На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Основные представления о развитии культуры в древнем востоке и античности

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской  Федерации
Зеленодольский институт машиностроения и информационных технологий.
КАЗАНСКОГО  ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА им.А.Н.ТУПОЛЕВА 
 
 
 

Реферат
По дисциплине: «Культурология»
На тему: «Основные представления о развитии культуры в древнем востоке и  античности» 
 
 

Выполнили: Абушахманова Л.
   Яруллина А. М.
Студенты гр.10191
Проверила: Маршалова И. Н. 
 
 
 
 
 

Зеленодольск 2011г.
     СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………..3
Социально-мировоззренческие  основы культуры Древнего
Востока ………………………………………………………………5
Место и роль человека в социокультурном пространстве
древних государств востока ………………………………………..8
Античная культура. Древняя Греция ……………………………..12
Античность: основные ценности ………………………………….13
Заключение …………………………………………………………23
Список литературы .………………………………………………..25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       Рассмотрение  культур древнего Востока и античности начнем с определения понятий «Древний Восток» и «Античность». Под термином «Древний Восток» понимают обычно тот период истории, который хронологически и генетически предшествовал эллинству и христианству.  Историю древневосточных народов принято изучать с появления первых классовых обществ и государственных образований в долинах Нила и Евфрата во второй половине IV тысячелетия до н. э. и заканчивать для Ближнего Востока 30—20-ми годами IV в. до н. э., когда греко-македонские войска под руководством Александра Македонского захватили весь Ближний Восток, Иранское нагорье, южную часть Средней Азии и северо-западную часть Индии. Что касается Средней Азии, Индии и Дальнего Востока, то древняя история этих стран изучается до III—V вв. н. э., т. е. до того времени, когда на смену древнему обществу здесь пришло феодальное. Таким образом, история древневосточных народов насчитывает около трех тысячелетий.
       Большая географическая зона, условно называемая Древним Востоком, простирается с  запада на восток от современного Туниса, где располагался Карфаген, до современных  Китая, Японии и Индонезии, а с  юга на север — от современной  Эфиопии до Кавказских гор и южных  берегов Аральского моря. Здесь в  древности существовали многочисленные государства, сыгравшие важную роль в истории Востока.      Развитие древневосточной культуры было неразрывно связано со многими сторонами социальных процессов Востока. Культурологический аспект восточной жизни вобрал в себя черты экономико-политического устройства, религиозных и философских представлений, бытовых традиций, правовых и этических норм.
       При всем многообразии, а часто и несходстве культур Древнего Востока, можно  обнаружить общие элементы в системе  функционирования искусства. Древневосточная художественная культура выросла на основе первобытной и сохраняла магическое предназначение, столь характерное для первобытного общества. Так же как и их древние предки, народы первых восточных цивилизаций считали, что определенные действия, совершаемые над изображением, способствуют их осуществлению и относительно оригинала. Все это предопределило ее особенности. Их изучению и сейчас посвящено множество исследователей, коллекции достижений и символов Древневосточного искусства в музеях мира пользуется огромным интересом и популярностью. 
 

     Термин «Античность» происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием.
     Хронологические рамки этого периода, как и  любого другого культурно-исторического  явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают  со временем существования самих  античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени  становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской  империи под ударами варваров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Социально-мировоззренческие  основы культуры Древнего Востока

