На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Динамика, товарная и географическая структура современной международной торговли

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 26.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Вариант 15
1. Динамика, товарная и  географическая структура современной  международной торговли.
Международная торговля предоставляет  несомненные преимущества как в производстве товаров, так и в потреблении товаров и услуг. Она
способствует повышению  жизненного уровня населения, эффективности
производства. Однако, эти преимущества достигаются в условиях свободной
торговли, при отсутствии запретов и ограничений. Либерализация  и
протекционизм определяют в  настоящее время основные направления
развития мировой торговли. Либерализация торговли связана  с обеспечением
свободного доступа товаров  и услуг на внешние рынки, протекционизм
призван обеспечить регулирование доступа иностранных товаров на
внутренние рынки, защитить рынки, национальные отрасли
промышленности от недобросовестной конкуренции.
Учитывая данное обстоятельство, мировое сообщество выработало целый
ряд принципов, на которых  базируется международная торговля.
 
Динамика международной  торговли. Три важнейших составляющих характеризуют международную торговлю. К ним относятся общий объем международной торговли /товарооборот/, географическая и товарная структура.
Мировой товарооборот
Мировой товарооборот представляет собой сумму внешнеторговых оборотов всех стран. Внешнеторговый оборот страны— это сумма экспорта и импорта одной страны со всеми странами, с которыми она находится во внешнеторговых отношениях.
Поскольку все страны ввозят и вывозят  товары и услуги, то мировой товарооборот определяют еще как сумму мирового экспорта и мирового импорта.
Состояние мирового товарооборота оценивают его объемом за определенный временной период или на определенную дату, а развитие — динамикой этих объемов за определенный период.
Объем измеряется в стоимостном  и физическом выражениях соответственно в долл. США и в натуральном измерении (тоннах, метрах, баррелях и т. п., если оно применяется к однородной группе товара), либо в условном физическом измерении, если товары не имеют единого натурального измерения. Для оценки физического объема стоимостной объем делится на среднюю мировую цену.
Для оценки динамики мирового товарооборота  используются цепные, базисные и среднегодовые  темпы (индексы) роста.
Внешнеторговая статистика показывает стабильный и постоянный рост
мирового внешнеторгового  оборота в последние 15 лет, значительно
превышающий темпы роста  мирового ВВП.
Показатели экспорта и  импорта услуг подсчитываются на основе данных статистики платежного баланса Международного валютного  фонда. В целом услуги составляют около 25% от общего мирового оборота  товаров и услуг. Анализ внешнеторговой статистики показывает непрерывное  изменение внешнеторгового оборота, экспорта и импорта во второй половине ХХ века. Считается, что период между 1950 г. и 1970 г. был «золотым веком» в  развитии международной торговли, когда  наблюдался ежегодный 7-ми
процентный рост мирового экспорта.
Однако в 70-ые годы темпы  роста снизились до 5 –ти процентов, затем
наблюдалось в конце 80-х  годов заметное оживление международной
торговли. Ее максимальные темпы  роста отмечены в 2003 году, когда они
составили 16 процентов. Этому  способствовало динамичное развитие
экономики США, стран Юго-Восточной  и Южной Азии, в том числе  Китая и
Индии, динамичный рост экспорта развивающихся стран.
 
Географическая структура  международной торговли
Географическая (пространственная) структура мирового товарооборота характеризуется его распределением по направлениям товарных потоков — совокупности товаров (в стоимостном физическом выражении), движущихся между странами.
Различают товарные потоки между странами с развитой рыночной экономикой (СРРЭ). Их принято обозначать «Запад —  Запад» или «Север — Север». На них  приходится около 60% мирового товарооборота; между СРРЭ и РС, которые обозначают «Запад — Юг» либо «Север — Юг», на них приходится свыше 30% мирового товарооборота; между РС — «Юг  — Юг» — около 10%.
В пространственной структуре следует  различать также региональный, интеграционный и внутрикорпорационный товарооборот. Это части мирового товарооборота, отражающие его концентрацию в пределах одного региона (например, Юго-Восточной  Азии), одной интеграционной группировки (например, ЕС) или одной корпорации (например, какой-либо ТНК). Каждый из них  характеризуется своей общей, товарной и географической структурой и отражает тенденции и степень интернационализации  и глобализации мировой экономики.
