Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Психологическая безопасность в образовании

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



 
Введение………………………………………………………………………3
1гл. Психологическая служба образования…………………………….......5
1.1    Цели психологической службы………………………………...6
1.2    Основные задачи психологической службы…………………..7
1.3    Основные принципы психологической службы образования..8
1.4    Аспекты психологической службы…………………………….9
2гл. Обеспечение психологической безопасности……………………….11
2.1 Психологическая безопасность и угроза……………………………. 17
2.2 Психологическая безопасность и социальная среда………………...22
2.3 Психологическая защищенность современного человека…………..24
3глОрганизация и методика исследования……………………………….30
3.1 Отношение к образовательной среде школы…………………………30
3.2 Компоненты отношения к образовательной среде школы в оценках ее участников…………………………………………………………………..33
3.3 Описание выборки……………………………………………………..34
3.4 Результаты исследования и выводы…………………………………..35
4гл.Заключение……………………………………………………………..39
Литература……………………………………………………………….....41
6гл.Приложение……………………………………………………………42
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.
 
    В разных культурах сформировались примерно одинаковые
представления о безопасности, акцент в которых делается на чувствах и
переживаниях человека, связанных с его положением в настоящем и
перспективами на будущее. Иными словами, для человека безопасность
переживается в первую очередь как чувство защищенности от действия
различного рода опасностей.  Исходя из результатов проведенного анализа,
авторы сформулировали определение психологической безопасности как
состояния общественного сознания, при котором общество в целом и каждая
отдельная личность воспринимают существующее качество жизни как адекватное и надежное, поскольку оно создает реальные возможности для удовлетворения естественных и социальных потребностей граждан в настоящем и дает им
основания для уверенности в будущем.
  В законе Российской Федерации « О безопасности»  безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы представляют собой совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
     Актуальными теоретическими проблемами психологии безопасности выступают следующие:
1)           разработка диагностического инструментария для определения уровня психологической безопасности среды и личности;
2)           определение основных угроз для психологической безопасности личности и общества;
3)           выявление основных характеристик, определяющих безопасное психологическое состояние разных социокультурных  и  организационных сфер;
4)           прогнозирование рисков нарушения психологической безопасности личности и общества.
 
      Цель исследования: теоретическое и методическое обоснование, эмпирическое изучение  психологической  безопасности образовательной  среды.
      Задачи исследования:
    1) определить содержание понятий : «психологическая безопасность образовательной среды» и «психологическая служба образовательной среды»;
    2) сконструировать комплекс методик для определения уровня психологической безопасности образовательной среды;
    3) установить взаимосвязь между характеристиками психологической безопасности  и показателями личностных, коммуникативных и эмоциональных качеств субъектов образовательного процесса;
  Методологической основой              исследования являются теории личностного развития в образовательной среде; современные психолого-педагогические подходы к проблемам образования, в частности, к проблемам.
      Объект исследования: образовательная среда.
    Гипотеза исследования: психологическая безопасность образовательной среды, есть сложное, структурное образование системообразующим параметром которого выступает индекс психологической безопасности.
 
     
  
 
 
1.Психологическая служба образования.
 
  Сегодня психологическая служба является необходимым компонентом системы народного образования, обеспечивающим развитие личностного, интеллектуального и профессионального потенциала общества. Важнейшими условиями эффективности работы службы является правильное понимание психологом и педагогическими работниками существа их профессионального взаимодействия в единой системе образования и воспитания, взаимодополняемость позиций психолога и педагога в подходе к ребенку, в решении проблем учебно-воспитательного учреждения.
 
Психологическая служба осуществляет свою деятельность в тесном контакте с родителями или лицами, их заменяющими, с органами опеки и попечительства, инспекциями по делам несовершеннолетних, представителями общественных организаций, оказывающими воспитательным учреждениям помощь в воспитании и развитии детей и подростков. Для обеспечения успешной работы службы необходимы творческие контакты с медицинскими учреждениями.
 
Психологическая служба образования - специализированное подразделение в системе народного образования, основной задачей которого является обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка, нарушение которых мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей учащихся и ведет к необходимости психолого-педагогической коррекции. Деятельность педагогической службы образования осуществляется практическим психологом, работающим в учебно-воспитательном учреждении (детский сад, школа, ПТУ, детский дом, школа-интернат) или в психологическом кабинете при отделе народного образования, оказывающем консультативную помощь всем учебно-воспитательным учреждениям региона. Основные направления деятельности. педагогической службы школы - психопрофилактика, психодиагностика, развитие и психокоррекция, психологическое консультирование. Психодиагностика направлена на углубленное психолого-педагогическое изучение школьника на протяжении дошкольного и школьного детства, выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в учении и поведении. Психопрофилактика направлена на формирование у педагогов и родителей потребности в получении и использовании психологических знаний о психическом развитии детей на каждом возрастном этапе с целью своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и интеллекта. Задачи развивающих и психокоррекционных направлений определяются ориентацией психологической службы на обеспечение соответствия развития ребенка возрастным нормативам, помощь педагогическим коллективам в индивидуализации обучения и воспитания детей, развитии их способностей, становлении личности. Консультативная работа состоит в оказании помощи педагогам, родителям, детям по широкому кругу личностных, профессиональных и других конкретных жизненных проблем.
 
1.1 Цели психологической службы
 
Цель психологической службы - обеспечение психологических условий, способствующих максимальному психическому и личностному развитию каждого школьника.
Основные цели службы :
1) содействие формированию подрастающего поколения, становлению индивидуальности и творческого отношения к жизни на всех этапах дошкольного и школьного детства;
2) развитие способностей и склонностей детей, изучение особенностей их психического развития, определение психологических причин нарушения личности и интеллекта, профилактика подобных нарушений. Одной из основных целей психологической службы образования является обеспечение психического и психологического здоровья учащихся. Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие человека на всех этапах онтогенеза. Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой.
 
