На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Основные понятия культурологии

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 26.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Основные  понятия культурологии 

1. Культура. Культура (от лат. Cultura – обработка, возделывание, облагораживание cultus – почитание).
     Существует  множество определений культуры  и различные толкования этого  понятия.
     Обобщённо,  в одном из современных пониманий, культура – особый духовный опыт человеческих сообществ, накапливаемый и передаваемый от поколения к поколению, содержанием которого выступают ценностные смыслы явлений, вещей, форм, норм и идеалов, отношений и действий, чувств, намерений, мыслей, выражаемые в специфических знаках и знаковых системах (языках культуры).
     Термин  «культура» используется для  обозначения общей характеристики  состояния жизни общества того  или иного региона (культура  Востока), исторического периода (культура эпохи Возрождения), этноса (культура басков), социальной группы (культура дворянства), страны (культура Франции). В таком употреблении термин «культура» чаще всего совпадает по смыслу с термином «цивилизация».
     Понятие  «культура» иногда применяется  для обозначения культурности человека или социальной группы. 

2. Цивилизация – единства в употреблении и понимании термина нет. Слово «цивилизация» используется: 1) как синоним слова «культура» ; 2) как обозначение межэтнической, культурно-исторической общности людей, основания и критерии для выделения которой, как правило, различаются в зависимости от контекста и целей применения этого термина (см.: Культура ХХ века. Словарь. СПб., 1997. С. 525), например, западноевропейская цивилизация, древние цивилизации.
     В  Европе XVIII  и XIX вв. под цивилизацией понималась высшая стадия социокультурного развития (дикость – варварство – цивилизация).
     В  ХХ веке (О. Шпенглер, А. Тойнби  и др.) употребляли термин «цивилизация» для обозначения локальных моно- или полиэтничных обществ с выраженной социокультурной спецификой (древнегреческая, римская, мусульманская  и т.д. цивилизации).
     И  в то же время термин «цивилизация  стал содержать в себе смысл  технико-механического в культуре (Щ. Шпенглер), вырождения культуры, её деградации в цивилизацию.
     В  настоящее время часть исследователей  понимает под цивилизацией: 1) особое  состояние общества, характеризующееся  высокой степенью упорядоченности социальной жизни на основе морали и права, значительного развития образования, науки и техники, технологий деятельности и общения; 2) то, что обеспечивает «комфорт», удобства, предоставляемые в наше распоряжение наукой и техникой, политической и социальной организацией обществ (см.: Краткая философская энциклопедия. М., 1994. С. 507-508.). 

3. Морфология культуры (от греч. morphe – форма и logos – учение) – раздел наук о культуре, в рамках которого изучаются формы и строение отдельных артефактов, культурных образцов, выявляются закономерности строения процессов формообразования.  

4. Функции культуры – то, чему содействует культура, для чего она. Совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) её в своих интересах (см.: Культурология. ХХ век: словарь. С. 508). 

5. Культурогенез – процесс зарождения материальной и духовной культуры человечества, происходящий в тесной связи со становлением и развитием орудий труда и материально-технической деятельности и социальных закономерностей. 

6. Динамика культуры (социокультурная динамика) – изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для которых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер (см.: Культурология ХХ век: словарь. С. 99).
     Говоря о социодинамике культуры, или социокультурной динамике, акцент делают не на изменениях культуры самой по себе, а на движущих её социальных факторах. 

7. Язык и символ культуры. Языки культуры – вообще язык – знаковая система любой физической природы.
     Языки культуры – знаковые системы, в которых и с помощью которых выражаются разнообразные ценностные смыслы и обеспечиваются культурное и межкультурное общение, сохранение и трансляция ценностей культуры.
     Символ  – особый знак, предполагающий  общезначимую реакцию не на сам символизируемый объект, а на отвлечённые значения, связанные с этим объектом (см.: Культурология. ХХ век: словарь. С. 407). 

8. Культурный код – символическая запись понятий (в систематическом представлении), удобная для коммуникации. 

