На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Качество и конкуренция

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?28
 
 
 
Содержание
 

Введение…………………………………………………………………………………..3

1. Сущность и значение качества продукции…………………………………………..5
1.1 Понятие качество продукции………………………………..........................5
1.2 Показатели качества и методы их оценки………………………………….8
1.3 Управление качеством………………………………………………………15
2. Обеспечение конкурентоспособности предприятия……………………………….14
2.1 Конкурентоспособность продукции и предприятия……………………...14
2.2 Оценка конкурентоспособности продукции………………………………16
2.3 Основные направления формирования конкурентных преимуществ
      предприятия…………………………………………………………………21
           3.Расчетная часть………………………………………………………………………...26
          Заключение…………………………………………………………………………….....29

Список использованной литературы……………………………………………………30


Введение.

 

«Только безупречное качество и совершенное управление могут принести необходимые плоды»

У. Эдвард Деминг

 
В условиях развитых рыночных отношений каждая фирма, каж­дый предприниматель должны иметь свою стратегию, найти глав­ное звено для победы в острой конкурентной борьбе. Без «стра­тегического видения» будущего, без поиска долговременных «качественных» преимуществ невозможно достичь эффективного функционирования бизнеса.
В самом общем виде под качеством понимается соперни­чество отдельными лицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели (привлечение наибольшего числа покупателей, при том, что цена на товар может быть и не низкой).
Хотя рынок, качество и конкуренция не всесильны, тем не менее они по­зволяют решать центральные проблемы экономики (уровень жизни, структура и эффективность производства, качество про­дукции и ее сертификация) гораздо лучше других хозяйственных систем, включая и ту, которая базируется на общественной собственности и цент­рализованном планировании.
Целью данной курсовой работы является изучение системы конкурентоспособности предприятия и продукции.
 
Качество продукции является одним из важнейших факторов успешной деятельности любой организации. В настоящее время во всем мире заметно усилились требования, предъявляемые потребителем к качеству продукции. Ужесточение требований сопровождается осознанной всеми необходимостью постоянного повышения качества, без чего невозможно достижение и поддержание эффективной экономической деятельности.
Большинство промышленных, торговых или государственных организаций производят продукцию в расчете на удовлетворение потребностей или требований потребителя. Эти требования обычно включаются в технические условия. Однако, сами по себе технические условия не являются гарантией того, что требования потребителя будут действительно удовлетворены, поскольку в технические условия или в организационную систему, охватывающую проектирование и реализацию продукции, могут вкрасться несоответствия. Это привело к необходимости развития стандартов и руководящих документов на системы качества, дополняющих требования к продукции, установленных в технических условиях.

1. Сущность и значение качества продукции.
 
1.1. Понятие качество продукции.
Проблема качества продукции носит в современном мире универсальный характер.
От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни страны. Объективный фактор, объясняющий многие глубинные причины наших экономических и социальных трудностей, снижающихся темпов экономического развития за последние десятилетия, с одной стороны, и причины повышения эффективности производства и уровня жизни в развитых странах Запада, с другой это качество создаваемой и выпускаемой продукции.
Качество товара, его эксплуатационная безопасность и надежность, дизайн, уровень послепродажного обслуживания являются для современного покупателя основными критериями при совершении покупки, и следовательно, определяют успех или неуспех фирмы на рынке.
Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности.
В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых можно выделить два основных - уровень цены и качество продукции. При этом качество продукции постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.
Новейший подход к стратегии предпринимательства заключается в понимании того, что качество является самым эффективным средством удовлетворения требований потребителей и одновременно с этим -снижения издержек производства.
Качество - синтетический показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов - от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовать и управлять процессом формирования качества в рамках любой хозяйственной единице. Вместе с тем мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, определяющим результатом их хозяйственной деятельности.
Качество-это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Являясь продуктом труда, качество товара - категория, неразрывно связанная как со стоимостью, так и с потребительской стоимостью.
Потребительная стоимость характеризует способность вещи удовлетворять определенную потребность. Одна и та же потребительная стоимость может в различной степени удовлетворять потребность. Поэтому качество характеризует меру потребительной стоимости, степень ее пригодности и полезности.
Следовательно, потребительная стоимость составляет основу качества, а последнее отражает уровень потребительной стоимости, т.е. количественное удовлетворение общественной потребности в продукции.
Качество прошло многовековой путь развития. Качество развивалось по мере того, как развивались, разнообразились и множились общественные потребности и возрастали возможности производства по их удовлетворению. Эволюция понятий качества приведена в таблице 1.
Таблица 1. Историческая эволюция понятий качества.
Автор формулировки
Формулировка определений качества.

