На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Международный стандарт качества ИСО 9002

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 27.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ЧОУ ВПО
Министерство образования  и науки Российской Федерации 
Академия социального  Образования (КСЮИ)
Социально-экономический  факультет
Кафедра «Управление персоналом»
 
 
 
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По учебной дисциплине «Управление качеством»
 
 
 
ТЕМА:
 Международный стандарт  качества ИСО 9002
 
                                                                                
 
                                                                                 Выполнила: студентка 
5 курса, 9532 группы,
Тихонова И. В.
Проверил: проф.
Староверов В.А.
                                               
 
 
КАЗАНЬ 2012
Содержание
стр.
4
5
19
20
 
 
Введение
1. Область применения
2. Требования к системе качества
Вывод
Список используемой литературы 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Настоящий международный  стандарт является одним из трех международных  стандартов, содержащих требования к системе качества. Эти стандарты можно использовать для внешнего обеспечения качества. Модели обеспечения качества, установленные в трех международных стандартах, перечисленных ниже, представляют собой три четко различимые формы требований к системе качества, подходящие как для целей демонстрации способности компании-поставщика, так и для оценки этой способности внешними сторонами.
а) ИСО 9001 Системы качества. Модель обеспечения качества при  проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании.
b) ИСО 9002 Системы качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании.
с) ИСО 9003 Системы качества. Модель обеспечения качества при  окончательном контроле и испытаниях.
Требования к системе  качества, установленные в настоящем стандарте, ИСО 9002 и ИСО 9003, являются дополнительными (не альтернативными) по отношению к техническим требованиям, установленным на продукцию. Стандарты устанавливают элементы, необходимые для включения в системы качества. Стандарты являются общими, не зависящими от какой-либо конкретной отрасли промышленности или сектора экономики. На проектирование и внедрение системы качества оказывают влияние различия в потребностях организации, специфика ее задач, поставляемые продукция и услуги, а также применяемые технологии, иные процессы и традиции.
Цель данной контрольной  работы: изучить ИСО 9002
 
 
 
 
1. Область применения
 
Настоящий международный  стандарт устанавливает требования к системе качества, необходимые для оценки способности компании-поставщика поставлять по разработанному проекту продукцию, соответствующую установленным требованиям.
Установленные требования направлены главным образом на удовлетворение потребности потребителя посредством  предупреждения несоответствий продукции  на всех стадиях от производства до обслуживания.
Настоящий стандарт применяется  в следующих случаях:
1) установленные требования к продукции сформулированы в виде разработанного проекта или технических условий;
2) соответствие продукции установленным требованиям можно получить адекватной демонстрацией возможностей компании-поставщика в области производства, монтажа и обслуживания.

2. Требования к системе качества

Данный стандарт состоит  из подразделов:

1. Ответственность руководства

Руководство компании-поставщика, несущее административную ответственность, должно определить и документально оформить политику в области качества, включая задачи и обязательства по качеству. Политика в области качества должна быть направлена на удовлетворение требований и запросов потребителей. Поставщик должен обеспечить понимание этой политики, ее проведение и поддержку на всех уровнях организации.
Ответственность, полномочия и взаимодействие персонала, руководящего, выполняющего и проверяющего работу, которая влияет на качество, должны быть определены и документально оформлены. Особенно это касается персонала, которому необходимы организационная свобода и полномочия для:
1) проведения мероприятий, направленных на предупреждение несоответствий продукции, процесса и системы качества;
2) определения и регистрации любых проблем, касающихся продукции, процесса и системы качества;
3) выработки рекомендаций или обеспечения решений с помощью определенных каналов связи;
4) проверки выполнения решений;
5) управления дальнейшей обработкой несоответствующей продукции, ее поставкой или монтажом, пока недостатки или неудовлетворительные условия не будут устранены.
Поставщик должен определить требования к ресурсам и обеспечить ресурсами, включая подготовленный персонал, для общего руководства, выполнения работы и проверки деятельности, включая внутренние проверки качества.
Руководство компании-поставщика, несущее административную ответственность, должно назначить члена своей администрации, который независимо от других возложенных на него обязанностей должен иметь следующие полномочия:
1) обеспечение разработки и внедрения системы качества в соответствии с настоящим стандартом;
2) доклады руководству компании-поставщика о работе системы качества с целью анализа и основы для улучшения системы качества.
Руководство компании-поставщика, несущее административную ответственность, должно анализировать систему качества через определенные интервалы, достаточные для того, чтобы обеспечить ее постоянную пригодность и удовлетворение требований настоящего стандарта, а также реализовывать установленные компанией-поставщиком политику и задачи в области качества. Следует вести записи таких анализов.

