На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственный долг РФ: состояние, проблемы и пути их решения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ
АКАДЕМИЯ ИМ. АКАДЕМИКА Д.Н. ПРЯНИШНИКОВА
 
 
 
 
Кафедра финансов, кредита и
экономического анализа
 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Финансы»
на тему: «Государственный долг РФ: состояние, проблемы
и пути их решения»
 
 
 
 
 
 
 
Выполнила: студентка 3 курса факультета заочного обучения по специальности «Финансы и кредит»
Катаева Наталья Васильевна
Шифр: Фку – 09 – 129
Проверила: доцент, к.э.н.
Кузнецова Эльвира Рудольфовна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Пермь 2011


Содержание

                                                                                                                                                                                      стр.
Введение                                                                                                                                                                         3
Глава 1. Теоретические основы изучения государственного долга                             5
1.1 Понятие государственного долга                                                                                                   5
1.2 Влияние государственного долга на экономику                                                                      8
Глава 2. Анализ государственного долга РФ и долговой политики
государства                                                                                                                                                          14
2.1 Долговая политика последних лет                                                                                                  14
2.2 Государственный долг РФ, расходы на обслуживание
государственного долга РФ                                                                                                                              18
Глава 3. Пути повышения эффективности управления государственным
долгом                                                                                                                                                                        27
Выводы и предложения                                                                                                                              35
Список использованных источников                                                                                                  36
 


Введение

Государственный долг - результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета.
Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.
Государственный долг является составляющей более широкого понятия «государственный кредит».
В случае конвертируемой валюты, все кредиторы (держатели облигаций) как внутренние, так и внешние, имеют равные права, и государственный долг на внутренний и внешний не разделяется.
В настоящее время Правительством Российской Федерации проводится политика, направленная на сокращение общего объема государственного долга. Вместе с тем, общее сокращение долговых обязательств происходит при сокращении внешних долговых обязательств и увеличении внутренних долговых обязательств. Это имеет под собой определенные основания, поскольку внутренний долг для государства менее рискованный и не зависит от курсовых колебаний.
Постепенное увеличение внутренней составляющей в объеме государственных долговых обязательств Российской Федерации и постепенное уменьшение государственного долга в условиях роста ВВП и доходов федерального бюджета способствует снижению удельного веса процентных расходов в общем объеме расходов федерального бюджета.
В настоящее время создаются предпосылки для возможного в дальнейшем увеличения объема долговых обязательств, при сохранении на безопасном уровне показателей долговой устойчивости, и использования средств, получаемых от государственных заимствований в инвестиционных целях.
В то же время остаются нерешенными некоторые проблемы, связанные с осуществлением государственных внутренних заимствований, а также потенциально существует вероятность повторения ранее допущенных ошибок в управлении государственным долгом в целом и государственным внутренним долгом в частности. Как не существовало раньше, так и не существует в настоящее время четкой увязки и критериев оценки экономически целесообразных и безопасных предельных объемов внутренних заимствований на рынке ГКО-ОФЗ и эффективности внутренних заимствований в целом.
Представляется, что анализ текущей ситуации при формировании государственного внутреннего долга актуален с точки зрения определения «узких мест» в использовании государственных внутренних долговых инструментов и определения путей решения возможных проблем в будущем.
Цель курсовой работы – изучить понятие государственного долга и проблемы, связанные с ним. Задачи работы следующие:
?      дать определение государственного долга;
?      определить влияние государственного долга на экономику страны;
?      проанализировать тенденции и динамику государственного долга в последние годы;
?      рассмотреть пути повышения эффективности управления государственным долгом.
Объект исследования – экономика государства. Предмет исследования – государственный долг.
 