 
       Особенности социально-мировоззренческих основ культуры Древнего Востока во многом определены способом коллективного выживания, единственно возможного для человека той эпохи и в тех географических условиях.
       Природные условия различных территорий Древнего Востока имеют свои особенности, но есть и общие черты: это зона в основном субтропического климата  с очень жарким сухим летом  и мягкой зимой. Большую роль в  исторических судьбах народов Древнего Востока играли великие реки: Нил (длина ок. 6700 км), Евфрат (ок. 2700 км) и Тигр (ок. 1900 км), Инд (ок. 3180 км), Ганг (ок. 2700 км), Хуанхэ (ок. 4850 км). Эти реки, относящиеся к числу самых крупных на земном шаре, образуют обширные бассейны с плодородной, хорошо орошаемой почвой. Здесь можно было жить и вести хозяйственную деятельность при условии постоянного регулирования режимов рек, хранения воды в водоемах и водохранилищах с последующим орошением земель через систему ирригационных каналов, как в долинах Нила, Евфрата, или отвода лишней влаги и мелиорации земель, борьбы с наводнениями, как в долинах Ганга, Хуанхэ, Меконга (укрепление берегов с помощью дамб, плотин и других сооружений).
       Поселившимся  здесь людям нужно было приложить  много усилий, чтобы создать продуктивное земледелие. Необходимость коллективного  труда для освоения бассейнов  великих рек и организации  поливного земледелия пробуждала энергию  и инициативу живших здесь людей, способствовала развитию производительных сил, использованию имеющегося сырья, применению новых  орудий  труда,   накоплению  производственного опыта. В реках водилась рыба, которая  служила хорошим подспорьем в  питании населения. В предгорьях, окружающих долины Евфрата и Тигра, на Абиссинском нагорье, расположенном  близ долины Нила, в долине Меконга  в диком виде росли многие злаковые растения; они были окультурены и  положили начало ячменю, пшенице, просу, рису и другим зерновым культурам. Существование  богатого животного мира позволило  приручить ряд животных и перейти  к культурному скотоводству.
             Выжить на Востоке можно было лишь, практикуя орошаемое земледелие и постоянно создавая общественные запасы зерна (на случай неурожая, стихийных бедствий и т. п.). Все это требовало огромной и планомерной затраты ресурсов, жесткого административного управления и объединения множества изолированных сельскохозяйственных общин в одно целое. Так уже в III тысячелетии до нашей эры на территории Египта, Междуречья и Индии возникают первые восточные государства. Этот тип государства родился не из потребностей социальной свободы, а из потребности жесткого объединения
       Условием  выживания было наличие мощного  деспотического государства, получавшего  свое смысловое оправдание в культуре и мироощущении древнего человека. Но наиболее развитые восточные культуры рождали в себе не только оправдание, но и духовный протест против подавляющей  человека государственной мощи и  пытались дать человеку внутреннее (смысловое) убежище от внешнего деспотизма. В  основе древневосточного государства  лежит идеал абсолютного единства, отрицающий проявление индивидуальности и свободы человека. В этом и  состоит духовная суть восточной  деспотии. Такой тип государственности  характерен для всех стран Древнего Востока — Египта, Индии, Шумера, Китая.
       Путь  человека к своей свободе на Древнем  Востоке оказывается не поиском  нового бытия, а отказом от всякого  определенного бытия. На вершинах восточной  мудрости свобода выглядит как тотальное  отрицание внешнего мира, от которого пытаются укрыться, растворившись в  вечном потоке жизни, или обрести  внутри себя покой, где нет ни страха, ни надежды.
       Человек никогда не может смириться с  тем, что возвышается над ним  как чуждая ему сила. Дух всегда восстает против безразличной к нему необходимости, и если он не может  ее побороть, то стремится хотя бы приручить, направляя в соответствующее  себе русло. Всякая подавляющая человека необходимость есть вызов человеческому  духу, который стремится найти  достойный ответ и выразить его  в формах культуры. Применительно  к общественно-политической жизни  Древнего Китая этот ответ попытался  найти Конфуций (VI до н. э.). Конфуций — латинизированное Произношение китайского Кун-цзы, т. е. «учитель Кун». За четыре столетия конфуцианство завоевало умы и сердца людей и во II веке до н. э. стало официальной идеологией императорского Китая. На протяжении более чем двадцати столетий идеи Конфуция были духовной основой общественной жизни, оказав глубочайшее влияние на историю и национальный характер китайцев. Конфуцианство также распространилось по странам Юго-Восточной Азии, оказав огромное влияние на взаимоотношения человека и государства не только в Китае, но и в Японии, Корее, Вьетнаме.
       Конфуцианцы надеялись исчерпать человеческое сердце и гармонизировать жизнь с помощью ритуализированного этикета. Однако человеческое сердце неисчерпаемо, и путь его нельзя вычислить. Поэтому не случайно, что одновременно с конфуцианством появилась совершенно иная ветвь китайской культуры – даосизм (VI в. до н. э.). Создатель нового учения — Лао-Цзы — считал, что человек открывает истоки своей бесконечности через следование естественности и слияние с бесконечным путем великой жизни природы. Отсюда и название учения — даосизм (иероглиф дао буквально переводится как «путь»). Даосизм распространился по странам Юго-Восточной Азии и заложил смысловые основы нового отношения к жизни и нового искусства. Даосское учение давало человеку чувство свободы от деспотизма, однако прорыв в свободу здесь заканчивается растворением в другой необходимости — в вечном пути мировой жизни.
       Но  культура Древнего Востока породила и более радикальное учение –  буддизм (VI в. до н. э.), целью которого является стремление освободиться не только от власти общества, но и от власти природы и законов самой жизни. Буддизм выразил себя в многообразных направлениях восточной философии, в искусстве, в различного рода боевых искусствах. Универсальность и гибкость буддизма позволили ему распространиться по всему миру. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Место и роль человека в  социокультурном  пространстве древних  государств Востока

