Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблема духовности в психологии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Введение 

      Интерес к проблеме духовности особенно вырос  в последнее время. Этот термин широко употребляется для обозначения  различных процессов, происходящих в обществе, культуре и с самим  человеком. Но более или менее  единого определения духовности в настоящее время не существует, оно остается расплывчатым, неясным  и многогранным.
      Ни  одна психологическая проблема не получала столь широкого и всестороннего  внимания, как духовность и ни в  одной проблеме нет стольких «белых пятен» как в проблеме духовности.
      Почему  же категория духовности приобрела  в последнее время столь большое  значение?
        По мнению И.М. Ильичевой, во-первых, психологическое сообщество наконец-то осознало, что духовность - это истинный предмет психологии. Долгое время, изучая психические процессы, свойства и функции психологи ушли от исследования духовности, которая составляет сущность бытия.
      Во-вторых, понять феномен человека только с  позиции психического, как функции  мозга невозможно. Психология все  чаще начинает обращаться к описанию целостного феномена человека.
      В-третьих, понимание того, что экономическое процветание и технический прогресс без развития духовных сил человека не принесут ему подлинного счастья и ощущения радости жизни.
      В-четвертых, необходимость осмыслить феномен духовности в соответствии с современными тенденциями психологии, стремящейся к переосмыслению своего исторического опыта, к преодолению фрагментарности знаний по отдельным проблемам, в том числе по проблемам души, духа и духовности.
      В-пятых, необходимость интеграции в рамках фундаментальной психологической теории колоссального объема материалов по психологии духовности.
      В-шестых, психология, как и вся наука в целом, убедилась в неисчерпаемых возможностях человека, в его способности выходить за рамки индивидуальной судьбы и преодолевать ограничение физических возможностей силой собственной души.
        В-седьмых, теперь уже ясно видно, что будущее психологии - в ее интеграции с другими науками, а значит, эта усиливающаяся связь позволит по-новому взглянуть на традиционные психологические проблемы.
      Перечень  причин можно было бы продолжить и  дальше, но хочется подчеркнуть главную  идею, которая выступает связующей  нитью между всеми поколениями  психологов, так или иначе обратившихся к проблеме духовности, - человек всегда является причиной самого себя. Это означает, что он всегда занят поисками себя и познанием себя, реализацией своих сил, актуализацией возможностей, сознательным созиданием и взращиванием своей индивидуальности. В этом его духовность, как качество присущее только человеку, стремящемуся к познанию и истине [13.4].
      Целью данной работы является выявление основных проблем духовности в психологии.
      Основными задачами являются:
    Попытка ответить на вопрос, что такое духовность.
    Проведение теоретического и методологического анализа, в чем основные проблемы духовности в связи с психологией и как подходят к ее изучению в различных направлениях современной отечественной и зарубежной психологии.
      Предметом исследования являются проблемы духовности в психологии. В качестве объекта  исследования выступает  феномен духовности. Основными методами является теоретический анализ и обобщение исследуемого материала. 

      Глава I. Сущность духовности в психологии и ее основные  задачи 

      В настоящее время  в понимании  духовности наблюдается смешение различных  подходов, начиная с житейского и  заканчивая самыми сложными, имеющими вид строгих научных форм. В  различных толковых словарях значения термина «духовность» не совпадают, а сферах духовной жизни общества (науке, культуре и религии) в понимание духовности вкладывается различное содержание.
      Так, например,  в словаре русского языка (Институт языкознания) духовность - это прилагательное от слова «дух». Одно из его определений - это психические способности, сознание, мышление. Кроме того, дух - это и внутреннее состояние, моральная сила человека или коллектива. Слово «дух» может обозначать и основное направление, характерные свойства, сущность чего-либо (например, проникнуться духом народа, воинственный дух, дух противоречия). И наконец, слово «дух« выступает как обозначение бесплотного, сверхъестественного, злого или доброго существа принимающего участие в жизни природы или человека.