Глава 1. Теоретические основы изучения государственного долга

1.1. Понятие государственного долга

С экономической точки зрения государственный долг представляет собой задолженность государственных органов, возникшую в результате формирования дополнительных ресурсов государства, направленных на разрешение противоречия между социально-экономическими потребностями общества и его финансовыми возможностями на основе заимствования денежных средств у юридических и физических лиц, международных финансовых организаций, иностранных государств и иных субъектов международного права.
Материально-вещественным воплощением государственного долга служит общая сумма задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам.
Состояние современных рыночных экономик характеризуется огромным накоплением государственных и частных долгов, которое за последнее десятилетие происходило в немалой степени под влиянием рекордно низких ставок процента.
К государственному долгу РФ относятся [11, 12]:
?                    долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами РФ;
?                    долговые обязательства перед субъектами РФ;
?                    долговые обязательства перед муниципальными образованиями;
?                    долговые обязательства перед иностранными государствами;
?                    долговые обязательства перед международными финансовыми организациями;
?                    долговые обязательства перед иными субъектами международного права;
?                    долговые обязательства перед иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований РФ;
?                    долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;
?                    долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие Бюджетного кодекса РФ.
Долговые обязательства РФ могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно). Структура государственного долга РФ представляет собой группировку долговых обязательств по:
1) кредитам, привлеченным от имени РФ как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;
2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени РФ;
3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ;
4) государственным гарантиям РФ;
5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством РФ на государственный долг РФ.
При этом внутренний долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте, а также обязательства субъектов РФ и муниципальных образований перед РФ, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований). В 2008 г. общая сумма заимствований на внутреннем рынке составила порядка 470 млрд рублей. Эти деньги предназначены для размещения средств Пенсионного фонда РФ, а также для развития внутреннего долгового рынка. Все эти цифры отражены в программе внутренних заимствований на 2007-2010 г.г. На первом аукционе было размещено облигаций федерального займа (ОФЗ) со сроком погашения в 2018 г. на 8 млрд рублей, в 2013 г. - также на сумму в 8 млрд рублей и в 2023 г. - еще на 9 млрд рублей [9, 50].
Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ либо уполномоченным им Министерством финансов РФ. Перспективные вопросы государственного долга находятся в компетенции Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ. Оперативное управление осуществляется Министерством финансов как агентом государства (определение генеральных условий выпуска отдельных займов, порядок эмиссии и обращения долговых обязательств, организация первичного размещения и вторичного рынка государственных ценных бумаг и др.).
Под обслуживанием государственного долга понимаются операции по выплате доходов по государственным и муниципальным долговым обязательствам в виде процента по ним и (или) дисконта, осуществляемых за счет средств соответствующего бюджета. Центральный банк РФ, кредитная организация выполняют функции генерального агента Правительства РФ по обслуживанию долговых обязательств Российской Федерации. Учет и регистрация государственных долговых обязательств РФ осуществляются в государственных долговых книгах внутреннего и внешнего долга РФ, которые ведет Министерство финансов РФ.
Таким образом, вопросы управления государственным долгом хоть и в меньшей степени, но по-прежнему являются актуальными. До сих пор сохраняются некоторые проблемы статистики иностранного долга перед Россией. Есть проблемы с наличием достоверной информации о суммах и механизмах конкретных операций по погашению иностранных долгов перед Россией, в отдельных случаях такая информация впервые появляется в зарубежных источниках и только впоследствии - в России.