2. Системы качества

Поставщик должен разработать, документально оформить и поддерживать в рабочем состоянии систему качества как средство, обеспечивающее соответствие продукции установленным требованиям. Поставщик должен разработать руководство по качеству, охватывающее требования настоящего стандарта. В руководстве по качеству должны быть приведены ссылки на процедуры системы качества и определена структура документации, используемой в системе качества.
Поставщик должен:
а) разработать документированные  процедуры, соответствующие требованиям настоящего международного стандарта и установленной политике компании-поставщика в области качества;
б) эффективно применять систему качества и ее документированные процедуры.
С целью выполнения установленных  требований к продукции, проектам или контрактам поставщик должен уделить внимание следующим видам деятельности:
а) разработка программ качества;
б) определение и приобретение необходимого контрольного и технологического оборудования (включая контрольное и испытательное), технологической оснастки, общих производственных ресурсов, а также навыкам, которые могут понадобиться для достижения требуемого качества;
в) обеспечение совместимости процессов проектирования, производства, монтажа, обслуживания, контроля, а также методик испытаний и применяемой документации;
г) актуализация, если это необходимо, методов управления качеством, средств контроля и испытаний, включая разработку нового оборудования;
д) установление любого требования в области измерений, включая способности, превышающие известные требования, для своевременного их развития;
е) установление соответствующей проверки на той или иной стадии выпуска продукции;
ж) разъяснение норм приемки, касающихся всех характеристик и требований, включая те, что содержат элемент субъективности;
з) идентификация и подготовка данных о качестве.

3. Анализ контракта

Поставщик должен разработать  и поддерживать в рабочем состоянии  документированные процедуры, обеспечивающие проведение анализа контракта и координацию этой работы.
До утверждения заявки на подряд или до принятия контракта  или заказа (изложение требований) заявка на подряд, контракт или заказ должны анализироваться поставщиком для того, чтобы обеспечить:
a) адекватное определение требований и их отражение в документации; при отсутствии письменного изложения требований, характерного для полученного устного заказа, поставщик должен добиться, чтобы эти требования были согласованы до их принятия;
б) разрешение любых различий между требованиями контракта или заказа и требованиями заявки на подряд;
в) уверенность в способности выполнить требования контракта или заказа.
Поставщик должен проверить  содержание поправки к контракту  и доведение ее до заинтересованных служб в рамках организации компании-поставщика.

4. Управление проектированием

Область деятельности настоящего стандарта не включает требования системы  качества к управлению проектированием. Этот подраздел включен для сохранения нумерации подразделов, принятой в ИСО 90001.

5. Управление документацией и данными

Поставщик должен разработать  и поддерживать в рабочем состоянии  документированные процедуры управления всеми документами и данными, относящимися к требованиям настоящего стандарта и применяемым документам внешнего происхождения, таким как  стандарты и чертежи потребителя.
Документы и данные после  анализа должны быть утверждены полномочным  персоналом до выпуска. Следует разработать  и поддерживать в рабочем состоянии  основной перечень документированных  управленческих процедур или эквивалентный  документ, показывающий состояние дел  с пересмотром документации, чтобы  предотвратить использование утративших силу и (или) устаревших документов, при  этом:
a) выпуски соответствующих документов должны быть доступными на всех участках, где проводятся работы, от которых зависит эффективное функционирование системы качества;
б) утратившие силу и (или) устаревшие документы должны быть изъяты из всех пунктов рассылки или применения или приняты меры по предотвращению их непреднамеренного использования;
в) устаревшие документы, оставленные для юридических целей и (или) сохранения знаний, должны быть надлежащим образом идентифицированы.
Изменения документов и данных должны быть проанализированы и утверждены теми же службами и (или) организациями, которые утверждали эту документацию, если особо не оговорено иначе. Эти  назначенные службы и (или) организации  должны иметь доступ к соответствующей  исходной информации.

