На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Мировой рынок и международная торговля

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Федеральное агентство образования Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования
Восточно – Сибирский Государственный Технологический Университет
 
Кафедра «Экономическая теория, национальная и мировая экономика»
 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
 
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
на тему:
 
Мировой рынок и международная торговля
 
 
 
 
Выполнил (а): Черниговская Ю.С.
                              № 5100-2
                                                             Проверил (а): Аганаева Н.Ю.  
 
 
 
Улан-Удэ
2011

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Студента (ки)______________________________________________________
Группа (год обучения)_______________________________________________
Специальность__________________________Форма обучения_____________
                                                                                                              (очная, заочная)
Тема курсовой работы:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение о степени соответствия выданному заданию и требованиям, предъявленным к курсовой работе:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Краткая аннотация курсовой работы:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Положительные качества курсовой работы (с выделением элементов научной новизны, степени полноты и законченности исследования основных проблем темы и т.д.):
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Недостатки курсовой работы (включая логические противоречия, стиль и грамотность исполнения, правильность оформления и т.д.):
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации о готовности курсовой работы к защите:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мнение рецензента о возможности предоставления выполненной курсовой работы к внедрению, публикациям:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рецензент:_________________________________________________________
                                                          (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание)
«_____»_______________20__г.                            _____________________________
                                                                                                              (подпись)
 
 
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы мирового хозяйства и международных экономических отношений
1.1.            Характеристика и структура мирового хозяйства
1.2.            Сущность и конъюнктура мирового рынка
1.3.            Ценообразование в международной торговле
Глава 2. Анализ и динамика  международной торговли
2.1.            Товарная и географическая структура международной торговле
2.2.            Современные тенденции развития международной торговли
2.3.            Особенности и динамика международной торговли услугами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Международная торговля является наиболее развитой и распространённой формой международных экономических отношений. Она занимает основное место среди современных внешнеполитических интересов и проблем стран мира. Поэтому изучение её сущности, динамики развития и современной структуры является важным элементом для определения внешней политики государства его программ развития.
В настоящее время происходит постоянное увеличение масштабов сотрудничества между отдельными государствами, их группами, национальными и международными организациями, экономическими блоками и группировками, отдельными фирмами.
В мировую торговлю включается все больше стран, что означает разветвление экономических связей между странами, усложнение мирохозяйственных связей.
Сегодня очень актуально анализировать состояние мирового рынка. С каждым годом изменяется состав его участников, соотношение их сил. Происходит изменение объемов торговли в разных странах, что влияет на мировой объем торговли.
Исходя из этого, можно сформулировать следующую главную цель данной курсовой работы - изучение динамики развития международной торговли и проведение анализа мировых рынков.
Очень важно, определить соотношение сил на мировом рынке, структуру и сущность мировой торговли.
Таким образом, в данной курсовой работе объектом исследования будет сам мировой рынок и международная торговля, а предметом – факторы, динамика развития и структура современной международной торговли.
Применение анализа как метода исследования изменений в международной торговле на современном этапе предполагает рассмотрение двух аспектов: во-первых, темпы её роста в целом (экспорта и импорта) и относительно роста производства; во-вторых, сдвиги в структуре: товарной (соотношение основных групп товаров и услуг) и географической (доли регионов, групп стран и отдельных стран).
Международные экономические отношения на современном этапе представляют собой обширный комплекс торговых, производственных, научно-технических, финансовых связей между государствами, приводящих к обмену экономическими ресурсами, совместной экономической деятельности.
В отдельных странах в связи с их экономическим и политическим состоянием, наделенностью ресурсами, уровнем развития специализации и внедрения научно-технического прогресса, степенью развития производства производится различный объем ВВП, каждая страна экспортирует и импортирует различное количество товаров.
По этим и другим критериям выделяются различные группы стран, которые затем занимают на мировом рынке определенные позиции. Это промышленно развитые страны, страны с переходной экономикой и развивающиеся страны.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические основы мирового хозяйства и международных экономических отношений
 
