На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Стратегия развития промышленности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Отраслевая структура  промышленности РФ
    1.1. Отраслевая  структура экономики России. Формы  территориальной организации промышленности  России…………………………………5
    1.2. Тенденции  деградации производственного потенциала развития России…………………………………………………………………..…9
2. Стратегические вопросы  развития промышленного  комплекса страны
    2.1 Комплексный  подход к государственной промышленной  политике………………………………………………………………....21
    2.2. Государственная  стратегия долгосрочного развития основных отраслей промышленности…………………………………………..…24
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованных источников информации……………………………41
 

Введение
     Данная  курсовая работа написана на тему: «Государственная стратегия развития промышленного комплекса РФ».
     Целью данной работы является изучение отраслей промышленности России и государственной стратегии их развития. Я считаю, что тема актуальна не только на данный момент времени, но и на всех этапах жизни. Так как промышленность играет ведущую роль в народном хозяйстве, так как определяет экономический потенциал и технический уровень развития страны.
    Промышленность  России имеет сложную диверсифицированную и многоотраслевую структуру, отражающую изменения в развитии производительных сил, совершенствовании территориального разделения общественного труда, связанную с научно-техническим прогрессом.
     Задачами  данной работы в соответствии с целью  являются:
    определение отраслевой структуры промышленности;
    рассмотреть развитие отраслей промышленности России;
    отметить тенденции деградации производственного потенциала развития России;
    описать комплексный подход к государственной промышленной политике;
    описать государственная стратегия долгосрочного развития основных отраслей промышленности
     В данной работе уделено внимание таким отраслям промышленности, как: электроэнергетике, авиационной промышленности, ракетно-космической промышленности, судостроительной промышленности, радиоэлектронной промышленности, а так же атомному энергопромышленному комплексу, транспортной индустрии, электроэнергетики и нефтегазовому комплексу.
     Промышленность - ведущая отрасль материального  производства. Она оказывает решающее воздействие на развитие производительных сил и производственных отношений.
     Развитие  промышленности способствует рациональному размещению производительных сил, всестороннему развитию экономических регионов страны, целесообразному использованию природных ресурсов.
     Предмет данной курсовой работы – государственная политика в сфере развития промышленности.
     Объект – стратегия развития промышленного комплекса РФ.
    Отраслевая  структура промышленности определяется многими общественными и экономическими факторами, основными из которых  являются: уровень развития производства, технический прогресс, общественно-исторические условия, производственные навыки населения, природные ресурсы. 
 

 