6. Закупки

Поставщик должен:
а) оценивать и выбирать субподрядчиков на основе их способности  удовлетворять требования контракта  на субподряд, включая требования к  системе качества и любые конкретные требования к обеспечению качества;
б) определять вид и степень управления, осуществляемого им в отношении субподрядчиков. Это зависит от типа продукции, влияния продукции субподрядчика на качество конечной продукции и, при необходимости, от отчетов по проверке качества и (или) протоколов качества, ранее подтверждавших способности и производственные возможности субподрядчиков;
в) установить и вести регистрацию данных о качестве продукции приемлемых для него субподрядчиков.
Документы на закупку должны содержать следующие данные:
а) тип, класс, сорт или другую точную идентификацию;
б) наименование или другой безусловный признак идентификации, применяемые технические условия, чертежи, требования к технологическому процессу, инструкции по контролю и другие соответствующие технические данные, включая требования к утверждению или определению характеристик продукции, методикам, технологическому оборудованию и персоналу;
в) наименование, номер и дату публикации применяемого стандарта на систему качества.
Поставщик должен анализировать  и утверждать документы на закупку  с точки зрения их соответствия установленным  требованиям до выпуска документации.

7. Управление продукцией, поставляемой потребителем

Поставщик должен разработать  и поддерживать в рабочем состоянии  документированные процедуры управления проверкой, хранением и техническим  обслуживанием продукции, поставляемой потребителем и предназначенной  для включения в запасы или  соответствующей деятельности. Все  случаи потери продукции, нанесения  повреждения или другой разновидности  ее непригодности к использованию  должны быть зарегистрированы и сообщены потребителю.
Проверка поставщиком  не освобождает потребителя от ответственности  за обеспечение качества продукции.
8. Идентификация продукции  и прослеживаемость
Поставщик, в случае необходимости, должен разработать и поддерживать в рабочем состоянии методики идентификации продукции с помощью  соответствующих средств, начиная  с получения и на всех этапах производства, поставки и монтажа.
Там, где прослеживаемость продукции является установленным  требованием, поставщик должен разработать  и поддерживать в рабочем состоянии  методики идентификации отдельных  единиц или партий продукции. Такая  идентификация должна быть зарегистрирована (п. 4.16).

9. Управление  процессами

Поставщик должен идентифицировать и спланировать процессы производства, монтажа и технического обслуживания, непосредственно влияющие на качество продукции, и обеспечить выполнение их в управляемых условиях:
a) методики, определяющие способы производства, монтажа и технического обслуживания, если их отсутствие отрицательно сказывается на качестве;
б) использование соответствующего производственного, монтажного и вспомогательного оборудования, а также производственной среды;
в) соответствие ссылочным стандартам и (или) сводам законов, программам качества и (или) документированным методикам;
г) контроль и управление параметрами процессов и характеристиками продукции;
д) утверждение процессов и оборудования, если это необходимо;
е) критерии квалификации должны быть выражены в ясной и удобной форме (например, в виде письменных норм, показательных образцов или иллюстраций);
ж) соответствующие техническое обслуживание и ремонт оборудования для обеспечения стабильности процесса.
Там, где результаты процессов  нельзя в полном мере проверить последующим  контролем и испытанием продукции  и недостатки процесса могут проявляться  только при использовании продукции, процессы должны осуществляться квалифицированными операторами. Эти процессы требуют  непрерывного контроля и управления параметрами с целью обеспечения  выполнения установленных требований.