1.1             Характеристика и структура мирового хозяйства
 
Структура современного мирового хозяйства представляет собой систему рыночного мирового хозяйства, которая склады­вается из национальных рынков товаров, услуг, капиталов раз­личных стран, интернационализации производств и интерна­циональных объединений отдельных групп стран, международ­ных финансовых центров. Особенностью современного миро­вого рынка является его полицентрической характер, который проявляется в отсутствии единого центра и наличии сплетения рынков различных регионов и стран. Развитие мирового хозяй­ства происходило скачкообразно от разделения единого миро­хозяйственного организма, его торговой, трудовой, кредитно-финансовой, валютных сфер с конца XIX в. и до середины 50 гг. XX в. под воздействием дележа экономических ресурсов монополистическими группировками промышленно развитых стран к объединению выше указанных сфер в результате госу­дарственного регулирования, стремления к общей стабилиза­ции экономик, преодоления циклических и структурных кризи­сов во второй половине XX в.
Современное мировое хозяйство характеризуется движени­ем потоков товаров, сырья, топлива, продовольствия, золота, денег, капиталов и различных услуг. До начала 90-х гг. мировое хозяйство базировалось на двух системах общественно-производственных отношений — социализма и капитализма, возникших как следствие окончания Второй мировой войны. В результате сложился рынок социалистических стран и рынок капиталистических стран, что определило распад структуры мирового хозяйства на элементы, которые, однако, были свя­заны между собой торговлей, услугами, кредитами, валютой. Но связи эти носили спорадический характер, определяемый политикой отдельных государств.
В результате отхода стран Восточной и Центральной Евро­пы от социализма и перехода к рыночной экономике произош­ла их объективная интеграция в капиталистическое мировое хозяйство через торговлю, приватизацию, услуги, кредиты и инвестиции. Другая особенность мирового хозяйства заключа­ется в том, что на его развитие, структуру и эволюцию большое влияние оказал рост производительных сил и научно-технической революции. Особое место в эволюции мирового хозяйства заня­ла научно-техническая революция, которая заставила пере­смотреть методы ведения торговли, производства, валютного и денежно-кредитного регулирования. В условиях фундаменталь­ных научных открытий и бурного научно-технического про­гресса существование промышленных национальных анклавов стало нерентабельным, относительно замкнутая национальная валютная, инвестиционная, кредитная политика оказалась не­эффективной и расточительной, а внешняя торговля станови­лась все более дефицитной для ряда западных стран. В рамках всемирного хозяйства все это обусловило развитие интеграци­онных процессов отдельных стран (особенно Западной Европы, АТР), развитие транснациональных корпораций, создавших ин­тернациональные производства, выпуск конкурентоспособных товаров, инвестиций, рост транснациональных кредитно-финансовых институтов, обеспечивших финансирование мировой экономики за счет кредитов и вложения евробумаги.
С помощью интеграционных процессов от компаний до го­сударств в рамках всемирного хозяйства промышленно разви­тым странам удалось преодолеть взаимные противоречия, по­высить общую эффективность национальных экономик, осуще­ствить упрочение материально-технической базы рыночного хозяйства, добиться сглаживания социальных конфликтов, про­движения национальных товаров и услуг на рынки других стран, обновления основного капитала и развертывания новых технологических процессов, увеличить эффективность мигра­ционных потоков рабочей силы, преодолеть валютно-финансовые трения.
Усиление макроэкономических и микроэкономических ин­теграционных процессов в рамках всемирного хозяйства позво­лило подтянуть и стабилизировать экономику ряда малых стран Западной Европы (например, Португалии, Греции, Испании, Ирландии), а также сделать более устойчивым политико-эконо­мическое положение некоторых стран Азии и Латинской Аме­рики. В то же время эти процессы продолжали оказывать нега­тивное воздействие на развивающиеся страны, особенно Афри­ки, которые до сих пор остаются сырьевыми придатками все­мирного хозяйства.
В развитии современной мировой экономики и вовлеченности в нее национальных хозяйств выделяется несколько периодов.
Первый период – 20–30-е гг. XX века – кризисные явления в развитии мирового хозяйства. Кризис сопровождался общей неустойчивостью экономических связей, вызванной Первой мировой войной, Великой депрессией конца 20–30 гг. в развитии экономики ведущих стран мира.
Второй период – конец 40-х–80-е гг. XX века – главной силой в производственных связях стали транснациональные корпорации (ТНК), которые образовывали интернациональные производственные комплексы, включающие создание продукта, его реализацию, расчеты, кредитование.
Резко усилившиеся по своей экономической мощи в годы второй мировой войны США оказали помощь в экономическом возрождении Западной Европы. После завершения плана Маршалла (1951 г.) по мере распада колониальных империй программы помощи были переориентированы на развивающие страны с целью сохранения их в системе взаимоотношения западных стран. Ликвидация колониальной системы в середине 60-х гг. вызвала на авансцену международной жизни большую группу развивающихся стран, которые до сих пор занимают особое место в мировом хозяйстве.
В 50–80-е гг. произошло сближение уровней развития США и других промышленно развитых стран. Однако каждая отдельная страна не смогла достаточно близко подойти к уровню развития американской экономики. Внешнеэкономические связи имели устойчивую тенденцию к расширению и углублению. Экспортная квота промышленно развитых стран возросла с 11 до 21%, а развивающихся стран – с 18 до 26%.
Третий период – последнее десятилетие XX века – наши дни. Возросла степень освоения географического пространства, усилилось экономическое взаимодействие и взаимозависимость. В восточноевропейских странах происходят процессы формирования и складывания, близких к западным государствам экономических и политических структур. Проводимые в России с начала 90-х гг. экономические реформы после распада СССР направлены на перевод экономики страны на рыночные условия хозяйствования и более глубокую ее интеграцию в мировое хозяйство. Вступление мировой экономики в новую фазу развития может ознаменовать активизацию сотрудничества между странами, вызвать усиление единства их экономических и политических структур.
Современное мировое хозяйство неоднородно. В него входят государства, отличающиеся социальной структурой, политическим устройством, уровнем развития производительных сил и производственных отношений, а также характером, масштабами и методами международных экономических отношений.
Ведущее положение в мировом хозяйстве занимают семь промышленно развитых стран – США, Япония, Канада, ФРГ, Франция, Великобритания и Италия. На их долю приходится более 80% промышленного производства группы промышленно развитых стран (ПСР) и около 60% всего мирового промышленного производства; соответственно 70 и 60% производства электроэнергии; более 60% и около 50% экспорта товара и услуг.
 