  Главная цель психологической службы образования — психологическое здоровье детей — связана прежде всего с перспективным направлением ее деятельности, ориентированным на своевременное и полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Эта цель может быть реализована только тогда, когда психологическая служба обеспечивает преемственность психологического внимания к ребенку на разных возрастных этапах работы с детьми, когда происходит стыковка представлений, понимания, умений взрослых, работающих с детьми одного возраста, и взрослых, работающих с детьми другого возраста.
 
Основная идея психологической службы - идея сопровождения, которое должно быть направлено на создание психологических условий для успешного обучения и психологического развития.
 
Главный принцип организации психологической службы - системность, т.е. психолог должен реализовывать все 5 функции и делать это систематически. (составить рабочий план)
 
1.2 Основные задачи психологической службы образования:
1) реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста;
2) развитие индивидуальных особенностей детей — интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.;
3) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду, интернате, школе и пр.), который определяется прежде всего организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками; 4) оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.
 
1.3 Основные принципы психологической службы образования.
Первый основной принцип — принцип индивидуального подхода. Работа психолога направлена на выявление индивидуальных особенностей личности формирующегося человека, поиск способов его индивидуального развития и коррекции, решение индивидуальных проблем и трудностей в учении и поведении.
  Второй важный принцип — принцип взаимодействия психолога с педагогами и родителями. Психолог является членом педагогического коллектива и заинтересован вместе с родителями в достижении общей педагогической цели — формирование полноценного члена общества.        Третий фундаментальный принцип — принцип соблюдения прав и обязанностей психолога, которые регламентируются соответствующими документами.
 
 
Кроме общих принципов выделяют и определенные организационные принципы работы психолога. Это принцип многообразия форм и методов работы, который позволяет избежать, с одной стороны, ограниченности и узкой специализации профессионала, а с другой — хаоса, бессистемности, следования моде и поверхностного отношения к своим обязанностям.         Важным представляется соблюдение принципа нравственности, позволяющего психологу найти золотую середину между морализаторством и игнорированием вопросов нравственности. Принцип преемственности, ориентирующий специалиста на усвоение современного уровня науки, предостерегающий от излишнего консерватизма и закрытости к инновациям и способствующий бережному подходу к наработанному предшественниками опыту. Следующий важный принцип — принцип самоактуализации, поиска внутренних источников развития, позволяющих психологу активно противостоять как внутренней пассивности, так и самосгоранию на работе. Реализация принципа профессионального содружества — включенность в профессиональную общность — осуществляется как прямо через профессиональные организации психологов (например, ассоциации, общества и т.д.), так и в результате чтения профессиональной литературы, журналов и пр. Реализация данного принципа позволяет преодолевать тенденции к самоизоляции и потери профессионального самоощущения. Гибкость, готовность к разумному компромиссу, выделение приоритетов в работе, действенный оптимизм и разумная самоирония дополняют перечисленные принципы и позволяют психологу избежать ригидности, трудностей эмоционального характера, пессимизма, с одной стороны, и угодничества, приспособленчества, непоследовательности, излишней самоуверенности и эйфории — с другой.
 
1.4 Аспекты психологической службы
 
Психологическая служба образования — не просто важная часть целостной системы образования, она — интегральное явление, представляющее собой единство научного, прикладного, практического и организационного аспектов.
 
Научный аспект предполагает формирование научно обоснованной концепции психологической службы в системе образования, выявление реальных функций и позиции психолога в системе отношений в учебном учреждении, в обосновании и разработке технологии работы и инструментария практического психолога. Эта технология должна основываться на научном исследовании психологических условий развития личности конкретного ребенка в процессе образования и воспитания. Школьные психологи работают с детьми, с коллективом класса, учителями, родителями по решению конкретных проблем. Они не занимаются созданием новых методов и программ школьной психологической службы, исследованием психических закономерностей и т.д. Этот материал поставляет наука. Именно научный аспект предполагает опору на теоретическую концепцию (а в ее основе — фундаментальные положения о личности, закономерностях ее психического развития и формирования в онтогенезе), которая определяет содержание, функции и модель школьной психологической службы.
  Таким образом, научный аспект психологической службы образования определяет достижение главной цели в ее работе, а именно: максимально содействовать психическому, личностному и индивидуальному развитию детей, поскольку оно обеспечивает к концу школьного обучения психологическую готовность выпускников к самоопределению в самостоятельной взрослой жизни.
  Прикладной аспект предполагает использование психологических знаний всеми работниками системы образования, как при планировании, так и при осуществлении своей деятельности.
  Практический аспект обеспечивают практические психологи непосредственно в детских садах, школах и других учреждениях системы образования. Основной принцип деятельности, например, школьной психологической службы — совместная работа психолога с педагогами и родителями. Положение психолога в школе непростое. Он осуществляет взаимодействие с учащимися разного возраста, их учителями и родителями; причем главным в этом сложном и разнообразном взаимодействии являются интересы ребенка как формирующейся личности.
Практический психолог включается в работу образовательного учреждения как специалист в области детской, педагогической и социальной психологии. Он несет ответственность за то, чтобы профессионально контролировать процесс психического развития учащихся и обеспечивать основные психологические условия, которые в наибольшей степени способствуют этому развитию. В самом общем виде эти условия можно представить так:
1) наиболее полная реализация возрастных возможностей и резервов развития (опора на сензитивные периоды, учет зон актуального и ближайшего развития и пр.);
2) развитие индивидуальных особенностей учеников внутри каждого возрастного периода в ходе обучения и воспитания;
3) создание благоприятного психологического климата (в классе, школе, педколлективе) с учетом специфики общения и взаимоотношений в младшем, подростковом и юношеском возрасте.
  Организационный аспект включает создание действенной структуры психологической службы образования. Психологическая служба образования создается как единая система в масштабах города, области, региона, а в перспективе — всей страны. Руководящим органом психологической службы образования выступает отдел психологической службы органов (или психолог) управления образованием соответствующего уровня. На федеральном уровне — отдел психологической службы Министерства образования России.
 