1.2. Влияние государственного долга на экономику

В экономической литературе не прекращается активное обсуждение вопроса о сущности государственного долга и его влиянии на развитие экономики, особенно это касается кризисных периодов развития.
Основные тезисы, выработанные в мировой практике в отношении регулирования зависимости роста долга от роста экономики, говорят о том, что чем выше темпы экономического роста и ниже реальные процентные ставки, тем беспроблемней использование государством заемных средств для финансирования своих расходов; в случае стагнирующей экономики государство сталкивается со значительными трудностями при обслуживании и управлении долгом. Эти положения впервые были сформулированы представителем неокейнсианского направления в экономике Е. Домаром в           1944 г. на основе разработанной им модели, которая увязывает размер государственного долга с размером ВВП, а прирост государственной задолженности - с ростом экономики. С помощью этой модели он сделал несколько выводов [3, 18].
Во-первых, постоянно растущий государственный долг не обязательно ухудшает будущую налогово-бюджетную ситуацию вследствие повышения налоговых ставок и роста государственных расходов, связанных с обслуживанием долга. Определяющей величиной в случае финансированных ставок процента (доходности государственных облигаций) и доли задолженности в ВВП является темп экономического роста. Во-вторых, при положительных темпах роста ВВП обслуживание государственного долга осуществляется безболезненно. Экономический рост создает предпосылки для увеличения государственного долга. Если доходность государственных облигаций равна темпу роста ВВП, то предельное значение процентных платежей в ВВП будет соответствовать уровню вновь образующейся задолженности в ВВП. В-третьих, если уровень процентных ставок выше темпов роста ВВП или если ВВП снижается, то расходы по обслуживанию долга превышают объем новых правительственных займов. Государство в этом случае будет вынужденно использовать для обслуживания своего долга дополнительные средства из бюджета.
Обобщая проведенные экономистами исследования вопросов государственного долга, следует сказать, что они легли в основу нескольких подходов к его функциям и классификации. Так, главная функция государственного кредита - перераспределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики и целесообразностью поддержки социально-экономической сферы. Эта функция обеспечивает формирование денежных фондов на уровнях бюджетной системы государства и их использование на принципах срочности, возвратности, платности. Регулирующая функция проявляется, когда государство, вступая в кредитные отношения, воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке капитала, на производство и занятость. Используя государственный кредит в качестве регулирования экономики, государство проводит финансовую политику.
Проблема взаимозаменяемости налогов и государственного долга в период экономического спада проявляется, когда имеет место и увеличивается разрыв между налоговыми доходами и государственными расходами. В это время происходит наращивание объемов заимствований с целью финансирования дефицита бюджета. Таким образом, государственным долгом выполняется заместительная функция. По мнению исследователей, перечисленные функции государственного долга скорее характерны для государственного бюджета, то есть функции центрального уровня государственного управления. Наконец, практическое значение контрольной функции заключается в обеспечении полноты и своевременности погашения долговых обязательств и эффективного использования заемных средств.
К государственному долгу, а точнее сказать, к государственным заимствованиям различными исследователями-экономистами применяется классификация по ряду признаков, к которым относятся валюта и место нахождения кредитора, организационно-правовой статус кредитора, способ обращения и размещения займов, срок заимствований, государственный уровень эмитента долга, форма выплата дохода, способ определения дохода, вид оформления, направления использования заимствований, характер расходов, форма и степень обеспечения долговых обязательств, обязательность выполнения, способ погашения и обслуживания, держатели государственных ценных бумаг.
В соответствие с Бюджетным кодексом РФ в России может приниматься только сбалансированный бюджет, этим российская практика построения бюджетной системы отличается от зарубежной, например США, где изначально бюджет не должен быть сбалансирован и может приниматься с дефицитом. При этом источники погашения долга, так же как и доходы по выданным кредитам, поступающие в счет погашения долга, не входят в состав бюджета. [2, 489]
Не вдаваясь в различные теории природы бюджетного дефицита, можно обобщенно сказать, что современными экономистами его происхождение определяется следующими основными факторами. Это долгосрочные тенденции в динамике налоговых поступлений и государственных расходов; стадии экономического цикла, в которых находится экономика страны в данный период; текущая политика государства в области бюджетных расходов и доходов; чрезвычайные обстоятельства, вызывающие рост непредвиденных расходов государства; неэффективность финансовой системы. В зависимости от этих факторов или их совокупности в большинстве стран используются следующие способы финансирования бюджетного дефицита:
1) кредитно-денежная эмиссия (монетизация);
2) увеличение налоговых поступлений в бюджет, а также доходов от приватизации, продажи государственного имущества;
3) долговое (кредитное) финансирование.
Все три способа не лишены недостатков. Кредитно-денежная эмиссия, конечно, снижает дефицит бюджета, но создает сильное инфляционное воздействие на экономику и приводит к различного рода сбоям, поскольку дефицит бюджета покрывается за счет выпуска в обращение необеспеченных денег. Этот способ подвергся жесткой критике еще в начале XIX в.
Увеличение налоговых поступлений в бюджет происходит в результате роста налоговых ставок, что означает фактически прямое или косвенное изъятие доходов у населения и частного сектора и их перераспределение. Происходит снижение стимулов и деловой активности к инвестированию, спад производства, социальные негативные последствия. При этом если применение первых двух способов финансирования дефицита достаточно быстро приводит к нежелательным последствиям для экономики, то долговое финансирование имеет определенную длительность срока возврата долгов, который можно неоднократно продлевать, что и определяет временной промежуток от начала накопления заимствований до наступления непосредственно кризисных явлений, обусловленных неуправляемым ростом государственного долга, который ложится тяжелым бременем на экономику. Вследствие этого государство не в состоянии погашать и обслуживать свои долговые обязательств в полном объеме и в срок.
Следует отметить, что в рамках долгового способа финансирования бюджетного дефицита (основные принципы которого были сформулированы немецким экономистом А. Вагнером в конце XIX в. в «законе возрастающей государственной активности», вошедшего в состав мировой экономической науки) посредством долгового финансирования достигалось оптимальное распределение во времени инвестиционной нагрузки на государственные бюджеты. С другой стороны, исключалась необходимость повышения налогов для финансового обеспечения чрезвычайных расходов. Поэтому такой подход в финансировании государственных расходов посредством долгового, или, по-другому сказать, кредитного, финансирования широко пропагандировался экономистами немецкой школы конца XIX в. начала XX в. Данные принципы оказали существенное влияние на современный этап развития теории о роли государственного долга, поскольку они стали использоваться многими европейскими странами при планировании бюджетов. На различных стадиях развития экономики, будь то спады или подъемы, темпы роста доходов бюджета, определенные на основе налогового законодательства, выше или ниже темпов роста расходов бюджета, которые, как правило, имеют тенденцию к росту. Поэтому необходимость привлечения дополнительных финансовых ресурсов на кредитной основе для своих нужд вытекает из противоречий между размером потребностей и возможностью государства удовлетворить эти потребности за счет доходов бюджета.
Ряд отечественных экономистов также придерживается мнения, что в отдельные периоды развития экономики бюджетный дефицит неизбежен и является оправданным. Например, в качестве инструмента замещения снижающихся поступлений доходов бюджетов может использоваться кредитный метод финансирования дефицитов.
Так, в Москве после череды профицитных бюджетов, Московской городской думой был предложен проект закона с дефицитным бюджетом на 2010 г. в размере 125,7 млрд руб., который на 96,5% будет профинансирован за счет заемных источников в виде разницы от размещения и погашения городских внутренних облигационных займов. Соответственно, долговая нагрузка на бюджет увеличится, и к 1 января 2011 г. долг прогнозируется уже на уровне 383,4 млрд руб., что в 1,5 раза будет выше прогнозируемого долга на 1 января 2010 г. (255 млрд руб.) и составит 38,6% собственных доходов бюджета. Поэтому в целях контроля долговой нагрузки на бюджет и в качестве принятия мер постепенного ее снижения целесообразно в законе о бюджете установить предельное (оптимальное) соотношение долга и собственных доходов бюджета, которое не может быть превышено при исполнении бюджета. Подобные ограничения, предельные значения которых носят ориентировочный характер, установлены Договором о Европейском союзе от 7 февраля 1992 г. (Маастрихтский договор) для стран, желающих войти в еврозону. Государственная задолженность должна составлять менее 60% от ВВП, дефицит государственного бюджета - менее 3% от ВВП. В случае превышения этих ограничений применяются штрафные санкции со стороны ЕС (табл. 1) [5, 8].
Таблица 1 - Динамика долговых параметров по некоторым странам мира
Страна
2006 г.
2007 г.
2008 г.
Госдолг (млрд долл.)
Госдолг
ВВП (%)
Госдолг
(млрд долл.)
Госдолг
ВВП (%)
Госдолг
(млрд долл.)
Госдолг
ВВП (%)
США
11 204,1
36,6
13 427,1
36,2
13 641,8
40,4
Великобритания
н/д
43,5
н/д
42,9
н/д
60,6
Германия
4236,7
40,9
5154,6
39,5
н/д
38,9
Франция
3905
52,1
4880,4
52,2
5001,7
54,2
Австрия
646
60,4
801,4
58,1
н/д
59,5
Португалия
381,4
69,8
483,9
69,1
н/д
71,3
Бельгия
1155,7
87,5
1538,7
85,3
1354,3
90,2
Италия
2086,3
96,7
2499,9
95,3
2328,2
97,7
Греция
329,7
106,1
454,2
105
504,6
107,9
Япония
1512,8
160,7
1767,8
162,9
н/д
н/д
РФ
91,15
9,25
95,9
7,4
91,6
6,5
Источник: ежегодные статистические отчеты Организации экономического сотрудничества (ОЭСР), данные Федеральной службы государственной статистики РФ, Минфина РФ.
 