 
 

1.2. Сущность и конъюнктура мирового рынка.
 
Мировое хозяйство есть система национальных хозяйств отдельных стран, объединенных международным разделением труда, торгово-производственными, финансовыми и научно-техническими связями. Мировое хозяйство — это не просто сумма отдельных национальных хозяйств (своеобразных «лоскутков»), имеющих контракт друг с другом, а качественно новое образование, которое функционирует на основе взаимодействия отдельных национальных хозяйств в различных формах рыночной деятельности на макро- и микроуровнях на базе согласованных единых правил и стандартов конкуренции, при должном обеспечении фундаментальных национальных интересов и приоритетов. При этом под макроуровнем понимается взаимодействие национальных государств, национальных, субрегиональных и региональных экономик как единого целого — мировой экономики. Мировая экономика понимается здесь как синоним мирового хозяйства. Под микроуровнем понимается уровень взаимодействия хозяйственных единиц — отдельных фирм, предприятий государственного и частного секторов экономики, домашних хозяйств, а также транснациональных корпораций (ТНК) и финансово-промышленных групп (ФПГ). На микроуровне происходит и взаимодействие отдельных рынков.
Существует несколько определений мирового рынка:
Мировой рынок - это закономерный результат развития внутренних и национальных рынков, которые вышли за пределы государственных границ.
Мировой рынок - это центральная категория теорий международной экономики, поскольку мировой рынок оказывается первичным по отношению к производителю. В отношении данной категории тоже существуют разные определения.
Мировой рынок - это сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда и других факторов производства. Поскольку мировой рынок – это закономерный результат развития, то эволюция денежных отношений естественно приводит к мировому рынку.
При анализе мировых рынков существенное место занимает анализ конъюнктуры. Конъюнктура — это конкретный процесс циклического воспроизводства, который проявляется в динамике промышленного производства и капиталовложений, в колебаниях цен и учетного процента, в изменениях внутренней и внешней торговли и других экономических показателях.
Можно рассматривать конъюнктуру и как совокупность факторов и условий, определяющих развитие мировой экономики, экономическое положение отдельно взятой страны, развитие какой-либо сферы воспроизводства. В связи с этим различают общехозяйственную конъюнктуру, характеризующую состояние на данный момент всего мирового хозяйства или экономики какой-либо одной страны, и конъюнктуру товарных рынков, когда изучается уже не весь экономический комплекс, а текущие изменения и колебания в сфере производства и сбыта отдельных конкретных товаров.
Между конъюнктурой мировых товарных рынков и конкретной внешнеэкономической деятельностью существует непосредственная связь. Для того чтобы получить от внешнеторговых сделок максимальный экономический эффект надо знать, в какой момент и на каком рынке лучше всего выступать в качестве экспортера или импортера того или иного товара. Между всеми явлениями, определяющими развитие конъюнктуры, существует связь и взаимозависимость. Изменение положения на одном товарном рынке оказывает влияние на ряд других рынков, казалось бы, не имеющих никакого отношения к первому. Примером такой взаимосвязи может служить воздействие на конъюнктуру многих товарных рынков резкого повышения цен на нефть в конце 1973 г. В 1990 г. кризис в Персидском заливе стал причиной роста цен на нефть (до 40 долл. за 1 баррель против 18 долл. до начала конфликта в июле), а затем в порядке цепной реакции повысились цены на бензин и другие нефтепродукты, а также страховые ставки на танкеры, направляющиеся к ближневосточным берегам. Приведенные примеры еще подтверждают наличие связи и взаимозависимости между различными рынками. Прогноз конъюнктуры любого товарного рынка обычно разрабатывается на основе данных анализа и изучения показателей, которые могут помочь в определении тенденций развития производства и международной торговли в будущем (динамика капиталовложений, сведения о заказах и т.д.). В настоящее время существует множество разнообразных методов прогнозирования, среди которых наибольшее распространение получили экстраполяция, экспертные оценки и экономико-математическое моделирование, балансовый метод и др.
Изучение конъюнктуры связано с текущим состоянием рынка. Поэтому, когда ведутся исследования конъюнктуры конкретных товарных рынков, программа исследований должна быть ориентирована, прежде всего, на обоснование коммерческих решений, принимаемых на уровне предприятия. Однако при этом должно учитываться и состояние общеэкономических и отраслевых условий реализации. Комплексный подход к изучению конъюнктуры рынка предполагает: использование различных взаимодополняющих источников информации; сочетание ретроспективного анализа с прогнозом показателей, характеризующих конъюнктуру рынка; применение совокупности, различных методов анализа и прогнозирования.
Изучение статистики производства, потребления и внешней торговли дает возможность, во-первых, увидеть количествен­ные и качественные изменения, происходящие на рынке. Дан­ные о производстве и внешней торговле стран, играющих пер­востепенную роль на конкретном товарном рынке, надо рас­сматривать за ряд лет. Только такой анализ позволит выявить основные изменения, происшедшие в объеме производства, экспорта или импорта, и выделить главную тенденцию разви­тия. Полученные результаты дают возможность судить о конку­рентоспособности той или иной страны на мировом рынке, о происшедших изменениях в расстановке сил, в издержках про­изводства и т д.
Во-вторых, сопоставление цифр внутреннего производства, потребления, экспорта и импорта объясняет особенности по­ложения на рынках отдельных стран. Не зная, какой удельный вес занимают поставки на экспорт в общем объеме производст­ва или сколь велика доля импорта во внутреннем потреблении, нельзя понять суть тех изменений, которые происходят в уров­не спроса и предложения, в ценах. Например, Бельгия — один из крупнейших экспортеров черных металлов. Удельный вес экспорта проката черных металлов в национальном производ­стве составляет примерно 80%, а в отдельные годы он был и больше. Свыше 1/4 всего экспорта этой страны приходится на продукцию черной металлургии. Столь большое значение внешних рынков сбыта объясняет более частные и резкие ко­лебания уровня бельгийских экспортных цен на черные метал­лы по сравнению с ценами других экспортеров.
В-третьих, рассмотрение статистики производства, потреб­ления и внешней торговли позволяет установить степень зави­симости той или иной страны от внешнего рынка.
Таким образом, исследование конъюнктуры международного рынка позволяет определить основные факторы развития международной торговли.
При проведении конъюнктурного исследования, прежде всего, следует определить, какие страны на данном товарном рынке играют решающую роль в качестве производителей и потребителей, экспортеров и импортеров.
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Ценообразование в международной торговле.
 
