На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Повышение конкурентоспособности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 

    Оценка  конкурентоспособности предприятия  является многофакторным процессом, подлежащим стратегическому управлению, ориентированному на ряд важнейших принципов.
    Во-первых, это принцип системности, в соответствии с которым поведение каждого элемента системы влияет на поведение системы в целом, каждый элемент влияет на нее во взаимодействии хотя бы еще с одним элементом, нет элементов, которые влияли бы на систему независимо от других элементов, систему нельзя разделить на независимые части, а в целом она обладает свойствами, которые отсутствуют у ее частей.
    Для раскрытия сущности оценки конкурентоспособности  предприятия показатели, характеризующие  различные стороны этого процесса, должны быть сведены в систему.
    Во-вторых, это принцип комплексной оценки факторов. Каждый показатель системы характеризует влияние на рассматриваемый процесс какого-либо фактора или группы факторов. Соответственно дополняющие друг друга показатели должны строиться с учетом комплекса факторов, обусловливающих конкурентоспособность предприятия.
    В-третьих, это принцип функциональной направленности управления процессом оценки конкурентоспособности  предприятия, предполагающий использование  показателей, характеризующих различные  функции: планирование организаций, учет и контроль, мотивирование и стимулирование, координацию и регулирование.
    Четвертый принцип - учет специфики производства. Система должна включать в себя показатели, характеризующие отраслевые особенности  производства и их влияние на конкурентоспособность.
    В соответствии с пятым принципом «иерархичности показателей» они должны быть ранжированы по их значению - от общих к частным. К первым относятся сводные, обобщающие показатели, обеспечивающие полную, интегральную характеристику основных направлений повышения конкурентоспособности предприятия. Частные показатели должны дополнять их, учитывая влияние на исследуемый процесс особенностей деятельности предприятия.
    Шестой  принцип - принцип информационного  обеспечения. Система должна содержать  такие показатели, расчет которых может быть обеспечен имеющейся (в действующих формах учета и статистической отчетности) информацией, обладающей достаточной достоверностью. Показатели, полученные в результате абстрактных построений или экспертным путем, на наш взгляд, мало способствуют управлению процессом повышения конкурентоспособности.
    Седьмой принцип - обеспечение сопоставимости. Необходима сопоставимость показателей по их характеристикам, методам получения информации, единицам измерения и способам расчета.
    Наконец, важным принципом является принцип непрерывности, предполагающий корректировку тех или иных показателей системы либо включение в нее дополнительных показателей по мере поступления новых данных об объекте исследования и окружающей его конкурентной среде. Такая корректировка должна иметь дискретный характер и осуществляться только по результатам использования системы показателей.
    Среди названных методических принципов  разработки системы показателей, оценки конкурентоспособности предприятий одним из основополагающих, на мой взгляд, является принцип комплексной оценки факторов рассматриваемого процесса, связанный с определением их состава и механизма влияния, поскольку соблюдение этого принципа изначально формирует весь ход дальнейшей работы.
    Следовательно определение оптимальной модели  оценки конкурентоспособности предприятия является актуальным  в современных условиях рыночной экономики.
    Целью работы является оценка конкурентоспособности фирмы ООО «Банана мама».
    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    провести анализ различных методик оценки конкурентоспособности предприятий;
    дать организационно-экономическую характеристику деятельности предприятия;
    осуществить оценку уровня конкурентоспособности;
    предложить рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия.
    Объектом исследования является торговый дом детской одежды ООО «Банана мама».
    Предмет исследования – методические аспекты оценки уровня конкурентоспособности предприятия.
    Практическая  значимость. Материал работы может быть использован в маркетинговой деятельности предприятия.
    Методической  основой работы послужили работы Р.А.Фатхутдинова, Ю.И.Мишина, Ю.А.Еленева, А.А.Глухова, Г.Л.Азоева и других авторов по вопросам оценки конкурентоспособности предприятий, а также были использованы материалы по деятельности фирмы ООО «Банана мама».
    Структурно  работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Первая глава посвящена определению конкурентоспособности предприятия и изучению существующих методик оценки уровня конкурентоспособности предприятия. В аналитической части работы дана характеристика коммерческой деятельности предприятия и проведена оценка уровня его конкурентоспособности. В рекомендательной части для повышения конкурентоспособности предприятия предложены рекомендации  и мероприятия.
    1 Теоретические     аспекты  исследования                              конкурентоспособности фирмы 