 
       Необходимость объединения и координации усилий многочисленных общин способствовала возрастанию роли государственной  власти в странах Древнего Востока, созданию специфической формы такой  власти — неограниченной монархии, которую часто называют «древневосточной деспотией». Сущность ее, как и всякой другой формы государства, — в  подавлении сопротивления эксплуатируемых, поддержании общественного порядка. Активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь страны привело к появлению многочисленной администрации, организованной по бюрократическому принципу: деление на ранги, субординация, общественное положение в зависимости от места на служебной лестнице. Древневосточная деспотия как специфическая форма монархии формировалась в течение долгого времени, постепенно преодолевая традиции родовой демократии.
         Если в западной истории государство  зависит от общества и так  или иначе выражает интересы  группы свободных людей, то  тут все обстоит иначе. Здесь  нет свободных людей -  свободных  воинов и собственников, а есть  только государственные рабы, крестьяне  (часто находящиеся в еще более  жалком положении) и чиновники,  осуществляющие административное  управление. В одном только древнем  Шумере исследователи насчитывают  от полумиллиона до миллиона  государственных рабов, причем  и работа и выдаваемые пайки  строго документировались. Благополучие  человека определяется почти  исключительно его государственным  рангом. Здесь нет общества -  оно  поглощено государством, а человек  низведен до административной  функции. Здесь раб может возвыситься  до министра, но и министр остается  бесправным рабом государя и  всей системы.
       Подчиненное государству общество в различных  восточных структурах выглядело  по-разному. В Египте, например, общества почти не было вообще: оно было практически  растворено в институтах всемогущего  государства. В Китае голос его  был слышен — как в форме  идей, так и в виде определенных организаций. В Шумере и Вавилонии общество в целом и индивиды как часть его сумели отстоять даже некоторые формальные права, отраженные в системе законов. Наконец, в Индии общество в форме варн и каст, в виде классической индийской общины в некотором смысле даже выходило на передний план. Но государство везде абсолютно господствовало над обществом, включая и Индию,— нужно только оговориться, что речь идет не о данном конкретном государстве, сильном или слабом, но о государстве как системе институтов и высшей власти, как ведущем элементе в сложившейся системе отношений.
       Восточная деспотия управлялась огромным бюрократическим аппаратом, а ее единство олицетворено фигурой правителя, обладающего абсолютной властью над жизнью и смертью своих подданных. И верховный властитель почитается не за свое личное мужество или силу (как это, было, скажем, в европейском средневековье). Он выступает только как высшая функция государства, как воплощение божественного «величества». Иного и быть не могло, ведь достоинство восточного владыки – это божественное достоинство есть воплощение бога, и это означает не только абсолютную власть, но и возможность иного воплощения того же самого божества. Обожествление личности царя-деспота — важная особенность древневосточной деспотии.
       Так, Гигантские размеры фигур фараонов равны богам по сравнению с простыми смертными. Эти традиции сохранялись тысячелетиями. Так, на стеле фараона Нармера ноги и голова царя повернуты в профиль, а плечи — в фас. Этот рельеф датируется приблизительно 30 в. до н.э., но и спустя тридцать веков мастера Нового Царства вплоть до римского завоевания точно так же будут использовать этот прием для изображения людей.