9. Межкультурные коммуникации. Коммуникация межкультурная (лат. communicatio, oт communiko – делаю общим, связываю, общаюсь) – особая форма коммуникации представителей различных культур, в ходе которой происходит обмен информацией и культурными ценностями взаимодействующих культур. 

10. Культурные ценности и нормы. Культурные ценности (лат. cultura _ возделывание, воспитание) – 1) система жизненно важных для человека и общества объектов, потребностей, целей, на основании которых осуществляется регуляция человеческой деятельности; 2) совокупность культурных достижений, представленных в наиболее ценных произведениях искусства, теориях, нормах права и морали, научных и технических открытиях и др.
     Культурная  норма (лат. cultura – возделывание, воспитание, и norma – правило, образец) – правило, точное предписание, образец в области каких-либо действий или создания каких-либо предметов, вещей. Культура является своего рода нормативным отношением к миру, базирующемся на определённых образцах, одобряемых большинством членов общества, правилах. Большинство культурных норм оказывают определённое влияние на социокультурные процессы в связи с тем, что они приобрели силу привычки, стали определённой культурной традицией. Типология культурных норм включает такие основные виды, как: традиции, обычаи, привычки, нравы, табу, законы, мода, вкусы и увлечения, верования, знания и др. 

11. Культурные традиции. Традиции культурные – культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определённых обществах и социальных группах в течение длительного времени.
     Традиции  включают в себя объекты наследования (духовные ценности, процессы и  способы наследования).
     В  качестве традиционных выступают  культурные образцы, ценности, нормы, обычаи, обряды, стили и т.д. (см.: Культурология. ХХ век: словарь. С. 480). 

12. Культурная картина мира. (лат. cultura – возделывание, воспитание) – система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в этом мире. В узком значении слова культурную картину мира составляют национальные архетипы, ментальность, характерные способы восприятия времени и пространства. В широком значении, наряду с перечисленными элементами, культурная картина мира включает в себя и научные знания. 

13. Социальные институты культуры. Культурные институты – культурная политика, учреждения культуры и досуга, образования и социального патронажа, творческой организации, учреждения охраны наследия и накопления информации, средства массовой информации.
В настоящее время отечественная культурология трактует понятие «культурный институт» в двух смыслах – непосредственном и расширительном. 
Культурный институт в прямом смысле чаще всего соотносится с различными организациями и учреждениями, непосредственно, напрямую осуществляющими функции сохранения, трансляции, развития, изучения культуры и культурно значимых явлений. К таковым, например, относятся библиотеки, музеи, театры, филармонии, творческие союзы, общества по охране культурного наследия и пр. 
Наряду с понятием культурного института в различных публикациях часто используется традиционное понятие учреждение культуры, а в теоретических культурологических исследованиях – культурная форма: клуб как учреждение культуры, библиотека, музей как культурные формы. 
Образовательные учреждения, такие как школы, университеты, мы также можем соотнести с понятием культурного института. В их числе и образовательные учреждения, непосредственно имеющие отношение к сфере культуры: музыкальные и художественные школы, театральные вузы, консерватории, институты культуры и искусств. 
Социальный институт культуры в широком смысле – это исторически сложившийся и функционирующий порядок, норма . (институция) осуществления какой–либо культурной функции, как правило, порождаемой стихийно и не регулируемой специально при помощи какого–то учреждения, организации. К ним мы можем отнести различные ритуалы, культурные нормы, философские школы и художественные стили, салоны, кружки и многое другое. laculture.ru/.../2538-socialnye-instituty-kultury.html
 