Для оценки степени специализации  мирового товарооборота исчисляют  индекс специализации (Т). Он показывает долю внутриотраслевой торговли (обмен  деталями, узлами, полуфабрикатами, готовыми предметами одной отрасли, например, легковыми автомобилями разных марок, моделей) в общем объеме мирового товарооборота. Его величина всегда находится в интервале 0–1; чем она ближе к 1, тем более глубоко в мире международное разделение труда (МРТ), тем больше в нем роль внутриотраслевого разделения труда. Естественно, что его величина будет зависеть от того, как широко определена отрасль: чем она шире, тем выше коэффициент Т.
Особое место в комплексе  показателей мирового товарооборота  занимают те из них, которые позволяют  оценить влияние мировой торговли на мировую экономику. К ним относят прежде всего коэффициент эластичности мировой торговли. Он рассчитывается как отношение темпов индексов роста физических объемов ВВП (ВНП) и товарооборота. Его экономическое содержание состоит в том, что он показывает, на сколько процентов увеличился ВВП (ВНП) при росте товарооборота на 1%. Для мировой экономики характерна тенденция усиления роли МТ. Например, в 1951–1970 гг. коэффициент эластичности составлял 1,64; в 1971–1975 гг. и 1976–1980 гг. — 1,3; в 1981–1985 гг. — 1,12; в 1987–1989 гг. — 1,72; в 1986–1992 гг. — 2,37. Как правило, в периоды экономических кризисов коэффициент эластичности ниже, чем в периоды рецессий и подъема.
Товарная структура международной  торговли.
Товарная структура мирового товарооборота показывает долю той или иной группы товаров в его общем объеме. При этом надо иметь в виду, что в МТ товар рассматривается как продукт, удовлетворяющий какую-либо общественную потребность, на который направлены две основные рыночные силы — спрос и предложение и одна из них обязательно действует из-за рубежа.
Товары, производимые в национальных экономиках, по-разному участвуют  в МТ. Некоторые из них не участвуют  в ней вообще. Поэтому все товары делятся на торгуемые и неторгуемые.
Торгуемые — это товары свободно перемещаемые между странами, неторгуемые — в силу тех или иных причин (неконкурентоспособны, стратегически важны для страны и т. п.) не перемещаются между странами. Когда говорят о товарной структуре мирового товарооборота, то речь идет только о торгуемых товарах.
В наиболее общей пропорции в  мировом товарообороте выделяют торговлю товарами и услугами. В  настоящее время соотношение  между ними составляет 4:1.
В мировой практике используются различные  системы классификации товаров  и услуг. Например, в торговле товарами используется Стандартная международная  торговая классификация (ООН) — СМТК, в которой 3118 основных товарных позиций  объединены в 1033 подгруппы (из них  2805 позиций входят в 720 подгрупп), которые агрегированы в 261 группу, 67 отделов и 10 разделов. Большинство стран используют  Гармонизированную систему описания и кодирования товаров (в том числе с 1991 г. — РФ).
При характеристике товарной структуры  мирового товарооборота чаще всего  выделяют две большие группы товаров: сырье и готовую продукцию, соотношение  между которыми (в процентах) сложилось  как 20 : 77 (3% прочие). По отдельным группам стран оно изменяется от 15 : 82 (для развитых стран с рыночной экономикой) (3% прочие) до 45 : 55 (для развивающихся стран). По отдельным странам (внешнеторговый оборот) диапазон вариаций еще более широк. Это соотношение может изменяться в зависимости от изменения цен на сырье, особенно на энергоносители.
Для более подробной характеристики товарной структуры может быть использован  диверсифицированный подход (в рамках  СМТК или в других рамках в соответствии с задачами анализа).
Для характеристики мирового экспорта важное значение имеет расчет доли машиностроительной продукции в общем его объеме. Сопоставление его с аналогичным показателем страны позволяет исчислить индекс индустриализации ее экспорта (I), который может находиться в интервале от 0 до 1. Чем ближе он к 1, тем более тенденции в развитии экономики страны совпадают с тенденциями развития мировой экономики.
 
 
2. Сущность международных  корпораций. Влияние деятельности  ТНК на экономику стран базирования  и принимающие страны.