2. Обеспечение психологической безопасности.
В современном мире существует множество структур, обеспечивающих безопасность человека, диапазон их очень велик: от системы государственной безопасности до сертификатов безопасности на потребительские товары и услуги. Проблема безопасности стоит крайне остро в связи с непрекращающимися проявлениями актов насилия в отношении отдельного человека, групп людей, больших сообществ.
Термин «психологическое насилие» можно встретить в руководствах по социальной защите детей и подростков от жестокого обращения, где он фигурирует совместно с физическим насилием, сексуальным насилием и пренебрежением родительскими обязанностями.
«Психологическое насилие:
?                              Психологическое пренебрежение – это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность.
?                              Психологическое жестокое обращение – хронические паттерны поведения, такие как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка».
Традиционно психологическая служба в системе образования работала с отдельными участниками школьной системы, рассматривая их как клиентов, испытывающих затруднения, проблемы и нуждающихся в психологической помощи и поддержке, сопровождая развитие и корректируя отклонения.
Новые условия, осознание важности и возрождение необходимости осуществления воспитания в школе, адекватного требованиям современной ситуации, диктует поиск новых путей психологической работы в школе. Одним из таких новых направлений может стать работа по проектированию и моделированию психологически безопасной образовательной среды школы.
Образовательная среда – это такая общность, которая в связи со спецификой возраста характеризуется:
?                              Взаимодействием ребенка со взрослыми и детьми;
?                              Такими важнейшими процессами, как взаимопонимание, коммуникация, рефлексия (т.е. отношение к своему собственному опыту внутри данной общности);
?                              Такой важнейшей характеристикой как историко-культурный компонент, который определяет, откуда это взялось, как оно «двигается».
Фактически общность есть важнейшая характеристика среды. Понятие среды имеет свою специфику: она представляет собой такой тип деятельности, общения, жизни ребенка, при котором он создает мир.
Под психологически безопасной средой школы мы понимаем среду взаимодействия, свободную от проявления психологического насилия, имеющую референтную значимость для включенных в нее субъектов (в плане положительного отношения к ней), характеризующуюся преобладанием гуманистической центрации у участников (то есть центрация (проявлениях) своей сущности и сущности других людей) и отражающуюся в эмоционально – личностных и коммуникативных характеристика ее субъектов.
То есть возможно говорить о среде, как объединяющем начале развития и о психологически безопасной образовательной среде – как условии для позитивного личностного роста ее участников.
Проектирование безопасной образовательной среды школы, прежде всего, должно исходить из принципа защиты личности каждого субъекта учебно-воспитательного процесса. Через развитие и реализацию его индивидуальных потенций, устранение психологического насилия между участниками.
Обеспечение психологической безопасности образовательной среды и, как следствие, охрана и поддержание психического здоровья ее участников должно быть приоритетным  направлением деятельности службы сопровождения в системе образования.
Для обеспечения психологической безопасности в образовательной среде необходимо опираться на принципы.
Первый  принцип - опора на развивающее образование, главная цель которого - не обучение, а личностное развитие, развитие физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания. В основе такого образовательного процесса находится логика взаимодействия, а не воздействия.
Второй принцип, исходя из которого необходимо проектировать психологически безопасную среду школы,- принцип психологической защиты личности каждого субъекта учебно- воспитательного процесса; реализация данного принципа является устранение психологического насилия во взаимодействии. Незащищенный должен получить ресурс, психологическую возможность, чтобы быть равноправным.
      Третий принцип – помощь в социально – психологической умелости.   Под социально – психологической умелостью понимаем набор умений, дающий возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, умение анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого и способствующее саморазвитию личности, исключающее психологическое насилие.
Формулируя принцип психологической защиты как основание для моделирования психологической безопасности в образовательной среде школы, подчеркнем, что рассматривая его более широко. Данный принцип подразумевает как защищенность и психологическую поддержку ребенка, так и аналогичное отношение к педагогу и родителю, как равноправным участникам учебно-воспитательного процесса. Именно в этом суть педагогического взаимодействия психологически безопасной образовательной среде, в этом проявляется «со-бытийная общность» (В.И. Слободчиков), когда образовательная среда создается каждый раз заново при встрече обучающего и обучаемого.
   Одной из характеристик образовательной среды, как было подчеркнуто в ее определении, является наличием специально организованных условий для формирования личности, включенных в социальное окружение. Эта характеристика послужила основанием для формулировки третьего принципа, основываясь на котором возможно моделировать психологическую безопасность образовательной среды школы- помощь в формировании социально-психологической умелости. Под социально-психологической умелостью поднимаем набор умений, дающий возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, самостоятельного решения проблем, не ущемляющее свободы и достоинства другого , исключающее психологическое насилие и способствующее саморазвитию личности.
  Принцип социально- психологической умелости позволяет осуществить психологическую профилактику и коррекцию состояния выученной беспомощности. Отметим, что выученная беспомощность является еще одной угрозой в образовательной среде с низким уровнем психологической безопасности.
Концептуальные положения по созданию психологической безопасности образовательной среды, критерии и принципы ее моделирования дают нам основания для создания структурной модели образовательной среды школы в ее психологическом аспекте.(рис1)
 

