На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формы разделения труда

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?2
 
                                                                                     
СОДЕРЖАНИЕ
                                                                                                                          Стр.
 
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….2
 
1. ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА …………………...………..........6
     1.1. Основные стадии общественного производства ………………………...6
 
     1.2. Теория разделение труда по А. Смиту ……………………………....…..7
 
     1.3. Причины разделение труда ………………………………………………10
 
 
2. ВИДЫ И ФОРМЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА.……………………………..........15
    2.1. Внутризаводское разделение труда.……………………………………... 17
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...………………………………………………………............….22
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ .……….…………...……....24


ВВЕДЕНИЕ
 
Разделение труда – это исторический процесс. Начиная с древнейших цивилизаций, четко прослеживается тенденция к разделению функций между людьми на основе умственных, физических, физиологических и др. особенностей. Первобытные племена от собирательства и охоты переходили к земледелию и скотоводству. С укрупнением образовывались касты воинов, ремесленников, купцов, знати. По половым признакам природного разделения функций появился матриархат, патриархат.
Само по себе разделение труда существовало всегда; между мужчиной и женщиной, хозяином и работником, здоровым и калекой. Но с развитием отношений и производства человечество перешло от природного (естественного разделения труда) к экономическому и социально-экономическому разделению труда.
Существует несколько определений разделения труда. Вот только некоторые из них.
Разделение труда – это исторический процесс обособления, закрепления, видоизменения отдельных видов деятельности, который протекает в общественных формах дифференциации и осуществления различных видов трудовой деятельности. Разделение труда в обществе постоянно изменяется, а сама система разнообразных видов трудовой деятельности становится все более и более сложной, поскольку усложняется и углубляется сам процесс труда.
Разделением труда (или специализацией) называется принцип организации производства в хозяйстве, согласно которому отдельный человек занимается производством отдельного блага. Благодаря действию этого принципа при ограниченном количестве ресурсов люди могут получить гораздо больше благ, чем в том случае, если каждый обеспечивал бы себя сам всем необходимым.
Экономическая наука формировалась в период становления рыночной экономики. Название “Политическая экономика” впервые ввел представитель французского меркантилизма Антуан де Монкретьен, который в своем произведении “Трактат политической экономии”(1615г.) объявил источником увеличения богатства и предметом политической экономии примитивный кредит и внешнею торговлю.
Далее рыночная экономика перерастала с ремесел в крупные мануфактуры и с феодального сельского хозяйства в фермерское товарное хозяйство. Сама жизнь начала ставить вопросы перед наукой о соответствии теории и практики меркантилизма. Так возникла классическая политэкономия.
Представитель классической политэкономии Адам Смит называет политическую экономию “наукой о богатстве” Главным мотивом хозяйственной деятельности человека Смит считал корыстный интерес: каждый стремится наиболее выгодно использовать свой капитал, при этом зачастую не думая об общественной пользе. В одиночку человек не может удовлетворить все свои потребности, поэтому люди вынуждены взаимодействовать, обмениваясь продуктами своего труда. Так развивается разделение труда. Помогая друг другу, люди способствуют развитию общества, преследуя частные интересы, они «невидимой рукой» направляются к общественно полезной цели.
«Невидимая рука» – это стихийное действие объективных экономических законов, действующих помимо, а часто и против воли людей. Условия же, при которых наиболее эффективно осуществляется благотворное действие частного интереса и стихийных законов экономического развития, Смит называл естественным порядком. Разделение труда ученый считал важнейшим фактором экономического прогресса. На примере булавочной мануфактуры он показал громадный рост производительности труда из-за специализации отдельных рабочих на выполнении одной операции. Мастерская – это иллюстрация, все общество работает как такая мануфактура, от разделения труда выигрывают не только владельцы производства, но и все остальные. Смит не первым обратился к проблеме разделения труда (об этом писали еще древнегреческие философы). Но он выделил ряд новых моментов: увидел универсальный характер разделения труда – от простых операций до профессий (затем до классов и деления страны на город и село); показал, что разделение труда может иметь различные степени и чем их больше, тем труд производительнее. К.Маркс дополнил учение Смита о разделении труда законом перемены труда. По его мнению, вся рабочая сила вовлеченная в трудовую деятельность общества переходит в соответствие к общественным потребностям общества в труде, т.е.. смена профессии по необходимости (например, по состоянию здоровья, переквалификации и т.д.) приводит к более высокому у ровню квалификации, либо к более низкому. Также этот процесс осуществляется при переходе с одной специальности на другую, а также при совмещении профессий. Если один рыбак может наловить за день как раз столько рыбы, чтобы хватило всем членам общества, то в этом хозяйстве и будет как раз один рыбак. Но если один охотник из упомянутого племени не может настрелять перепелок для всех и его труда будет недостаточно, чтобы удовлетворить потребности всех членов хозяйства в перепелках, то охотиться отправятся сразу несколько человек. Или, например, если один гончар может произвести столько горшков, которое общество не сможет потребить, то у него останется дополнительное время, которое он может использовать для производства какого-либо другого блага, например ложек или тарелок.
В истории экономической мысли мы находим не только определение важности разделения труда и его роли в развитии производительных сил общества, но столь же рельефно присутствуют и различные взгляды, трактовки, разные концептуальные подходы к характеристике этого феномена социально экономической жизни – от абсолютного восхваления роли общественного разделения труда до полнейшего нигилизма и игнорирования его значения в социальном и экономическом прогрессе. (Войлов В.П. Историко-теоретический анализ экономических категорий).
Можно определить что, разделение труда – это распределение различных видов связанных и дополняющих себя отношений между людьми, участвующих в хозяйственной жизни общества
 