      Множество значений слова «дух» породило и множество значений прилагательного «духовный». В словаре русского языка «духовный» означает «связанный с внутренним, нравственным миром человека». «Духовность» же трактуется, как «интеллектуальная природа, сущность человека, противополагаемая его физической, телесной сущности» [13.7].
        Проникновение в психологию сведений  из различных источников, в том числе йоги, оздоровительных практик и боевых искусств побуждает исследователей обращаться к самым невероятным и парадоксальным теориям. Благодаря этому, существование мистических, оторванных от реальности теорий духовности, делает разработку этой проблемы чрезвычайно важной и актуальной. Однако, с другой стороны, проникновение в психологию сведений из различных, в т.ч. ненаучных источников о духовности стимулирует необходимость осмыслить их в новых социально-экономических условиях и тенденциях развития науки, стремящейся к плодотворному и взаимообогащающему диалогу с другими формами познания.
      Специфичность духовности как явления, одновременно объективной и субъективной реальности, часто порождает противоречие и крайности в понимании её подлинной сущности. У многих психологов, в том числе и российских, не вызывает сомнения тот факт, что духовная жизнь человека тесно связана с практической материальной стороной, а роль и место духовного в его реальной жизнедеятельности определяются условиями его воспитания и обучения, а также собственной активностью человека. Для психологии актуальным является и вопрос о том, как усвоение социального и духовного наследия способствует саморазвитию, «овладению» приемами духотворчества и духопознания (В.И. Слободчиков, В.Н. Панферов). Человек духовен, но ему предстоит еще стать духовным, отмечал  В.П. Зинченко[12].
      Духовность  является той потенциальной сущностью  человека, которая обеспечивает ему  полноценное развитие и саморазвитие, усвоение социального опыта с  целью преобразования собственной  природы. Выступая как сущность человека, духовность, одновременно, является целью  и результатом становления человека. Такое двойственное бытие духовности, как сущности, и как результат «вочеловечивания» индивида является еще одной причиной, порождающей проблему в понимании природы духовности.
      Особую  важность имеет всестороннее и непрерывное  развитие творческого и духовного  потенциала человека с помощью собственных  усилий. В настоящее время наблюдается снижением веры в науку и прогресс человечества, обращение к черной магии, оккультизму и различным псевдонаучным теориям, неверие человека в свои силы, утратой философских традиций в осмыслении жизни и сущности человеческого бытия, росте агрессивности и снижения ценности человеческой жизни и т.п. В этих условиях особенно важным является адекватное понимание духовности, так как сам термин начинает приобретать статус модного, и, по словам В.А. Пономаренко, «применяется так же теми, кто несет бездуховность, душевный разлад, нарушение гармоничности в человеческую суть» [22.809]. Поэтому одной из главных задач современной психологии заключается не только в разработке проблемы духовности в теоретическом аспекте, но и в психологическом обеспечении и сопровождении духовного развития человека, в обучении его противостоять перед лицом всех перемен, пессимизму и неблагоприятным прогнозам относительно будущего всей планеты и человечества и осмыслить жизнь во всех ее сторонах. Обращение к духовной силе человека, как главному двигателю его жизни, главной ценности, позволяющей полно и всесторонне насладиться радостью Бытия и реализовать свое главное предназначение, является важной и основной проблемой психологии. Помочь людям в обретении смысла жизни, заполнить «экзистенциальный вакуум», помочь пережить испытание свободой, увлеченность критикой всего - такова одна из задач современной психологии [12]. 

      Глава II. Исследование духовности в современной отечественной  психологи 

      Как уже было сказано выше, духовность с трудом поддается однозначному определению, а ее смысл толкуется  и понимается весьма многообразно. По словам Е.П. Варламовой, она чаще всего соотносится с глубинной структурой человеческой субъективности и отношения человека к миру и самому себе. Ее так же рассматривают как одну из важнейших черт мировоззренческих установок субъекта. Безусловным же является то, что духовность относится к высшим проявлениям человеческого духа, высшим уровням психики человека и специфически человеческим в человеке [8].
