На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Футуризм в русской литературе ХХ века на примере творчества В.В. Маяковского

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Национальный  государственный Университет физической культуры,
спорта и  здоровья имени П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург 

Кафедра связей с общественностью 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА 

     Футуризм  в русской литературе ХХ века на примере творчества В.В. Маяковского 
 

                                                                                    Исполнитель:
                                                                                                   студентка I курса                                     
                                                                                    специальности связи с общественностью
                               Суркова Е.А. 

                          Научный руководитель:
           ст.преподователь
     Рыбакова  О.Б. 

     Защищена ____________
                                         (дата)
     на  оценку _________
     Зав. кафедрой _________ 
                                            (подпись) 
 
 

Санкт-Петербург, 2010 
 

Содержание 

Введение                                                                                                   3
Глава 1.Футуризм у истоков. Итальянский футуризм.                         5
1.1. Рождение футуризма.                                                                       5
1.2. Основные деятели-футуристы.                                                        10
Глава 2. Футуризм в России.                                                                 11
2.1. Зарождение  течения.                                                                         11
2.2. Основные  черты.                                                                               12
2.3. Начало конца.                                                                                   26
Глава 3. Творчество В.В.Маяковского.                                                  28
3.1. Маяковский  и футуризм.                                                                  28
3.2. Творчество.                                                                                       28
Заключение                                                                                              32
Список используемой литературы                                                         33 

 


Введение.
   Рубеж веков, а тем более  тысячелетий, при всей условности  этих вех, располагает человеческое  сознание к размышлениям о  концах и началах, о причинах  и следствиях, о границах, переходах,  переломах истории, культуры, искусства
   Актуальность данной работы предопределена, прежде всего, самим объектом  исследования. Русский футуризм  позиционировал себя в культурном  поле своего времени как наиболее  репрезентативное проявление духа  эпохи великих надежд на радикальное  преобразование мира, грандиозных  научных, политических, эстетических  утопий. Не удивительно, что для  потомков он стал концентрированным  выражением «проклятых вопросов»  XX века: безбожие, революционность,  вера во всемогущество научно-технического  прогресса, имморализм, антиэстетизм, разрушение коммуникации. Претензии на роль более значительную, чем роль очередной поэтической школы, обернулись для футуризма ответственностью, выходящей за рамки сугубо эстетической. Литературно-художественный авангард был обвинен в пособничестве авангарду политическому. Социалистический реализм объявили законным детищем авангардной эстетики и идеологии.
   Объектом  данного исследования  стал феномен  русского футуризма  во всей совокупности его художественной  практики, теоретических концепций,  способов репрезентации  авторских  и групповых стратегий. 
   Предметом данного исследования  стала  идейно-эстетическая система   русского футуризма в период  расцвета и наиболее полной  выявленности  ее качеств, обусловленных взаимовлиянием идеологии, поэтики и прагматики нового искусства.  

