На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Освобождение от уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?XXX
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание
Введение………………………………………………………………………………3
Глава I
Правовые основы уголовной ответственности несовершеннолетних……...…….4
1§ Особенности  правового регулирования уголовной ответственности несовершеннолетних…………………………………………………………………4
2§ Преступность несовершеннолетних. Состояние, динамика, структура………5
3§ Пределы уголовной ответственности несовершеннолетних…………………..8
Глава II
Виды наказаний и их назначение несовершеннолетним…………………………12
1§ Система наказаний, применяемых к несовершеннолетним…………………..12
2§ Характеристика отдельных видов наказаний……………………………….....13
3§ Назначение наказаний несовершеннолетним………………………………….18
Глава III
Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания………………………………………………………………………...…..22
1§ Освобождение от уголовной ответственности………………………………...22
2§ Общие и специальные виды освобождения от уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних………………………………………………...….24
Заключение…………………………………………………………………………..35
Список использованной литературы……………………………………………....37
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.
Российская Федерация, на современном этапе своего развития, стоит на пороге реформ, которые могут в значительной мере повлиять на нашу  жизнь. Естественно, что эти реформы в первую очередь касаются законодательства, и в частности уголовного права.
Криминальная ситуация в России, обусловила повышенный интерес уголовного законодательства к проблеме охраны интересов несовершеннолетних, гуманизации уголовно-правовых норм и либерализации репрессивных государственных функций, а также к проблеме предупреждения, выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению несовершеннолетними преступлений.
В этих условиях актуальными задачами становятся: выяснение состояния, динамики и структуры преступности несовершеннолетних; уяснение правовых основ привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности и особенностей освобождения от нее.
Злободневность данной темы очевидна. Наше будущее-это наши дети, поэтому России необходимо сформировать такую уголовную политику, которая будет ориентирована на предельно возможное изъятие несовершеннолетнего из сфер действия уголовного закона и максимальную гуманизацию мер воздействия в отношении них.
Однако нельзя забывать, что в сфере уголовно-правовой борьбы с преступностью несовершеннолетних гуманизм неразрывно связан с принципом справедливости, согласно которому наказание или иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны соответствовать характеру и степени общественной опасности преступлений, обстоятельствам его совершения и личности виновного.
 
 
Глава I Правовые основы уголовной ответственности несовершеннолетних.
1§ Особенности правового регулирования уголовной ответственности несовершеннолетних.
На сегодняшний день в Российской Федерации основной специальной мерой предупреждения преступности несовершеннолетних продолжает оставаться уголовная ответственность, уголовное наказание. Уголовный кодекс РФ 1996 года в отличие от ранее действующего законодательства создал правовые основы для более глубокой их дифференциации, в нем получили развитие принципы виновной ответственности, справедливости и гуманизма.
Законодатель подчеркивает особый подход к привлечению несовершеннолетних к уголовной ответственности и назначению им наказания в силу социальных, морально-этических и психических факторов. Социальная потребность закрепления особого порядка уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних заключается в том, что с учетом особенностей интенсивно развивающейся психики подростка необходимая достаточность уголовно-правового воздействия на несовершеннолетних преступников может быть достигнута в большинстве случаев применением к ним смягченных или специфических мер воздействия.
Существующая же практика применения норм уголовной ответственности и наказания в отношении несовершеннолетних свидетельствует о значительных трудностях в уяснении содержания положений главы 14 УК РФ[1]  при определении вида и объема уголовной репрессии в отношении различных категорий несовершеннолетних и решении вопросов об освобождении последних от ответственности и наказания.
Более того, применение положений о наказании несовершеннолетних показывает неработоспособность предусмотренной законом системы наказаний подростков. Причина этого видится в несогласованности принципов уголовной ответственности с
уголовно-правовыми формами их реализации в отношении
несовершеннолетних как особых субъектов уголовно-правовых отношений
 
2§ Преступность несовершеннолетних. Состояние, динамика, структура.
В последние годы тема преступности несовершеннолетних приобрела особую остроту. Специалисты из разных областей высказывают тревогу по поводу деградации молодого поколения, которое еще не начав жить, уже лишило себя возможности реализоваться в полной мере в современном обществе.
Преступность несовершеннолетних является одним из показателей криминогенной обстановки в России. Поражает тот факт, что подростковая преступность значительно молодеет, приобретает черты организованности.
