Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы формирования единого экономического пространства в рамках СНГ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?План  работы
Введение 
Глава 1.СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ: ОБРАЗОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
       1.1.Образование Содружества Независимых Государств
       1.2. СНГ: стратегии хозяйственного и политического развития
       1.3Эффективные направления взаимовыгодного интеграционного     сотрудничества в    рамках СНГ
Глава 2.Проблемы формирования единого экономического пространства в рамках СНГ
      1.1. Проблемы формирования СНГ как международно-политического региона, или есть ли будущее у СНГ?
      1.2. Проблемы развития экономик стран СНГ и Проблемы внешней торговли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                        ВВЕДЕНИЕ
   В последнее время одной из главных тенденций в мировой экономике стало
образование интеграционных объединений. У одних  групп стран это  получается хорошо, у других – сопряжено с определенными проблемами. К ним  относятся  и государства-участники СНГ.
   Они обладают большим природным и  экономическим  потенциалом,  который даёт им значительные конкурентные преимущества и позволяет занять  достойное место в  международном  разделении  труда.  Они  располагают  16,3%  мировой территории, 5 – численности населения, 25 - запасов природных  ресурсов,  10 - промышленного производства, 12 -  научно-технического  потенциала,  10%  - ресурсообразующих товаров. Среди них пользующиеся спросом на мировом  рынке: нефть и природный газ, уголь, лес, цветные и редкие металлы,  калийные  соли и прочие ископаемые, а  также  запасы  пресной  воды  и  земельные  массивы, пригодные для земледелия и строительства.
   Только  разведанные  месторождения  нефти  в  России  составляют   13%
мировых, в Азербайджане - более 10, в Казахстане  и  Туркменистане  -  около 10%. В России сосредоточено около 35% мировых  запасов  природного  газа,  в Азербайджане, Туркменистане,  Казахстане  и  Узбекистане  -  почти  20%.  По суммарной добыче  каменного  и  бурого  угля  Россия,  Украина  и  Казахстан занимают второе место в мире. Основные  запасы  алмазов,  бокситов,  медных, никелевых, кобальтовых и оловянных руд находятся в  России. Большие  залежи железной руды, бокситов, медных руд расположены на Украине, в  Казахстане  и Грузии. В России и Белоруссии находятся крупнейшие  в  мире  лесные  массивы  (1/4 лесов земного шара) и запасы калийных солей.
   При таком богатстве природными ресурсами и  огромном  потенциале  этих
стран, у них имеется огромное количество экономических проблем, связанных  в первую очередь с неумением (или нежеланием) этих стран работать сообща,  как это подобает странам, входящим  в  Содружество,  да  и  просто  долгие  года просуществовавшим неотрывно друг от друга.
  Рубеж  XX  и  XXI  веков  характеризуется,  существенным  возрастанием
экономической   взаимозависимости   государств   планеты.   Это    усиливает
нестабильность   в   мировом   экономическом   пространстве.   В    условиях
глобализации  целенаправленно   укрепляет   позиции   наш   исторический   и географический  сосед  -  Европейский  союз,   развивая   интеграцию   своих участников вглубь и вширь. А что же СНГ? Ему похвастать  пока  нечем.  Целью данной  работы  является  рассмотрение  сложившейся   ситуаций   и   попытка рассмотреть некоторые  экономические проблемы,  сложившиеся  в  Содружестве, определить  преграды,  стоящие  перед  странами  Содружества,  мешающие   их экономикам включиться в мировое хозяйство. 
   Содружество Независимых Государств (СНГ) в настоящее время переживает сложный и переломный момент своего становления в качестве регионального интеграционного объединения на постсоветском пространстве.
Годы существования СНГ свидетельствуют о том, что Содружество в целом состоялось как политическая реальность, вместе с тем в базисной сфере взаимодействия - экономической, Содружество не оправдало многих надежд, которые связывались с появлением нового интеграционного образования, что сказалось на других направлениях многостороннего и двустороннего сотрудничества.
   Вместо Общего рынка, открытых границ и единого таможенного пространства на пути свободной торговли воздвигнуты барьеры. Не состоялся Платежный союз, полная, свободная и взаимная конвертируемость национальных валют. Иллюзорными оказались расчеты на сохранение былой экономической общности. Увеличивается разрыв между странами СНГ в социальной сфере.
