На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Подвижная игра как средство самостоятельного физического воспитания детей дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение                                         среднего профессионального образования
«Свердловский областной педагогический колледж» 
 
 
 

Тема: «Подвижная игра как средство самостоятельного физического воспитания детей дошкольного возраста» 
 
 

                                                                                                   Выполнила:
                                                                                                          студентка 3 курса
                                                                                                            группы 35дз
                                                                                               Праведникова М.В. 
     
     
     
     
     

Екатеринбург 2011
Содержание

Терминологический словарь

Введение
  Глава 1. Теоретические основы развития эмоциональной сферы
           1.1. Понятие эмоциональной сферы человека и виды эмоций
            1.2. Теории развития эмоций
            1.3. Особенности развития эмоций  детей дошкольного возраста
            1.4  Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка дошкольника
Глава 2. Подвижная игра как средство развития ребенка
          2.1 История и значение подвижной  игры во всестороннем развитии  ребенка
             2.2 Виды подвижных игр
            2.3Влияние подвижных игр на физическое воспитание детей дошкольного возраста
         2.4 Методика использования подвижных игр в детском саду
         2.5. Исследование уровня эмоциональной сферы детей через игру с детьми старшего дошкольного возраста.
Заключение.
Библиографический список.
Приложение.
              
 

Терминологический словарь
     Аффект  – это возникающие внезапно, сильные, бурно протекающие, кратковременные, не подвластные волевому контролю эмоциональные  переживания. Многие известные аффекты  гнева, страха, восторга.
     Настроение  – это общий фоновый эмоциональный  настрой человека, оказывающий существенное влияние на его деятельность. Он ситуационно зависим, однако человек  может не осознавать причину того или иного настроения.
     Гнев  – отрицательное эмоциональное  состояние, протекающее в форме  аффекта и вызываемое внезапным  возникновением серьезного препятствия  на пути удовлетворения исключительно  важной для субъекта потребности.
     Отвращение  – отрицательное эмоциональное  состояние, вызываемое объектами, соприкосновение  с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными  или эстетическими принципами и  установками субъекта.
     Страх – отрицательное эмоциональное  состояние, появляющееся при получении  субъекта информации о возможной  угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности.
     Стыд  – отрицательное эмоциональное  состояние, выражающееся в осознании  несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданием окружающих, но и собственным  представлением о подобающем поведение  и внешнем облике. 
 
 
 

Ведение
     В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного  воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые  программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. Дошкольный возраст –  это тот период, когда закладывается  основа дошкольной жизни ребенка. Проблема развития эмоциональной сферы ребенка  является актуальной потому, что эмоциональный  мир играет важную роль в жизни.
     Этой  проблемой занимались многие педагоги, психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Т.А. Маркова и др.), которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эти эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, и конечно, в развитии его мышления. Тогда, как отрицательные эмоции заставляют избегать нежелательных или вредных действий, защищают и оберегают ребенка. Но следует заметить, что чрезмерное воздействие отрицательных эмоций разрушает мозг и психику человека. Если посмотреть на нашу повседневную жизнь, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше отношение к людям, событиям, оценки собственных действий и поступков.
     Эмоции  помогают ребенку приспособиться к  той или иной ситуации. Благодаря  развитию эмоциональной сферы, ребенок  сможет регулировать свое поведение, избегая  тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных  обстоятельств и мимолетных желаний. Поэтому мы считаем необходимым  не только изучать, но и развивать  эмоциональную сферу дошкольника, так как эмоции «рассказывают» окружающим его взрослым о состоянии и  внутреннем мире ребенка. 

     Учеными доказано, что эмоции влияют на функции  органов и тканей организма, а, следовательно, оказывают влияние на здоровье человека.
     Отсутствие  же эмоций ведет не только к пассивности  мыслительных процессов, но и к двигательной пассивности. А физические упражнения, несомненно, могут способствовать улучшению  построения и бодрости духа. Ведь физическая культура способствует развитию, обеспечивает не только физическое, но и духовное здоровье человека.
     Данная  работа может иметь значимость для  практической деятельности воспитания, так как раскрывает возможности  использования разных средств и  в том числе, подвижные игры, так  как это доступное и простое  средство развития эмоциональной сферы  ребенка.
     Объект  исследования: педагогический процесс, направленный на развитие личности ребенка.
     Предмет исследования: использование методов  и приемов подвижной игры, направленных на развитие эмоциональной сферы  ребенка старшего дошкольного возраста.
     Цель  исследования: развитие эмоциональной  сферы ребенка дошкольника используя  подвижные игры.
     Задачи  исследования:
    Изучение и анализ литературы по данной проблеме.
    Определение методики диагностики.
    Создание системы подвижных игр в разных формах работы по физическому воспитанию.
    Проведение развивающей работы с детьми.
    Методы  исследования: анализ, наблюдение, тест, беседа. 
 

