На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Педагогическое взаимодействие и его виды

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 27.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
“САМАРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ” 
 
 
 
 

Факультет социальная педагогика

Специальность – социальная педагогика 
 

Контрольная работа
по дисциплине
“Педагогика” 

Тема: “Педагогическое взаимодействие и его виды” 

                                                                                          
 

                                                                                 Выполнила:
                                                                                           студентка 1 курса,
                                                                                 группы № 3
        Коновалова Надежда
                                                                                        Александровна 
 

                                                                              Проверил:
                                                                                  Курина В.А.
                                                                        д.п.н.,
                                                                                профессор
                                                                          
 

Самара

 
2008 
 
 

      Содержание
      Введение ………………………………………………………………….. 3
      1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ……………………………………………………………….   5
      1.1. Сущность понятий «взаимодействие», «педагогическое взаимодействие» ……………………………………………………………………………. .5
      1.2. Виды педагогического взаимодействия  ……………………………. 9
      2. РЕАЛИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  ………………………………………………………... 13
      2.1. Создание условий для положительной  реализации педагогического взаимодействия ………………………………………………………………… 13
      2.2. Реализация педагогического взаимодействия в обучении и воспитании ……………………………………………………………………………. 16
      Заключение ……………………………………………………………… 21
      Список  литературы ……………………………………………………... 23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение
      Из  посылок о природе общества проистекают  следующие проблемы: взаимодействие педагога с воспитуемым; его социальная сущность и механизмы;  воздействие и противодействие; условия эффективного взаимодействия; образование как инструмент социальной преемственности; учет специфики связей между поколениями; содержание образования, исходящее из направленности и перспектив социального развития, структуры общества, его ценностей, норм и целей, характера разделения труда, взаимообусловленности личности и общества; взаимодействие новых поколений с общественным сознанием, особенно с содержанием морального сознания; образование как организация взаимодействия личности с семьей, учебной группой, средой в целом [16, с.57].
      Общение относится к числу межпредметных  категорий. Оно органично и широко представлено в философии, социологии, общей и социальной психологии, педагогике и других науках, каждая из которых изучает его в связи с задачами и спецификой своей области знания.
      В процессе педагогического общения  осуществляется обучение приемам и способам умственной деятельности, формирование мыслительных процессов, управление процессами обучения, обучения приемам работы, постоянное поддержание заинтересованности учащихся на самом уроке, мотивационное обеспечение учебного процесса, нормативных взаимодействий с коллективом и с учителем, снятие эмоционально напряженности.
      Педагогическое  общение – это многоплановый  процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания  и взаимодействия между педагогам  и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности [15, с.393].
      Проблеме  педагогического общения и взаимодействия посвящено значительное количество исследований, анализ которых обнаруживает несколько аспектов в ее изучении. Прежде всего, это определение структуры и условий формирования коммуникативных умений педагога. В этом аспекте получили развитие методы активного социального обучения, ролевые игры, социально – психологические тренинги, дискуссии. С их помощью педагоги овладевают способами взаимодействия. Другое направление – исследование проблем взаимодействия, взаимопонимания между педагогами и обучаемыми.
        Так как педагогическое общение  представляет собой социально  – нормативные формы взаимодействия педагогов с учащимися, в данной работе мы рассмотрим педагогическое взаимодействие и его сущность.
      Цель  исследования: создать условия для положительной реализации педагогического взаимодействия и показать возможности их применения.
      Объект  исследования: система общего образования.
      Предмет исследования: педагогическое взаимодействие и его виды.
      Задачи:
      1) раскрыть сущность понятий «взаимодействие», «педагогическое взаимодействие»;
      2) охарактеризовать виды педагогического  взаимодействия;
      3) выявить условия для положительной  реализации педагогического взаимодействия;
      4) показать реализацию условий педагогического взаимодействия в обучении и воспитании. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
      1.1. Сущность понятий  «взаимодействие», «педагогическое  взаимодействие»
      Педагогическое  взаимодействие является универсальной  характеристикой педагогического процесса. Оно значительно шире категории «педагогическое взаимодействие», сводящий педагогический процесс к субъектно – объектным отношениям.
      Прежде  чем приступить к рассмотрению сущности педагогического взаимодействия, нам  необходимо дать определение понятию «взаимодействие» и раскрыть суть педагогического процесса.