      Понятие конкуренции и конкурентоспособности
 
    Конкуренция (от лат. concurrere – сталкивать) – это механизм соперничества участников рынка, борьбы их за более выгодные условия продажи товаров, услуг в целях захвата максимальной доли рынка и получения прибыли [7, с. 58]
    В экономической литературе принято  разделять конкуренцию по методам конкурентной борьбы:
    Ценовая конкуренция – это конкуренция, связанная с непосредственным использованием цен для завоевания рынка и  достижения лучших экономических условий сбыта. Различают:
     1. Прямую ценовую конкуренцию с широким оповещением о снижении цены;
     2. Скрытую ценовую конкуренцию, когда на рынок выпускается новый товар с улучшенными потребительскими свойствами при сравнительно незначительном увеличении цены.
    Неценовая конкуренция - конкуренция, основанная на предложении товара более высокого качества, с большей надежностью, более длительными сроками службы и другими более совершенными потребительскими свойствами. Существенную роль в неценовой конкуренции играют: оформление, упаковка, последующее техническое обслуживание, реклама.
    В зависимости от степени взаимозаменяемости продуктов мы выделяем четыре уровня конкуренции:
    1) конкуренция торговых марок имеет место в случае, когда компания рассматривает в качестве своих конкурентов фирмы, предлагающие сходный продукт и услуги тем же целевым покупателям по сходным ценам;
    2) формальная конкуренция. Компания считает конкурентами всех, кто производит продукцию, призванную предоставить одни и те же услуги;
    3) общая конкуренция. Компания видит конкурента в каждом производителе;
    4) отраслевая конкуренция. Компании рассматривает в качестве конкурентов компании, производящие тот же продукт или группу товаров.
    Хорошо  известны четыре типа отраслевой структуры:
    1. Чистая монополия. Ситуация, когда на национальном или региональном рынке определенный продукт (услугу) производит единственная компания. Чистая монополия может быть результатом регулирующего правительственного указа, использования патента, лицензии, масштабов производства или других факторов. Монополист, который стремится к максимальным доходам, имеет возможность устанавливать высокие цены и предлагать потребителям минимальный уровень услуг, не нуждается в рекламе, поскольку покупатели в отсутствие близких субститутов вынуждены приобретать его продукт.
    В случае, когда на рынке имеются  частичные субституты или существует угроза появления конкурентов, для сохранения доли рынка монополист должен позаботиться о дополнительных услугах или модернизации технологии. Интересам общества отвечает скорее регулируемая монополия, так как в этом случае снижаются цены на продукцию, и повышается уровень обслуживания.
    2. Олигополия. Рыночная ситуация, характеризующаяся господством в отрасли нескольких, как правило, крупных компаний. Производимая продукция может быть как высокодифференцированной, так и стандартной. Выделяют два вида олигополии - чистую и дифференцированную. Чистая олигополия — несколько компаний, производящих стандартный товар. В данной отрасли повышение цен на продукцию компании затруднительно, за исключением случаев дифференциации услуг. Если конкуренты следуют аналогичной тактике, единственный способ завоевания конкурентного преимущества — стратегия снижения издержек производства через увеличение его масштабов. Дифференцированная олигополия — несколько крупных компаний, производящих в чем-либо (качество, характеристики, дизайн, уровень услуг) различающиеся товары (автомобили, фотоаппараты). Каждый конкурент стремится опередить соперников по одному из важнейших атрибутов товара, привлечь покупателей, отдающих ему приоритет, и получить соответствующую надбавку к цене.
    3. Монополистическая конкуренция. Большое число конкурентов, выступающих с самыми разнообразными предложениями (рестораны, салоны красоты). Многие субъекты отрасли концентрируются в определенных сегментах рынка, где они могут наилучшим образом удовлетворить потребности клиентов и продать продукт по более высокой цене.
     4. Чистая конкуренция. На рынке множество конкурентов, предлагающих однородные товары или услуги (фондовый рынок, рынок основных сырьевых товаров). В отсутствие дифференциации товаров цены конкурентов будут одинаковыми. Никто из конкурентов не рекламирует продукцию, за исключением случаев, когда она позволяет психологически дифференцировать товар (сигареты, пиво). Только в условиях конкуренции возможен рост эффективности и качества товара. [2 c. 296]
    Обычно  под конкурентоспособностью товара понимают некую относительную интегральную характеристику, отражающую его отличия от товара-конкурента и, соответственно, определяющую его привлекательность в глазах потребителя. Но вся проблема заключается в определении содержания этой характеристики. Большинство сосредотачивается на параметрах товара и затем для оценки конкурентоспособности сопоставляет между собой некоторые  характеристики такой оценки для разных конкурирующих фирм. Конкурентоспособность предполагает следующее.
    Конкурентоспособность — это способность опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей. Конкурентоспособность — это та особая зона, в которой в известных пределах интересы производителей и потребителей сходятся.[9 c.84]
    Что бы иметь большее представление  о конкурентоспособности, в таблице 1.1 описаны ее уровни иерархии.[9 c.88]
Таблица 1.1 Иерархия понятий конкурентоспособности субъектов рынка
Уровни  иерархии Понятие конкурентоспособности
Конкурентоспособность страны
Способность страны производить товары и услуги, отвечающие требованиям мировых рынков, и создавать условия наращивания государственных ресурсов со скоростью, позволяющей обеспечивать устойчивые темпы роста ВВП и качество жизни населения на уровне мировых значений
Конкурентоспособность региона
Способность региона  производить тиары и услуги, отвечающие требованиям внутренних и мировых рынков, создавать условия наращивания региональных ресурсов   для обеспечения роста потенциала конкурентоспособности субъектов хозяйствовании со скоростью, обеспечивающей устойчивые темпы роста ВВП и качество жизни населения региона на уровне мировых значений
Конкурентоспособность отрасли
Способность отрасли производить товары и услуги, отвечающие требованиям внутренних и мировых рынков, и создавать условия роста потенциала конкурентоспособности предприятий отрасли
Конкурентоспособность кластера
Способность использовать потенциал макротехнологий для совершенствования производства товаров и услуг, отвечающих требованиям мировых и внутренних рынков, и наращивания конкурентных преимуществ за счет лидерства в технологиях производства, оптимизации форм организации и управления  сбытом как базового условия потенциального роста конкурентоспособности
Конкурентоспособность предприятия
Для потребителей – Способность удовлетворять  потребности (решать проблемы) потребителей на основе производства товаров и услуг, превосходящих конкурентов по требуемому набору параметров. Для конкурентов  – Способность производить товары и услуги, отвечающие требованиям мировых и внутренних рынков, и создавать условия роста потенциала конкурентоспособности.
Для инвесторов – Способность производить ресурсы предприятия для динамичного развития и расширения рынков сбыта, увеличения рыночной стоимости предприятия.
Для субъектов  рынка – партнеров (отрасль, регион, кластер, государство) – Способность производить конкурентную продукцию и создавать условия роста потенциала конкурентоспособности
    Данная  таблица позволяет сделать вывод  о том, что конкурентоспособность зависит от ее уровня иерархии, чем выше ее уровень иерархии, тем сегмент рынка, на который она распространяется, больше.
    В-третьих, конкуренция стимулирует научно-технический  прогресс и повышение эффективности  производства. Так как конкуренция служит уравнительницей цен, то можно сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества и максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В настоящее время встречается много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров с применением новой технологии. Следовательно, при развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства.