Глава1. Теоретические основы развития эмоциональной сферы
1.1 Понятие эмоциональной сферы человека и виды эмоций
     Многие  авторы рассматривали вопрос классификации  эмоциональных переживаний в  целом, эмоциональных процессов  и состояний (В.К. Вимонок, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.)
     Учитывая  эти подходы, мы считаем, что среди  эмоциональных явлений можно  выделить аффекты, собственно эмоции, настроение, эмоциональные состояния  и чувства. В основе этой классификации  – относительная длительность эмоционального переживания и относительная  зависимость от ситуации или объекта.
     Аффект  – это возникающие внезапно, сильные, бурно протекающие, кратковременные, не подвластные волевому контролю эмоциональные  переживания. Многие известные аффекты  гнева, страха, восторга.
     Собственно  эмоции – достаточно длительные эмоциональные  переживания. Они имеют отчетливо  выраженный ситуационный и процессуальный характер, т. е. Выражают оценочное отношение  человека к складывающейся ситуации.
     Настроение  – это общий фоновый эмоциональный  настрой человека, оказывающий существенное влияние на его деятельность. Он ситуационно зависим, однако человек  может не осознавать причину того или иного настроения.
     Эмоциональные состояния – более длительные по сравнению с собственно эмоциями эмоциональные переживания. Они  в отличие от эмоций, могут длиться  часами, днями, неделями и даже годами. В отличие от настроения, эмоциональные  состояния более связаны с  глубоко личностными состояниями. Это, например, состояния тревожности, стресса, кризисные, травматические состояния, депрессии и др.
     Чувства – по определению А.Н. Леонтьева, – это устойчивые эмоциональные  отношения к определенным объектам, это своеобразные «эмоциональные контакты», устойчивые «кристализированные» эмоциональные переживания, Основанием для их выделения служит их отчетливо выраженный предметный характер, относительная независимость от ситуации. Например, мать может испытывать разные ситуационно обусловленные эмоции по отношению к ребенку, но устойчивое чувство по отношению к нему – любовь. Можно заметить, что чувства, определенные как эмоциональные отношения, «эмоциональные контакты» смыкаются со свойствами личности, понимаемыми как система отношений к себе, другим людям и миру. Чувства в этом контакте – особый подкласс системы отношений – отношения, в которых эмоциональный компонент выражен более рационально. Значение чувств в данном контакте особенно велико – чувства как особый подкласс и устройство определяют жизнь человека. Как особый подкласс чувств, вслед за С.Л. Рубинштейном, можно выделить страсти – сильные, стойкие чувства, овладевающие человеком, захватывающее его и устремляющие его к объекту или прочь от него. Для страсти характерно сужение сознания, вся интеллектуальная деятельность человека ограничивается и определяется сильными воздействиями страсти.
     Итак, эмоциональная сфера – это  сложная система взаимодействующих  и взаимообуславливающих состояний и чувств. Чувства как, «эмоциональные контакты» человека являются сами по себе сущностью его психической реальности и определяют его поведение, а эмоции являются материалом для развития и изменения чувств и содержанием ситуационной эмоциональной жизни 

Виды  эмоций
     Значение  собственно эмоций в эмоциональной  жизни человека особенно велико. Оно  состоит в следующем. Во-первых, они  являются основой развития чувств. Чувство возникает и развивается  путем обобщения эмоций, возникающих  к объекту в разных ситуациях. Во-вторых, эмоции «запускают» то или иное настроение, настроение может являться «следом» эмоции – частое эмоциональное переживание, они возникают множество раз ежедневно, поэтому они самоценны.
     В.К. Вилюнас определяет эмоции как «…способность психики человека к пристрастному отражению действительности». А.Н. Леонтьев говорит, что эмоции сигнализируют человеку, какой «личностный смысл» относительно собственных потребностей имеет для него некоторое действие, объект или человек.
     Согласно  многим исследованиям, (К. Мерер, К. Изард), эмоция – это процесс, возникающий в ответ на значимое для индивида событие, включающее 3 взаимодействующих компонента:
    Субъективное переживание эмоций.
    Физиологические процессы, происходящие в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной, кровеносной, мышечной, кожной системах организма. Эмоции сопровождаются сложными комплексами активации нервной системы, выбросом различных гормонов, учащением либо задержкой дыхания, изменением пищеварения, изменением работы сердца и приливом крови к различным органам, напряжением или расслаблением различных мышц. Например, при страхе возрастает частота сердечных сокращений и циклов дыхания, степень напряжения сердечной мышцы, кровь приливает к нижним конечностям, возрастает нейронная активность;
    Экспрессия или выразительные движения лица, рук, корпуса (мимика, пантомимика, жесты, интонация).
   В вопросе классификации собственно эмоций опираются на подход К. Изарда. Он выделял десять фундаментальных эмоций на основе различий в субъективном переживании, внешней экспрессии и нейрофизиологии. Это эмоции радости, удивления, интереса, страдания (печали), гнева, отвращения, презрения, страха, стыда и вины.
     Каждой  из этих эмоций соответствует свой особый субъективный смысл, особые средства внешней экспрессии и нейрофизиологические характеристики.
     Интерес (как эмоция) – положительное  эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.
     Радость – положительное эмоциональное  состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить  актуальную потребность, вероятность  чего до этого момента была небольшой  или, во всяком случае, неопределенной.
     Удивление – тормозит все предыдущие эмоции, направляя внешние на объект, его  вызвавший, и может переходить в  интерес.
     Страдание – отрицательное эмоциональное  состояние, связанное с полученной достоверной информации о невозможности  удовлетворения жизненных важнейших  потребностей, которое до этого момента  представлялось более или менее  вероятным, чаще всего протекает  в форме эмоционального стресса. 

     Гнев  – отрицательное эмоциональное  состояние, протекающее в форме  аффекта и вызываемое внезапным  возникновением серьезного препятствия  на пути удовлетворения исключительно  важной для субъекта потребности.
     Отвращение  – отрицательное эмоциональное  состояние, вызываемое объектами, соприкосновение  с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными  или эстетическими принципами и  установками субъекта.
     Страх – отрицательное эмоциональное  состояние, появляющееся при получении  субъекта информации о возможной  угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности.
     Стыд  – отрицательное эмоциональное  состояние, выражающееся в осознании  несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданием окружающих, но и собственным  представлением о подобающем поведение  и внешнем облике.
     Автор указывает, что каждая эмоция имеет  свои градации. Например, состав эмоции печали, возможно, следующий: печаль, страдание  горе.
     Также, эмоции практически всегда образуют эмоциональные комплексы, например «страх – стыд – страдание» или  «радость- интерес», формируя бесконечные нюансы эмоций. Вместе с тем, эта бесконечность может быть условно собрана в сходные группы – десять фундаментальных эмоций.
     Эти десять фундаментальных эмоций с  их оттенками и могут составить  предмет развивающей работы. 

