На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль семейног воспитания в процессе становления личности подростка

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Министерсто образования и науки Российской федерации
ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Институт социального образования
Кафедра технологии социальной работы
 
 
 
Роль семейного воспитания в процессе
становления личности подростка
 
Курсовая работа
 
 
                                                            Выполнил:
                                                                 Сажина Юлия
                                                              Михайловна,
                                                                          Студент 551 группы
                                                                          Заочного отделения
 
 
                                                                                   Научный руководитель:
                                                                 Кофман Ирина
                                                           Георгиевна,
                                                               Специалист по
                                                                            учебно-методичесской
                                                                       работе 1 категории
 
Екатеринбург 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
 
 
ВВЕДЕНИЕ              3
 
1. Семья в современных условиях
2.Виды семей              9
3.Семейное воспитание
4. Воспитание подростка в семье как личности
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ              39

ВВЕДЕНИЕ
 
 
Актуальность проблемы. Среди условий и факторов развития и воспитания ребенка (подростка) ведущим по праву считается семья. Именно здесь он рождается, здесь получает задатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые элементарные навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки - доброты, истины, красоты. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы его отношений с миром, т.е. начинается процесс воспитания.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Тем самым актуальность данной темы определяется необходимостью осознания воспитанниками всех возрастов значимости семьи в жизни любого человека. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним.
Основная цель работы – изучить, как создание психолого-педагогического  условия формирования личности подростка.
Основные задачи:
1)изучить нестабильность семейного образа жизни,обьективные процессы изменения брачных отношений;
2)изучить виды семей,их классификацию;
3)Изучить особенности семейного воспитания;
4)изучить роль семейного воспитания в жизни подростка.
Предмет исследования- личность подростка в семье.
Объект исследования – семенное воспитание.
Методы исследования:
Теоретические методы-анализ,синтез,сравнение.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Семья в современных условиях

 
 