Данная структурная модель может служить основанием для разработки программ и технологий психологического сопровождения участников учебно-воспитательного процесса по созданию психологической безопасности в образовательной среде школы. Горизонтальное направление может быть соотнесено с задачей формирования личности, а вертикальное- с задачей ее развития. Насыщение того и другого направления психологическими ресурсами, позволяющими создать психологическую безопасность образовательной среды, является центральной задачей службы сопровождения.
Именно психологическая безопасность - то условие, которое обеспечивает позитивное личностное развитие всех участников образовательной среды.
Исходя из предложенной  модели (рис.2), безопасная образовательная среда выступает как эффективное межличностное взаимодействие, способствующее развитию психологически здоровой личности. Человек может быть здоровым только в определенных условиях. Таким условием является безопасная образовательная среда.  
Структурная модель психологически безопасной образовательной среды.
 
 
 

 
2.1Психологическая безопасность и угроза.
 
Психологическая безопасность соприкасается с понятиями «опасность», «угроза», «риск». Риск - это мера опасности. Опасность - потенциальная угроза, а угроза - высшая степень опасности. Опасность  - это  возможность и угроза чего-либо плохого, а безопасность – это состояние, при котором есть защита и человеку ничего не угрожает.
Если ситуация в школе спокойная, то значит коллектив в безопасности. Но бывают и противоположные ситуации, угрожающие спокойствию и жизни учеников. Это состояние еще малоизученно. Необходимо изучение представления учителей, учащихся и их родителей об угрозах образовательной среды школы. Это позволит не только выявить особенности, характерные для каждой группы людей, но и на основании этого разработать рекомендации по улучшению взаимопонимания, увеличению референтной значимости среды и предупреждению существующих и потенциальных угроз, негативно отражающихся на психическом здоровье.
К одной из существующих психологических опасностей в социальном взаимодействии и, значит, в образовательной среде школы относится неудовлетворение важной базовой потребности в личностно-доверительном общении и, как следствие, негативное отношение к школе и нарушения как психического, так и физического здоровья. Потенциально опасными в процессе развития школьника являются: переход из дошкольного детства в школьную жизнь, начало обучения в основной школе и переход из основной школы в старшую. Опасность состоит в том, что  при неблагополучных условиях этап адаптации к новой ситуации обучения идет болезненно и может затянуться. Каждая школа имеет свои особенности и характеристики (организация обучения, перегрузка, организация досуга школьников, негативное отношение учеников к школе). И эти характеристики могут являться факторами опасности и риска в образовательной среде.
Риск определяется как мера опасности, как ситуативная характеристика деятельности, состоящая в  неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха, как возможность возникновения потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов человеческой деятельности, как вероятность получения незапланированных результатов при осуществлении той или иной деятельности.
В современных подходах психологическая безопасность используется при изучении чрезвычайных ситуаций, аварий и катастроф, профессиональной деятельности, подразумевающих под собой  объекты высокого риска, при этом выделяются такие аспекты, как человеческий фактор, психологический травматизм и закономерности деятельности человека в условиях физической и психологической опасности. Современная школа может быть рассмотрена как объект высокого риска, т.к. выпускает   «сверхсложный продукт»- психологически здоровую личность, требующих для своего сознания индивидуальных технологий. Психологический риск здесь обусловлен  использованием потенциально-опасных психолого-педагогических технологий или полным отсутствием технологий как таковых.
Риск рассматривается также применительно и к качеству образования (заключается в недостижении заинтересованными сторонами достаточного качества образования), и к педагогической деятельности, и к образовательной среде школы.
Факторы педагогического риска:
1) условия обучения (освещение, размеры учебной мебели и ее состояние, вентиляция помещений, параметры и оформление учебников и т.д. -  все, что подлежит гигиеническому нормированию);
2) учебная загрузка (информационная сторона  учебного процесса и организация обучения: объем заданий, распределение учебной нагрузки в течение учебного дня, недели, четверти, года);
3) взаимоотношения (стиль взаимоотношения педагога с учениками и с родителями). Любые нарушения в системе этих отношений непосредственно отражаются на психическом состоянии учащихся.
В качестве риска можно рассматривать рост психологической напряженности в педагогических коллективах.
Школьные факторы риска, которые негативно сказываются на развитии и здоровье,  следовательно, на психологической безопасности детей:
1) педагогическая тактика, провоцирующая возникновению стресса у детей;
2) интенсификация учебного процесса;
3) несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
4) нерациональная организация учебной деятельности;
5) функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
6) отсутствие системы работы по формированию понимания ценности здоровья и здорового образа жизни, в том числе по профилактике вредных привычек, по половому воспитанию детей и сексуальному просвещению и т.д.
Факторами риска в образовательной среде могут быть: 1)недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами;
2)недостаточная материально-техническая база; низкая активность учащихся и педагогов;
3) несформированность у них социальных и практических навыков, умений и опыта;
4) низкий уровень воспитания и культуры; личностно- психологические характеристики участников учебно-воспитательного процесса;
5)отсутствие представлений и недостаточность профилактики психического и физического здоровья.
Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников.
Угроза является высшей степенью опасности, актуализированной опасностью, совокупностью условий и факторов ,создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства, мерой которых является риск, а результатом- ущерб. Угрозы присутствуют в любом конфликте и шантаже, выступая как предупреждение оппоненту. Угроза способна сократить познавательную и поведенческую гибкость.
В отечественных энциклопедиях понятие «угроза» определяется как вид психического насилия над человеком и намерения нанести ему физический, материальный или иной вред.
Угрозу психологической безопасности может представлять и информационно-психологическое воздействие на личность человека. В качестве психологической угрозы выделяют влияние на поведение человека средств массовой информации, чаще всего в виде упоминаний о неблагополучии общества, об убийствах и насилии как обыденное дело. Литература, искусство, образование, воспитание и личное общение   могут быть добавлены  к основным средствам информационно-психологического воздействия на человека. В условиях реформирования российского общества и выдвижения отношения соревновательности, конкуренции и борьбы на ведущее место в системе социальных отношений источниками угроз могут выступать любые субъекты любого уровня, начиная с государственного и заканчивая уровнем межличностного взаимодействия.
Основные угрозы участниками образовательной среды:
1) отсутствие или лишь частичное признание референтной значимости среды, и, как следствие, реализация намерения ее покинуть или отрицание ее ценностей  и норм. Референтная значимость фиксируется как отношение к ней – позитивное, нейтральное или отрицательное;
2) отсутствие или лишь частичная  удовлетворенность основными характеристиками процесса взаимодействия. Удовлетворенность основными характеристиками процесса  взаимодействия всех участников образовательной среды заключает в себе  возможности и условия, обеспечивающие личностное развитие. Эмпирическими проявлениями здесь являются : возможность высказать свою точку зрения, уважительное отношение к себе, сохранение личного достоинства, возможность обратиться за помощью, учет личных проблем и затруднений и т.д.
3)отсутствие или лишь частичная защищенность от психологического насилия во взаимодействии. Психологическое насилие проявляется в публичном унижении, угрозах принуждении делать что-то против своего желания, игнорировании недоброжелательном отношении. Критерием отсутствия данной угрозы будет признание защищенности от психологического насилия для всех участников образовательной среды.
         Угрозу психологической безопасности образовательной среды также может представлять неудовлетворительное состояние психического здоровья ее участников. В психологии понятие  «здоровье» рассматривается как «психическое здоровье»- оптимальное в соответствии с возрастными психологическими нормами психическое развитие ребенка. Забота о здоровье нации -  одна из задач социальной безопасности, включающей в себя и психологическую безопасность.
Психическое здоровье соотносится с социально-психологической адаптацией, нарушение которой лежит в основе наиболее распространенных нервно-психических расстройств – неврозов; с внутриличностными и межличностными конфликтами; с переживанием психологического комфорта/дискомфорта. Показателями психического здоровья участников образовательной среды могут быть отношение к себе, самоактуализация, сбалансированность индивидуально- типологических свойств, состояние эмоциональной и коммуникативной сферы.
Нарушение психического здоровья могут быть связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными  неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями. Наряду с наследственными, социальными и экологическими условиями на психическое здоровье влияют условия среды существования. Рассматривая влияние на здоровье факторов среды, специалисты отмечают негативное воздействие факторов школьной среды на здоровье школьников. При этом следует учитывать, что факторы школьной среды действуют комплексно и постоянно в течение всего периода обучения, поэтому даже в случае минимального влияния каждого из факторов их суммарное воздействие велико.
Снижению уровня психического здоровья школьников способствует несоблюдение физиолого-гигиенических требований к условиям обучения, физиологическая цена которых – утрата здоровья, а психологической- проявление уже в начальной школе отклоняющегося поведения, повышенной  тревожности, агрессивности, неуверенности, страхов, сложностей в обучении.
К опасностям и угрозам для здоровья школьников  относит несоответствие уровня требований учебного предмета возможностям ученика, трудности  контакта ученика и учителя в учебной деятельности, пассивную позицию учащихся в процессе обучения, отсутствие интеграции между различными предметами и трудности учащихся при выполнении домашних заданий. Все это может быть результатом обучения, ориентированного не на личность как приоритет обучения, воспитания и развития, а на передачу знаний.
 
