На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Теоретическое обоснование проблемы насилия в семье

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Оглавление:
                           
Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы насилия в семье.            

1.1.                                 Насилие в семье как проблема теории и практики педагогики и психологии.
1.2.                                 Особенности развития детей, переживших насилие в семье.
1.3.                                 Работа социального работника с детьми, перенесшими насилие в семье.
1.3.1. Методы работы социального педагога с неблагополучной семьей.
1.3.2. Методы работы социального работника с детьми, подвергшимися насилию в семье.
Глава 2. Практическое обоснование проблемы исследования.
2.1.                               Выявление уровня жестокости в семье методом контент-анализа.
2.2.                               Диагностика свойств предметно - деятельностного и коммуникативного аспектов темперамента у детей, перенесших насилие в семье.
Заключение
Библиография
Приложения
 
 
 

Введение
 
Подчеркивая актуальность изучения проблемы насилия в семье, следует отметить, что антигуманные отношения, насилие над детьми, агрессия и жестокость сегодня достаточно широко представлены во многих сферах нашей жизни. Статистика показывает, что впоследствии ведут к совершению противоправных действий, к преступлениям, процент которых последние годы постоянно растет.
Особенно важной и мало разработанной в современной российской науке и практике является проблема насилия и жестокости по отношению к детям. Насилие над ребенком наносит ему не только материальный ущерб или угрожает его физическому состоянию. Оно несет собой тяжкие моральные и психологические проблемы: постоянная боязнь оказаться объектом насилия в сфере непосредственного социального окружения перерастает в сильное психологическое давление, которое ведет к стрессам, нервным срывам, снижению самооценки, становиться дополнительным источником межличностных конфликтов[6; 19]
В данной работе были рассмотрены результаты исследований российских и зарубежных специалистов по проблеме жестокости и насилия в семье по отношению к детям; особенности детей, перенесших насилие в семье, специфика работы с данной категорией детей. Также в данной работе представлены результаты практического изучения особенностей детей, перенесших насилие в семье.
Дети, подвергавшиеся жестокому обращению в семье, имеют отклонения в физическом и личностном развитии, во многом отличаются от своих сверстников, воспитывающихся в нормальных семьях. Если своевременно не изменить социальную ситуацию развития таких детей, это повлечет за собой тяжелые последствия.
Цель:  изучить проблему жестокого отношения к детям в семье и методы работы социального работника с детьми, перенесшими насилие в семье.
Задачи исследования:
1.      Рассмотреть основные взгляды отечественных и зарубежных исследователей на проблему жестокого отношения к детям в семье.
2.      Изучить особенности детей, перенесших насилие в семье.
3.      Изучить основные методы работы социального работника с детьми, перенесшими насилие в семье; выявить наиболее эффективные из методов.
4.      Практически исследовать влияние жестокого отношения к детям в семье на их развитие.
Объект исследования: дети, подвергшиеся жестокому отношению в семье.
Предмет исследования: последствия жестокого обращения с детьми и методы работы социального работника по устранению этих последствий.
Методы исследования:
1.      Анализ научно-методической литературы;
2.      Контент- анализ;
3.      Проективные методики исследования индивидуальности человека;
4.      Корреляционный анализ.
 
 
 

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы исследования.
 
1.1. Насилие в семье как проблема теории и практики педагогики и психологии.
 
Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских  отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.
Многочисленные факты того, что дети стали жертвами или оказались перед угрозой смерти от рук родителей становятся последнее время обычными и не могут не вселять тревогу.
Агрессия и насилие в современном обществе нарастают: до 40% тяжких преступлений совершаются в семье; около 2 миллионов детей в возрасте до 15 лет ежегодно  подвергаются  фиксированному насилию со стороны родителей; спасаясь от этого, более 50 тысяч детей убегают из дома. В 1996 году  в отношении малолетних было совершено более полутора тысяч преступлений на сексуальной почве, почти 2 тысячи детей покончили жизнь самоубийством [7; 183]
Жестокое отношение к детям сегодня превратилось в обычное явление: до 10% жертв насилия погибает, у остальных появляются отклонения в физическом, психическом развитии, в эмоциональной сфере. Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка и влечет за собой другие тяжелые социальные последствия, формирует социально дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями. В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой.
 