Независимая группа экспертов Секретариата Конференции ООН по торговле и развитию, исследовавшая системы управления долгом 14 стран, еще в 1998 г. обозначила проблему международной задолженности, которая не может быть решена до тех пор, пока страны-должники не создадут административную структуру, способную эффективно управлять долговыми обязательствами. Поэтому в последние десятилетия многие развивающиеся страны приняли и принимают меры по совершенствованию или созданию системы управления долгом. Политика в области управления долгом и построение системы управления долгом являются необходимыми условиями для формирования обоснованной бюджетной политики государства и регионов и нормального функционирования бюджетного процесса.
Существование государства только за счет постоянных заимствований невозможно. Региональные заимствования также играют значимую роль в обеспечении экономического роста, что обуславливает постановку задачи построения системы управления государственным долгом и выдвигает ее в число первоочередных.
 
 


Глава 2. Анализ государственного долга РФ и долговой политики государства

2.1. Долговая политика последних лет

В условиях мирового кризиса резко возрастает значение антикризисных мер по минимизации его последствий. В связи с этим повышается роль инструментов государственной долговой политики как источника финансовых ресурсов, необходимых для экономики. Сейчас, когда для российской экономики все более актуальным становится вопрос о финансировании бюджетного дефицита, механизмы формирования госдолга должны стать объектом более пристального внимания.
Подходы регуляторов на предкризисном этапе Основные направления долговой политики, проводимой за последние 5-7 лет, в частности, предполагали [7, 36]:
- увеличение объемов государственного внутреннего долга;
- замещение государственных внешних заимствований внутренними;
- досрочное погашение внешнего долга;
- стерилизацию излишней денежной массы в антиинфляционных целях.
Задачи антикризисного управления, которые стоят сегодня на повестке дня, приводят к необходимости модификации проводимой долговой политики. При этом традиционные подходы под воздействием бюджетного дефицита, потребности в дополнительных госгарантиях и иных факторах приобретают в кризисных условиях новое содержание.
В проекте основных направлений бюджетной политики на 2010 год и плановый период 2011-го и 2012 года подчеркивается, что краткосрочная и среднесрочная политика в области государственного долга РФ направлена на:
?      обеспечение сбалансированности федерального бюджета;
?      развитие национального рынка государственных ценных бумаг;
?      активное использование инструмента выдачи государственных гарантий Российской Федерации.
Ключевые задачи в области государственных внутренних заимствований, в частности, предполагают повышение ликвидности государственных ценных бумаг, а также сохранение их оптимальной дюрации и доходности. В то же время намечается, что показатели долговой устойчивости РФ (соотнесение объема внешнего долга и расходов на его обслуживание с объемом
ВВП, экспорта, ЗВР, доходами федерального бюджета и т.д.) останутся на более благоприятном уровне по сравнению с другими странами.
Результатом политики, проводимой с 2003 г., является заметное сокращение общей величины государственного долга РФ. В первую очередь это связано со значительным снижением в 3 раза внешнего долга (рис. 1). [7, 40].
 

