению социальных проблем в обществе.
      Чтобы противостоять этой тенденции, было принято решение изменить порядок формирования внебюджетных фондов. С принятием второй части Налогового кодекса РФ (в частности, гл. 24) с 1 января 2001 г. в Российской Федерации вместо ранее принятого порядка уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды введен единый социальный налог (ЕСН), уплачиваемый работодателем и перечисляемый в федеральный бюджет для перераспределения его в дальнейшем в соответствующие фонды: Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ), Фонд социального страхования (ФСС РФ), фонды обязательного медицинского страхования, Федеральный и территориальные фонды РФ. Ранее страховые взносы перечислялись также в Государственный фонд занятости населения (ГФЗН РФ), который ликвидирован, и потому налог в этот фонд в составе ЕСН не предусматривается. Расходы, осуществляемые до 1 января 2001 г. из средств фонда занятости, должны быть предусмотрены в бюджетах различных уровней.
       Цель введения ЕСН - сохранить и укрепить единую общенациональную систему государственного социального страхования. Специальные внебюджетные фонды формируются из целевого единого социального налога работодателей при поддержке государства. Указанные фонды функционируют на принципах самоуправления и некоммерческого хозяйствования. Они сохраняют роль институтов, осуществляющих оперативное управление и расходование соответствующих средств. Введение ЕСН не меняет порядок формирования бюджетов указанных фондов. И механизм распределения средств этих фондов остается прежним (на основе страховых принципов) с применением персонифицированного учета. Так как ЕСН носит строго целевой характер, каждый из фондов получает в виде доходов определенную часть от суммы ЕСН, предусмотренную как процентную ставку с одинаковой налоговой базы.
       При новом порядке упрощается система налогообложения, снижаются затраты по взиманию налоговых сумм. Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью взносов в государственные внебюджетные фонды, уплачиваемых в составе единого социального налога, теперь будет осуществляться только налоговыми органами.
        Изменение методов финансирования системы социальной защиты обусловлено не только проблемами собираемости страховых взносов и обеспечения полноты фондов, но и расширением и повышением уровня пособий, увеличением объемов и стоимости медицинских услуг, изменениями в демографическом составе населения (его старением), сохранением безработицы. Это означает, что действует тенденция опережающих темпов роста расходов на социальные цели по сравнению с темпами роста поступлений в эти доходы, позволяющих финансировать эти расходы.
      Реформирование законов о пенсионном, медицинском и социальном страховании предполагает создание правовых и финансовых механизмов реализации элементов социальной защиты.
      Принципы формирования и развития пенсионных отношений по поводу пенсионного обеспечения в условиях рынка предусмотрены в законе РФ «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ.
       С 2002 г. вступают в силу основополагающие законы, начинающие реформирование российской пенсионной системы: Закон РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15 декабря 2001 г. № 166 - ФЗ; Закон РФ «О трудовых пенсиях» от 17 декабря 2001 г.  № 173 - ФЗ.
       Базовый реформаторский Федеральный закон РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001 г. № 167 - ФЗ регулирует отношения между всеми сторонами, участвующими в обязательном пенсионном страховании, самим застрахованным, его работодателем, перечисляющим за него пенсионные налоги, и Пенсионным фондом РФ, эти взносы аккумулирующим и осуществляющим выплату пенсий.
       В настоящее время пенсии мало зависят от трудового вклада каждого работника. На него больше влияют внешние факторы - состояние экономики, собираемость единого социального налога, соотношение численности работающих и пенсионеров в стране.
       Чтобы изменить это положение, надо решить самую острую социальную проблему - проблему легализации заработной платы. От этого зависит наполнение бюджета и состояние внебюджетных фондов. Поэтому еще одна цель реформы - создать пенсионную систему, стимулирующую повышение и легализацию заработной платы. Для этого с помощью новых законов вводится накопительный элемент: человек, работая, создает свой пенсионный капитал. От его размера зависит и основная страховая часть пенсии. Поэтому работнику в настоящее время выгодно платить социальный налог со всей зарабатываемой суммы.