   Цель работы состоит в том, чтобы, проанализировать  особенности  футуристической идеологии, поэтики и показать влияние этого явления на творчество В.В.Маяковского.
   Для этого необходимо решить  ряд конкретных задач:
1.Выяснить  главные отличия русского футуризма  от европейского;
2.Выявить  задачи футуризма;
3.Показать, чем обогатило русскую поэзию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Футуризм у истоков. Итальянский  футуризм.
1.1. Рождение футуризма.
   Как принято считать, футуризм появился в Италии в качестве своеобразного противовеса "перепроизводству культуры", превратившему за несколько предшествующих столетий блестящего расцвета искусств весь Апеннинский полуостров в громадный музей. Реакцией на это засилье "музейного" стиля жизни, на неподвижность культуры зачарованной прошлыми достижениями, стала футуристическая революция в искусстве, переставившая акценты на эфемерную поэзию ощущений, неведомое будущее, на взрывную энергию желания и воображения. Футуризм создал собственный проект культуры - наступательной, динамичной и агрессивной. Проект, не ограниченный лишь сферой искусства, но вторгающийся в социальную и политическую реальность. Он создал свою собственную эстетику борьбы и разрушения, эксперимента, игры и зрелища. "Футуризм, - писал глава итальянских футуристов, - это не секта, не школа, но скорее мощное движение энергии и интеллектуального героизма, в котором личность - ничто, тогда как воля к разрушению и обновлению все..."1
   Футуризм в Италии был придуман и организован в мощное и разностороннее движение фантазией, вдохновением и энергией одного человека - итальянского писателя Ф.Т.Маринетти. Дерзкие научные гипотезы и фантастические технические изобретения открывали головокружительную перспективу бесконечного прогресса, перспективу полного обновления человека и мира. Маринетти сумел уловить это дыхание времени, сконцентрировать воздух современности в ярких и конкретных формулах, задающих импульсы для обновления самых широких сфер культуры.
   Вождь и теоретик футуристического движения в Италии, Филиппо _____________________________________________________
1. Маринетти Ф.Т. Футуризм./Ф.Т.Маринетти.- СПб.: 1914.стр.18
Томмазо Маринетти родился 22 декабря 1876 года в столице Египта Александрии, в семье адвоката Энрико Маринетти. В школьные годы официальным именем мальчика (тем, что фигурирует в документах) было Филиппо Акилле Эмилио, а дома его называли просто - Томмазо. Так что когда Маринетти младший вырос, он выбрал себе имя Филиппо Томмазо.
   В Египте Маринетти учился во французском колледже, откуда был исключен вследствие скандала, связанного с некоторыми публикациями, сделанными им и его товарищами в выпускавшемся ими журнале "Папирус".
   К этому моменту его отец уже принял решение о возвращении в Италию, но самого Маринетти ждала пока иная судьба. Он направляется в Париж для окончания французской школы.
   В 1895 году Филиппо Томмазо возвращается в Италию, где поступает на юридический факультет университета в Павии, который заканчивает в 1899 году. С 1898 он сотрудничает в парижских литературных журналах. Пишет он на французском языке, который для него был, по сути, родным. Современники отмечали, что он даже говорил по-итальянски с акцентом.
   С 1905 года Маринетти с двумя компаньонами (а с 1906 года - без них) издает в Милане журнал "Поэзия", где печатались произведения французских символистов, а также другие последние достижения европейской культуры.
   Основными центрами футуризма были Милан Рим и Флоренция. В Милане появились первые манифесты футуризма. Но подлинное начало футуризма связано с Римом, где находилась тогда мастерская Балла: в его произведениях, созданных, начиная с 1904, уже появляются новые идеи и новые поиски, близкие футуризму.
   Интерес к новым темам (особенно "социальным" - трудовая жизнь рабочих окраин) сочетается с объективной, лишенной риторики интерпретацией реальности. Так возникает интерес к "социальному документу" и прославление урбанистической и "современной" цивилизации - основные элементы футуристической поэтики.
   Идеологическим центром футуризма была Флоренция. В первые годы века здесь были основаны многочисленные журналы («Leonardo» 1903 Regno 1903 Hermes 1904), которые играли роль культурного фона определяющую в развитии футуризма. С 1908 года, когда был основан журнал «La Voce» отношения прессы и движения стали более непосредственными особенно благодаря двум сотрудникам журнала писателя Джованни Папини и критика и поэта Арденго Соффичи тесно связанным с футуризмом. По их инициативе в 1913 был основан журнал «Lacerba».
   В Италии футуристы (вождь и теоретик движения Ф.Т.Маринетти и другие поэты, художники У. Боччони, К. Карра, Дж. Балла, Дж. Северини, Л. Руссоло, А. Соффичи, Э. Прамполини, архитекторы А. Сант-Элиа, М. Кьяттоне и др.) принимали будущее с экзальтированным оптимизмом, абсолютизировали внешние признаки технической цивилизации в качестве новых эстетических ценностей, знаменующих модель грядущего мироустройства, новый тип массового сознания.
   Первый манифест футуризма появился в печати на французском языке 20 февраля 1909 года в субботнем выпуске парижской газеты "Фигаро". В этом же году он был опубликован на итальянском в журнале "Поэзия", а также вышел в виде отдельной брошюры.
   Манифест состоял из двух частей: текста-вступления и программы состоявшей из одиннадцати пунктов - тезисов футуристической идеи.
   Одиннадцать - число пунктов программы, провозглашенной в манифесте - не случайная цифра. Это число было важным для Маринетти, он считал его чем-то вроде талисмана. Возможно, это связано с древними мистическими традициями, подобными каббализму, в которых каждая буква сопоставляется с числом - ее номером в алфавите. 11 - позиция, занимаемая буквой "М", начальной буквой фамилии Маринетти, в итальянском алфавите. Как бы то ни было, известно, что Маринетти интересовался мистикой и был суеверен, что, возможно, сыграло свою роль в формировании идеи футуризма. Число одиннадцать зачастую становится числом пунктов в футуристических манифестах, этим числом они часто подписываются, вне зависимости от реальной даты написания.
   Текст манифеста вызвал бурную реакцию и острый интерес к личности автора. Газеты поместили фотографию Маринетти за рулем роскошного автомобиля, в фуражке, с пышными усами, победоносным взглядом и папиросой во рту. Манифест положил начало новому жанру, внеся в художественную жизнь возбуждающий элемент – кулачный удар. Теперь поднимающийся на сцену поэт, артист будет всеми возможными способами эпатировать публику: оскорблять, провоцировать, призывать к мятежу и насилию (заметим, что именно эта составляющая футуризма была, прежде всего, с энтузиазмом воспринята русскими кубофутуристами в предреволюционные годы).
   Так же, как и первый манифест Маринетти, последующие теоретические выступления и художественная практика футуризма отражают восторженное, доходящее до фетишизма отношение к символам прогресса и преображению материального мира (особенно к средствам передвижения – автомобиль, самолет) и готовность к столь же радикальной перестройке культуры и самого человека. 
   Футуристы занимались написанием манифестов, организовывали вечера, где манифесты эти зачитывались со сцены и лишь затем – публиковались. Вечера эти в своем свободном течении заканчивались горячими спорами с публикой, переходившими в драки. Так течение получало свою скандальную, однако, очень широкую известность. Ярые приверженцы если не практики, то, во всяком случае, теории анархизма, футуристы верили, что сила и жестокость неуправляемой энергии разрушит и развернет жизнь Италии от "культа" прошлого к новому обществу. (“Noi vogliamo cantare l’amor del pericolo, l’abitudine all’energia e alla temerita. Il coraggio, l’audacia, la ribellione saranno elementi essenziali della nostra poesia”)1.
   Во главу угла ставилось слияние искусства и жизни, для чего использовались публичные выступления. Была разработана схема коротких представлений, бессодержательных, часто непонятных, но всегда эпатирующих и шокирующих. Резкие, взрывные звуки, подобные ружейным выстрелам, сопровождались вспышками света, криками и внезапными, необъяснимыми событиями, например, продажей двойных билетов, которые нарушали психическое равновесие публики. Аудиторию следовало довести до "звероподобного" состояния и с помощью шока вывести из себя, то есть сделать именно то, чего Маринетти пытался добиться средствами поэзии.
   В 1909 году Маринетти написал свой знаменитый "африканский роман" под названием "Футурист Мафарка" и успешно опубликовал его во Франции. Это роман о рождении нового бессмертного механического сверхчеловека, свободного от прошлого и способного летать. Это – история создания новой футуристической вселенной, содержащая все основные положения и понятия футуризма, такие как машина, война, "преодоление человека", "презрение к женщине", "смерть на краю юности", "сладострастие героизма", буйство природных стихий и "жажда абсолютной силы и бессмертия". История рождения Газурмаха, сына африканского короля Мафарки является аллегорией рождения самого футуризма, воплощающей особую мистику и главную религию этого движения – идею воли, преодолевающей зависимость от материи и природы. Публикация романа в Италии повлекла за собой скандал и шумный процесс против Маринетти с изъятием уже
__________________________________________________________
1. I futuristi, a cura di Francesco Grisi. Grandi Tascabili Economici, Newton,1994.стр.29 