Цель курсовой работы: подробное изучение понятия разделение труда.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить теоретические аспекты и выявить природу форм разделения труда, изучить теоретические подходы в понимании разделения труда, его виды и функции, раскрыть содержание и взаимосвязь основных понятий;
2. выявить факторы, которые влияют на формирование разделения труда.
3. сказать об актуальности проблемы в современных условиях.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют теории и методы, которые традиционно используются при изучении разделения труда и которые отражены в трудах российских и зарубежных ученых. В качестве общей междисциплинарной методологии анализа в работе применяется системный подход, базирующийся на фундаментальных положениях общей теории систем. В ходе исследования применялись различные социологические методы, позволившие и охарактеризовать формы разделения труда.
Информационную и эмпирическую базу исследования составили статистические и аналитические материалы, программы социально-экономического; сведения, опубликованные в научной отечественной и зарубежной литературе и периодической печати.
Цели и задачи курсовой работы определили его структуру и внутреннюю логику.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
В первой главе курсовой работы рассмотрены общие вопросы проблемы «Формы разделения труда», определяются основные понятия.
Главной целью второй главы курсовой работы является доказательство того, что разделение труда также взаимосвязано с другими процессами и является неотъемлемой частью каждой организации.
 


ГЛАВА 1.  ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА
 
1.1 Основные стадии общественного производства
Производство (особенно современное) является процессом общественным. Это означает, что все люди работают сообща, в тесном взаимодействии и взаимозависимости друг от друга. Так, к примеру, из добываемой горняками ру­ды литейщики варят металл, который в свою очередь идёт на изго­товление оборудования для хлебозаводов. Результаты труда пека­рей потребляют все, в том числе и шофёры, доставляющие хлеб в магазины, бухгалтеры, начисляющие всем зарплату, а также врачи, поддерживающие всеобщее здоровье. И так далее: цепочка подоб­ных экономических взаимосвязей бесконечна.
Общественным производством (или воспроизводством) называ­ют весь процесс непрерывно повторяющегося хозяйственного кру­гооборота в обществе. В этом сложном, многообразном процессе обычно выделяют четыре основные стадии (рис. 1). Исходным пунктом является  производство, в котором происходит само соз­дание благ - как материальных предметов, или товаров (еды, одеж­ды, мебели, компьютеров), так и услуг (транспортных, торговых, юридических, банковских, образовательных и др.). Производство - ключевая фаза экономического оборота, потому что без него невозможны и не нужны все остальные стадии.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рис. 1. Хозяйственный кругооборот общества
Благодаря  распределению определяется доля каждого человека в произведённых продуктах. Эта доля зависит прежде всего от об­щего количества созданных благ и от конкретного вклада отдель­ного экономического субъекта в производство. Формами распре­деления здесь могут быть уже рассмотренные нами заработная пла­та, рента, процент, прибыль, различные гонорары, а также сами произведённые продукты (например, в крестьянском хозяйстве).
Третья стадия -  обмен - охватывает систему связей и отношений, позволяющую производителям обмениваться продуктами сво­его труда. Скажем, сыродел нуждается не только в собственном сы­ре, но и в хлебе, посуде, обуви, телефоне, книгах и прочем. Всё это он может получить благодаря обмену, который в современных обществах рационально и удобно совершается через куплю-продажу то­варов и услуг с применением денег.
Наконец,  потребление означает использование созданных благ для удовлетворения разнообразных потребностей людей. Оно может быть личным (потребление населением пищи, одежды, жилищ, бытовых и других услуг) и производственным (использование стан­ков, машин, сырья, материалов и прочего в продолжающемся про­цессе производства). Таким образом, само потребление предпола­гает необходимость общественного воспроизводства, то есть посто­янного возобновления производства в обществе для восполнения потреблённых продуктов, а также для обновления и расширения круга жизненных благ.
Взаимосвязи и взаимодействие людей в общественном производстве имеют свои организационные формы. Важнейшей из них является разделение, или специализация, труда.   
 