10. Контроль  и проведение испытаний

Поставщик должен разработать  и поддерживать в рабочем состоянии  методики контроля и проведения испытаний  для проверки установленных требований к продукции. Необходимые виды контроля, испытаний и протоколов должны быть подробно изложены в программе качества или методиках.
Поставщик должен обеспечить, чтобы входящая продукция не использовалась и не перерабатывалась до того, как  она подвергается контролю или проверке на соответствие установленным требованиям. Проверку на соответствие установленным  требованиям следует проводить  в соответствии с программой качества и (или) методиками.
При определении объема и  характера входного контроля следует  учитывать меры по управлению, осуществленные непосредственно у субподрядчика  и зарегистрированные доказательства обеспечения качества поставок.
Если поставляемую продукцию  реализуют до проверки ввиду неотложности производства, она должна быть идентифицирована и зарегистрирована, чтобы иметь возможность немедленного возврата и замены в случае несоответствия установленным требованиям.
Поставщик должен:
a) контролировать и испытывать продукцию в соответствии с программой качества и (или) методиками;
б) хранить продукцию до полного завершения соответствующего контроля и испытаний или получения необходимых отчетов и их проверки, за исключением случаев, когда продукция выпускается при четко определенных процедурах возврата.
Поставщик должен проводить  все виды окончательного контроля и  испытаний в соответствии с программой качества и (или) методиками с целью  получения доказательства соответствия готовой продукции установленным  требованиям.
Поставщик должен разработать  и вести протоколы, в которых  указано, что продукция подвергалась контроля и (или) испытаниям, и результаты этого контроля и (или) испытаний. Если продукция не выдержала контроль и (или) испытания, применяют процедуры  управления продукцией, не соответствующей  установленным требованиям.
В протоколе должно быть указано подразделение или должностное  лицо, осуществляющее контроль и ответственное  за выпуск продукции.

11. Управление  контрольным, измерительным и  испытательным оборудованием

Поставщик должен:
a) устанавливать необходимые измерения и их точность, выбирать соответствующее контрольное, измерительное и испытательное оборудование, способное обеспечить нужную точность и сходимость измерений;
б) идентифицировать все контрольное, измерительное и испытательное оборудование, которое может влиять на качество продукции, проводить калибровку и юстировку средств измерений через определенные промежутки времени или до его применения в сравнении с образцовым оборудованием, поверенным в соответствии с международными или национальными признанными стандартами. При отсутствии таких стандартов в документах должна найти отражение база, использованная при калибровке;
в) определять процесс, применяемый при калибровке контрольного, измерительного и испытательного оборудования, включая детализацию типов оборудования, особую идентификацию, место расположения, периодичность поверок, метод поверки, критерии приемки и разработку мер, предпринимаемых в случае, если полученные результаты неудовлетворительны;
г) идентифицировать контрольное, измерительное и испытательное оборудование с помощью соответствующих указателей или утвержденного протокола идентификации, чтобы показать статус калибровки;
д) вести протоколы поверки контрольного, измерительного и испытательного оборудования;
е) оценивать и документировать утверждение предыдущих результатов контроля и испытаний, если обнаружено, что поверка контрольного, измерительного и испытательного оборудования утратила силу;
ж) обеспечивать приемлемость условий окружающей среды для проведения калибровки, контроля, измерений и испытаний;
з) обеспечивать точность и функциональную пригодность контрольно-измерительного и испытательного оборудования при погрузочно-разгрузочных работах, консервацию и хранение;
и) оберегать контрольную, измерительную и испытательную аппаратуру, включая испытательное оборудование и программное обеспечение, предназначенные для проведения испытаний продукции, от регулировок, которые сделали бы недействительной ранее осуществленную калибровку.