 
В мировой практике международная  корпорация (international corporation) рассматривается как форма структурной организации крупной корпорации, осуществляющей прямые инвестиции в различные страны мира. Результатом прямого зарубежного инвестирования международной корпорации может быть создание зарубежного предприятия (ассоциированной компании), в котором прямой инвестор-нерезидент владеет менее 50%, капитала; дочерней фирмы, где его доля превышает 50% и зарубежного филиала -- предприятия, полностью принадлежащего прямому инвестору.
Различают две формы международных  корпораций. Транснациональные корпорации (transnational corporation) - это корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу одной страны, а филиалы разбросаны по всему миру.
Под многонациональными корпорациями (multinational corporation) обычно понимают корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу двух и более стран, а зарубежные отделения также находятся в разных странах.
Транснациональные (ТНК) и многонациональные  компании (МНК) можно рассматривать  как формы существования международных  корпораций, а само разделение последних  на две формы проявления достаточно условно, так как их главным качественным признаком является не то, капитал  скольких стран создал головную компанию, а интернациональный характер деятельности компаний.
В контексте вышеизложенного международными можно считать все корпорации, имеющие хотя бы один зарубежный филиал, созданный на основе ПИИ.
Существует несколько вариантов  определения международных корпораций. Комиссия ООН по транснациональным  корпорациям, рассматривает международную  корпорацию как компанию:
    имеющую, хозяйственные единицы в двух и более странах, независимо от их юридической формы и поля деятельности;
    оперирующую в рамках системы принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и осуществлять общую стратегию через один руководящий центр;
    в которой отдельные единицы связаны посредством собственности или каким-либо другим образом так, что одна или более из них могут иметь значительное влияние на деятельность других и, в частности, делить знания, ресурсы и ответственность с другими.
В мировой практике под международными корпорациями понимают лишь действительно  крупные компании, оказывающие существенное влияние на мировой рынок товаров  и факторов производства.
Как правило, к ним относятся  лишь те многонациональные и транснациональные  корпорации, у которых:
    годовой объем продаж составляет не менее 1 млрд долл. (у «Дженерал Моторз» в 1996 году он составил 168 млрд долл.);
    от 1/5 до 1/3 общего оборота приходится на заграничные операции (у «Роял Датчшелл», занявшей в 1997 году второе место в мире по этому показателю, 65% оборота приходилось на зарубежные филиалы);
    доля зарубежных активов не менее 25%;
    филиалы имеются не менее, чем в шести странах.
Таким образом, главным качественным признаком международных корпораций является процесс прямого зарубежного  инвестирования. В силу этого мотивами размещения прямых инвестиций за рубежом (расширение рынков сбыта, получение  доступа к дешевым ресурсам, приобретение собственности) можно объяснить  процесс возникновения международных  корпораций.
Вместе с тем при этом следует  учитывать более конкретные мотивы и цели международной предпринимательской  деятельности.
В соответствии с теорией транснациональных  издержек наиболее важным стимулом интернационального производства являются конкретные характеристики ресурсного потенциала (основных фондов, кадров, ноу-хау) материнской и зарубежной фирм.
Эффективность деятельности компании напрямую связывается с оптимизацией внутри- и межкорпоративных связей, с выбором наиболее эффективных  цепочек взаимодействия с поставщиками, сбытовиками и покупателями.
Практически во всех теоретических  обоснованиях зарубежной предпринимательской  деятельности международных корпораций особое место занимает сокращение транснациональных  издержек путем использования трансфертных цен.
Трансфертные цены - это внутренние условно-расчетные цены, применяемые  во внутрикорпоративной торговле международных  монополий, формирующиеся не стихийно (под влиянием спроса и предложения), а исходя из стратегических целей  компаний. В силу этого они могут  отклонятся как вверх, так и вниз от мировых цен в зависимости от целей применения и конкурентных условий.
Международные корпорации, возникнув  в конце XIX века, прошли достаточно долгий путь эволюционного развития, в процессе которого изменялись приоритеты их форм и сфер деятельности, внутрикорпоративная  структура и стратегия.
I этап (конец XIX -- начало XX века) возникновения  международных корпораций связан  с транснациональной деятельностью  промышленных монополий метрополии, которые вовлекли в орбиту  своих экономических интересов  сырьевую базу колоний, дополнили  отношения политической зависимости  колоний их экономической зависимостью, объединили своими связями многие  страны и привели в конечном счете к созданию мирового капиталистического хозяйства.