Свои стрессовые состояния, негативные эмоции родители часто выплескивают на тех, «кто под руку попадется», чаще всего, на детей, особенно на дошкольников и младших школьников, которые обычно не могут понять, почему взрослые сердятся. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций, физического состояния родителей, что сказывается на его психологическом здоровье.
Проблемой насилия и жестокости в детско-родительских отношениях в настоящее время озабочены многие исследователи. Среди зарубежных авторов можно отметить работу Хенри Кемпа о «синдроме избитого ребенка», работу С. Чесса и А. Томаса об интраиндивидуальных причинах трудностей в семейных отношениях, а так же исследования К. Хорни в области детско-родительских отношений [4;214]
В отечественных психологических исследованиях четкого и однозначного определения жестокости нет. Это понятие чаще всего используют юристы, медики, социологи и педагоги.
Если свести все характеристики вместе, то жестокость предполагает нанесение одним человеком другому человеку или иному живому существу страданий, вреда, ущерба, выражающихся в действии или бездействии, в словах, в психологическом воздействии и т. д. [3; 325].  
  В современной отечественной литературе  выделяют следующие формы жестокого обращения с детьми: физическое насилие, сексуальное насилие или развращение, психическое (эмоциональное) насилие и пренебрежение нуждами ребенка, обозначаемое некоторыми авторами как моральное насилие [6; 20]
   Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их замещающими, либо ответственными за воспитание.
 
.
           Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьёзные нарушения физического или психического здоровья или отставания в возрастном развитии. 
Сексуальное насилие или развращение - осознаваемое или неосознанное в силу возрастной незрелости или других причин вовлечение ребенка, с его согласия или без, в сексуальные отношения со взрослыми с целью получения последними выгоды, удовлетворения или для достижения корыстных целей. Под сексуальным насилием подразумеваются случаи сексуальных действий, если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также если разница в возрасте насильника и жертвы составляет не менее 3-4 лет.
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой, находясь в зависимости от взрослого, и не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия сексуальных действий.
Исследования показывают, что отчимы чаще вовлечены в сексуальное насилие по отношению к детям супруги, но в последнее время увеличилось число изнасилований малолетних детей отцами и дедами. Фиксируется все больше фактов материнского инцеста. 
Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное воздействие родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка, приводящее к возникновению у него патологических черт характера или же тормозящее развитие его личности. К этой форме насилия относятся:
?                        открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
?                        угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме, без физического насилия;
?                        оскорбление и унижение достоинства ребенка;
?                        преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
?                        предъявление ребенку требований, не соответствующих возрасту и возможностям;
?                        ложь и невыполнение взрослыми обещаний;
?                        однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму, и др.
То есть происходит насилие над потребностями, намерениями, чувствами, установками ребенка, унижение и принуждение его к действиям, противоречащим его устремлениям. Этот вид жестокого отношения к детям наиболее распространен и наименее решаем практической психологией.
Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость)- отсутствие со стороны родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка, элементарной заботы о нем, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
Формы моральной жестокости могут быть различными:
?               недостаточное возрасту и потребностям ребенка наличие питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения;
?               отсутствие должного внимания  и заботы, в результате чего, ребенок может стать жертвой несчастного случая;
?               вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также в совершение преступления.
Недостаток заботы со стороны родителей может быть и непредумышленным: он может быть следствием болезни, бедности, неопытности или невежества родителей, следствием стихийных бедствий и социальных потрясений.
Не только отсутствие внимания и заботы со стороны близких, но и гиперопека, стремление оградить ребенка от возможных негативных воздействий могут наносить ребенку ущерб.
 
Последнее время выделяется еще одна, наиболее бесчеловечная форма жестокости в детско-родительских отношениях - торговля детьми. За 1999 год зафиксировано более 15 таких случаев.
Постоянные издевательства - моральные и физические – становятся причиной ухода детей из дома.
Статистика последних лет отмечает неуклонный рост самоубийств  среди школьников. Анализ причин суицидов, судебно-психиатрическая экспертиза позволяют сделать вывод, что доведение до самоубийства можно  рассматривать как одну из форм психического и морального насилия.
Иногда бывает трудно провести различие между проявлением жестокости и обычным наказанием. Какие действия можно квалифицировать как жестокое обращение с ребенком- это вопрос относительный и его необходимо рассматривать в свете существующих в данной культуре норм. Исторически сложилось, что многие культуры не только терпимо относятся к суровому физическому обращению с детьми, но и поощряют его [3; 195].     Традиционно дети считались собственностью родителей, и родители имели право обращаться с ними так, как посчитают нужным. Убийство и подкидывание нежеланных детей были вполне приемлемыми способами,  с помощью которых  родители пытались противостоять голоду, беззакониям или избавляться от родившихся с дефектами детей.
Как отмечает Н. Ю. Синягина [6; 25], среди мотивов жестокого отношения к детям преобладает «стремление воспитать» (отмечают 50% родителей). Это объясняется многовековыми традициями патриархального воспитания.   
Около 30% родителей одним из мотивов жестокого отношения к ребенку называют «месть за то, что ребенок приносит огорчения, чего-то просит,  требует». 
    Основной причиной недовольства родителей своими детьми является неудовлетворенность результатами учебной деятельностью ребенка (отмечают 59% опрошенных родителей).
Некоторые отцы ошибочно считают, что наказывая сына, можно сформировать у него настоящие мужские качества – умение постоять за себя, доказать свою состоятельность и др. 
Многочисленные факты свидетельствуют том, что насилие по отношению к детям оборачивается со временем насилием и жестокостью по отношению к родителям, особенно престарелым.
Жестокое обращение с детьми нередко является частью общей модели семейного насилия. Американец В. Когнер [4; 357]  предположил, что гнев, испытываемый по отношению к супругу, нередко переноситься на относительно беззащитного. В таких семьях более враждебны по отношению друг к другу. Многие дети, подвергшиеся жестокому обращению, по мнению Зиглера [3;215], перестают доверять взрослым и начинают агрессивно реагировать на других людей; эта модель поведения закрепляется, и воспроизводиться при воспитании собственных детей. Тем не менее, многие дети, ставшие жертвой жестокого обращения, становятся впоследствии адаптивными, эмпатичными и благожелательными родителями.
. Диаграмма 1.1.  Позитивное вербальное и физическое взаимодействие
  Диаграмма 1.2. Негативное вербальное и физическое взаимодействие.