12. Статус  контроля и испытаний

Статус контроля и испытаний  продукций следует идентифицировать с помощью средств, указывающих  на соответствие или несоответствие продукции требованиям проведенного контроля и испытаний. Идентификация  статуса контроля и испытаний  должна осуществляться, как определено в программе качества и (или) документированных процедурах, в течении всего производства, монтажа и технического обслуживания продукции, обеспечивая отправку, использование или монтаж только той продукции, которая прошла необходимый контроль и испытания (или была выпущена на основании санкционированного отклонения) (п. 4.13.2).

13. Управление  продукцией, не соответствующей установленным требованиям

Поставщик должен разработать  и поддерживать в рабочем состоянии  документированные процедуры, чтобы гарантировать, что непреднамеренно не используется продукция, не соответствующая установленным требованиям. Управление должно включать идентификацию, документирование, оценку и отделение (когда это практически целесообразно), утилизацию этой продукции, а также уведомление заинтересованных служб.
Для продукции, не соответствующей установленным требованиям, должны быть определены ответственность за проведение анализа и полномочия по ее утилизации.
Анализ продукции следует  проводить согласно методикам. Продукция, не соответствующая установленным требованиям, может быть:
a) переделана с целью удовлетворения установленных требований;
б) принята с ремонтом или без ремонта с отступлением;
в) переведена в другую категорию (сорт) для использования в других целях;
г) отбракована или отправлена в отходы.
Отремонтированная и (или) переделанная продукция должна подвергнутся повторной  проверке в соответствии с программой качества и (или) документированными процедурами.

14. Корректирующие  и предупреждающие действия

Поставщик должен разработать  и поддерживать в рабочем состоянии  документированные процедуры применение корректирующих и предупреждающих  действий.
Любое корректирующее и предупреждающее  действие, предпринятое для устранения причин фактических или потенциальных несоответствий, должно соответствовать значению проблем и быть соразмерным риску.
Процедуры корректирующих действий должны включать:
a) эффективное рассмотрение жалоб потребителей и сообщений о несоответствиях продукции установленным требованиям;
б) изучение причин несоответствий, относящихся к продукции, процессу и системе качества, и регистрацию результатов такого изучения;
в) определение корректирующих действий, необходимых для устранения причины несоответствий;
г) проведение контроля для подтверждения того, что корректирующие действия предприняты и являются эффективными.
Процедуры предупреждающих  действий должны включать:
a) использование соответствующих источников информации, таких, как процессы и рабочие операции, влияющие на качество продукции, отклонения, результаты проверки, зарегистрированные данные о качестве, отчеты о техническом обслуживании, жалобы потребителей, с целью выявления, анализа и устранения потенциальных причин несоответствий;
б) определение мер,которые необходимо предпринять в отношении любых проблем, требующих проведения предупреждающих действий;
в) организацию предупреждающих действий и применение контроля для обеспечения их эффективности;
г) доведение до сведения руководства информации по предпринятым действиям доводилась для ее анализа.

15. Погрузочно-разгрузочные  работы, хранение, упаковка, консервация и поставка

Поставщик должен разработать  и поддерживать в рабочем состоянии  документированные процедуры погрузочно-разгрузочных работ, хранения, упаковки, консервации и поставки продукции.
Поставщик должен предусматривать  процедуры погрузочно-разгрузочных работ, предупреждающие повреждение или порчу продукции.
Поставщик должен использовать предназначенные для хранения склады и помещения с целью предупреждения повреждения или порчи продукции  до ее поставки или использования  потребителем. Следует оговаривать  соответствующие процедуры, регламентирующие приемку продукции в такие складские помещения и ее отправку.
С целью выявления порчи  должна проводиться периодическая  оценка состояния продукции, хранящейся на складах.
Поставщик должен управлять  процессами упаковки и маркировки продукции (включая используемые материалы) с  учетом необходимости обеспечения  соответствия установленным требованиям.
Поставщик должен применять  соответствующие методы консервации  и отделения продукции, пока она находится в сфере управления компании-поставщика.
Поставщик должен принять  меры по сохранению качества продукции  после проведения окончательного контроля и испытаний. Если установлено в  контракте, это сохранение должно осуществляться вплоть до поставки продукции к месту назначения.

