Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Структура философского знания и функции философии

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 26.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Структура философского знания и его  основные функции.
Как любая наука, философия имеет  свою структуру, т.е. относительно самостоятельные, но связанные друг с другом разделы - онтология, гносеология, методология, логика и социология.
Логика  в 19 веке сформировалась как самостоятельная  наука - наука о формах законах функционирования мышления, но первоначально она являлась разделом философии.
Чем определяется разграничение философии  по отдельным разделам? Если говорить, например, о физике, то ее разграничение  на определенные разделы: механика, термодинамика, физика газов, жидкостей и т.д., определяется многообразием физических свойств  и процессов в природе, специфичностью этих процессов по отношению друг к другу. Здесь все просто: многообразие объекта знания определяет и многообразие научных дисциплин, его изучающих. Не так просто обстоит дело в философии - ведь философия не ставит своей задачей формулировку каких-либо природных закономерностей, она формулирует систему предельно общих понятий, являющихся логическими формами научного осмысления этих закономерностей. Чем тогда определяется разграничение философии на указанные разделы?: если философия не имеет своего конкретного предмета, то основанием для разграничения философии на ее разделы является основной вопрос философии, вопрос об отношении мышления к бытию. Не надо большой остроты ума, чтобы уразуметь тот факт, что человек как природное тело резко отличается от других тел природы той особенностью, именуемой разумом, сознанием, душой.
Как говорил Декарт - cogito ergo sum («мыслю, следовательно существую»), подчеркивая тем самым реальность человека как человека, связывая это с разность мышления. Это понимали древние, населяя мир по аналогии с человеком духами или душами. Поэтому когда перед философией встала задача преодоления религиозно-мифологического воззрения на мир, то прежде всего возникла потребность ответить на вопрос - что такое, эта способность, именуемая разумом: или это нечто данное от Бога(как издревле учила религия) или это естественный природный феномен? Поэтому о встал вопрос об отношении сознания к бытию, а само это отношение понимается как связь, как зависимость одного от другого.
Ответ на этот вопрос с самого начала предполагает объяснение мира как он существует сам по себе, тем самым, в философии  выделяется круг вопросов, определяемый общим термином - онтология. Центральной проблемой онтологии является проблема субстанции. Что это за проблема?
Мир дан человеку со стороны его конкретного  видимого многообразия, будто бы не связанных между собой фактов, событий, вещей, процессов. Целью научного объяснения мира является не описание этого многообразия, его разрозненности, его единичной множественности, а объяснение сущности, закона, причины  наблюдаемого чувственного многообразия, ведь знать - -то не просто наблюдать и фиксировать реальность какого-то природного феномена, а точно формулировать причину наблюдаемого. Знание - это причинное объяснение наблюдаемых событий. Но стремясь к познанию законов причинной сущности, наука тем самым стремится свести видимое многообразие единичных процессов к некоторому всеобщему единству, некоторому единому основанию, исходя из которого можно объяснить реальность, существование, изменчивость определенного класса природных событий или каждого отдельного события.
Понятие субстанции(то, что лежит в основе) в философии было положено как логическое допущение, диктуемое потребностью выработки научного объяснения мира. Это допущение означает признание того, что объективный мир трактуется как источник и основание всех своих собственных изменений, всех формообразований. Это допущение означает стремление найти в изменчивом, многообразном мире что-то относительно постоянное, относительно стабильное, в своем существе ничем не обусловленное, ни отчего не зависимое, не сотворимое и неуничтожимое. Сущность философии как мировоззрения и состоит в том, что строится возможная в данную эпоху онтологическая картина мира, которая содержит в себе идеи и постулаты, с одной стороны не противоречащие наличному научному опыту, а с другой - стремящиеся к преодолению его исторической ограниченности. Такова мировоззренческая функция философии.