       Государство по - прежнему гарантирует выплату базовой части пенсий каждому, имеющему хотя бы пять лет трудового стажа (социальная пенсия).     
       В перспективе базовая пенсия (социальная) сравняется с прожиточным минимумом.
        Цель принятия Федерального закона РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» - компенсировать гражданам заработок, получаемый ими до установления обязательного страхового обеспечения (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица).
     Обязательное страховое обеспечение представляет исполнение страховщиком обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ.
       Субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщики и застрахованные лица. Также субъектами могут быть негосударственные пенсионные фонды.
        Страховщиком в этом виде социального страхования выступает Пенсионный фонд РФ, пенсионные фонды РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы, которые составляют единую систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда перед застрахованными лицами. В законе дается определение страхователям «как лицам, производящим выплаты физическим лицам». В общепринятом значении в страховании страхователями являются лица, уплачивающие взносы за физических лиц (т.е. за застрахованных). Застрахованные - это физические лица, на которых распространяется государственное пенсионное страхование. Страховой риск и страховой случай - утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) и другого дохода в связи с наступлением страхового случая.
      Страховым случаем для целей настоящего Федерального закона признается достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца. Обязательное страховое обеспечение - это:
- страховая и накопительная части трудовых пенсий по старости;
- страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;
- страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
- социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работающих на момент смерти.
         Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм ЕСН, зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Сумма страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда, учитывается на его индивидуальном персонифицированном лицевом счете. Объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН (взносу), установленные гл. 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса РФ в размере 28 процентов с доходом до 100 тыс. рублей.
         Зависимость размера пенсионных выплат от размера накопленных средств на персонифицированном лицевом счете снижает заинтересованность застрахованных в сокрытии своих доходов, и в частности в проведении страховых зарплатных схем, которые было выгодно использовать, чем платить налоги. Так, по оценкам специалистов страховой компании «Ингосстрах-Россия», схема стоит 8-12% от объема направляемых в нее средств против 35,6% ЕСН и 13% подоходного налога. Премии, получаемые «Ингосстрахом-Россия», снизились с 3 млрд.руб. в 2000 г. до 568 млн.руб. в 2001 г. в связи с отказом от использования зарплатных схем через возвратное страхование.
          Порядок инвестирования средств Пенсионного фонда РФ определяется в соответствии с Законом РФ «Об инвестировании накопительной части трудовой пенсии». Отчисления в накопительную часть для молодых работников составят 3%. С 2004 г. для них начнется постепенное увеличение отчислений на 1% ежегодно. К 2006 г. оно составит уже 6%. Гражданам среднего возраста (женщинам до 45 лет и мужчинам до 50 лет) - начисляется 2%. Эти средства, после того как будут размещены на персонифицированных счетах, будут инвестироваться Пенсионным фондом РФ.
        Приводимые контрольные механизмы должны обеспечить сохранность средств Пенсионного фонда РФ. Гарантом сохранения пенсионных средств выступает государство. В негосударственных пенсионных фондах гарантией сохранения средств должно быть соответствующее законодательное обеспечение. Опыт работы негосударственных пенсионных фондов в мире показывает достаточную эффективность работы этой системы.
       Расчеты показывают, что граждане среднего возраста получат за счет накоплений на 10 - 15 % больше базовой пенсии или 5% от нынешней зарплаты: сумма небольшая, но она позволит компенсировать то снижение пенсии, которое происходит в результате старения населения. Для граждан молодого возраста эффект будет больше: дополнительное накопление увеличит размер пенсий от 40 до 60 % или на 15% от заработной платы.
         Другим элементом социальной защиты граждан является право граждан на бесплатную медицинскую помощь, которая предоставляется в рамках утвержденной Правительством РФ Программы государственных гарантий.
       
 
 
 
 
 
1.3. Современные системы страховой защиты.