2.2Психологическая безопасность и социальная среда
  Психологическая безопасность, являясь необходимым условием существования и развития человека и общества, реализуется через определенные формы социальных взаимодействий- совместную деятельность, адаптацию человека и жизненной среды и соблюдение определенных отношений между ними.
  В отечественной психологии связь человека с социальной средой соотносится с проблемой становления человека, как личности (активного и сознательного субъекта человеческой истории). Человек может идти по пути полнейшей свободы и независимости, отречься от всевозможных норм морали, социальных связей и.т.д. обрести сопутствующие  этому процессу психическое напряжение, чувство ничтожности и одиночества, противостояния окружающему миру, полному опасностей и угроз, или принять определенные ценности и общественные нормы, правила и социально позитивные формы взаимодействия с другими людьми и группами, включиться в разнообразные социальные связи и, следовательно, ограничить свою свободу и независимость, что можно рассматривать как компенсацию за возможность удовлетворения потребности в безопасности.
  Человек с момента своего рождения пребывает в определенной жизненной среде и находится с ней в постоянном взаимодействии. Между средой и субъектом существуют отношения взаимозависимости и взаимовлияния. Об оптимальном уровне такого взаимодействия говорят умение защититься от возможных угроз для личности и умение создавать психологически безопасную среду(безопасные отношения со средой).Окружающая среда, стремящаяся гарантировать психологическую безопасность, может и должна способствовать выработке адаптивных форм поведения, обеспечивать возможности и модели безопасного поведения, основанного на опыте научения отношениям. Тогда сохраняются и приоритет внутренней сущности личности, и средовая обусловленность психической организации человека.
  Согласно исследованиям А. Эдмондсона, уровень психологической безопасности в среде может повышаться или понижаться в зависимости от ситуации, в которой пребывает человек, а конкретно от его взаимоотношений с референтной  группой. Ситуация является фрагментом среды и отличается
ограниченностью во времени, она всегда объективна, когда среда внесубъектна. Ситуации нарушения  психологической безопасности в образовательной среде школы подразумевают негативные, эмоциональные переживания,  определенные типы поведения  в межличностных  отношениях и входят в перечень ситуаций повышенного риска ( по показателям психологического климата и социальной поддержки). Представления о безопасности в общественном сознании связаны в первую очередь с состоянием, чувствами и переживанием человека.
   Переживание является единицей изучения личности и среды в психологии. С одной стороны, в переживании дана среда в ее отношении к человеку, в том, как он переживает эту среду ; с другой – в нем сказываются особенности развития личности человека. Негативные переживания, наряду с состоянием  напряженности, страха и подавленности, входят в определение психологического дискомфорта и являются последствиями нарушения психологической безопасности личности. Основная угроза психологической безопасности, вызывающая негативные переживания,- психологическое насилие в межличностных отношениях, относящееся к психотравмирующим ситуациям взаимодействия.  В качестве психотравмирующей ситуации  нарушения психологической безопасности участников образовательного процесса могут выступать когнитивно - ориентированное обучение, конфликтные ситуации, возникающие на уроке и в общении учителей и детей.
 
