На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Досуговые интересы современной семьи

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 27.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1.3 Досуговые интересы  современной семьи
 
В современной литературе досуг  не представлен как целостный  объект анализа.
-Само понятие «досуг» часто  толкуется и понимается как  отдых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая  деятельность, свобода, рекреация  и т.д. (Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально культурная деятельность 145стр.)
- ДОСУГ - м. свободное, незанятое  время, гулянки, гулячая пора, простор от дела. (В. Даль).
- ДОСУГ, - а, м. 1. Свободное от  работы время. В часы досуга. На досуге (когда свободен). Провести свой д. с пользой. 2) Есть, имеется свободное время (устар.). Гуляют и веселятся, когда им д.. Д. ли мне разбирать ваши споры! (т. е. недосуг, нет времени).(С.И. Ожегов).
В основе идеи социально открытой культурной деятельности заложена весьма простая  мысль, современная семья, каждый человек  обретают в сфере досуга совершенно новый уровень потребностей.
В условиях расширения международных контактов  в области культуры, творчества, отдыха между многими странами Европы Америки и Азии, досуг становится частью цивилизованной жизни, улучшает духовное самочувствие нации.
В современной  социально-культурной ситуации досуг  предстает, как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании  свободного времени людей в целях  социально-экономического развития и  духовного обновления всей нашей  жизни. С этих позиций и формируется  «внешний» социальный заказ на освоение свободного времени, на проектирование досуговых программ, центров и  зон досуга.
В настоящее время происходит существенная переоценка значения досуга как социально-культурной категории в жизни общества. Выполнявший  в течение многих лет роль придатка производственной сферы досуг становится все более широкой сферой социально-культурной деятельности, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества.
В современной  теории и практике термин «досуг»  наиболее часто употребляется в  трех значениях:
- как  синоним свободного времени (его  части),
- как  синоним нерабочей (свободной)  деятельности с различными модификациями,
- как  синоним состояния или психологического  переживания человека на данный  момент.
Существенным  представляется вопрос о пропорциях, соотношении между специфическим  назначением досуга как социально-культурного  явления и тем содержанием, которое  привносится в досуг на разных исторических этапах государственными и общественными структурами.
Категория содержания досуга при всей ее многомерности  и инвариантности всегда сохраняет  свою изначальную заданность, целевой характер и адекватность назначению досуга.
Время человека, занятого общественно организованной производственной, учебной или иной аналогичной по характеру деятельностью, складывается из двух частей: рабочего (или учебного) и внерабочего (или  вне учебного) времени.
В свою очередь, внерабочее время состоит  из:
а) вспомогательного времени, связанного с производственной или учебной  занятостью (например, затратами времени  на дорогу, на подготовку домашних заданий  и т.д.);
б) бытового времени в городе и  селе, которое отводится на покупки  в магазинах, приготовление пищи, уборку помещения, уход за детьми и  т.д.;
в) времени, затрачиваемого на удовлетворение физиологических потребностей: сон, прием пищи, гимнастика, прогулки, пассивный  отдых и др.;
г) собственно свободного времени, предполагающего  свободный выбор человеком варианта своего досугового поведения или  досуговой деятельности с учетом своих склонностей, материальных возможностей, физического состояния, духовных потребностей.
Являясь основной сферой социально-культурной деятельности людей, досуг предстает  как та часть общего бюджета времени  человека, которая остается после  вычета необходимых временных затрат на работу (учебу), удовлетворение физиологических  потребностей (сон, питание и т.д.) и реализацию неотложных домашних, семейных обязанностей.
Досуг подразумевает свободный  выбор личностью досуговых занятий. Но досуговая деятельность, как и  любая другая, подчиняется закону физической и социальной необходимости. Досуг - необходимый и неотъемлемый элемент образа жизни каждого  человека. Поэтому досуг всегда предстает  перед нами в контексте реализации интересов личности, связанных с  рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением  и т.п. Это не означает, что досуг - это синоним понятия «свобода», и было бы неправильно заявить, что  обязанности не играют никакой роли в досуге. Хотя досуг включает свободу  от определенного круга обязанностей, тем не менее, подобно другим социальным явлениям, он подвержен воздействию  социальных сил.
Поскольку досуг идентифицируется с действием, активностью, он зависит  от социальных отношений, а отсюда - и от межличностных обязательств, таких, например, как контракты и  даже договоренности.