       Роль социального страхования в национальных системах социальной защиты является ключевой. Например, в странах Европейского Союза объем финансирования социального страхования составляет величину в диапазоне 16 - 25% ВВП, что является вторым по значимости компонентом в затратах на рабочую силу после заработной платы (доля последней составляет 45 -55% ВВП)[1].
         К концу ХХ века в европейских странах расходы на социальное обеспечение достигли 25% ВВП, в США - 18%, в странах с переходной экономикой Центральной Европы - 17%, а в России около - 10% (табл. 1).
Таблица № 1
      Совокупные уровни расходов на социальное обеспечение на конец 2000 года.[2]
Страна
Общие расходы на социальное обеспечение, % ВВП
В том числе:
на пенсии
на медицинскую помощь
Страны Западной Европы
28,4
12,4
06,5
США
17,4
07,2
08,0
Страны Центральной Европы
17,1
10,2
06,9
Россия
10,2
06,1
03,2
      
Столь значительный финансовый ресурс социального страхования в странах Западной Европы и США позволяет обеспечивать высокие жизненные стандарты и уровни защиты для застрахованных. Так, размер пенсий и других выплат составляет в развитых странах в среднем 65 - 75% от заработной платы для большинства получателей страховых возмещений.
В России потенциал социального страхования еще только формируется. Совокупный объем финансовых ресурсов Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования и фондов обязательного медицинского страхования составляет всего около 8% ВВП.
Долгосрочные ориентиры построения системы социального страхования в Российской Федерации.
Цели функционирования системы социального страхования заключаются в обеспечении надежной и качественной социальной защиты работающих граждан с помощью их триединого набора:
- создания экономических и правовых условия для наемных и самозанятых работников для «зарабатывания» страховых прав, достаточных по объему для получения пенсий и пособий, сопоставимых с заработком: пенсий на уровне не менее 40 - 50% заработной платы, пособий не менее 50 - 85% и т. д.;
- создания правовых, организационных и управленческих механизмов учета страховых взносов и гарантированных способов их возврата для застрахованных, позволяющих обеспечивать оперативную и полную выплату пособий, пенсий, оказание качественной медицинской помощи, проведение медицинской, профессиональной и социальной реабилитации застрахованных;
- создания открытой информационной системы, позволяющей всем плательщикам взносов и получателям пособий и услуг знать свои права и обязанности, способы проверки накапливаемых страховых прав, а также формирования публичных и государственных механизмов контроля за эффективностью управления финансовыми ресурсами.
Важнейшим условием формирования национальной системы социального страхования в России является разработка четко выверенной системы базовых ориентиров его построения, то есть принципов социального страхования, в круг которых специалисты Международного бюро труда (далее - МБТ), отечественные и зарубежные специалисты включают ряд основополагающих социальных, экономических, правовых установлений, позволяющих обеспечивать работникам и членам их семей уровень социальной защиты, сопоставимый с уровнем дохода в их трудовой период, позволяющий при этом сохранить социальный статус. О степени реализации этих принципов в современной России наглядное представление дает (табл. 2).
Таблица № 2
Размеры социальных гарантий застрахованным, % размера заработной платы.
Виды выплат: пенсии, пособия, гарантии мед. помощи
Россия на начало 2005г.
Международные стандарты, конвенции МОТ
Россия, в предлагаемой модели финансового обеспечения
Пенсии
Средние размеры: 30% после 40 лет уплаты взносов
Минимальные: 40% после 30 лет уплаты взносов
Средние размеры: 40% после 30 лет уплаты взносов; 60% после 40 лет уплаты взносов
Пособия по временной утрате трудоспособности
Средние: 50 - 80%
Минимальные: при наличии иждивенцев 55%
Стандартные: 80 - 90%
Пособия по безработице
Средние: 10 - 20%
Минимальные: 40 -55%
Стандартные: 50 - 60%
Гарантии оказания медицинской помощи и компенсация расходов на оплату лекарств
10 - 50%
70% при амбулаторном лечении; 100% при стационарном лечении
75% при амбулаторном лечении; 100% при стационарном лечении
        Опыт МОТ и специалистов МБТ в определении принципов социального страхования во многом использован в Федеральном законе РФ от 16.07.1999 г. № 165 - ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».