II этап (период между двумя мировыми  войнами) характеризовался тем,  что подготовка ко второй мировой  войне, рост государственных расходов  на военные цели предопределили  развитие международных корпораций  в форме военно-промышленных транснациональных  компаний, производящих вооружение, боеприпасы, амуницию. Они сохранили свою мощь и в настоящее время.
На III этапе (50-е годы) интенсивно развиваются  международные компании интегрирующего типа как по капиталу происхождения  головной компании (многонациональные  компании, что особенно характерно для стран Западной Европы), так  и по сфере деятельности. Интеграция производства до 60-х годов шла  по горизонтали и по вертикали, был  создан не только мировой рынок сырьевых, но и промышленных товаров. Завоевание рынка, производство товаров массового  спроса для потребителей с высоким  жизненным стандартом в промышленно  развитых странах и перевод грязных  и трудоемких производств в развивающиеся страны становятся стратегическими целями развития международных корпораций в форме транснациональных и многонациональных компаний.
На IV этапе (60-е - 70-е годы XX века) международные  корпорации, используя достижения НТР, преимущества межстрановой кооперации производства и поддержку правительств своих стран все в большей степени ориентировались на внешнеэкономическую сферу своей деятельности, которая становилась для них основным источником их прибыли. В этот период зарубежные филиалы и предприятия международных корпораций, работая по единым стандартам и принципам с материнской компанией в сфере производства, сбыта, менеджмента стремятся преодолеть сложившееся негативное отношение в принимающих странах (приведшее к национализации многих из них) и стать органичной частью их национальных экономик. С этой целью многие международные компании отказываются от стратегии сброса грязных производств в развивающиеся страны, становятся проводниками достижений НТП в периферийные страны, используют национальные инженерно-технические кадры, вступают в партнерские отношения с местными фирмами, интегрируя их в свой состав.
На этом этапе международные  корпорации приобретают и другие качественно новые черты: происходит отказ от четкой отраслевой ориентации; промышленный капитал все теснее переплетается с финансовым и торговым, наукой; активизируются процессы унификации и стандартизации производства, НИОКР. На этой базе они превращаются в комплекс международного производства, науки, капитала, товаропроводящей сети, новых форм маркетинга и менеджмента.
На современном, V этапе (начавшемся в 80-е годы и продолжающемся в  настоящее время) появляется новая  форма международных корпораций - глобальные, качественные отличия  которых от ранее рассмотренных проявляются в следующем:
    они работают в рамках общемировой глобальной стратегии, нацеленной на завоевание уже не отдельных сегментов мирового рынка, а ключевых мирохозяйственных позиций в производстве и реализации продукции, которой подчинены производство, НИОКР, корпоративное управление, производство новых видов товаров и услуг, глобальный маркетинг и послепродажное обслуживание, постоянная связь с потребителями (реальными и потенциальными);
    они используют глобальные факторы производства (капитал, рабочую силу, природные ресурсы, предпринимательские способности). 380 крупнейших корпораций сосредоточили сегодня в своих руках 40% глобальногопотенциала и 80% технологических нововведений;
    они создали систему глобального международного производства, размещенного в большинстве стран мира.
К числу глобальных корпораций в  настоящее время можно отнести  лишь 20-30 крупнейших компаний мира. Наиболее яркими их примерами могут служить  американские «Кока-Кола», разместившая свое производство в 190 странах, «Ай-Би-Эм», имеющая филиалы в 124 странах, «Экссон» - в 100 странах.