16. Управление  регистрацией данных о качестве

Записи о качестве должны вестись для подтверждения соответствия установленным требованиям и  эффективности действия системы  качества. Соответствующие записи о  качестве со стороны субподрядчика  должны стать составными элементами этих зарегистрированных данных.
Все записи о качестве должны быть разборчивы, храниться и содержаться таким образом, чтобы их можно было легко найти. Следует обеспечить условия, предупреждающие порчу или нанесение ущерба и предотвращающие потерю. Сроки хранения записей о качестве должны быть определены и зафиксированы. Там, где это оговорено в контракте, зарегистрированные данные о качестве должны предоставляться потребителю или его представителю для оценки на согласованный период времени.
Записи могут быть в  форме носителей любого вида, таких как печатные копии или электронные носители.

17. Внутренние  проверки качества

Поставщик должен разработать  и поддерживать в рабочем состоянии  документированные процедуры планирования и проведения внутренних проверок качества с целью определения эффективности  системы качества.
Внутренние проверки осуществляет персонал, не несущий непосредственную ответственность за проверяемую деятельность.
Результаты проверок должны быть оформлены протоколом и доведены до сведения персонала, ответственного за проверенный участок работы. Руководящие работники, отвечающие за этот участок, должны своевременно принять меры по недостаткам, выявленным в процессе проверки.
В деятельности после проверки должны контролироваться и регистрироваться реализация и эффективность предпринятых корректирующих действий.

18. Подготовка  кадров

Поставщик должен разработать  и поддерживать в рабочем состоянии  методики определения потребностей в кадрах, выполняющих работы, влияющие на качество, и их подготовку. Персонал, ответственный за выполнение конкретных заданий, должен быть определен на основе соответствующего образования, подготовки и (или) опыта, если необходимо. Следует вести соответствующую регистрацию данных о подготовке кадров.

19. Техническое  обслуживание

Там, где техническое обслуживание является установленным требованием, поставщик должен разработать и поддерживать в рабочем состоянии документированные процедуры по его проведению, проверке и отчетности о его соответствии установленным требованиям.

20. Статистические  методы

Поставщик должен определить потребности в статистических методах, применяемых при разработке, управлении и проверке возможности технологического процесса и характеристик продукции.
Поставщик должен разработать  и поддерживать в рабочем состоянии  документированные процедуры использования  и управления применением статистических методов, определенных.
 
 
 
Вывод
ИСО определила свои задачи до конца столетия, и на начало нового тысячелетия, выделив наиболее актуальные стратегические направления работ:
- установление более тесных связей деятельности организации с рынком, что прежде всего должно отражаться на выборе приоритетных разработок;
- снижение общих и временных затрат в результате повышения эффективности работы административного аппарата, лучшего использования человеческих ресурсов, оптимизации рабочего процесса, развития информационных технологий и телекоммуникаций;
- оказание эффективного содействия Всемирной торговой организации путем внедрения программы, ориентированной на постепенную переработку технических условий на поставку товаров в стандарты ИСО;
- стимулирование «сомоподдерживающих» элементов указанной выше программы: поощрение создания новых стандартов для промышленности, развитие взаимоотношений с ВТО на условиях оказания необходимой технической помощи. В частности, предполагается всячески способствовать включению требований к поставляемой продукции со стороны государств в международные стандарты ИСО, что должно положительно сказаться на признании оценки соответствия;
- забота о повышении качества деятельности по национальной стандартизации в развивающихся странах, где главное внимание уделяется выравниванию уровней стандартизации.
 
 
 
 
 
 
 
Список используемой литературы
 
1. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. – 479 с.
2. ИСО 9002-94 Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании
3. В. В. Липаев «Стандартизация характеристик и оценивания качества программных средств» - Приложение к журналу «Информационные технологии», 2001, № 4

4. ИСО 9000:2000. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.