 
 
 
2.3 Психологическая защищенность и
Психологическая безопасность современного человека.
 
Существенная характеристика сегодняшней социальной ситуации – стремительность перемен, огромная скорость изменения политического, экономического, социального уклада жизни. Внешние факторы должны быть осознаны, структурированы, поняты, приняты человеком. Для этого у него есть «инструмент» – психическое устройство. У психики две основные функции: отражение окружающей действительности, в результате которого складывается субъективная картина мира, и на этой основе регуляция своего поведения и деятельности. Основное предназначение этого инструмента – активная адаптация, приспособление к окружающей среде. Это эффективнейшее средство, дающее человеку силу и власть, помогающее ему сохранять устойчивость в экстремальных, кризисных ситуациях, справляться с ежедневными стрессовыми обстоятельствами жизни.
Сегодня есть основания говорить о серьёзных сбоях в функционировании психической жизни человека. Это находит отражение в таких фактах, как распространение социальных болезней – алкоголизме, наркомании, игромании, росте пограничных психологических состояний, депрессий, суицидов и т.д. Число лиц, лишённых родительских прав, за последние пять лет выросло более чем втрое.
К сожалению, сегодня мы можем утверждать, что насилие – одна из характеристик общественной реальности современного мира. Теперь уже речь идёт не только о постоянных «горячих точках», где гибнут люди, тема насилия становится центральной для средств массовой информации, для обыденного общения и обращения с детьми. Оно незаметно поселилось в наших семьях, проявляясь в самых разных формах от угрожающих интонаций до бесконтрольных действий. Оно прокралось в школы и детские сады, заполнило улицы. Ежегодно в России около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Более 50 тысяч детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тысяч несовершеннолетних находятся в розыске.
В последнее время большие усилия тратятся на разработку и внедрение мер, направленных пусть не на решение этих проблем, то хотя бы на сглаживание их остроты. Между тем, эти проблемы, несомненно, являющиеся весьма острыми и требующими незамедлительных решений, являются следствием гораздо более глубинных проблем. Актуальным является обращение к психологической составляющей, к системной перестройке сознания человека. Национальные проекты, которые имеют огромное социальное значение для нашей страны, могут повысить своё воздействие на общественное сознание за счёт усиления их психологической составляющей.
В современной социокультурной ситуации психический мир человека нуждается в защите и поддержке, а сам человек испытывает дефицит защищённости, прежде всего, психологической.
Психологическая защищенность человека тесно связана с безопасностью. Психологические аспекты безопасности для нас являются ключевыми в социальной и научной оценке проблемы защищённости. Безопасность – необходимое условие развития любой системы. Её основные характеристики – надёжность, защищённость, стабильность, сопротивляемость, живучесть. Последняя характеристика – «живучесть» – используется, например, при оценке возможности подводной лодки выполнять поставленную задачу. Оценивается «живучесть металла» и «живучесть личного состава». С психологической точки зрения, интересны показатели «живучести личного состава» – это обученность, устойчивость и психическое здоровье. Сегодня в нашем обществе мы заложили основы «живучести металла»: удовлетворили материальные потребности населения, заложили основы стабильного экономического роста. Если продолжить эту линию «технического» сравнения, то в свете глобализации современного мира мы все «в одной подводной лодке», с которой некуда деться, и чтобы выжить, необходимо обратить внимание на «живучесть команды», которая должна иметь психологическую обученность, психологическую устойчивость, защищённость и психическое здоровье.
Психологический анализ показывает, что человек, не имеющий психологической защищённости, не обладающий внутренним ресурсом сопротивляемости к негативным воздействиям, может быть выведен из строя или полностью потерять возможность для своего эффективного функционирования. А сегодня есть опасность, что те силы, которые призваны поддерживать защищённость человека на разных этапах его жизни, не подготовлены в аспекте обеспечения психологической безопасности, и в силу этого могут быть деструктивными (без профессионального осознания опасности).
Отсюда трудно переоценить значение психологического просвещения населения и повышение психологической грамотности профессионалов, работающих с человеком.
Всё вышеперечисленное имеет отношение к нарушению безопасности человека и диктует необходимость поиска эффективных путей обеспечения и поддержания сопротивляемости и устойчивости человека и общества негативным внутренним и внешним угрозам.
Значимость исследований по проблеме обеспечения безопасности обусловлена, прежде всего, постоянно возникающими противоречиями, развитие которых может привести любую систему в кризисное состояние, лишить её устойчивости развития.
У безопасности много «лиц». В своих исследованиях я пыталась найти место психологической безопасности при анализе концепции национальной безопасности страны, в которую включены политическая, военная, экономическая, социальная, культурная составляющие. На определенном этапе я полагала, что психологическая безопасность входит в социальную безопасность, наряду с медицинской, генетической, потребительской, образовательной и др. Однако на данном этапе есть основания утверждать, что более продуктивным для выстраивания классификации видов безопасности является другой подход. Существуют два главных системообразующих вида безопасности – физическая и психологическая, а все остальные включают их в свою структуру. При этом психологическая безопасность первична, т.к. ценности и смыслы, представления и отношения человека диктуют его поведение. Сегодня есть основания придать психологической безопасности самостоятельный статус и рассматривать её как системообразующую для других видов безопасности, т.к. и угроза, и защита исходят от субъекта, человека.
