Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Понятие культурологии

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 26.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   Культурология - это наука о культуре. Предметом культурологии являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.
Культурология имеет дело с конкретными многообразными культурами и их проявлениями, выявляя их генезис и развитие. В этой связи среди первоочередных задач культурологического исследования выделяют следующие:
анализ культуры как системы  конкретных феноменов;
выявление типов связей между  элементами культуры;
исследование ментального  содержания культуры;
исследование типологии  культуры и культурных единиц;
                         разрешением проблем социокультурной динамики;
исследование культурных кодов и коммуникаций.
Изучением культуры занимались и продолжают заниматься большое количество науки. Приблизительно до середины 19 века культура исследовалась  главным образом философией, историей государства и права, этикой, эстетикой, теологией. Затем к ним подключились этнография, филология и т.д. Каждая из этих наук имеет свой предмет  исследования. Культурология выступает систематизирующим фактором всего комплекса наук о культуре. При этом ставятся цели:
Выведение на более высокую ступень достижений человека как творца с присущими  его творчеству значениями; Постижение духа культуры;
  Понимание культуры как своей,  так и иной;
Восстановление  целостных представлений о мире, картины мира как единого процесса.
  Создание единой и самоценной  теории культуры.
Утверждение общей методологии исследования для всех дисциплин, изучающих культуру.
Культурология изучает предпосылки и факторы, под влиянием которых, формируются и развиваются культурные интересы и потребности людей, исследует их участие в создании, приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей.
  Культурология изучает культурную жизнь в различных обществах, стремясь выделить особенности и достижения основных культурно- исторических типов.
  Знакомство с мировой культурой- неотъемлемая часть интелектуального потенциала тех, кому предстоит в недалеком будущем принимать решения, могущие повлиять на социально- экономическое развитие нашей страны, включая экономику, политику, культуру. Важнейшая задача культурологов- анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности. Одна из основных проблем культурологической науки- вопросы теории и истории мировой культуры.
  Курс культурологии дает понимание того, что любая материально- практическая, научная и иная деятельность человека вне культуры невозможна так же, как невозможна без культуры и сама жизнь человека.
  Культурология одна из молодых научных дисциплин, формирующая на стыке философии, социологии, психологии и многих других наук.
Это гуманитарная дисциплина изучает общие  аспекты возникновения и развития культуры, а также возникновение  культур между собой.
Она синтезирует знания различных наук о культуре в целостную систему, формируется представления о  сущности, функциях, структуре и  динамике культуры как таковой.
Основы  культурологии как самостоятельной научной дисциплины, предмет изучения которой – культура, не сводим к объектам философского и других подходов к этому феномену, были заложены в работах американского ученого Лесли Уайта. Попытки обнаружить за этим понимальным естеством, фиксируемым понятием «культура», реальное, адекватно выразить его научными средствами – одна из главных задач культурологии. В настоящее время полного решения этой задачи нет. Культурология еще находится в стадии становления, уточнения своего предмета и методов; ее облик как научной дисциплины еще не обрел теоретической зрелости. 2. Сущность, структура и функции культуры.
2/Если выяснить происхождение, термина «культурология», мы увидим в нем два взаимодополняющих слова «культура» и «логия». «Логия» в переводе с древнегреческого означает наука, знание, учение. Исходя из этого, мы можем говорить о том, что культурология это наука о культуре.
Что же такое культура? В переводе с  латинского это слово означает возделывание, обрабатывание, воспитание. Современное понимание его несколько иное. В настоящее время слово «культура» употребляется в нескольких значениях.
Сохраняется первоначальный смысл - возделывание, разведение какого-либо растения или  животного. (Например, культура льна, культура шелкопряда).
Разводимое  растение или бактерии, выращенные в лаборатории. (Например, культура микроорганизмов).