 
Трансформация семьи является объективным, прогрессивным по своей сущности процессом.
На нее неизбежно влияют:
- государство (смена общественных отношений, политики, идеологии, что ведет к изменению образа жизни и сознания многих людей);
- мировые тенденции трансформации института семьи в сторону автоматизации и нуклеаризации;
- социально-экономическая ситуация.
Как многие индустриальные страны, Россия пережила два демографических перехода. Первый – от нерегулируемой рождаемости к свободе выбора количества детей. Этот переход совершился в ХХ в. на протяжении жизни одного поколения.
Нынче наша страна, как и большинство европейских стран, переживает второй демографический переход – от регулируемой рождаемости к однодетной семье. Переустройство общества, трудности, пережитые не одним поколением россиян, изменили отношение к детям, вызвали стремление обеспечить здоровье ребенка еще до рождения, дать более высокий уровень общего развития и образования, чем когда-то имели сами. Это – социальная причина, тормозящая деторождение, как и тенденция российского общества к нуклеаризации семей – к стремлению молодой семьи отделиться от родителей, как только позволят условия.[19]
Нестабильность семейного образа жизни, объективные процессы изменения брачных отношений выражаются в резком снижении рождаемости.
Согласно официальным статистическим данным численность постоянного населения России на 1 января 2010 года составляла 141,9 млн. человек. В 1989 г. было 147 млн. 386 тыс. человек. Из-за взлёта смертности и спада рождаемости в течение последних 18 лет нация потеряла около 30 млн. реальных и потенциальных граждан (12 млн. – сверхсмертность и 18 млн. – недорождений). Масштаб и темпы убыли населения остаются угрожающе большими. Жизнеспособность русского и других коренных народов России падает.
Заявленные Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. цели роста численности населения до 145 млн. человек и увеличения ожидаемой продолжительности жизни до 75 лет представляются в традиционных подходах недостижимыми. К тому же прирост населения в 3 млн. человек за 15 лет не решает проблемы выхода страны из демографического кризиса. Есть серьёзные отечественные прогнозы, согласно которым население России к 2025 г. составит порядка 120 млн. человек, а к 2050 г. – 83 млн. человек. Согласно прогнозу ООН численность населения России к 2050 г. уменьшится до 101 млн. человек.
Произошла деградация института семьи, которая уже не выполняет в полной мере свою главную функцию – продолжение рода, забота о детях и стариках, защита малых и старых. Из-за выраженной депрессии, озлобленности, повышенной стрессогенности произошло ослабление репродуктивной энергии, ухудшение детородного здоровья, возникла эпидемия психогенного бесплодия, падение потребности в детях. Народ не желает воспроизводить то общество, в котором живёт. Поэтому родители заводят, как правило, лишь одного ребёнка, удовлетворяя тем самым инстинкт отцовства и материнства лишь в минимальной степени.[21]
Растет внебрачная рождаемость (и у подростков тоже): в 1990 г. вне брака родилось 14,6%, в 2008 г. – 28% детей. Около 9 млн. разведенных женщин имеют около 7 млн. детей; 8,5 млн. детей потенциально неблагополучные. Снижение рождаемости в России началось в 30-х годах и усилилось с середины 60-х годов ХХ века.
Нестабильность выражается также в возрастании числа разводов и опасности развода для каждой семьи. Уровень разводов очень высок, на каждые три вновь заключенных брака в год совершается два развода (1993 г.). Если число разводов нарастает плавно, то снижение брачности имеет крутопадающий характер, что привело к увеличению неполных семей.
Но значит ли это, что молодежь перестала ценить семью? Опросы показали, что большинство молодых людей называют семью среди приоритетных жизненных ценностей.
Кризис последних лет характеризовался падением промышленного производства, нарастанием бюджетного дефицита, снижением уровня жизни, Уровень реальных доходов упал, снизился уровень оплаты труда, произошло резкое расслоение общества на бедных и богатых, появились маргинальные семьи. Растущая неуверенность в завтрашнем дне, безысходность сегодняшней жизни толкает многих россиян к беспробудному пьянству и самоубийству.
Крайне неудовлетворительны материальные и жилищные условия большинства населения, молодые семьи зависят от родителей, чрезмерная занятость женщин приводит к неустроенности быта. Страдает система нравственного воспитания – низкий уровень личной ответственности, отсутствие культуры, рационального планирования личной жизни, ориентации на послушание, дисциплину, безынициативность, но не на ответственность, независимость, личное достоинство.
Негативно повлияло на семью и современная организация труда (поощрение индивидуального труда и приоритетное распределение благ в семье, качество самой семьи не дают ощутимых социальных преимуществ). Все это вызвало существенное изменение прежних стереотипов поведения, в том числе и демографического.
Кризис общества привел наряду с материальными, психологическими проблемами к разложению духовных и нравственных ориентиров. Появились два мощных фактора дестабилизации брачно-семейных отношений: имущественная дифференциация и снижение жизненного уровня населения, с одной стороны, и моральная дестабилизация многих людей – с другой.
Улучшение материального положения (выезд за границу, стремление перейти из одного социального слоя общества в другой) стало доминирующей прагматической тенденцией брака у молодежи. Появился и тип человека «хозяина семейства», который обеспокоен интересами только своей семьи. Забота об обеспечении своей семьи заставляет его трудиться, заботиться о своем добром имени, добросовестно выполнять свои обязанности, но эти же качества порождают и семейный эгоизм.
Столкновение интересов семьи и общества растет. Люди стали вести замкнутый образ жизни, реже ходить друг к другу в гости. Честность, товарищество, доброта, уважение, которые коренились в традициях русского народа, без поддержки государства начали размываться, и большинство россиян живут в атмосфере морального и идейного вакуума.
По некоторым оценкам, Россия вступила в неизбежный этап «сексуальной революции». Это – «возрастная» болезнь, которую развитые страны перенесли еще в 60-е годы прошлого столетия, после чего произошли некоторые позитивные сдвиги в институте семьи.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Виды семей

 
 