   Сегодня серьезные трудности для углубления интеграционных процессов в рамках Содружества возникают из-за разрыва хозяйственных связей, различий в содержании и темпах проводимых реформ в странах СНГ, спада производства, неустойчивости национальных валют, хронических неплатежей и преимущественно бартерного характера взаимной торговли. Ослабление экономических связей внутри СНГ ведет к переориентации внешнеэкономических приоритетов государств Содружества на рынки третьих стран, откуда черпается большая часть инвестиционных ресурсов, финансовой помощи и товарного импорта.
   Существенные различия в национальном законодательстве, в национальных хозяйственных механизмах препятствуют формированию общего рыночного пространства. Экономические интересы членов СНГ все чаще расходятся, обусловливая различные подходы к целям, формам и методам развертывания интеграционных процессов. Все эти факторы в совокупности создают значительные трудности в формировании нового международно-правового образования СНГ, возникшего на руинах СССР.
Цель курсовой работы - осуществить анализ процесса образования   Содружества Независимых Государств и перспектив развития новой международно-правовой общности.
 
 
Глава 1.СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ: ОБРАЗОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
1.1.Образование Содружества Независимых Государств
СНГ - это объединение суверенных государств с широкой сферой совместной деятельности и определенной организационной структурой. Договорную основу СНГ составляют Устав и многосторонние акты (договоры, соглашения, решения и т.д.), в том числе Соглашение о создание СНГ от 8 декабря 1991 года (г.Минск), подписанное между Россией, Белоруссией и Украиной и Протокол к этому Соглашению (21 декабря 1991 г.), в соответствии с которым в состав СНГ вошли Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В декабре 1993 года к Содружеству присоединилась Грузия. Международные экономические отношения. /Под ред. В.Е.Рыбалкина.-пятое изд.-М.: ЮНИТИ, 2004, с.387-388.
Соглашение о координационных институтах СНГ от 21 декабря 1991 года была определена структура Содружества. Высшими органами СНГ являются Совет глав государств (СГГ) и Совет глав правительств (СГП), что закреплено в Уставе СНГ, принятом 22 января 1993 года. В сентябре того же года в Москве был учрежден Совет министров иностранных дел (СМИД).
Ключевая организационная роль в деле формирования единого экономического пространства государств-участников СНГ отводилась созданному 21 октября 1994 г. в Москве Межгосударственному экономическому комитету Экономического союза (МЭК).
На основе подписанных в рамках СНГ документов были созданы другие органы сотрудничества, призванные содействовать интеграционному сотрудничеству стран СНГ.
Самая важная задача, которая была поставлена перед СНГ - это всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств в рамках общего экономического пространства, а также межгосударственная кооперация и всесторонняя интеграция, оказание взаимной правовой помощи.
По мнению А.Б.Кеженова, Содружество Независимых Государств в своем нынешнем виде не является ни государством, ни надгосударственным (наднациональным) образованием. Оно представляет собой региональную международную межправительственную организацию и именно в качестве таковой обладает всеми признаками субъекта международного права.
Международная правосубъектность СНГ существенным образом отличается от правосубъектности учредивших его суверенных стран. Правосубъектность Содружества носит вторичный, производный по отношению к правам и обязанностям государств характер. При этом признание за СНГ статуса субъекта международного права вовсе не обязательно влечет за собой наделение руководящих органов Содружества какими-либо наднациональными функциями. Кеженов, А. Б. Организационно-правовой механизм деятельности Содружества Независимых Государств //Автореферат дисс. кандидата юридических наук. Белорусский государственный университет, 2002.
На настоящий момент Содружество стало неотъемлемым элементом евразийской политической системы, реальностью, которая существует независимо от того или иного субъективного отношения к ней. СНГ обеспечивает институционально-организационную и, в определенной степени, нормативно-правовую общность государств постсоветского пространства. Очевидно, что Содружество выполняет функции элементарного структурирования пространства бывшего СССР.
1.2. СНГ: стратегии хозяйственного и политического развития
Многие политики и эксперты обращают внимание на низкую эффективность деятельности СНГ во многом определяется слабостью институционального и правового механизма сотрудничества. В документах Содружества многие положения соглашений и договоров носят общий и декларативный характер, большинство из которых не выполняется. Органами Содружества не обеспечен контроль за реализацией договоренностей.