Особое внимание следует уделить тому факту, что пытаясь подражать взрослым преступникам, известным из средств массовой информации или телевидения, несовершеннолетние совершают более жестокие, изобретательные и циничные преступления.
Если говорить о структуре подростковой преступности, то она довольна стабильна. Для несовершеннолетних характерно не более 23-25 видов преступлений.
Структуру основного статистического массива образуют 3 группы:
а) преступления против личности-2,5%-3,5%
б) преступления против собственности-85%-87,5%
в) преступления против общественной безопасности и здоровья населения-10,5%-12,5%
У преступности несовершеннолетних наблюдаются свои особенности. Одной из особенностей преступности несовершеннолетних является ее групповой характер. Удельный вес групповой преступности среди несовершеннолетних составляет около 65-70%, при условии, что в целом удельный вес групповой преступности совершаются несовершеннолетними как в группе с такими же несовершеннолетними, так и со взрослыми. Такие преступления зачастую носят более организованный характер и представляют большую общественную опасность, нежели совершение преступления в одиночку.
Так, группой совершаются более половины кроме 2/3 грабежей, около 90% разбойных нападений, 2/3 преступлений против любой свободы и любой неприкосновенности. По характеру связи преступных действий с местом их совершения можно выделить три особенности:
1.              место заранее избирается преступником и является одним из факторов формирования способов подготовки, совершение и сокрытие кражи (например: при угоне транспортного средства с определенной придомовой стоянки);
2.              место прямо связано с предметом преступления (например: при совершении квартирной кражи);
3.              преступления, в которых выбор места и преступных действий случаен (хулиганские действия, массовые беспорядки, причинение вреда здоровью и т. д.).
Ведущими специалистами в области криминологии неоднократно было отмечено, что преступления является основным звеном в обширной цели взаимосвязанных и взаимообусловленных действий и движений участников преступного события, как предшествующие преступлению, так и последовавшие за ним, как связанные с подготовкой и совершением преступления, так и сокрытием его следов.
В свою очередь преступная деятельность делится на следующие подсистемы:
- свойства и качества преступления (субъекты деятельности);
- способ совершения;
- средства совершения;
- предмет преступного посягательства;
- конечный, преступный результат (цель деятельности).
В этой связи, существенное изменение структуры преступлений, совершенных несовершеннолетними, за последние годы, дает основание выдвинуть тревожное предписание о том, что приобрели изменения и сами механизмы преступлений несовершеннолетних, и прежде всего, такие его элементы как способ совершения преступления (сопряженный или не сопряженный с применением насилия), орудия и средства совершения преступлений. Наличие вышесказанных обстоятельств позволяет говорить о преобладании корыстной и корыстно-насильственной направленности преступлений, совершенных несовершеннолетними.
О динамике подростковой преступности говорить довольно сложно.
Преступность в целом, в том числе преступность несовершеннолетних, – изменчивое явление. Происходящие в настоящее время судьбоносные изменения во всех сферах жизни России незамедлительно оказывают влияние  на динамику преступности несовершеннолетних.
С начала 2009 года в 18 субъектах РФ зарегистрировано увеличение числа подростков, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения. В настоящее время в 76 субъектах РФ работают почти 6 тыс. школьных инспекторов милиции, в задачу которых входит формирование в школах морально-психологического климата..
Статистика показывает, что у нас еще не все ответственно работают на порученных участках. Некоторые работают на бумаге, а не в реальной жизни. По словам министра Нургалиева[2], недавно введенные должности школьных инспекторов не всегда встречают со стороны администрации образовательных учреждений и руководства органов управления образованием понимания их правового статуса и круга обязанностей.
По данным МВД России, с начала 2009 года в РФ отмечается значительное снижение криминальной активности несовершеннолетних, в том числе почти вдвое — в составе организованных преступных групп. Как следует из справки, распространенной пресс-центром ведомства, за два первых месяца 2009 года количество преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии, по сравнению с аналогичным периодом 2008 года сократилось на 21% и составило 15,72 тысячи.
При этом количество подростков, совершивших преступления в составе организованных преступных групп, снизилось на 41,4%, а в группе по предварительному сговору — на 22,5%. Всего, по данным МВД, за два первых месяца 2009 года количество малолетних участников преступлений составило 14,918 тыс., что на 20,7% меньше показателей прошлого года. На 14,6% снизился уровень повторной подростковой преступности.
3§ Пределы уголовной ответственности несовершеннолетних.