Классификация форм современного брака по Р.Мазуру (в основу положена реализация сексуального института):
1)традиционная моногамия;
2)одинокие матери;
3)холостячество;
4)бездетный брак;
5)коммуны (где секс варьируется от пуританства до вседозволенности);
6)сожительство (двое живут вместе без заключения брачного договора);
7)вторичный брак (после развода);
8)свингинг и групповой секс (женатые и неженатые пары объединяются и меняются брачными партнерами);
9)расширенная семья (добровольно объединяющиеся брачные пары, живущие вместе, хотя и не являющиеся родственниками по крови);
10)групповой брак (один муж с несколькими женами и наоборот). Партнеры дают моральные обязательства друг другу в плане любви и поддержки и принимают все виды ответственности традиционного брака;
11)синергамный брак, близкий к двоеженству, двоемужеству, возможно и двойное двоеженство;
12)открытый брак, когда партнеры без стыда обогащают друг друга посредством игры в любовь.
В России, как и на Западе, за последнее время широко распространяется сожительство – гражданский брак, когда мужчина и женщина живут вместе, ведут совместное хозяйство, воспитывают своих детей. За последнее время получили также распространение «альтернативные» формы брака: семья-коммуна, свинг, а также однополое сожительство.
За рубежом однополые браки легализованы, имеют законодательное признание и социальную защиту, что необходимо для усыновления детей и передачи имущества по наследству.
Россия, США, другие страны, а также православная церковь отрицательно реагирует на признание таких браков в своей стране.
Однополые браки имеют проблемы (как и традиционные семьи) с распределением домашних обязанностей, так как у них нет гендерного (полоролевого) распределения в семье, стоятся на индивидуальных способностях каждого. Проблемы с детьми (как правило, дети не наследуют сексуальную ориентацию родителей), воспитание своих (от первых браков) детей или усыновление.
При лейсбийском браке мать путем искусственного оплодотворения может родить ребенка, но в последующем возможны конфликты из-за ложной обстановки в семье. Матери приходится скрывать свою ориентацию.
В заключение можно сказать, что в настоящее время идет разрушение ценностей семьи, брака, материнства. Социальная дифференциация общества продолжает усугубляться, все больше количество семей доходит до нищеты. Поэтому общество, государство должно изменить свое отношение к семье как социальному институту, чтобы ее сохранить
Существует несколько типологий, и одна семья может входить в разные типы одновременно по разным показателям.
Разделение семей по структуре.
Наиболее распространенный тип – нуклеарная семья (от лат. nucleus – ядро), состоящая из одной пары супругов с детьми или без детей, Она может быть полной и неполной – с одним родителем с детьми. Таких семей около 13%.
Если в семье несколько семейных ядер (прародители, их дети и внуки либо семья братьев и сестер), она называется расширенной, многопоколенной, крупной семьей, их всего 3,4%.
58,4% всех семей имеют детей до 18 лет. Доля малодетных семей (один, два ребенка) в общей численности 58%, а многодетных – 9,8% (три и более детей).
Разделение семей по семейно-жизненному циклу.[4]
По брачному состоянию или возрасту: жизненный путь каждого человека можно представить как добрачный, брачный (новобрачный, повторный, незарегистрированный брак), послебрачный (разведенные, одинокие, не вступившие в брак, вдовствующие).
По семейному циклу: молодая семья (с ребенком-первенцем, детьми до трех лет), семья среднего возраста, пожилых и престарелых.
Разделение семей по региональному признаку (городская, сельская).
В городах преобладают неполные семьи, национально смешанные. На селе больше многодетных многопоколенных семей, что связано с особенностями ведения домашнего хозяйства, жилищными условиями, этническим составом и т.д.
Кроме того, существуют деления семей по национальному признаку, по религиозной принадлежности.
Разделение семей по уровню доходов.
Семьей с высоким доходом считается та, которая может позволить себе пользоваться платными услугами в социальной сфере.
Уровень благосостояния благополучной семьи на 15-20% выше среднего; такая семья решает свои проблемы самостоятельно, без посторонней помощи.
Кризисной семьей считается та, которая находится за чертой бедности.
Особенно высоко число и доля таких семей с детьми до 16 лет. В 2005г. бедных семей среди семей с детьми было 54,3%, в то время как среди семей без детей – 24,5%; в сельской местности бедных семей больше, чем в городе, в 2,3 раза.
Среди семей с детьми выше число семей, находящихся как в крайней бедности (их среднедушевой доход до 0,5% прожиточного минимума), так и в постоянной бедности (со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума в течение всего года) – маргинальные семьи.