       Уже во времена Саргона Древнего и Аккадского царства в рельефах — основной форме монументального изобразительного искусства — начинает господствовать идея «сильной личности». Правители на рельефах изображаются гораздо более высокими, чем прочие люди. Это — традиционный прием древнемесопотамского искусства. Но примечательно то, что изображения правителей начиная с этого периода все чаще носят портретный характер. Типичность черт уступает место индивидуальности. Таков классический портрет аккадской эпохи — бронзовая голова правителя, повсеместно называемая «Головой Саргона». Автор этой скульптуры, очевидно, стремился именно воссоздать портрет конкретного человека, а не просто изобразить персону, облеченную божественной властью. По сравнению с «Саргоном» более поздняя по времени статуэтка Гудеа обладает все же менее ярким портретным сходством, и передача характера через черты лица уступает место подчеркиванию богоизбранности и святости правителя.
       В Старовавилонскую эпоху начиная со времени правления Хаммурапи тенденция к портретности, стремление передать через внешность не только положение персонажа, но и его характер получает новый толчок в развитии. Таково, например изображение на диоритовой стеле, содержащей текст законов Хаммурапи. В верхней части стелы изображен сам Хаммурапи, принимающий от бога солнца Шамаша знаки царской власти. Черты поздне-шумерского традиционного искусства сочетались здесь с новыми идеями в изобразительной технике. Характерно для месопотамского рельефа изображение фигурки царя перед гораздо более крупной фигурой божества. Величие позы бога, передающего Хаммурапи веревку (атрибут строителя) и царский жезл, указывает на божественное происхождение власти царя и на богоизбранность Хаммурапи.
       Гораздо более интересен в этой композиции портрет самого Хаммурапи. Его фигура изображена в типичной позе покорности перед божеством, но лицо очевидно портретно. Черты правителя — суровые, жесткие. Ярко портретный характер имеют впалые щеки и высокие скулы. Следует отметить еще и технику, и мастерство художника. Поверхность камня, на котором высечен рисунок, не была выровнена и отполирована, вся композиция располагается не на плоскости, а на гранях, сходящихся под углом. Тем более сложной представляется работа каменщика, великолепно уравновесившего элементы композиции и обработавшего неровную твердую поверхность таким образом, чтобы добиться игры света и тени, тщательно проработать все мелкие детали одежды и волосы обоих персонажей, причем с упором на внешность царя, гораздо более индивидуальную, чем у бога.
       Столь же узнаваемы, как рельеф на диоритовой стеле, и другие дошедшие до нас скульптурные портреты Хаммурапи — диоритовая голова статуи и бронзовая статуя молящегося царя с позолоченными  руками и лицом. В этих произведениях  обобщенность, призванная передавать идею царской власти, соседствует  с выраженной индивидуальностью  черт — те же высокие скулы и  худое лицо. Вавилонские художники-скульпторы, очевидно, достигли немалого мастерства, как с технической, так и с художественной точки зрения. Скульптуры великолепно проработаны, пластичны, в них отсутствует угловатость, характерная для раннего периода. В арсенале каменщиков-скульпторов Старовавилонского периода широко применяется игра светотени и создаваемые ею эффекты. Это достигается путем тщательной обработки поверхности изображения, прорезания внутренних складок и тщательной шлифовки.
       Роль  деятеля искусства в древнем  обществе была велика и почетна. Иногда художника приравнивали к сану жрецов. Но его деятельность не рассматривалась  как самодостаточная. Живописец, скульптор, литератор были призваны своим творчеством реализовывать высшие общественные установки и отказываться от любых форм художественного экспериментаторства, выходящего за пределы предписанных задач. Это связано с глубоким традиционализмом древневосточных культур. Многие представления народов Востока о важнейших сторонах бытия сложились очень рано и сохранялись на протяжении не только столетий, но тысячелетий. Потому и искусство как неотъемлемая часть культурной системы должно было неукоснительно следовать как общекультурным, так и художественным традициям. 