Психологическая безопасность – это состояние психологической защищённости, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия.
Политики утверждают, что экономика может развиваться только в условиях безопасности. Человек может развиваться только в среде с определёнными параметрами, и одним из самых существенных является психологическая безопасность.
Безопасность означает наличие определённых условий, необходимых для жизни, развития и деятельности. Социальная среда есть совокупность условий, в которых происходит формирование и развитие человека на протяжении всего жизненного пути.
Поэтому необходимо совершенствовать как показатели психологической безопасности социальной среды, так и состояние психологической безопасности личности, т.е. ресурс сопротивляемости человека негативным внешним и внутренним воздействиям. Психологическая защищённость – это не устранение всех угроз и травмирующих событий, а возможность совладать с ними, наращивая сопротивляемость, устойчивость и посттравматический рост.
Центральным понятием концепции национальной безопасности является «угроза». Что же угрожает участникам социальной среды в процессе взаимодействий? От чего следует их защищать, чтобы создать психологическую безопасность? Источник угроз, в нашем понимании, носит социально-психологический характер и выступает как проявление психологического насилия, имеющего как внутреннюю, так и межличностную направленность.
Когда следует начинать работу по созданию психологической безопасности в человеческих отношениях и формированию ресурса сопротивляемости личности? Считаем, что систематично это возможно с момента вхождения ребёнка в организованную образовательную среду, т.е. с дошкольного образовательного учреждения. Можно утверждать, что «дедовщина» начинается с детского сада, если там отсутствует психологическая безопасность образовательной среды. Известно, что любое притеснение, попытка заставить сделать что-либо против воли человека, порождают сопротивление, которое может быть внутренним или внешним. Внешним, когда нарушаются общепринятые нормы, когда совершается то, что называют нарушением дисциплины, «актом неповиновения». Внутренним, когда есть уход от контактов, самобичевание, аутоагрессия.
Эмоциональное длительное напряжение порождает желание его ослабить, провоцирует поиск суррогатных выходов, уход из среды, где ты подвергаешься насилию. Мы полагаем, что снижение психологического насилия в образовательной среде может являться одним из подходов к профилактике зависимостей (прежде всего, самой опасной – наркотической). Среда, поражённая насилием, создаёт желание уйти из неё, избавиться от деструктивного воздействия, и, как следствие, порождает безнадзорность – одну из важнейших социальных проблем современного общества. Или другой печальный исход – трансляция условий этой среды на другие сферы жизни (например, армейская среда, в которую родители не хотят отправлять сыновей в силу её поражённости психологическим насилием во взаимодействии).
Создание системы безопасности страны невозможно без учёта её психологической составляющей, обеспечения психологической защищённости человека. В современной психологической науке сформировалось направление – психология безопасности, в рамках которого выполняются теоретические и практические исследования, которые остро нуждаются в организационной и системной поддержке. В течение четырёх лет ежегодно в рамках конференции, проводимой Федерацией психологов образования России, были организованы круглые столы и консультации по проблемам психологии безопасности в образовании.
У специалистов, работающих в направлении снижения опасностей техногенных и экологических катастроф, есть данные, что в 15 раз дешевле предупредить катастрофу, чем работать с её последствиями. Это сопоставимо и с психологической работой. Важнейшей психологической задачей является перестройка сознания – от ликвидации последствий катастроф, аварий к их профилактике и оценке риска. Современная последовательность работы с рисками и угрозами такова: предупреждение – выявление - ликвидация.
Это относится к системе предупреждения техногенных и природных катастроф, и это абсолютно приемлемо и к психологической безопасности в любой социальной и организационной структуре, любой социокультурной среде. Задачей психологической практики является защита общества от новых проблем, а отсюда вытекает важнейшее направление – профилактика через создание условий, которые способствовали бы решению возникающих проблем.
Роль психологического просвещения трудно переоценить в решении обозначенных вопросов.
Таким образом, основываясь на вышеизложенном, для решения проблемы обеспечения психологической безопасности общества и личности необходимо:
?                           провести масштабные исследования состояния психологической защищённости различных слоев населения страны, как основы реальной практической работы;
?                           разработать программы поддержки населения, его психологической защищённости, обеспечивающие психологические аспекты безопасности в комплексном соединении с юридическими, организационными, социальными, медицинскими аспектами;
?                           создать организационную систему для целенаправленного внедрения в практику психологических аспектов безопасности, основой данной системы может стать служба практической психологии образования, накопившая определённый конкретный опыт такой работы;
?                           организовать подготовку кадров для данной системы, ввести специализацию по психологии безопасности в профессиональную подготовку психологов;
?                           осуществить изменения в учебных планах профессиональной подготовки специалистов, работающих с человеком, для переподготовки таких специалистов по проблемам психологии безопасности;
?                           разработать «Паспорт психологической безопасности образовательного учреждения» и систему психологической экспертизы в образовании.
 
