На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Функции языка

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и  науки РФ
Федеральное государственное  автономное образовательное  учреждение высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Политехнический институт 
 
 
 

РЕФЕРАТ
по  дисциплине «Русский язык и культура речи»
Тема: Функции языка 
 
 
 
 
 
 

Выполнил  
 
 
 
 
 

Красноярск 2012
План
Введение
1. Функции языка
2. Коммуникативная  функция
3. Когнитивная  функция
4. Кумулятивная  функция
5. Другие функции  языка
Заключение
Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
    Русский язык в самом широком  смысле слова -- это  совокупность всех слов, грамматических форм, особенностей произношения всех русских людей, т.е. всех, говорящих  на русском языке  как на родном.
    Среди разновидностей русского языка четко выделяется русский литературный язык. Он справедливо  считается высшей формой национального  языка.
    Русский язык обеспечивает преемственность  культурных традиций народа, возможность  возникновения и развития мощного  потока национальной литературы. С  другой стороны крупные социальные потрясения, затрагивающие основы общественного  устройства, всегда оставляют весьма заметный след в языке.
    С одной стороны, он обеспечивает взаимодействие отправителя вербального (словесного) сообщения и его получателя, адресата. В этом случае говорят о его  коммуникативной функции. Данную функцию  принято считать ведущей, поскольку  именно она, по мнению большинства современных  учёных, определяет сущность языка.
    С другой стороны, язык направлен на действительность и на тот мир образов, который  выстраивается между действительностью  и человеком, выступая как множество  знаний, образующих в совокупности картину, или модель, мира. Эта картина  мира, локализованная в сознании, постоянно  пополняемая и корректируемая, регулирует поведение человека. Язык не просто передаёт в актах коммуникации в  виде высказываний сообщения, в которых  содержатся те или иные знания о  каких-то фрагментах мира. Он играет важную роль в накоплении знаний и их хранении в памяти, способствуя их упорядочению, систематизации, т.е. участвуя в их обработке. Тем самым язык обеспечивает познавательную деятельность человека. В данном случае говорят о его когнитивной  функции.
    Обе функции языка неразрывно связаны, они взаимно предполагают друг друга. Для лучшего понимания этих сторон языка можно обратиться к рассмотрению того, что собой представляют коммуникация и познание мира.
    Информационные  процессы служат передаче и получению, накоплению и хранению, обработке  информации.
    Под информацией в самом общем  смысле можно понимать сообщение. Это  сообщение, будучи принятым какой-то системой (живой организм – человек или  созданное им информационное устройство – компьютер), меняет информационное состояние данной системы и в определённых случаях может оказаться стимулом (командой) к осуществлению каких-либо операций или действий, к началу или завершению какого-либо процесса. Например, переданное сообщение о том, что завтра возможен сильный дождь, может побудить захватить с собой зонтик при выходе из дома. Иначе говоря, информация способна осуществлять функцию управления.
    Всякий  информационный процесс предполагает наличие следующих компонентов  и отношений между ними:  
Отправитель сообщения > Сообщение > Получатель сообщения