Досуг может содержать в себе и предъявлять человеку определенные требования, которые вменяются в  обязанности любой социально-культурной общности - от спортивных команд до кино-обществ - с целью реализации своих досуговых  потребностей.
Досуг в его семейном контексте  неотделим от множества проблем, которые сопровождают развитие современной  семьи-динамики демографических характеристик  семьи, ее социально-экономического положения  и адаптации к новым экономическим условиям, содержания и направленности семейной политики. Можно с уверенностью утверждать, что досуг в известном смысле строит семью, семейную жизнь. Реализация этой жизнестроительной концепции в сфере досуга имеет огромное социальное значение. Если досуг не способствует нормальному воспроизводству населения, воспитанию детей, продолжению традиций, семья не сможет нормально функционировать в обществе, окажется на пути к моральной, духовной и физической деградации.
В современной отечественной и  зарубежной науке термины «досуг»  и «рекреация» фигурируют как  родственные ключевые понятия.
Слово «досуг» очень часто употребляется  в самых различных смыслах  отдых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая деятельность, свобода, рекреация и т.д.
Наиболее адекватной является трактовка  досуга как временной категории, как свободного времени человека. Что касается рекреации, то этот термин представляет собой совокупность следующих  этимологических значений: отдых  и восстановление. Таким образом, подразумевается, что рекреация, рекреационная  деятельность, осуществляется в рамках досуга, свободного времени.
Рабочее время рассматривается как время  общественно необходимого производства материальных и духовных благ в процессе труда. Нерабочее время включает затраты времени, связанные с  работой на производстве (передвижение к месту работы и обратно, затраты  времени на предприятиях, не входящие в состав оплачиваемого рабочего времени, и др.). на домашний труд и самообслуживание, удовлетворение физиологических потребностей.
Свободное время представляет собой  «часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающегося у человека (группы, общества) за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат в частности на сон, уход за детьми, занятия домашним хозяйством, бытовые заботы.
Отсюда следует, что досуг как  свободное время выступает в  качестве определенного временного отрезка для осуществления той  или иной рекреационной, восстановительной  деятельности.
Величина свободного времени далеко не однородна у различных социальных групп. Большая часть забот по домашнему хозяйству ложится на плечи женщин. По всем социальным группам (кроме учащихся) женщины имеют собственно свободного времени на треть меньше мужчин. Для некоторых социальных групп (работающие женщины с детьми, сельские жители, маятниковые мигранты) фонд свободного времени, особенно в нынешней экономической ситуации, оказывается меньше социально необходимого, что ведет к опасной деформации их образа жизни в целом.
Значительное свободное время  есть у пенсионеров, женщин с взрослыми  детьми, подростков, бездетной молодежи, одиноких людей. Досуговый потенциал  этих групп значительно превосходит  их досуговую квалификацию. Не будучи в состоянии культурно освоить  это время, многие представители  этих групп прибегают к деструктивным - в социальном, психологическом  и личностном плане - формам его освоения.
Характерными чертами досуга, свободного времени являются его неразрывные  связи с содержанием труда  человека, его семейно-бытовыми условиями, индивидуальными особенностями. В общих границах социального времени, которое измеряется такими единицами, как жизнь (детство, зрелость, старость), год, неделя, сутки, досугу отводятся различные объемы свободного времени. В суточный период, присущий обычному трудовому дню, включены компактные периоды нерабочего времени - до работы, во время обеденного перерыва, после работы. Недельный период, кроме этих интервалов нерабочего времени, включает в себя время «уик-энда», обычно совпадающего с днями субботне-воскресного отдыха. Годичный цикл включает еще один-два интервала компактного нерабочего времени- это отпускное время. Для учащихся вместо отпуска выделяется время каникул (от двух до четырех интервалов в год).
Жизненный период охватывает всю жизнь  человека, включая и то время, когда  человек не занят на производстве,- детство, пенсионный период. Каждый из этих этапов отличается разнообразием  использования свободного времени, досуговых занятий.
Соотношение между продолжительностью рабочего и нерабочего времени в  течение дня, недели, года в условиях рыночной экономики определяется не государственными актами или рекомендациями ученых, а в результате договора, соглашения между работодателем  и исполнителем работы.
Таким образом, досуг, досуговое (или  рекреационное) время - это часть  социального времени личности, группы или общества в целом, которая  используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного  здоровья человека, его интеллектуального  совершенствования.
Наибольшими объемами досугового времени  обладают дети и пенсионеры - весьма многочисленная категория населения. Это время дает им возможность  удовлетворить потребность в  общении и увлечениях, решении  хозяйственных и бытовых вопросов, активном отдыхе и т.д.