      Взаимодействие  – это процесс воздействия  субъектов друг на друга, порождающий  их взаимообусловленность, фактор социальной интеграции, социального структурирования и эффективной групповой деятельности. взаимодействие может быть непосредственным и опосредованным, переходящим и устойчивым, частным и публичным, формальным и неформальным, институциализированным и творческим [4, с.21].

        Взаимодействие общающихся –  это обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками [11, с.233].
      Взаимодействие  – это деятельность, обеспечивающая формирование личности в процессе реализации общих целей, и общение [16, с.212].
      Любой процесс есть последовательная смена  одного состояния другим. В педагогическом процессе она есть результат педагогического взаимодействия. Именно поэтому педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса [15, с.84].
      Педагогический  процесс – это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач [14, с.164].

      Педагоги  и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса. Взаимодействие субъектов педагогического процесса  (обмен деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии. А успешное освоение опыта, как известно, осуществляется в специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы, включающей разнообразные педагогические средства. Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе [14, с.164].

      Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель, понимаемая как  многоуровневое явление. Педагогическая система организуется с ориентацией  на цели воспитания и для их осуществления, она всецело подчиняется целям образования.
      Основной  единицей педагогического процесса является педагогическая задача, которая должна отвечать следующим условиям:
    обладать всеми существенными признаками педагогического процесса;
    являться общей при реализации любых педагогических целей;
    наблюдаться при выделении путем абстрагирования в любом реальном процессе.
      В педагогической деятельности в результате взаимодействия педагогов и воспитанников  возникают разнообразные ситуации. Привнесение в педагогической ситуации целей придает взаимодействию целенаправленность. Педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления, и есть педагогическая задача.
      Педагогическая  деятельность может быть представлена как взаимосвязанная последовательность решения бесчисленного множества задач разного уровня сложности, а воспитанники, в свою очередь, включены в их решение, так как взаимодействуют с педагогами. То и с этой точки зрения единицей педагогического процесса есть все основания рассматривать материальную педагогическую задачу как воспитательную ситуацию, характеризующуюся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью. Таким образом, движение педагогического процесса, его «моменты» должны прослеживаться при переходе от решения одной задачи к другой. Все задачи являются задачами социального управления. Однако «клеточкой» педагогического процесса, можно считать только оперативные задачи, ограниченно выстроенный ряд которых приводит к решению тактических, а затем и стратегических задач. Все задачи решаются с соблюдением принципиальной схемы, которая предполагает прохождение четырех взаимосвязанных этапов:
      анализа ситуации и постановки педагогической задачи;
      проектирование вариантов решения и выбора оптимального для данных условий;
      осуществление плана решения задачи на практике, включающего организацию взаимодействия, регулирование и коррегирование течения педагогического процесса;
      анализа результатов решения [14, с.165 - 166].
      Движущими силами педагогического процесса является несоответствие реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые к ним предъявляются со стороны общества: школы, учителей. Однако если требования слишком завышены или, наоборот, занижены, то они не становятся источниками движения школьника, а следовательно, и всей педагогической системы к намеченной цели.
      В последние годы выявилось главное  внутреннее противоречие педагогического процесса и развития личности в детском возрасте. Это несоответствие между активно – деятельной природой ребенка и социально – педагогическими условиями его жизни. Главное противоречие конкретизируется целым рядом частных:
      -  между общественными интересами  и интересами личности;
    - между  коллективом и личностью;
    - между  сложными явлениями общественной  жизни и недостатком детского опыта для их понимания;
    - между стремительно нарастающим потоком информации и возможностями учебно – воспитательного процесса  [15, с.165 - 166].
    К субъектным относятся следующие противоречия:
      между целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию, односторонностью педагогического процесса;
      между отставанием процесса генерализации знаний и умений и нарастающей необходимостью применять преимущественно обобщенные знания и умения;
      между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово – репродуктивным характером организации педагогического процесса;
      между определяющим значением деятельности в развитии личности и установками преимущественно на словесное воспитание;
      между возрастающей ролью гуманитарных предметов в гражданском становлении человека и тенденцией к технократизации педагогического процесса.
      Даже  поверхностный анализ реальной педагогической практики обращает внимание на широкий спектр взаимодействий: «ученик - ученик», «ученик - коллектив», «ученик - учитель», «учащиеся – субъект усвоения» и .п.
      Основным  отношением педагогического процесса является взаимосвязь «педагогическая деятельность - деятельность воспитанника». Однако исходным, определяющим в конечном итоге его результаты, является отношение «воспитанник – объект усвоения».
      В этом и заключается и сама специфика  педагогических задач. Они могут быть решены и решаются только посредством руководимой педагогом активности учащихся, их деятельности. Д.Б. Эльконин отмечал, что основное отличие учебной задачи от всяких других в том, что ее цель и результат – в изменении самого действующего субъекта, заключающемся в овладении или определенными способами действия. Таким образом, педагогический процесс как частный случай социального отношения выражает взаимодействие двух субъектов, опосредованное объектом усвоения, т.е. содержанием образования [14, с.167].
      Практическое  взаимодействие учителей и учащихся в любой области деятельности являются предметом педагогической деятельности технологии. Они организованны  на основе четкого структурирования, систематизации, программирования, алгоритмизации, стандартизации, способов и приемов обучения или воспитания, с использованием компьютеризации и технических средств. В результате достигается устойчивый позитивный результат в усвоении детьми знаний, умений и навыков, в формировании социально ценных форм и привычек поведения [9, с.105].
      Отношения педагогов и воспитанников в  школе – это обусловленное  всей системой производственных, политических, правовых и моральных отношений общества взаимодействие, направляемое педагогами на решение образовательных задач. Нормой отношений педагогов и воспитанников в школе являются гуманные или так называемые педагогически целесообразные отношения [14, с.409]. Педагогическое взаимодействие играет важнейшую роль в человеческом общении, в том числе в отношениях деловых, партнерских, при соблюдении этикета, в проявлении милосердия и т.п. Немов Р.С. дает следующее определение общения:
      Общение – обмен информацией, взаимодействие людей [10, с.225].  