 
В представленных выше диаграммах, где А - родители по отношению к детям, Б – дети по отношению к родителям, В – дети по отношению к детям, отражена частота позитивного и негативного, вербального и физического взаимодействия в семьях, где когда-либо имело место жестокое отношение, и в семьях, где такового не было.
Наиболее типичными способами воспитательного воздействия на ребенка, когда он «не слушается», «проявляет упрямство», по данным опроса родителей в семьях первоклассников, являются: «попытка убедить»-75,4%, «крик»-26,4%, «подзатыльники»-26,4%, «могут избить» -45% [6; 27].
Наиболее типичные способы воспитательного воздействия на детей (по данным опроса 130 детей и 106 их родителей), %
Расхождение в ответах родителей и их детей наглядно доказывает то, что родители отдают себе отчет, какие методы были бы более действенными и разумными, но на практике применяют способы более простые и приличные - физические наказания и ругань.
С. Фрайд, П. Хоулт,  В. Гиллхам  выделили типы-схемы жестокого обращения родителей с детьми [4;79]:
«Ребенок  - мишень» - ребенка считают либо слишком пассивным, либо очень активным и, как результат, он становится объектом агрессии в семье. Такая ситуация часто складывается, если ребенок имеет физические или умственные недостатки. Усугубляется положение ребенка, если он любим одним из родителей.
«Критическая ситуация» (стечение обстоятельств) – потеря работы, разлука с любимым и другая ситуация могут вызвать вспышки жестокого поведения.
«Отсутствие  навыков отцовства и материнства» - родители не готовы к той ответственности, которую налагает на них отцовство и материнство и не имеют других стратегий поведения, кроме крика, запугивания, избиения.
«Необразованный родитель» - отсутствие элементарных знаний о возрастных особенностях развития детей и неумение учитывать особенности детской психики.
«Модель домашнего насилия»- жестокое поведение чаще отмечается у родителей, которые в детстве сами подвергались насилию или были свидетелями жестокого отношения.
«Изоляция от внешнего мира» - нежелание и неумение налаживать контакты с другими людьми и, как следствие, потребность в уединении и агрессия на любые попытки нарушить его.
«Семейные стереотипы» - нарушение традиционных схем поведения жестоко карается родителями (подростковая беременность, нарушение традиций семьи, этические нарушения и т. п.).                             
Что же толкает современных родителей на жестокое обращение с детьми?
Американские исследователи У. Паркер и В. Колмер считают, что все объяснения строятся вокруг трех  основных теоретических объяснений: психиатрического, социологического и  ситуационного [3; 349].
Психиатрические объяснения. Психиатрическая модель ставит в центр личность и семейную историю родителей. Она предполагает, что жестокие родители больны и требуют психиатрического лечения. Но исследователи не смогли выявить комплекс черт личности, связанных со склонностью к жестокому обращению с детьми.
Им удалось установить, что многие взрослые, проявлявшие жестокость в обращении с детьми, сами в детстве подвергались подобному обращению
Социологическое объяснение. Одна социальная ценность в обществе существенным образом связана с жестоким обращением с детьми. Эта ценность- насилие. Процент преступности и насилие на экранах телевизоров постоянно внушают нам, что это вполне приемлемый способ разрешения конфликтов. Кроме того, если физическая агрессия проявляется в ссорах между супругами, то вероятно, она проявляется и в отношениях между родителями и детьми. Вероятность жестокого обращения повышается вследствие широкого мнения, будто физическое наказание является эффективной формой воспитания. 93% родителей физически наказывают своих детей, хотя большинство все же соблюдает меру.
Другим фактором риска является безработица. В периоды высокого уровня безработицы количество случаев насилия мужчин над своими женами и детьми заметно увеличивается. Родители, неожиданно потерявшие работу, начинают вымещать злобу и раздражение на своих детях. Безработица не только приносит с собой финансовые проблемы, но также снижает социальный статус и самоуважение потерявшего работу человека. 
Еще одной нередко встречающейся особенностью семей, в которых имеет место жестокое обращение с детьми, является социальная изоляция. Такие родители часто живут в изоляции от своих родственников, друзей и местных организаций социальной помощи. Им трудно поддерживать дружеские отношения с окружающими, и они  редко становятся членами каких-либо общественных организаций и объединений. Иногда им просто некого попросить о помощи в трудную минуту, и они обращают свой гнев и раздражение против собственных детей.
Ситуационные объяснения. Подобно социологической модели жестокого обращения с детьми, ситуационная модель ищет его причины в факторах внешней среды. Однако ситуационная модель придает центральное значение формам взаимодействия между членами семьи, причем дети рассматриваются как активные участники этого процесса. При изучении конкретной роли каждого ребенка в жестоких по отношению к детям семьях, обнаруживается, обычно выделяют одного из детей, к которому начинают относиться особенно предвзято. Младенцы и дети младшего возраста оказываются самыми частыми объектами родительской жестокости
Дети с физическими и умственными аномалиями или чрезвычайно обидчивые дети также подвержены риску плохого отношения со стороны родителей. В других случаях поводом может стать расхождение между ожиданиями родителей и особенностями ребенка. В ряде случаев родители не имеют представление о том, как должны вести себя дети. Например, отец трехлетнего ребенка может сердиться на него за то, что он не убрал свою комнату. Такие неадекватные представления также могут привести к жестокому обращению с детьми.
Несмотря на то, что все три подхода проливают свет на причины жестокого обращения с детьми, ни один из них не дает ответа, как его остановить. Преследование обидчиков со стороны закона и лишение их родительских прав иногда остается единственным действенным средством борьбы с этим явлением.
По данным статистики, преступления семьи против своих детей особенно распространились в России сначала 90-х годов, это в значительной степени связано со снижением внимания государства к семьям группы риска
В прошлые десятилетия такая семья находилась под контролем правоохранительных органов и была в поле зрения общественности. Сегодня обретенная в процессе демократизации свобода понимается такой семьей как безнаказанность. Отсутствие правовой базы для борьбы с подобными асоциальными проявлениями привело к негативным последствиям, связанным с судьбой нового поколения- детей [5; 67]
 