Пределы и условия наступления уголовной ответственности для несовершеннолетних рассматриваются в 20 статье УК РФ. Согласно этой статье предусматривается два уровня наступления уголовной ответственности. Если следовать общему правило, становиться ясно, что за подавляющее большинство преступлений, уголовная ответственность грозит с шестнадцати лет.
Но существует особая группа преступлений, за которую уголовная ответственность наступает с четырнадцати лет. Это такие преступления, общественная опасность и противозаконность которых понятна и для подростков.
Определяя пределы возраста уголовной ответственности, законодатель принимает во внимание многие факторы. Но все-таки решающая роль принадлежит обстоятельствам, которые определяют уровень психического развития, черты характера, свойственные для подростков, соответствующего возраста, а так же способность адекватно осознавать общественную опасность деяний определенного вида.
Безусловно, нельзя оставить без внимания одну особенность ответственности несовершеннолетних-то, что они не могут быть субъектами некоторых преступлений. К числу таких преступлений, прежде всего, относятся две категории преступлений:
1) преступления,  где  несовершеннолетние  оказываются   потерпевшими[3],
вовлечение   несовершеннолетнего   в
совершение антиобщественных действий  (ст.   151  УК),  неисполнение
обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК);
2) преступления,  где субъектами могут быть  лица  старше  восемнадцати
лет (депутаты Государственной Думы - 21 год, судьи и прокуроры -  25
лет и т.д.).
Следуя этим особенностям, получается, что уголовная ответственность несовершеннолетних исключается:
за  злоупотребление  служебным  положением   некоторых категорий должностных лиц (ст. 285 УК),
за привлечение заведомо  невиновного к  уголовной  ответственности  (ст.   299  УК),   
за   вынесение   заведомо неправосудного приговора, решения или  иного  судебного  постановления  (ст.305 УК).
Но не только возраст играет важную роль в уголовной ответственности несовершеннолетних. Так же важно еще одно условие-вина в совершении преступления. Вина выражается в наличии умысла или же неосторожности.
Судебная практика имеет множество примеров как прямого и косвенного умыслов, так и неосторожности.
а) 15-летний Н. Санин, чтобы отомстить  своему  “недругу”
М. Пылину,  нанёс ему удар металлической  пластинкой  в  область  глаза.   В
результате удара у М. Пылина перестал видеть  один  глаз.  Санин,  нанося
удар, сознавал общественно опасный характер своего действия, предвидел,  что
в результате может наступить общественно опасное последствие в виде  тяжкого телесного  повреждения,  и  желал  его  наступления.  Поэтому  оно  совершил преступление с прямым умыслом.
б) Четырнадцатилетний В.  Костин  на одном  из  многолюдных  пляжей
Подмосковья поссорился с незнакомыми ребятами. У Костина  имелось  охотничье ружьё. С целью  припугнуть   ребят,   он  открыл  беспорядочную  стрельбу  в месте скопления отдыхающих граждан,  в  результате  чего  один  из  них  был убит. Костин,  конечно,  сознавал  общественно  опасный  характер  своего действия, предвидел, что от этого может наступить тяжкое последствие, но  не желал подобного исхода, а только сознательно допускал (косвенный умысел).
Приведём пример  совершения  преступления  по  неосторожности.
в)  Группа ребят направилась купаться в реке. Во время спуска  по  тропинке  с  крутого берега к реке Ю.  Павловский,  шедший последним, неожиданно толкнул  впереди идущего,  а тот,  не удержавшись, толкнул, в  свою  очередь,  других  ребят. Один из них упал  на  камни  и  сломал  ногу . Совершая  свои  действия, Павловский не предвидел,  что наступит такого рода  последствие.  Однако  он должен был и мог предвидеть  возможность  его  наступления.
Следует заметить, что лица от четырнадцати до шестнадцати лет не несут уголовной ответственности такие преступления как организация преступных сообществ и участие в них (ст. 208,  209,  210  УК  и др.).
У ответственности несовершеннолетних и взрослых есть общая черта - при добровольном отказе от доведения преступления до конца уголовная ответственность не наступает.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава II Виды наказаний и их назначение несовершеннолетним.
1§ Система наказаний, применяемых к несовершеннолетним.
Уголовное законодательство предоставляет нам исчерпывающий перечень видов уголовных наказаний, определяя их систему.
Современная система наказаний в отношении несовершеннолетних отличается в определенной степени гуманизацией, либерализацией в отношении карательной политики. Причиной же этого является то, что наше общество стоит на пути демократизации и приоритетного отношения к личности, ее правам и свободам.