     К У Л Ь Т У  Р А    Д Р Е В Н Е Г О    Е Г И П Т А   Древний Египет – первое государство на Земле, первая могущественная великая держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость и непостижимость.
    К У Л Ь Т У  Р А    Д  Р Е В Н Е  Й    И Н  Д И И
      Индия – один из древнейших очагов человеческой цивилизации с  высоким уровнем  культуры. Индийская  культура является одной  из самых величественных и оригинальных культур, сформировавшихся на нашей планете. Достижения древних индийцев в самых различных  областях – литературе, искусстве, науке, философии, вошли в золотой  фонд мировой цивилизации  и оказали немалое  воздействие на дальнейшее развитие культуры не только в самой  Индии, но и ряда других стран. 

        К У Л Ь Т  У Р А    Д Р Е В Н Е Г О    К И Т А Я
      С большим основанием, чем о какой-либо древней культуре, можно говорить о  культурном единстве, своеобразии и  замкнутости культуры, которая сформировалась в Древнем Китае  и почти без  изменений просуществовала  вплоть до XVII века н.э. [6, с.113]
      Жители  Древнего Китая создали  интересную и самобытную культуру как материальную, так и духовную. Они верили, что  жизнь – это  творение божественной, сверхъестественной силы, что все в  мире находится в  движении и постоянно  изменяется в результате двух противоположных  космических сил  – Света и Тьмы. В этот период китайцам так же, как и  другим народам был  свойственен культ природы: они поклонялись духам гор, земли, рек, солнца, луны, дождя, ветра и другим. Этим духам молились, приносили жертвы, к ним обращались с просьбами о хорошем урожае. [3, с.43] Несколько позже появилось обожествление царской власти. Царь был признан сыном неба, то есть представителем бога на земле.
      Очень сильным также  был культ предков. В основе его лежало представление о том, что душа человека после его смерти продолжает жить и более того – она может вмешиваться в дела живых. Китайцы верили, что душа умершего сохраняет все прежние привычки, поэтому вместе с умершим рабовладельцем хоронили его слуг и рабов, а в могилу клали оружие, драгоценности, предметы утвари. [3, с.43]
      В середине I тысячелетия до н.э. в Китае оформляются три главных идеологических направления, впоследствии трансформировавшиеся в философско-религиозные системы. Это были даосизм, учение Конфуция и буддизм. [3, с.43] Эти учения сыграли огромную роль в истории страны и продолжают оказывать важное влияние на жизнь китайцев и до сих пор. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ 

      Каждый  период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи  отводят античной (особенно греческой) культуре. И литература, и искусство, и философия Древней Греции стали  отправной точкой в развитии европейской  культуры. Географические рамки – территория Древней Греции и Рима, хронологические – от истоков крито-микенской культуры (рубеж 3-2 тыс. до н.э.) до кризиса Римской империи в III в. н.э. Однако воздействие античной культуры на мировую (прежде всего европейскую) выходит далеко за эти пределы, что говорит об её специфике – специфике культуры, обладающей парадигматической функцией. Общие черты античной культурной парадигмы: целостность, космологизм (космоцентризм), рационализм. Сущность античного способа отношения к миру определялась специфической, но естественной и гармонической моделью мира. Центральным событием модели мира был космос, управляемый богами. В это событие вписывались события великого и вечного, богоизбранного и богохранимого античного общества и события античного человека, на которого возложена божественная миссия. В качестве основных черт этой модели можно подчеркнуть следующие:
      античный космизм. Космос предстаёт в единстве противоположных начал, как фаталистический, но и дающий человеку шанс вмешаться в космические дела через героическое начало, как внеличностный и, одновременно, чувственный, одушевлённый, разумный;
      античный пантеизм, в котором космос мыслился как абсолютное божество, в котором только богам доступны законы природы; с другой стороны, космос – дом, в котором живёт человек, а боги антропоморфны, вследствие этого понятны человеку и доступны влиянию выдающихся личностей, героев.
      Человек не случайно похож на богов.
      Главная черта античной культуры состоит  в том, что она вырастает и  развивается на основе городской (полисной) социальной и духовной жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       АНТИЧНОСТЬ: ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ 