Мировой рынок представляет собой сложную систему, он включает большое количество различных отраслевых рынков товаров и услуг, и каждый из них имеет свою специфику. Эта специфика обусловила то многообразие факторов, которые влияют на ценообразование, динамику и уровень мировых цен.
При наличии постоянных ценовых колебаний и множества скидок и надбавок, применяемых с учетом рыночной конъюнк­туры, трудно определить реальный уровень цен. Вместе с тем цены даже идентичных товаров могут меняться в зависимости от качества, сорта и т.п. Уровень цен зависит также от разме­ров сбытовых расходов: чем больше посредников при реализа­ции товаров, тем больше разного рода надбавок к цене.
При всем многообразии цен их принято классифицировать по определенным признакам, и прежде всего по признаку зави­симости от сферы товарного обращения, которую они обслу­живают. По этому признаку различают следующие виды цен:
— оптовые цены на промышленную продукцию;
— цены на продукцию строительства;
— закупочные цены;
— тарифы грузового и пассажирского транспорта;
— розничные цены;
— тарифы на платные услуги населению;
— цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.
Оптовые цены на продукцию промышленности представля­ют собой цены реализации продукции предприятий-изготовителей в порядке оптового оборота. Они делятся на оптовые цены предприятия и оптовые цены промышленности. Оптовые цены предприятия — это цены, по которым предприятия реали­зуют продукцию потребителям (предприятиям и организациям). Оптовые цены промышленности — это цены, по которым потре­бители оплачивают продукцию предприятиям-изготовителям или сбытовым организациям.
Закупочные цены — это цены, по которым реализуется сель­скохозяйственная продукция. На их основе определяются сред­ние цены фактической реализации. Это договорные цены, уста­навливаемые по соглашению сторон, и от других видов цен (оптовых и розничных) они отличаются тем, что в их состав не включается налог на добавленную стоимость и акцизы.
Цены на строительную продукцию делятся на три вида:
— смежная стоимость — предельный размер затрат на строительство объекта;
— прейскурантная цена — усредненная цена, сметная стои­мость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 кв. м жилой или полезной площади и т.п.);
— договорная цена, которая устанавливается по соглаше­нию сторон между заказчиками и подрядчиками.
Тарифы транспорта (грузового и пассажирского) — это пла­та за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспорт­ными организациями.
Розничные цены — это цены, по которым товары реализуют­ся в розничной торговле предприятиям, организациям и насе­лению. Розничная цена содержит акциз, налог на добавленную стоимость и торговые надбавки (скидки).
Важное значение в практической деятельности имеют и другие способы классификации цен: по территориальному признаку — на единые, или поясные, и региональные (зональные); в зависимости от порядка возмещения транспортных расходов по доставке грузов; от степени государственного регулирования — на свободные цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения, регулируемые, складывающиеся на рынке, но испытывающие определенное влияние (прямое или косвенное) государственных органов, и фиксируемые, устанавливаемые государственными органами на ограниченный круг товаров; в зависимости от степени новизны товара. Одним из способов проникновения на рынок с новым товаром является продажа его по сравнительно низкой цене для стимулирования спроса. Политика установления низких цен на новый товар позволяет также опережать существующих и потенциальных конкурентов.