      Следует, однако, отметить, что при всей методологической правильности данных принципов их многочисленность затемняет смысловые отличия данного института от других институтов социальной защиты. Поэтому помимо вышеуказанных принципов следует определить их системообразующее ядро, к которому, по нашему мнению, можно отнести:
- принцип личной ответственности;
- принцип солидарной взаимопомощи;
- принцип оптимальной поддержки (субсидиарности);
- принцип взаимной ответственности (реципрокности) за исполнение нормативных обязательств.
         По мнению немецких ученых, для рыночной экономики принцип личной ответственности является основным принципом построения и развития национальных систем социального страхования, который воплощен в финансовом механизме компенсации последствий социального риска усилиями самих работников. Для этого сами работники должны делать взносы, то есть выступать одновременно и страховщиками, и застрахованными. Аргументируется это тем, что выплачиваемые пособия должны быть правом, а не помощью, а взносы самих застрахованных - служить средством для поддержания достоинства получателя пособия.
        Участие работников в уплате страховых взносов имеет чрезвычайно важное психологическое воздействие на формирование мотивационных установок работников. Делая регулярные страховые взносы, они приобретают чувство сопричастности и ответственности за формирование лично-коллективной системы социальной защиты, в роли которой для них выступает социальное страхование, а страховые взносы - формой резервирования части заработной платы на строго определенные по закону виды страховых выплат.
       Принцип солидарной взаимопомощи работодателей и работников.     
       Индивидуальная ответственность за социальные риски не всегда может гарантировать страховую защиту в жизни бывают ситуации, которые не зависят от отдельного человека, например опасность техногенных катастроф или профессиональных рисков. Природа этих рисков обусловливается сложным комплексом технических, экономических и социальных причин.
        Кроме того, страховое событие может наступить для застрахованного на ранних этапах его трудовой деятельности, когда он еще не накопил достаточных страховых прав, а значительная величина утраты трудоспособности и продолжительные временные периоды предстоящих выплат приводят к уязвимому положению застрахованного.
        В связи с этим требуется применение принципа солидарной взаимопомощи при организации социального страхования. Его смысл состоит во взаимной помощи: «Сегодня я материально помогаю другим, ожидая при этом, что в случае страхового случая со мной и мне будет оказана материальная помощь».
      Суть принципа субсидиарности состоит в том, что индивид и общественные структуры передают свои функции вышестоящим структурам и государству в исключительных случаях. Только там, где индивид, семья, трудовой коллектив и т. д. не в состоянии должным образом выполнять обязанности, в их пользу должны выполнять соответствующие функции вышестоящие общественные и государственные структуры. Организационные, правовые и экономические механизмы построения субсидиарных отношений базируются на децентрализации властных полномочий и распределении компетенции, финансов, функций и ответственности между отдельными субъектами.
        В системе социального страхования принцип субсидиарности реализуется в самоуправляемых товариществах взаимного страхования, в которых ключевую роль играют представители работников и работодателей, а также в автономии финансовых ресурсов по отношению к госбюджету; в многообразии страховых его видов: пенсионного, медицинского, по безработице, от несчастных случаев на производстве. Привлечение основных социальных субъектов (работодателей и работников) к реальному - не на словах! управлению страховыми учреждениями способствует значительному ослаблению общественных конфликтов в этой весьма хрупкой сфере социальных отношений.
        Принцип взаимной ответственности (реципрокности) по исполнению законом установленных обязанностей субъектами страховых отношений проистекает из публичного правового характера института обязательного социального страхования. В демократическом обществе индивид вступает в трудовые отношения, в которых его индивидуальная ответственность (по поводу защиты от социальных рисков) должна подкрепляться не только правовыми нормами закона, но и взаимной ответственностью государства и работодателя.