Все конкретные виды наказаний, входящих в систему наказаний, отличаются друг от друга не по конечной цели, которая перед ними поставлена, а по средствам ее достижения, а значит, по соотношению принуждения и воспитания в их содержании и соответственно по различным возможностям достижения общего и специального предупреждения.
Статья 88 УК РФ содержит список уголовных наказаний, которые могут применяться судом в отношении несовершеннолетних преступников. Этот список довольно ограничен, так как некоторые наказания нецелесообразно назначать данной категории преступников в силу возрастных особенностей. Речь идет о следующих наказаниях: лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; ограничение по военной службе; ограничение свободы; содержание в дисциплинарной воинской части.
Смертная казнь и пожизненное заключение так же не могут применяться к лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста[4].
Основными же видами уголовного наказания, назначаемого несовершеннолетним являются:
а) штраф;
б) лишение права заниматься определенной деятельностью;
в) обязательные работы;
г) исправительные работы;
д) арест;
е) лишение свободы на определенный срок.
С учетом того, что обязательные работы и арест применяются довольно редко, (практика их назначения показывает, что в 2004 году суды применяли данные наказания в отношении всего двух несовершеннолетних, а в 2005 четырех несовершеннолетних лиц) следует признать, что данный перечень весьма узок, это противоречит Минимальным стандартным правилам ООН, согласно п. 18.1 которых "в целях обеспечения большей гибкости и во избежание по возможности заключения в исправительные учреждения компетентный орган власти должен располагать при решении дела широким комплексом мер воздействия"
Необходимо избегать в отношении несовершеннолетних наказаний, связанных с изоляцией от общества, и предусматривать в законе наказания, с помощью которых несовершеннолетние отвлекались бы от криминогенной среды и приобщались к общественно полезному труду.
 
  2§ Характеристика отдельных видов преступлений.
Известно, что для достижения целей уголовного наказания (восстановление социальной справедливости, предупреждение совершения новых преступлений, исправление осужденного), необходимо учитывать и анализировать природу каждого конкретного вида наказания.
Сущность наказания - принуждение преступника к страданию, плата за совершенное преступление, своеобразное возмездие, постигшее преступника. Но ведь речь идет о несовершеннолетних преступниках, а они ведь по сути дети, которых нужно скорее воспитывать, нежели жестоко карать. Поэтому мера государственного принуждения по своему характеру и деятельности должна быть соразмерна совершенному преступному делу, преступлению.
Оптимальным вариантом в данной ситуации будет являться штраф.
Согласно действующей редакции ч. 2 ст. 88 УК РФ штраф применяется к несовершеннолетнему независимо от того, имеет ли он самостоятельный заработок или имущество, на которое может быть обращено взыскание. Такое решение вопроса о назначении штрафа увеличивает число несовершеннолетних, которым может быть назначено самое мягкое наказание.
Анализ практики назначения несовершеннолетним наказания в виде штрафа показывает устойчивую тенденцию к сокращению применения данного вида наказания. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема перспективности штрафа.
Следует отметить, что применение штрафа как вида наказания представляется наиболее эффективным в борьбе с преступлениями, носящими имущественный характер. Ведь в случае назначения штрафа, реализация целей наказания достигается путем воздействия на материальные интересы виновного. Посредством налагаемого денежного взыскания оказывается влияние непосредственно на ту сферу сознания несовершеннолетнего, с которой связаны побудительные мотивы совершенного корыстного преступления.
В отношении несовершеннолетних применение штрафа характеризуется определенными особенностями. Он может назначаться несовершеннолетнему только при наличии самостоятельного заработка либо имущества, на которое может быть обращено взыскание. В отношении несовершеннолетних в возрасте 14-16 лет назначение штрафа не имеет смысла, так как возможности заплатить его, как правило, ничтожны. А что касается подростков от 16 до 18 лет, применение штрафа вполне реально.
Еще один вид наказания- лишение права заниматься определенной деятельностью. Суть его состоит в том, что несовершеннолетнему запрещается заниматься какой-либо профессиональной или иной деятельностью. Чаще всего это лишение права управлять автотранспортным средством, лишением права заниматься предпринимательской деятельностью, заниматься охотой, рыбной ловлей.
