На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Типология политических режимов

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки РФ
Государственная полярная академия
 
 
 
 
 Кафедра философии и социально-гуманитарных наук
 
 
 
 
 
 
Реферат
по дисциплине «Региональная политология»
 
 
на тему: Типология политических режимов.
 
 
 
 
 
 
 
 
Выполнила:
студентка 3 курса 791 группы
Пугина М.Ю.
 
Проверила:
 кандидат  соц. наук, доцент
Спиридонова В.А.
 
 
 
 
 
 
 
 
Санкт-Петербург
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность политического режима……………………………………...5
          1.1. Понятие политического режима…………………………………...…5
          1.2. Классификация политических режимов……………………………...7
Глава 2. Демократический политический режим…………………………….....9
Глава 3. Недемократические политические режимы………………………….12
          3.1. Тоталитарный политический режим………………………………..12
          3.2. Авторитарный политический режим………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………………………19
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Любое общество основано на определенном порядке, включающем иерархию своих членов и преследующем конкретные цели. Целеполагание и  активное начало в общество привносит  власть, которая возникает одновременно с ним. Свое воздействие на общество власть осуществляет через конкретные формы и методы реализации власти, определенную структуру властных институтов, полномочия которых обусловлены  принципами организации ветвей власти. Все вышеперечисленное можно  обозначить понятиям политического режима.
Политический режим  означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.
Понятие "политический режим" появилось  в научном обороте во второй половине ХХ века. Это явление политической жизни и политической системы  общества в целом. Это понятие  имеет синтезированный характер. Можно сказать, что характеристика политического режима наиболее полно  показывает подлинные возможности  человека в его взаимоотношениях с властными структурами.
Одна  из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов - деление  их на тоталитарные, авторитарные и демократические. Типология политических режимов:
а) демократический  политический режим;
б) либеральный  политический режим;
в) авторитарный политический режим;
г) тоталитарный политический режим.
Тема моего реферата очень актуальна сегодня. Разобраться в ней необходимо для лучшего понимания процессов, происходящих в России, возможности прогнозирования их дальнейшего развития.
Цель  данной работы – рассмотреть с  различных позиций и аспектов понятие политического режима и его видов.
На основании  цели поставлены следующие задачи:
      изучить понятие политического режима и его классификацию;
      рассмотреть демократические политические режимы;
      рассмотреть недемократические политические режимы;
      сделать вывод по типологии политических режимов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Сущность политического режима
1.1. Понятие политического режима
Политический  режим — одна из ключевых, властнообразующих категорий политической науки. Эта понятие широко используется для характеристики власти, политической системы общества, методов управления.
Политический  режим (от лат. regimen — «управление») характеризует совокупность приемов и методов осуществления политической власти, степень реализации демократических прав и свобод личности, отношение государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, а также меру соответствия официальных норм и реалий политической жизни. Французский политолог Ж.-Л. Кермон понимал под политическим режимом сложный комплекс элементов идеологического, институцианального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти в данной стране на определенный период времени.
Другой  всемирно известный французский  политический социолог Р. Арон обращал  внимание на необходимость рассмотрения при анализе политических режимов  следующих составных переменных величин:
«1) конституция, интерпретируемая политиками как способ правления (авторитарный, демократический, тоталитарный и т.д.);
2) характер  партийной системы (однопартийная,  двухпартийная, многопартийная и  др.;
3) способ  функционирования режима (избирательный  закон, выборы, функционирование  парламента, отношения между парламентом  и правительством);
4) роль  групп давления и интересов  в политическом обществе;
5) характер  политического персонала (государственных  чиновников, политических лидеров  и др.)».1
Итак, политический режим можно определить как совокупность характерных для определенного типа государства политических отношений, применяемых властями средств и методов, сложившихся отношений государственной власти и общества, господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношений, состояния политической культуры и сознания.
«Понятие  политического режима, получив распространение  в западно-европейской обществоведческой литературе на рубеже XIX и XX вв., в течение долгого времени продолжает оставаться объектом теоретических споров.2
Политический  режим нередко рассматривается  в качестве еще одной — после  формы правления и формы государственного устройства — характеристики государства, раскрывающей совокупность методов  осуществления государственной  власти. С позиций политологии  подобный подход следует признать ограниченным, поскольку он оставляет без внимания динамику взаимодействия государства  с другими компонентами политической системы и гражданским обществом, которая определяет меру и механизмы  реализации демократических прав и  свобод. Функционирование политической системы наряду с деятельностью  институтов государственной власти охватывает также и множество  других социальных процессов, отражающих реальную роль и интересы всех социальных слоев, групп, политических партий и  иных объединений в плане формирования властно-управленческих структур.
Целесообразно различать понятия «государственный режим» и «политический режим», которые  хотя и являются однопорядковыми, но не равнозначны. Если первое, в общем и целом, характеризует методы осуществления государственной власти, то второе раскрывает характер власти и условий политической жизни общества.
Политический  режим — это сложная, многоплановая  категория, охватывающая своим объемом  целый ряд динамических аспектов политической жизнедеятельности общества. Данным обстоятельством и объясняется  возможность классификации политических режимов по самым разным критериям.
 