Вместе с тем на рынке иногда возникает ситуация, когда часть покупателей готова заплатить за товар больше нормаль­ной рыночной цены. В расчете на этого покупателя проводится ценовая политика «снятия сливок», т.е. с начала изготовления и появления этого товара на рынке на него устанавливается бо­лее высокая цена и лишь после того, как сектор рынка этого товара окажется насыщенным, цена постепенно снижается. Та­кую политику проводят многие международные компании. На­пример, компания «Сони» начала продажу своего портативного транзисторного телевизора по высокой цене, в результате она смогла завоевать часть рынка с высоким уровнем дохода. Затем по мере падения спроса на этот товар компания постепенно снижала цену и в итоге стала продавать телевизор по низкой цене и перешла к массовому производству.
Гибкие цены часто встречаются при продаже товаров про­мышленного назначения и оказании услуг. В частности, на ли­зинговом рынке машин и оборудования преобладают гибкие цены, и трудно встретить одинаковые сделки, заключенные по одной и той же цене.
Кроме того, на некоторых рынках создается ситуация, когда у компаний нет другого выхода, как пойти на снижение цен до уровня, установленного конкурентами. Это характерно для рынка однородных товаров.
Перечисленные выше классификации цен служат основой для формирования мировых цен.
Мировые цены — это цены реализации товаров на мировом рынке. В международной торговле мировые цены выступают обычно как цены сделок между крупнейшими продавцами и покупателями определенного вида товара или как цены основ­ных мировых торговых центров, таких, как Чикагская торговая биржа, Лондонская биржа металлов и т.д.
Характерной чертой современного мирового рынка является большой разброс цен на одни и те же товары. Это обусловлено действием ряда факторов политического и экономического ха­рактера, политикой ценообразования крупных монополий, та­моженными и налоговыми барьерами, особыми условиями торговли в свободных экономических и валютных зонах и др. Все это приводит к тому, что в одно и то же время реальная цена на товар в определенном регионе может значительно от­личаться от мировых цен.
Различают несколько видов мировых цен:
— цены по торговым сделкам с платежом в свободно кон­вертируемой валюте;
— цены по торговым сделкам с платежами в неконверти­руемой валюте;
— цены по клиринговым соглашениям;
— цены по неторговым операциям;
— цены трансфертные (внутрифирменные).
Трансфертные (внутрифирменные) цены применяются при расчетах за поставки товаров и услуг в рамках международных объединений, фирм, компаний и транснациональных корпора­ций, включая их филиалы и подразделения, находящиеся в различных странах. Они используются при поставках полуфаб­рикатов, узлов, деталей, комплектующих изделий и т.д. и в практике деятельности фирм, как правило, являются предме­том коммерческой тайны.
Импортные и экспортные цены различаются в зависимости от того, какие дополнительные расходы в них включаются по мере продвижения товаров от экспортера к импортеру: пребы­вание на складе страны-экспортера, нахождение в порту, путь за границу, складирование за рубежом и т.д.
Существует общая закономерность зависимости цен от циклов воспроизводства: в зависимости от соотношения спроса и предложения динамика цен характеризуется их повышением при переходе от фазы депрессии к фазе оживления и их снижением — при наступлении кризиса. Максимальными цены бывают в фазе подъема в связи с длительным превышением спроса над предложением. Но при этой общей закономерности различные группы товаров реагируют на изменение конъюнктуры по-разному: наиболее резко меняются цены на сырье и товары длительного пользования (потребительские), слабее — цены на полуфабрикаты, а затем — на продукцию машиностроения производственного назначения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2. Анализ и динамика международной торговли.
 
