На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Психолгические средства химической зависимости в юнешеском возрасте

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Содержание 

    Введение…………………………………………………………………….3
    1. Наркомания  как социальное явление…………………………………..5
    1.1. Личностные  и психологические факторы приобщения  к наркотикам………………………………………………………………….5
    1.2. Наркоманская  субкультура как фактор приобщения  к наркотикам.9
    1.3. Психологический  портрет наркомана периода взросления……….12
    2. Психологические  средства коррекции химической  зависимости в юношеском возрасте……………………………………………………...15
    2.1. Формы и методы работы с семьей по профилактике наркомании..15
    2.2. Профилактическая  работа психолога с подростками……………...22
    Заключение………………………………………………………………..30
    Список  литературы……………………………………………………….32 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      Введение

      Число людей, употребляющих психоактивные  вещества, растет изо дня в день, хотя нет человека, который бы не был осведомлен об их смертельной  опасности. Наша страна - не исключение. К сожалению, ни постоянная война  с наркомафией, ни запретительные законы, ни запугивание населения ужасными последствиями употребления наркотиков результатов не дают. Проблемой лечения наркомании занимаются ученые многих стран, но радикальных мер пока не предложено.
      Однако  все признают бесспорный факт - болезнь легче и надежнее предупредить, чем потом всю жизнь лечить. Настало время для серьезных исследований и поисков стратегий эффективной профилактики употребления психоактивных веществ, особенно среди молодежи. Попытка такого исследования и разработки системы научно обоснованных рекомендаций предприняты в данной работе.
      Важное  место в нашем подходе к  проблеме профилактики занимает рассмотрение внутриличностного противоречия в  психике людей - все или почти  все не против того, чтобы попробовать наркотики, но становиться наркоманами никто не собирается. Главный вопрос: как предотвратить процесс, к которому человек еще не приобщен, но о котором уже осведомлен и при этом получает различную противоречивую информацию - от восторженной до сугубо отрицательной и даже пугающей?
      Цель профилактической работы состоит в создании системного личностно-ориентированного воздействия (с учетом конкретных обстоятельств) на объект профилактики и организации активного (субъектного) участия в этом процессе самого объекта профилактики.
      Лечение наркомана в медицинском учреждении не предусматривает специальной  и длительной работы с его семьей, это функция социальных служб. Понимание  социально-психологической атмосферы  вокруг наркозависимого, атмосферы, в  которой вынуждены находиться близкие, знакомые и даже незнакомые люди, позволит социальным работникам эффективно, последовательно и творчески решать свои профессиональные задачи.
      Объект  исследования – химическая зависимость  в юношеском возрасте.
      Предмет исследования – психологические средства коррекции химической зависимости в юношеском возрасте.
      Цель  исследования – рассмотреть психологические  средства коррекции химической зависимости  в юношеском возрасте.
      Задачи  исследования:
    1. Рассмотреть феномен наркомании как социальное явление.
    2. Определить формы и методы работы с семьей по профилактике наркомании.
    3. Проанализировать профилактическую работу психолога с подростками.
      Методы  исследования: теоретический метод – анализ психолого-педагогической и методической литературы.
      Данная  курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Наркомания как социальное явление

      1.1. Личностные и психологические факторы приобщения к наркотикам
 
      Научное определение типа личности, предрасположенной к употреблению психоактивных веществ, имеют большое значение для определения механизмов формирования наркомании и разработки эффективных моделей профилактики. Предпринятые в этом направлении многочисленные исследования весьма противоречивы. П.Б. Ганнушкин, И.П. Пятницкая, А.Е. Личко, В.С. Битенский, Б.Г. Херсонский и другие отечественные ученые тесно связывают механизмы формирования наркомании с преморбидной (предшествующей) структурой личности и особенностями организма в целом. Среди психологических факторов, создающих условия для злоупотребления подростками психоактивными веществами, большое значение имеет неблагополучие в семье. Помимо аддитивного поведения у подростков наблюдаются иные проявления девиантного поведения. [8]
      Злоупотребления психоактивными веществами в этом контексте рассматриваются как особая динамическая форма подростковой и юношеской патологии, приобретающая по мере развития зависимости признаки, качественно отличающие ее от других форм патологии. Высказано предположение, что психопатия создает повышенный риск формирования наркомании. По данным В.С. Битенского и его соавторов, диагноз психопатии мог быть поставлен до начала злоупотребления в 64% случаях наркомании, в 31% - токсикомании и в 48% случаев - злоупотребление без психической зависимости. Эта гипотеза не находит подтверждения в работе В.К. Смирнова, который проанализировал 600 историй болезни психопатов. Лишь 10% психопатов, у которых зафиксирована возбудимая, мозаичная или неустойчивая форма, употребляют наркотики. [8]
      Многие  зарубежные ученые утверждают, что значительная часть лиц, употребляющая психоактивные вещества и находящаяся в лечебных заведениях, имеет серьезные проблемы: нарушения психической активности, эмоционального функционирования, снижение самооценки, способностей к совладанию со стрессом и саморегуляции, низкие показатели интеллекта и личностные расстройства.