1.2 Особенности детей, переживших насилие в семье
 
Сексуальное и физическое насилие имеет длительные последствия для эмоционального благополучия ребенка. Его чувству собственного достоинства наносится непоправимый ущерб, а страх повторения подобного к себе отношения рождает в нем недоверие к окружающему миру. По мнению таких исследователей  детско-родительских отношений как Д. Брассард, П. Миллер, В. Силвермен [4; 215], дети, познавшие человеческое зло и растущие в атмосфере, насыщенной гневом и болью, стремятся изолироваться от общества и могут проявлять в своем поведении повышенную агрессивность. Кроме того, многие подвергшиеся жестокому обращению дети отличаются повышенной рассеянностью на уроках и испытывают больше трудностей в школе по сравнению с детьми, выросшими в нормальной обстановке. В юности и взрослости те, с кем плохо обращались в детстве, чаще сталкиваются с психологическими проблемами, включая депрессию и алкоголизм. Некоторые из них пытаются совершить самоубийство или оказываются вовлеченными в преступную деятельность.
По данным исследования Р. Райта [4; 319], подвергшиеся жестокому обращению дети плохо контролируют свои эмоции и поведение и, как правило, менее уверенно чувствуют себя в обществе, чем дети, выросшие в нормальной обстановке. Эти дети менее популярны среди сверстников и более замкнуты, а их проблемы в отношении с другими детьми с каждым годом увеличиваются.
Дети, с которыми обращались жестоко в психологическом смысле, попадают в сеть вредящих отношений и выпадают из нормального процесса социализации, с положительным подкреплением и поддержкой со стороны родителей. В результате нередко им приходиться быть чрезмерно уступчивыми, чтобы избежать плохого отношения к себе, и у них могут развиться невротические черты и проблемное поведение. В то же время такие дети постепенно учатся эксплуатировать, унижать или терроризировать других, равно как и ожидать, что любые человеческие отношения приносят боль и страдание.
Исследования отечественных психологов И. В. Дубровиной, Э. А. Минковой, М. К. Бардышевской [5; 192] показали, что общее физическое и психическое развитие детей, перенесших насилие в семье, отличается от развития сверстников, воспитывающихся в нормальных условиях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения.
В исследованиях отечественных и западных психологов [5; 135] дается сравнительная характеристика детей, переживших жестокое отношение со стороны родителей:
Ранний и дошкольный возраст
Дети дошкольного возраста отличаются пониженной познавательной активностью, отставанием развитии речи, задержкой психического развития, отсутствием навыков общения, конфликтами во взаимоотношениях со сверстниками. Дефицит полноценного общения со взрослыми не способствует развитию у ребенка чувства привязанности. В дальнейшей жизни это затрудняет выработку способности разделять свои переживания с другими людьми. Замедляется и развитие познавательной активности, что делает детей дошкольного возраста мало интересующимися окружающим миром, затрудняет возможность находить увлекательное занятие, делает ребенка пассивным. По данным Т. П. Гавриловой [7; 216], кризис трех лет протекает у таких детей в стертой форме, запаздывает. Гордость за достижение формируется дефектно.
Наиболее отчетливо проявляются недостатки развития эмоциональной сферы. Дети с трудом различают эмоции взрослого, плохо дифференцируют их, имеют ограниченную способность понимать другого, себя. У них тормозиться развитие познавательной деятельности, что проявляется в отставании овладения речью, отсутствии инициативы в познании окружающего мира, амбивалентности отношения к предметам (предметы притягивают их внимание и одновременно вызывают чувство страха из-за неумения действовать с ними).
Типичным недостатком развития в дошкольном возрасте являются нарушения самостоятельности - от ее утраты до полного проявления, когда ребенок распоряжается собой по своему усмотрению.
У этих детей нарушается представление о временных характеристиках становления их личности: они ничего не знают о себе в прошлом, не видят себя в будущем. Представления о собственной семье у них туманны. Они с трудом представляют свое будущее, ориентированны только на ближайшее будущее- поступление в школу, учение.
