На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ
    ВВЕДЕНИЕ 3
    1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ  ПРЕДПРИЯТИЙ 6
    1.1. Понятие  и виды отчетности 6
    1.2. Уровни  нормативного обеспечения бухгалтерской  отчетности предприятия в Российской  Федерации 13
    1.3. Влияние  МСФО на систему правового  регулирования финансовой отчетности 17
    2. ОЦЕНКА  СИСТЕМЫ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РФ 25
    2.1. Основные  нормативные документы и их  положения о бухгалтерской отчетности 25
    2.2. Сравнительная  оценка российской и зарубежной  практик составления бухгалтерской финансовой отчетности 27
    2.3. Увязка  показателей бухгалтерской финансовой  отчетности в формах отчетности 31
    3. ОЦЕНКА  НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО БУХГАЛТЕРСКОЙ  ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ 36
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
    ПРИЛОЖЕНИЕ
 

     ВВЕДЕНИЕ
    Реформы системы бухгалтерского учета подвержены влиянию объективных факторов и  обстоятельств, характерных для  данного периода развития экономики  страны. Существенным объективным фактором, влияющим на процесс реформирования бухгалтерского учета, является его административный характер: высокая степень государственной регламентации бухгалтерского учета, а также выполнение функции обеспечения постоянно меняющихся фискальных интересов государства.
    Одна  из основных задач процесса реформирования – создание системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, соответствующей требованиям пользователей финансовой информации в рыночной экономике и представляющей собой результат взаимодействия институтов рыночной экономики по разработке и установлению правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.
    Кроме того, система нормативного регулирования  российской экономики должна представлять собой некий компромисс между  системой регулирования, адекватной уже  сложившимся, цивилизованным рыночным отношениям, для которых характерен высокий уровень профессионализма бухгалтерского и финансового персонала, способного к принятию решений в нестандартных ситуациях, постоянно меняющихся хозяйственных условиях исходя из основополагающих принципов, сформулированных законодательством, берущего на себя ответственность за принятые решения, и системой регулирования, суть которой заключалась в жесткой тотальной регламентации и наличии подробного инструктивного материала.
    Таким образом, система нормативного регулирования бухгалтерского учета – это самонастраивающаяся система, принципы построения которой позволяли бы ей, во-первых, органично совершенствоваться с развитием экономических отношений в стране, во-вторых, обеспечивать интересы и потребности в достоверной финансовой информации различных групп пользователей.
    В настоящее время изучение права  стало насущной потребностью для  всех, кто занят предпринимательской  и хозяйственной деятельностью. Деятельность организации в хозяйственном обороте невозможна без соблюдения многочисленных норм и правил. В современных условиях именно от знаний бухгалтера во многом зависит функционирование и благосостояние организации. Благосостояние самого бухгалтера также напрямую зависит от багажа знаний, которыми он располагает. Сейчас, для того чтобы продолжать нормальную работу, бухгалтер обязан владеть правовой терминологией, знать, как применяются и действуют нормативные акты, кто может быть субъектом хозяйственных отношений, как совершаются сделки и заключаются договоры, что такое имущество и интеллектуальная собственность, как регулируются трудовые отношения в организации и многое другое.
    Целью данной курсовой работы является подробное  рассмотрение нормативных актов, регулирующих бухгалтерскую отчетность предприятий.
    Для достижения заданной цели необходимо решить ряд поставленных задач:
      Рассмотреть понятие и виды бухгалтерской финансовой отчетности (далее БФО);
      Изучить уровни нормативного регулирования БФО;
      Исследовать влияние МСФО на систему правового регулирования БФО;
      Изучить основные нормативные документы, регулирующие БФО;
      Дать сравнительную оценку российских и зарубежных практик составления БФО;
      Исследовать показатели БФО в формах отчетности;
      Дать оценку направлений совершенствования законодательства по БФО.
    Предметом курсовой работы является нормативное  регулирование бухгалтерской отчетности.
    Работа  написана на основании трудов таких  ученых как Кондраков Н.П., Домбровская Е.Н., Соколов Е.С., а также с использованием таких информационно-правовых систем как Консультант Плюс и Гарант.
 

     1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ  ОТЧЕТНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
    1.1. Понятие и виды отчетности
    Финансовая (бухгалтерская) отчётность - совокупность итоговых данных бухгалтерского учёта, выраженная в определённой системе показателей, используется для анализа имущественного состояния хозяйственных процессов, обязательств и финансовых результатов.1
    Отчетность  выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия информации объектами хозяйствования. Методологически и организационно отчетность является неотъемлемым элементом всей системы бухгалтерского учета и выступает завершающим этапом учетного процесса, что обуславливает органическое единство формирующихся в ней показателей с первичной документацией и учетными регистрами.
    Данные  отчетности используются внешними пользователями для оценки и эффективности деятельности предприятия, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования.
    В соответствии с ПБУ 4/99 бухгалтерская  отчетность организаций должна отвечать следующим основным требованиям: достоверности, целостности, последовательности, сопоставимости, отчетного периода и оформления.