      В отечественной психологии проблема духовности получила освещение в  работах классиков психологии –  Л.С. Выгодского, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе.                В современной психологии она является предметом рассмотрения в исследованиях К.А. Абульханова-Славской, А.В. Брушлинского, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюка, М.И. Воловиковой, В.В. Знакова, В.П. Зинченко, В.Д. Шадрикова, П.Е. Симонова, Ю.П. Ершова, Е.П. Варламовой, Л.И. Анциферовой, Н.В. Марьясовой, В.А. Петровского, В.Н. Панферова, В.И. Слободчикова, Е.И. Исаева, С.К. Бондыревой, С.Д. Колесова, И.М. Ильичевой, В.Н. Колесникова и мн. др.
        За последнее десятилетие предпринимаются  различные попытки заложить основы  духовной психологии как особой  формы рационального знания о  становлении субъективного духа  человека в пределах его индивидуальной жизни.
     Феномен духовности с религиозной точки  зрения активно рассматривает в  своих исследованиях христианская психология, основателем которой выступает Б.С. Братусь.  Религиозное направление имеет четко заданные границы: в нем духовное выступает только как божественное откровение, Бог есть дух. А жизнь духовная – это жизнь с Богом и в Боге [11.113].
      В своих работах Б.С. Братусь представляет ценностно-смысловую концепцию личности, согласно которой сущность человека определяется через его отношение к другому человеку как к самоценности, к существу, олицетворяющему собой бесконечные потенции человеческого рода. Согласно ему, духовность, относится к родовым определениям человеческого способа жизни и выступает во всем своем богатстве и многообразии в качестве субъективного бытия и особого рода реальностью. Духовное начало человека связано с общественным и творчески-созидательным характером его жизнедеятельности, с включенностью человека в мир культуры. В психологическом плане духовность характеризуется понятиями разума и мышления, миром человеческих идей и созерцаний, такими эмоционально-волевыми свойствами и состояниями, как доброта, любовь, раскаяние, смирение. С общественной точки зрения она представляет собой идеальный комплекс норм, которые выступают по отношению к субъекту и обществу не как данность, а как заданность и непреложный императив.
      Определяя роль духовности в развитии личности, Б.С. Братусь указывает, что она придает смысл жизни человека. В ней он черпает ответы на волнующие его экзистенциальные проблемы: о смысле жизни, о критериях добра и зла, истины и заблуждения, красивого и безобразного. Она открывает человеку доступ к любви, совести, чувству долга, к правосознанию и государственности, к искусству, науке и религии, указывает человеку, что является для него главным и наиболее ценным, дает ему то, ради чего стоит жить. Духовность субъекта или «индивидуальный дух» представляет собой ответственное принятие и следование высшим образцам совокупной человеческой культуры: переживание нравственных норм общежития как внутреннего «категорического императива», усвоение высших ценностей родового бытия человека, как своих собственных [6].
      Исследуя  духовность личности, Н.В. Марьясова опирается на идеи С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, у них смысл жизни рассматривается как базовая мотивационная тенденция, направленная на осознание сущности собственной личности и её места в жизни, её жизненного предназначения. Смысл жизни является важнейшим двигателем развития личности. На основе смысла жизни личность избирает и формирует свой жизненный путь, планы, цели, стремления в соответствии с теми или иными принципами. Динамические смысловые системы испытуемых отражают устойчивую иерархию отношений человека с миром и проецируются в сознание в форме образа Я, в форме структур мировоззрения, что и позволяет выявить структуру мировоззрения духовной личности, представленную специфической системой смыслов.
      На  основе этого ею была сформулирована гипотеза, согласно которой психологическое исследование духовности возможно через анализ системы отношений человека к миру, с миром и к себе в мире (мироотношение, мировоззрение). По мнению Н.В. Марьясовой феномен духовной личности может быть исследован, как способность субъекта создавать осмысленный текст своего бытия (Образ Мира). Для духовной личности характерна ориентация на высшие ценности, которые складываются в устойчивую систему и определяют особый тип мироотношения человека [18]. 