 
1.2 Теория разделение труда по А. Смиту
Кроме последовательной рыночной системы? Смит сумел по-новому увидеть то? что система «национальной свободы» - рыночная система? предоставленная самой себе? - будет расти и что богатство нации? у которой есть эта система? будет постоянно увеличиваться. В смитовской концепции возрастающего богатства народов разделение труда играет центральную роль? как явствует из незабываемого описания булавочной фабрики:
«Один рабочий тянет проволоку, другой выпрямляет ее, третий обрезает, четвертый заостряет конец, пятый обтачивает один конец для насаживания головки; изготовление самой головки требует двух или трех самостоятельных операций; насадка ее составляет особую операцию, полировка булавки — другую; самостоятельной операцией является даже завертывание готовых булавок в пакетики. Таким образом, сложный труд производства булавок разделен приблизительно на восемнадцать самостоятельных операций, которые в некоторых мануфактурах все выполняются различными рабочими, тогда как в других один и тот же рабочий нередко выполняет две или три операции. Мне пришлось видеть одну небольшую мануфактуру такого рода, где было «занято только десять рабочих и где следовательно, некоторые из них выполняли по две и по три различные операции. Хотя они были очень бедны и потому недостаточно снабжены необходимыми приспособлениями, они могли, работая с напряжением, выработать все вместе двенадцать с лишним фунтов булавок в день. А так как в фунте считается несколько больше 4 000 булавок средних размеров, то эти десять человек вырабатывали свыше 48 000 булавок в день. Но если бы все они работали в одиночку и независимо друг от друга и если бы они не были приучены к этой специальной работе, то, несомненно, ни один из них не смог бы сработать двадцати, а, может быть, даже и одной булавки в день. Одним словом, они, несомненно, не выработали бы l/240, а может быть, и 1/4800 доли того, что они в состоянии выработать теперь в результате надлежащего разделения и сочетания их различных операций» [8: С. 15]?
Как сделать? чтобы разделение труда широко распространилось? Смит считает наиболее важным метод? описанный им в рассказе о фабрике булавок? Ключ ко всему - машины? Разделение труда - и? следовательно? его производительность - увеличивается? когда в работе участвует машина?. Таким образом? каждая расширяющаяся фирма? естественно? должна вводить все больше машин? чтобы улучшить производительность своих рабочих?. Тем самым рыночная система становится огромной силой для накопления капитала? в основном в виде машинного парка и оборудования?
Разделение труда занимает ключевое место в экономической системе А. Смита. Основополагающее значение этого элемента А. Смит мотивировал тем, что разделение труда является причиной, стимулирующей производительность. Он считал, что разделение труда повышает производительность тремя способами:
?      увеличением ловкости каждого отдельного рабочего;
?      сбережением времени при переходе от одного вида деятельности к   другому;
?      стимулированием изобретения и производства машин, облегчающих и   сокращающих человеческий труд.
Развитие же производства определяет все благосостояние страны.
Во-вторых, он видел общую совокупность индивидов, эгоистичных по своей сущности, и единственным звеном, которое соединяет их в систему, считал разделение труда, возникшее из-за природной склонности человека к обмену.
В теории разделения труда А. Смит отобразил тенденцию к развитию машинного производства. Он утверждал, что объем производства и потребления продуктов определяется двумя главными факторами: долей населения, занятого производительным трудом, и уровнем производительности труда.
Тема денег органически связана с темой разделения труда, т.к. у А. Смита деньги выступали в качестве средства обмена ("великого колеса обращения").
А. Смит подчеркивал стихийное возникновение денег как специфического товара. Он выводил деньги и кредит из нужд производства и обращения, видел их подчиненную роль. Но А. Смит недооценивал обратное влияние денежно-кредитных факторов на производство. Слабым местом в концепции денег было и занижение других их функций. Кредит же А. Смит рассматривал лишь как средство активизации капитала.
Подводя итог, можно сказать, что многое у А. Смита, как в теории разделения труда, так и в теории денег, верно и сейчас. Однако главной ошибкой А. Смита стало предположение, что разделение труда возникло из-за обмена, а не наоборот. Концепция же денег, его трактовка их возникновения в результате действия стихийных сил обмена, понимание денег как товара представляет собой серьезное достижение экономической науки рассматриваемого периода.
 