      Отмечается  также низкий общеобразовательный  и культурный уровень, недостаточное  развитие духовных аспектов личностей наркоманов, низкая самооценка и неудовлетворенность жизнью.
      Образ "Я" у подростков с аддитивным поведением (по данным опросника Д. Оффера) характеризуется противоречивостью, причем наиболее уязвимыми сторонами  оказались эмоциональный тон, механизмы  совладания, семейное "Я". По сравнению  со здоровыми социально адаптированными подростками пациенты с аддитивным поведением обнаруживали отсутствие или ослабление мотивов к учебе и трудовой деятельности, так называемую "социальную инфантильность" с установками на материальную зависимость от взрослых и недостаточную самореализацию в профессиональном плане. У подростков, употребляющих токсические вещества, выявлена блокировка потребности в матери.
      Н.Ю. Максимова считает, что влечение подростка к употреблению наркотиков является признаком глубокого личностного неблагополучия и логическим завершением предшествующего развития. Н.Ю. Максимова предполагает, что актуализация психологической готовности подростков к употреблению наркотиков происходит по следующим причинам: [13]
    неспособность подростка к продуктивному выходу из ситуации затрудненности удовлетворения актуальных жизненно важных потребностей;
    несформированность и неэффективность способов психологической защиты подростка, позволяющей ему хотя бы временно снять эмоциональное напряжение;
    наличие психотравмирующей ситуации, из которой подросток не находит конструктивного выхода.
      Подросток оказывается беспомощным перед  захлестывающими его отрицательными состояниями и прибегает к  изменению своего состояния химическим путем.
      К указанным в выше причинам актуализации готовности к употреблению наркотиков необходимо добавить эмоциональную доступность: считает ли подросток "правильным" принимать наркотик. Известно, что сложные жизненные обстоятельства, неправильное семейное воспитание негативно влияют на подростков, однако только некоторые из них в ситуации доступности психоактивных веществ становятся наркоманами. Имеющиеся защитные факторы еще не исследованы. Анализ зарубежных статистических данных о распространенности психоневрологических заболеваний и алкоголизма, наркомании в различных этнических группах позволяет Н.Ю. Максимовой сделать вывод о том, что люди, столкнувшись с невозможностью изменить свое отрицательное эмоциональное состояние продуктивным путем и не имеющие эффективных способов психологической защиты, оказываются перед выбором: невроз или употребление психотропных веществ. Аналогичные гипотезы о механизме формирования наркомании приводятся и в других работах. Высказанные предположения подтверждают результаты работ зарубежных исследователей. Интенсивность употребления наркотиков отрицательно коррелировала с психосоциальной компетентностью и позитивно - с наличием проблем. Полученные в работе данные свидетельствуют, что наличие в жизни детей проконтролированных стрессовых ситуаций увеличивает риск потребления психоактивных веществ.
      Возникновению и высокопрогредиентному течению  наркомании способствует: [13]
    пре-, пери-, постнатальная патология;
    черепно-мозговые травмы, тяжелые и длительные соматические заболевания;
    астеническая конституция; употребление токсических ингалянтов на этапе поисковой наркомании ("аддитивное поведение"), начатое в детском возрасте.