3. Организация и методика исследования.
 
Опросник состоит из трех частей( текст опросника приведен в приложении):
1)     отношение к образовательной среде школы.
2)     Значимые характеристики образовательной среды школы и удовлетворенности ими.
3)     защищенность от психологического насилия во взаимодействии.
  Исследование может проводиться как индивидуально, так и в групповой форме.
 
3.1Отношения к образовательной среде школы.
 
Вариант1. вопросы построены таким образом, чтобы избежать социально желательных ответов.
Интерпретация ответов.
Опросник для учителей.
№вопроса
Позитивное отношение
Нейтральное отношение
 
Негативное отношение
1
Да; пожалуй ,да
Не могу сказать
Нет; пожалуй нет
2
7-9
4-6
1-3
3
нет
Не могу сказать
да
4
Да; пожалуй ,да
Не могу сказать
Нет; пожалуй нет
5
Нет
Не могу сказать
да
6
Обычно хорошее;
  чаще хорошее,
чем плохое
Не влияет
Обычно плохое; чаще плохое, чем хорошее
8
Да; пожалуй ,да
Не могу сказать
Нет; пожалуй нет
10
да
Не знаю
Нет
11
1
3
2
 
 
Оросник для учеников
 
№вопроса
Позитивное отношение
Нейтральное отношение
 
Негативное отношение
1
Да;
пожалуй ,да
Не  
могу сказать
Нет; пожалуй нет
2
7-9
4-6
1-3
3
да
Не знаю
нет

Да; пожалуй,
да
Не могу сказать
Нет; пожалуй нет

Да; пожалуй,
да
Не могу сказать
Нет; пожалуй нет
5
да
Не могу сказать
нет
6
Обычно хорошее;
  чаще хорошее,
чем плохое
Не влияет
Обычно плохое;
чаще плохое,
чем хорошее
8
Да; пожалуй да
Не могу сказать
Нет; пожалуй нет
10
да
Не знаю
нет
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Оросник для родителей
 
№вопроса
Позитивное отношение
Нейтральное отношение
 
Негативное отношение
1
Да; пожалуй ,да
Не могу сказать
Нет; пожалуй нет
2
да
Не знаю
нет
3
7-9
4-6
1-3
4
1
3
2
5
Обычно хорошее;
чаще хорошее,
чем плохое
Не  влияет
Обычно плохое;
чаще плохое,
чем хорошее
6
да
Не знаю
нет
 
 
 
При обработке  результатов количество позитивных, нейтральных и негативных ответов суммируется. Отношение к образовательной среде определяется большинством позитивных, нейтральных или негативных ответов.
Следует отметить, что сочетание негативного и позитивного показателя определяются как нейтральное отношение. Например на два вопроса даны негативные ответы, а на один- позитивный. Соответственно, один негативный и один позитивный ответы определяются как нейтральное, противоречивое отношение.
Вариант 2.Категория «отношение» может также рассматриваться в единстве трех компонентов; поведенческого(волевого), эмоционального и когнитивного(рационального). 
 
 
 
3.2Компоненты отношения к образовательной среде школы в оценках ее участников.
 
 
участники
 
Когнитивный компонент(номера вопросов)
Эмоциональный компонент(номера вопросов)
 
Поведенческий компонент(номера вопросов)
учитель
1,4,11
2,6,8
3,5,10
ученик
1,4а,4б
2,6,8
3,5,10
родитель
1,4
3,5
2,6
 
Примечание. Структура подсчета родительских оценок является достаточно полноценной в объеме два утверждения на один определяемый компонент.
Ключ и обработка результатов
 
Количество баллов суммируется и делится на количество подпунктов опросника ( 15 п. для учителей, 10- для учеников и родителей).
  Определение уровней защищенности в ОС школы
 
 
Суммарное число
баллов
Уровень защищенности от
психологического насилия во
взаимодействии
 
1-7
низкий
1,8-2,5
Ниже среднего
2,6- 3,3
средний
3,4-4,1
высокий
4,2-5
Очень высокий
 
 
3.3Описание выборки.
 
Эмпирическая часть исследования проводилась в марте 2009 года. Выборку участников составили 100 человек. В исследовании приняли участие учащиеся 10 классов общеобразовательной школы(40 человек);учителя(30 человек) ; родители(30 человек).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3.4Результаты исследования и выводы.
а)Отношение к образовательной среде школы
Все результаты рассчитывались по следующей формуле:
Y=Xi*100%/Хij
Было выявлено, что все ученики оценивают уровень психологической безопасности школы как высокий/очень высокий.
Когнитивный
ивный        компонент 
+
-
0
38
6
1

 
 
Y=38*100% /40=85(очень высокий);
 
                  Эмоциональный
                     компонент
+
-
0
31
6
5
 
 
Y=31*100%/40=75(высокий)
Поведенческий компонент
+
-
0
27
7
6
 
Y=27*100%/40=73,5(высокий)
Учителя оценивают уровень психологической безопасности школы как очень высокий/высокий/средний
Когнитивный
компонент
+
-
0
27
24
-
 
Y=27*100%/30=86,7(очень высокий)
Эмоциональный компонент
+
-
0
24
8
-
 
Y=24*100%/30=76,7(высокий)
Поведенческий компонент
+
-
0
18
20
2
 
Y=18*100%/30=60(средний)
Родители оценивают уровень психологической безопасности школы как высокий/средний/высокий
Когнитивный
компонент
+
-
0
21
6
4
 
Y=21*100%/30=66,7(высокий)

и т.д.................


Эмоциональный компонент
+
-
0
19

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.