1.3 Причины разделение труда
Разделение труда, приводящее к таким выгодам, отнюдь не является результатом чьей-либо мудрости, предвидевшей и осознавшей то общее благосостояние, которое будет порождено им: оно представляет собою последствие — хотя очень медленно и постепенно развивающееся — определенной склонности человеческой природы, которая отнюдь не имела в виду такой полезной цели, а именно склонности к мене, торговле, к обмену одного предмета на другой.
В цивилизованном обществе он непрерывно нуждается в содействии и сотрудничестве множества людей. Почти у всех других видов животных каждая особь, достигнув зрелости, становится совершенно независимой и в своем естественном состоянии не нуждается в помощи других живых существ; между тем человек постоянно нуждается в помощи своих ближних, и тщетно будет он ожидать ее лишь от их расположения. Он скорее достигнет своей цели, если обратится к их эгоизму и сумеет показать им, что в их собственных интересах сделать для него то, что он требует от них. Всякий, предлагающий другому сделку какого-либо рода, предлагает сделать именно это. Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно, — таков смысл всякого подобного предложения. Именно таким путем мы получаем друг от друга значительно большую часть услуг, в которых мы нуждаемся. Точно так же, как посредством договора, мены и покупки мы приобретаем друг от друга большую часть необходимых нам взаимных услуг, так и эта самая склонность к обмену породила первоначально и разделение труда.
Рассмотрим пример простейшего разделения труда.
 Каким образом происходит распределение обязанностей и благ внутри семьи? Здесь, конечно, у каждого свое мнение, но определим основные принципы, скорее экономические подходы этого деления.
На чем основано семейное разделение труда в каждой нормальной семье? Если не учитывать различные нюансы, то на том, что один член семьи что-то любит и умеет делать лучше других ее членов. И это оказывается выгодно всем как раз с экономической точки зрения, если правильно разделить обязанности между членами семьи. Допустим, что семье из двух человек надо посадить на своем загородном земельном участке три грядки моркови. Пусть условно весь этот процесс посадки моркови делиться на два этапа: предпосевная копка и рыхление грядки и непосредственно посадка семян моркови. При этом известно, что муж вскапывает и рыхлит землю в два раза быстрее жены, но жена в два раза быстрее умеет непосредственно сажать морковь, нежели муж. Если семья все работы будет делать совместно, т.е. и муж и жена сначала вместе вскопают все грядки, а затем вместе их будут засаживать, то, если допустить, что на вскапывание они затратили на все три грядки 2 часа, и 2 часа на посадку. В этом случае нетрудно подсчитать, что в целом семья всего на обработку земли и посадку затратила 4 часа. Из условия, после нехитрых расчетов, следует, что муж вскапывает землю со скоростью 1 грядка в час, жена 0,5 грядки в час, в то же время муж непосредственно сажает морковь со скоростью 0,5 грядки в час, а жена 1 грядку в час. Построим табличку для наглядности (рис. 2).
 