Современный этап развития международных  корпораций характеризуется не только появлением глобальных корпораций, но и качественным изменением организации  деятельности:
    в условиях НТП и жесткой конкуренции главной целью их деятельности является получение не максимальной прибыли (этот показатель занимает сейчас 5-6 место), а обеспечение финансовой устойчивости и «максимизация рынка»;
    создание глобальных сетей производства и сбыта в рамках единой глобальной стратегии компании; при этом, не довольствуясь созданием производства законченного цикла в одной стране, международные корпорации стремятся специализировать каждое предприятие глобальной сети на наиболее рациональном производстве отдельного узла, компонента для конечной сборки там, где это наиболее выгодно;
    расширение масштабов международного разделения труда в рамках международных корпораций базируется на горизонтальной и вертикальной интеграции производственной, исследовательской, сбытовой и т.п. деятельности разбросанных по разным частям мира подразделений компании;
    международное производство, создаваемое ими, - не только материальное, но и нематериальное;
в последнее десятилетие интенсивно растут ПИИ международных компаний в сферу услуг, в том числе  в информационные, рекламные, консалтинговые и т.п. виды услуг, развитие науки;
    стратегия международных корпораций в развитии обрабатывающей промышленности базируется на качественно новой (глобальной) комбинации материальных, финансовых и человеческих ресурсов и нацелена на повышение производительности труда и рост эффективности производства (по некоторым оценкам, доля обрабатывающей промышленности в 2025 году не превысит 10% мирового ВНП, но за счет роста производительности и эффективности мировые потребности в ее продукции будут удовлетворены полностью);
    интенсивное развитие внутрикорпоративной торговли между подразделениями международной компании (она составляет сейчас примерно 1/3 всей мировой торговли);
    вывоз капитала международными корпорациями нацеливается не только на увеличение количества зарубежных филиалов, но и на сокращение разрыва в организации и технологии производства в различных странах: качество изделий и услуг компании независимо от места производства и должно соответствовать мировым стандартам);
    разработка, передача и использование технологий преимущественно в рамках замкнутой корпоративной структуры и одновременно (в целях снижения риска в конкурентной борьбе) создание совместных научно-исследовательских центров и программ, перекрестное лицензирование с другими корпорациями (как партнерами, так и конкурентами);
    диверсификация деятельности международных корпораций по формам (их насчитывается 15). Наиболее эффективными считаются гибридные или комплексные формы внешнеэкономической деятельности: движение товаров, капиталов, технологий, знаний. Все большее распространение в мировой практике получает «лифрэксдинг» (lifrexding)
    комплексное сочетание обмена лицензиями, франчайзинга, экспорта товаров и ПИИ. В сфере нематериального производства ярко обозначена тенденция и специализация на определенном виде ВЭД (в финансах, сбыте, менеджменте, страховании);
    «сплетение» международных корпораций, принадлежащих к разным национальным и международным центрам и усиление их взаимодействия в виде стратегических систем, семей, альянсов, слияний и поглощений;
    стремление приспособиться к трехполюсной модели мира определяет открытие международными корпорациями хотя бы по одному крупному предприятию-координатору деятельности зарубежных филиалов и фирм в каждом из центров триады США - Западной Европе - Японии.
И так, современные международные  корпорации представляют собой гигантские промышленно-финансовые объединения, интернациональные по сфере своей  деятельности, построенные по принципу централизованного планирования и  управления в мировом масштабе, активно  участвующие в процессах мировой  торговли, инвестирования капитала, обмена технологиями, производственного и  научно-технического сотрудничества, миграции рабочей силы, усиливающие  процесс интернационализации мира, активно использующие объективные тенденции МРТ и способствующие установлению новых схем во всемирном разделении труда.
 
3. Деятельность АТЭС. Каковы  интересы и перспективы России  в сотрудничестве с этой организацией?
В мире не так много «естественных» регионов, которые четко определяются географическими параметрами и  государственными границами. Большинство  же регионов динамично меняются в  зависимости от приоритетов мировых  и региональных держав. К их числу  относится и Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), объединяющий государства с существенными политическими, экономическими и цивилизационно-культурными различиями. Включение стран в АТР по признаку вхождения в бассейн Тихого океана отражает чисто экономический подход к формированию региона с опорой преимущественно на транстихоокеанские связи в области торговли, инвестиций, услуг и т.д. В этом случае к АТР относят страны Восточной Азии, а также США, Канаду, Австралию и др.
Одни исследователи считают, что  выделение АТР в самостоятельный  регион искажает ситуацию в мировой  системе международных отношений, и предлагают в качестве альтернативы отказаться от понятия АТР в целом  и давать оценки на уровне его субрегионов. Другие конструируют регион на более универсальной геополитической и геоэкономической основе и утверждают, что встречные потоки мировых тенденция «стягивают» воедино четыре «старых» региона - Центральную, Южную, Северо-Восточную и Юго-Восточную Азию, что способствует возникновению на пространстве Восточной Евразии нового геополитического регионального комплекса - Большой Восточной Азии. Речь идет о таких тенденциях, как укрепление влияния Китая на его западных границах, включение КНР и Японии в интеграционные процессы со странами АСЕАН, усиление экономических и военно-политических позиций Индии, активизация США в Центральной Азии.