Интеллектуальное развитее детей, воспитывающихся в условиях жестокого к ним отношения, характеризуется дисгармоничностью, резко выраженной неравномерностью и несбалансированностью видов мышления. Предметное, наглядно-образное мышление остается главным. Вербальное мышление значительно отстает, так как оно формируется в игре, неформальном общении и нерегламентированной совместной деятельности со взрослыми и другими детьми.
Необходимым условием формирования мышления в дошкольном возрасте является богатство и разнообразие чувственного опыта ребенка. Можно предположить, что скудость, ограниченность чувственного опыта детей, воспитывающихся в атмосфере насилия, отрицательно сказываются на формировании их мышления, восприятия, что проявляется в примитивности изобразительной деятельности, в недоразвитии невербального интеллекта.
Неудовлетворение потребности в общении со взрослыми приводит к нарушению в овладении игровой деятельностью. Дети, растущие в семье, где за ними нет должного ухода, зачастую не имеют дома игрушек, книг, не знают никаких игр, поэтому, попадая в учреждения социально-педагогической поддержки, не знают, как играть с игрушками, как играть в игры. Они быстро ломают, портят и теряют игрушки, примитивно используют их в игре.
Младший школьный возраст.
Дети группы риска младшего школьного возраста имеют отклонения в развитии интеллектуальной сферы, часто не посещают школу, с трудом усваивают учебный материал, у них наблюдаются задержки в развитии мышления, неразвитость саморегуляции, умения управлять собой.
Многие из них приходят в первый класс, значительно перерастая своих сверстников. Как правило, им уже по 7-8, а иногда по 10 лет. Такое начало учения связано с социальной ситуацией развития этих детей. Редко когда дети группы посещают детское учреждение или школу регулярно. Родители не занимаются с  детьми, не создают им условия для учения, не покупают необходимые учебные принадлежности.
При приходе в школу из неблагополучной семьи дети оказываются слабо подготовленными к обучению, поэтому они оказываются слабо мотивированными к учению (у них не сформирована внутренняя позиция школьника, отсутствуют произвольность поведения, навыки общения и взаимодействия и т. д.)
Рисунки младших школьников, воспитывающихся в атмосфере насилия, отражают влияние депривационных факторов, приводящих к нарушению глубинных связей между миром ребенка и миром взрослых, всем окружающим миром.
 
Дети подросткового возраста
Подростки группы риска характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностями во взаимоотношениях, нарушениями в сфере самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), усугублением трудностей в овладении учебным материалом, проявлениями грубого нарушения дисциплины (бродяжничеством, воровством, различными формами деликвентного поведения). В отношениях со взрослыми  у них проявляются переживание своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека.
По данным социологических и психологических исследований, подростки группы риска имеют следующие особенности [7; 147]:
?                      отсутствие ценностей, принятых в обществе (творчество, познание, активная деятельность в жизни); они убеждены в своей ненужности, невозможности добиться в жизни чего-то своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, добиться материального благополучия;
?                      проекция на себя жизни своих родителей;
?                      эмоциональное отвержение подростков со стороны родителей и одновременно их психологическая автономия;
?                      среди социально одобряемых ценностей у них на первом месте- счастливая семейная жизнь, на втором- материальное благополучие, на третьем- здоровье; в то же время эти ценности представляются подросткам недоступными; высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт- один из источников стресса;
?                      повышенный уровень агрессивности и тревожности;
?                    стремление к «красивой», легкой жизни, удовольствиям;
искажение направленности интересов - свободное времяпрепровождение в подъезде, на улице - только подальше
 