Серьезным просчетом в деятельности СНГ на протяжении двенадцати лет было чрезмерное увлечение интеграцией на межгосударственном и межотраслевом уровнях без должного внимания развитию объединительных связей на микроуровне. Предпринимательские и банковские структуры, являющиеся в рыночных условиях главными экономическими операторами, слабо вовлечены в интеграционную деятельность. Не созданы экономические и правовые условия, которые обеспечили бы их заинтересованность в работе на рынках друг друга. Не отработан механизм государственной поддержки такой деятельности, включая предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов, скидки в налогообложении и т.д.
Сложность и противоречивость развития СНГ требует внимательного и всестороннего анализа пройденного пути. От объективной оценки неудач первых лет интеграции и накопленного позитивного опыта, правильного выбора дальнейшей стратегии хозяйственного и политического развития стран Содружества будет зависеть их экономическое положение и роль на мировой арене в будущем. Если не будут внесены серьезные коррективы, то в условиях накопления существующих в настоящее время между странами СНГ негативных моментов и противоречий, Содружество может расколоться на ряд конкурирующих субрегиональных блоков, а страны, входящие в них, - стать сырьевыми придатками промышленно развитых держав. Перспективы развития Содружества Независимых Государств на пороге XXI века //Материалы Петербургского экономического форума-98 / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 1998. - № 14 (81). - стр. 25-38
Другая альтернатива связана с движением по пути реальной интеграции, которая в состоянии помочь государствам СНГ стать важными центрами высокоразвитой экономики, современных технологий, развивать самые передовые отрасли производства, быть равноправными партнерами в мировом хозяйстве.
Возможность реализации такой перспективы непосредственно связана с особенностями развития мировой экономики на пороге XXI века, опытом хозяйственной интеграции в Западной Европе и в других регионах мира. Межгосударственная экономическая интеграция, создание и развитие все новых региональных образований - неотъемлемая черта современных мирохозяйственных связей, составная часть процессов их глобализации и регионализации.
В складывающихся условиях перед странами Содружества остро встает проблема поиска своего места в меняющейся конфигурации современного мира. Предстоит сделать выбор между двумя альтернативными путями приобщения к мировому хозяйству: решать эту задачу практически в одиночку, что для многих стран Содружества обернется, скорее всего, поглощением одним из формирующихся мировых «полюсов», или ускорить создание собственного интегрированного сообщества, способного играть самостоятельную роль в международных делах.
Становится все очевиднее, что прямая интеграция стран СНГ в мировое хозяйство ведет к превращению их в периферию мирового рынка. При нынешнем технологическом уровне этих стран не приходится рассчитывать на масштабный выход на международные финансовые и товарные рынки, которые в основном заняты и распределены.
При этом следует учитывать желание и политическую волю всех стран Содружества всемерно углублять равноправное и взаимовыгодное сотрудничество и приверженность к дальнейшему развитию и совершенствованию деятельности Содружества. Хорошей основой развития интеграции является наметившаяся стабилизация, а в ряде стран СНГ экономическое оживление и рост производства.   
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Авскентьев В.А. Этническая конфликтология: в 2-х частях. Ставрополь, 1996.
Алаев Э.Б. Региональные этнические конфликты // Федерализм, 1996. №1.
Анализ и прогноз межнациональных конфликтов в России и СНГ. Под ред. А.Г.Здравомыслова, С.Я.Матвеева, А.Ю.Чепуренко. М.: РНИСиНП, 1994.
Бляхман Л.С., Кротов М.И. Россия и Содружество Независимых Государств: уроки первого десятилетия.-СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2001.
 
 
Эффективные направления взаимовыгодного интеграционного сотрудничества в          рамках СНГ
     Современный этап развития мирового хозяйства характе­ризуется резким усилением ин­теграционных тенденций, отража­ющим качественно новые процес­сы в сфере интернационализации производительных сил. Одно из проявлений этих тенденций -формирование многочисленных региональных и субрегиональных экономических союзов и группи­ровок, стремление соседствующих стран к объединению ресурсов и усилий для проведения единой (или возможно скоординирован­ной) экономической политики. Отмеченные интернационализа­ция хозяйственной жизни, углуб­ление международного разделе­ния труда, общемировая по свое­му характеру научно-техническая революция, а также повышение степени открытости нацио­нальных экономик - все это зас­тавляет даже государства с ранее напряженными отношениями добровольно уступать часть сво­их суверенных полномочий в пользу межгосударственных объе­динений и их наднациональных институтов. В настоящее время интеграционный процесс развива­ется практически на всех конти­нентах, охватывая все большее число различных по своему эко­номическому потенциалу госу­дарств.
