На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Национальная и этническая культуры

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1. Этническая и  национальная культура 

Понятия "этническая" и "национальная" культура нередко  употребляются как синонимы. Однако в культурологии они имеют разное содержание. 

Этническая (народная) культура - это культура людей, связанных  между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно  осуществляемой хозяйственной деятельностью. Она меняется от одной местности  к другой. Местная ограниченность, жесткая локализация, обособление  в сравнительно узком социальном пространстве - одна из основных черт этой культуры. Этническая культура охватывает в основном сферу быта, обычаи, особенности  одежды, народных промыслов, фольклора. Консерватизм, преемственность, ориентация на сохранение «корней» - характерные  черты этнической культуры. Некоторые  элементы ее становятся символами самобытности народа и патриотической привязанности  к его историческому прошлому - «щи да каша», самовар и сарафан  у русских, кимоно - у японцев, клетчатая  юбка - у шотландцев, рушник - у украинцев. 

В этнической культуре господствует сила традиции, привычки, обычаев, передающихся от поколения  к поколению на семейном или соседском  уровне. Определяющим механизмом культурной коммуникации здесь является непосредственное общение между поколениями живущих  рядом людей. Элементы народной культуры - обряды, обычаи, мифы, поверья, легенды, фольклор - сохраняются и передаются в границах данной культуры посредством  естественных способностей каждого  человека - его памяти, устной речи и  живого языка, природного музыкального уха, органической пластики. Это не требует никакой специальной  подготовки и особых технических  средств хранения и записи. Такая культура не нуждается в своей трансляции и в письменности и являются в значительной мере дописьменной культурой. Этническую культуру можно уподобить в какой-то мере натуральному (но только духовному) хозяйству, имеющему непосредственно коллективный, общинно-групповой характер. Она самодостаточна, находится на полном обеспечении. Этническая культура лишена авторства, она безымянна, анонимна. Никто не знает, кому принадлежит авторство дошедших до нас древних мифов и произведений устного народного творчества. 

Исследую этнокультурные процессы современности, ученые-этнологи обратили внимание на то, что сфера  этнического своеобразия каждого  этноса неуклонно сокращается: в  одних областях жизни быстрее, в  других медленнее она уступает свое место интернационально стандартным  моделям. При осмыслении такого рода культурных изменений этнологи пришли к выводу о необходимости методологического  разграничения понятий «этническая  культура» и «культура этноса», поскольку для своего нормального  существования и воспроизводства  большинство народов мира в настоящее  время не может обходится только этнически специфическими способами жизнедеятельности. В культуре каждого народа переплетаются явления, свойственные только ему одному (этническая культура), с особенностями, распространенными среди многих этносов или свойственными человечеству в целом (культура этноса). 

Целесообразно различать  культуру этноса и этническую культуру. Под культурой этноса мы понимаем всю совокупность культурного достояния  присущую данному этносу в лице его  отдельных представителей, локальных  групп, этносоциальных организмов и т.д., независимо от того, имеют ли различные элементы и структуры этого достояния специфическую этническую окраску или же является этнически нейтральными 

Культура этноса, с одной стороны, обеспечивает его  единство и стабильность как системы, его выживание, т.е. выполняет интегративную  функцию. Но с другой стороны элементы этой культуры имеют и "вторую жизнь", так как выполняют 

дифференцирующую  функцию, противопоставляют один коллектив  другому, становятся основой для  различения "мы" и "они". Потребности  дифференциации приводят к тому, что  один из компонентов (язык, религия, художественная культура) выделяется в качестве основного  этнического признака. Нередко такую  роль выполняет язык. Однако иногда статус главного этнического признака приписывают религии. Например: сербы  и хорваты говорят на одном  языке и вся специфика их культурного  развития и этнических различий выражена в принадлежности их к разным конфессиям: сербы - православные, хорваты - католики. Отсюда различия в бытовой культуре и обрядах. 

Любой этнос создает  собственную культуру, благодаря  которой отличает себя от других этносов. При этом один из основополагающих этнических признаков выделяется в  качестве системообразующего фактора, чтобы на основе социокультурной антитезы оформить самостоятельность этнической группы по отношению к другим. В дополнение к этому фактору культура этноса определяется особенностями психологии, проявляющимся в оттенках характера представителей данного этноса, специфике ценностных ориентиров, вкусов ит.д. 

По своей роли и сущности культура этноса представляет собой историческую совокупность материальных, духовных, этнических, моральных и  эстетических ценностей, созданных  представителями данного этноса, а также ценностей, полученных в  процессе взаимодействия с другими  этносами. Высшее достижение культуры одного народа всегда становится достижением  культуры других народов. 

Оригинальную концепцию  происхождения и развития этносов  разработал Л.Н.Гумилев (1908 - 1992). Гумилев  придерживается принципа культурного  полицентризма, согласно которому кроме  европейского в истории существовали и существуют иные центры развития. Его теория основана на двух базовых  идеях: "этноса" и "пассионарности". Этнос - это любая историческая, национальная, родовая общность, имеющая свое начало и конец. Этнос, подобно человеку, рождается, мужает, стареет и умирает. Продолжительность этногенеза составляет примерно 1,5 тысячи лет.
Этнос в своем  развитии проходит следующие фазы: 

1) подъем пассионарности; 

2) пассионарный перегрев; 

3) медленный спад; 

4) фаза надлома; 

5) инерционный или  цивилизационный период. 