Вторая  функция философии - логика гносеологическая, которая связана со вторым разделом философии - гносеологией. Первая сторона ОВФ требует анализа причинной зависимости сознания от бытия(философия материализма). Она констатирует факт противоположности, несовпадения мысли о предмете и самого предмета. Люди в реальной жизни часто принимают мыслимое за действительное, но реальная практика быстро убеждает их в этом несовпадении, поэтому возникает вопрос - может ли человеческое мышление сформулировать такое представление о вещах, о мире, которое соответствовало бы самому тому миру? Это и есть вторая гносеологическая сторона ОВФ.
Человеческое  сознание часто взаимодействует  с внешним миром, часто через  знания (а не в своих мыслях, иллюзиях, фантазиях, воображении)которые сообщают сознанию предметность, содержательность. Поэтому развитие сознания есть процесс обогащения его все новыми и новыми знаниями, а сам процесс выработки нового знания называется познавательным процессом или познанием. Знание, с одной стороны, есть продукт познавательной деятельности особого рода людей(ученых), а с другой - это исторический процесс развития науки. Познание это не просто накопление результатов громадного множества познавательных актов, осуществляемых людьми, начиная с эпохи первобытности до наших дней, а наука - это не склад готовых изделий. Природа является нам системой связей и взаимодействий столь необъятной, что человек не сможет ее охватить.
Задача  философской гносеологии состоит  в том:
1. Обосновать сам принцип познаваемости  мира, доказать, что разум способен  выработать достоверные знания  о мире.
2. Показать, чем стимулируется развитие  знания, что побуждает людей во  все исторические эпохи выходить  за рамки познанного, т.е. объяснить  причины развития знания.
3. Сам факт развития знания говорит  о том, что люди каждую эпоху  обладают ограниченным знанием  о мире. Если это так, то зачем  определять границы знания? Поскольку  знания есть деятельность, то  естественно возникает вопрос  о средствах и способах достижения  истинного знания, а вместе с  тем и о причинах, приводящих  к заблуждению. 
Исторически познание - это работа разума, т.о. в рамках гносеологии образуется логика(Аристотель), которая впоследствии выделяется в самостоятельную науку, занимающаяся анализом форм, правил и законов функционирования мышления.
Современная наука(физика в особенности) ставит перед философией и логикой массу проблем, связанных с необходимостью анализа и интерпретации вновь вводимых понятий, логической структуры и принципов формирования научной теории, анализов языка и логико-математического аппарата науки. Выполняя эти задачи, философия тем самым выполняет свою логико-методологическую функцию.
В сфере науки(физики, например)потребность в философском осмыслении своих собственных результатов возникает тогда, когда новые научные концепции(теория относительности, квантовая теория) начинает противоречить сложившейся ранее и общепризнанной картине мира, когда в рамках самих теорий возникают логические противоречия, не находящие объяснения самой теории.
Специфика основных проблем философии
Для более целенаправленной, более эффективной  деятельности следует четко представлять, в чем заключается специфика  проблем философии.
Проблема  в философии есть логическая форма  познания. Понятие «проблема» родственно понятию «вопрос», точнее, проблема есть разновидность вопроса. Вопрос, заданный с целью проверить усвоение тех или иных правил пунктуации в  немецком языке или, допустим, отдельных  законов физики, есть вопрос, связанный  с воспроизведением общества знания. Проблема - это вопрос, являющийся органической частью поисковой познавательной ситуации, когда имеют место поиски новых  явлений, процессов, структур, законов, новой информации. Это знание о  незнании и некоторое предположение  о неизвестном, подлежащем раскрытию. Проблема философии, как и в частных  науках, организует познавательную деятельность, направляет исследование1.
Проблемы  бывают реальные и мнимые, вечные и  преходящие, существенные и несущественные и т.п. Псевдопроблемами являются, например, проблема вечного двигателя в естествознании и проблема первопричины в философии. Существуют также реальные, но ложно поставленные проблемы.