опубликованного романа. Суть обвинений сводилась к "порнографическим" сценам и шокирующим деталям в изображении Мафарки: некоторые моменты были восприняты как оскорбление нравственных устоев.
   Футуристы произвели реформу не только живописи, архитектуры и литературы, также они пытались преобразить и театр. Футуризм поставил под сомнение современную ему театральную систему. Критика начиналась с осуждения примата драматургии в театральном искусстве: этот примат авангардисты расценивали как насилие над сущностью театральной игры - свободной творческой стихии. Законченный текст, согласно футуристическим концепциям, не должен быть доминантой и двигателем театрального процесса.
   Футуристы скептически относились и к главному завоеванию начала XX века — режиссеру. Во-первых, режиссер — это не только творческое призвание, но и профессия. А подходить к искусству с позиций профессионализма для дилетантов, которыми являлись футуристы, было совершенно невозможно. Помимо этого режиссер для них был существом, омертвляющим театральное действо. Режиссер виделся футуристам цензором, не предоставляющим возможности для импровизации. Футуристы же, с их кредо – “слова на свободе” это принять не могли.
   Кульминационный момент итальянского футуризма – 1913–1914 гг. – ознаменован появлением специальных галерей и собственных изданий. Наиболее значительные среди них – флорентийский журнал «Лачерба» и римская «Галерея Спровиери».
   С выходом первого номера журнала в январе 1913 года разногласия между футуристами принимают публичный характер. Ряд авторов, печатавшихся раньше в миланской “Поэзии”, редактируемой Маринетти, теперь предпочитает флорентийский журнал. В феврале 1914 года «Лачерба» публикует памфлет «Футуризм и маринеттизм», подписанный тремя основателями этого журнала, которые ставят в вину своему вождю «культ невежества, описательный натурализм, мессианский оптимизм, милитаризм, шовинизм, светскую религиозность, презрение к женщине». Полемизируя с миланцами, флорентийцы противопоставляют проповедуемому Маринетти “невежеству” – “сверхкультуру”, “словам на свободе” – “образы на свободе”, “пророчествованию” – “иронию”, “мессианскому оптимизму” – “искусственное веселье”.
   Во время войны энергия первой волны футуризма истощается, объединения распадаются, некоторые из основателей движения погибают на фронте. 