    1.2 Показатели конкурентного  статуса предприятия

 
    Конкурентный  статус предприятия зависит от наиболее важных аспектов его хозяйственной деятельности. Он наиболее высок на тех предприятиях, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность их деятельности влияет множество факторов – ресурсов предприятия. Оценка эффективности работы каждого подразделения предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов. Конкурентный статус предприятия определяется четырьмя группами показателей [5, с.167-168]:
    Показатели, характеризующие эффективность производственной деятельности предприятия;
    Показатели финансового положения предприятия;
    Показатели эффективности организации сбыта;
    Показатели конкурентоспособности товара.
    Каждая  группа показателей оценивает определенное направление деятельности предприятия. Рассматривая их вместе можно получить полное представление об эффективности управления производственным процессом, экономичности производственных затрат, рациональности эксплуатации основных фондов, совершенстве технологии изготовления товара, способности предприятия расплачиваться по своим долгам, возможности стабильного развития в будущем, об эффективности ценовой политики и управлении сбытом, о качестве товара.
    Совокупность  качественных и стоимостных характеристик  товара, способствующих созданию превосходства данного товара перед товарами-конкурентами в удовлетворении конкретной потребности покупателя, определяет конкурентоспособность товара. По степени конкурентоспособности товара производитель может судить о целесообразности вывода данного товара на рынок. Конкурентоспособность характеризует способность товара быть купленным в числе первых на рынке среди товаров конкурентов. А покупателю конкурентоспособность товара раскрывает уровень привлекательности данного товара и степень его конкурентных преимуществ. Конкурентное преимущество – это те характеристики, свойства товара, которые создают для предприятия определенное превосходство над своими конкурентами, а для потребителя – оптимальное сочетание потребительских характеристик товара. Превосходство оценивается в сравнении, поэтому является относительной характеристикой и обусловливается различными факторами.
    Таким образом, конкурентоспособность товара может рассматриваться как степень привлекательности товара для потребителей, которая определяет возможность удовлетворения целого комплекса их требований. Покупатель обосновывает выбор товара, оценивая полезный эффект от его использования и расходы, связанные с его покупкой и эксплуатацией. Поэтому конкурентоспособность товара определяется путем сравнения потребителем цены, качества и уровня сервиса, который может быть ему предоставлен до и после покупки товара. Сравнению подлежит также такой показатель, как уровень маркетингового окружения (сопровождения) товара. То есть состояние расширенных характеристик товара (маркетинг-логистика, сервис, гарантии, реклама, имидж, упаковка и так далее).