Идея создания Тихоокеанского Экономического сообщества в интересах взаимовыгодного  сотрудничества стран АТР витала в воздухе с начала 60-х годов. Появлению межправительственного  форума «Азиатско-Тихоокеанское Экономическое Сотрудничество» (АТЭС) во многом способствовали усилия крупного бизнеса и деятельность учрежденного в 1980 г. Совета по Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС). В рамках этой международной неправительственной организации (МНПО) к диалогу по вопросам экономического сотрудничества в АТР были подключены национальные комитеты стран-участниц, формировавшиеся из представителей правительственных, деловых и научных кругов. Наработанные СТЭС институционные механизмы и опыт многостороннего сотрудничества были широко использованы при создании АТЭС.
Форум АТЭС стал, с одной стороны, отражением процесса глобализации в  азиатском регионе, а с другой стороны - воплощением идеи тихоокеанского регионализма, реализованной Соединенными Штатами при активной поддержке  союзников - Японии и Австралии. Последними двигали обеспокоенность формированием  торговых блоков в других регионах, а также стремление укрепить связи  с быстро развивающимся регионом Восточной Азии, от которого во многом зависело их собственное экономическое  будущее. В целом же основатели Форума АТЭС видели в нем средство противодействия  «крепости Европа», которая активно  продвигалась к созданию общего рынка. Для несевероамериканских стран это была попытка защититься от возможного подъема протекционизма в Северной Америке.
Таким образом, создание АТЭС было обусловлено, главным образом, экономическими факторами, хотя впоследствии деятельность Форума приобрела ярко выраженный политический характер.
Принципы деятельности и структура АТЭС.
Странами-основателями АТЭС выступили  Австралия, Бруней, Индонезия, Канада, Республика Корея, Малайзия, Новая Зеландия, Сингапур, США, Таиланд, Филиппины и  Япония
Первая встреча министров иностранных  дел, экономики и торговли этих государств состоялась в ноябре 1989 г. в Канберре (Австралия). Впоследствии к организации  присоединились 9 стран: КНР, Гонконг, Тайвань, Мексика, Папуа-Новая Гвинея, Чили, Перу, Россия и Вьетнам. Быстрое становление АТЭС свидетельствовало о том, что его деятельность соответствует процессам глобализации, тенденциям регионализма и отвечает потребностям развития государств-участниц. Всего за четыре года эта межправительственная организация прошла путь от конференции на уровне министров до ежегодных саммитов с участием лидеров ведущих государств АТР. Первый такой саммит, прошедший в 1993 году в Сиэтле, был инициирован президентом США Б. Клинтоном. Россия стала членом АТЭС в 1998 году.
В настоящее время на 21 участника  Форума АТЭС приходится 55% мирового ВВП (18 триллионов долларов), 54% объема мировой  торговли (5,2 триллионов долларов) и  более 40% населения земного шара (более 2,5 миллиарда человек). Несмотря на консультативный статус, эта межправительственная организация разрабатывает правила  и нормы торговли, инвестиционной и финансовой деятельности в регионе, отражая общемировую тенденцию  интернационализации хозяйственной  деятельности государств.
В своей работе АТЭС руководствуется  двумя основными принципами: «открытого регионализма» и «согласованных односторонних мер». Суть первого принципа заключается в том, что развитие сотрудничества и снятие ограничений на движение товаров, денежных и людских потоков внутри АТР сочетается с соблюдением принципов ВТО и отказом от протекционизма в отношении государств, не являющихся членами этой организации. Последние на основе взаимности получают возможность пользоваться всеми преимуществами такого сотрудничества. Второй принцип позволяет участникам выбирать приемлемые для них темпы торговой и финансовой либерализации. В результате скорость движения межправительственной организации по пути интернационализации определяется возможностями и потребностями наиболее отсталых, с этой точки зрения, стран-участниц, и для достижения поставленных целей не требуется высокий уровень институционализации. Поэтому Секретариат АТЭС не велик и не имеет полномочий, которые позволяли бы ему добиваться выполнения членами организации решений, принимаемых на основе консенсуса.