    Сообщение не материально. Оно не может быть передано или воспринято непосредственно. Носителем сообщения выступает  определённый физический сигнал.
    Переход от сообщения к сигналу осуществляется в процессе кодирования. Переход  от сигнала к сообщению – это  процесс декодирования. Так, физическим носителем сообщения, передаваемого  посредством речевого высказывания, является акустическое событие (последовательность звуковых волн, подвергшаяся соответствующей  модификации в том, что касается характеристики их сегментов в отношении  частоты, интенсивности, длительности и тембра).
    При кодировании и декодировании  используются элементы соответствующего кода (в речевом общении эти  функции выполняет языковая система, в состав которой входят компоненты прагматический и семантический, лексический, или словарный, или номинативный, и синтаксический, морфологический  и фонолого-фонетический). Этот код  должны знать и отправитель, и  получатель.
    В речевом взаимодействии отправителем сообщения является говорящий. Его  мозг и произносительные органы обеспечивают процесс кодирования сообщения  и передачу физического сигнала, т.е. они функционируют в качестве передатчика. Получателем сообщения  выступает слушающий. Восприятие им звукового сигнала и декодирование  осуществляются приёмником, в состав которого входят органы слуха и мозг.
    Сообщение характеризуется тем, что оно  относится к какой-то теме (предмету). Предметом сообщения обычно является отображаемое в сознании некое событие (сцена).
    Таким образом, язык представляет собой полифункциональную систему, имеющую дело с информацией - с ее созданием, хранением и передачей. Функции языка связаны с его сущностью, природой, назначением в обществе и в то же время взаимосвязаны между собой.
Цель  реферата - дать характеристику основным функциям языка.
1. Функции языка
    Категория функции в науке четко не определена. Нет единства в понимании содержания  этого понятия  и у лингвистов. В большинстве работ под функцией языка понимается основное предназначение языка – так выделяется коммуникативная функция как его единственная функция.  Эту мысль развивают в своих работах отечественные лингвисты –теоретики Н.И. Жинкин,  Р.В. Пазухин, Г.В. Колшанский Б.А. Серебренников и некоторые другие.
    Ряд ученых, наряду с коммуникативной, выделяют функцию выражения мысли –  экспрессивную и считают ее вполне равноправной с коммуникативной  функцией языка. (А. Чикобава, А.А. Реформатский, В.З. Памфилов и др.)
    Кроме того, функциями именуются сферы  употребления  языка (функция межнационального общения, функция научного или бытового общения ит. п.), а также виды использования  языка в частных ситуациях  общения (поэтическая функция, эмотивная функция, функция обращения, указательная функция, магическая функция, кумулятивная функция, функция воздействия и т. п.)  
    Таким образом,  термин «функция» в лингвистике употребляется в нескольких значениях:
    1)общие функции языка как общественного явления, отличного от других общественных явлений; назначение, роль языка в человеческом обществе
     2) свойства языка как системы знаков, назначение, роль единиц языка.
    3) частные функции, которые выполняет  язык в конкретных ситуациях  общения людей.
      В первом и третьем случае говорят о функциях языка, во втором - о функциях языковых единиц (фонем, морфем, слов, предложений).
    Функции языка - это проявление его сущности. Исследователи языка не сходятся в вопросе о количестве и характере  функций. Язык выполняет много функций (ученые выделяют до 25 функций языка  и его единиц), однако основная функция  языка, главное его назначение - быть средством общения людей.
    Австрийский психолог, философ и лингвист Карл Бюлер, описывая в своей книге  «Теория языка» различные направленности знаков языка, определяет 3 основные функции  языка:  
1) Функция выражения, или экспрессивная функция, когда выражается состояние говорящего.  
2) Функция призыва, обращения к слушающему, или апеллятивная функция.  
3) Функция представления, или репрезентативная, когда один другому что-то говорит или рассказывает.

    Есть  и иные точки зрения на функции, выполняемые  языком, например, как понимал их Реформатский А.А.  
1) Номинативная, то есть слова языка могут называть вещи и явления действительности.  
2) Коммуникативная; этой цели служат предложения.  
3) Экспрессивная, благодаря ей выражается эмоциональное состояние говорящего.  
В рамках экспрессивной функции можно ещё выделить дейктическую (указательную) функцию, объединяющую некоторые элементы языка с жестами.