  
 

1.2 Теории развития  эмоций
     Рассмотрим  разные теоретические подходы к  проблеме возникновения и развития эмоций у человека. «Чистых» теорий эмоций, которые не затрачивали бы другие, связанные с ним вопросы, на самом деле не существует. Это  связано с тем, что эмоции, как  психическое явление, очень трудно отделить от процессов, происходящих в  организме человека.
     Основоположником  теорий эмоций стал Чарльз Дарвин. В 1872 году он опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных». Наблюдение за эмоциональным состоянием человека и животного легли в основу самой первой теории эмоций. Теория Ч. Дарвина получила название эволюционной, так как согласно теории, эмоции появились в процессе развития живых  существ.
     Идеи  Ч. Дарвина были развиты в другой теории, авторами которой являлись У. Джелис и Ланге. Они считали, что именно телесные изменения являются первопричинами эмоций, доказывая это тем, что сначала под действием какой либо ситуации из внешнего мира, происходят изменения в организме и только потом, как следствие этих изменений возникает сама эмоция.
     Оппонентом  теории эмоций У. Джелиса и К. Ланге стал У. Кеннон. У. Кеннон считал, что человеческие внутренние органы – это малочувствительные структуры, следовательно, они медленно проходят в состояние возбуждения, тогда как сами эмоции возникают и развиваются очень быстро.
     Позднее на основе теорий Джелиса – Ланге и Кеннон – Барда возникла активационная теория Линдсея – Хебба. Согласно данной теории головной мозг и эмоции тесно связаны друг с другом, эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в структурах центральной нервной системы. Существует еще одно из направлений в развитии теории эмоций. Это роль когнитивно – психологических факторов в развитии эмоциональных процессов и состояний. На данном основании появляются новые концепции. Одной из первых таких теорий стала теория когнитивного – диссонанса Л. Фестингера. Согласно этой теории положительные эмоциональные переживания возникают у человека, когда его ожидания подтверждаются, когда человек достигает намеченного результата. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожиданием и реальными результатами деятельности имеется несоответствие или диссонанс. Это состояние когнитивного диссонанса переживается человеком, как дискомфорт. Л. Фестингер рассматривал эмоции как основной мотив действий и поступков.
     У психологов, также как у философов  до сих пор нет единого взгляда  на место эмоций в жизни и делах  человека. Например, большинство исследователей поведения склонны согласиться  с мнением Мерфи, что «ничто не враждебно и ничто не приобретено». Они считают, что любой, в сущности, ответ или поведенческий комплекс, требует некоторой практики или опыта. Психолог З. Фрейд разработал теорию аффектов. Ядром концепции является фрейдовская теория инстинктивных влечений.
     В своих ранних работах Фрейд считал, что аффект или эмоции лишь побудительная  сила в психической жизни. А в  более поздних работах он утверждал, что аффект или эмоция всего лишь дают толчок фантазиям и желаниям. Таким образом, в психической  жизни любого человека кроме «истинных» эмоций – ярость, страх, радость  и другие, существует целая иерархия эмоциональных явлений. Из отечественных  ученых, работающих над проблемами эмоций, мы считаем необходимым выделить физиолога П.В. Симонова. Его концепция  была отнесена к разряду когнивистских. Ей было дано специальное название информационная. Симонов определил эмоцию как взаимодействие потребности и возможности достижения цели.
     Советский философ Т.Х. Шингарев определил  эмоции как «психофизиологический  механизм», при помощи которого на психическом  уровне отражение действительности под влиянием внешних воздействий  изменяется внутренняя среда организма. Шингарев считает, что эмоции это  «язык» при помощи которого связываются  отдельные звенья целостного отражения  действительности. Психолог Платонов К.К. отличал, что эмоции отражают не предметы и явления реального  мира, а объективные отношения, в  которых эти предметы и явления  относятся к потребностям человека как организма.
     На  основе рассмотренных теорий можно  сделать следующий вывод: Каждая теория внесла свой особый вклад; мы узнаем, что эмоции тесно связаны с  головным мозгом человека, с его  центральной нервной системой, что  эмоции нужны человеку, так как  они способствуют приспособлению человека к меняющимся условиям жизни и  регулируют все поведения человека. Но, не смотря на разные подходы к  проблеме эмоций, мнение ученых сходится в том, что эмоции составляют важную часть в жизни каждого человека, что в свою очередь еще раз  доказывает необходимость глубокого  изучения и развития эмоциональной  сферы человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Особенности развития эмоций детей дошкольного возраста
     Эмоциональное развитие дошкольника связано прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей.
     Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. К  изменениям в эмоциональной сфере  приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживанию. Чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими по смыслу содержания, возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства. Постепенно дошкольник начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей деятельности.
     Изменения в эмоциональной сфере связаны  с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания. Включение речи в эмоциональные  процессы обеспечивает их интеллектуализацию, когда они становятся более осознанными, обобщенными.
     Дошкольники с трудом сдерживают эмоции, Связанные  с органическими потребностями. Развитие общения со взрослыми и сверстниками, коллективная деятельность, сюжетно – ролевая игра приводят к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества. Интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные. Источником гуманных чувств выступают взаимоотношения с близкими людьми. На предыдущих этапах детства проявлял доброжелательность, внимание, заботу, любовь, взрослый заложил мощный фундамент для становления нравственных чувств.
Практическое  овладение нормами поведения  является источником развития нравственных чувств. Переживания вызываются общественной санкцией, мнением детского общества. Мощным фактором развития гуманных чувств является и сюжетно – ролевая  игра, передавая эмоционально –  выразительное содержание дети учатся разделять переживания других.
     В трудовой деятельности достигая результата, полезного для окружающих, возникает  радость от общего успеха, удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей, сочувствие усилием товарищей.
     На  основе знакомства детей с трудом взрослых формируется любовь и уважение к нему.
     Наиболее  яркие положительные эмоции ребенок  испытывает в ситуации сравнения  себя с положительными литературными  героями, активно ему сопереживая.
     Ребенок переживает радость, удовлетворения при  совершении им достойных поступков  и огорчение, возмущение, недовольство, когда он сам или другие нарушают общепринятые требования.
     Наиболее  яркое чувство долга появляется в 6–7 лет. Ребенок осознает необходимость  и обязательность правил общественного  поведения и подчиняет им свои поступки. Возрастает способность к  самооценке.
     Развитие интеллектуальных чувств в дошкольном возрасте связано со становлением познавательной деятельности.
     Радость при узнавании нового, удивление  и сомнение, яркие положительные  эмоции не только сопровождают маленькие  открытия ребенка, но и вызывает их.
     Развитие  эстетических чувств связано со становлением собственной художественно – творческой деятельности детей и художественного воспитания. Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное доброе, осуждает безобразное и злое в жизни, искусстве, литературе.
Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте.
    Ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;
    Изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение;
    Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными;
    Формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические.
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4 Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка дошкольника
     Существует  достаточно средств и методов  для эмоционального развития детей  дошкольного возраста, например такие  как:
    Сюжетно-ролевые игры – эмоциональная отзывчивость ребенка к сверстникам, решение проблемных ситуаций.
    Трудовое воспитание – элементарные трудовые поручения.
    Театрализованная деятельность – передача эмоций, характера героев и отношение их друг к другу.
    Совместные праздники, досуги.
    Использование художественной литературы – мир словесного искусства несет в себе безграничные возможности для формирования эмоциональной сферы дошкольника. Потешки, сказки, вызывают эмоциональный отклик, уча сопереживать, выражать собственные чувства мимикой, жестами, словами, побуждают дать эмоциональную оценку словам и действиям героев (веселый, грустный, хороший, обиделся) Можно использовать задания- игры: «удивись, как зайчик», «порадуйся, как Маша», «скажи, как Зайчик, жалобно – Собака, Собака, помоги мне!»
    Использование музыки – вслушиваясь в слова и музыку песен и хоров, ребенок приобретает первоначальные понятия настроения музыки, приобретает опыт передачи чувств музыкальными средствами.
    Изобразительная деятельность- использование цветовой гаммы, создание образов, отражающих настроение и впечатления ребенка.
    Наглядность – один из основных и наиболее значительных методов обучения дошкольников. Метод наглядности – пример взрослого. Как педагог выражает свои чувства, реагирует на эмоциональные проявления других людей, его мимику, жесты, телодвижения, дети не только видят и отличают и порой попируют. Целесообразно ввести в практику игры с зеркалом.
    Моделирование- использование моделей для решения поставленных задач. Освоение детьми метода моделирования влияет на развитие абстрактного мышления, умение соотносить схематический образ с реальным. В качестве моделей эмоционального состояния можно использовать:
    пиктограммы,
    графические изображения лица,
    силуэты людей, пантомимически отражающие эмоции,
    «подвижные аппликации».
   10. Развитие речи – активизируется  и обогащается словарь ребенка  за счет слов, обозначающих чувства  и эмоциональные состояния человека. Чтение наизусть потешек, стихов, пересказ сказок формирует эмоционально выразительную диалогическую и монологическую речь.
     Совершенствование эмоциональной сферы позволяет  ввести в обиход ребенка установленные  формы вежливого общения (здороваться, благодарить, просить прощение и  т. д.)
     11. Подвижные игры – высокая эмоциональная  насыщенность подвижных игр позволяет  использовать их для воспитания  детей бодрыми, жизнерадостными. Они доставляют детям радость, чувство удовольствия, вызывают интерес, захватывают воображение, побуждают к творческому выполнению игровых действий. 
 