?                    от дома, ощущение полной независимости (уходы из дома, побеги, ситуации переживания риска).
По данным А. Л. Лихтарникова [5; 217], у подростков, выросших в атмосфере насилия, представления о счастливом  человеке и о счастье значительно отличаются от представлений детей из нормальных семей. Наиболее распространенными ответами подростков группы риска об основных показателях счастья являются: еда, сладости, игрушки, подарки, одежда. Такие «вещные»  характеристики показывают, что даже у пятнадцатилетних подростков игрушка, возможно, позволяет подростку компенсировать недостаток эмоционального тепла и неудовлетворенность социальных потребностей. Среди подростков, лишенных родительского внимания, 43% отмечают минимум признаков счастливого человека, что можно интерпретировать как позицию «я несчастлив», и только 17% таких подростков обнаружено в нормальных семьях.
Опыт переживания одиночества подростками группы риска составляет 70%.  Выхода из состояния одиночества не видят только 1%, а остальные видят избавление от него в поиске друга, обретении семьи, достижении компромисса в конфликтных ситуациях, изменении эмоционального состояния. Способы такого изменения у многих подростков неконструктивны (например, выпить, покурить, пойти погулять и т. д.).
Подросткам, перенесшим насилие в семье, свойственно состояние беспомощности. У них это состояние связано с конкретными ситуациями: невозможностью изменить взаимоотношения с родителями, социальными работниками, сверстниками; невозможностью принимать самостоятельные решения или делать выбор и другими трудностями.
По мнению многих ученых, вызывается переживанием неудач, травм, отказом от поисков или наличием неконструктивных способов решения проблем. Проявление беспомощности можно наблюдать при реагировании подростков на переживаемую значимую ситуацию или ее последствия, что выглядит следующим образом:
a)     как стереотипная деятельность, неадекватная конкретной ситуации;
b)     как перебор стереотипных действий (неконструктивных способов поведения и деятельности, не приносящих результата);
c)     как отказ от выполнения деятельности, сопровождающийся апатией, депрессией;
d)     как состояние оцепенения, плач и т. д.;
e)     как перенос или смещение цели на другую.
В подростковом возрасте культурные ограничения касаются поисковой активности в социальной жизни. Реакция на ограничение поведения, деятельности (в том числе на наказание) может приводить к состоянию беспомощности у подростков, что выражается в апатии, депрессии.
 
Старшеклассники.
Дети старшего школьного возраста, относящиеся к группе риска,   характеризуются особым процессом социализации. Они проживают, как правило, большую часть своей жизни в неблагополучной семье. Для большинства таких детей характерны следующие специфические особенности:
?                    неумение общаться с людьми вне семьи, трудности в установлении контакта со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них
?                    нарушение в развитии чувств, не позволяющее понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства;
низкий уровень социального интеллект, что мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им;
?                    слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ним свою жизнь, чувство ревности к ним;
?                    потребительская психология в отношении к близким, государству, обществу;
?                    неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны;
?                    несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь; чаще всего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайших целей: получить желаемое привлекательное;
?                    несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения);
?                    низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать внимания к себе;
?                    склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению - злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных средств и т. д.); это может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты.
Дети старшего школьного возраста стоят на пороге самостоятельной жизни, к которой они не считают себя готовыми. С одной стороны, они не хотят жить самостоятельно, отдельно, быть независимыми ни от кого, с другой- бояться этой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки родителей им не выжить, а на нее они рассчитывать не могут. Эта двойственность чувств и желаний приводит к неудовлетворенности своей жизнью и собой. Контакты со взрослыми у этих детей поверхностны и малоэмоциональны, что приводит отсутствию потребности искать близких отношений с людьми, доверять им, видеть уважение с их стороны.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Чем меньше ребенок, тем труднее для него складывается ситуация развития в неблагополучной семье, где постоянные ссоры между родителями, несогласие с другими членами семьи, физическая агрессия, так как это способствует появлению чувства незащищенности, беззащитности. В семьях, где преобладает напряженная, угнетающая и тревожная обстановка, нарушается нормальное развитие чувств детей, они не испытывают чувства любви к себе, а следовательно, и сами не имеют возможности его проявлять.
Очень сложно складывается психологическая обстановка для ребенка лишенного родительской любви, отторгнутого собственными родителями, переносящего оскорбления, издевательства, насилие, побои, голод и холод, отсутствие одежды, теплого жилья и т. д. Ребенок в таких ситуациях пытается сам изменить свое душевное состояние (вырывает волосы, грызет ногти, суетится, «эффект зализывания ран», боится темноты, ему могут сниться кошмары, он ненавидит людей, которые его окружают, ведет себя агрессивно).
Переживания травматических ситуаций или событий повторяются или внедряются в сознание, постоянно вспоминаются детьми. Это могут быть образы, мысли, повторяющиеся кошмарные сны, чувства, которые соответствуют переживаниям во время травмы, негативные переживания при столкновении с чем-то напоминающим событие, физиологическая реактивность, проявляющаяся в спазмах желудка, головных болях, проблемах со сном, раздражительности, вспышках гнева, нарушениях памяти и концентрации внимания, сверхбдительности, преувеличенном реагировании.
Психика «сживается» с переживанием травмы, приспосабливается к ней. Симптомы травматических переживаний в виде психических отклонений являются способом выживания.
 