Проблема досуга как социально-культурной категории не относится к ряду извечных проблем человечества. Она  возникла, а определенную историческую эпоху в связи с распадом традиционного ритуализированного отношения к работе и отдыху, праздникам и будням.
Мы не ставим своей задачей дать полный анализ развития понятия «досуг». Заметим лишь, что осмысление историко-культурных основ просветительства и досуга в России, теории социально-культурной деятельности, в том числе культурно-досуговой, ориентирует нас на исследование этого явления в его историческом аспекте, на поиски исходного значения понятия «досуг».
Слово «досуг» со значением свободного или удобного времени (по досугу - по умению, при случае) употреблялось  на Руси еще в середине XV века.
В научной литературе по славянской этимологии, а также в ряде толковых словарей слово «досуг» трактуется довольно широко и означает время, достаточное для достижения какой-либо цели имело более 150 свободных от работы дней в году. Анализируя это свободное время, ученые отнюдь не ассоциируют его с досугом. Дело в том, что многие из этих праздников и, по существу, нерабочих дней часто навязывались церковью против воли крестьян и ремесленников для того, чтобы выполнять духовные обязательства. Бедняк в одной из басен известного французского поэта XVII века Ж.Лафонтена, например, жалуется: «...Монсеньор кюре всегда нагружает нас проповедью о каких-то новых святых» К концу XVII века французские крестьяне и ремесленники, составлявшие 95% рабочей силы, должны были мириться со 164 свободными днями в году, которые не были добровольно избранными, а были навязаны либо религиозными требованиями, либо отсутствием работы. Что касается аристократических кругов, то их свободное время препровождение не может быть охарактеризовано термином «досуг». Финансово и социально привилегированные классы оплачивали собственное безделье работой своих рабов, крестьян или слуг. Подобное безделье никак не ассоциируется с досугом, поскольку такой «досуг» не является ни результатом, ни вознаграждением за работу, а, скорее всего, занимает место самой работы.
В осмыслении досуга как социального  явления с полным основанием можно  положиться на народные культурно-педагогические идеи и традиции. Они, в частности, прямо указывают на тесную зависимость  досуга от качества и уровня организации  труда, степени его результативности и полезности, от психологической удовлетворенности человека своей основной трудовой деятельностью. Словом, только хорошо, плодотворно поработавший человек способен полноценно, с полной самоотдачей веселиться, отдыхать, расходовать свое досуговое время. Пословица «Рукам работа - душе праздник» убедительно подчеркивает, что всякая досуговая деятельность - некоторого рода продолжение радости труда.
Вряд ли правомерно отождествлять  досуг с бездельем. Если «безделье - мать всех пороков», то досуг несет  в себе особым образом организованное общение глубокий социальный, часто  педагогический, смысл, имеет культурно-образовательное, развивающее назначение. Досуг позволяет  раскрыть физический, духовно-нравственный, эстетический потенциал человека. Это  и путь его активного продвижения  к культуре, освоению социокультурного наследия. Об этом свидетельствует  опыт изучения традиционных национальных культур.
В досуговой сфере всегда зримо  или незримо присутствует трудовое начало. «Не учи безделью, учи  рукоделью» - эта заповедь указывает  на возможность соединения труда  и развлечения, например, на посиделках и «вечерках». За этим тезисом, по существу, стоит один из наиболее важных принципов  народной культуры: органическое сочетание  в одном действии двух начал - утилитарно-практического  и досугового, часто художественно-творческого, эстетического.
Наиболее характерный признак  овладения традиционной культурой  заключен в умении человека соединить  в своей жизни труд и отдых, в гармонизации двух этих полюсов.
Необходимо отметить необходимость  ряда условий в самом обществе для обеспечения досуга в жизни  большинства занятого населения. Отметим  два наиболее существенных.
Во-первых, общество перестает управлять  организацией досуга посредством общих  ритуальных обязанностей. По крайней  мере, некоторые из видов досуговой  деятельности не должны попадать под  категорию коллективного обязательного  ритуала, а стать неотъемлемой заботой  каждого индивидуума даже тогда, когда выбор его в этом вопросе  может детерминироваться социальной необходимостью.
Во-вторых, деятельность, которой человек  зарабатывает на жизнь, стоит в стороне  от других ее видов. В самом деле, она и сегодня организуется таким  образом, что се легко можно отделить как теоретически, так и практически  от свободного времени.