2.1             Товарная и географическая структура международной торговли.
 
Доля промышленно развитых стран в мировом экспорте на протяжении последних 30 лет составляет около 70%. Такова же доля этих стран ив мировом импорте. Около 20—30% мировой торговли приходится на развивающиеся страны, но в каждой из этих групп происходят существенные изменения. Ведущие позиции в мировой торговле занимают США, Германия, Япония, Франция, Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, Бельгия, Люксембург. Среди развивающихся стран можно выделить Китай, Республику Корея, Гонконг, Тайвань, Сингапур, Малайзию, Мексику, Бразилию, Индонезию.
Таблицы 1.1 и 1.2 содержат агрегированные данные о товарной и географической структуре международной торговли за период с 1955 по 1990 гг. (Данный временной период позволяет выявить экономические закономерности в относительно однородной системе мировых международных отношений).
 
 
 
 
 
 

Таблица 2.1.1
Структура мирового экспорта, 1955-1985 гг.
 
1955
1960
1965
1970
1975
1980
1985
1990
Всего (млрд. долл. США)
94
128,3
187,2
315,3
876,7
2,013
1,929
2,478
В том числе (в %)
Продукты питания
21,8
19,4
18,2
14,7
13,2
11,1
10,3
9,4
Продукты сельского хозяйства
12,9
10,8
7,8
5,8
3,9
3,8
3,2
3,0
Руды и минеральное сырье
3,7
3,9
3,3
3,4
2,4
2,1
1,7
1,6
Топливо
11,0
9,9
9,6
9,3
19,4
24,0
18,4
18,0
Промышленные товары
49,0
54,8
58,5
64,9
59,4
57,3
62,6
68,2
В том числе (в %)
Химической промышленности
5,0
5,9
6,5
7,1
7,0
7,4
8,0
8,9
Машиностроения
18,1
21,7
24,6
28,8
28,0
25,6
30,4
38,4
Другие
25,9
27,2
27,4
29,0
24,4
24,3
24,2
23,1
Неклассифи-цируемые
1,6
1,2
2,6
1,9
1,7
1,7
3,8
3,9

 
 

 Таблица 2.1.2
Географическая структура мирового экспорта в 1955-90 гг.
 
1950
1955
1960
1965
1970
1975
1980
1985
1990
Всего (млрд. долл. США)
60,7
94,0
128,3
187,1
315,2
876,7
2,013
1,929
2,418
В том числе развитые страны (%)
61,1
64,5
66,8
68,8
71,3
66,0
63,0
65,4
66,8
в том числе:
США
16,7
16,4
15,9
14,5
13,7
12,3
11,0
10,6
12,2
ЕС (9 стран)
26,8
30,4
32,6
34,4
35,7
34,0
32,9
31,8
34,4
Япония
1,4
2,1
3,2
4,5
6,1
6,4
6,4
9,1
9,4
Развивающиеся страны (%)
30,8
25,5
21,5
19,6
17,9
24,3
28,2
24,0
26,6
в том числе:
экспортеры нефти
7,2
8,1
7,5
7,1
6,7
14,1
16,9
16,2
16,8
экспортеры промышленных товаров
6,9
4,2
3,3
2,9
3,0
3,2
4,2
5,8
6,9
Наименее развитые
1,5
1,3
1,1
0,9
0,7
0,4
0,4
0,32
0,3
Социалистические
страны (%)
8,1
10,0
11,7
11,6
10,6
9,8
8,8
15,1
16,8
 
Представленная статистика свидетельствует о том, что рост внешней торговли превышал рост промышленного производства. Анализ таблиц 1.1 и 1.2 показывает значительный рост мировой торговли с 1955 по 1990 год. Частично это отражает инфляцию: цены, измеренные в долларах США, возросли в четыре раза с 1950 г. Но также заметен значительный реальный рост: наблюдается быстрый рост мирового выпуска, несмотря на некоторое снижение в 80-х годах, и увеличение внешнеторгового оборота стран. Частичное объяснение этих явлений можно получить на основе рассмотренных моделей международной торговли, однако есть и другие причины, которые необходимо принимать во внимание. Так, низкий уровень внешнеторговых потоков до 1950-1970 гг. объясняется следующими известными фактами: кризис и протекционизм в 1920-1930 гг. снизили уровень торгового оборота на 40% и еще более повлияла на него Вторая мировая война. И только в 1975 г. удалось восстановить уровень начала столетия. Во-вторых, международную торговлю стимулировало значительное снижение затрат на транспорт и коммуникации, а также рост цен на нефть (с 1970 г.) – индустриально развитые страны вынуждены были увеличить свой экспорт, чтобы оплачивать более дорогую нефть. В 80-х годах американский доллар был нереалистично переоценен по отношению к другим валютам, поэтому торговые потоки, выраженные в других валютах, были частично обесценены при переводе в доллары для агрегирования в общий показатель объема мировой торговли.
Таблицы также наглядно представляют рост относительных долей топлива и экспорта стран – экспортеров нефти. Здесь важно отметить следующее: в период с 1973 по 1990 гг. цена на топливо превысила свои исторические стандарты. Поскольку спрос на топливо по цене неэластичен в среднесрочном плане, высокие цены подразумевают высокие расходы. В действительности, начиная с 1985 г., цены на нефть упали, в то время как импорт топлива продолжал расти в объеме, их доля в общем импорте индустриальных стран падала от 26 % в 1980 г. до 20 % в 1985 г., до 12% в 1986 г. и до 9 % в 1988 г. Таким образом, вариация долей топлива (табл. 1.2) отражает ценовые аспекты и действие рыночных сил в большей степени, чем изменения в сравнительных преимуществах, что, собственно, является предметом теории международной торговли. Снижение спроса на нефть, а затем резкое падение цен на нее привели к значительному сокращению экспорта стран ОПЕК.
В табл. 1.3 показаны взаимные торговые потоки между основными торговыми блоками мира в 1988-92 гг.
Таблица 2.1.3
Направления торговых потоков в 1988 -1992 гг. (млрд. долл. США)
 