1.3 Работа социального работника с детьми, перенесшими насилие в семье.
1.3.1 Методы работы с неблагополучной семьей.
 
Основной целью деятельности социального работника, прежде всего, является защита прав и интересов ребенка, в том числе и от собственных родителей. Именно стихийный, неуправляемый рост числа семей группы риска и резкое снижение их качественных характеристик в последние годы обусловили необходимость обеспечить защиту детей в семьях. Таким образом, социальный работник является непосредственным исполнителем поставленной российским государством задачи обеспечения необходимых жизненных условий для несовершеннолетних, по тем или иным причинам лишенных родительской любви и внимания.
Трудности работы социальных работников с неблагополучными семьями определяются как объективными, так и субъективными факторами.
К числу объективных основных факторов можно отнести, прежде всего, закрепленное Конституцией РФ (ст.23, 24, 25), а также действующим Уголовным кодексом РФ (ст.137) право каждого гражданина страны на неприкосновенность частной жизни. Таким образом, социальный работник может осуществлять защиту прав, здоровья, а порой и жизни детей от жестоких родителей только в рамках соблюдения вышеуказанных нормативных актов [7; 125].
С другой стороны, социальные работники в своей практической деятельности руководствуются также соответствующими статьями Семейного кодекса РФ, где, в частности, закреплены обязанности родителей по отношению к детям: «Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. (ст. 65) Невыполнение родителями указанных выше обязанностей по отношению к детям дает социальному работнику законное право вмешательства в личную жизнь такой семьи [7; 125].
В работе с неблагополучной семьей социальный работник руководствуется следующими основными принципами [5; 125]:
1)     Соблюдение приоритета интересов ребенка: «первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка» (Конвенция о правах ребенка, ст.3);
2)     Максимально возможное сотрудничество с биологическими родителями ребенка: не игнорирование их, а партнерство;
3)     Защита прав ребенка на воспитание по возможности в своей биологической семье, его «право знать своих родителей, право на их защиту, право на совместное с ними проживание» (Семейный кодекс, ст.54);
4)     Тесное взаимодействие с другими заинтересованными органами и службами, осуществляющими работу с семьями и детьми: медицинскими, правоохранительными, опеки и попечения, образования и. т. д.
Работа с проблемной семьей строится поэтапно. Сигналом к началу такой деятельности становится поступление информации о нарушении прав и интересов ребенка в конкретной семье. Источником информации могут выступать: школа, детский сад, поликлиника, участковый милиционер, соседи, родители других детей и т. д. С момента поступления сигнала социальному работнику рекомендуется вести записи всех выделяемых фактов по данному делу в хронологическом порядке. Такой дневник поможет не только при составлении отчетов, но и в разработке дальнейшего плана действий.
Поэтапную работу социального работника с момента поступления сигнала можно отразить в следующей схеме:


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Присутствие в семье жестокого отношения к ребенку, социальный работник может заподозрить по некоторым особенностям поведения родителей [6; 89].
Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку.
?      Противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка, нежелание внести ясность в происшедшее;
?      Позднее обращение за помощью в случае травм у ребенка или обращение за помощью по инициативе посторонних лиц;
?      Обвинение в травмах самого ребенка;
?      Неадекватная реакция родителей на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению;
?      Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;
?      Невнимание, отсутствие ласки, эмоциональной поддержки в обращении с ребенком;
?      Обеспокоенность собственными проблемами, невнимание к здоровью ребенка;
?      Рассказы о том, как их наказывали в детстве;
?      Признаки психологических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и т. п.);
?      Перекладывание на ребенка ответственности за собственные неудачи, отождествление ребенка с нелюбимым родственником, негативная характеристика ребенка и т. п.
 