1.2. Классификация политических режимов
На сегодняшний  день предложено великое множество  классификаций политических режимов. Так, например, в соответствии с принципом разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, можно выделить режим слияния властей и режим разделения властей; по статусу и роли армии в обществе — военный и гражданский режимы; по типу менталитета, социокультурному комплексу — «западный» и «восточный»; по характеру взаимоотношений государства и церкви — теократический и светский режимы.
«Часто  политические режимы конструируются в  контексте более широких теорий, и построение классификации редко  выступает как самостоятельная  исследовательская задача.
Ряд исследователей предполагают, что классификация  политических режимов в максимальной степени должна сочетать теоретическую  последовательность с эмпирической адекватностью. Рассмотрим некоторые  из них:
1. Классификация «охлократия — олигархия — тирания». Это древнегреческая классификация, в которой мыслители того времени пытались главным образом ответить на вопрос, кому принадлежит государственная власть и от чьего имени осуществляется управление.
2. Классификация «либеральный — умеренный — репрессивный режимы». Данная классификация была предназначена для описания методов, используемых режимом в поддержании своего господства.
3. Классификация «демократический — авторитарный — тоталитарный режимы». Является наиболее распространенной».3
Используя указанные типологии, мы неизбежно  прибегаем к теоретической идеализации. Всякий реально существующий политический режим представляет определенное сочетание  двух противоположных принципов  организации социальных отношений  — авторитарности и демократизма. Авторитарные тенденции выражаются в стремлении государственных институтов к односторонней властности, к  установлению жесткой дисциплины и  ответственности граждан, их безоговорочному  подчинению законам и распоряжениям  властных структур. Демократизм, напротив, предполагает равноправие сторон, их соглашение, свободу выбора и политический плюрализм в общественной жизни. Как свидетельствует практика, мера соотношения этих тенденций не остается постоянной и тем более не всегда соответствует какой-либо «пропорции», установленной некоторой теоретической  схемой. «По сравнению с формой правления или государственного устройства, политический режим способен «перемещаться» в рамках той или  иной «обобщающей модели», проявляясь в ее различных модификациях.4 Тем не менее, несмотря на элементы известного упрощения, предлагаемая типология дает возможность систематизировать и упорядочить многообразие, представленное сегодня более чем 190 модификациями политических режимов в различных государствах, проводить их сравнительный анализ, выделяя среди них более авторитарные или более демократические.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2. Демократический политический режим
Понятие демократия (от греч. demos и kratos — «народовластие») означает разновидность режима, власти (государственной или общественной), которая избирается большинством народа (прямо или через представителей) в интересах его основных социальных групп и конкурирующих политических сил, реализуется при его определенном участии и косвенном контроле. «Наиболее емко и кратко суть идеального представления о демократии выразил А. Линкольн, обозначив ее как «власть народа, власть для народа, власть посредством самого народа»». 5 Сущность демократии состоит в том, что она представляет собой такую форму правления при посредстве народа, когда власть, как правило, осуществляется профессиональными политиками.
Демократические режимы наиболее распространены в экономически развитых странах с устойчивыми традициями демократии, либерализма и плюрализма, активистской политической культурой. «Характерные черты демократических режимов:
1) признание  народа в качестве источника  власти: выборность основных органов  власти и должностных лиц, их  подотчетность избирателям; подконтрольность  и ответственность государственных  органов, формируемых путем назначения, перед выборными учреждениями;
2) провозглашение  основных демократических прав  и свобод; равенство всех граждан  перед законом; легальное существование  плюрализма во всех сферах  общества (эконономической, социальной, политической, информационной и др.), наличие развитой дву- или многопартийности;
3) построение  государственного устройства по  принципу «разделения властей»;
4) создание  необходимых условий для развития  «среднего класса», выступающего  социальной основой демократического  режима, недопущение резких «разрывов»  в уровнях доходов различных  социальных и этнических групп, создания механизмов их реального доступа к материальным, духовным и иным благам и ценностям общества».6
В зависимости  от того, как народ участвует в  управлении, кто и как непосредственно  выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную.
При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов.
Важным  каналом участия граждан в  осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, например, референдумы.
Третьей, наиболее распространенной в современном  обществе формой политического участия является представительная демократия. Её суть - граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ.
В современных условиях весьма распространена модель представительной, плюралистической демократии. В соответствии с ней  в обществе преобладают мощные организованные группы, а правительство играет в  основном роль посредника между ними и, кроме того, часто само выступает  как одна из таких групп. Каждая группа действует в собственных интересах, а правительство способствует координации и достижению компромиссов, с тем, чтобы как можно полнее удовлетворить желания наиболее могущественных групп.
Мерилом действенности демократического режима является обеспечение прав и свобод человека и гражданина, возможности участия людей в политике, уровень и продолжительность жизни населения, степень прогресса и процветания общества.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 3. Недемократические политические режимы
 Недемократические  режимы делятся на два типа: тоталитарный и авторитарный.
3.1. Тоталитарный политический режим
 «Понятие «тоталитаризм» (от лат. totalis — «весь», «целый», «полный») было впервые использовано в 20-е гг. XX в. итальянскими исследователями Дж. Амендолой и П. Габетти для характеристики диктатуры Б. Муссолини. Позднее эта категория была рассмотрена в работах Ф. Хайека «Путь к рабству» (1944), X. Арендт «Происхождение тоталитаризма» (1951), К. Фридриха и 3. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956)».7
При тоталитарном режиме государственная власть строго централизована и фактически принадлежит аппарату правящей партии, властной организации или военной хунте. Главой государства и правительства, как правило, пожизненно становится неподотчетный лидер, концентрирующий в своих руках высшие законодательные, исполнительные, а иногда и судебные функции. Население страны практически отстраняется от участия в системе управления государством, поскольку представительные органы либо упраздняются, либо формируются с нарушением принципа всеобщего избирательного права: в гитлеровской Германии, например, часть депутатов рейхстага могла быть назначена непосредственно фюрером, тогда как остальные «избирались» нацистской партией. Органы власти автономных образований и местного самоуправления заменяются назначаемыми свыше «эмиссарами» либо утрачивают самостоятельность.
С установлением  тоталитарного режима правящие круги  не только не скрывают, но и открыто  демонстрируют различные методы насилия, резко и решительно подавляя любые попытки сопротивления  проводимому курсу. Значительно  активизируется деятельность и вмешательство  во все сферы общественной жизни  силовых структур — армии, полиции  и органов безопасности. В экономической сфере, как правило, господствует монопольный контроль со стороны государства, что, однако, не означает полного отказа от проведения реформ, а также временных и незначительных уступок предпринимателям и наемным работникам в частном секторе. На государственных предприятиях может использоваться система внеэкономического принуждения.
Для «идеального» тоталитаризма наиболее характерна однопартийная система или же существование под жестким контролем  нескольких партий и «официальных»  профсоюзов, поддерживающих режим. Деятельность оппозиционных партий и движений строго запрещена, поэтому они вынуждены  либо находиться в глубоком подполье, применяя нелегальные методы борьбы, либо действовать в эмиграции. Противники режима подвергаются полицейскому террору  в том смысле, что для их заключения в тюрьму, концлагерь или физического  уничтожения обычно не требуется  даже формальных юридических процедур.
Характерная особенность тоталитарного режима — отмена или приостановка на неопределенный срок действия конституции. При этом указы Главы государства, распоряжения структур исполнительной власти или  армейские директивы приобретают  силу закона. Демократические права  и свободы граждан существенно  ограничиваются, интересы личности оказываются  подчиненными «высшим» интересам нации, общества или реализации какой-либо идеологической доктрины.
В зависимости  от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал- социализм.
Коммунизм (социализм) в большей степени, чем  другие разновидности тоталитаризма, выражает основные черты этого строя,  поскольку  предполагает  абсолютную  власть  государства, полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации социалистической системе присущи и гуманные политические цели.
Фашизм - право-экстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России. Он выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене.
Третья  разновидность тоталитаризма - национал-социализм. Как реальный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933 г. Цель: мировое господство арийской расы и социальное предпочтение - германская нация. Если в коммунистических системах агрессивность направлена прежде всего вовнутрь - против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме - вовне, против других народов.
И все  же тоталитаризм - исторически обреченный строй. Это общество - самоед, не способное  к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и  существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления  большинства населения. Тоталитаризм - закрытое общество, не приспособленное  к современному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира.
 