Импортер
Экспортеры
Северная Америка
Япония
Западная Европа
Развивающиеся страны
Восточный блок
 
1988
1992
1988
1992
1988
1992
1988
1992
1988
1992
Северная Америка
151
184
45
96
99
112
116
118
12
26
Япония
97
102
-
-
57
68
85
98
14
10
Западная Европа
113
144
25
32
906
1214
149
185
47
68
Развивающиеся страны
166
154
72
78
138
148
143
136
39
22
Восточный блок
7
9
11
10
56
88
49
29
145
63
 
Отметим наиболее важное. Во-первых, торговые потоки внутри западноевропейского торгового блока – наиболее масштабные в сравнении с другими потоками. Это отражает экономическую интеграцию европейских стран (Европейского Сообщества и Европейской Ассоциации Свободной Торговли) и высокий уровень внутриотраслевой торговли между сравнительно небольшими, но достаточно богатыми европейскими государствами.
Во-вторых, восточный торговый блок торговал больше с Европой и развивающимся миром, чем с Японией и США. Это находило отражение, как в экономике, так и в политике.
В-третьих, Япония относительно зависима от импорта из развивающихся стран. Это импорт продуктов первичной необходимости, особенно нефти, в большей степени, чем промышленных товаров. К концу 1980 гг. японский импорт из развивающихся стран Восточной Азии значительно возрос.
В-четвертых, Япония более активно торгует с Северной Америкой, чем с Западной Европой, в то время как торговля Западной Европы слегка устремилась в направлении развивающегося мира.
В-пятых, Япония имеет положительное торговое сальдо с каждым торговым блоком, но наиболее значительное – с Северной Америкой.
Современные факты свидетельствуют также о динамично расширяющейся сфере международной торговли – торговле коммерческими услугами. При этом изменяется структура самих коммерческих услуг. Так, сравнение статистических данных за 1970 и 1990 гг. показывает рост различных видов частных услуг при уменьшении доли грузовых услуг в общем объеме мирового экспорта коммерческих услуг. Относительно неизменными остаются доли экспорта пассажирских, портовых, туристических услуг (при росте их абсолютных объемов). Самым крупным мировым экспортером и одновременно импортером коммерческих услуг являются США, в экспорте лидерство принадлежит Франции (после США), в импорте – Германии.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.2             Современные тенденции развития международной торговли
 
Как показывает внешнеторговая статистика, в последние полтора десятилетия наблюдается стабильный и постоянный рост мирового внешнеторгового оборота, превышающий темпы роста ВВП, что убедительно свидетельствует о том, что все страны всё сильнее втягиваются в систему международного разделения труда. Мировой экспорт вырос более чем вдвое, увеличившись с 2 трлн. долл. В 1980 г. до 5,5 трлн. долл. в 2000 г. Это означает увеличение объёмов экспорта более чем на 70% за 80-е годы и более чем на 65% за 90-е. близки к этим значениям и показатели импорта (см. Табл. 2.2.1).
Таблица 2.2.1.
Общие итоги мировой торговли млрд. долл.
Составляющая
1990
2000
2005
2006
Товарооборот
Экспорт
Импорт
7081
3481
3600
13140
6430
6710
15431
7020
7235
15220
7000
7105
 
Как видно из данной таблицы, значения экспорта и импорта, а, следовательно, и показатели товарооборота стран мира за десятилетие с 1990 по 2000 года увеличились практически вдвое.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Таблица 2.2.2.
Прогноз изменения объёмов товарооборота, % 2006/2005 гг.
Страна или регион
Показатель изменения, %
Экспорт
Северная Америка (США и Канада)
Евросоюз
Азия
Япония
КНР
Латинская Америка
Африка
ЦВЕ и СНГ
Импорт
Северная Америка (США и Канада)
Евросоюз
Азия
Япония
КНР
Латинская Америка
Африка
ЦВЕ и СНГ
 