      В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев связывают духовность и нравственность. «Говоря о духовности, – пишут исследователи, – мы имеем в виду, прежде всего,  нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следовать идеалам истины, добра и красоты… Духовная жизнь человека всегда обращена к другому, к обществу, к роду человеческому. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из измерений духовности человека» [25.334-335].
      Анализируя  работы А.А. Ухтомского, В.П. Зинченко пишет, что духовность есть устремление, неутоленность, беспокойство, напряженность и энергия, направленная на поиск истины, духовность – это практическая деятельность, направленная, прежде всего, на переделку самого себя, на создание духовного мира и собственного духовного организма. Понять суть духовности означает ответить на вопрос, что определяет поведение людей. Истинная духовность – это понимание собственной ответственности за поступок. Самым сложным для человека является необходимость свободы выбора между разными ценностями, жизненными концепциями. Поиск истинного пути – это внутренний труд, направленный на познание истины, в конечном итоге, на познание и принятие целостности мироустройства (Бог, сущее, мировой разум…). Духовность – это всегда выбор в пользу свободы выбора на основе высших духовных ценностей в пользу значимости человеческой жизни над «любыми государственными идеалами». Ложная духовность всегда предполагает подчинение, давление внешней силы (человека, идеи) и подавление свободной воли самого человека [9.82].
      Согласно  В.Н. Колесникову духовность - это основная глубинная Сила человеческой индивидуальности. Ее активность устремляет душевный мир к предельному состоянию эволюции - к совершенству. Пробуждение ее объединяет индивидуальность не по крови, а по духовному родству со всем живым окружением. Пробуждение духовности выражается в усилении чувства наполненности душевного мира, а подавление - в опустошении душевного мира («экзистенциальный вакуум»). При опустошении душевного мира возникает стремление «наполнить» его чем-то «объективным», что порождает нарушение приоритета «субъективного» над «объективным» и, как следствие, нарушение трех основных законов душевного мира со всеми вытекающими отсюда неврозами. Духовность - это стержень всех сил индивидуальности, обеспечивающий ее целостность. В случае подавления духовности возникает ноогенный невроз или, другими словами, невроз потери смысла жизни. Психология духовности в соответствии с тремя принципами причинности должна рассматривать в качестве главной силы «бессознательного» именно духовность. Поэтому психоанализ проективного материала должен быть, прежде всего, ориентирован на раскрытие смысла духовной символики, в которой скрыты глубина, будущее и возвышенность душевного мира. Отсюда психологическое резюме: постижение приоритета «субъективного» над «объективным» позволяет взглянуть на Вселенную из центра, лежащего внутри нас [15.149].
      А.А. Андрушкевич, исследуя первопричины духовно-нравственного здоровья, пишет: «Духовность выражает, прежде всего, нравственные, справедливые начала общественной жизни, свободу мысли, моральные нормы поведения в обществе, примат добра над злом» [1.172]. Она выступает как компонент мировоззрения человека, фрагмент его знания. Под духовностью человека понимается его способность различать и выбирать истинные нравственные ценности и подчинять им свои поступки, поведение, способ жизни. Выбор же истинных ценностей и способы включения их в процессы регуляции поведения и деятельности человека приводятся в действие человеческой волей. Отсюда делается вывод, что каждому человеку на его пути обретения духовности необходим собственный опыт испытания не только позитивных, но и ложных ценностей, чтобы затем на основе их сравнения опознавать и выбирать только истинные нравственные ценности и руководствоваться ими в своей жизнедеятельности. Духовно-нравственная сущность человека проявляет себя в «чувственно-информационно-волевой» сфере личности. Как отмечает А.А. Андрушкевич, духовность – источник активности человека, условие роста и усложнения его психического мира, внутренняя детерминанта действий и поступков человека, способа его жизни, в целом. Она определяет направленность личности, способствует ее спасению от безнравственного, гибельного пути, сохранению физического и психического здоровья, выживанию человека в социальной среде, а в макро-масштабе - поступательному развитию общества и всего человечества [1.176].