Аристотель

(3 в.до н.э.).
Различие между предметами. Дифференциация по признаку «хороший - плохой».
Гегель
(19 в. н.э.)
Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество.
Китайская версия
Иероглиф, обозначающий качество, состоит из двух элементов-«равновесие» и «деньги» (качество=равновесие + деньги), следовательно, качество тождественно понятию «высококлассный», «дорогой».
Шухарт
(1931г)
Качество имеет два аспекта:
-объективные физические характеристики,
-субъективная сторона: насколько вещь «хороша».
Исикова К.
(1950г)
Качество, которое реально удовлетворяет потребителей.
Джуран Дж.М.
(1974г)
Пригодность для использования (соответствие назначению). Качество - есть степень удовлетворения потребителя. Для реализации качества производитель должен узнать требования потребителя и сделать свою продукцию такой, чтобы она удовлетворяла этим требованиям.
ГОСТ 15467-79
Качество продукции - совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Международный стандарт ИСО 8402-86
Качество – совокупность свойств и характеристик продукции или услуг, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

 
Особенно динамично процесс развития и изменения сущности качества, его параметров происходил в последние десятилетия, когда быстро менялись само понятие качества, требования и подходы к нему. Наиболее интенсивно этот процесс протекал, в частности, в Японии, ставшей в 70-80-е годы фактически мировым лидером в определении уровня качества по многим видам товаров. Динамику развития уровней качества в Японии в послевоенный период можно представить следующим образом.
Первый уровень - «соответствие стандарту». Качество оценивается как соответствующее либо нет требованиям стандарта (или другого документа на изготовление продукта - технические условия, договор и т.д.). Этот уровень характерен для 50-х годов.
Второй уровень (1960г.) - «соответствие использованию». Продукт должен удовлетворять не только обязательным требованиям стандартов, но и эксплуатационным требованиям, чтобы пользоваться спросом на рынке.
Третий уровень - «соответствие фактическим требованиям рынка». В идеальном варианте это означает выполнение требований покупателей о высоком качестве и низкой цене товара. Данный уровень характерен для 70-х годов.
Четвертый уровень (1980г.) - «соответствие латентным (скрытым, неочевидным)потребностям».предпочтение у покупателей получают товары, обладающие в дополнении с другими потребительскими свойствами, удовлетворяющими потребности, которые у потребителей носили неявный, мало осознаваемый ими характер.
Такой же путь, как Япония, но с некоторым отставанием во времени, проходят и другие развитые страны с рыночной экономикой. В условиях конкурентной среды производители в своей деятельности не могут не следовать этим требованиям повышения уровня качества. Подобную эволюцию качества предстоит пройти по мере становления цивилизованного рынка казахстанским производителям и потребителям.
 