Всеобщее  в системе «мир-человек», составляющее предмет философского познания, и  является предметным основанием проблем  философии. Они сами всеобщи, предельны - предельны для бытия человека, для его общей программы деятельности, для всей человеческой культуры. Проблемы философского мировоззрения охватывают мир в целом, жизнь человека в  целом, отношение человека к миру в целом. Более широких проблем, чем в мировоззрении (по их значимости для деятельности человека), не бывает. Понятия материи, пространства, времени, движения, причины, возможности, необходимости и т.п. - предельные. Предельными эти понятия оказываются в силу того, что они находятся в основаниях любого рода человеческой деятельности. Например, вряд ли можно обнаружить род деятельности, который не вызывался бы определенного характера причинами, не протекал бы в определенных пространственно-временных условиях и т. д. Но как предельные, категории причинности, пространства, времени и другие не уясняются ни в одном из специальных видов деятельности. Можно выяснить причины любых явлений и человеческих поступков, но нелегко ставить вопрос о причине самой причинности. В качестве предельных понятий философские категории и принципы не подлежат уяснению в собственных терминах. Именно поэтому они исторически явились предельными, наиболее универсальными основаниями целостно-связной совокупности многообразных форм отношения человека к миру. Отсюда субъектно-объектный способ их уяснения как предельных оснований культуры. Предельная широта философских проблем и понятий связана, как мы видим, с их фундаментальностью для общего понимания мира, жизни, отношения человека к миру.
Все множество проблем философского мировоззрения может быть сведено  в пять больших групп: 1) онтологическую, 2)антропологическую (жизневоззренческую), 3) аксиологическую, 4) гносеологическую и 5) праксеологическую. Интегратором, ядром всех проблем выступает основной вопрос философии.
Основной  вопрос (или основная проблема) философии  фиксирует онтологическое и гносеологическое отношение материи и сознания и является центром философской  проблематики, отражающим реальное ядро предмета философского исследования. Это предметное ядро философии и  пытаются игнорировать сторонники антропологистской и онтологистской концепций. Вопрос о соотношении материи и сознания является «основным» потому, что без него не может быть никакого философствования, никакой подлинной философии. Другие проблемы только потому и становятся философскими, что их, оказывается, можно рассматривать через призму онтологического и гносеологического отношения человека к бытию. Этот вопрос является основным еще и потому, что в зависимости от ответа на его онтологическую часть формируются две главные, принципиально разные всеобщие ориентации в мире: материализм и идеализм.
Но  как бы ни была велика роль основного вопроса философии в формировании картины мира и в ориентировке человека в мире, его значение не абсолютно, и считать его основным в смысле «единственности», как это делают некоторые философы, вряд ли правомерно, так как это лишило бы относительной самостоятельности множество других важных проблем философии. Абсолютизация гносеологического отношения человека к миру ведет к редуцированию (а порой и к полному устранению) таких проблем, как проблема человека, смысла жизни, проблема мира в целом, проблема причинности и др. Предмет философии шире, чем отношения, фиксируемые в двух сторонах основного философского вопроса.
Итак, всеобщность (в отмеченном смысле), предельность - важнейшая и определяющая черта проблем философии.
Следующая особенность проблем философского мировоззрения - их «вечность», то есть постоянство для всех времен. Это  проблема «мир в целом», проблема человека, смысла жизни, свободы, взаимоотношения  философии и культуры, философии  и естествознания и др. Философия, отмечал В.И. Вернадский, «постоянно касается таких вечных вопросов человеческой мысли, по отношению к которым  никогда не может быть сказано  последнее слово»1.
Человеческая  мысль постоянно переосмысливает  их в свете нового опыта, новых  знаний, применительно к уникальной конкретной ситуации. Философские проблемы «вечны» в том смысле, что «они всегда сохраняют свое значение: в  каждую эпоху постановка этих проблем  означает не просто продолжение традиции, но и выявление новой перспективы»2.
Вечный  характер проблем мировоззрения  не означает, что отсутствует прогресс в глубине их осмысления. Проблема материи, например, от ориентации на единственную стихию или состояние вещества в античности эволюционировала к ориентации на первичные, в принципе неделимые атомы во французском материализме XVIII в., с переориентацией на ее гносеологический, а затем и субстанциальный аспект; такой поворот проблемы не есть ее исчерпывающее осмысление на все времена, но осмысление в стратегическом ее направлении. «Инвариантность» проблем философии создает видимость их неразрешимости вообще и отсутствия сколько-нибудь существенного прогресса в философии. М. Борн писал: «Я изучал философов всех времен и встретил у них множество ярких идей, но не смог усмотреть никакого стабильного прогресса к более глубокому познанию или пониманию сути вещей. Наука, напротив, наполняет меня чувством устойчивого прогресса»1.