Вид работ
Количество грядок, шт.
Общая выработка, грядок в час
Затраченное время, час
Численность работников
Общее затраченное время, человеко-часов
Совместная копка (муж + жена)
 
3
 
1,5 (1+0,5)
2
2
4
Совместная посадка (муж + жена)
 
3
 
1,5 (0,5+1)
2
2
4
Всего
 
 
 
 
8
 
Рис.2 (Совместная копка и посадка)
 
 
 
  Теперь, предположим, что муж один вкапывает все грядки, а затем жена одна непосредственно засаживает все эти три грядки морковью. Что будет в этом случае?
      Сделав подсчеты, при применении такого раздельного труда получим, что муж один сможет вскопать все три грядки за 3 часа, а жена одна сможет их засадить морковью также за 3 часа. В итоге получится, что, применив раздельный труд, семья сэкономит 2 человека-часа или каждый член семьи сэкономит по 1 часу своего трудового времени при посадке моркови раздельным способом. То есть, если в первом случае и муж и жена сначала вскапывают все три грядки за 2 часа, а потом их засаживают также за 2 часа, то получается, что каждый из них был занят  4 часа, а вместе это получается 8 человеко-часов. Во втором же случае общая занятость составляет 6 человеко-часов. Это наглядно видно при сопоставлении рис.2 и рис.3.
 
 
Вид работ
Количество грядок, шт.
Общая выработка, грядок в час
Затраченное время, час
Численность работников
Общее затраченное время, человеко-часов
Раздельная копка (только муж)
 
3
 
1
3
1
3
Раздельная посадка (только жена)
 
3
 
1
3
1
3
Всего
 
 
 
 
6
                Рис.3 (Раздельная копка и посадка)
    
     Данный пример дает право сделать следующие выводы. Во-первых, что не всякий совместный труд, оказывается, экономически оправдан. Вывод второй – любая семья (как, впрочем, и любая иная группа людей) может сэкономить время, затрачиваемое на внутрисемейные (внутригрупповые) работы при правильной организации труда, если будет учитывать различие в умении по отдельным видам, а нашем случае семейным, работ каждого члена семьи. Вывод третий – сокращение общего времени на выполнение какой-либо работы при прочих равных условиях есть повышение производительности труда, в данном случае общей при посадке моркови.
     Именно в этом и заключается смысл разделения труда. Но разделение труда совсем не обязательно предполагает только разделение труда как таковое. Существуют виды работ, которые экономически выгодней выполнять именно совместно. Например, если какой-то рыбак должен спустить лодку на воду, перетащить ее от своего дома до реки, то один он будет тащить ее волоком, допустим 2 часа. Предположим, что и второму рыбаку потребуется такое же время на спуск лодки на воду. Но, если они совместно будут перетаскивать сначала одну лодку в течение 0,5 часа, а потом вторую, с тем же затраченным временем, то в итоге получится экономия по времени. Если в первом случае их совокупно затраченное время на перетаскивание 2 лодок будет равно 4 часа (2часа+2часа), то во втором случае лишь 2 часа (0,5часа*2 лодки). Итог – экономия 2 часа на двоих (по 1 часу на каждого).
     Таким образом, разделение труда – это перераспределение выполнения трудовых процессов между людьми с целью увеличения как индивидуальной, так и общей (совокупной) производительности труда.
Различные люди отличаются друг от друга своими естественными способностями гораздо меньше, чем мы предполагаем, и самое различие способностей, которыми отличаются люди в своем зрелом возрасте, во многих случаях является не столько причиной, сколько следствием разделения труда. Различие между самыми несхожими характерами, между ученым и простым уличным носильщиком, например, создается, по-видимому, не столько природой, сколько привычкой, практикой и воспитанием. Во время своего появления на свет и в течение первых шести или восьми лет своей жизни они были очень похожи друг на друга, и ни их родители, ни сверстники их не могли заметить сколько-нибудь заметного различия между ними. В этом возрасте или немного позже их начинают приучать к различным занятиям. И тогда становится заметным различие способностей, которое делается постепенно все больше, пока, наконец, тщеславие ученого отказывается признавать хоть тень сходства между ними. Но не будь склонности к торгу и обмену, каждому человеку приходилось бы самому добывать для себя все необходимое ему для жизни. Всем приходилось бы выполнять одни и те же обязанности и производить одну и ту же работу, и не существовало бы тогда такого разнообразия занятий, которое только и могло породить значительное различие в способностях.
Эта склонность к обмену не только создает различие способностей, столь заметное у людей различных профессий, она также делает это различие полезным. Многие породы животных, признаваемые принадлежащими к одному и тому же виду, отличаются от природы гораздо более резко выраженным несходством способностей, чем это наблюдается, по-видимому, у людей, пока они остаются свободными от воздействия привычки и воспитания. Ученый по своему уму и способностям и наполовину не отличается так от уличного носильщика, как дворовая собака от гончей, или гончая от болонки, или последняя от овчарки.