После этого этнос  или распадается или сохраняется  как реликт - состояние, в котором  уже не ощутимо саморазвитие. Развитие этносов, по мнению Гумилева, определяется главным образом наличием в них  особых людей - пассионариев, обладающих сверхэнергией, неукротимым стремлением к намеченной цели, людей страстных, энергичных, героев. Именно активностью и деятельностью пассионариев объясняются главные исторические события в жизни народов. Появление самих пассионариев зависит от космических факторов (солнечной активности, магнитного поля планеты). Могучий всплеск космической энергии, сконцентрированной в сравнительно небольшой земной области, формирует пассионарность этноса, способствует его высокой социальной активности на протяжении полутора тысячелетий. Таким образом, начало своего исторического пути этнос получает из космоса. 

Свою концепцию  Гумилев изложил в работах "Этногенез  и биосфера Земли", "Древняя  Русь и Великая степь", "От Руси к России: очерки этнической истории". 

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется господствующей, или доминирующей культурой. 

Доминирующая культура может быть национальной и этнической в зависимости от того, насколько  сложно организовано данное общество и насколько многолюдной является данная страна. 

В литературе иногда отождествляют понятия этнической и национальной культуры, что считается  неправильным. Этносом называют любое  национальное сообщество, например, национальное меньшинство, племя, народность. Этносы существовали всегда, а нации возникли лишь в Новое время. Когда говорят  об этносе, то не имеют ввиду огромных национальных государств, сложной социальной структуры, большого количества городов и всего, что связано в нашем представлении с современным обществом. Этносы - малые компактные сообщества, очень простые по своему устройству, поэтому просты и однородны этнические культуры. Культуру бушменов мы вправе называть этнической, но Южно-африканская республика, на территории которой есть пустыня Калахари, где и обитают заброшенные племена (точнее небольшие локальные группы) бушменов, обладает национальной культурой. 

Этническая культура всегда локализована в географическом пространстве и однородна по своей  политической, экономической и социальной структуре. 

Этническая культура - совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизнедеятельности, бытовой культуры. Она имеет ядро и периферию. Этническая культура включает орудия труда, нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, постройки, одежду, пищу, средства передвижения, жилище, знания, верования, виды народного искусства. 

Специалисты различают  в этнической культуре два слоя: 

¦ исторический ранний (нижний), образованный унаследованными из прошлого культурными элементами; 

¦ исторически поздний (верхний), состоящий из новообразований, современных культурных явлений
Нижний слой включает наиболее устойчивые элементы, закрепленные многовековой традицией. Поэтому считается, что они составляют каркас этнической культуры. При таком подходе этническа культура предстает как единство преемственности и обновления. Обновление культуры может экзогенным (заимствованным) и эндогенным (возникшим внутри культуры без влияния извне). Преемственность, устойчивость этнической культуры держится на действии двух типов механизмов передачи традиций: внутрипоколенных традиций, действующих на протяжении нескольких лет или десятилетий и охватывающих лишь часть этноса (смежные возрастные группы); межпоколенных традиций, существующих на протяжении исторически длительного времени и выступающих механизмом передачи ценностей из поколения к поколению. 

Этническая культура -- это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью, единством, так сказать, «крови и почвы», почему она и меняется от одной местности к другой. Местная ограниченность, жесткая локализация, обособление в сравнительно узком социальном пространстве (племя, община, этническая группа) -- одна из основных черт этой культуры. В ней господствует сила традиции, привычки, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся из поколения к поколению на семейном или соседском уровне. 

Этнос -- социокультурная общность людей. Нация обозначает территориальное, экономическое и лингвистическое объединение людей, имеющее социальную структуру и политическую организацию. Национальная культура включает наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. А поскольку нация охватывает общество, а общество имеет стратификацию и социальную структуру, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших групп. Этнические культуры входят в состав национальной. Поскольку общество распадается на множество групп -- национальных, демографических, социальных, профессиональных, -- постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами. 

Субкультура -- это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее. 

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте  с господствующими ценностями. 

Если этнос указывает  на социокультурную общность людей, то нация обозначает территориальное, экономическое и лингвистическое объединение людей, имеющих социальную структуру и политическую организацию. 

Структура национальной культуры сложнее этнической. Национальная культура включает наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также  специализированные области культуры. А поскольку нация охватывает общество, а общество имеет стратификацию  и социальную структуру, то понятие  национальной культуры охватывает субкультуры  всех больших групп, которых может  не быть у этнической. Более того, этнические культуры входят в состав национальной. Взять такие молодые нации, как США или Бразилию, прозванные этническими котлами. Американская национальная культура крайне гетерогенна, она включает ирландскую, итальянскую, немецкую, китайскую, японскую, мексиканскую, русскую, еврейскую и другие этнические культуры. Большинство современных национальных культур полиэтничны.
Национальная культура не сводится к механической сумме  этнических культур. Она имеет нечто  сверх того. У нее есть собственно национальные черты культуры, возникшие  тогда, когда представители всех этносов осознали свою принадлежность к новой нации. Например, и негры, и белые одинаково восторженно исполняют гимн США и чтят американский флаг, уважают его законы и национальные праздники, в частности, День благодарения (день независимости США). Ничего этого нет ни в одной этнической культуре, ни у одного народа, приехавшего в США. Они появились на новой территории. Осознание большими социальными группами своей приверженности к территории своего расселения, общенациональному литературному языку, национальным традициям и символам составляет содержание национальной культуры. 

В отличие от этнической национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и не обязательно связанных кровнородственными отношениями. Обязательным условием появления национальной культуры специалисты считают новый тип социальной коммуникации, связанный с изобретением письменности. Именно благодаря письменности идеи, необходимые для национального объединения, приобретают популярность среди грамотной части населения. 

Таким образом, национальная культура складывается на фундаменте письменной культуры, в то время  как этническая культура может быть вполне бесписьменной, например, культура отсталых племен, сохранившихся до наших дней. Но та и другая культура, по отношению ко всем другим видам  культуры на данной территории, должна называться доминирующей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.