Эти два необходимых  условия характерны для образа жизни  людей только в индустриальном и  постиндустриальном обществе. Их отсутствие в древней и средневековой  аграрной формациях многие ученые склонны  рассматривать как отсутствие досуга. Проникновение концепции досуга в современный сельский (аграрный) социум они объясняют тем, что, во-первых, аграрный труд развивается по промышленной модели, а во-вторых, тем, что сельская жизнь уже пронизана и насыщена традиционными городскими ценностями. То же самое можно сказать и  о досуге в аграрных обществах  развивающихся стран, входящих сегодня  в прединдустриальный период.
Таким образом, досуг как современное  понятие сформировался в период индустриального и постиндустриального  развития общества.
Именно в рамках этого периода  сократилось рабочее и увеличилось  свободное время, оказались четко  разделенными, регламентированными  досуг и труд, досуг и учеба.
Досуг - это сфера, где социальная (классовая, сословная) принадлежность личности в определенной мере «размывается». Здесь происходит интеграция интересов, главным образом, по возрастному  принципу в сочетании с принципом  включенности личности в общественное производство, гражданскую жизнь. К  трем основным досуговым социовозрастным стратам можно отнести: учащихся (т.е. лиц, готовящихся вступить в полноценную производственную и общественную жизнь), самодеятельное население (производительная сила общества), поколение, по возрасту вышедшее «на заслуженный отдых». Взаимоотношения этих страт в сфере досуга (по типологии Маргарет Мид) подразделяются на постфигуративные (старшие учат младших), префигуративные (старшие не только учат младших, но и сами учатся у них), конфигуративные (равнение на сверстников). В досуговой деятельности нарастает тенденция к доминированию конфигуративных взаимоотношений, их абсолютизации, особенно в молодежной субкультуре. Досуг постоянно был и остается сферой возникновения и развития, спонтанных социокультурных инициатив, самоорганизации отдельных социокультурных слоев и групп в рамках досуга. Именно в этой сфере происходит интенсивное воздействие социальных, возрастных, профессиональных, этнических субкультур на содержание досуга и досуговой деятельности.
Социокультурные свойства досуга нуждаются  в постоянной регуляции, поскольку  проявлениям социокультурных закономерностей (при-роднозаданных свойств досуга) присуща широкая вариативность в зависимости от национальных, экономических, социальных факторов, других внешних условий. Целенаправленно влиять на досуговую сферу означает содействовать проявлению ее закономерностей в наиболее полном выражении.
К основным регуляторам досуга относятся, прежде всего, административные методы, направленные на блокировку асоциальных  явлений, правовое упорядочение досуга, охрану физического и духовного  здоровья людей.
Экономические способы регулирования способствуют предупреждению «обвальной» коммерциализации сферы свободного времени, нейтрализации се негативных последствий через государственные целевые программы, спонсорство общественно значимых инициатив, направленное использование свойств рынка. Педагогическое воздействие также выступает в роли регулирующего фактора влияет на процесс досуговой общности, готовой в силу своей духовной и волевой развитости, социокультурной ориентированности самостоятельно реализовать в наилучшем варианте потенциал свободного времени.
В современной социально-культурной теории и практике существуют различные  досуговые концепции - точки зрения, трактовки, способы понимания досуга как досуговой (рекреационной) деятельности. Они отражают разные подходы к  досугу как жизненно важной сфере  человеческого бытия. Различие этих концепций объясняется тем, что  в них взгляды на досуг и  досуговую деятельность формируются  с позиций не только культурологии, но и других наук: медицины, экологии, социологии, культуры, экономики, педагогики, психологии.
Остановимся на основных концепциях досуга, которые в нашем курсе  являются базовыми, наиболее существенными, помогают познать суть данного социального  явления.
К ним, прежде всего, относится деятельностная концепция досуга, в которой досуговая (рекреационная) деятельность в свободное от работы и непреложных дел время рассматривается как неотъемлемая часть образа жизни человека. Мы уже говорили о том, что с древних времен до наших дней сфера труда и сфера досуга остаются исторически сложившимися и тесно взаимосвязанными сферами жизнедеятельности человека. Трудовая деятельность связана с затратой жизненных сил личности, а досуговая — с их восстановлением.
Исходя из действительно непреложного факта, что без восстановления (рекреации) сил не может быть и их затрат, некоторые теоретики рассматривают  досуговую деятельность только с "производственных" позиций - лишь как условие для  нормального функционирования производства. Но это чересчур упрощенный подход: на самом деле по мере усложнения производственных процессов существенно возрастает и усложняется социальная роль досуга. Его назначение состоит не только в восстановлении физических и психических  сил работника, но и в крайне необходимом  повышении его образовательного и духовного потенциала.