Необходимость интеграции по­рождается сегодня целым рядом актуальных экономических про­блем, которые не могут быть ре­шены странами в одиночку. Нара­стающая глобализация и интерна­ционализация производства, уг­лубление международного разде­ления труда делают неэффектив­ной традиционную политику под­держки свободной конкуренции отдельно взятой страной. В оди­ночку противостоять жесткой конкуренции на мировом рынке сегодня не может ни одна страна. Это способ обеспечения устойчи­вости и самостоятельности разви­тия каждой страны.
У независимых государств СНГ, чьи экономики были в соста­ве мощного единого народнохо­зяйственного комплекса СССР, существует единственный путь занять достойное место в миро­вом экономическом сообществе -это региональная интеграция. Интеграция экономик государств СНГ - это объективный и есте­ственный процесс, обусловлен­ный национальными интересами каждой    из    стран    региона.
Кроме того, углубление интег­рационных процессов приобрета­ет в настоящее время важнейшее значение для обеспечения как ре­гиональной, так и национальной безопасности государств СНГ.
Можно выделить ряд убеди­тельных аргументов в пользу даль­нейшего углубления экономичес­кой интеграции постсоветских государств.
Во-первых, это использова­ние созданного ранее производ­ственного потенциала.
Во-вторых, - согласованное и экономически выгодное исполь­зование транспортной инфра­структуры, и, прежде всего той ее части, которая необходима для выхода на внешние рынки.
В-третьих, - забота о сохране­нии емкого рынка Центральной Азии и СНГ ради взаимных поста­вок товаров, что исключительно важно для перерабатывающих от­раслей с точки зрения выхода ука­занного сектора производства на мировой рынок.
В-четвертых, - обеспечение со­вместных прорывов на мировой рынок с некоторыми видами вы­сокотехнологичной продукции на основе согласованного использования научно-технического по­тенциала, защита от недобросове­стной конкуренции и возможных дискриминационных мер со сто­роны третьих стран и транснаци­ональных корпораций.
Перед государствами СНГ сто­ит главная задача добиться пре­имуществ от активного участия в международном разделении тру­да на основе рационального ис­пользования природных ресурсов - черных и цветных металлов, не­фти, газа, зерна, хлопка, удобре­ний и т.д.
При формировании общих ус­ловий и механизмов интеграции необходимо в полной мере учиты­вать коренное изменение общих условий экономической деятель­ности на постсоюзном простран­стве. Политика государств и ме­ханизмы интеграции должны строиться в расчете на облегчение и стимулирование межстранового взаимодействия.
Для создания условий свобод­ного перемещения товаров и ус­луг требуется постепенное уст­ранение всех барьеров во взаим­ных торговых связях, разработ­ка действенной платежно-рас­четной системы, гармонизация и унификация национальных внешнеторговых, налоговых и таможенных законодательств, согласование основных принци­пов и подходов к координации внешнеторговой политики и за­щите внутреннего рынка.
Для обеспечения эффективности интеграционной политики возможно несколько различных способов экономического сближе­ния стран. Практически уже сло­жились разные организационно-правовые варианты осуществле­ния экономической консолида­ции, взаимодействующие и до­полняющие друг друга. Само их наличие отражает определен­ную схожесть интересов стран или групп стран, поиск вариан­тов, наиболее эффективных с точки зрения реализации этих интересов.
Возможны следующие направ­ления экономической интеграции стран СНГ:
1.   Самостоятельность. Суве­ренные государства имеют само­стоятельные финансово-экономи­ческие, налогово-бюджетные системы, с национальной валю­той, таможенной и пограничны­ми службами и другими состав­ляющими. Торгово-экономичес­кие связи с соседними государ­ствами строятся на международ­ных принципах.
2.   Благоприятствование. Уста­новление суверенными государ­ствами режима благоприятных условий для торгово-экономичес­ких связей, предоставление оп­ределенных льгот и преферен­ций на договорной основе, при­нятие договорных решений по бо­лее тесному экономическому со­трудничеству.
3.Свободная торговля. Суве­ренные государства во взаимной торговле отменяют таможенные пошлины, административные и тарифные ограничения, создают благоприятные условия для сво­бодного прохождения платежей в любой валюте, транспортных ус­луг, движения рабочей силы. Со­здают органы, реализующие при­нятые решения.