 
 
 

Глава 2. Подвижная игра как средство развития ребенка
2.1   История и значение подвижной игры во всестороннем развитии ребенка
История развития игр
     Игра  занимает важнейшее место в жизни  ребенка – дошкольника и потому рассматривается советскими педагогами как одно из главных средств воспитания.
     Возникновение подвижных игр, как и игр вообще, уходит в далекое прошлое. Каждый народ создавал свои национальные игры.
     В.В. Гориневский отмечал: «У всех народов существует более или менее значительный запас игр, характеризующих до некоторой степени быт народа.» (Гориневский В.В.)
     Начиная с ранних лет ребенок воспитывался на ярких красочных народных игрушках, прибаутках, потешках, играх – забавах, связанных с первоначальными движениями самого малыша.
     В жизни более старших бытовали народные игры с разнообразными двигательным содержанием, включающие заманчивые для детей игровые зачины, песенки, считалки. Все это до сих пор сохраняет свою художественную прелесть, воспитательное значение и составляет ценнейший, неповторимый игровой фольклор. В русских селах, в городах среди молодежи были широко распространены игры подвижного характера. Без них не обходился ни один даже самый скромный народный праздник.
     В подвижных играх широко использовалось словесное «пространство»: говорилки, дразнилки, заклички, издевки, перестушки, потешки, прибаутки, страшилки, голосянки, поддевки, небылички, загадки, скороговорки, перевертыши, считалки.
     В игру вовлекались целые группы подростков, которые состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. Проводились подвижные  игры, как правило, на улице, на свежем воздухе, благодаря чему становились  важным средством оздоровления детей.
     Бытовавшие  подвижные игры возникали свободно, продолжительность их не была регламентирована; элементарные правила взаимоотношений играющих, требования к выполнению двигательных заданий складывались по общему уговору участников игры, которые всякий раз сами устанавливали, где и как будут играть, куда можно убирать, сколько человек надо поймать водящему, как можно выручать пойманных и т. п. Устанавливались и правила выбора водящих (назначение по желанию играющих, с помощью считалок и т. п.), а также придумывались наказания проигравшему (часто довольно трудные и с современной точки зрения недоступные).
     В процессе длительной практики из них  выпали неудобные, были сформированы правила.
     Наряду  с играми творческими, возникающими в самостоятельной двигательной деятельности детей («Салки», «Прятки», «Казаки – разбойники» и др.), выделялись так называемые организованные, педагогически наиболее целесообразные подвижные игры с готовым зафиксированным  содержанием и определенными  правилами. Такие игры удобны для  проведения их с группами детей на занятиях ли в свободное время  под руководством воспитания.
     Выдающийся  русский педагог К.Д. Ушинский, считал наши русские народные игры могущественным средством воспитания, рекомендовал их для широкого использования и  призывал педагогов к собранию их для детей. 