       Ответственность государства за надлежащую организацию социальной защиты населения зафиксирована в Конституции Российской Федерации и международных документах. Прежде всего государство выступает как гарант прав человека и обеспечивает общее руководство системой социального страхования. В преамбуле Всеобщей декларации прав человека отмечается, что «государства - члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод». Конвенция МОТ № 102 касается этой темы, давая в статье 71.3 следующее определение: «Член Организации берет на себя общую ответственность за надлежащее предоставление пособий, предусмотренных в соответствии с настоящей Конвенцией, и принимает с этой целью все необходимые меры».
        Кроме того, государство принимает меры по достижению достаточного уровня равенства в распределении произведенного национального продукта через такие механизмы, как перераспределение налоговых сборов и социальное обеспечение.
       Системы социального страхования - это одно из самых сильных выражений социальной солидарности на государственном уровне. В связи с этим создание и поддержание хорошо развитой системы социального страхования рассматривается как одно из основных средств развития социальной сплоченности общества, о чем, в частности, сказано и в пересмотренной стратегии, принятой Европейским комитетом по вопросам социальной сплоченности (Страсбург, 27 апреля 2004 г. CDCS (2004) 10).
      Формирование финансовой модели социального страхования в Российской Федерации.
        Формирование системы обязательного социального страхования в нашей стране требует концептуального и законодательного решения ряда крупных задач национального масштаба, важнейшими среди которых являются:
- определение финансовых механизмов отдельных видов и всей системы социального страхования с учетом формирования оптимальной нагрузки субъектов страхования, увязанной с политикой заработной платы, доходов и налоговой политикой;
- разработка методологических и правовых основ для формирования собственного правового поля социального страхования, имеющего четкие законодательные рамки и не допускающие смешения с правоотношениями, регулирующими социальную помощь и государственное социальное обеспечение;
- разграничение функций и полномочий по организации и управлению системой и отдельными видами социального страхования основных социальных субъектов (работодателей, работников и государства) с их ролевых позиций: страхователей, застрахованных, организующих и контролирующих органов;
- определение 4 - 6 базовых правовых институтов социального страхования, которые включали бы все возможные виды страховых случаев и обеспечение координации их деятельности с целью плотного правового структурирования и кодификации всех форм и видов защиты;
- определение инструментария и инфраструктуры управления социальным страхованием - моделей актуарных расчетов, информационной базы, статуса актуарных центров и контрольных органов, медико - реабилитационных служб.
      Так как каждый вид социального риска имеет свою природу и по -разному проявляется для разных категорий трудящихся, то и формы защиты и организация социального страхования развиваются по видам, которые имеют свои особенности. Только таким образом можно достаточно обоснованно рассчитывать финансовые средства, необходимые для страхования отдельных рисков, и не допускать скрытого перераспределения средств при страховании различных рисков.
      Развитие отдельных отраслей системы социального страхования во многом определяется, по нашему мнению, тремя основными факторами:
- уровнем социального риска в обществе, выражающемся в стоимостном выражении утратившего доход по этой причине;
- степенью потери дохода, полной или частичной, постоянной или временной;
- мерой покрытия риска, устанавливаемой государством исходя из целей социальной политики.
      В связи с этим построение рыночной финансовой модели социального страхования имеет три взаимоувязанных аспекта:
- определение источников финансирования как способа привлечения средств, достаточных для обеспечения гарантий социальной защиты;
- распределение финансового бремени между основными субъектами страхования;
- способы использования страховых средств и нахождения оптимальных пропорций распределения и перераспределения ресурсов на основе сочетания принципа эквивалентности (по схеме взносы - выплаты) и солидарной взаимопомощи.
     Рыночная модель системы социального страхования базируется на следующих принципиальных положениях:
- финансирование обеспечивается в основном за счет взносов работодателей (включаемых в себестоимость продукции) и работников (удерживаемых из зарплаты);
- размеры страховых услуг находятся в зависимости от размеров взносов.    