      Большинство заключений о мотивах употребления подростками психоактивных веществ  сделаны на основании их анкетирования  или использования метода интервью. Строго говоря, эти методы выявляют не мотивацию, а мотивировку, т.е. "объяснения субъектом причин действия путем указания на социально-приемлемые для него и его референтной группы обстоятельств". Мотивы, как известно, могут не осознаваться субъектом. Кроме того, возможны значительные искажения в их вербализации. В связи с этим заслуживают внимания работы В.В.Гульдана, в которых используются проективный и психосемантический методы. Они обеспечивают получение более объективных результатов по сравнению с опросниками. Изучение эмоционального отношения и структуры представлений о наркомании московских школьников 10-17 лет, проведенное В.В. Гульданом в 1989 году, показало, что поведенческие особенности тесно связаны с характером ситуации, полом, возрастом. Наиболее неблагоприятными тенденциями являются: [21]
    отсутствие внутренних запретов на токсикоманические средства в отличие от наркотиков, так как у подростков 14-17 лет существует мнение о том, что наркомания чревата большими последствиями, чем токсикомания;
    в возрасте 12-13 лет - зависимость поведения от ситуации;
    в 14-15 лет - склонность к риску и повышенная активность;
    в 16-17 лет - отсутствие включенности в ситуацию друзей, семьи.
      Вне зависимости от пола и возраста главными мотивами "экспериментирования" с наркотическими и токсикоманическими веществами оказались мотивы, вызываемые особенностями общения подростков в группе. Главным мотивом отказа от пробы для мальчиков 12-15 лет явилось не опасение за здоровье, как у всех остальных испытуемых, а отсутствие возможностей достать наркотики.
      Одним из наиболее существенных факторов возможной  наркотизации являются нарушения в  эмоциональной сфере подростков. Поэтому чрезвычайно важна своевременная  коррекция дефектов эмоциональной  сферы у подростков. Для коррекции дефицита восприятия эмоций и повышенного уровня экспрессии гнева применяется индивидуальный тренинг эмоционально-импрессивных и эмоционально-экспрессивных навыков: составление и разгадывание психологических портретов близких людей, описание собственного эмоционального состояния в различных эмоциогенных ситуациях, тренинг контроля эмоций с помощью различных когнитивных приемов, релаксации, аутотренинга. Для повышения уровня положительных и снижения отрицательных эмоций используется тренинг, направленный на повышение мотивации достижения уровня притязаний и навыков общения.
      1.2. Наркоманская субкультура как фактор приобщения к наркотикам
 
      Наркомания - это болезнь, порождающая в условиях города свою культуру: субкультуру - по смыслу, контркультуру - по динамике.
      В период взросления подростки ищут поддержки  у других, чтобы справиться с физическими, эмоциональными и социальными переменами в их жизни. Так образуется круг сверстников, играющий существенную роль в развитии социальных навыков ребенка. Подросток перенимает у своих друзей как конструктивные, так и деструктивные виды поведения, в том числе и наркоманское поведение.
      Наркоманская  субкультура возникла как реакция  на отношение общества к наркомании, ее появление и развитие - неизбежный процесс. Она служит кругу наркоманов для "смягчения" явлений, на которые люди за ее пределами смотрят как на психическое отклонение или как на криминальное поведение. Анализ содержания и направленности наркоманской субкультуры позволяют говорить о ней как об "антисистеме", явлении крайне негативном, поскольку она способствует приобщению к наркотикам и поддерживает их употребление. Ее можно отнести к социальным факторам наркотизации населения. Она привносит в общество особый жаргон, настроение и стиль поведения, свои традиции и представления.
      Наркоманская  субкультура обманчива, но для подростка  реально притягательна. Жизнь наркомана - постоянный риск, неограниченная свобода, самоутверждение, новые впечатления, приключения, насыщенность переживаниями. Подростку кажется, что отношения среди наркоманов - идиллические: забота, преданность, дружба, самоотверженность и т.д. Его удивляет свойственные наркоманам легкость установления межличностных контактов, проницательность и т.д. Действительно, каждый наркоман в считанные минуты может найти общий язык с любым человеком, тем более, ребенком.