     В игре дети знакомятся с новыми словами  и соответствующими предметами жизни, узнают взаимоотношения этих предметов  и отношение к ним человека. Содержание подвижных игр отображает русскую жизнь, характер и быт  русского народа.
     Вывод: Подвижные игры в комплексе с  другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту  и физическое совершенство. Игры образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
     Подвижная игра – сложная эмоциональная  деятельность детей, направленная на решение  двигательных задач, основанная на движении и наличии правил. (Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А.)
     Игра  активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствует движения, развивает их координацию, формирует быстроту, силу, выносливость, учит детей действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать  в изменяющийся игровой ситуации, познавать окружающий мир, активизирует память, представления, развивает мышление, воображение, пополняет словарный  запас и обогащает речь детей, учит действовать в коллективе, подчиняться  общим требованиям, формирует честность, справедливость, дисциплинированность, учит дружить, сопереживать, помогать друг другу, развивает чувство ритма, способствует овладению пространственной терминологии.
     По  определению П.Ф. Лесгафта, подвижная  игра является упражнением, посредствам  которого ребенок готовиться к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная  насыщенность игры побуждает ребенка  к определенным умственным и физическим усилиям. 

     Многие  высказывания о подвижных играх  педагогов и ученых прошлых лет  имеют не только историко – познавательное значение, но сохраняют свою актуальность и в настоящее время.
     Выдающийся  педагог Ян Амос Коменский (1592 – 1670) высоко оценивал роль игр, «состоящих в движении», для разрешения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
     Подчеркивая большое значение правильного руководства  играми со стороны старших, Я.А. Коменский  говорил, что при соблюдении необходимых  условий игра должна становиться  «серьезным делом, т. е. и развитием  здоровья, или отдыхом для ума, или преддверием (подготовкой) для  жизненной деятельности, или всем этим одновременно». (Коменский Ян Амос)
     Высоко  оценивал подвижные игры, вызывающие у детей положительные эмоции, игры, в которых дети чувствуют  себя непринужденно и в полной мере выявляют свое внутреннее «я», швейцарский  педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827). При проведении подвижной игры имеются  неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка.
     В играх дети делают все как бы втроем: их подсознание, их разум, их фантазия «работают» синхронно, участвуют в  осмыслении и отражении мира постоянно. Детские игры окупаются золотом  самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребенке целостно милосердие и память, честность и  внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность – словом, все, что составляет богатство  человеческой личности. 

     В России игры называли забавами, развлечениями, потехами и даже утехами. А ведь утешиться  – это успокоиться на чем-то радостном, облегчить свою жизнь, свое положение, перестать огорчаться, горевать, успокоиться (С.А. Шмаков).
     Русская народная культура издавна богата играми, в которых живет уважение к  прошлому и вера в будущее. 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Виды подвижных игр
       Подвижные игры делят на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы. 
Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т. д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех. Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Игры этого вида используются во всех возрастных группах, но особенно они популярны в младшем дошкольном возрасте. Бессюжетные подвижные игры типа ловишек, перебежек («Ловишки», «Перебежки») не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от
детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве. 
             В дошкольном возрасте используются подвижные игры с элементами соревнования (индивидуального и группового), например: «Чье звено скорее соберется», «Кто первый через обруч к флажку» и др. Элементы соревнования побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий. В некоторых играх («Перемени предмет», «Кто скорее до флажка») каждый ребенок играет сам за себя и старается выполнить задание как можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры-эстафеты), то ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды. К бессюжетным относятся также игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс, бабки, «Школа мяча» и др.). Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей (двое, трое и т. д.). Правила в таких играх направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих. В этих играх наблюдаются элементы соревнования с целью достижения лучших результатов. В играх-забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и др.), остальные дети являются зрителями. Игры-забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости. 
            К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол,
хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам. 
           Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и др. По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности. К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки. Играми средней подвижности называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами. В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.                                                                           

     Подвижные игры как средство физического воспитания имеют ряд особенностей.  Деятельность играющих подчиненная правилам игры, которые регламентируют их, поведение  и отношения. Правила облегчают  выбор тактики  действия и руководство  игрой. Взаимоотношения между играющими определяются, прежде всего, содержанием игры. Разность в отношениях разрешает выделить две основных группы – некомандные и командные игры, которые дополняются небольшой группой переходных игр.                                            Некомандные игры можно поделить на игры с ведущими и без ведущих. Так же командные игры роз отводятся на два основных вида: игры с одновременным участием всех  играющих; игры с поочередным участием (эстафеты).
     Командные игры различаются и по форме поединка играющих. Существуют игры без вступления игроков в борьбу с соперником, а в других, наоборот, активно ведут борьбу с ними. Более детально классификация игр основывается  на их делении по подвижным действиям. Различают игры: имитационные (с подражательными действиями); с перебежками; с преодолением препятствий; с мячом, палками и вторыми предметами; с сопротивлением; с ориентированием (по слуховым и зрительным сигналами). Выбор той или другой игры определяется конкретными задачами и условиями проведения. Для каждой вековой группы характерные свои особенности в выборе и методике проведения игры. 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3 Влияние подвижных игр на физическое воспитание детей дошкольного возраста

       Подвижная игра с правилами  — это сознательная, активная  деятельность ребенка, характеризующаяся  точным и своевременным выполнением  заданий, связанных с обязательными  для всех играющих правилами.  Подвижная игра является упражнением,  посредством которого ребенок  готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др. Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых качеств личности . Гармоничное развитие возможно только при научно обоснованной системе физического образования и воспитания, в которой превалирует принцип осознанности. Осознанность движений обеспечивает возможность рационально и экономично пользоваться ими, выполнять их с наименьшей затратой сил и с наибольшим эффектом, а также способствует духовному развитию человека. 
         Педагог должен научить детей двигаться естественно, грациозно, в соответствии с конституцией своего тела и индивидуальными способностями. 
Гармоничное развитие происходит при целостной, комплексной, сбалансированной реализации всех потенциальных возможностей человека, а одностороннее развитие губительно для личности, нередко граничит с психологической или физической болезнью. 
        Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр — в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. 
          Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи.

     Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его. Дети младшего дошкольного возраста подражают  в игре всему, что видят. Однако в  подвижных играх малышей, прежде всего, находит отражение не общение  со сверстниками, а отображение той  жизни, которой живут взрослые или  животные (они с удовольствием  летают, как «воробушки», взмахивают руками, как «бабочка крылышками», и  т.д.). Стремление к одухотворению  неживой природы объясняется  желанием ребенка придать изображаемому  в игре образу живой характер, а  когда он вживается в образ, у  него включаются механизмы эмпатии и, как следствие, формируются нравственно ценные личностные качества: сопереживания, соучастия, сопричастности. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего дошкольного возраста носят сюжетный характер. 
            На пятом году жизни характер игровой деятельности детей меняется. Их начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт. Однако подражательность и имитация продолжают играть важную роль и в старшем дошкольном возрасте. 
           Для подвижных игр характерно наличие нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы. 
Различные по содержанию подвижные игры позволяют проследить разнообразие подходов к поиску путей гармоничного развития детей. Условно можно выделить несколько типов подвижных игр, которые по разному способствуют всестороннему развитию дошкольников, несут в себе разную социальную направленность. 
Играм типа «Ловишки» присущ творческий характер, основанный на азарте, двигательном опыте и точном соблюдении правил. Убегая, догоняя, увертываясь, дети максимально мобилизуют свои умственные и физические силы, при этом они самостоятельно выбирают способы, обеспечивающие результативность игровых действий, совершенствующие психофизические качества. 
        Игры, требующие придумывания движений или мгновенного прекращения действия по игровому сигналу, побуждают детей к индивидуальному и коллективному творчеству (придумыванию комбинаций движений, имитации движений транспортных средств, животных). Игры типа «Замри», «Стоп», «Море волнуется» требуют от играющих прекратить движение по соответствующему сигналу, при этом необходимо сохранить выражение лица и напряжение мышц тела в таком положении, в котором они были застигнуты игровым сигналом. Одухотворенность и выразительность движений в таких играх чрезвычайно важны. 
Упражнения, требующие по сигналу (команде) остановить движение, сохраняя при этом выражение лица, напряжение мускулов тела, дают возможность чувствовать свое тело в таких положениях, которые непривычны и неестественны для него, и таким образом расширить индивидуальный набор «штампа движений и поз». Стиль движений и поз разных народов, классов, эпох связан с характерными формами мыслей и чувств. Эта связь настолько тесна, что «человек никогда не может изменить ни образ мыслей, ни чувствования, не изменяя при этом репертуара своих двигательных поз. Если человек намеренно принимает позу, связанную с чувством печали или уныния, то вскоре он действительно почувствует печаль или уныние. Точно так же страх, равнодушие и отвращение могут быть вызваны путем искусственного изменения позы. Начатое движение прекращается в игре командой «стоп!». Тело становится неподвижным и замирает в положении, в котором оно никогда не находилось в обычной жизни. В новой, необычной для себя позе человек становится способным думать по-новому, чувствовать по-новому, знать себя по-новому. Разрушается круг старого автоматизма. 
          Стоп-упражнение является одновременно упражнением для воли, внимания, мысли, для чувства и движения. В этих играх особое внимание уделяется выразительности придуманных детьми действий, которые активизируют психические процессы, осуществляют сенсорные коррекции, ролевой тренинг, формируют психосоматическую и эмоциональную сферы, развивая механизмы эмпатии. Дети передают характер и образы персонажей игры, их настроения, взаимоотношения. Они тренируют мимическую и крупную мускулатуру, а это способствует выбросу эндорфинов (гормон радости), обеспечивающих улучшение состояния и жизнедеятельности организма. 
            Играм с мячом отводится особая роль. Особо важное значение имеют игры, в которых действия ребенка с мячом сопровождаются соответствующими моменту и настроению словами и песнями. 
            Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами и т.д. Эти игры развивают глазомер, двигательные координационные функции, совершенствуют деятельность коры головного мозга. Отбивание мяча повышает настроение, снимает агрессию, помогает избавиться от мышечных напряжений, вызывает удовольствие. Удовольствие, по его мнению, — это свобода телодвижения от мышечной брони, мышечного напряжения. Игры с элементами соревновательности требуют правильного педагогического руководства ими, которое предполагает соблюдение ряда условий: каждый ребенок, участвующий в игре, должен хорошо владеть двигательными навыками (лазаньем, бегом, прыжками, метанием и т.д.), в которых он соревнуется. Этот же принцип является основополагающим в играх-эстафетах. Важно также объективно оценивать деятельность детей: при подведении итогов игры необходимо оценивать достижения ребенка по отношению к самому себе. В играх типа «Жмурки», «Угадай по голосу» совершенствуются анализаторные системы, осуществляются сенсорные коррекции. Таким образом, играя и реализуя различные формы активности, дети познают окружающий мир, себя, свое тело, изобретают, творят, при этом развиваются гармонично и целостно. Подвижная игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Разнообразные движения и действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка.