    1. Отраслевая структура  промышленности РФ
    1.1. Отраслевая структура  экономики России. Формы территориальной  организации промышленности  России
    Единый  хозяйственный комплекс страны представлен отраслевой, межотраслевой и территориальной структурами.
    Отраслевая  структура – это совокупность отраслей народнохозяйственного комплекса, характеризующихся определенными пропорциями и взаимосвязями. В отраслевом плане структура единого народнохозяйственного комплекса представлена двумя сферами: материального производства и нематериального производства1.
    Производственная  сфера включает:
    Отрасли, создающие материальные блага – промышленность, сельское хозяйство, строительство.
    Отрасли, доставляющие материальные блага потребителю, транспорт и связь.
    Отрасли, связанные с процессом производства в сфере обращения, – торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт, заготовки.
    Непроизводственная  сфера состоит из следующих отраслей:
    Отрасли услуг, к которым относят: жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, транспорт и связь, связанные с обслуживанием населения.
    Отрасли социального обслуживания – здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение.
    Образование, культура, искусство.
    Наука и научное обслуживание.
    Кредитование, финансы и страхование.
    Аппарат органов управления.
    Прочие отрасли.
    Для современной структуры народного  хозяйства России характерной чертой является наличие не только отраслевых, но и межотраслевых комплексов.
    Под территориальной структурой понимается деление системы народного хозяйства  по территориальным образованиям – зонам, районам разного уровня, промышленным центрам, узлам.
    Становление рыночной экономики в России требует  решения важнейшей задачи – совершенствование ее отраслевой структуры, характеризующейся высоким удельным весом топливно-сырьевых отраслей при сравнительно низком удельном весе сектора высокотехнологичных, наукоемких производств, что явно не соответствует структуре экономики высокоразвитых государств мира. В связи с этим необходим переход от утяжеленной базовыми отраслями экономики к хозяйственной структуре, ориентированной на удовлетворение потребностей населения.
    Современная промышленность характеризуется высоким  уровнем специализации. В результате углубления общественного разделения труда возникло множество отраслей, подотраслей и видов производств, образующих в своей совокупности отраслевую структуру промышленности.
    Для количественного определения уровня специализации экономических районов используются такие показатели, как коэффициент локализации, коэффициент душевого производства и коэффициент межрайонной товарности2.
    Одним из главных критериев размещения отраслей на определенной территории является показатель их экономической эффективности. В качестве критерия эффективности размещения производства в общей методике СОПС при Министерстве экономики России был принят показатель получения намеченных объемов продукции с наименьшими совокупными народнохозяйственными затратами.
    Показатель  экономической эффективности размещения производства определяется также с использованием показателей рентабельности.
    Показатель  рентабельности показывает отношение  прибыли от реализации продукции  к капитальным вложениям или  основным фондам.
    Величина  рентабельности зависит не только от размеров текущих и единовременных затрат, но и от уровня и.ен на продукцию.
    Важное  значение для обоснования размещения производства имеют обеспеченность рабочих основными производственными  фондами, энерговооруженность и пр.
    Промышленность  России имеет сложную диверсифицированную и многоотраслевую структуру, отражающую изменения в развитии производительных сил, совершенствовании территориального разделения общественного труда, связанную с научно-техническим прогрессом.
    Отраслевая  структура промышленности определяется многими общественными и экономическими факторами, основными из которых  являются: уровень развития производства, технический прогресс, общественно-исторические условия, производственные навыки населения, природные ресурсы3.
    Промышленность  в своем развитии прошла огромный путь. В настоящее время она  насчитывает свыше 134 подотраслей. В действующей классификации промышленности выделены 11 комплексных отраслей.
    Научно-технический  прогресс оказал особенно большое влияние на отраслевую структуру машиностроения, где получили развитие такие отрасли, как электроэнергетическая, приборостроительная с подотраслями: производство средств вычислительной техники, компьютеров, приборов контроля и регулирования сложных технологических процессов, роботов и т.д. Созданы новые подотрасли в металлургической, химической и других отраслях промышленности. Возникли новые отрасли промышленности – микробиологическая, космическая и т.д.
    По  экономическому назначению продукции вся промышленность делится на две большие группы: производство средств производства (группа А) и производство предметов потребления (группа Б). Следует отметить, что деление промышленности на группы А и Б не совпадает с отраслевой структурой промышленного производства, так как натуральная форма произведенной продукции еще не определяет ее экономического назначения.
    Пространственное  сочетание отраслей и отдельных  производств складывается под влиянием многих факторов. К ним относится обеспеченность минерально-сырьевыми ресурсами, топливно-энергетическими, материальными, трудовыми. Факторы тесно связаны между собой, оказывая определенное воздействие на размещение предприятий и отраслей народного хозяйства.
    В процессе размещения производства сложились  различные формы территориальной организации. Выделяются крупные экономические зоны, промышленные районы, промышленные агломерации, промышленные узлы, промышленные центры и промышленные пункты.
    Одной из прогрессивных форм территориальной  организации промышленности на современном этапе является комбинирование производства
    Развитие  рыночных отношений обусловило необходимость  создания новой системы инвестирования промышленности, что привело к  формированию новых интегрированных  структур, способных к саморазвитию в современных экономических условиях. Одной из таких систем являются финансово-промышленные группы.
    Одной из новых форм, получивших свое развитие в последние десятилетия, является развитие технополисов и технопарков. Технопарки и технополисы наиболее эффективно создавать в местах сосредоточения крупных научных центров и университетов, известных своими научными традициями и современной учебной базой, вблизи крупных промышленных предприятий и в местах концентрации высококвалифицированных специалистов, в районах с развитой транспортной сетью, высоким культурным уровнем населения и на территориях с благоприятными природно-климатическими условиями4 [8, c.324].  
 

     1.2. Тенденции деградации  производственного потенциала развития России
     Несмотря  на происходящее в последние годы оживление экономики, ее общее состояние определяется последствиями предшествующего продолжительного и резкого падения производства и инвестиций. К 1998   г. уровень производства в России сократился по сравнению с 1990 г. на 42,5%, а инвестиции в основной капитал – на 79%. Хотя с 1999 г. наблюдается устойчивый рост ВВП, сегодня он едва дотягивает до дореформенного уровня (см. рис.1)
     
     и остается меньше, чем в любой стране «восьмерки», вдвое меньше, чем в  Индии и вчетверо меньше, чем в  Китае.
     При этом существенно ухудшилась структура  производства – в отличие от других успешно развивающихся стран, наращивающих производство товаров с высокой  добавленной стоимостью, в России увеличение ВВП обеспечивалось главным  образом экспортом энергоносителей и ростом торговли. В структуре промышленного производства резко выросла доля топливно-энергетического и химико-металлургического комплексов при сокращении доли машиностроения (см. рис. 2).
       