Досуговая деятельность имеет и  ряд существенных особенностей.
Во-первых, в отличие от трудовой деятельности, которая осуществляется в рабочее время и связана  с жесткой организацией и обязательной регламентацией, досуговая деятельность предполагает свободное творчество личности. Этим родом деятельности в свое свободное время человек  волен заниматься или не заниматься по своему собственному усмотрению.
Во-вторых, если цель трудовой деятельности состоит прежде всего в производстве необходимых средств и условий  жизни, то в процессе досуговой деятельности такой конечный результат не имеет  для человека принципиального значения, важнейшим стимулом здесь является чувство внутреннего удовлетворения, которое он испытывает во время того или иного досугового занятия.
В-третьих, обладая огромным диапазоном видов своего проявления, досуговая  деятельность предполагает в одних  случаях активное участие человека, в других - его пассивное расслабление, в одних случаях отличается конструктивностью, ярко выраженной творческой направленностью, в других - может носить деструктивный, антисоциальный, даже криминальный характер.
Деятельная концепция досуга дает основание сделать несколько  выводов. Досуговая (рекреационная) деятельность обусловлена объективной потребностью человеческого организма в восстановлении своего физического и психического баланса.
Она отличается огромным разнообразием, осуществляется в свободное время  в соответствии с возрастными  особенностями, интересами, физическими  способностями, интеллектом, желаниями  человека и характеризуется добровольностью  выбора занятий. Ее результатом является наслаждение самим процессом  деятельности.
Существуют определенные различия между традиционной сельской досуговой культурой и содержанием  социально-культурной деятельности городских  жителей. Культура досуга в селе формировалась  под влиянием устойчивого ритма  трудовых процессов, зависящих, в свою очередь, от природных ритмов, смены  времен года.
Перерывы в труде, как  правило, были связаны с праздниками, многие из которых вошли в жизнь  с христианской культурой. Городской  досуг слабо связан с природными ритмами и в большей степени  зависит от организации производства, транспорта, быта. Работа в разных сменах, ежедневно или через сутки, напряженный  темп жизни, автоматизация труда, значительная анонимность общения заставляют горожанина искать более доступные для него циклы и виды социально-культурной деятельности в сфере досуга.
Правда, сегодня, когда  средства массовой информации, мода, музыка и другие «городские ценности» глубоко  проникли в село, различия в досуговых  потребностях и культурных предпочтениях  жителей села и города ощутимо  исчезают.
Организация досуга современной семьи
Характеристика семейного досуга с точки зрения культуры его организации  и проведения охватывает многие стороны  данного явления - как личностные, так и общественные.
Культура досуга - это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств, ценностей которые позволяют  содержательно и с пользой  проводить свободное время.
Важно уяснить характер досуговой  деятельности в связи с теми потребностями, которые человек реализует в  ее процессе.
Известно, что потребности  человека условно можно разделить  на три типа:
- первичные, или врожденные, - физиологические потребности в отдыхе, пище, продолжении рода и др.;
физические - в чистом воздухе, геоландшафтных и климатических условиях жизни;
материальные - в товарах повседневного спроса, пищевых продуктах и др.;
- социальные - потребности в общении, социальном обслуживании, транспортном передвижении и др.;
- культурные - потребности в образовании, духовном развитии, освоении художественных ценностей и др.
Если с первичными потребностями  человек рождается, и они могут  давать о себе знать спонтанным состоянием организма, то социальные и культурные потребности во многом формируются  культурной средой, тесно соотносятся  с его разумом, социальным статусом, уровнем образования, общим развитием  личности. В отличие от первичных  запросов, которые более устойчивы  в своих проявлениях, социокультурные  потребности формируются только в социокультурной среде и  по мере воспитания и взросления человека.
Социокультурные потребности  исключительно многообразны, сопровождают человека в течение всей его сознательной жизни. Многие из них приобретают  весьма пластичный характер, будучи зависимыми, от общественных трансформаций - новых  условий жизни, уровня образования, социального окружения, моды и др.
В досуге человек реализует  все три указанных типа потребностей либо в тесном переплетении, либо в  некоторой последовательности. Например, в туристическом путешествии  человек одновременно испытывает нужду  в физиологическом отдыхе (первичная  потребность), общении (социальная), художественном развитии (культурная) и др.