    Требование  достоверности означает, что бухгалтерская  отчетность должна давать достоверное  и полное представление об имущественном  и финансовом положении организации, а также финансовых результатах ее хозяйственной деятельности. Достоверной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.
    Требования  целостности связано с необходимостью включения в бухгалтерскую отчетность организации данных обо всех хозяйственных  операциях, осуществленных организацией как юридическим лицом, так и  показателей деятельности филиалов, представительств и иных подразделений, выделенных на отдельный баланс.
    Под отдельным балансом понимают систему  показателей, формируемую подразделением организации и отражающую его  имущественное и финансовое положение  на отчетную дату для нужд управления организацией, в том числе для составления сводной бухгалтерской отчетности.
    Требование  последовательности закрепляет в практике состояние бухгалтерской отчетности необходимость постоянства содержания и форм бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного года к другому.
    В соответствии с требованием сопоставимости в бухгалтерской отчетности должны приводиться данные по конкретному  показателю как за предыдущий, так  и за отчетный год. В том случае, если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период по ряду причин (реорганизация, изменение в учетной политике и др.). То данные предшествующего периода подлежат корректировке по установленным правилам. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснительной записке вместе с указанием ее причин.
    Требования  отчетного периода устанавливает, что для всех организаций отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря календарного года включительно.2
    Первым  отчетным годом для вновь созданной  либо реорганизованной организации  считается период со дня ее государственной  регистрации по 31 декабря включительно, а для организации, вновь созданной  после 1 октября (включая 1 октября),- с  даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.
    Данные  о фактах хозяйственной деятельности, проведенных до государственной  регистрации вновь созданной  организации, включаются в ее бухгалтерскую  отчетность за первый отчетный год.
    Для составления бухгалтерской отчетности  отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.
    Требование  оформления определяет, что бухгалтерская  отчетность должна быть составлена на русском языке, в валюте Российской Федерации на основе проверенных  бухгалтерских записей, подтвержденных надлежаще оформленными документами. Для подтверждения достоверности годовой бухгалтерский отчетности перед ее составлением в организации обязательно проводят полную инвентаризацию имущества и финансовых обязательств, осуществляют выверку всех расчетов, закрывают все счета бухгалтерского учета, подсчитывают обороты, выводят сальдо и определяют окончательный финансовый результат хозяйственной деятельности организации за отчетный период.
    Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации. В организациях, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией (централизованной бухгалтерией) или специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем организации, руководителем специализированной организации (централизованной бухгалтерии) либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет. Ответственность лиц, подписавших бухгалтерскую отчетность, определяется в соответствии с законодательством РФ.
    Изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к отчетному году, так и к прошлому (после ее утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных.
    Исправления ошибок в бухгалтерской отчетности подтверждаются подписью лиц, ее подписавших, с указанием даты исправления.
    Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала перечисленным  требованиям, при составлении бухгалтерских  отчетов и балансов должна быть обеспечена соблюдением следующих условий:
      полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов;
      полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также соответствие показателей отчетов и балансов данным синтетического и аналитического учета;
      осуществление записей хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации;
      правильная оценка статей баланса.
    Организации составляют отчеты по форме и инструкциям, утвержденным Минфином и Госкомстат РФ. Единая система показателей отчетности организации позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, республикам и по всему народному хозяйству в целом.
    Другие  органы, осуществляющие регулирование  бухгалтерского учета, утверждают в  пределах своей компетенции формы  бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации.
    Пользователями  бухгалтерской отчетности являются юридические и физ.лица,  заинтересованные в получении информации об организации.3
      Требования к информации, содержащейся в отчетности, в зависимости от интересов пользователей различны. Пользователи бухгалтерской отчетности подразделяются на две категории: внутренние и внешние.
    Внутренними пользователями отчетности предприятия  являются собственники, администрация, менеджеры, персонал. Собственникам предприятия информация необходима, чтобы оценить эффективность использования материальных и денежных ресурсов руководством организации, проанализировать возможные направления дальнейшего развития предприятия.
    Администрация использует учетную информацию для. принятия управленческих решений, выбора стратегии развития организации. Сотрудники предприятия нуждаются в учетной информации, характеризующей финансовую  устойчивость организации, своевременность выплаты заработной платы, социальных пособий.
    Предпочтение  в получении информации отдается собственникам. Так, в п. 1 ст. 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете" говорится, что бухгалтерская отчетность предоставляется в первую очередь  участникам организации или собственникам ее имущества и в органы государственной статистики.
    Внешние пользователи подразделяются на пользователей, имеющих прямой финансовый интерес  и не имеющих прямого финансового  интереса.
    Внешние пользователи, имеющие прямой финансовый интерес, - это инвесторы, существующие и потенциальные кредиторы, акционеры, поставщики и покупатели.