      На  самом деле группа наркоманов - лишь собрание людей, каждый из которых выступает  друг для друга средством достижения одной единственной цели - очередной  дозы. Наверное, сплоченность в группе наркоманов действительно достаточно высока, поскольку они все объединены одной целью, однако переживаний у наркоманов не существует: они все делают инстинктивно, рефлекторно, следуя примеру своих единомышленников с большим наркоманским опытом. [21]
      Обычно наркоманы приобщают новичков к наркотикам двумя способами.
      Первый - опосредованный. Он заключается в косвенном влиянии на подростка с помощью ярких эмоциональных рассказов о насыщенности жизни наркоманов, о "красочности" переживаний, об "ином" мире, о престижности наркотиков. В результате подросток начинает верить в то, что самое интересное в жизни - наркотики и все, что с ними связано.
      Второй  способ заключается в непосредственном предложении наркотиков. Человек  в среде наркоманов долго не может  быть лишь наблюдателем. Он либо уходит из этой среды, либо начинает жить по их правилам. Если группа является для него значимой, он стремится сохранить общение и начинает принимать наркотики, которые вскоре становятся уже не средством общения, а средством существования.
      И в том, и в другом случае наркоманская субкультура имеет для соприкоснувшихся с ней подростков эмоциональную  привлекательность, дает им возможность  уйти от решения своих проблем, почувствовать  иллюзорные преданность, любовь, дружбу, риск, свободу, ощутить престижность своего положения, приобщиться к миру, недоступному родителям и другим взрослым.
      Наркоманская  субкультура чрезвычайно жизнеспособна. Она легко допускает то, что  в обществе принято считать неприемлемым, то, что отрицает семья и школа. Близость смертельной опасности обостряет чувства, ускоряет мысли, эмоционально насыщает обыденную жизнь.
      Наркоманская  субкультура задает модель поведения  и одновременно предоставляет полигон  для ускоренной социализации подростка. Эксперименты "за пределами дозволенного", "посвящение в избранные" увлекают любопытных, обеспечивая "идеологическую" устойчивость системы. Таким образом, наркокультура легко приспосабливается и сохраняет свою привлекательность для подростка, конфликтующего со взрослым миром.
      Обобщая изложенное, можно говорить об особых отличиях наркокультуры от других субкультурных явлений. Отсутствие иерархии, специфичность субкультурного продукта, того, что называется экзистенциальный вакуум, что позволяет заметить полную недиалогичность наркокультуры как извне, так и изнутри, единомыслие ее членов, с одной стороны, и полное отсутствие доверия во взаимоотношениях, с другой стороны, а также элементы демонстративного псевдоэлитарного поведения в сочетании с универсальной преступной направленностью, даже без криминальной квалификации. Высокая степень подражательности говорит о маргинальности наркокультуры, в которой остается одна единственная ценность, один бог, одно правило - наркотик.
      1.3. Психологический портрет наркомана периода взросления
 
      Исследование и описание специфических для наркоманов периода взросления черт личности и поведения имеют особую важность, так как позволяют отделить индивидуально-психологические характеристики молодого человека от сформированных наркоманским образом жизни, эффективно планировать и осуществлять мероприятия по первичной и вторичной профилактике наркомании среди молодежи.
      Аспектам  личностной динамики при наркомании посвящено много исследований, которые  позволяют создать обобщенный психологический  портрет наркомана периода взросления: [21]
    Слабый или смешанный тип высшей нервной деятельности; преобладает астеническое телосложение.
    Гипотимный или эмотивный тип реагирования.
    Характеристика - пассивность, мягкость характера, уступчивость, развитое чувство вины; добродушие и кротость, совестливость, высокая моральность, верность; высокая чувствительность к средовым воздействиям, нерешительность, боязливость, застенчивость, склонность перекладывать принятие решений и ответственность на плечи окружающих, тревожность, мнительность, настроение в значительной мере зависит от отношения окружающих к нему, впечатлительность, склонность к глубокой привязанности, интровертированность, пессимистичность, необщительность, склонность к фантазированию, поиск признания, стремление к сотрудничеству; лживость, капризность, скрытая повышенная страсть к самодемонстрации и склонность к драматизации имеющихся проблем, стремление потакать своим слабостям.