4. Таможенное пространство. Суверенные государства на осно­ве развития режима свободной торговли, формируют единое та­моженное пространство, включа­ющее таможенные территории договаривающихся сторон, при­нимают общий таможенный та­риф и единую систему торгово-экономических связей с третьи­ми странами, согласованную по­литику и валютный контроль внешнеэкономической деятель­ности и формируют общий ры­нок товаров.
5. Общий рынок. Суверенные государства формируют единое экономическое пространство и общий внутренний рынок това­ров, услуг, капитала и груда, проводят согласованную налого­вую политику, структурную пе­рестройку экономики. Унифи­цируются отдельные направле­ния экономического законода­тельства.
Согласованная экономичес­кая политика. Суверенные госу­дарства проводят согласованную бюджетную, налоговую, соци­альную политику. Формируется расчетная валюта, унифицируется экономическое законодатель­ство в полном объеме.
7. Общая экономика. На до­говорной снова формируется об­щая экономика на основе едино­го законодательства, единой ва­люты, бюджетной, налоговой си­стем.
Региональное сотрудничество и взаимозависимость необходимы для обеспечения долгосрочной стабильности и налаживания прочных и успешных экономичес­ких связей.
Предлагаются следующие воз­можные пути реформирования СНГ', являющиеся важными со­ставляющими механизма интег­рации:
1.   Совместное проведение структурной политики: отрасле­вой и региональной
     2.Совместная научно-техни­ческая политика должны осуще­ствлять в соответствии с комп­лексными научно-техническими программами, нацеленными на поддержание и усиление конку­рентоспособности отечествен­ной промышленности в области новейшей технологии. Главная цель этой политики, проводимой в настоящее время в соответ­ствии с посланием Президента РК, - поддержка исследований по ключевым направлениям научно-технического прогресса, освоить которые большинство компаний среднего масштаба не в состоя­нии. Данная линия предполага­ет интенсивное сотрудничество между странами по вопросам ко­ординации усилий в области на­учной и промышленной полити­ки членов СНГ.
    3. Научно-техническую коопе­рацию направить по пути созда­ния межгосударственных научно-исследовательских центров и ре­ализации совместных научных программ. В рамках этих про­грамм должны проводится иссле­дования в таких областях, где на­блюдается существенное отстава­ние стран-участниц СНГ от сво­их конкурентов, например, био­технология, промышленные тех­нологии и их освоение и др. Для реализации указанных усло­вий нужно иметь хотя бы основы общего рынка. Важность этой за­дачи нередко отрицается: предла­гается выход на рынок "дальнего зарубежья", т.е. экономически развитых стран. Последний, одна­ко, представляет собой сбаланси­рованную систему, проникнове­ние в которую значительной до­полнительной массы товаров или солидных капиталов нарушает сложившееся равновесие, вызыва­ет диспропорции, усугубляет и без того жесткие конкурентные условия, в которых работают за­падные предприниматели. Изве­стно и то. что качество наших то­варов часто не отвечает требова­ниям мировых потребителей. В силу изложенных обстоятельств со странами развитой рыночной экономики пока в лучшем случае можно заключать контракты на поставку сырья, энергоресурсов, металлов и полуфабрикатов, что подчас и происходит, но далеко не решает проблемы сбыта товаров, произведенных в странах СНГ. Поэтому для последних един­ственно перспективным решени­ем является восстановление вза­имных экономических связей, отношений между предприятия­ми и регионами для удовлетворе­ния спроса прежде всего на соб­ственном рынке. Когда страны ближнего зарубежья действитель­но переполнят свой рынок това­рами, которые по качеству и сто­имости сравняются с лучшими мировыми аналогами, тогда будут достаточные основания ставить вопрос о нашем полноценном выходе на мировой рынок. Слу­чится это, однако, отнюдь не в ближайшее время, а пока требу­ется уделять максимум внимания развитию экономических связей в пределах СНГ в целом. При всех реальных и потенциальных плю­сах интеграции для ее участни­ков развитие этого процесса ис­пытывает немалые трудности. Прежде всего, следует указать на неплатежи, в которых вязнет эко­номика стран СНГ. Никак нельзя допустить обострения проблемы оплаты продукции настолько, что экономические связи в очередной раз зайдут в тупик, и процесс ин­теграции будет поставлен под воп­рос. Есть и другие препятствия. К примеру, фактором, увеличиваю­щим цену продукции, является взимание налога на добавленную стоимость с комплектующих из­делий, поставляемых в порядке кооперации. В целом же есть мно­гочисленные свидетельства того, что сотрудничество на уровне предприятий и регионов стран СНГ имеет огромный и уже ис­пользуемый, хотя пока далеко не в полной мере, потенциал.     '