Порядок принятия решений в АТЭС был утвержден с учетом опыта  Ассоциации государств Юго-Восточной  Азии (АСЕАН) - одной из наиболее успешных межправительственных организаций  с более чем сорокалетней историей. Так называемый азиатский подход, или «путь АСЕАН», с одной стороны, обеспечил «жизнеспособность» азиатских  межправительственных организаций, а  с другой стороны - послужил причиной их низкой эффективности. В силу этого, не все участники АТЭС удовлетворены  нормами деятельности организации и время от времени выступают за их пересмотр.
По своей структуре АТЭС - это объединение форумов, работающих по определенным правилам. Решения высшего органа не носят строго обязательного характера. Высший орган состоит из двух «палат»: встречи министров (иностранных дел и торговли) и неформального саммита лидеров (глав государств и правительств). Председателем Форума в течение года является страна, на территории которой проводится саммит. Она берет на себя расходы по организации саммита и определяет тематику работы АТЭС на срок своего председательства (один год). По результатам саммита принимаются декларации, в которых подводятся итоги работы организации за прошедший год и формулируются позиции участников относительно событий региональной или мировой экономики и стратегия Форума.
Встреча старших должностных лиц - орган, призванный координировать работу по реализации решений, принятых лидерами и министрами; он же является связующим  звеном между высшим органом и  форумами, имеющими статус структурных  подразделений АТЭС. Важный элемент  структуры - Деловой консультативный  совет, представляющий собой автономный бизнес-форум, в который входят по три представителя от каждого  государства.
Органы АТЭС называются форумами. К ним относятся 3 комитета (по торговле и инвестициям, экономический, по бюджету и управлению) и 11 рабочих групп (по энергетике, рыболовству, развитию малых и средних предприятий, транспорту, туризму, развитию людских ресурсов, промышленной науке и технологиям, сохранению морских ресурсов, телекоммуникациям и информации, развитию торговли, техническому сотрудничеству в области сельского хозяйства).
Секретариат АТЭС располагается в  Сингапуре и состоит из исполнительного  директора, функции которого выполняет  представитель председательствующей в текущем году страны, заместителя  исполнительного директора (представитель  страны, которая будет председательствовать в АТЭС в следующем году), штата  профессиональных сотрудников (чиновники  от каждого участника Форума) и  местного техперсонала.
Проблемы и перспективы  развития АТЭС
Пик деятельности АТЭС пришелся на 1994 - 1995 годы, когда были поставлены задачи и объявлен план действий по формированию в регионе свободной торговли и инвестиций. В соответствии с Богорской декларацией (1994 г.) создание зоны свободной торговли было намечено для промышленно развитых стран на 2010 год, для развивающихся - на 2020 год. В 1995 году была принята Осакская программа действий, которая закрепила принципы деятельности межправительственной организации и определила три базовых направления экономического сотрудничества в АТР: торговая и инвестиционная либерализация, содействие торговле и инвестициям, экономическое и техническое сотрудничество.
Тем не менее, перспективы формирования полномасштабной интеграционной группировки  на базе АТЭС представляются неопределенными - во многом из-за несовпадения приоритетов  англо-саксонских и развивающихся  азиатских государств. Так, США заинтересованы в быстрой и полной либерализации  торговых и финансовых потоков и  в открытии рынков восточноазиатских  стран, на долю которых приходится большая  часть дефицита их внешнеторгового  баланса. Вот почему Вашингтон настаивает на повышении уровня институционализации  АТЭС и введении принципа обязательности принимаемых решений. В этом американцев  поддерживают Канада, Австралия, Новая  Зеландия и ряд других государств. В свою очередь, страны АСЕАН, Япония и Южная Корея* отстаивают добровольный характер этого процесса. Приоритетами для АТЭС развивающиеся страны Восточной  Азии считают не либерализацию торговли и капитала, а содействие торговле и экономическое и научно-техническое  сотрудничество.
Что касается Пекина, то он активно  участвует в деятельности как  СТЭС, так и АТЭС. КНР выступила  организатором проведения ежегодного совещания СТЭС в Пекине (1990 г.) и  саммита АТЭС в Шанхае (2001 г.), в  которых принимали участие в  качестве член
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.