Слово «культура» может означать то же, что  и культурность или степень культуры, уровень развития. (Например, человек  высокой культуры)
Под культурой может пониматься усовершенствование, высокий уровень чего-либо, высокое  развитие, умение. (Например, культура голоса и движений у актера, физическая культура)
Культурой может быть обозначено то или иное состояние общественной, хозяйственной, умственной жизни в какую-либо эпоху, у какого-либо народа. (Например, неолитическая  культура, культура древнего Египта)
И, наконец, в самом широком смысле олова под культурой понимается совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе.
Разные  представления о человеке и человеческом обществе обусловили, при всем своем  многообразии, два основных философских  подхода к пониманию культуры.
Первый  делает главный акцент на духовных началах культуры, усматривая источник самодеятельности человека в духе, в духовной сфере жизни, понимая  материальную деятельность как несвободную, подавляющую человеческие способности  и дарования. В рамках данного  подхода человеческое представляется как деятельность духа, который обеспечивает освоение действительности. Именно дух - творец культуры. Феномен духовного  порядка, сфера духовного творчества в данном случае отождествляется  о культурой.
Второй  подход базируется на материалистическом понимании человека и общества. Суть его заключается в том, что  мир понимается как продукт материальной деятельности. Она и служит источником культур которая истолковывается как результат и процесс общественного развития людей, их производящей деятельности, материального производства.
Ни  в первом, ни во втором случае не существовало и не существует единства в истолковании сущности и содержания культуры. Проблема понимания культуры была и остается предметом постоянных дискуссий.
Исходя  из того, что универсального определения  культуры не существует, да и не может  существовать в силу сегодняшнего уровня познания, нам нужно сформулировать рабочее определение культуры, которое  будет использоваться при изучении данной дисциплины.
  Структура!Говоря о структуре культуры следует обозначить две сферы ее существования - материальную и духовную. Такие проявления культуры связаны с двумя сферами человеческой деятельности: материальной и духовной. В них, с одной стороны, происходит выражение человеческих сил, с другой стороны, их формирование и совершенствование. Материальную сферу культуры обычно связывают с материальным производством и в соответствии с этим, с реализацией, удовлетворением и возвышением материальных потребностей людей. Духовную же - с духовным производством, цель которого видят в изменениях духовного порядка, качественных переменах мира сознания, ведущих к подъему духовных начал в жизни личности и общества.
Провести  грань между материальной и духовной культурой по принципу: «из чего сделан предмет» невозможно. Так пришлось бы отнести искусство, существующее всегда в какой-либо вещественной форме, к материальной культуре, а знания о выплавке металлов к культуре духовной. Правильнее будет считать материальной культурой те вещи, орудия, навыки, знания, которые являются продуктами материального  производства или обслуживают жизнь  общества. К духовной культуре следует  отнести продукты духовного производства, идейное систематизированное содержание основных форм общественного сознания, а также эстетические ценности, выраженные средствами искусства. Если материальная культура в своей конкретности воплощает  собой степень практического  овладения человеком силами и  веществами природы, то духовная культура - это внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.
В человеческой деятельности, в реальной жизни практически невозможно разделение на чисто материальное и духовное, т.к. самое примитивное материальное действие неотделимо от сознательного  акта, от работы духа, а духовная сторона  жизнедеятельности имеет материальную оболочку. Поэтому о выделении  в культуре материальной и духовной сфер существования можно говорить лишь условно и относительно, постоянно  учитывая их единство и целостность. Вместе с тем единство не исключает  различий, отделяющих умственную деятельность от физической, дающих основание для относительного разграничения двух сфер культур.
Роль  культуры в обществе раскрывается через  ее социальные функции.
В современной культурологической литературе в качестве основной называется воспитательная или человекотворческая. Она состоит в формировании определенного типа личности, с одной стороны, заказанного обществом, а, с другой, обеспечивающего ее развитие. Остальные функции конкретизируют основную, вытекают из нее, подчинены ей.