      Л.И. Ларионова выделяет в структуре духовности две составляющих: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя связана с категорией «Я» (Я-концепцией, направленностью личности, ее личностными ориентациями и личностными смыслами). Внешняя связана с категорией «другой» и проявляется во взаимоотношениях со значимыми другими. Выделение составляющих духовности условно, так как они взаимосвязаны и проявляются как во внешнем, так и во внутреннем плане личности. Духовность является системообразующим фактором одаренности, она связана с высшим уровнем развития личности и определяет направление, в котором происходит творческий процесс [16.27-30].
      Духовность  связывают еще и с информативностью. С.К. Бондырева и Д.В. Колесов, подчеркивают, что духовность — это мера владения индивида информационными ресурсами своего внутреннего мира, а также и содержательность (богатство и разнообразие элементов этого мира). Духовность - это содержательность, это не пустота (бессодержательность). И неслучайно, индивид тем более духовен, чем содержательнее он «как личность». В трудах С.К. Бондыревой и Д.В. Колесова проводится, четкая грань между понятиями «духовность», «одухотворенность», «душевность». В определенной степени – это продолжение христианской традиции, когда довольно часто духовность противополагается душевности. Считалось, что в отличие от душевного, духовное очищено от замаскированных импульсов своеволия, себялюбия, чувственности и агрессивности. У С.К. Бондыревой и Д.В. Колесова «одухотворенность» - это живой дух и объект, а «духовность» - это след посещения духом данного объекта и временного, а не постоянного, пребывания и нем. Духовность и душевность это понятия, объединяющие две разные совокупности психических черт индивида в пределах его единой психики: две стороны, два начала, две тенденции, две составляющие психической жизни. Позитивная душевность воплощена в доброте, доброжелательности, отзывчивости, чуткости, эмпатии, а духовность связана с широким кругозором, целостной картиной мира и развитым мировоззрением, творческой инновативностью, доминированием «высших» потребностей с подавлением или без подавления «низших» [4.33].
      Согласно  А.Я. Канапацкому духовность определяется как сущностная черта человека, предопределяющая его бытие и утверждающая человека в его «онтологической истинности». Обобщая представленные в психологической литературе определения духовности, автор характеризует ее как сложно организационную, целостную, саморазвивающуюся и открытую систему, представленную социально-психологическими образованиями, социальной активностью, способностями и потребностями, душевными и интеллектуальными состояниями, ориентацией на решение смысловых проблем, стремлением к высшему идеалу и сфере трансцендентального. Духовность – это устойчивое, по сути, подвижно-динамическое, по характеру, и нелинейное, по системной организации иерархических взаимовлияний и связей всех элементов духовной реальности, идеально-смысловое образование, способное производить в человеке личностные эффекты и преображения. Теоретическая модель онтологической системно-структурной организации духовности человека представляется А.Я. Канапацким в виде сопряжения субстанции духовности с ее проявлениями, где дух как субстанция, являющаяся основанием, ядром духовности и ее внутренней энергией, экзистенцирует на метафизической вертикали, имплицируя иерархические уровни духовного развития его носителя – человека [14.27].
      По  словам  В.В. Знакова нередко духовность связывается с изучением ситуативных и личностных факторов, способствующих возникновению у человека духовных состояний. Духовное состояние — это психологический феномен, характеризующийся тем, что человек временно «не замечает» внешнего мира, не ощущает своих органических функций, своей телесности, а сосредоточивается на осмыслении и переживании духовных ценностей, т. е. познавательных, этических или эстетических аспектов человеческого бытия. Условно говоря, духовные состояния противостоят материальной природе человека и мира: к вершинам духовного бытия субъект поднимается в редкие моменты интеллектуальных озарений и разрешения нравственно трудных этических конфликтов. В такие моменты в его личностном знании, индивидуальном опыте саморазвития появляется нечто большее, чем «приземленный» образ, модель внешних событий: возникает их внутренний смысл — психологическая основа формирования духовной сущности того, что стало предметом интеллектуальной и нравственной рефлексии субъекта [10.111].