По данным Статкомитета СНГ, наибольший рост валового внутреннего продукта (ВВП) в истекшем году (как и в 2006 году) наблюдался в Азербай­джане и Армении. Во многих странах темпы роста основных макроэкономических показателей были ниже, чем в предшествую-идем году. Заметно снизился темп прироста ВВП в Узбекистане, Кыргызстане, Таджикистане. Из­менения объемов ВВП в странах СНГ обусловлены, прежде всего, динамикой промышленного про­изводства. Продолжали увеличи­ваться реальные располагаемые доходы населения, что способ­ствовало росту потребительского спроса, который стимулировал дальнейшее развитие отечествен­ного производства товаров. Сто­имостные объемы экспортных операций Содружества в среднем превышали объемы импорта за счет стран, являющихся экспорте­рами энергоресурсов, благодаря сохранению высоких цен на них на мировом рынке. Стоимостные объемы торговли со странами Со­дружества возросли в большинство стран СНГ, но в меньшей сте­пени, чем объемы торговли с дру­гими странами мира. В результа­те доля взаимной торговли стран Содружества в общем объеме сни­зилась по сравнению с предыду­щим годом на 3 процентных пун­кта. Темпы роста инвестиций в основной капитал, как и в пред­шествующем году, опережали тем­пы увеличения ВВП. В то же вре­мя их объемы все еще недоста­точны для существенного обнов­ления основных фондов, степень износа которых во всех странах Содружества продолжает увели­чиваться.
Интересы государств Содруже­ства в контексте создания эконо­мического союза должны иметь более широкую трактовку, чем выгоды от взаимной торговли. Еще важнее экономический союз государств СНГ в перспективном плане. Перед странами все   настойчивее встают задачи струк­турных преобразований в произ­водстве и внешней торговле, пе­рехода к прогрессивным техноло­гиям и новейшей технике. Для этих целей потребуются огром­ные инвестиции. Необходимо тщательно взвесить, в каких слу­чаях нужно создавать новые про­изводства или реконструировать действующие мощности.
Необходимо расширение и ди­версификация внешнеэкономи­ческого сотрудничества по фор­мам собственности, те. дополне­ние традиционных договорно-контрактных связей независимых предприятий (фирм) созданием отечественных компаний, в том числе транснациональных. Р е -тая вопросы эффективных меха­низмов взаимодействия на пост­советском пространстве, Казах­стан должен учитывать сложную систему транснациональной экокомической деятельности. Пред­стоит создать мощные отече­ственные экономические струк­туры транснациональной направ­ленности, успешно конкурирую­щие как на внутреннем, так и на внешнем рынках. В настоящее время в практике регулирования межгосударственного экономи­ческого сотрудничества стран СНГ единые правила разработки организационных проектов транснациональных корпораций (ТНК) отсутствуют, а в отдельных государствах Содружества вооб­ще не формируются норматив­ные требования к технико-экономическому обоснованию созда­ния ТНК. Целями разработки организационных проектов со­здания ТНК являются: комплек­сное обоснование наиболее ра­циональных направлений, форм и методов осуществления совме­стной деятельности предприя­тий-участников, способных по своему научно-техническому,'' экономическому и управленчес­кому потенциалу содействовать развитию научно-производствен­ной и торговой кооперации, реа­лизации инвестиционных и иных совместных проектов государств СНГ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.    Атемисов А.Е., Дмитриев А.С. Высокие технологии    путь к процвета­нию // Инновации №5, 2004.
2.    Экономическое преобразование в Казахстане: опыт и перспективы. // Евразийское сообщество №3, 2001.
3.    Алагузов РЖ. Зарубежный опыт инновационной политики: уроки для Казахстана. // Казахстан-Спектр. Научный журнал №1 (27). 2004.
4.    Пискунов Д. Влияние инновационной политики на международную конкурентоспособность государств. /7 Инвестиции в России от 20 июня 2003.
 
 
 
Глава 2.Проблемы формирования единого экономического   пространства в рамках СНГ
1.1. Проблемы формирования СНГ как международно-политического региона, или есть ли будущее у СНГ?