Глава 14 УК РФ не содержит каких-либо особенностей при применении наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью к несовершеннолетним. Следовательно, из смысла уголовного закона следует, что данный срок будет таким же, как и для взрослых правонарушителей[5]. Такое положение дел противоречит смыслу ст. 88 УК, согласно которой, учитывая несовершеннолетие виновного, его особенности, как смягчающие ответственность обстоятельства, размеры и сроки видов наказаний для несовершеннолетних снижены почти наполовину. Это своего рода упущение законодателя.
Пункт "в" ст.88 УК РФ содержит такой вид уголовного наказания, как обязательные работы, которые могут назначаться несовершеннолетним.
Несмотря на безусловную гуманность и полезность данного вида наказания, в России оно не прижилось и применяется довольно редко, учитывая трудности организации обязательных работ в отношении несовершеннолетних, представляется, что это наказание вряд ли получит широкое распространение и в дальнейшем. Тем не менее, следует отметить, что существенным элементом в содержании обязательных работ является максимальное исправительно-воспитательное воздействие, приобщение к общественно полезному труду.
Обязательные работы, в определенной степени ограничивая свободу, являются наиболее щадящим способом воздействия на личность. Они могут выступать в отношении несовершеннолетних вполне эффективным наказанием.         
Далее следует такое наказание, как исправительные работы.
Данный вид наказания применяется, как наиболее соразмерный тяжести совершенного деяния, когда ограничивать свободу или тем более лишать свободы несовершеннолетнего, по меньшей мере негуманно и нецелесообразно. Его исправление будет гораздо действеннее в обычных условиях свободы и трудовой деятельности.
Исправительные работы - наказание теоретически более эффективное, чем штраф, так как в нем соединяется устрашение, связанное со значительным материальным ущербом, с воспитательным (общественным) воздействием.
Часть 5 ст. 88 УК РФ предусматривает назначение такого вида наказания, как ограничение свободы.
С недавнего времени вступили в силу новые положения Уголовного, Уголовно-исполнительного и Уголовно-процессуального кодексов РФ о возможности применения ограничения свободы в качестве основного или дополнительного наказания.
Суть данного наказания- осужденный на ограничение свободы не сможет уходить из дома или квартиры в определенное время суток, без уведомления надзорного органа изменять место жительства или пребывания, место работы или учебы, выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования. Осужденный не сможет посещать определенные места, в том числе массовые мероприятия. Суд возлагает на него определенные обязанности: он должен будет от одного до четырех раз в месяц являться для регистрации в орган, осуществляющий надзор.
Эта мера может активно применяться к некоторым категориям преступников, в том числе и к несовершеннолетним, ведь они требуют более квалифицированного правосудия, с тем, чтобы избежать полной криминализации личности.
В целом следует отметить, что судебная практика свидетельствует о крайне незначительном применении к несовершеннолетним наказаний, не связанных с лишением свободы. Анализ данных видов наказаний подтверждает ограниченные возможности их назначения рассматриваемой категории лиц. В результате суд вынужден применять к несовершеннолетним наказание в виде лишения свободы на определенный срок или условное осуждение.
Лишение свободы на определенный срок- завершает систему уголовных наказаний для несовершеннолетних.
Согласно ч. 6 ст. 88 УК РФ, наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступления небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые.
Следует заметить, что в данный перечень можно включить и несовершеннолетних, совершивших преступления тяжкие. Об этом свидетельствует содержание ч. 2 ст. 92 - несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.
Уместно упомянуть и новое положение, содержащееся в ч. 5 ст. 92 УК РФ, согласно которому, в случае совершения несовершеннолетним некоторых преступлений[6], оно не может быть освобождено от наказания. Таким образом, можно логически предположить, что в случае совершения иных преступлений несовершеннолетний может быть освобожден от уголовного наказания, то есть, и от лишения свободы.
В науке уголовного права существуют различные позиции относительно необходимости и целесообразности применения наказания в виде лишения свободы к несовершеннолетним. Полагаем, что наказание в виде лишения свободы не должно рассматриваться как основная форма реализации уголовной ответственности несовершеннолетних и должна применяться лишь в крайних случаях. Кроме того, при назначении наказания несовершеннолетним в виде лишения свободы необходимо обращать повышенное внимание на возрастные и социально-психологические особенности личности виновного.
         
3§ Назначение наказания несовершеннолетним.
Проблемы назначения наказания несовершеннолетним и освобождения от него в последние годы и десятилетия привлекали внимание ряда ученых-юристов и практических работников.