В категорию бедности попадают семьи с большой иждивенческой нагрузкой: многодетные, неполные, с детьми-инвалидами, а также семьи безработных, мигрантов, работников бюджетной сферы, которым длительно задерживают выплату заработной платы.
Специалисты отмечают, что главная причина бедности на сегодняшний день заложена в системе распределительных отношений, тогда как состав семьи, наличие иждивенцев лишь усугубляют эту проблему.
К разряду маргинальных семей, как правило, относятся семьи, члены которых страдают болезнями, алкоголизмом, находятся в тюремном заключении. Эти семьи, создающие прослойку деклассированных иждивенцев,- питательная среда для развития и роста преступности, хулиганства; они требуют особого внимания социальных работников.
Семья социального риска. К этой категории относятся семьи, социальное функционирование которых затруднено. Это прежде всего семьи многодетные, неполные, матери-одиночки, с детьми-инвалидами или родителями-инвалидами, с детьми-сиротами, или опекаемыми, т.е. семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой. В эту группу необходимо включить также семьи, где родители уклоняются от уплаты алиментов; семьи беженцев и вынужденных переселенцев; семьи военнослужащих срочной службы и проживающих в депрессивных регионах; семьи безработных; семьи малообеспеченные, с низким прожиточным минимумом; родители-учащиеся или студенты; семьи с недееспособными родителями.
В группу с асоциальным поведением относят семьи с родителями, страдающими алкогольной и наркотической зависимостью, родителями или детьми-правонарушителями.
Неблагополучные семьи. К этой категории относятся семьи, в которых нарушены внутрисемейные отношения, что приводит к серьезным деформациям личности ребенка, его социализации.
В основу классификации таких семей положен принцип нарушения внутрисемейных отношений.
Конфликтная семья (до 60% распространения) – это семья, где преобладает конфронтационный стиль отношений, где есть разводящиеся, разведенные родители, живущие под одной крышей, где часты семейные скандалы и т.д.[15.c.608]
Аморальная семья – криминальная группа, где нарушаются права ребенка, что согласно Конвенции о правах ребенка, включает:
-жестокое обращение, физическое, сексуальное насилие ,вовлечение детей в криминальную деятельность родителей, в употребление алкоголя, наркотиков;
-невыполнение родителями обязанностей по жизнеобеспечению ребенка (питание, лечение) при наличии в семье условий для их выполнения;
-торговля детьми или передача их третьим лицам с любой целью.
Две следующие категории семей объединяют дефекты воспитания в семье:
педагогически несостоятельная семья – с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры, нежеланием эти ошибки видеть и исправлять, сознательным настраиванием ребенка на неприятие им социальных норм, социальной морали, нравственности;
асоциальная семья, где с рождения дети воспитываются в обстановке пренебрежения к общепринятым нормам, воспринимают навыки противоправного и девиантного поведения, что приводит к бродяжничеству, хулиганству, пьянству, наркомании и т.д.
Дезорганизация семьи. Дезорганизация семьи – невыполнение семьей ее функций, нарушение ее структуры.
Известный американский социолог У.Дж. Гуд определил семейную дезорганизацию как «разрыв семейного единства, нарушение структуры социальных ролей, когда один или более членов семьи не могут точно выполнять свои ролевые обязанности».
Главные формы семейной дезорганизации по У.Дж. Гуду:
-неполная семейная группа, незаконнорожденность. В данном случае семья никогда не существовала. А потенциальные отец-мать никогда не выполняли своих функций;
-распад семьи из-за намеренного ухода одного из супругов: аннулирование брака, разделение, развод, когда индивид длительное время находится вне дома, ссылаясь на работу;
-семья как «пустая оболочка», когда родители живут вместе, но не выполняют своих обязанностей в области эмоциональной поддержки друг друга, не имеют физической близости;
-семейный кризис, когда длительно ненамеренно отсутствует один из супругов (болезнь, смерть, заключение в тюрьму, катастрофы, войны, землетрясения, депрессии);
-внутренние катастрофы, связанные с ненамеренным невыполнением главной роли члена семьи из-за умственной, эмоциональной или физической патологии.
Факторы, скрепляющие семью:
1)эмоциональная близость;
2)физическая близость;
3)совместное проживание, ведение домашнего хозяйства и воспитание детей;
4)юридическая фиксация брака;
5)духовная близость и освещение брака церковью.
Наиболее хрупкой является семья как «пустая оболочка». Она отмечается у 60% всех семей, когда сохраняется общее хозяйство, вместе воспитываются дети, но родители не имеют ни физической, ни эмоциональной близости.