      Только делающие взносы имеют право на получение услуг, которые чем значительнее, тем больше размеры взносов и тем дольше их производят. Особенности демографического и социально - экономического развития нашей страны вызывают необходимость смешанного финансирования пенсионного и других видов социального страхования (за счет средств работодателей, работников и государства).
      Формирование средств на социальное страхование предлагается организовать из трех источников: большую часть следует оплачивать работодателям (примерно 60% всего объема), а две другие части распределить между работниками и государством.
       Доля отдельных источников финансирования определяет сам характер системы страховых выплат: взносы выражают ее страховые принципы, а участие государства символизирует идею солидарности перед лицом потребностей, удовлетворение которых невозможно обеспечить лишь за счет страховых взносов, что заставляет обращаться к дофинансированию систем из государственных источников (дотации национальных систем социального страхования за счет федерального бюджета довольно типичное явление, например, в Австрии они составляют 25%, в Германии - 21%, в Канаде - около 30% их общего объема). Страховые взносы работодателей и самих застрахованных прежде всего играют роль источника, обеспечивающего выплату компенсаций за утрату дохода пропорционально его величине, а средства государства предназначаются для выплат всеобщего характера и обеспечения минимального уровня страховых пособий, если для этого недостает поступающих страховых взносов.
        С учетом вышеперечисленных аргументов, выполненных макроэкономических расчетов и зарубежного опыта нами предлагается экономическая модель социального страхования для России, рассмотренная ниже (табл. 3).
Таблица № 3
Предлагаемое распределение страховых взносов в фонды обязательного социального страхования, % фонда зарплаты.
Вид страхования
Работодатели
Работники
Государство
Всего
Пенсионное страхование
12,0
2,0
6,0 (социальные и базовые пенсии)
20,0
Страхование профессиональных и региональных пенсий
В среднем 2,0 (тариф гибкий: от 0,1 до 10,0)
1,0
2,0 (шахтеры, горняки и др., работающие в экстремальных условиях)
5,0
Страхование по болезни
3,5
0,5
0,5 (пособия по уходу за ребенком, оздоровление застрахованных)
4,5
Медицинское страхование
2,5
0,5
1,5 (неработающие члены общества)
4,5
Страхование от несчастных случаев на производстве
В среднем 1,0 (тариф гибкий: от 0,5 до 10%)
-
-
1,0
Страхование по безработице
0,5
0,5
0,5
1,5
Страхование по уходу
0,5
0,5
0,5
1,5
Итого:
22,0
5,0
11,0
38
        Размер минимальной величины заработной платы работника, с которой целесообразно ввести обязательные страховые взносы работника в пределах 5 - 7% от ее нетто величины (нижний предел), можно установить как пороговую величину, размер которой должен составлять не менее 80% от средней заработной платы в промышленности. Верхний предел заработной платы работника, выше которого обязательные страховые взносы работника не взимаются, можно установить как пороговую величину на уровне не более 250% средней заработной платы в промышленности.
       Установление нижнего и верхнего пределов заработной платы связано с необходимостью недопущения чрезмерного сокращения покупательной способности остающейся (после уплаты налогов и страховых платежей) заработной платы (нижний предел заработной платы), а также достижения оптимального и справедливого перераспределения бремени страховых взносов (верхний предел). Кроме того, для снижения общего финансового бремени работников (налоги и страховые взносы), потребуется несколько снизить (на 2 - 3 процентных пункта) величину налоговых платежей, с тем чтобы совокупное финансовое обременение работника не превышало 15 - 18% его заработной платы.
        Предложенная более дифференцированная структура системы социального страхования в большей степени смогла бы обеспечивать учет природы риска, что крайне важно для наиболее точного расчета финансовых средств, необходимых для страхования и более высокого уровня социальной защиты, а также исключить скрытое перераспределение финансовых средств, неизбежное, к сожалению, при применении объединенных систем.
       Законодательные предложения по формированию современной системы социального страхования в России.