Государство должно разработать адекватные меры реагирования на противоправное поведение несовершеннолетних, особенно меры уголовно-правового воздействия, в том числе назначения им различных видов наказания.
Суды должны правильно применять уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации при рассмотрении уголовных дел и материалов в отношении несовершеннолетних, совершивших преступления, обеспечивая защиту их прав и законных интересов при осуществлении правосудия, а также реализовать предусмотренные законом иные процедуры, направленные на предупреждение правонарушений среди подростков и повышение предупредительного воздействия судебных процессов.
Но несмотря на все большее усовершенствование законодательства в отношении несовершеннолетних, не стоит забывать о том, что в первую очередь наказание должно быть подчинено цели исправления виновных, и оно должно быть абсолютно соразмерно тяжести совершенного преступления.
В статье 89 УК РФ прямо указано, что назначая наказание несовершеннолетнему, суд должен учитывать уровень его психического развития, иные особенности личности несовершеннолетнего, а также влияние на него старших по возрасту лиц. Указанные обстоятельства принимаются во внимание не только при индивидуализации наказания, но и при индивидуализации ответственности. Правильная квалификация необходима для индивидуализации наказания.
Требуется решить какую форму реагирования следует избрать в качестве правового последствия данного преступления:
а) уголовную ответственность, вид и размер наказания либо принудительные меры воспитательного характера, назначаемые судом взамен наказания.
б) освобождение от уголовной ответственности с назначением принудительных мер воспитательного воздействия.
В свете современной уголовной политики, суды должны отдавать предпочтения альтернативным наказаниям, не связанным с лишением свободы. В первую очередь, наказание должно нести воспитательную функцию и лишь потом карательную.
К несовершеннолетним имеет преимущественное отношение положение ч. 1 ст. 60 УК РФ о том, что "Более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания".
Касаясь различных форм вины, следует иметь в виду, что даже в умышленных преступлениях умысел может быть различным по степени осознанности виновным своих действий, степени предвидения последствий, времени возникновения умысла.
Еще сложнее дать оценку субъективной стороны неосторожного преступления, совершенного подростком. Так, при совершении преступления по легкомыслию несовершеннолетнему бывает затруднительно предвидеть абстрактную возможность наступления общественно опасных последствий, а если он ее и предвидит, то нередко, преувеличивая свои возможности, самонадеянно рассчитывает на то, что ему удастся предотвратить наступление этих последствий, однако расчет оказывается несостоятельным.
Следует отдельно рассмотреть мотивы преступлений, совершенных несовершеннолетними.
При поиске мотива преступления, необходимо учитывать и подростковую психологию.
Нередко даже по преступлениям, обязательным признаком которых являются низменные побуждения, доминирующими мотивами поведения подростка являются не низменные, а иные побуждения. Так, кражи, грабежи, разбойные нападения иногда мотивируются у подростков корыстными побуждениями в сочетании с мотивами озорства, стремлением утвердить себя в группе, желанием заполнить свободное время. Хулиганские действия, изнасилование подчас связаны со стремлением не отстать от товарищей, выглядеть взрослым, смелым, самостоятельным и т. д.
Так же немало важно учитывать роль несовершеннолетнего в преступлении. Согласно п. "е" ч. 1 ст. 61 УК РФ к обстоятельствам, смягчающим наказание, относится совершение преступления в результате физического или психического принуждения, не исключающего преступность деяния, либо в силу материальной, служебной или иной зависимости несовершеннолетнего, в связи с чем при выяснении факта вовлечения его в совершение преступления взрослыми следует решать вопрос о характере примененного в отношении несовершеннолетнего физического или психического принуждения.
Значительно понизить степень общественной опасности совершенного подростком преступления может второстепенная роль виновного в преступлении. Велико значение личностных данных в индивидуализации ответственности и наказания несовершеннолетнего. Основными элементами, характеризующими личность подростка, совершившего преступление, являются возраст, образование, семейное положение; психические особенности; потребности и интересы, отношение к нормам права и морали, отношение к родителям, к учебе или к своим обязанностям по работе, связь с антиобщественными элементами и пр.
По преступлениям, совершаемым подростками, чаще других встречаются такие смягчающие наказание обстоятельства, как чистосердечное раскаяние и активное способствование раскрытию преступления.
Как уже отмечалось, при назначении наказания несовершеннолетнему необходимо учитывать не только указанные в ст. 61 УК смягчающие наказание обстоятельства, но и условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также вл
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.