     Отрасли с высокой добавленной стоимостью продолжали деградировать. Наибольшие разрушения произошли в наукоемкой промышленности, инвестиционном и сельскохозяйственном машиностроении, в легкой промышленности и производстве промышленных товаров народного потребления, где уровень производства упал во много раз, а также в отраслевой науке.
     Падение объемов производства пока не сопровождалось столь же масштабным выбытием основных фондов. Вместе с тем вследствие четырехкратного сокращения производственных инвестиций степень их износа превышает 50% (см. табл. 1, рис 3).
       
     При этом коэффициент обновления упал до 2%, что влечет нарастающее технологическое  отставание российской экономики. Средний  возраст оборудования превысил 20 лет (см. рис. 4),
     
     что вдвое больше, чем в развитых странах.
     В отсутствие сколько-нибудь выраженной инвестиционной и структурной политики государства технологические сдвиги в российской экономике приобрели явно регрессивный характер и выразились в быстрой деградации ее технологической структуры. При этом наиболее серьезный регресс охватил самые современные производства и, на фоне продолжающегося в мире НТП, выразился в отставании России на 15-20 лет по уровню развития ключевых технологий современного ТУ. Большинство производств ядра современного технологического уклада, практически свернуто. Сокращение их производства намного превышает спад производства других видов продукции; произошло практически полное их вытеснение с внутреннего рынка импортными аналогами.
     По  некоторым оценкам, доля пятого технологического уклада в структуре производства машиностроительной продукции сократилась с 33% в 1992г. до 21% в 1998 г 5, а в экономике в целом в первой половине 90-х годов его доля снизилась с 6% до 2%6. Начавшийся после дефолта 1998г. подъем практически не затронул производства современного технологического уклада. За исключением экспортно - ориентированной части ВПК и информационных технологий, они продолжали деградировать. На мировых рынках высокотехнологичной продукции Россия занимает менее 0,3% - это более чем на 2 порядка меньше, чем США, на порядок меньше, чем Мексика, втрое меньше, чем Филиппины7. По оценкам экспертов, производства высокотехнологической бытовой электроники, приборостроение и станкостроение оказались в зоне «некомпенсируемого технологического отставания»8. Стремительное разрушение ядра современного технологического уклада означает разрушение технологической основы устойчивого экономического роста, закрепление отсталости российской экономики.
     Выше  было показано, что структурный кризис преодолевается внедрением новых технологий, открывающих производственные возможности, освоение которых обеспечивает прорыв в повышении эффективности экономики и переход к новому этапу ее роста. При нормальном течении кризиса сокращение экономической активности не затрагивает перспективных производств нового технологического уклада, имеющих потенциал роста и способных стать «локомотивами» будущего экономического развития страны. Наоборот, в это время на фоне общего спада наблюдаются рост производства принципиально новых товаров, подъем инвестиционной и инновационной активности в перспективных направлениях. Инвестиции в новые технологии оказываются более привлекательны, чем в теряющие рентабельность сложившиеся воспроизводственные структуры. Происходит «созидательное разрушение»9 технологической структуры, ее модернизация на основе расширения нового технологического уклада, что создает новые возможности для экономического роста. При этом происходит переток капитала из устаревших производств в новые, так как продолжение инвестиций в сложившихся направлениях оказывается более рискованным, чем инвестиции в нововведения10.
     Экономический кризис в России кардинально отличается от классического механизма обновления технологической структуры экономики  и носит патологический характер. Спад производства в высокотехнологичных отраслях оказался намного больше среднего по промышленности. При этом спад производства тем больше, чем выше технический уровень отрасли. Резко снизилась инновационная активность предприятий. Если в конце 80-х годов доля промышленных предприятий, ведущих разработку и внедрение нововведений в СССР, составляла около 2/3, то к 2002 г. она снизилась до 9,8% (в развитых странах эта доля превышает 70%)11. Интенсивность инновационной деятельности в обрабатывающей промышленности упала до 1%, а уровень инновационности продукции снизился до 10%12.
     Самые серьезные разрушения произошли  в научно-техническом потенциале страны, который является главным  источником современного экономического роста. С началом реформ объем  научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в начале реформ сократился на порядок, снизившись втрое по отношению к ВВП (см. рис.5).  