Осмысление проблем формирования пространства СНГ
В СНГ вызревание сотрудничества шло по двум векторам. Первый - создание рамочной нормативно-правовой базы сотрудничества политического характера. Развитие этого вектора пришлось на 1991-1993 гг. Второй вектор - выстраивание низового уровня нормативной базы, прежде всего мягкого конвенционного законодательства, значительную роль, в котором сыграли хозяйствующие субъекты, как постсоветского пространства, так и извне. Серединный элемент - «управленческий» слой нормативно-правовой базы - остается невыстроенным. Это объясняется как неготовностью лидеров спуститься с политико-декларативного уровня, так и неспособностью национальных бизнес-сообществ пролоббировать этот сектор. Отсутствие этого наиболее заметного слоя регулирования и порождает пессимизм «не­внимательного наблюдателя» в отношении СНГ.
Еще несколько месяцев назад можно было говорить, что здесь есть положительные подвижки. Происходили они, прежде всего, по линии таких форматов, как российско-белорусский союз, Евразэс, где нарабатывались необходимая правовая база и механизмы взаимодействия, которые со временем могли быть перенесены на уровень «большого» СНГ. Однако отсутствие со стороны Минска реальных шагов в сторону образования Союзного государства в конце 2003 года свидетельствует о неготовности (или нежелании) руководства Белоруссии придать этому новому образованию конкретные очертания.
Аналитики не высоко оценивают перспективы развития СНГ как международно-политического региона. А.В.Мальгин, например, считает, что возникшие на постсоветском пространстве государства изначально столкнулись с объективной необходимостью поиска своей «международно-структурной идентичности» Мальгин А.В. 10 лет СНГ: Попытка подведения некоторых итогов. Доклад // Публикации НИИСС-2001.-№ 5. Республики бывшего СССР встали перед выбором - начать процесс формирования нового международно-политического региона либо включиться в тот или иной уже существующий Под международно-политическим регионом понимается пространственная единица, обладающая специфическим набором типологических параметров, предающих ей некоторую целостность и автономию в международных отношениях в целом. Другими словами, это - совокупность явлений международной жизни, протекающих в определенных территориально-временных координатах, явлений, объединенных общей логикой. Подробнее о проблеме региона применительно к СНГ см.: Мальгин А.В. К обеспечению региональной стабильности в СНГ // Россия и международные режимы безопасности. М.: МОНФ. 1998.. Вторая возможность была полноценно использована прибалтийскими странами. Для других государств на обозримую перспективу такая возможность маловероятна. Ни один регион, граничащий с СНГ, пока не может по объективным причинам абсорбировать какое-либо из государств, возникших после распада Советского Союза, на условиях выше маргинального участия.
На долгосрочную перспективу остается открытым вопрос, насколько долговечным является постсоветский международно-политический регион. Не является ли он переходным к другим очертаниям.
Появление международно-политического региона на постсоветском пространстве было объективно предопределено, как предопределено и наличие хотя бы минимальных институционализированных механизмов его организации, схожих с общепринятыми в мировой практике. Это, в свою очередь, объясняется тем, что страны, его составляющие, при всех издержках, являются странами конвенционального международно-политического поведения. Элиты этих стран были составной частью советской элиты, которая на протяжении полувека активно формировала нормы и традиции современного международного поведения.
Оптимальная стратегическая линия развития Содружества видится в поддержании «большого» СНГ в рабочем состоянии в сочетании с развитием многоформатной и разноскоростной интеграции. В среднесрочной перспективе СНГ вполне может быть преобразовано из региональной организации в интеграционное объединение. Первый шаг в этом направлении может быть сделан через создание зоны свободной торговли и платежного союза.
Как ни парадоксально, но на ближайшую перспективу многоформатная интеграция одна из немногих формул, приемлемых для всех стран Содружества. Тенденция к блокированию с целью «совместной дезинтеграции» вовне пост-советского пространства представляется преодоленной. Время показывает, что «форматы» начинают накладываться друг на друга и получается довольно тесное ядро СНГ, с определенными полями возможностей для государств, предпочитающих воздерживаться от более тесного сближения по тем или иным параметрам.
В последнее время в СНГ (и во внешней политики России в отношении СНГ) наметилась проблема автономизации азиатского и европейского флангов Содружества.
Динамичность международных отношений на Центральноазиатско-Закавказском флан
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.