     Во  время игр у дошкольников формируются  и совершенствуются разнообразные  навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазаний и др.) Быстрая  смена обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные  ему движения в соответствии с  той или иной ситуацией. Все это  положительно сказывается на совершенствовании  двигательных навыков.
     В подвижных играх развиваются  способности правильно оценивать  пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать  на сложившуюся ситуацию в часто  меняющейся обстановке игры. Большое  образовательное значение имеют  подвижные игры, проводимые на местности  в летних и зимних условиях: в  пионерских лагерях, на базах отдыха, в походах и экскурсиях. Игры на местности способствуют образованию  навыков, необходимых туристу, разведчику, следопыту.
     Велико  также значение подвижных игр  в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Игры воспитывают у детей чувства  солидарности, товарищества и ответственности  за действие друг друга. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению “взять себя в руки” после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические  порывы.
     Проводить игры можно в любое время года, на открытом воздухе. Продолжительность  игры с детьми от 3 до 6 лет зависит  от ее интенсивности и сложности  двигательных движений, особенностей физического развития ребенка, состояния  его здоровья, и в среднем может  составлять 10-20 минут.
     Нагрузка  может дозироваться следующими приемами: уменьшением или увеличением  числа играющих; продолжительностью игры по времени; размеров игровой площадки; количества повторений; тяжести предметов  и наличия перерывов для отдыха. По окончанию игры необходимо поощрить малыша, отметив его ловкость, силу, инициативу.
     В связи с морфофункциональными особенностями  организма ребенка в возрасте 2-4 года, гимнастика для детей этого  возраста должна характеризоваться  разнообразием движений и использованием большого числа динамических упражнений. Для этих упражнений характерно чередование  напряжения мышц и их расслабление, которое благоприятствует току крови, в связи, с чем они менее  утомительны, чем статические упражнения.
     Особую  радость малышам доставляют упражнения, облеченные в форму игр. Родителям  вполне доступно дома, во дворе, на даче или на прогулке проводить подобные игры, во время которых дети приобретают  жизненно важные навыки, развиваются  физически. Со временем физические упражнения становятся для детей любимой  игрой, в которой все интересно: и новые достижения, и состязательность игр, и участие родителей. Всякая нагрузка начинает восприниматься легко  и с любопытством, даже холодовая нагрузка, без которой невозможно закаливание.
     Воспитателям  важно творчески подходить к  проведению физкультурных занятий  детей и при необходимости  самостоятельно составлять игровые  задания, содержащие такие виды движений, в которых ребенок особенно нуждается  в данный момент.
     В прохладную погоду целесообразно проводить  игры средней и большой подвижности, так как движения ребенка ограничены из-за теплой одежды. В осенне-зимний период наиболее доступны для младших  дошкольников игры, во время которых  они бегают, подпрыгивают, метают и  прокатывают мячи («Лошадки», «Прокати мяч» и др.).
     Летом игры, в которых есть бег и прыжки, лучше всего проводить во время  утренней прогулки или после полудня, когда температура воздуха снижается. Перед дневным сном игры большой подвижности во избежание перевозбуждения детей не проводятся.
     На  свежем воздухе можно проводить  игры любой подвижности с бегом  в разных направлениях, с метанием мяча на дальность и в цель, с  прыжками.
     Чтобы лучше освоить игру рекомендуется  наиболее сложные моменты объяснять  показом некоторых движений. Подробное  объяснение правил оправдано лишь в  том случае, когда игру проводят впервые. При ее повторении напоминают только основное содержание. В том  случае, если известную ребенку игру усложняют, ему объясняют дополнительные правила и способы выполнения.
     Интерес детей вызывает также воображаемая ситуация, представленная им в яркой  образной форме и связанная с  необычными условиями, в которых  они должны действовать. Например, приключения  во время «путешествия» по реке. Эти условия побуждают детей  находить новые для них характеристики движений. Любую игру нужно проводить  живо и интересно. Только тогда она  будет эффективным средством  физического воспитания.
     С детьми трех-четырех лет игры проводят на понятном и близком им материале. Дошкольников привлекает главным образом  сам процесс движения: им интересно  бегать, догонять, бросать предметы, искать их. Для них подбирают игры с одним - двумя основными движениями. Важно учесть и то, что в этом возрасте ребенок плохо владеет  движениями: часто теряет равновесие, падает, прилагает значительные усилия во время выполнения физических упражнений. Игры для младших дошкольников подбирают  простые, с обязательным чередованием движений и отдыха. Содержание их составляют посильные и интересные задания («Догони мяч», «Беги ко мне» и  др.). Основными движениями в этих играх являются кратковременный  бег и ходьба с последующим  отдыхом. Ходьба, бег, несложные прыжки — наиболее доступные движения для  малышей. Продолжительность игры средней  и большой подвижности для  детей трех-четырех лет не должна превышать 6—8 минут.
     Дети  пяти лет проявляют большой интерес  к играм с динамичными движениями (бег, прыжки, упражнения в лазании, равновесии и т. д.). Им нравится догонять друг друга, убегать от водящего. Постепенно они начинают интересоваться результатами своих действий: попасть мячом  в цель, легко перепрыгнуть через  «ручеек». Однако не рекомендуют проводить  игры со сложными видами движений (прыжки, лазание) до тех пор, пока дошкольники  не овладеют ими. Вначале их учат правильно  выполнять движение, а затем проводят игру, где это движение ведущее. Общая  продолжительность подвижной игры для детей этой возрастной группы составляет не больше 8—10 минут. В этом возрасте детей нужно постепенно обучать правилам таких спортивных игр как бадминтон,  волейбол, баскетбол, мини-футбол. Дети, как правило, с восторгом играют с родителями в эти игры, приобретая определенные навыки, и знакомятся с упрощенными  правилами этих игр, что пригодится им при общении с подростками  во дворе и в школе.
     Более высокая двигательная подготовленность детей шести лет дает возможность  шире использовать в играх разнообразные  движения (броски и ловлю мяча в  игре «Подбрось и поймай», метание  колец в игре «Серсо», прыжки в  игре «Поймай мотылька» и т. д.). Для детей этого возраста большое  значение имеют игры с мячом, скакалкой, обручем, флажками.
     В системе физического воспитания детей семи лет подвижным играм  отводится значительное место. Характерной  особенностью поведения детей данного  возраста в игре является большая  их самостоятельность. Они сами определяют элементарные правила, по своему желанию  могут их изменять. Содержание игр  часто бывает связано с использованием разнообразного инвентаря, что побуждает  детей к определенным действиям: скакалка — к прыжкам, мяч —  к метанию в цель, подбрасыванию  или прокатыванию. Общая продолжительность  игры составляет 12—15 минут.
     Физическую  нагрузку регулируют размерами дистанции, которую пробегают дети, уменьшением  или увеличением количества преодолеваемых препятствий, усложнением правил, введением кратковременных пауз для отдыха или анализа ошибок.
     Учитывая  то, что зимой движения ребенка  ограничены, нагрузку уменьшают или  увеличивают перерывы между повторениями игры. То же самое делают летом при  высокой температуре воздуха.
     Игра  — исключительно ценный способ вовлечения ребенка в двигательную деятельность. На основе положительных эмоций, связанных  с понятным, близким сюжетом, и  доступности движений у малыша постепенно появляется желание участвовать  не только в играх, но и в упражнениях  во время занятий и самостоятельной  деятельности.
     Важно подбирать для детей игры и  доступные упражнения, всесторонне  развивающие их. В подвижных играх  развиваются физические силы детей, крепнет здоровье, лучше становится аппетит, сон. 
В играх с товарищами у ребенка воспитывается характер. Приходится подчиняться правилам игры, считаться с интересами других детей, сдерживаться. Нельзя, например, заплакать, если кто-нибудь нечаянно толкнет. Надо честно выполнять правила игры: не бежать до сигнала, не вырываться, если поймали, не подглядывать за участниками игры в прятки. Кто плачет по пустякам, нарушает правила, тот не пользуется уважением товарищей: его неохотно принимают в игру, над ним смеются, а мнение сверстников для детей очень важно. 
В коллективном воспитании детей — в детском саду, детском доме, на летних площадках — подвижным играм уделяется большое внимание. Ежедневно с детьми проводится та или иная игра, выбираются игры с разными видами движений: с бегом, прыжками и т. д. 
Младшим детям (в возрасте 3—4 лет) нужны игры с самыми простыми, интересными для них заданиями: в игре «Найди свой домик» они должны добежать до флажка определенного цвета, в игре «Наседка и цыплята» — подлезать под натянутую веревку, в любимой всеми народной игре «У медведя на бору» — убегать от ловящего. 
           Для детей постарше (5—6 лет) подбираются игры с более разнообразными движениями, иногда в различных сочетаниях. «Зайцы» прыгают на полянке, а при появлении «волка» убегают от него, «козы» могут попасть в свой «дом», только перепрыгнув через «ров». Игра в «кошки-мышки» требует проворства, большой согласованности действий. В некоторых играх на первый план выступают элементы соревнования: выигрывает тот, кто скорее добежит до флажка, кто дальше забросит мяч или шишку, кто сумеет докатить обруч до дерева так, чтобы он ни разу не упал. 
В домашнем воспитании детей подвижные игры также должны занимать большое место. Бывает, что в семейной обстановке подвижность ребенка тяготит родителей. Они стараются подобрать для детей более спокойные занятия, требуют сидеть смирно. Подавление активности ребенка приводит к тому, что он постепенно становится вялым, малоподвижным, или, наоборот, у него могут появиться бурные вспышки недисциплинированности.