Рис. 1. Государственный долг РФ с 2003 г. по 01.08.2009 (на конец периода), млрд руб.
Хотя доля внутреннего долга в структуре общего долга увеличилась (с 16% на 01.01.2004 до 56 - на 01.08.2009), тем не менее отношение внутреннего государственного долга к ВВП заметно сократилось (рис. 2).
Результатом проводившейся политики замещения внешнего долга внутренним стало заметное снижение нормы обслуживания государственного долга: с 9,9% в 2006 г. до 1,6 – в 2008 г. В дальнейшем предусматривается сохранение преемственности в сфере долговой политики, в первую очередь в области государственных внешних заимствований, а также долговых процессов, формирующихся вследствие взаимодействия с международными финансовыми организациями.
В краткосрочном и среднесрочном аспекте доля внутреннего долга в совокупном объеме государственного долга может продолжить рост при соответствующем снижении доли внешнего долга, что соответствует прежним ориентирам по замещению внешних заимствований внутренними. При этом возможны [8, 7]:
?      полный отказ от привлечения новых кредитов правительств иностранных государств;
?      ускоренная реализация большинства действующих проектов, осуществляемых в рамках соглашений о займах;
?      внедрение практики совместной с международными финансовыми организациями реализации проектов российскими юридическими лицами без осуществления государственных заимствований РФ.
Особенности текущей долговой политики Предполагается модификация ряда подходов проводимой долговой политики. Это, в частности, связано с прогнозируемым дефицитом госбюджета в 2009–2012 гг. (рис. 3).
Согласно данным Минфина РФ, государственный долг страны может составить (в трлн руб.): на 1 января 2011 г. – 5,7; на 1 января 2012 г. – 7,3; на 1 января 2013 г. – 8,6. В итоге снижавшееся до 2008 г. отношение совокупного объема государственного долга Российской Федерации к ВВП может вновь начать расти (рис. 4).
 

Рис. 2. Отношение государственного долга РФ к ВВП в 2003–2008 гг. (на конец периода), %

Рис. 3. Дефицит/профицит государственного бюджета, трлн руб., % к ВВП

Рис. 4. Отношение государственного долга к ВВП и доля расходов на обслуживание государственного долга в расходах федерального бюджета в 2004–2008 гг. и прогноз на 2009–2012 гг.,%
 
Привлечение денежных средств на международных финансовых рынках, как ожидается, увеличится с 17,8 млрд в 2010 г. до 20,0 млрд долл. в 2012 г. Предполагается, что доля расходов на обслуживание государственного долга в расходах федерального бюджета превысит в 2012 г. 6%. [9, 10]
В настоящее время отношение государственного долга РФ к ВВП гораздо ниже, чем во многих других странах (рис. 5), причем в последние годы этот показатель во многих государствах увеличивался.
Планируемое регуляторами повышение в 2,5 раза отношения государственного долга РФ к ВВП (с 6,46% в 2008 г. до 16,41 - в 2012 г.) в целом соответствует зарубежной практике. Анализируя проблему в 2007 г., Центр стратегического анализа (ЦСА) подчеркивал следующее: с учетом возможного изменения геополитических и геоэкономических факторов можно предположить повышение роли механизмов как внутреннего, так и внешнего госдолга. Последующие события заставили обратить внимание на эти основополагающие принципы долговой политики.
В кризисный период возникает необходимость в дополнительной господдержке кредитования, инвестиций, экспорта промышленной продукции. В итоге существенно повышается роль госгарантий в системе долговой политики.

2.2. Государственный долг Российской Федерации, расходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации

В соответствии с основными направлениями долговой политики Российской Федерации на 2011 - 2013 годы, одобренными Правительством Российской Федерации 23 сентября 2010 года, государственная политика в области государственного долга Российской Федерации будет направлена на обеспечение безусловного исполнения бюджетных обязательств, развитие эффективного рынка государственных ценных бумаг и минимизацию стоимости государственных заимствований, создание условий для осуществления корпоративных заимствований.
Согласно законопроекту в 2011 - 2013 годах в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета предусматривается осуществлять значительные заимствования на внутреннем финансовом рынке.
Всего за 2011 - 2013 годы предусматривается общее привлечение средств от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинированных в валюте Российской Федерации, в объеме (сальдо) 4 330,5 млрд. рублей. Государственный долг Российской Федерации при этом увеличится с 11,8 % ВВП в году до 18 % ВВП в 2013 году.
Динамика объема и структуры государственного долга Российской Федерации в 2009 - 2013 годах представлена в следующей таблице 1 [5, 10].

Таблица 1 - Динамика объема и структуры государственного долга Российской Федерации в 2009 - 2013 годах

и т.д.................


Показатель

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.