      Обобщение характеристик создает образ  человека, лишенного азарта экзистенциального  творчества.
      Структуре личности наркомана свойственны: [9]
    сниженная интегративная функция "Я", мотивационная и эмоциональная неустойчивость, эмоциональная незрелость;
    аффилиативная ведущая потребность, т.е. поиск покровителя;
    высокий уровень мотивации избегания неуспеха, преобладание страха перед неуспехом над надеждой на успех;
    ярко выраженые пассивно-страдательная позиция, сильное "Супер-эго";
    отсутствие потребности в признании; выраженное стремление прятать душевные и сексуальные переживания;
    пассивно-зависимый стиль межличностного поведения; выраженное стремление уйти от конфронтации с жестким противостоянием сильных личностей в мир идеальных отношений, в мир фантазий, приспособиться к коллективу, а также к отречению и деструкции своего "Я";
    стиль мышления, сочетающий в себе вербально-аналитические и художественные наклонности; в стрессе происходит блокировка и нерешительность;
    защитные механизмы: вытеснение или навязчивость, отказ от самореализации.
      В силу ослабленного самоконтроля и нарушения  сбалансированности противоположностей у наркоманов наблюдается болезненная деформация влечений, которая выражается в сужении спектра их проявления и заостренных характеристиках: высокая тревожность, болезненно выраженная инертность превращается в алчность, агрессивность, высвобождаясь из-под контроля сознания, проявляется вспышками разрушительной враждебности, интроверсия трансформируется в аутичность, пассивность - в мазохизм, пессимистичность преобразуется в депрессию, мнительность и сензитивность - в ипохондричность, эмотивность - в импульсивное поведение. Это свидетельствует о том, что наркоманы по сути дела находятся в состоянии дезадаптации.
      Н.С. Куреком выявлены особенности эмоциональной  активности наркозависимых: снижение точности восприятия эмоций другого человека по мимике, жестам и позам; нормальный или повышенный уровень собственной эмоциональной экспрессии; нивелировка половых различий в эмоциональной сфере между юношами и девушками.
      Т.И.Букановская  изучала эмоциональные переживания  у больных опийной наркоманией в различных ситуациях. Она обнаружила у них снижение уровня мотивационной деятельности. Однако в состоянии наркотической интоксикации происходит значительная активация мотивационной деятельности, проявляющаяся в переживании интереса; осуществлении безболезненного переживания горя-страдания. Актуальность последнего для больных наркоманией определяется высокой напряженностью аффекта, низкой способностью к переживанию, наличием эмоций гнева-отвращения (протеста-неприятия). Высказано предположение, что защитная роль опийной интоксикации заключается в том, что она позволяет пережить эмоциональное состояние горя-страдания на качественно ином уровне, дающем чувство удовлетворения (приятия). 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Психологические  средства коррекции  химической зависимости в юношеском возрасте 

      2.1. Формы и методы работы с семьей по профилактике наркомании 

      Семья играет очень важную роль на всех этапах развития наркомании ребенка. Анализ эффективности  существующих программ первичной профилактики, а также публикации по проблемам наркомании однозначно убеждают в том, что результативная профилактическая работа невозможна вне работы с семьей.
      Для организации целенаправленной работы по первичной профилактике наркомании среди подростков, необходимо прежде всего понять, какие особенности семьи повышают риск наркотизации.
      Работа  с проблемными семьями должна быть направлена на решения нескольких взаимосвязанных задач: [9]
    информирование родителей о роли и месте семьи в развитии наркомании у подростка;
    информирование родителей о возможных семейных причинах наркотизации и о признаках употребления подростком наркотиков;
    участие в разрешении латентного семейного кризиса;
    оптимизация системы внутрисемейного воспитания;
    нормализация родительско-детских отношений и снижение их конфликтности;
    повышение адекватности реагирования подростком на семейную ситуацию;
    повышение ответственности членов семьи за свое внутрисемейное поведение;
    создание позитивного эмоционального фона семейных отношений.
      Таким образом, задача-минимум формулируется как активизация и обеспечение позитивной динамики семейных отношений; задача-максимум - участие и содействие в нормализации и реконструкции основных функций семьи, активизация личности, как субъекта ответственности за свою жизнь и судьбу.