3.Семейное воспитание.

 
 
Сколько семей, столько и особенностей воспитания, и тем не менее можно выделить типичные модели отношений между взрослыми и детьми в семьях. В основу анализа положено видоизменения отношения как одного из фундаментальных характеристик межличностных отношений. Отношения определяются по степени напряжённости и последствием негативного влияния на воспитание детей.
Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Уважают их мнение, переживания, стараются тактично помочь. Развивают интересы детей. Это наиболее благополучные для воспитания семьи. Дети в них растут счастливыми, инициативными, независимыми, дружелюбными. Родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении. Их отношения характеризуются общей нравственной атмосферой семьи – порядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях.
1)Отзывчивые семьи. Отношение между взрослыми и детьми нормальное, но существует определённая дистанция, которую дети и родители стараются не нарушать. Родители сами решают, что нужно детям. Дети растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но не достаточно инициативными. Часто не имеют собственного мнения, зависимы от других. Родители вникают в заботы и в интересы детей, и дети делятся с ними своими проблемами. Внешние отношения благополучны, но некоторые глубины, сокровенные связи могут нарушаться.[25,c.345]
2)Материально-ориентированные семьи. Главное внимание уделяется материальному благополучию. Детей в таких семьях с раннего возраста заставляют смотреть на жизнь прагматически, во всём видеть свою выгоду. Их заставляют хорошо учиться, но с единственной целю – поступить в ВУЗ. Духовный мир родителей и детей обеднён. Интересы детей не учитываются, поощряется только «выгодная» инициативность. Дети рано взрослеют, хотя это нельзя назвать социализацией в полном смысле этого слова. Отношения с родителями, лишённые духовной основы, могут развиваться непредсказуемо. Родители стараются вникать в интересы и заботы детей. Дети это понимают. Но чаще всего не принимают. Суть в том, что высокие помыслы родителей зачастую разбиваются о низкую педагогическую культуру осуществления. Мечтая и надеясь предостеречь детей от опасности, осчастливить их, обеспечить будущее, родители фактически обрекаю своих питомцев на неправомерные ограничения и даже страдания.
3)Враждебные семьи. Детям в таких семьях плохо. Неуважение к ним, недоверие, слежка, телесные повреждения. Дети растут скрытными, недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят между собой и сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи. Механизм отношений здесь такой. Поведение, жизненные стремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом правы (скорее правы) родители. Такого рода ситуации обычно связаны с возрастными особенностями детей, когда они ещё не могут оценить опыта родителей, их усилий на благо семьи. Справедливые огорчения родителей вызывают одностороннее увлечение детей во вред учёбе, основным занятием, а в некоторых случаях с аморальными поступками. Важно, чтобы родители в таких ситуациях стремились разобраться в мотивах поведения детей, проявляли достаточное уважение к их аргументам и доводам. Ведь дети будучи не правы, искренне убеждены, что правы именно они, что родители не хотят или не способны их понять. При всей правоте родителей им полезно знать, что существуют психологические барьеры общения: недостаточное знание общающимися друг друга, неприемлемые навыки общения, взаимного воспитания, различие характеров, противоборствующие желания, отрицательные эмоции.
4)Антисоциальные семьи. Это скорее не семьи, а временное пристанища для детей, которых здесь не ждали, не любят, не приемлют. Родители, как правило, ведут аморальный образ жизни: конфликтуют, угрожают друг другу и детям, пьянствуют, воруют, дерутся. Влияние таких семей крайне негативное, в 30% случаев ведёт к антиобщественным поступкам. Дети из таких семей обычно берутся под опеку государства. Что происходит в таких семьях не трудно понять. Родители, как правило, занимают конфликтную позицию. Конфликтные ситуации могут вызываться личными недостатками родителей, которые не имеют или не считают нужным подавлять их в себе, в своих отношениях и с детьми. Это проявляется в нервозности, вспыльчивости, нетерпимости к иному мнению. Особенно болезненно реагируют дети на тягу родителей к сомнительным увлечениям, водке. Основные конфликты могут возникать из-за эмоциональной глухоты родителей. Дети всех возрастов особенно ранимы в минуты тонких эмоциональных переживаний, душевного подъёма, возвышенных устремлений, непонятных взрослым. Непонимание и непринятие этих переживаний взрослыми ведёт к обоюдному отчуждению. Обе стороны утрачивают способность слушать и понимать друг друга. [10]
На фоне новых возможностей самореализации личности в условиях демократических свобод современные подростки и старшеклассники пристальнее оценивают масштабы личностей своих родителей, особенно отцов. Сегодня «кризис отцовства» остро проявляется в формах не полных семей, пьянства, отрешённость отца от семьи. На то существуют объёктивные и субъективные причины, но детям от них не легче. Исследования Г.А. Филатовой показали, что в среднем 80% из них лояльно относятся к матери и только 20% - к отцам: «отец пьёт много», «не заботится о семье», «не хочет помогать материально».