1.2 Показатели качества и методы их оценки.
Качество продукции оценивается на основе количественного измерения определяющих ее свойств. Современная наука и практика выработали систему количественной оценки свойств продукции, которые и дают показатели качества. Широко распространена классификация свойств предметов (товаров) по следующим группам, которые дают соответствующие показатели качества:
?                  -показатели назначения товара,
?                  -показатели надежности,
?                  -показатели технологичности,
?                  -показатели стандартизации и унификации,
?                  -эргономические показатели,
?                  -эстетические показатели,
?                  -показатели транспортабельности,
?                  -патентно-правовые показатели,
?                  -экологические показатели,
?                  -показатели безопасности.
Показатели назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обуславливают область применения продукции. Для продукции производственно-технического назначения основным может служить показатель производительности. Данный показатель позволяет определить, какой объем продукции может быть выпущен с помощью оцениваемой продукции или какой объем производственных услуг может быть оказан за определенный промежуток времени.
Надежность товара - сложное свойство качества, которое зависит от безотказности, ремонтопригодности, сохраняемости, свойств и долговечности товара. В зависимости от особенностей оцениваемой продукции для характеристики надежности могут использоваться как все четыре, так и некоторые из этих показателей.
Безотказность - свойство надежности товара сохранять работоспособность в течении некоторой наработки в часах без вынужденных перерывов. К показателям безотказности относятся вероятность безотказной работы, средняя наработка до первого отказа, наработка на отказ, гарантийная наработка (ГОСТ 27.004-85 Надежность в технике. Системы технологические, термины и определения.).
Ремонтопригодность - свойство объекта, заключающееся в приспособлении к предупреждению причин возникновения отказов, повреждений и поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов.
Ремонтопригодность объекта оценивается коэффициентом готовности (технического использования), который определяется по формуле:
,
где То - средняя наработка на отказ восстанавливаемого объекта, час,
Тв - среднее время восстановления объекта после отказа, час.
Сохраняемость свойств качества объекта характеризует долю снижения важнейших показателей назначения, надежности, эргономичности, экологичности, эстетичности (дизайна), патентоспособности по мере использования товара.
В первое время использования товара показатели его качества не ухудшаются. А затем начинается ежегодное снижение (ухудшение) показателей качества и чем больше срок службы (применения) товара, тем больше доля его ежегодного снижения.
Долговечность-свойство объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.
К показателям долговечности объекта относят нормативный срок службы (срок хранения), срок службы до первого капитального ремонта, гамма - процентный ресурс, т.е. наработка, в течении которой объект не достигнет предельного состояния с заданной вероятностью, а также другие показатели (ГОСТ 27.002-83).
Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции именно с помощью технологичности обеспечивается массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.
К основным показателям технологичности конструкций относятся следующие:
?                   коэффициент меж проектной унификации (заимствования) компонентов конструкций;
?                   коэффициент унификации компонентов технологических процессов;
?                   удельный вес деталей с механической обработкой;
?                   коэффициент прогрессивности технологических процессов.
Эти показатели оказывают непосредственное влияние на массу изделия, коэффициент использования материалов, трудоемкость технологической подготовки производства, собственного производства, подготовки к функционированию, технического обслуживания и восстановления объекта, затраты по стадиям жизненного цикла.
Коэффициент блочности конструкции определяется по формуле:
,
где Сбл - стоимость самостоятельных, легко отделимых блоков или агрегатов, выполняющих самостоятельную функцию, С - себестоимость объекта.
Коэффициент межпроектной унификации (заимствования) компонентов конструкции объекта:
,
где Нзаим - количество наименований изделий, деталей, составных частей объекта, заимствованных из других проектов, Н-общее количество наименований деталей и других составных частей объекта, включая заимствованные и оригинальные.
Коэффициент унификации (заимствования) технологических процессов изготовления объекта:
,
где Нс.т.п.- количество наименований существующих технологических процессов, заимствованных для производства нового объекта,
Нт.п.- общее количество наименования технологических процессов изготовления нового объекта, включая заимствованные и вновь разработанные.
Удельный вес деталей объекта с механической обработкой:
,
где Нмех - количество наименований деталей объекта, трудоемкость механической обработки которых выше 10% полной трудоемкости их изготовления.
Коэффициент прогрессивности технологических процессов изготовления объекта:

где Нпр.т.п.- количество наименований прогрессивных технологических процессов изготовления объекта, зависит от программы выпуска предмета труда, возраста технологии и метода изготовления.
Показатели стандартизации и унификации - это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации
По сравнению с другими изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем выше процент стандартных и унифицированных деталей, тем лучше как для изготовителя продукции, так и для потребителя.
К показателям стандартизации и унификации относятся следующие:
- коэффициент стандартизации объекта;
- коэффициент повторяемости составных частей объекта.
Также рассчитываются и анализируются коэффициенты повторяемости и унификации по конструктивным элементам: размеры, радиусы, диаметры, резьбы, фаски, материалы, покрытия, термообработка, окраска, мощность и другие элементы.
Эргономические показатели отражают взаимодействие человека с изделием, его соответствие гигиеническим, физиологическим, антропометрическим, и психологическим свойствам человека, проявляющимся при пользовании изделием. К таким показателям можно отнести, например, усилия, необходимые для управления трактором, расположение ручки у холодильника, кондиционер в кабине башенного крана или расположение руля у велосипеда, освещенность, температура, влажность, запыленность, шум, вибрация, концентрация угарного газа и водяных паров в продуктах сгорания.
Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения, стабильность товарного вида изделия.
Конструирование современных изделий должно вестись с соблюдением ряда эстетических требований, которые предъявляются к ним в связи с растущими запросами потребителей, желающие принести в свой быт красоту окружающих его изделий, жить и работать в красивых, светлых, чистых помещениях, пользоваться удобным оборудованием, имеющим приятный внешний вид.
Последнее условие рациональной компоновки сводится к соблюдению так называемого «золотого сечения», при котором соотношение длины линейных отрезков подчиняется правилу:
.
Показатели транспортабельности выражают приспособленность продукции для транспортировки.
Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности. При определении патентно-правовых показателей следует учитывать в изделиях новые технические решения, а также решения, защищенные патентами в стране, наличие регистрации промышленного образца и товарного знака, как в стране-производителе, так и в странах предполагаемого экспорта.
Экологические показатели - это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции. Показатели экологичности товара - одни из важнейших свойств, определяющих уровень его качества.
К конкретным показателям экологичности товара относятся:
?                   содержание вредных примесей (элементы, окислы, металлы) в продуктах сгорания двигателей различных машин, оборудования, агрегатов, комплексов,
?                   выброс вредных веществ в воздушный бассейн, воду, почву (включая недра земли), химических, нефтехимических, горнодобывающих, металлургических, энергетических, деревообрабатывающих, пищевых и других производств,
?                   радиоактивность функционирования объектов, связанных с исследованиями, «приручением» и использованием атомной энергии,
?                   уровень шума, вибрации и энергетического воздействия транспортных средств различного назначения и других машин и агрегатов.
Все эти показатели по различным объектам регламентируются в соответствующих нормативных актах и документах (законах, стандартах, строительных нормах и правилах).
Показатели безопасности характеризуют особенности использования продукции с точки зрения безопасности для покупателя и обслуживающего персонала при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении. Транспортировании, потреблении продукции.
Количественное значение показателей качества продукции определяется методами:
?                   экспериментальным, который базируется на применении технических средств и дает возможность оценить наиболее объективно качество продукции,
?                   -рганолептическим, позволяющим определить качество продукции с помощью органов чувств по пяти-бальной системе,
?                   социологическим, который основывается на использовании данных учета и анализа потребителей продукции,
?                   экспертных оценок, базирующемся на количественных оценках специалистами данных видов продукции.
Рассмотренная система показателей используется для определения уровня качества, представляющего собой относительную характеристику, основанную на сравнении совокупности показателей качества данной продукции с соответствующей совокупностью его базовых показателей. Уровень качества оценивается на всех стадиях инновационного процесса.
Интегральным экономическим фактором обеспечения качества продукции является цена качества, которая определяется суммой расходов, затраченных на контроль, и издержки, понесенных предприятием в следствии отказов от изделий.
Под экономически оптимальным качеством понимается соотношение качества и затрат, цена единицы качества, что можно представить формулой:
,
где Q-качество изделия, С-затраты на приобретение и эксплуатацию изделия.
Определить знаменатель формулы несложно, поскольку он включает продажную цену изделия, затраты по эксплуатации, ремонту и утилизации изделия. Сложнее определить числитель, т.е. качество, включающее самые разнообразные показатели.
 