     Общими  для античных государств были пути социального развития и особая форма  собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форма  производства. Общей была их цивилизация  с общим историко-культурным комплексом. Это не отрицает, конечно, наличия  в жизни античных обществ бесспорных особенностей и различий. Главными, стержневыми в античной культуре били религия и мифология. Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества. Затем - античное рабовладение. Оно было не только основой экономики и общественной жизни, оно было и основой мировоззрения людей того времени. Далее следует выделить в качестве стержневых явления в античной культуре науку и художественную культуру. При изучении культуры древних Греции и Рима необходимо прежде всего сконцентрироваться на этих доминантах античной культуры.
     Античная (или древняя) Греция была колыбелью  европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые  в той или иной мере нашли своё развитие почти у всех европейских  народов.
     Историю древней Греции принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами:
      эгейский или крито-микенский (III - II тыс. до н.э.),
      гомеровский (XI - IX вв. до н.э.),
      архаический (VIII - VI вв. до н.э.),
      классический (V - IV вв. до н.э.),
      эллинистический (вторая половина IV - середина I вв. до н.э.).
     Наибольшего расцвета культура древней Греции достигла в классический период.
       Греческая религия складывалась  в эгейскую эпоху и несомненно испытала влияние крито-микенских культов с их женскими божествами. Как у всех древних народов, у греков были местные общинные культы, боги-покровители отдельных городов-полисов, земледельческие боги. Но уже в глубокой древности наметилась тенденция поглощения местных богов великими богами Греции - Олимпийцами. Эта тенденция получила окончательное завершение в македонскую эпоху и была отражением культурного, политического и экономического объединения греческих полисов. Но уже в гомеровскую эпоху культурная общность греков отчётливо ими осознавалась, что и отразилось в почитании общегреческих богов. Немалую роль в оформлении общегреческого пантеона сыграли эпическое творчество и его творцы аэды. В этом смысле старое изречение, что "Гомер создал богов Греции", отражает какую-то историческую реальность.
     Вопрос  о происхождении великих богов  олимпийского пантеона чрезвычайно  труден. Образы этих богов очень  сложны, и каждый из них пережил  длительную эволюцию. Основными богами греческого пантеона являются: Зевс, Гера, Посейдон, Афина, Артемида, Аполлон, Гермес, Дионис, Асклепий, Пан, Афродита, Арес, Гефест, Гестия. Характерной чертой древнегреческой религии был антропоморфизм - обожествление человека, представление о богах, как о сильных, прекрасных людях, которые бессмертны и обладают вечной молодостью. Жили боги, по представлениям греков, на горе Олимп, расположенной на границе Фессалии и Македонии.
     Формы культа у греков были сравнительно просты. Наиболее обычной частью культа было жертвоприношение. Другими элементами культа были возложение венков на алтари, украшение статуй богов, их омовение, торжественные процессии, пение  священных гимнов и молитв, иногда религиозные пляски. Отправление  общественного культа рассматривалось  как дело государственной важности. Помимо общественного культа существовал  и частный, домашний культ, обряды его, более скромные, совершались главами  семей и родов. Жречество в  Греции не составляло особой корпорации или замкнутого сословия. Жрецы просто считались служителями при храмах; в некоторых случаях они занимались гаданием, прорицанием и врачеванием. Должность жреца была почётной, но не давала непосредственной власти, так  как зачастую официальным культом  руководили гражданские должностные  лица. Греческие полисы в этом отношении  сильно отличались от восточных деспотических  государств с их засильем жречества.
     Следующая доминанта греческой культуры - мифология. Греческая мифология - это не только и не столько мир религиозных  представлений, это мир греков вообще, это сложное и обширное целое, куда входят наряду с собственно мифами также и исторические легенды  и предания, сказочные сюжеты, литературные новеллы, свободные вариации на мифологические темы. Но так как эти разнообразные  элементы с трудом отделимы друг от друга, следует рассматривать эту  широко понимаемую мифологию в целом.
     В числе мифов обнаруживается глубоко  архаический пласт тотемистических  мифов о Гиацинте, Нарциссе, Дафне, Аэдоне и др. Весьма характерными являются земледельческие мифы о Деметре и Персефоне, о Триптолеме и Якхе, о Дионисе - они олицетворяли посев и прорастание зерна и обрядовую практику землевладельцев.Важное значение принадлежало мифологическим олицетворениям элементов земной природы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.