1.2. Основные деятели-футуристы.
   Еще когда с 1905 года Маринетти издает в Милане журнал "Поэзия". Здесь уже начинали сотрудничать и будущие соратники Маринетти в деле футуризма: Буцци, Каваккьоли, Говони, Альтомаре, Палаццески и другие.
   Также необходимо упомянуть и некоторых других деятелей-футуристов:
    У. Боччони(художник, скульптор);
    К. Карра(художник, график);
    Дж. Балла(художник);
    Дж. Северини(художник, график, скульптор);
    Л. Руссоло(художник, композитор, поэт);
    А. Соффичи(художник, художественный критик);
    Э. Прамполини(художник);
    А. Сант-Элиа(архитектор);
    М. Кьяттоне(архитектор).
Глава 2.Футуризм в России
2.1. Зарождение течения.
   Родоначальниками русского футуризма считаются «будетляне», члены Санкт-Петербургской группы «Гилея» (Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский и Давид Бурлюк), в декабре 1912 года выпустившие с манифестом «Пощёчина общественному вкусу». Манифест призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч., с парохода современности» и формулировал 4 права поэтов:
    На увеличение словаря поэта  в  его объёме  произвольными и производными словами (Слово — новшество).
    Непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
    С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Венок грошовой славы.
    Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.
 
   «Гилея» была самым влиятельным, но не единственным объединением футуристов: существовали также эго-футуристы во главе с Игорем Северянином (Санкт-Петербург), «Центрифуга» (Москва), группы в Киеве, Харькове, Одессе, Баку. Члены «Гилеи» придерживались доктрины кубофутуризма; в его рамках появилась заумная поэзия, изобретённая Хлебниковым и Кручёных. 
 
 
 

2.2. Основные черты.
                                                   «Только мы — лицо нашего Времени.»1 

  Конечно,  может показаться что русский и европейский футуризм очень близки, но традиции и менталитет придавали каждому из национальных движений свои особенности. Одной из примет русского футуризма стало восприятие всевозможных стилей и направлений в искусстве. "Всечество" - так определил художник Илья Зданевич один из важнейших футуристических художественных принципов.
   Проблемы единого стиля не существовало. Многие футуристы были одновременно поэтами и художниками (Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Алексей Крученых, Елена Гуро).Почти все они были склонны к теоретизированию, к рекламным и театрально-пропагандистским жестам. Это никак не противоречило их пониманию футуризма как искусства, формирующего будущего человека, независимо от того, в каких стилях, жанрах и видах работает его создатель.
  Принципы, которые изложил в своих манифестах  Маринетти, стали основополагающими для футуристической поэтики. В первую очередь принцип отказа от построения поэтического образа по традиционной для всей предыдущей поэзии схеме – путём его последовательного раскрытия через систему определений и сравнений. Далее Маринетти прибегает к помощи кардинальной реформы самого поэтического языка: обращение к свободной выразительной орфографии, отказ от знаков препинания, от использования наречий и качественных прилагательных - всё это для снятия
____________________________________________________
1.  Русский футуризм: Теория. Практика. Критика. Воспоминания: [Живопись. Театр. Музыка] / Сост.: В.Н.Терехина, А.П.Зименков.-М.: Наследие, 1999.стр.210
«пут», в которых находится поэзия.
   Безусловно, футуристические манифесты в России попали на хорошо подготовленную почву и не были единственным источником, из которого питалось новое искусство. В значительной мере основы русского футуризма намечались его главными оппонентами – символистами. Темы города, машинной цивилизации, всеобщего хаоса и разрыва привычных связей, отступления от нормативной поэтики, сложные виды рифм, - все это уже наблюдалось в их поэзии.
   Если в Италии футуризм был представлен одной группой Маринетти, то понятие “русский футуризм” включало в себя целый спектр явлений – от подчеркнуто независимых кубофутуристов до эпигонов «Мезонина поэзии», от близких к экспрессионизму участников “Союза молодежи” до лучистов и всеков. Борьба за первенство определяла накал взаимной критики. В силу этого манифесты русских футуристов не столько объединяли отдельных участников движения, сколько закрепляли их противоборства и обособленность.
   Немало отличий существовало в отношении к словесному материалу. Так, слова на свободе предполагали создание цепи аналогий, серии новых образов, но не изменение словоформы. Словотворческие опыты Хлебникова по склонению корней, заумный язык Крученых, использование ноль-формы Василиском Гнедовым, значительно углубляли эксперимент в поэзии.
   Особый интерес к фольклору заставил критиков писать о том, что “будетляне не есть футуризм, в то время как последний вовсе отрицает традицию, будетлянство есть новотворчество, вскормленное великолепными традициями русской древности”1.
__________________________________________________
1.Аренс Л.Хлебников – основатель будетлян //Книга и революция.1922, № 9-10.стр.25
   В нашей культуре футуризм никогда не обладал монополией на авангардизм в искусстве. История русского футуризма складывалась из сложного взаимодействия и борьбы четырёх основных группировок:
    "Гилея" (кубофутуристы) - В.В. Хлебников, Д.Д. и Н.Д. Бурлюки, В.В. Каменский, В.В. Маяковский, Б.К. Лифшиц;
    "Ассоциация эгофутуристов" - И. Северянин, И.В. Игнатьев, К.К.    Олимпов, В.И. Гнедов, Р. Ивнев и др.;
    "Мезонин поэзии" - Хрисанф, В.Г. Шершеневич, Р. Ивнев и др.;
    "Центрифуга" - С.П. Бобров, Б.Л. Пастернак, Н.Н. Асеев, К.А. Большаков и др.
 