1.3 Управление качеством
 
Управление качеством продукции — это взаимоувязанный комплекс мер по установлению, обеспечению и поддержанию необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации или потреблении, осуществляемых путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции.
Государственная система управления качеством продукции в Российской Федерации включает в себя:
1.                   Законы и нормативные акты, регламентирующие права и обязанности производителей и потребителей продукции в объеме разработки, создания, реализации и эксплуатации (потребления) продукции.
2.                   Государственную систему стандартизации.
3.                   Государственную систему надзора за соблюдением стандартов и состоянием измерительной техники.
4.                   Государственную статотчетность предприятий по качеству продукции.
5.                   Заводские (внутрифирменные) системы управления качеством продукции.
Правовое обеспечение управления качеством продукции Российской Федерации в настоящее время находится в процессе формирования и призвано обеспечить условия наилучшего взаимодействия производителей и потребителей продукции в рыночных условиях по вопросам качества реализуемых товаров.
Юридической формой определения качественных характеристик продукции является нормативно-техническая документация, предусмотренная государственной системой стандартизации, устанавливающей единую систему связанных между собой нормативно-технических документов с единым порядком учета разработки, согласования, утверждения оформления, регистрации и пересмотра.
В соответствии с действующей в настоящее время системой стандартизации, требования к качеству продукции определяются в зависимости от характера продукции, ее значения и сферы применения стандартами нескольких категорий.
Кроме того, качество отдельных видов продукции может определяться образцами (эталонами), утвержденными в соответствии со стандартами либо согласованными сторонами по договору.
Юридическое значение стандартов, технических условий, образцов заключается в том, что они обязательны к применению всеми предприятиями-изготовителями и потребителями продукции, на которую распространяется действие данного нормативно-технического документа.
В Российской Федерации осуществляется внедрение системы международных стандартов, составляющих эту серию, отработаны наиболее важные и нашедшие всеобщее применение в условиях рынка положения, регулирующие функционирование системы управления качеством продукции. Фактически эти стандарты регулируют весь комплекс отношений между производителями и потребителями продукции. При этом государство выступает третьей стороной, обеспечивающей наиболее благоприятные условия реализации взаимоотношений производителей и потребителей продукции по поводу ее качества.
Три международных стандарта ИСО (9001,9002, 9003) содержат соответственно модели систем обеспечения качества на различных этапах создания продукции.
Концепция, заложенная в стандартах, предполагает, что предприятие постоянно стремится к обеспечению уровня качества, соответствующего требованиям рынка.
Значительная монополизация российской экономики и отсутствие действенных антимонопольных мер фактически исключает свободную конкуренцию на рынке, с другой стороны, предприятия промышленности не располагают средствами для совершенствования выпускаемой продукции. Эти обстоятельства и сохраняющиеся высокие темпы инфляции лишают в настоящее время товаропроизводителей Российской Федерации возможности повышения качества продукции, а у монополистов побудительных мотивов к внедрению новых, высокоэффективных изделий. Стандарты серии ИСО 9000 остаются часто невостребованными.
Эффективное управление качеством продукции предполагает развитый рынок, развитую систему прямой и обратной связи между производителями и потребителями продукции. Построение систем управления качеством базируется на определенных принципах. Наиболее распространенным является принцип Тейлора, который в условиях Российской Федерации продолжает иметь всеобщий характер, будучи распространенным, на уровень государственного управления качеством продукции.
Основой этого принципа является нормирование — установление требований к качеству продукции и контроль за выполнением установленных норм. Реализация принципа Тейлора на уровне предприятия основывается на установлении производственных норм руководством предприятия для его работников.
В практике деятельности передовых фирм все большее распространение получает концепция японского специалиста, доктора К. Исикава. Основным положением этой концепции является переход от чисто допускового управления к управлению по отклонению от номинала.
Другим важнейшим принципом управления качеством продукции является наличие собственной программы управления. Такими программами выступают бизнес-планы предприятий в части проектирования новых либо модернизации выпускаемых изделий, задания государственных заказов в части, касающейся повышения качества продукции. Элементами программы по повышению качества продукции являются компоненты технической документации, стандарты, эталонные изделия.
Следующим принципом, учитываемым при построении систем управления качеством продукции, является необходимость учета неустойчивого характера объекта управления. Это вызывает необходимость сбора и обработки огромного массива информации от сферы фундаментальных и прикладных исследований до деятельности основных конкурентов в областях, связанных с качеством выпускаемой предприятием продукции, изучением эффективности использования продукции у потребителей и т. д.
Необходимо также стремиться к обеспечению постоянного сравнения состояния качества изделий как управляемого объекта с заданной программой на этапах проектирования, производства, эксплуатации путем проведения испытаний, сопоставления данных о фактическом и запланированном уровне качества.
Наблюдение за реализацией стратегии управления и в случае отклонений принятие мер для их предупреждения обеспечиваются использованием принципа обратной связи. При управлении качеством продукции этот принцип реализуется на основе изучения потребностей рынка, осуществления проверок продукции на соответствие нормативно-технической документации.
Признаком целостности качества продукции как системы является то, что качество продукции представляет собой совокупность целого ряда свойств, связанных между собой и с разных сторон характеризующих изделие. Сравниваемые свойства и их значимость для всех изделий определенной партии (серии) являются в каждый данный момент времени одним и тем же. Отсутствие у какого-либо экземпляра одного или нескольких свойств приводит к снижению его общей полезности.
Учет системного характера качества изделий и последовательное соблюдение принципов построения систем управления качеством промышленной продукции позволяют создать в практике хозяйствования соответствующие эффективные системы.
Такие системы могут иметь международный характер, создаваться на государственном и фирменном уровнях.
Примерами попыток сформировать системы управления качеством продукции на уровне отдельных предприятий могут быть: Саратовская система бездефектного изготовления продукции (БИП); Горьковская система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий); Краснодарская комплексная система повышения эффективности производства (КС ПЭП); Днепропетровская комплексная система управления качеством продукции и эффективным использованием всех видов ресурсов (КС УКП и ЭИР). На государственном уровне в конце 70-х годов началось формирование Единой государственной системы управления качеством продукции (ЕГСУКП)- Эта система предусматривала согласованную работу всех звеньев ЕГСУКП в направлении создания и освоения новых видов продукции улучшенных свойств, повышения конкурентоспособности товаров на внешнем рынке, своевременную замену или модернизацию устаревшей продукции.
В качестве основных звеньев ЕГСУКП рассматривались системы управления качеством продукции отдельных промышленных предприятий. Интегральными подразделениями ЕГСУКП считались отраслевые или республиканские системы.
В настоящее время в промышленности разработана и внедрена программа «Тотальное обеспечение качества» (ТОК). Последняя основана на пяти принципах:
?                   отказ от идеи «приемлемый уровень качества»;
?                   создание условий, когда каждый отвечает за качество своей работы;
?                   переход от констатации брака к его предупреждению;
?                   использование простых средств контроля;
?                   разработка и внедрение удобных автоматических средств контроля.
Качество должно быть «видимым», «измеряемым» и контролироваться на каждом этапе производства — от конструирования до отгрузки и установки готового изделия на месте — вот основа философии ТОК. Качество изделия обеспечивается качеством концепции изделия, качеством работы и качеством обслуживания его в эксплуатации.
 