    Но  большинство исследователей к основным функциям языка относят коммуникативную, когнитивную, кумулятивную.
2. Коммуникативная  функция
    Функцией  языка как общественного явления  является коммуникативная – функция  передачи информации от субъекта к  субъекту. Коммуникативная функция  присуща языку, с какой бы точки зрения мы его не рассматривали – как сточки зрения говорящего, так и с точки зрения слушающего. Она реализуется в любой ситуации общения. Это и позволяет считать коммуникативную функцию основной функцией языка как общественного явления.
      Язык служит, прежде всего, средством человеческого общения. Мы живем в обществе и общаемся в определенном социуме в определенном пространстве в определенное время. Таким образом, язык является основным средством общения.
    Коммуникация - значит общение, обмен информацией. Иными словами, язык возник и существует, прежде всего, для того, чтобы люди могли общаться. Информация - это  сведения, доступные для понимания  и важные для поведения того, кому они адресованы. Текст будет информативным  только тогда, когда адресат готов к его восприятию и когда содержащиеся в нем сведения каким-то образом подействуют на его поведение.
    Языковая  коммуникация имеет целый ряд  наименований: речевая коммуникация, вербальная коммуникация, речевое общение, вербальное общение, речевая деятельность, речь.
    Минимальными  единицами языковой коммуникации являются речевые акты (или языковые акты). Слово акт употребляют, чтобы  подчеркнуть динамическую, процессуальную сторону явления. Если не имеется  в виду процесс, нередко пользуются термином высказывание. Речевые акты принято условно квалифицировать  как реализации (произнесения, исполнения) предложений, хотя подчас речевым актом  называют и такую далеко не элементарную форму, как лекция, проповедь, доклад.
    Слово речь довольно многозначно. Это и  акт произнесения высказывания, говорения (т.е. акт говорящего), и единство актов говорящего и пишущего, и  акт пишущего, и единство актов  пишущего и читающего, и вся совокупность актов говорящего и пишущего, с  одной стороны, и актов слушающего и читающего, с другой стороны. Иначе  говоря, речевой акт может рассматриваться  как единство, с одной стороны, акта производства высказывания и его  передачи в устной или письменной форме и, с другой стороны, акта восприятия и понимания этого высказывания. Мы можем говорить о речи устной и письменной. Слово речь может  служить названием формы бытия  языка, способа его существования.
    Человеческая  коммуникация вообще и языковая коммуникация в частности подчиняются тем  условностям, которые приняты в  данной этнической культуре или в  данном социальном коллективе в данную историческую эпоху. Поэтому одного знания системы того или иного  языка, его фонологических, грамматических и лексических правил мало для  того, чтобы успешно общаться на этом языке. Крайне необходимы очень  хорошие знания из области этнолингвистики  и социолингвистики, относящиеся  к данному этносу или этнографической  группе, к данному социуму или  социальной группе. Иными словами, от человека, желающего успешно общаться с носителями другого языка, требуется умение вживаться в менталитет другого народа (этноса) или субэтноса, в менталитет его определённой социальной (сословно-классовой, профессиональной, поло-возрастной) группы.
    Язык  не просто замкнутая в себе система  знаков, а система правил коммуникативного поведения человека в условиях определённой культуры и социума.
    Известно, что можно хорошо знать нормы  произношения, слова и правила  употребления их, грамматические формы  и конструкций, уметь использовать различные способы выражения  одной и той же мысли (владеть  синонимией), иначе говоря, быть компетентным в лингвистическом и языковом отношении, однако не уметь использовать эти знания и умения адекватно  реальной речевой обстановке, или, как  говорят ученые, коммуникативной  ситуации. Иначе говоря, для владения языком важны умения и навыки употребления тех или иных слов, грамматических конструкций в конкретных условиях общения, или коммуникации (коммуникация -- от лат. communico -- связываю, общаюсь). Именно поэтому в обучении языкам выделяется тип коммуникативной компетенции. В значении, близком к этому  термину, в литературе иногда используется термин речевая компетенция.
    Коммуникативная компетенция - это способность понимания  чужих и порождения собственных  программ речевого поведения, адекватно  целям, сферам, ситуациям общения. Она  включает в себя знание основных понятий  лингвистической речи (в методике их обычно называют речеведческими) -- стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений  в тексте и т.д.; умения и навыки пересказа текста. Однако охарактеризованные знания и умения еще не обеспечивают общения, адекватного коммуникативной  ситуации.
    Очень важное место в коммуникативной  функции занимают собственно коммуникативные  умения и навыки - выбрать нужную языковую форму, способ выражения в зависимости от условий коммуникативного акта, - т.е. умения и навыки речевого общения сообразно коммуникативной ситуации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.