     
     Это повлекло резкое снижение конкурентоспособности  национальной экономики и утрату значительной части потенциала экономического роста. При этом наибольшему разрушению подверглась прикладная наука, ставшая жертвой приватизации, уничтожившей большую часть отраслевых НИИ и КБ. В результате корпоративный сектор остался без науки. В развитых странах корпоративными промышленными структурами выполняются 2/3 НИОКР в то время, как в России всего 6%13.
     В современных условиях деградация научно-технического потенциала страны ведет к необратимой  утрате возможностей будущего социально-экономического развития. Дальнейшее снижение конкурентоспособности  российской экономики предопределяется профилем ее инновационной системы – по всем показателям инновационной активности она существенно отстает от развитых стран (см. рис. 6).
       

     При этом деградация научного потенциала страны продолжается, о чем свидетельствует  снижение стоимости основных средств исследований и разработок, и ухудшение их результативности. По сравнению с 1997г. число созданных в 2003г. новых производственных технологий, в России, сократилось в 1,4 раза, а производство принципиально новых по мировым стандартам технологий – в 1,6 раза14.
     По  данным В.Л.Макарова, инвестиции в сектор знаний в среднем для всех стран  ОЭСР составляли к началу 21 века около 4,7% ВВП, по сравнению с 1,6% ВВП в  России15. По вкладу наукоемких отраслей в ВВП российская экономика более чем вдвое отстает от среднего уровня ОЭСР16, а по их доле в экспорте – в 20 раз по сравнению со среднеевропейским уровнем17.
     С разрушением собственного научно -технического потенциала российская экономика переориентируется  на импортную технологическую базу – еще одна характерная черта стран сырьевой периферии. Экспортно-ориентированные сырьевые отрасли все большую часть оборудования приобретают за рубежом. Даже вполне конкурентоспособная продукция отечественного высокотехнологического машиностроения для ТЭК оказывается невостребованной сырьевыми корпорациями, ориентирующимися на иностранную технику. В прошлом году выпуск технологического оборудования для ТЭК снизился на 77,8%18. По данным межотраслевого баланса Росстата, в 2002 году г. удельный вест импорта во внутреннем потреблении продукции машиностроения составил 43,7%19. По расчетам специалистов Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, в перспективном периоде до 60% необходимых для модернизации российской экономики технологий может потребоваться приобретать за границей20.
     В структуре затрат на технологические  инновации в промышленности доминируют маркетинговые исследования и производственное проектирование (50%), в то время как  затраты на НИОКР составляют лишь 10% (в развитых странах соотношение  обратное)21 - освоение новой техники приобретает явно имитационный характер. Технологическое отставание российской экономики наглядно проявляется в структуре национального богатства. Если по величине всего национального богатства на душу населения Россия лидирует в мире, то по величине воспроизводимого капитала на душу населения она существенно отстает, а по среднедушевому уровню производства многократно уступает развитым странам (см. рис. 7).
     
     Это свидетельствует о крайне низком уровне эффективности российской экономики, в которой на единицу национального богатства производится на порядок меньше продукции, чем в развитых странах.
     Стремительная деградация научно-производственного  потенциала страны предопределяет сползание  российской экономики на периферию  мировой экономической системы. Сырьевая специализация, крайне низкая оплата труда, ничтожное финансирование научных исследований, бегство капитала и утечка умов, вымывание национального дохода через обслуживание внешнего долга, утрата суверенитета в проведении экономической политики, по-прежнему определяемой рекомендациями МВФ, – все эти характерные черты периферийной страны сегодня в полной мере присущи российской экономике. По показателям средней продолжительности жизни, доли оплаты труда в используемом ВВП, индексу развития человеческого капитала, доли вывозимого капитала в фонде накопления Россия опустилась до уровня отсталых стран (см. табл. 2).
     
     Показатели  воспроизводства человеческого  потенциала (2002 г.)
     Резко (с 45%-го превышения до 25%-го отставания от среднемирового уровня) за годы реформ снизилась производительность труда22. Если бы не еще сохраняющийся, относительно высокий уровень образования населения и квалификации трудовых ресурсов, имеющийся научно-технический потенциал, ракетно-ядерный оборонный щит, то погружение на периферию мировой экономики и утрату возможностей собственного экономического развития можно было бы считать необратимыми. Продолжение сложившихся тенденций деградации научно-производственного потенциала страны еще несколько лет будет означать закрепление периферийного положения российской экономики. 