Естественно, что в период досуга человек стремится испытать положительные эмоции, сосредоточиться  на конструктивных мыслях, получить качественный сервис - словом, добиться тех состояний, которые связаны с рекреационным  эффектом.
Другой фактор, позволяющий  добиться желаемого содержания, связан с реализацией человеком на досуге своих устремлений, воплощения собственной  жизненной позиции. Это направление  досуга можно обозначить как обращение  человека к любимому делу (хобби). Тот, кто не в состоянии реализовать себя на работе, кого угнетает однообразие повседневного существования, в свободное время стремится восстановить баланс между напряжением и рекреацией в любимом занятии, в котором можно проявить себя с наибольшей свободой и широтой. Занятия-хобби позволяют разным людям сохранять чувство самоидентичности, ощущать состояние творческого подъема, самореализации.
В силу глубокого погружения человека в предмет увлечения  хобби наделено исключительно высоким  рекреационным эффектом, хотя со стороны  порой может показаться, что человек  занят пустяками. Однако организаторы досуга давно поняли, что такие  увлечения открывают для бизнеса  поистине безграничные возможности. Изучив наиболее массовые виды самодеятельных досуговых занятий, они предлагают на рынке услуги и товары, которые  работают на потребительский спрос.
Укажем еще одну особенность  содержательного досуга - восприятие произведений искусства.
Люди обращаются к искусству  по разному с неодинаковыми целями, затрачивая разный объем времени  и т.п. Обычно человек проявляет  интерес не к искусству в целом, а к некоторым его видам  и жанрам, которые привлекают его  в наибольшей степени.
В проведении досуга и освоении искусства особо важна роль средств массовой информации (СМИ). Технические каналы связи, а также разнообразная техника предоставляют многомиллионной аудитории почти неограниченные возможности знакомиться с искусством, получать художественные впечатления не только в домашних условиях, но и в различных ситуациях практически в любое время суток.
Цели и мотивы человека, обращающегося к тем или иным досуговым занятиям, как правило, формируются на основе привычек, склонностей характера, жизненного опыта.
Вместе с тем человек  стремится на досуге познакомиться  с чем-то любопытным, узнать что-то для  себя новое. Он способен ошибаться, оценивая те или иные досуговые занятия  и свое отношение к ним, ведь он судит об этом субъективно. Поэтому  организаторы досуга не должны переоценивать  его мотивацию относительно того или иного занятия. Но нельзя и  недооценивать ее. Только сам человек  может выступать экспертом своего досуга.
Под целями досуга понимаются представления о совокупном результате, которого хочет добиться человек в тех или иных досуговых занятиях и которые осознаются им как предпочтительные, желаемые. Субъективные цели человека специфически обусловлены, нежели цели прагматических занятий. Если в трудовой деятельности, в домашнем хозяйстве человек руководствуется в основном целями, связанными с практической пользой, экономией физических сил, материальным эффектом своей работы, то цели досуга человек пытается вывести за утилитарные рамки. В конечном счете, цели, безусловно, выполняют положительные или негативные функции, связанные с рекреацией, хотя сам человек видит в них возможность получить удовольствие.
Главное в досуге - гедонистический, неутилитарный характер проведения свободного времени, свобода от привычных  обязанностей, реализация тех аспектов внутреннего развития, которые затруднительно осуществить в других областях практики. Поэтому досуг в представлении  человека контрастен рабочим будням, общественным обязательствам, домашним нагрузкам.
Мотивы досуга имеют более сложный характер, чем цели. Если цели досуга чаще всего формулируются самим человеком, то мотивы (совокупность внутренних предпосылок и внешних причин) не всегда им осознаются в полной мере и во всем объеме. Они могут приобретать как открытый, так и неявный для других и для человека характер, оцениваться как вынужденные (внешние), так и добровольно принятые (внутренние).
Мотивацию досуга далеко не всегда можно определить по высказываниям  человека. Здесь, как правило, сложно переплетены потребности, рациональные цели, бессознательные влечения, неявные  желания и комплексы человека. Мотивы обращения к тому или иному  виду досуга исключительно разнообразны, весьма гибки, подчас прихотливы, отображая  субъективные предпочтения, внешние  обстоятельства, а также скрытые  установки, которые сам человек  не всегда может рационально осмыслить.
Многие проблемы быта и  досуга семьи связаны с ее потребительским  бюджетом и уровнем жизни, катастрофическим ростом количества малообеспе
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.