2.Обеспечение конкурентоспособности предприятия
 
2.1   Конкурентоспособность продукции и предприятия
 
Проблема качества и конкурентоспособности товаров и услуг носит в современном мире универсальный характер. Решение этой проблемы является важным фактором социально-экономи­ческого развития и одним из главных условий экономического благополучия любой страны, а также для каждого потребителя. Конкурентоспособность и качество являются в то же время кон­центрированным выражением возможности любого производите­ля создавать, производить и реализовывать товары и услуги для удовлетворения общественного спроса на них. Мировой опыт по­казывает, что качество в условиях конкуренции, без которой не­мыслимы рыночные методы хозяйствования, является необходи­мым требованием для выживания товаропроизводителей и объек­тивной оценки их конкурентных возможностей (преимуществ).
Конкурентоспособность является экономической категорией (характеристикой), определяющей рыночный механизм воздей­ствия на производителей товаров и услуг, заставляя их повышать производительность и эффективность производственно-сбытовой деятельности под угрозой вытеснения с конкретного целевого рынка. Действия этого механизма как экономического рычага заставляют производителей постоянно заниматься повышением качества и конкурентоспособности своих товаров и услуг. Реали­зация этой задачи требует проведения необходимых изменений в производственно-сбытовой и иной деятельности предприятия для формирования конкурентных преимуществ, обеспечивающих ему сохранение и укрепление рыночной позиции в длительной перспективе. При этом рынок объективно и строго оценивает уси­лия всех производителей в этом направлении. Это нашло отраже­ние в том, что конкурентоспособность стала главным показателем успеха товара и его изготовителя на рынке. Она является много­аспектным понятием соответствия конкретного товара условиям рынка и конкретным требованиям потребителей в части качес­твенных, технических, экономических, эстетических и других характеристик, а также необходимым моментом его реализации в условиях конкуренции (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сер­вис, реклама и т.п.). Кроме того, конкурентоспособность характе­ризует успешную деятельность предприятия по занятию и удер­жанию устойчивой позиции на рынке и обеспечению его экономи­ческого благополучия. [1]
Под конкурентоспособностью понимается комплекс потреби­тельских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, опре­деляющих успех этого товара и его производителя на рынке.
Успех конкретного товара на рынке означает предпочтение покупателя, отданное предприятию-производителю этого товара в условиях широкого предложения товаров-аналогов конкурента­ми (другими производителями). В условиях рынка каждый поку­патель всегда приобретает тот товар, который в большей мере удовлетворяет его потребности. Совокупность покупателей, от­давших предпочтение товару конкретного производителя, явля­ется объективной оценкой (характеристикой) удовлетворения об­щественной потребности этим товаром по сравнению с другими производителями. Таким образом, конкурентоспособность товара (услуг) характеризует и конкурентоспособность предприятия-производителя.
Конкурентоспособность конкретного товара определяется сравнительной оценкой его характеристик по отношению к това­рам конкурентов. Конкурентоспособность можно определить как комплексную характеристику товара, определяющую его пред­почтение на рынке по сравнению с продуктами-конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потреб­ности, так и по затратам на ее удовлетворение. Следует иметь в виду, что технически сложные товары требуют больших затрат в процессе эксплуатации и их учет необходим при определении предпочтений потребителей. Поэтому общее представление о цен­ности товара как функции его качества и цены требует в этом слу­чае уточнения в части его стоимости, которая должна учитывать как цену покупки, так и эксплуатационные расходы. Такое уточ­нение приводит к понятию минимальной цены потребления това­ра за его срок службы у потребителя. Эта стоимость во многих случаях становится важным показателем конкурентоспособности товара. [3]
Конкурентоспособность предприятия, в конечном счете, ха­рактеризуется конкурентоспособностью конкретного товара на конкретном рынке. Однако существует, по крайней мере, два при­нципиальных отличия определения конкурентоспособности това­ра от конкурентоспособности производителя, которые следует учитывать при оценке последнего.
Во-первых, конкурентоспособность предприятия, отражаю­щая отличия конкретного предприятия от других производите­лей, применима к достаточно длительному промежутку времени. Конкурентоспособность товара определяется в любой малый вре­менной интервал.
Во-вторых, оценку деятельности производителя дает не толь­ко потребитель, но и сам производитель. При этом он решает, вы­годно ли ему в масштабах и условиях конкретной экономической ситуации заниматься производством и реализацией тех или иных товаров.
Конкурентоспособность производителя конкретного товара (ус­луги) объективно может быть оценена относительным объемом его продаж на целевом рынке (рынках). Эта оценка характеризует ре­альное положение предприятия-производителя на рынке по срав­нению с другими производителями. Достижение конкретной ры­ночной позиции непосредственно связано с экономическими ре­зультатами деятельности оцениваемого предприятия. Эти резуль­таты определяют его конкурентные преимущества и характеризу­ют его успех (неуспех) в конкретном бизнесе. Обеспечение конку­рентоспособности, в свою очередь, определяется постоянным со­вершенствованием производственно-сбытовой деятельности пред­приятия, в том числе обеспечением конкурентных издержек про­изводственно-сбытовой деятельности, поддержанием необходимо­го научно-технического уровня продукции и ее производства.
Конкурентоспособность предприятия включает комплекс эко­номических характеристик, определяющих его положение на отраслевом рынке (национальном или мировом).
 