Вечность  проблем философии не означает их принципиальной нерешаемости. Они решаемы, но только для каждого этапа развития общества и науки и в той степени, в какой это возможно при том или ином уровне научного знания, уровне развития общества, да и в зависимости от способностей самих философов. Как справедливо замечает У.Дж. Рапапорт, неверно измерять прогресс в философии, успешность мышления, исходя из числа решенных проблем; в философии прогресс не столь очевиден, как, например, в физике; прогресс в философии реализуется в развитии мысли одного и того же философа, школы, ориентации; прогресс в том, что так или иначе выявляются тупиковые пути, в том, что становится ясно, какие предпосылки необходимо принять, чтобы лучше осмыслить проблему.
Итак, специфика проблем философии  состоит также и в том, что  значительная их часть является постоянно  воспроизводимой на новой основе и в этом смысле «вечными».
В философии проблема происхождения  жизни имеет предельно широкий  смысл: она рассматривается в  отношении к материи в целом. Эта проблема имеет специфическое  решение. Если мир бесконечен в пространстве и во времени, если сохраняемость и неуничтожимость материи, ее атрибутов и модусов понимать не только количественно, но и качественно, то следует признать, что мир никогда не был и не может быть свободен от своего противоположения - духа (сознания), как и вообще от органической формы движения материи. В этом плане расколотость реальности на две части представляет собой не меньшую всеобщность, чем любая другая расчлененность материи.
Проблема  происхождения жизни, как видим, фактически распадается на две проблемы. Одна из них касается возможности  возникновения жизни (и сознания) на Земле или вне Земли, условий  и механизма превращения неорганических образований в биополимеры и  формулируется на языке химии, биохимии; при наличии в ней мировоззренческого аспекта, она все же (особенно в  наше время) является в целом естественнонаучной проблемой. Вторая проблема есть проблема качественной неуничтожимости материи, ее атрибутов, модусов, общих генетических отношений форм движения материи, т. е. проблема соотношения духа и материи вообще; вторая проблема включает в себя мировоззренческий аспект первой, но полностью к нему не сводится; она является специфически философской. Проблемы научно-философского мировоззрения и частных наук даже тогда, когда они близки в своих формулировках (например, проблема причинности в медицине и философии), не являются идентичными, но, имея общность в постановке и переплетаясь в решении, они остаются, несмотря на это, относительно самостоятельными, разнотипными проблемами.
Внутри  теоретического естествознания существует определенный слой знания, подвергающийся воздействию со стороны философии  и содержащий в себе понятия и  идеи философии. С другой стороны, в самой философии имеются проблемы, по своему генезису уходящие в той или иной мере в частные науки и для решения которых привлекаются помимо философских также частнонаучные понятия и представления. В результате сам язык философов не является «чисто философским»: в нем имеются наряду с философскими категориями и субкатегориями также и термины частных теоретических наук (как и термины обыденного языка).
Рассмотрение  специфики философских проблем  и феномена «философская проблема науки» приводит, помимо прочего, к выводу, что философское знание по своему характеру неодинаково. Имеется  фундаментальный тип знания, направленный на разработку всеобщих мировоззренческих  категорий, законов, принципов, на развитие философской теории, и имеется  прикладное философское знание, главной  задачей которого является помощь частным  наукам, а также конкретной практической деятельности людей. Философская онтология, гносеология, социальная философия  являются фундаментальным типом  философского знания, требующим для  полноты своего функционального  проявления (в том числе и для  своего развития) тесной связи с  философскими проблемами общественных, гуманитарных и естественных наук и  вообще с многообразием природной, социальной и духовной действительности.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.