14. Культурная самоидентичность. – осознание особенностей своей культуры, её оценка в истории и в сравнении с другими культурами, понимание её отличительности и целостности в условиях глобализации и распространения массовой унифицирующей культуры в посттрадиционном мире.
     Культурная  самоидентичность – это оформленное  в виде истории, мифов, религии,  духовной жизни народа стремление  сохранить и защитить культурные достояния. Культурная самоидентичность не просто «защитная оболочка», а постоянно пересматриваемый и оцениваемый проект жизни индивида или народа, направленный в будущее. Можно сравнить культурную самоидентичность с автобиографией.
М.В. Заворотная. www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Dict_Tem/…
     15. Культурная модернизация - 1) процесс развития культуры, соответствующий современным требованиям; 2) концепция, согласно которой фиксируются пути и способы совершенствования “опаздывающих” культур, вхождения их в мировое сообщество. Идея К. м. основана на представлении о фундаментальном членении культур на традиционные (сельскохозяйственные) и современные {индустриальные). Первые стабильны, мало изменчивы, ориентированы на повтор, традицию; вторые — динамичны, характеризуются высокой социокультурной мобильностью, “гонкой за новизной” во всех сферах жизни. Выделяются два вида К. м.: органическая и неорганическая. Органическая К. м. осуществляется “естественным” образом, в ходе исторической эволюции страны (например, Англии). Здесь процесс К. м. начинается с культуры, с изменения системы ценностей, образа жизни, идеалов,   а затем происходят “подвижки” в сфере экономики. Неорганическая К. м. представляет собой навязывание (собственным правительством или метрополией) идей, образа жизни, ценностей, чуждых данной культуре. В результате происходит разрушение традиционных систем ценностей, этических норм, социальных институтов. Модернизационный процесс превращается в культурную колонизацию. 
Б. Ю. Щербаков.
Библиотека Гумер - Культурология. Краткий тематический словарь www.gumer.info/bibliotek.../04.php 

16. Инкультурация (лат. in – отрицание, и cultura – возделывание, воспитание) – процесс обретения культурных навыков человеком, «вхождение» в культуру. Инкультурация охватывает процессы усвоения когнитивных аспектов культуры (знаний, верований, ценностей и т.п.). В узком смысле инкультурация обозначает освоение культурных норм и ценностей ребёнком; в широком – инкультурация понимается как процесс, не ограничивающийся периодом раннего детства и включающий в себя процессы усвоения культурных паттернов взрослым индивидом. 

17. Социализация (от лат. socialis – общественный) – совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функциони ровать в качестве полноправного члена общества. Включает в себя не только осознанные, контролируемы, целенаправленные воздействия (воспитание в широком смысле слова), но и их стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности. 

18. Этническая культура – это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью, единством «крови и почвы», потому она и меняется от одной местности к другой.                                                                                               
                                               

19. Национальная культура – совокупность исторически сложившихся характерных черт, свойств, особенностей, присущих культурной жизни того или иного народа. 

20. Элитарная культура (от франц. Elite – отборное, выбранное, лучшее) – многозначный термин:
     1. Культура «духовной аристократии», высококультурных представителей и групп общества.
     2. Часто употребляется для обозначения некоторых субкультур, привилегированных групп общества, характеризующихся помимо духовного аристократизма принципиальной закрытостью, ценностно-смысловой самодостаточностью, противопоставленных массовой в широком смысле культуре (в том числе потребительской, «усреднённой», народной).     

21. Массовая культура – многозначный термин.
     В общем – культура масс (народа), большинства общества, которая в принципе не может вся, в целом, находиться на самом высоком уровне при непрерывности культурного развития (творчества).
     Часто отождествляется с коммерциализированной, потребительской, стандартизируемой культурой, с реализуемой и используемой малокультурностью массы (толпы, черни).
     Иногда понимается как усреднённая, пошловатая культура средних слоёв общества. 

22. Универсалии ( от лат. universalis – общий) – термин, обозначающий всё то, что по природе своей способно сказываться в единичных вещах.  Универсалии культурные – черты, общие всем культурам народов мира. Выделяют более чем 60 культурных универсалий: изготовление орудий труда, совместный труд, украшение тела, запреты кровосмешения, сексуальеые ограничения, танцы, спорт, обычай дарить подарки, гостеприимство, язык, образование и др.                                                           
                                                         
 
                                                                      
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.