    1.3 Оценка  конкурентоспособности  предприятия

 
    Для оценки конкурентоспособности предприятия  существуют множество методик.  Изучив экономическую литературу авторами был проведен анализ разнообразных методов оценки конкурентоспособности продукции. Рассмотрим более подробно каждый из изученных методов.
    матричный метод (разработан «Бостонской консалтинговой группой») [6, с.114-115].
      В основе методики - анализ конкурентоспособности  с учетом ЖЦ товара/услуги. Сущность оценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат: по горизонтали-темпы роста/сокращения количества продаж в линейном масштабе; по вертикали-относительная доля товара/услуги на рынке. Наиболее конкурентоспособными считаются предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке.
      Преимущества метода: при наличии достоверной информации об объёмах реализации метод позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки.
    Недостатки  метода: исключает проведение анализа  причин происходящего и осложняет выработку управленческих решений.
    2) метод, использующий в качестве основного подхода оценку товара/услуги предприятия [7, с.325].
    Этот  метод базируется на рассуждении  о том, что конкурентоспособность производителя тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. В качестве показателя, оценивающего конкурентоспособность товара/услуги используют соотношение двух характеристик: цены и качества. Наиболее конкурентоспособен товар , имеющий оптимальное соотношение этих характеристик:
                                                КТ=К/Ц                                                       (1.1)
    где: К- показатель качества товара;
           Ц- показатель цены товара;
           Кт - показатель конкурентоспособности товара.
    Чем выше разница между потребительской  ценностью товара для покупателя и ценой, которую он за него платит, тем выше запас конкурентоспособности товара доля потребителя.
    Преимущество  метода: он учитывает наиболее важный критерий, влияющий на конкурентоспособность предприятия - конкурентоспособность товара.
    Недостатки  метода: позволяет получить весьма ограниченное представление о преимуществах и недостатках в работе предприятия, так как конкурентоспособность предприятия принимает вид конкурентоспособности товара и не затрагивает другие аспекты.
    3) метод, основанный на теории эффективной конкуренции [8, с.198-201].
      Согласно этой теории наиболее  конкурентоспособными являются  те предприятия, где наилучшим  образом организована работа  всех подразделений и служб. На эффективность деятельности каждой из служб оказывает влияние множество факторов - ресурсов фирмы. В основе метода лежит оценка четырёх блоков показателей конкурентоспособности.
    4) важным направлением исследования конкурентоспособности продуктов является оценка конкурентной позиции отдельных продуктов на разных рынках, осуществляемая по двум показателям: качество-цена. Такую оценку рекомендуется осуществлять в следующей последовательности:
    1. Оцениваются продукты данной  фирмы и ее главных конкурентов  на исследуемом рынке по двум  критериям: интегральному показателю  качества, в данном случае характеризующему уровень потребительских свойств товара, его способность решать проблемы потребителей, и цене. В случае, когда имеется ограниченное число ведущих показателей качества возможно использование отдельных показателей и цены.
    2. Все исследуемые продукты наносятся на поле матрицы: качество-цена, используя в случае необходимости в качестве третьей координаты (радиус окружности) объем реализации.
    3. Для всей совокупности анализируемых  продуктов определяется среднее значение показателя качества и цены и проводятся линии, характеризующие эти средние значения.
    4. Подобная оценка проводится для  всех важнейших рынков.
    5. По степени концентрации продуктов  фирм-конкурентов в различных  квадрантах матрицы определяется  острота конкурентной борьбы  на отдельных рынках и на совокупном рынке.
    6. Исходя из принципа предпочтительности  деятельности на рынках, где острота  конкурентной борьбы наименьшая (если кто придерживается другого мнения, то его выбор будет иным), корректируется производственно-сбытовая политика с точки зрения качества, цены выпускаемой продукции и рынка сбыта. Например, осуществляется переход на выпуск более простой, но и более дешевой продукции.
    Оценка  возможностей фирмы позволяет построить  многоугольник конкурентоспособности (рис. 2). По каждой оси для отображения уровня значений каждого из исследуемых факторов (в многоугольнике рис. 2 оценка проводилась только по 8 факторам) используется определенный масштаб измерений (очень часто в виде балльных оценок). Изображая на одном рисунке многоугольники конкурентоспособности для разных фирм, легко провести анализ уровня их конкурентоспособности по разным факторам. Очевидно, что возможно построение многоугольника конкурентоспособности также для продуктов-конкурентов и маркетинговой деятельности фирм-конкурентов в целом. 
 