2.2 Оценка конкурентоспособности продукции
 
Конкурентоспособность продукции измеряется совокупнос­тью показателей, объединенных в три группы: качественные, экономические и организационно-коммерческие показатели. Число показателей конкурентоспособности конкретного товара (услуги) зависит от его вида, технической и эксплуатационной сложности, требуемой точности оценки, цели оценки (исследова­ния) и других внешних по отношению к товару факторов. В то же время конкурентоспособность определяется только теми его свой­ствами, которые представляют заметный интерес для покупате­ля, а также гарантируют удовлетворение конкретной обществен­ной потребности. [10]
Основой для формирования системы показателей конкурен­тоспособности конкретного товара является анализ взаимодей­ствия потребности и товара, в ходе которого осуществляется их сравнение и выявляется степень соответствия друг другу. Сум­марный полезный эффект каждого товара представляет собой производную нескольких факторов, важнейшим из которых яв­ляется качество. Именно оно является основным критерием успе­ха товара и образует группу качественных показателей конкурен­тоспособности. Приобретая товар, покупатель стремится затра­тить минимум средств на приобретение и потребление изделия, поэтому для него непосредственную важность представляет уро­вень затрат, связанных с конкретным товаром. Параметры, кото­рые оказывают влияние на уровень расходов покупателя, объединены в группу экономических показателей. Организацион­но-коммерческие показатели характеризуют условия и коммер­ческие затраты на формирование спроса и стимулирование сбыта товара на конкретном рынке.
Качественные показатели конкурентоспособности характе­ризуют свойства товара, благодаря которым он удовлетворяет конкретную потребность. Все качественные показатели можно подразделить на классификационные и оценочные. Наиболее зна­чимые качественные показатели представлены на рисунке 1.1.
 
 