      В.А. Пономаренко считает, что возникновению духовных состояний способствуют особые условия профессиональной деятельности, связанные с угрозой для жизни. Вот, например, как летчик-испытатель В.Е. Овчаров отвечает на вопрос о том, верит ли он в то, что Дух поддерживал крылья его самолета: «Думаю, что да. Но не некий абстрактный «Дух святой», а духовность в смысле высокой ответственности перед людьми и обществом, приподнятость духа выше нормативного в обществе благородства». Из самонаблюдений летчиков следует, что, несмотря на широкий спектр интерпретаций понятия духа, они связывали его с психологической защитой от состояния ожидания гибели, подспудного страха, угрозы психического истощения. Духовный слой рефлексивного сознания «в виде радости преодоления возвышенных чувств от удачно выполненного полета, приобщения к Пространству как фактору преддверия Духа, видимо, и создает ту духовную доминанту, которая удерживает «в подвалах» подсознания видовые защитные реакции и инстинкты самосохранения, предчувствий, навязчивых состояний, суеверий, фиксированных фобий и пр. Поэтому, если дух «приземлить», то его можно представить как психическое состояние, формирующее резерв выносливости в опасной профессии».
      Согласно  В.А. Пономаренко духовность субъекта — результат его приобщения к общечеловеческим ценностям, духовной культуре, а дух — прежде всего категория культурологическая, мировоззренческая. С этой позиции дух представляет собой объективное явление, обязательно предполагающее, потенциально содержащее в себе активность субъекта. Активность направлена на опредмечивание идей, формирование значений. В социологии весомый вклад в подобное понимание духа внес М. Вебер. Он применял понятие «дух капитализма» для определения такого строя мышления людей, для которого характерно систематическое рациональное стремление к получению законной и этически безупречной прибыли в рамках своей профессии [22. 162,270,272].
     Духовность, на взгляд Л.Н. Собчик, это - высший уровень самосознания человека и эмоционально дифференцированного отношения к явлениям окружающей жизни. Это понятие нельзя подменить высоким интеллектом и эрудицией. Духовность - традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям, окружающему миру, передающаяся из поколения в поколение. Духовность воспитывается в семье. Чем крепче семья, чем крепче в ней связь между поколениями, тем выше шансы воспитания в ней духовно развитого человека. Духовность — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Духовность человека - это умение выйти за рамки узко эгоистического стремления выжить, преуспеть, защитить себя от невзгод. Наполненная духовным богатством жизнь предусматривает не только включение в образ собственного Я огромной - вширь и вглубь - информации об окружающем мире, но и способность рассматривать свое Я в контексте мироздания. При этом человек выступает не в качестве пассивного звена, а в роли субъекта деятельности. Это - личность, пытающаяся понять свое в этом мире предназначение, стремящаяся наполнить свою жизнь определенным смыслом и активно реализующая свой потенциал во имя неких идеалов, а не в сугубо эгоистических целях [26].
     Духовность  нельзя свести к высокому и разносторонне  развитому интеллекту еще и потому, что это не только проблема самосознания, но и эмоциональная категория, предусматривающая  в сложном диалоге доброго  и злого начал бытия приоритет  первого. Для одних - это опора  на мораль общества, на принципы религиозных  догм, для других - это собственная  совесть, не позволяющие переступить  черту, за которой подстерегает опасность  ущемить интересы других людей. Если человек не преступает законов справедливости не из страха перед наказанием, а  по велению собственных нравственных установок, нарушение которых грозит ему утратой самоуважения, то это  уже признак более высокого склада души.