-6
-1
-3
10
9
-3
3
8
 
-6
-3
-7
-8
8
-2
2
8
 
Данная таблица демонстрирует прогнозы такого уменьшения рассматриваемого показателя для различных регионов и стран мира. Отрицательные значения при этом показывают процент снижения товарооборота, положительные – процент увеличения. Что характерно, для большинства из указанных стран и регионов изменения, в какую бы они сторону не проходили, происходят синхронно.
По оценкам экспортёров ВТО, мировой товарооборот вырос в 2005 году на 15%, что является одним из самых высоких показателей за последние годы. И это не смотря на то, что в начале 2000-х годов, рост объёмов мировой торговли начал несколько сокращаться.
Что касается темпов роста мировой торговли, то можно констатировать: устойчивые опережающие темпы роста мирового товарооборота являются показателями новых качественных признаков международной торговли, связанных с увеличением ёмкости мировых рынков. Характерными стали и опережающие, достаточно высокие темпы расширения торговли готовыми промышленными изделиями, а в них – машинами и оборудованием, ещё более высокие темпы роста торговли продукцией средств связи, электро- и электронной техникой, компьютерами и т. п. ещё быстрее расширяется объём торговли комплектующими, узлами и агрегатами, поставляемыми в порядке производственной кооперации в рамках ТНК. И ещё один феномен динамики – ускоренный рост международной торговли услугами.
В товарном обмене мировой внешней торговли вырисовывается очевидная тенденция роста доли готовых изделий, на которые приходится более 70% мировой торговли. Оставшаяся доля делится приблизительно поровну между сельскохозяйственным экспортом и добывающими отраслями. Для сравнения можно сказать, что в середине прошедшего столетия на долю сырья приходилось около двух третей, и только одна треть – на готовые изделия.
Услуги составляют в настоящее время почти четверть международного торгового обмена. Именно поэтому сейчас в разных исследованиях уделяется особое влияние росту мировой торговли услугами. Изменения в мировом экспорте услуг за последние годы показаны в Таблице 2.2.3.
 
 
 
 
 
 
 
Таблица 2.2.3.
Мировой экспорт услуг, млрд. долл.
Вид услуг
1990
1995
2000
2005
2006
Транспорт, в т. ч.
пассажирский
фрахт
другие виды транспорта
Путешествия
Правительственные услуги
Другие виды услуг
Всего
167,4
36,2
83,6
47,7
190,1
43,4
252,4
653,2
209,2
49,6
103,3
56,3
246,9
47,0
349,9
853,0
315
67,9
127,6

415
50,9
530
1260
330
88,3
153,2

465
55,1
640
1435
340
106,0
168,5

465
59,5
655
1460
 
Таким образом, общий объём услуг составляет около 25% общего мирового экспорта. Если говорить о распределении стоимости услуг по отдельным видам, то наибольшее значение в мировой торговле услугами имеют туризм и транспорт. Кроме того, наблюдается и друга тенденция: растёт экспорт трудовых ресурсов в развитые страны из развивающихся и в особенности – постсоциалистических.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Особенности и динамика международной торговли услугами
 
Услуги, поступающие на внешний рынок, образуют мировой рынок услуг. Он в свою очередь состоит из ряда более узких рынков: лицензий и ноу-хау, инженерно-консультационных (инжиниринго­вых) услуг, услуг транспорта и связи, туристических услуг и др.
В основе мирового рынка услуг лежит такая важнейшая часть мирового хозяйства, как сфера услуг, удельный вес которой в экономике ведущих стран Запада превышает удельный вес сферы материального производства.
В услуги на мировом рынке обычно включают транспорт и связь, торговлю, материально-техническое снабжение, бытовые, жилищные и коммунальные услуги, общественное питание, гости­ничное хозяйство, туризм, финансовые и страховые услуги, нау­ку, образование, здравоохранение, физкультуру и спорт; культу­ру и искусство, а также инженерно-консультационные, информа­ционные и вычислительные услуги, операции с недвижимостью, услуги по изучению рынков, организацию маркетинговой деятель­ности, послепро­даж­ный сервис и др. В ряде стран к услугам от­носят и строительство. Разумеется, разные виды услуг вовлече­ны в международный обмен с разной степенью интенсивности. В этом смысле, например, сильно различаются, с одной стороны, транспорт и связь, туризм и, с другой стороны, коммунальные и бытовые услуги.
Международная торговля услугами, в отличие от торговли то­варами, где велика роль торгового посредничества, основана на прямых контактах между производителями и потребителями. Дело в том, что услуги, в отличие от товаров, производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Из-за этого международная торговля услугами требует либо при­сутствия за рубежом их непосредственных производителей, либо присутствия иностранных потребителей в стране-производите­ле услуг. В то же время развитие информатики значительно рас­ширило возможности оказания многих видов услуг на расстоянии.
Международная торговля услугами также тесно сопрягается с международным движением капитала и перемещением рабочей силы. Она вообще немыслимы без транспортных, банковских, информаци­онных и других услуг. В свою очередь рост мировых рынков то­варов, капиталов, рабочей силы стимулирует развитие мирового рынка услуг.
Экспорт услуг на мировом рынке в 1998 г. составил около 1,3 трлн. дол, и относился к экспорту товаров как один к четырем. Цифры эти занижены, так как многие виды услуг, вовлекаемых в международный обо­рот, либо фиксируются в статистике торговли услугами не полностью, либо включаются в экспорт товаров. Из-за этого у США, например, фактический объем экспорта услуг, по некоторым оценкам, почти в два раза выше официального.
ВТО разбивает
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.