В сфере совершенствования законодательства представляется целесообразным в числе основополагающих и первоочередных мер предусмотреть:
- поэтапное, в течение 2 - 3 лет, повышение минимальной заработной платы до уровня прожиточного минимума, с тем чтобы ее уровень приблизился к 40% средней заработной платы;
- пересмотр и расширение «замороженного» потребительского бюджета, который следует в ближайшее время довести до дореформенного (15 - летней давности) уровня, и определить стратегические задачи поэтапного приближения до величин среднеевропейского уровня;
- принятие законодательных мер по уменьшению поляризации заработной платы и доходов, доведя в среднесрочной перспективе соотношение заработков крайних децильных групп до 1:10, уменьшив тем самым разбег в полтора раза;
- законодательное определение сроков и мероприятий по доведению величины национальных расходов на социальную защиту до минимального уровня в 20% ВВП, как это определено рекомендациями Копенгагенских решений 1995 года и что в свое время обязалась выполнять и Россия.
      Предложенные концептуальные решения по регулированию заработной платы и финансовой модели социального страхования позволят повысить уровень целевого распределения страховых средств в соответствии с уровнями и необходимостью компенсации социальных рисков, что возможно с помощью решения следующих основных задач:
- минимальные размеры страховых пенсий и пособий должны поэтапно повышаться, с тем чтобы в обозримой перспективе (3 - 4 года) их размер приблизился к прожиточному минимуму пенсионера и получателей пособий;
- средние размеры пенсий и пособий могут быть повышены за этот же период до уровня 180 - 200% прожиточного минимума;
- максимальные размеры выплат по страхованию будут соизмеримы с коэффициентом замещения не ниже 50 - 60% предыдущего заработка.
      Тем самым будут созданы предпосылки для формирования механизмов социального страхования, позволяющих существенно повысить уровень пенсий и выплат, качество жизни населения, а также приблизить уровни социальных гарантий застрахованных россиян до уровня международных требований.
       Кроме того, в отличие от действующей системы предлагается ввести и новые виды социального страхования:
- страхование профессиональных и региональных пенсий, что позволит финансово обеспечить существующие виды досрочных пенсий (за работу во вредных условиях труда и «северных» досрочных пенсий);
- страхование по безработице, которое будет решать задачи по профессиональному переобучению и трудоустройству безработных;
страхование по уходу одиноких пенсионеров, инвалидов и других категорий населения, которые нуждаются в регулярной и систематической помощи на дому.
        Формирование новых институтов обязательного социального страхования потребует принятия ряда федеральных законов. В число важнейших из них входят: «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации»; «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и детством»; «Об обязательном пенсионном страховании работников, проживающих в районах Крайнего Севера»; «Об обязательном социальном страховании одиноких пенсионеров и инвалидов и других категорий работников, нуждающихся в регулярной и систематической помощи на дому»; «О Фонде социального страхования Российской Федерации».
      Новая модель социального страхования потребует повышения демократичности в управлении социальным страхованием. Для этого необходимо разработать и принять федеральный закон о товариществах взаимного страхования, а также ратифицировать Конвенции МОТ № 102 и 144, к которым Российская Федерация пока еще не присоединилась. Базовые положения данных конвенций, регулирующие минимальный прожиточный минимум застрахованных и демократичные формы управления в данной сфере, злободневные темы в сегодняшней России. Их ратификация позволила бы провести комплекс организационных, законодательных и управленческих мероприятий, направленных на выработку национальной модели социального страхования и достижение консенсуса социальных партнеров в данной сфере.
 
1.4. Особенности формирования и управления страховыми фондами в системах страховой защиты.
К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе, сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.
Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечивающие надежной социальной защитой население страны.
Переход к рыночной экономике сопровождался модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. В наибольшей степени это относится к её центральному звену - бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды.
В России государственное обязательное социальное страхование представлено четырьмя фондами:
- пенсионным;
- обязательного медицинского страхования;
- социального страхования;
- занятости (до 2001 г.).
В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.
Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов.
Специфика внебюджетных социальных фондов - четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.
Согласно Бюджетному Кодексу Российской Федерации: государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевой назначение.
Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления.
Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в порядке, установленном федеральным законом, в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов и сами внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными.
Ранее (до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации), внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему РФ, являясь самостоятельным элементом российской финансовой системы (общегосударственные финансы). С принятием БК РФ федеральные внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы, фонды субъектов Федерации - во второй. В настоящее время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются БК РФ; порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации.
Однако нельзя не отметить, что наряду с обязательным государственным социальным страхованием возникают и постепенно развиваются негосударственные пенсионные фонды, некоторые страховые компании заключают договоры медицинского страхования.
В своей теме я раскрываю сущность государственной системы социальной защиты населения, как и каким образом, государство берет под свою опеку лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд.
Государственное обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
 
 
 
 
Заключение
Потребность в социальном страховании возникает на определенном историческом этапе экономического и социального развития общества. Анализ истории развития социального страхования в России показал, что его формы и задачи меняются в соответствии с социально - политической и экономической ситуацией в обществе. Это относится в равной степени и к нынешнему переходному этапу развития страны.
В настоящее время, скорее всего, невозможно разработать такую модель социального страхования, которая могла бы быть применима в будущем российском обществе. По всей видимости, сегодня можно говорить только о модели социального страхования переходного периода, четко указывая границы ее использования и возможности. Это не временная модель, а модель, которая должна соответствовать именно данному отрезку времени и решать свои специфические задачи. При этом ни зарубежный, ни отечественный опыт не может быть использован, по крайней мере в полной степени, поскольку каждая страна всегда находится в уникальной ситуации и поэтому строит свою собственную, в большей или меньшей степени отличную от других стран, систему социального страхования.
Еще совсем недавно многие ученые утверждали, что именно разгосударствление системы социального страхования и отдача ее на откуп рыночной стихии сделают ее более современной. Но именно переходный период требует безусловно большего участия государства в социальном страховании, именно в переходный период государство выступает самым главным страхователем. Сегодня это уже понятно. И только то, что государство сегодня сохранило большое влияние, в том числе и финансовое, на систему социального страхования в стране, помогло системе в целом более или менее успешно решать свои задачи. Конечно, при этом нельзя закрывать глаза и на те большие издержки, которые допускаются при государственном регулировании системы социального страхования и на которые вполне справедливо указывают многие ученые и публицисты.
Социальное страхование имеет специфическую особенность, определяемую природой страхования, а именно: создание механизма возмещения убытка при возникновении страхового случая и обеспечения дохода, невосполнимого другими способами. Но это не простое вспомоществование, как при социальном обеспечении. Возмещение предполагается только при наступление страхового случая и участие гражданина в системе социального страхования.
Важнейшим в реформировании социального страхования является создание законодательной базы социального страхования, современной нормативной правовой базы, регулирующей правовые, экономические и организационные основы государственного социального страхования, и соответствующей системы управления.
Сегодня почти полностью изменились принципы распределения общественного продукта, и в связи с этим изменилась и роль государства в деятельности системы социальной защиты, и все в меньшей степени ее деятельность обеспечивается за счет госбюджета. Государство, в лице правительства, имеет право непосредственно контролировать деятельность всероссийского фонда. Но обязанностей у него значительно больше: проведение единой политики в области социального страхования, оказание поддержки системе социального страхования, осуществление ее судебной защиты, отчисление в систему социального страхования средств из госбюджета.
Социальное страхование, охватывает преимущественно трудозанятое население, что ведет к ограничению круга людей, получающих поддержку. Должна быть хорошо развита система социальной защиты, которая включала бы еще один важный элемент - предоставление услуг и выплат в рамках социальной помощи. Только при эффективной работе этих двух форм социальной защиты и может быть достигнута цель, ради которой они создаются.
Но необходимо четко представлять, что социальные пособия, или вспомоществование, и социальное страхование это различные формы социальной защиты населения как трудообеспеченного, так и незанятого. Соответственно, в рамках этих форм по - разному решаются многие вопросы социальных гарантий, в том числе и финансовые.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.