3.2. Авторитарный политический режим
Одним из наиболее распространенных в истории  типов политической системы является авторитаризм. По своим характерным  чертам он занимает как бы промежуточное  положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.
Авторитарной  политической системе присущи следующие  черты:
    Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.).
    Неограниченность власти, её не подконтрольность гражданам, при этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.
    опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.
    Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.
    Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во вне политические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять ни на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления.
    Рекрутирование политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.
Исходя  из вышеизложенного, авторитаризм - политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во вне политических сферах.
Слабые  стороны авторитаризма: полная зависимость  политики от позиции главы государства  или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность политического выражения  общественных интересов.
Достоинства авторитарного режима: высокая способность  обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников.
В современных  условиях пост социалистических стран  “чистый” авторитаризм, не опирающийся  на активную массовую поддержку и  некоторые демократические институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества и способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной власти.
Особую  разновидность авторитаризма представляют политические режимы в некоторых  государствах Арабского Востока, где  и сегодня сохраняется традиционная форма правления — абсолютная или дуалистическая монархия. Для  таких монархий характерно отсутствие или декоративный характер представительных органов, сосредоточение всей полноты  государственной власти в руках  монарха, занимающего трон в установленном  порядке престолонаследия. Монарх обладает монопольным правом издания законов, по-своему усмотрению назначает и  освобождает от должности чиновников, распоряжается средствами государственной  казны. При этом население страны практически не оказывает влияния  на законотворчество и не участвует  в контроле за управлением.
 