     Духовность - это понятие, которое имплицитно содержит в себе неравнодушие к окружающему  миру. Это - пристрастность с положительным  знаком. Это также стремление наполнить  свою жизнь увлеченностью и интересом  к разным сферам бытия, любовью к  своей стране, к природе, к людям, к тому, что не является инструментом реализации прагматической необходимости. В противовес обыденным интересам, направленным на то, чтобы ублажать человеческую плоть, духовность означает направленность человека на иные, нематериальные ценности. Готовность к духовному  развитию заложена в каждом человеке, но для того, чтобы она наполнила  его жизнь и душу, необходимо влияние  окружающей среды и то воспитание чувств, которое нельзя заменить образованием. Однако при прочих равных условиях более благодатной почвой для  спонтанно проявляющейся тяги к  духовному развитию являются интровертный, тревожный и сензитивный типы личности, то есть гипотимные личности. У них из всего спектра потребностей аффилиативная потребность является ведущей, что проявляется способностью к сопереживанию, склонностью к  самоанализу, тенденцией к оттормаживанию эгоистических желаний и стремлением сблизить реальный образ «Я» с идеальным. При этом мотивы их деятельности отличаются гуманистической направленностью и известной возвышенностью интересов над обыденными проблемами повседневной жизни. Этот тип личности изначально обладает теми базовыми свойствами, которые усиливают вероятность императивной тяги к духовно насыщенному стилю жизни. Такой вариант развития личности, по мнению Л. Н. Собчик, следовало бы назвать «первичной духовностью» [26].
     Тяга  к духовному обогащению, часто  неосознанная, может возникнуть как  явление вторичное («вторичная духовность») у людей, много страдавших, разочаровавшихся, «ушедших в себя» в силу вступившего  в действие защитного механизма  «бегства от проблем». У многих эта  «дорога к храму» в буквальном смысле приводит к Богу или к религии (что не одно и то же). При всех вариантах такой душевной трансформации  наблюдается усиление контроля над  эгоистическими устремлениями и  более выраженная обращенность к  своему внутреннему «Я». При этом динамическое исследование (в рамках диапазона колебания индивидуально-личностных свойств) обнаруживает повышение тревожности, пессимистичности и интровертированности по данным психодиагностических тестов. Эти данные отражают возрастание  тенденции к подавлению эгоистических  амбиций, склонность к ограничению  круга общения, гуманистическую  направленность интересов, умение сопереживать и сочувствовать, повышенную восприимчивость  к эстетике и все прочее, что  говорит об усилении гипотимных (в  том числе альтруистических) тенденций  и сглаживании гипертимных (в  том числе эгоистических) черт [26].
      Таким образом, анализ феномена духовности в  отечественной психологии показал, что существует множество отличающихся точек зрения на то, что следует  понимать под духовностью, но они не объединены в рамках единой теории. Однако описанные подходы к понятию духовности при всем их разнообразии позволяют выделить нечто общее, представленное во всех вышерассмотренных определениях этого феномена.
    Духовность - высшая подструктура человека.
    Подчеркивается ее интегрирующая, системообразующая функция в формировании целостности психического мира личности.
    Обосновывается основополагающая роль духовности, как регулятора поведения и деятельности человека, его взаимоотношений с другими людьми.
    При анализе духовности акцентируется внимание на ценностном, нравственном аспекте самоактуализирующейся личности.
 
 
      Глава III. Проблема духовности в зарубежной психологии 

Человек — это больше, чем психика: человек  — это Дух.
В. Франкл 

      Как и в отечественной, в зарубежной психологии сложилась довольно пестрая  картина подходов к пониманию  духовности.
      Впервые проблема духовности в психологии была поставлена В. Дильтеем, основателем так называемой «описательной психологии», в основе которой лежит метод «понимания», как непосредственного постижения духовной целостности. В. Дильтей, разрабатывая методологические основы «наук о духе» («описательную психологию»), рассматривал развитие личности так, что каждый этап этого развития определялся характерной для нее, все более возрастающей ценностью [3].
      Э. Шпрангер, являясь учеником В. Дильтея, продолжил развитие описательной психологии. Представление о духовности у него тесно связано с понятием индивидуальных ценностей. Высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, по его мнению, тот, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности. Принцип активности у Э. Шпрангера подобен его толкованию В. Дильтеем: весь мир культурных ценностей человечества является продуктом «объективации духа». Но Шпрангер развил это положение, конкретизировав, какие именно глубинные ценности души человека объективируются в культуре. Выделяя шесть основных человеческих ценностей, он создал концепцию о шести идеальных культурных типах человека: теоретическом человеке, экономическом, эстетическом, социальном, политическом и религиозном [3].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.