      1.2. Виды педагогического взаимодействия
      Принято различать следующие  виды педагогических взаимодействий:
      педагогические (отношения воспитателей и воспитанников);
      взаимные (отношения со взрослыми, сверстниками, младшими);
      предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры);
      отношения к самому себе.
      Важно подчеркнуть, что воспитательные взаимодействия возникают и тогда, когда воспитанники и без участия воспитателей в  повседневной жизни вступают в контакт  с окружающими людьми и предметами.
      Педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны, два взаимообусловленных компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника.
      Воздействия могут быть прямые и косвенные, различаться  по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеру обратной связи (управляемые, неуправляемые) и т.п. Столь же многообразные и ответные реакции воспитанников: активное восприятие, переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие, действия, поступки, деятельность и т.п. [14, с.168].
      Педагогическое  взаимодействие в отличие от любого другого взаимодействия, представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях [14, с.168].
      Если  рассматривать общение как взаимодействие, то можно выделить два основных вида взаимодействия:
      1) Кооперация – сотрудничество, способствующее организации и достижению положительных результатов в совместной деятельности. Характеризуется: принятием субъектами взаимодействия общих целей и согласованной программы деятельности; рациональным распределением функций и ролей с учетом индивидуальных особенностей, способностей и возможностей каждого участника совместной деятельности; благоприятным нравственно – психологическим климатом в группе, готовностью каждого ее члена оказать помощь другим.
      2) Конкуренция – конфликт, становление противоположных целей, позиций, интересов.
      Конфликты подразделяют на внутренние (внутриличностные) и внешние (межличностные и межгрупповые), кратковременные и затяжные, явные и скрытые и другие [16, с.134].
      Также выделяют демократическое взаимодействие – это такой тип взаимодействия людей, если ни у одной из двух договаривающихся сторон нет возможности заставить другую что-либо делать [1, с.52].
      И еще один вид: межличностное взаимодействие – это совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в процессе их совместной деятельности [11, с.245].
      Взаимодействие  человека с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.
      Объективные отношения и связи (отношения  зависимости, подчинения, сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения [11, с.233].
      Различные стили коммуникативного взаимодействия порождают несколько моделей поведения преподавателя в общении с обучаемыми на занятиях. Условно их можно обозначить следующим образом: модель диктаторская "Монблан", модель неконтактная "Китайская стена", модель дифференцированного внимания "Локатор", модель гипорефлексная "Тетерев", модель гиперрефлексная "Гамлет", модель негибкого реагирования "Робот", модель авторитарная "Я - сам", модель активного взаимодействия "Союз» [17, с.380].
      Таким образом, педагогическое взаимодействие – это универсальная характеристика педагогического процесса. Никакой педагогический процесс не может проходить без взаимодействия между педагогом и обучающимся. В процессе педагогического взаимодействия достигается устойчивый позитивный результат в усвоении детьми знаний, умений и навыков, в формировании социально ценных форм привычек поведения.
    Педагогическое  взаимодействие обязательно направлено педагогами на решение поставленных задач.
    Различают следующие виды педагогического  взаимодействия:
    -педагогическое;
    -предметное;
    -отношение  к самому себе;
    -коммуникативное;
        -кооперация;
        -конкуренция. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. РЕАЛИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