     

    Рисунок 1.1 – Многоугольник конкурентоспособности 

    Недостатком такого подхода является отсутствие прогнозной информации относительно того, в какой мере та или иная фирма-конкурент в состоянии улучшить свою деятельность. По результатам исследований, проведенных по рассмотренным направлениям изучения конкурентоспособности, проводится сравнительный анализ уровня отдельных атрибутов (параметров), достигнутого фирмами-конкурентами.
    На  основе анализа полученных оценок выявляются сильные и слабые стороны конкурентной борьбы по всем изученным направлениям конкурентоспособности. Далее разрабатываются мероприятия по закреплению сильных сторон и ликвидации слабых мест.
    Иногда, как отмечалось выше, определяется интегральный показатель конкурентоспособности (хотя, на наш взгляд, сравнительный анализ по отдельным показателям является гораздо более полезным).  

    Обобщая вышеизложенное, можно указать, что  на конкурентоспособность продукции влияют следующие факторы: нормативные; технические; экономические; организационные.
    Принципы  и методы оценки конкурентоспособности  могут быть использованы для обоснования принимаемых решений при: комплексном изучении рынка и выборе направлений коммерческой деятельности предприятия; разработке мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции; оценке перспектив продажи конкретных изделий и формировании структуры продаж; разработке предложений по развитию производственного потенциала предприятия; контроле качества продукции; установлении цен на продукцию; отборе продукции при покупке через тендеры и торги; аттестации продукции; подготовке технических заданий по созданию новых образцов продукции; решении вопроса о включении в экспортную программу и снятии продукции с экспорта, либо ее модернизации; подготовка информации для рекламы продукции; решении вопроса о целесообразности патентования и поддержания патента в действии; разработке мероприятий по стимулированию разработчиков и поставщиков.
    Оценка  конкурентоспособности основывается на сравнении характеристик анализируемой продукции с конкретной потребностью и выявлении их соответствия друг другу. Для объективной оценки необходимо использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар на рынке. Следовательно, должна быть решена задача определения номенклатуры параметров, подлежащих анализу и существенных с точки зрения потребителя. 

    1.4 Определение экономической  эффективности проведения 
           маркетинговых мероприятий 

    Основной  метод оценки финансовой (экономической) деятельности рекламы, основан на определении дополнительной прибыли, полученной за счет рекламы, и сопоставлении этих объемов с затратами на рекламу.[1,c. 190]
    Для расчета экономической эффективности  специалисты в области рекламы используют следующие формулы
    1. Расчет товарооборота под воздействием рекламы
    Тд = (Тс * Е * Д) / 100,               (1.1)
    где Тд – дополнительный товарооборот до начала рекламного периода, руб;
    Тс  – среднедневной товарооборот до начала рекламного периода, руб;
    Д – количество дней учета товарооборота  в рекламном процессе;
    Е – относительный прирост среднедневного товарооборота за рекламный период по сравнению с дорекламным, %;
    2. Расчет экономического эффекта рекламирования
    Экономический эффект рекламирования - это разница между прибылью, полученной от дополнительного товарооборота, вызванного рекламными мероприятиями, и расходами на рекламу определяется по формуле
    Э = (Тд * Нт) / 100 – (Зр + Рд),              (1.2)
    где Э – экономический эффект рекламирования, руб;
           Тд – дополнительный товарооборот под воздействием рекламы, руб;
               Нт – торговая надбавка за единицу товара (в % к цене реализации);
               Зр – затраты на рекламу, руб;
               Рд – дополнительные расходы по приросту товарооборота, руб
    Экономический эффект рекламных мероприятий может  быть: положительным - затраты на рекламу меньше дополнительной прибыли; отрицательным - затраты на рекламу выше дополнительной прибыли; нейтральным - затраты на рекламу равны дополнительной прибыли; расчет рентабельности рекламирования
    Полученных  данных еще недостаточно для сопоставления экономической эффективности затрат на проведение различных рекламных мероприятий. Более точно эффективность затрат на рекламу характеризует ее рентабельность.
    Эффективность затрат на рекламу может быть определена с помощью показателя рентабельности рекламирования
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.