 

     2. Стратегические вопросы  развития промышленного  комплекса страны
     2.1 Комплексный подход  к государственной  промышленной политике
     Статс-секретарь  – заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Станислав Наумов принял участие в совместном заседании Комитета Государственной Думы по промышленности, Комитета ТПП по промышленному развитию, Комитета РСПП по промышленной политике и регулированию естественных монополий на тему: «О проекте Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации».
     Станислав Наумов заявил, что «дискуссии о  промышленной политике ведутся достаточно давно. К счастью, постановка вопроса  уже ушла от банальной раздачи  бюджетных денег неэффективным предприятиям». Исходя из такого понимания, «сегодня мы обсуждаем необходимость создания институциональных условий для обеспечения долгосрочного устойчивого промышленного роста», - подчеркнул замглавы Минпромторга.
     Он  напомнил, что Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, начиная с 2004 года, и Министерство промышленности и торговли, начиная с 2008 года, является уполномоченным органом исполнительной власти, отвечающим за государственную политику в области развития промышленного комплекса: «Именно комплексный подход позволил нам разработать стратегические документы, которые сегодня действуют и которые являются стратегическим ориентиром для присутствующих здесь представителей промышленности».
     Среди действующих отраслевых программных документов Минпромторга России Станислав Наумов выделил:
     Стратегию развития авиационной промышленности до 2015 года;
     Стратегию развития электронной промышленности до 2025 года;
     Стратегию развития судостроительной промышленности до 2020 года;
     Стратегию развития транспортного машиностроения до 2015 года;
     Стратегию развития промышленности боеприпасов  и спецхимии до 2015 года;
     Стратегию развития промышленности обычных вооружений до 2015 года;
     Стратегию развития химической и нефтехимической  промышленности до 2015 года;
     Стратегию развития металлургической промышленности до 2015 года;
     Концепцию развития автомобильной промышленности;
     План  первоочередных мероприятий по развитию станкоинструментальной промышленности до 2011 года;
     План  мероприятий по развитию лёгкой промышленности на 2006-2008 годы.
     Замминистра также сообщил, что «в ближайшее  время совместно с Министерством  сельского хозяйства будет внесена  Стратегия развития лесоперерабатывающего  комплекса до 2020 года. Совместно  с Министерством здравоохранения и социального развития в Правительство направлен проект Стратегии развития фармацевтической промышленности до 2020 года». И добавил, что в настоящее время разрабатываются важные стратегические документы по энергетическому машиностроению, газотурбинному двигателестроению. На согласование с заинтересованными ведомствами направлен проект программы развития вертолётостроения.
       «Безусловно, Министерство могло  бы пойти и по другому пути: от общего к частному, начав  с разработки глобальной промышленной  стратегии», - сказал Станислав Наумов. Но в этом случае, по его словам, возникает риск появления формального, «декларативного документа». Поэтому Министерство, «работая фактически в режиме контркризисного управления», начало с разработки первоочередных мер поддержки и стимулирования развития тех отраслей, «которые мы условно разделили на три направления»: Во-первых, это отрасли, «стратегически значимые для обороноспособности страны, что касается, в первую очередь, производства вооружений и военной техники». Следующее направление «связано с формированием спроса на внутреннем и на внешнем рынках, с импортозамещением» (пример - автомобилестроение). И третье - это отрасли, «которые являются базовыми по отношению к другим». Такие, как металлургия и станкостроение.
     Замминистра подчеркнул, что «в настоящее время  созрела необходимость упорядочивания и определённой кодификации накопленной  управленческой практики». Обозначенные им отраслевые стратегии развития основываются «на различной методологии, на различном  инструментарии», а также отличаются горизонтами планирования. Но для формирования единой государственной политики «в период принятия Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года необходимо корректировать отдельные стратегические документы».
     Станислав Наумов сообщил, что Минпромторг  находится в процессе конструктивного  обсуждения обеих версий законопроекта (о промышленной политике) с субъектами законодательной инициативы: «Мы  активно работаем в этом направлении  с общественными объединениями, Советом Федерации, Государственной думой. Это позволило нам выйти на объединение тех позиций, которые мы сегодня представляем». Совместно с заинтересованными ведомствами Министерством промышленности и торговли Российской Федерации были подготовлены проекты заключений Правительства на эти документы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.