      Одна  из самых сложных задач в организации профилактической работы с семьей, заключается в формировании мотивации и запроса на нее. Наличие в проблемных и нестабильных семьях хронических и\или родительско-детских конфликтов, обостренных эмоциональных реакций, обид и оскорблений, а также функционирование механизмов защиты на личностном и межличностном уровнях приводят к тому, что такие семьи имеют крайне низкую мотивацию на участие в профилактической и терапевтической работе. Однако это не означает, что социальные службы должны пассивно дожидаться, когда семья сама проявит инициативу, и обратиться за соответствующей помощью. К сожалению, в подавляющем большинстве случаев члены семьи (родители) начинают проявлять инициативу, к сожалению, уже в период открытой наркотизации подростка, когда психологическая зависимость сформировалась и сочетается с мощной физиологической зависимостью, а родители и члены семьи включены в систему "наркоманского" поведения и у них сформировался СРРН.
      Работа  с семьей является важной составляющей системы профилактики молодежной наркомании. Она может осуществляться социальными службами в нескольких формах: [4]
    индивидуальная работа с членами проблемных семей;
    работа с семьей в целом;
    специальные родительские группы;
    работа с массовой родительской аудиторией.
      Указанные формы профилактической работы с  семьей существенно различаются  организационно, методически и содержательно. Вместе с тем, необходимо отметить некоторые  общие принципы: [22]
      1. Обеспечение приращения нового  бытийного опыта членов семьи. Независимо от реализуемой формы, усилия специалистов, занимающихся семейной проблематикой, должны быть направлены на расширение возможностей семьи в понимании ситуации, взаимоотношений, причин нарушений и их последствий.
      2. Взаимодействие в условиях неопределенности. Исследования показывают, что даже "полный набор" факторов наркориска не приводит к наркотизации подростка, а иногда достаточно лишь ситуативного проявления одного из них. Решая задачу профилактики наркомании, психолог может столкнуться с любой сколь угодно сложной семейной проблематикой. С другой стороны, создание и поддержание психологом ситуации неопределенности способствует тому, что в процессе взаимодействия с родителями (или семьей в целом) актуализируется наиболее значимый аспект семейной проблемы. Таким образом, работа с семьей по профилактике наркомании - это деятельность в условиях неопределенности. Очевидно, что в этом случае важнейшими факторами эффективности психолога становится не его "методическая оснащенность", а его готовность поступать свободно и ответственно.
      Поступая  так, психолог проявляет свою субъектность, т.е. способность свободно действовать  в направлении преодоления неопределенности, предрешая таким образом непредрешенные исходы. Субъектная позиция психолога  является условием наращивания у родителей готовности к неадаптивному поведению, что рассматривается как основная задача профилактики наркомании в семье.
      3 .Ответственность. Важно, чтобы  в процессе работы члены семьи  осознали и приняли меру своей  ответственности за то, что происходит с ними. Принятие ими авторства собственной судьбы является важнейшей предпосылкой позитивной семейной динамики.
      4. Открытость и незавершенность  работы. Решая задачу профилактики  наркомании, психолог, тем не менее,  не может дать гарантии того, что в семье не появится наркоман. В связи с этим, одним из важнейших результатов профилактической работы с семьями должна быть принципиальная готовность родителей к получению специальной профессиональной помощи и мотивация на сотрудничество с социальными центрами.
      5. Реальность ожиданий. Необходимо, чтобы  с самого начала и социальные  работники (психологи, педагоги  и др.), и члены семей, вовлеченные  в профилактическую работу, понимали, что каждый из них вносит свой посильный вклад в успех и, что перед работниками социальных служб не стоит задача обеспечить беспроблемное существование семьи. Задача социальных работников заключается в том, чтобы помочь семье преодолеть "зацикленность" и обеспечить минимальную динамику. Вопрос дальнейшей работы - это вопрос инициативы семьи.
      6. Плюрализм форм и методов работы  с семьей. Факторы наркотизации семейной природы могут иметь различный характер. Поэтому трудно себе представить существование какого-либо единственного, эффективного метода профилактической работы с семьей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.