Содержание семейного воспитания в семье определяется генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально-развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления – физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание. Они дополняются патриотическим, экономическим, экологическим, политическим, половым образованием подрастающих поколений. Физическое воспитание детей и молодёжи выступает сегодня на первый план. Больше никто не сомневается в том, что приоритет здоровья не может быть заменён никаким другим. Физическое воспитание в семье основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятие спортом, закаливание организма и т.д.
-Интеллектуальное воспитание предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребности их приобретения и постоянного обновления. Развитие познавательных интересов, особенностей, наклонностей и задатков ставится в центр родительской заботы.
-Нравственное воспитание в семье является стержнем отношений, формирующих личность. Здесь на первый план выступает непреходящих моральных ценностей – любви и уважении, доброты и порядочности, честности и справедливости, совести, достоинства и долга. В семье формируется и другие нравственные качества: разумные потребности, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, бережливость. Со всем не важно, на какие основы моральных ценностей опираются родители и дети – христианскую мораль, общеэтические учения или моральный кодекс строителя коммунизма. Важно, чтобы они были добрыми, человечными, конструктивными.
-Эстетическое воспитание семьи призвано развивать таланты и дарования детей или как минимум давать им представления о прекрасном в окружающей жизни. Это особенно важно теперь, когда прежде эстетические ориентиры подвергаются сомнению появилось множество ложных ценностей, сбивающих и детей, и родителей с толку, разрушающих их внутренний мир, заложенную природой гармонию.
-Трудовое воспитание детей в семье закладывает основу  их будущей праведной жизни. У человека, неприученного трудиться, путь один – поиск «лёгкой» жизни. Оканчивается он, как правило, плохо. Если родители хотят видеть своего ребёнка на этом пути, они могут позволить себе роскошь устраниться от трудового воспитания.
Какому родителю не польстят слова: «Ваши дети очень опрятны», «Ваши дети такие воспитанные», «Ваши дети удивительно соединяют в себе лояльность и чувство собственного достоинства». Кому из них не хотелось бы, чтобы его дети отдавали предпочтение спорту, а не сигаретам, бальному танцу, а не алкоголю, напряжённому самообразованию, а не растранжириванию времени. Для родителей семейное воспитание процесс сознательного формирования физических и духовных качеств своих детей. Каждый отец и каждая мать должны хорошо понимать, что они хотят воспитать в ребёнке. Этим определяется сознательный характер семейного воспитания и требование разумного, взвешенного подхода к решению воспитательных задач.[3]
В современной практике семейного воспитания довольно определённо выделяются три стиля (вида) отношений: авторитарное, демократическое и попустительское отношение родителей к своим детям.
-Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение – главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведёт к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.
-В авторитарном типе отношений родителей к ребёнку А.С. Макаренко выделял две разновидности, которые он называл «авторитетом подавления» и «авторитетом расстояния и чванства». Авторитет подавления он считал самым страшным и диким видом авторитета. Жестокость и террор – вот основные черты такого отношения родителей (чаще отца) к детям. Всегда держать детей в страхе – таков главный принцип деспотических отношений.
Это неизбежно приводит к воспитанию детей безвольных, трусливых, ленивых, забитых, «слякотных», озлобленных, мстительных и, нередко, самодурствующих.
Авторитет расстояния и чванства проявляется в том, что родители либо «в целях воспитания», либо по сложившимся обстоятельствам стараются быть подальше от детей – «чтобы они лучше слушались». Контакты с детьми у таких родителей – явление чрезвычайно редкое, воспитание они поручили бабушкам и дедушкам. Родители не хотят уронить свой престиж в глазах детей, а получают обратное: начинается отчуждение ребёнка, а вместе с ним приходят непослушание и трудновоспитуемость.
-Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношения с детьми. Источником является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными. Попустительский тип отношения А.С. Макаренко называет «авторитетом любви». Суть его заключается в потакании ребёнку, в погоне за детской привязанностью путём проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своём стремлении завоевать ребёнка родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчётливого, умеющего «подыгрываться» к людям. Это, можно сказать, социально опасный способ отношений с детьми. Педагогов, проявляющих такое всепрощенчество по отнош
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.