     У детей должны быть игрушки, которые  удовлетворяли бы их потребность  в движении: мячи, каталки, прыгалки, зимой — лопатки, санки, а для  более старших — лыжи. 
Кроме свободных игр, значительное место в физическом воспитании детей принадлежит так называемым «подвижным играм с правилами». Эти игры происходят, в зависимости от условий, во дворе, в саду, на поляне возле дома. Положительное значение подвижных игр еще более увеличивается, если кто-либо из старших помогает детям в их организации.

     Имеется опыт организации детских площадок при домоуправлениях, где играми руководят специально приглашенные воспитатели. 
Какое значение имеют такие игры в жизни ребенка, какое влияние окажут на его развитие. Прежде всего, и в ролевых и в режиссерских играх, какими бы «ненастоящими» ни были игровые действия, дети всегда стремятся к правдоподобию и точности. Многие навыки, приобретаемые в играх, пригодятся им позднее в жизни, в быту, в труде. Ну, а если игра проходит без внешне выраженного действия? И тогда она приносит ребенку пользу: развивая его фантазию, игра поможет ему глубже понять окружающее, людей, героев книг и кинофильмов, пережить вместе с ними многие события. 
Не менее важны для детей и игры, которые называют дидактическими ? обучающими. Самого крошечного малыша, едва начавшего понимать речь, мать забавляет игрой в «Ладушки», уча его при произнесении определенных слов хлопать в ладоши, поднимать руки, класть их на головку. В игре «Пальчик-мальчик, где ты был?» малыш с помощью взрослого начинает по одному сгибать пальцы, соотносить слово «пальцы» с пальцами на руке. Все обучающие игры, будь то для малышей или для старших дошкольников, имеют игровой сюжет, ряд игровых действий и обязательно правила. Дидактические игры относятся к играм с правилами. Правила дидактической игры устанавливаются не детьми, как в ролевых и режиссерских играх, а взрослыми. Многие дидактические игры проходят с игрушками, но большей частью это игры словесного характера или с применением неигровых предметов.

       Вряд ли можно отыскать ребенка,  который никогда не играл бы  в прятки или салки, не играл  бы с мячом. Огромное количество  подвижных игр пришло к нам  из глубины веков, в них играли  наши деды и прадеды. Многие  из них когда-то были обрядовыми  хороводными играми, затем постепенно  утратили обрядовый смысл и  достались в наследство детям  со всеми лирическими или задорно-веселыми  песнями, плясками, движениями. Это  замечательные игры, развивающие  у детей ловкость, быстроту, находчивость, ритмичность движений, музыкальность. 
          Игра ? важнейшая форма организации детской жизни. К сожалению, это понимают еще не все взрослые. Не всегда они умеют правильно «оснастить» игру ребенка игрушками, не играют вместе с ним, не учат его правильным действиям с новыми игрушками, считая игру сугубо самостоятельной детской деятельностью: ребенку куплены игрушки ? пусть играет. Просьбу малыша купить ему какую-то определенную игрушку они рассматривают как каприз, полагая, что родителям виднее, что следует приобрести. Но это неправильно. Нельзя пускать игру ребенка на самотек, нужно формировать ее умелым личным участием, а при подборе игрушек нужно обязательно учитывать интересы ребенка, его замыслы. 
Новые игрушки приобретаются с целью расширить тематику игр, обогатить их содержание, с целью дальнейшего развития ребенка в игре ? для любимой куклы можно купить новую одежду, коляску, автомобиль; к набору строительных материалов постепенно можно прикупить фигурки людей, затем животных; позднее строительные материалы сменятся конструктором и т. д.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.