   Общая основа движения - стихийное ощущение "неизбежности крушения старья" (В.В.Маяковский) и стремление предвосхитить, осознать через искусство грядущий "мировой переворот" и рождение "нового человечества".  

 Кубофутуризм.
   “Живопись и поэзия осознали  свою свободу”, - с этого утверждения  ведет начало кубофутуризм, уникальное движение, органично объединившее литературу и изобразительное искусство в поисках нового. Почти одновременно в 1908 году секретарь редакции журнала “Весна” Василий Каменский опубликовал “Искушение грешника”, ритмическую прозу никому не известного студента Виктора Хлебникова, а приват-доцент Генерального штаба Николай Кульбин собрал вокруг себя группу художников “Треугольник”.
   Русский кубофутуризм принято считать результатом взаимовлияния поэтов-футуристов и живописцев-кубистов. Активное взаимодействие поэзии и живописи, безусловно, явилось одним из важнейших стимулов формирования кубофутуристической эстетики.
   К началу 1910 года сложился круг  единомышленников, которым Хлебников  дал имя “будетлян” и глубокую оригинальную философско-эстетическую программу. Хлебников исходил из первобытного синкретизма творческого духа и возвращал словесность к ее истокам. “Словотворчество,-писал он, - враг книжного окаменения языка, и, опираясь на то, что в деревне, около рек и лесов до сих пор язык творится, каждое мгновение создавая слова, которые то умирают, то получают право бессмертия, переносит это право в жизнь писем”1.
   В апреле 1910 года группа художников  “Треугольник” откололась от Кульбина и по инициативе Матюшина и Гуро было создано общество “Союз молодежи”. Членами “Союза молодежи” были художники Павел Филонов, Ольга Розанова, Вольдемар Матвей, Эдуард Спандиков и др. В выставках “Союза молодежи” принимали участие и московские живописцы, входившие в общество “Бубновый валет”, в группу Ларионова.
   Один из них, Давид Бурлюк, с самого начала стремился создать радикальную платформу для критики искусства прошлого.
   Кубофутуристы – наиболее известная в наши дни группа русских футуристов, и сейчас невозможно определить, с чем это связано: с тем ли, что среди них был Маяковский, с тем ли, что в начале XX века их известность была шире прочих, или с тем, что их творчество лучше, чем у других укладывалось в футуристические каноны. Так или иначе, говоря о русском футуризме, мы в первую очередь подразумеваем именно членов "Гилеи".
______________________________________________________
1.Хлебников В. Собр. Произведений. Л., 1928-1933. Т.5.стр.627
   Осенью 1911 года произошла встреча Бурлюка с Маяковским. Вместе с участниками первого сборника «Садок судей» (Хлебников, Гуро, Каменский, братья Бурлюки, Гей (Городецкий), Низен, Мясоедов) плюс Крученых составили ядро литературного объединения будетлян «Гилея» (Гилея – лесная – древнегреческое название скифской области в устье Днепра близ Херсона, где служил управляющим имением отец Бурлюков).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.