ГЛАВА 2. ВИДЫ И ФОРМЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА
 
В настоящее время в любой стране мира отдельно взятые предприятия производят не все товары, используемые в обществе для личного и производительного потребления, а сосредоточивают свои усилия на производстве лишь некоторых из них. Это и есть специализация предприятий на изготовлении отдельного рода изделий. Специализация предприятий выступает в нескольких формах. В данном случае под формой понимается внешнее появление специализации производс­твенных единиц. На практике существует три таких формы: предмет­ная, профессиональная и территориальная. Предметная означает, что предприятие выпускает определенного рода изделие, профессиональная – что на данном предприятии заняты преимущественно работники какой-то одной профессии (шахтеры, ткачи, летчики и т.п.), а терри­ториальная - что оно расположено в конкретной местности.
Специализация хозяйствующих звеньев неизбежно сопровождается обменом производимой ими продукцией. Вследствие такого взаимо­действия возникает межзаводская или межфабричная форма разделения труда. Оно является универсальной формой разделения труда. И если бы не было группировок предприятий, то это была бы единственная форма разделения труда. Однако в действительности заводы, фабри­ки, магазины и другие хозяйствующие звенья объединяются в родс­твенные группы, чем-то связанные между собою, например, произ­водством однородных товаров, отрасли, подотрасли и роды произ­водства (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь и торговля), которые иногда в нашей литературе называют народнохозяйственными отраслями. И в зависимости от то­го, между предприятиями каких групп происходит обмен, возникают разные формы разделения труда. Если обмен специализированной про­дукцией или услугами происходит между производственными субъекта­ми, входящими в одну отрасль, то универсальная межзаводская форма разделения труда обретает специфические черты внутриотраслевой формы. В качестве примера этой формы могут служить взаимные пос­тавки продукции тракторостроительными заводами. В том случае, когда обмен специализированной продукцией происходит между предп­риятиями разных отраслей, входящих в один род производства, то возникает межотраслевая форма разделения труда. Она характерна, например, для взаимоотношений между угольной и энергетической от­раслями промышленности. Когда ее обмен осуществляется между от­раслями, входящими в разные роды производства, то появляется ме­жродовая форма разделения труда. К этой форме относятся экономи­ческие связи между машиностроением и сельским хозяйством или меж­ду металлургией и строительством. Наконец, при обмене продукцией, производимой всеми предприятиями данного региона, на продукцию, производимую предприятиями другого региона, возникает межрегио­нальная форма разделения труда. В качестве примера функционирова­ния этой формы может служить обмен товарами между Москвой и Аст­раханью или между Ростовской и Челябинской областями. Как видим, каждая из форм разделения труда выражает экономические отношения между предприятиями, входящими в разные специфические народнохо­зяйственные организационные группировки.
Из сказанного выше вытекает непреложный вывод, что при изу­чении проблем разделения труда необходимо четко отличать формы специализации предприятий и формы разделения труда между ними. Из изложенного выше материала с очевидной ясностью следует, что это не одно и то же. Специализация хозяйствующих звеньев всегда выс­тупает в трех формах - предметной, профессиональной и территори­альной. Напротив, разделение труда проявляется в какой-нибудь од­ной форме - внутриотраслевой, межотраслевой, межродовой и межре­гиональной. Каждая из них включает в себя обе характерные черты разделения труда - обмен и специализацию в трех ее формах (пред­метной, профессиональной и территориальной). Таким образом, раз­деление труда - это такая система или сп
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.