     2.1. Создание условий  для положительной  реализации педагогического взаимодействия
     Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. С мотивацией деятельности теснейшим образом связано ее стимулирование. Стимулировать – значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию. В целях подкрепления и усилия воздействия на личность школьника тех или иных факторов применяются различные методы стимулирования, среди которых наиболее распространенными являются соревнование, познавательная игра, поощрение, наказание.
     Продуктивность  педагогической деятельности во многом определяется уровнем овладения учителем технологий педагогического общения.
     Многие  серьезные затруднения в решении  задач обучения и воспитания возникают из-за неумения учителя правильно организовать общение с детьми. Какие бы классификации методов обучения и воспитания ни предлагались, воздействие педагога на личность школьника осуществляется только через живое и непосредственное общение с воспитанниками.
     В.А. Кан – Калик отмечал, что воспитание будет эффективным в том случае, если вызывает у ребенка положительное  отношение к тому, что мы хотим у него воспитать. При этом то или иное отношение всегда формируется через сложившийся механизм общения [6, с.3].
     Вот почему перед каждым учителем стоит  задача овладения технологией педагогического общения. Незнание такой технологии приводит к тому, что коммуникативные действия осуществляются путем проб и ошибок.
     Специфическую характеристику профессиональной педагогической деятельности выражают два ее взаимосвязанных  аспекта. С одной стороны, это  педагогическое творчество в процессе общения с детьми, с другой – общение с детьми в процессе педагогического творчества. Профессионально – педагогическое общение есть система (приемы и навыки) органического социально – психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимодействий с помощью коммуникативных средств. В этой связи общение в педагогической деятельности – это средство решения учебных задач; социально – психологическое обеспечение образовательного процесса; способ организации взаимодействий педагога и детей, обусловливающих успешность обучения и воспитания.
       Без общения воспитателя с  воспитанником взаимодействие не  состоится, каково оно в воспитании, таково и воспитание; любой конкретный метод, прием, способ воспитания могут существовать только в общении. Тут важны не только приемы и методы, но и уникальные свойства личности воспитателя. В школьной жизни общение возникает на уроке, на перемене, во время внеклассных занятий. Однако если в любой из этих ситуаций общение будет лишено духа искренности и преданности со стороны учителя, то его вряд ли можно считать педагогическим [3].
     Таким образом, педагогическое общение как особый вид творчества в технологическом плане находит свое выражение в умениях передавать информацию, понять состояние ученика, в организации взаимоотношений с детьми, в искусстве взаимодействовать на партнера по общению, управлять собственным психическим состоянием [15, с.396]
     Подлинный мастер, педагог – воспитатель, организуя  жизнь детского коллектива по всем законам коллективообразования, одновременно выходит и на обустройство личной жизни, стабилизацию духа каждого ребенка с помощью индивидуально – личностного, парного взаимодействия детей и причастных к воспитанию взрослых. Успех парного взаимодействия не может быть достигнут за счет усилий только одного воспитателя, классного руководителя. Его задача в том, чтобы войти в контакт с каждым своим воспитанником, а также в том, чтобы обеспечить каждого ребенка возможностью целесообразного, парного и многостороннего, удовлетворяющего его индивидуально – личностного, духовно – нравственного общения. Необходимо создать систему подвижного, творческого, взаимообогощающего и взаимоудовлетворяющего парного взаимодействия.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.