 
 
 
Заключение
Политический  режим - это система приемов, методов, форм, способов осуществления политической власти в обществе. Политический режим  определяется формой государства и  присущей ему формой правления.
Существенное  влияние на вид политического  режима оказывают исторические традиции страны, а в более широком смысле - своего рода общественно-политическая атмосфера в обществе, которая  нe редко складывается вопреки интересам господствующего класса. На вид политического режима может оказывать воздействие и международная обстановка.
Идеальных демократических форм политического  режима в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее, можно выделить наиболее общие  черты, присущие той или другой разновидности  политического режима.
Обычно  выделяют три основных типа политического  режима: тоталитарный, авторитарный и  демократический. Тоталитаризм - это  такой политический режим, который  характеризуется широким и разносторонним контролем со стороны государственной  власти над отдельным человеком  и всем обществом, единой идеологией, направленностью внешней и внутренней политики на общие коллективистские цели.
Авторитаризм - политический режим, при котором  неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во вне политических сферах.
Демократизм - разновидность режима, власти, которая избирается большинством народа  в интересах его основных социальных групп и конкурирующих политических сил, реализуется при его определенном участии и косвенном контроле.
Можно сказать, что в мире происходит постоянная эволюция политических режимов. Рассматривая динамику их развития, можно отметить, что в целом в современную эпоху действует определенная тенденция к увеличению числа демократических режимов. Ряд режимов являются переходными: от авторитарных к демократическим или авторитарными с демократическими тенденциями развития. В связи с чем, Россия находить на переходном этапе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список литературы
1. Арон А. Демократия и тоталитаризм / пер. с фр. — М., 1998.
2. Голенкова З.Т., Акулич М.М., Кузнецов В.Н. . Политология.: Уч. пособие. – М.: Гардарики, 2005.
3. Демилов А.И., Долгов В.М. «Политология» М. изд.2 , Гардарики, 2007.
4. Ирхин Ю.В. «Политология», Политология: учебник / Ю.В. Ирхин. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
5. Исаев Б.А., Баранов Н.А. «Политические отношения и политический процесс в современной России», Учебное пособие, Издательство «Питер», 2008.
6. Киселев С.Г. «Политология», Политология: учебник / под ред. С.Г. Киселева. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2008.
 
 
1 Арон А. Демократия и тоталитаризм / пер. с фр. — М., 1998. — С. 93-101
2 Ирхин Ю.В. «Политология». – М.: Издательство «Экзамен», 2007.— С. 295.
3 Киселев С.Г. Политология. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2008. – С. 140.
4 Ирхин Ю. В. «Политология». – М.: Издательство «Экзамен», 2007.— С. 290.
5 Ирхин Ю.В. «Политология». – М.: Издательство «Экзамен», 2007.— С. 299.
6 Ирхин Ю.В. «Политология». – М.: Издательство «Экзамен», 2007.— С. 301.
7 Исаев Б.А., Баранов Н.А. «Политические отношения и политический процесс в современной России, Издательство «Питер», 2008.— С.46.
 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.