Рисунок 1.1. Наиболее значимые качественные показатели
 
Классификационные показатели характеризуют принадлеж­ность изделия к определенной (классификационной) группе и оп­ределяют назначение, область применения и условия использова­ния данного товара. [14]
Оценочные показатели количественно характеризуют свой­ства, определяющие качество продукции. В зависимости от вы­полняемой роли при оценке конкурентоспособности оценочные показатели можно разделить на две группы: используемые для проверки обязательных условий, которым должна соответство­вать продукция (регламентируемые показатели), и используемые для сравнения конкурирующих на рынке товаров по степени удовлетворения потребителя определенными свойствами (сопос­тавляемые показатели).
Регламентируемые показатели характеризуют безопасность товара, его патентную чистоту, соответствие национальным и международным стандартам, требования к сертификации товара. Разумеется, что несоответствие продукции требуемому уровню регламентируемых показателей не только пагубно сказывается на конкурентоспособности товара, но и делает невозможным его реализацию. В целом регламентируемые показатели включают:
1) Экологические показатели — характеризуют степень воз­действия на окружающую среду при эксплуатации продукции.
2) Показатели безопасности — связаны с обеспечением безо­пасности для человека при потреблении.
3) Показатели взаимозаменяемости и совместимости — ха­рактеризуют насыщенность товара унифицированными, стандар­тными и оригинальными составными частями.
Сопоставимые показатели конкурентоспособности продук­ции имеют большое значение для конкретного потребителя. Они включают показатели надежности, функциональные, эргономи­ческие, эстетические и другие.
Функциональные показатели определяют, какую основную потребность и каким образом удовлетворяет товар. Группа функ­циональных показателей включает показатели совершенства вы­полнения основной функции,  универсальности применения (возможность использования при различном напряжении в сети) и совершенства выполнения вспомогательных функций (автоматизация функции оттаивания и вывод талой воды за пределы холодильника, быстрое замора­живание).
Эффективность функционирования продукции может быть определена по следующей формуле 1.
Э = n / N  х 100%,                                                                                                                 (1)
где n — количество используемых функций; N — общее количе­ство функций.
Показатели надежности продукции определяют, как выпол­няет предмет потребления свои функции в течение срока эксплуа­тации. Надежность — это качество, определяемое с учетом време­ни. Безотказность характеризует свойство продукции непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или наработки, долговечность — свойство то­вара выполнять свои функции до наступления предельного состо­яния, ремонтопригодность — приспособленность товара к пред­упреждению, обнаружению и устранению различных поврежде­ний, сохраняемость — свойство товара поддерживать работоспо­собное состояние после хранения и транспортировки.
Эргономические показатели обеспечивают оценку удобства и комфорта эксплуатации продукции в системе «человек — изде­лие — среда». Эстетические показатели определяют эстетическую ценность продукции и способность удовлетворять эстетические потребнос­ти человека. Экономические показатели конкурентоспособности товара включают единовременные затраты на приобретение и эксплуата­цию товара, которые в совокупности образуют такой показатель, как цена потребления товара. Состав и структура цены потребления зависит от назначения изделия, уровня качества, от длительности срока эксплуатации изделия и от других факторов. Единовремен­ные затраты представляют собой постоянную составляющую цены потребления, в то время как эксплуатационные — переменную. [5]
Организационно-коммерческие показатели определяют кон­курентоспособность товара в зависимости от характера и качества исследований рынка, степени эффективности работы по продвижению товара, стимулирования продаж, рекламной деятельности, целевой стратегии предприятия-изготовителя, результативности функционирования сбытовой сети и каналов товародвижения. Они также свидетельствуют о качестве коммерческой работы и вклю­чают в себя рациональность торгового контракта, форм и методов поставки, условий и форм платежа, технического обслуживания, другими словами данные показатели определяют эффективность маркетинговой и коммерческой деятельности предприятия.
Одним из основных методов оценки конкурентоспособности продукции является рейтинговая оценка, которая широко применяется в мировой экономической практике. Суть рейтинговой оценки заключается в том, что в ходе экспертизы определяются и ранжируются в порядке значимости 1более важные параметры продукции. После проведения испы­таний свойства товара оцениваются по пятибалльной шкале. Средневзвешенная оценка складывается из частных испытаний по определенным разделам. На основе анализа средневзвешенных оценок делается вывод о конкурентоспособности продукции.
Общая схема оценки (анализа) конкурентоспособности продукции приведена на рис. 1.2.
На первом этапе оценки проводятся маркетинговые исследо­вания рынка, в результате которых определяются: емкость рынка, аналогичные изделия, состояние конкуренции, уровень цен и тенденции их развития, деятельность конкурентов, круг потребителей. На основании информации о потребностях покупателей формируются требования к товару.
На втором этапе осуществляется выбор показателей, по которым будет производиться оценка конкурентоспособности. Здесь особое внимание следует обратить на регламентируемые показа­тели, несоответствие которым делает бессмысленной дальнейшую оценку конкурентоспособности продукции. При выборе конкретных  показателей  конкурентоспособности  предварительно проводится оценка их важности и весомости для конкретного товара. Для определения важности проводится ранжирование выб­ранных показателей в зависимости от их значимости для потре­бителя. Расчет коэффициента весомости осуществляется экспер­тным методом.
На третьем этапе формируется группа аналогов, устанавлива­ются значения их показателей и выбирается базовый образец.
Четвертый этап является наиболее сложным и ответствен­ным. На этом этапе проводится сопоставление показателей оцени­ваемого и базового образцов, которое выполняется отдельно по l качественным и экономическим показателям. Сопоставление значений единичных показателей с их базовыми значениями осу­ществляется по одной из следующих формул:
 
Qi = Pi / Piб,                                                                                                                              (2)
Qi = Piб / Pi,                                                                                                                     (3)
где Qi — значение оценки i-гo показателя конкурентоспособности товара; Pi — значение i-гo показателя оцениваемого товара; Piб — базовое значение i-гo показателя.
Для получения группового показателя на базе единичных оце­нок, характеризующего соответствие продукции ее потребности, необходимо учесть значимость каждого единичного показателя:
,                                                                                                                (4)
I к.п. — групповой индекс по качественным показателям; Qi — значение оценки i-гo показателя; Аi - коэффициент весомости i-гo показателя; n — число показателей, принимаемых во внимание. Расчет индекса конкурентоспособности по экономическим по­казателям проводится по формуле
I э.п. = С / Сб,                                                                                                                 (5)
I э.п.— групповой индекс по экономическим показателям; С — цена потребления исследуемого товара; Сб— цена потребления базового товара.
Цена потребления является
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.