Выделяются  следующие функции:
- познавательная, направленная на обеспечение познания человеком окружающего мира (природного, общественного и своего собственного). Потребность в этой функции вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Процесс познания характеризуется отражением и воспроизведением действительности в мышлении человека. Познание выступает необходимым элементом и трудовой, и коммуникативной деятельности. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.;
- информативная, заключающая в себе передачу, трансляцию накопленного социально-культурного опыта от прошлых поколений к будущим, от одних народов к другим, от одних индивидов к другим. Эта функция обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Она проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. В современную эпоху каждые пятнадцать лет происходит удвоение информации. Объем неизученных проблем увеличивается прямо пропорционально объему накопленных знаний. Ситуация «информационного взрыва» потребовала создания качественно новых способов обработки, сохранения и передачи информации, более совершенных информационных технологий;
- коммуникативная,  обеспечивающая многосторонность  и многогранность общения людей.  Коммуникация - это процесс обмена  информацией между людьми с  помощью знаков и знаковых  систем. Человек как существо  социальное для достижения различных  целей нуждается в общении  с другими людьми. Именно с  помощью коммуникации происходит  координация сложных действий. Основными  каналами коммуникации являются: зрительный, речевой, осязательный. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации, адекватные условиям жизнедеятельности людей;
- регулятивная, посредством которой осуществляется  адаптация людей в обществе, формируются  взаимоотношения между человеком  и обществом, общностью, обеспечиваются  межличностные отношения. Эта функция культуры обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Функция общезначимых норм, признанных в той или иной культуре, направлена на обеспечение определенности, понятности, предсказуемости поведения. Можно назвать юридические нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми, социальными институтами, отдельными людьми и социальными институтами; технические нормы, вызванные производственной практикой; этические нормы регламентации повседневной жизни; экологические нормы и др. Многие нормы тесно связаны с культурной традицией и укладом жизни народа ;
- аккумулятивная, обеспечивающая сохранение накопленных обществом культурных ценностей.
4.культура и цивилизация
Значительное  место в теории культуры занимает проблема соотношения культуры и  цивилизации. Цивилизация - данное понятие  происходит от латинского сivilis - гражданский, государственный и в самом первом своем значении выражает уровень общественного развития, достижения, преимущества жизни в гражданском обществе (сivitas).
Базовые значения данного понятия лежат  в представлении римлян и греков о преимуществах жизни по закону, в государстве. Государство - это  общество, в котором правит закон, которому подчиняются все люди, поэтому  они рассматриваются как люди цивилизованные, т. е. обладающие гражданскими правами и связанными с ними достоинствами. По мнению греков, народы, не знавшие  закона и подчинявшиеся не закону, а царю (как это было у персов), были лишены добродетелей свободного человека - мужества, справедливости, человеческого  достоинства. Это нечто, достигнутое  обществом в ходе его социального  развития, непосредственно связанного с развитием личности.
Последующее развитие понятия «цивилизация»  было связано с осмыслением понятия  «культура». В Новое время слово «цивилизация» начинает использоваться как синоним слова «культура» и пониматься как продукт духовного развития человечества, совокупность достижений на пути перехода от естественных к социальным формам жизни, т. е. как нечто сязанное с развитием человеческого разума и просвещения. В то же время уже в этот период (XVIII в.) начинает осознаваться противоречивость развития цивилизации, появляются идеи культурно-цивилизованной замкнутости.
В XIX в. были обоснованы и развиты основные концепции цивилизации. Одна из них принадлежит Шпенглеру, согласно взглядам которого цивилизация есть последняя (заключительная) стадия развития культуры. Еще более определенно проводит идею цивилизационной замкнутости культур Данилевский. В целом, эти два основные заключения наиболее отчетливо проявляются в современных теориях культуры: 1. Под цивилизацией, цивилизованностью понимают исторически достигнутые результаты какой-либо культуры. В плане социально-политическом, технологическом и т. д., речь идет об «оснащенности» культуры, ее политических, технологических и т. д. Достижениях
Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный) — 1)общефилософское значение — социаль
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.