1.3.2 Методы работы социального работника с детьми, подвергшимися жестокому отношению со стороны родителей.
 
Зачастую, неумение родителей создать для своего ребенка такую обстановку, которая способствовала бы его личностному развитию и психологическому комфорту, является причиной возникновения конфликтов, агрессии, жестокости. На первый взгляд это легко решаемо, просто нужно объяснить родителям, как воспитывать ребенка. Но, к сожалению, истоки неправильного воспитания зачастую лежит гораздо глубже и не могут быть объяснены лишь одной категорией мотивов, что позволяет говорить о необходимости индивидуального подхода в организации коррекционной работы с родителями и детьми по преодолению проблем в детско-родительских отношениях.
 
В общих чертах принципы работы социального работника с детьми, подвергшимися насилию можно сформулировать следующим образом:
  Создание атмосферы доверительности отношений «социальный работник ребенок – ребенок»;
1)                 Подключение к процессу реабилитации ребенка всех субъектов государственной системы социальной поддержки и защиты детства (органы социальной защиты населения, образования, охраны общественного порядка, здравоохранения);
2)                 Тесное взаимодействие с семьей ребенка, постоянная связь с супервизором – консультантом.
   Создание доверительных отношений с ребенком требует наличия у социального работника наряду с психологической техникой информации о личностных характеристиках ребенка. Сбор такой информации можно производить по предлагаемой матрице (см. приложение 2), которая одновременно является инструментом для вычисления  обобщенного показателя уровня социального благополучия ребенка.
Заполнение матрицы требует от социального работника не только знания  фактологических данных, но и применения социологического метода наблюдения в процессе непосредственного общения с ребенком и членами его семьи. Визуальные наблюдения и выводы необходимы социальному работнику, в частности, при балльной оценке таких характеристик, как «уровень социального благополучия семьи» или «эмоциональные отношения родителей с детьми». В работе Н. Ю. Синягиной [6; 78]  приводится подробное описание характерологических особенностей и внешнего вида ребенка, подвергавшегося жестокому обращению (см. приложение 3).
Когда доверительный контакт с ребенком установлен, социальный работник имеет возможность провести консультационную беседу [7; 123]. Консультирование, как одна из форм работы социального работника, предназначена в основном для оказания помощи здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач. При этом консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи – образовательные, психологические, психолого-педагогические. Конечная цель консультационной беседы – с помощью специально организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы ребенка, повысить активность в стремлении помочь самому себе.
Систематическое насилие над ребенком в семье приводит к его социальной дезадаптации, которая характеризуется асоциальными проявлениями (сквернословие, курение, дерзкие выходки) и отчуждением от основных институтов социализации – семьи и школы. У социально дезадаптированных детей заметно снижено усвоение ценностно-нормативных представлений, норм морали и права, способность оценивать себя и других с этих позиций, руководствоваться ими в своем поведении.
В качестве ведущего метода преодоления дезадаптивного или отклоняющегося поведения в социально-педагогической деятельности используется процесс ресоциализации, процедуры реабилитации и коррекции

Ресоциализация – организованный социально-педагогический процесс восстановления социального статуса, утраченных, либо несформированных социальных навыков дезадаптированных несовершеннолетних, переориентация их социальных установок референтных ориентаций за счет включения в новые позитивно ориентированные виды деятельности и виды деятельности педагогически ориентированной среды.

Составляющим процесса ресоциализации выступает процесс перевоспитания. Сочетание этого процесса с влияниями, предполагающими  изменения в развитии, принято называть коррекцией.
Коррекция отклоняющегося поведения предполагает в первую очередь выявления неблагополучия в системе отношений ребенка, подростка со взрослыми и сверстниками и корректировку педагогических позиций родителей, которая должна способствовать, в частности, разрешению острых конфликтов, неблагоприятно сказывающихся на социальном развитии подростка.
Процесс ресоциализации может быть затруднен тем, что картина социального развития ребенка не всегда представлена в «чистом виде». Часто встречаются довольно сложные сочетания различных форм социальной, психической, патогенной дезадаптации. И тогда встает вопрос о реабилитации.
Реабилитация – комплекс медицинских, социально-экономических, педагогических, профессиональных и юридических мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций, дефекта, социального отклонения. Процесс социальной реабилитации имеет длительный характер. Организованная реабилитация ставит своей целью сократить сроки восстановления социальной нормы, повысить качество самостоятельной работы личности за счет профессиональной помощи.
Ряд специалистов [7;.106] выделяют в качестве одного из основных направлений реабилитации социально-педагогическую реабилитацию. Ее ведущий метод – создание ситуации успеха и уменьшение социальной значимости конфликта.
Традиционные направления социально – педагогической реабилитации:
?         Организация социального контроля за условиями воспитания и поведением ребенка;
?         Социальная поддержка тех, кто испытыв
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.