    Кредиторы желают получить информацию о возможности  предприятия своевременно погасить долг. Коммерческие партнеры (поставщики и покупатели) заинтересованы в стабильности коммерческих связей и выполнении обязательств.
    К внешним пользователям, не имеющим  прямого финансового интереса, относятся  налоговые органы, профессиональные участники рынка ценных бумаг (брокеры, дилеры, депозитарии, клиринговые организации, фондовые биржи), правительственные структуры и прочие группы пользователей.
    Основная  задача налоговых·органов заключается в сборе налогов и иных платежей.
    Профессиональные  участники фондового рынка формируют  свой финансовый результат за счет спроса и предложения на ценные бумаги эмитента.
    Государственные органы - это органы по управлению экономикой, отраслевые министерства и ведомства, нуждающиеся в информации об уплате налогов, объеме производства для получения данных по формированию валового внутреннего продукта и национального дохода.
    Прочие  пользователи бухгалтерской отчетности - это аудиторские фирмы, органы статистики, арбитраж, профессиональные союзы, общественность.
    В настоящее время организации  представляют в обязательном порядке  промежуточную и годовую финансовую отчетность.
    Промежуточная финансовая отчетность включает:
      форму № 1 «Бухгалтерский баланс»;
      форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
    Кроме указанных форм в составе промежуточной  бухгалтерской отчетности организации  могут представлять иные отчетные формы (Отчет о движении денежных средств и др.), а также пояснительную записку, входящие в состав годовой отчетности.
    Годовая бухгалтерская отчетность в соответствии с приказом Минфина РФ от 02.06.2010 г. № 66н включает:4
      бухгалтерский баланс — форма № 1;
      отчет о прибылях и убытках -  форма № 2;
      отчет об изменениях капитала — форма № 3;
      отчет о движении денежных средств — форма № 4;
      приложение к бухгалтерскому балансу — форма № 5;
      специализированные формы, устанавливаемые министерствами и ведомствами Российской Федерации, для организаций системы по согласованию соответственно с министерствами финансов Российской Федерации и республик;
      итоговую часть аудиторского заключения.
    В пояснительной записке может  быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой являются, широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности у клиентов, пользующихся услугами организации, и др.; степень выполнения плана, обеспечение заданных темпов роста; уровень эффективности использования ресурсов организации и др.
    Целесообразно включение в пояснительную записку  данных о динамике важнейших экономических  и финансовых показателей работы организации за ряд лет, описаний будущих капиталовложений, осуществляемых экономических мероприятиях и другой информации, интересующей возможных пользователей годовой бухгалтерской отчетности.
    Субъекты  малого предпринимательства, не применяющие  упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности отчеты об изменениях капитала и движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу (формы № 3, 4 и 5) и пояснительную записку.
    Если  указанные субъекты малого предпринимательства  обязаны проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, то они также могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности формы № 3, 4 и 5, если отсутствуют соответствующие данные.
    Некоммерческие  организации имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской  отчетности Отчет о движении денежных средств (форма № 4), а также при отсутствии соответствующих данных — Отчет об изменениях капитала (форма № 3) и Приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5).
    Общественные  организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), промежуточную бухгалтерскую отчетность не составляют.
    Указанные организации в составе годовой  бухгалтерскому отчетности не представляют отчеты об изменениях капитала и о  движении денежных средств (формы № 3 и 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) и пояснительную записку. 

    1.2. Уровни нормативного обеспечения  бухгалтерской отчетности предприятия  в Российской Федерации
    К нормативной базе бухгалтерского учета  относится целый комплекс норм, нормативов и инструктивных документов; на основании которых составляется бизнес-план, ведется начисление в фонды, отчисление налогов и выполняются другие расчеты. К ним относятся правовые, материальные, трудовые, денежные нормативы и нормативы отчислений в фонды и налоги.
    Каждое  юридическое лицо (предприятие) и физическое начинает свою деятельность с вступления в сделки путем заключения договоров на поставку сырья (материалов), оказание услуг, реализацию выпускаемой продукции и на другие виды возникающих взаимоотношений.
    Договор - соглашение, направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений. Договор считается заключенным, когда между сторонами, в требуемой в определенных случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным его условиям. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые признаны существенными законодательством. Прежде чем приступить к заключению договора нужно, в первую очередь, убедиться в правоспособности и дееспособности контрагента (другой стороны по договору). Для определения правоспособности организации необходимо ознакомиться с ее учредительными документами (учредительный договор, устав либо положением). Свидетельством или решением органа государственной власти о регистрации предприятия. Кроме того, от руководителя требуется документ, подтверждающий его должностное положение (Решение собрания учредителей и т.п.), а его полномочия проверяются по учредительным документам. Законодательством установлены следующие основные формы: простая, письменная и нотариальная. Договоры между организациями заключаются в письменной форме.
    Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них  обязательны к применению (Закон  «О бухгалтерском учете», положения  по бухгалтерскому учету – ПБУ), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).
    В зависимости от назначения и статуса  нормативные документы целесообразно  представить в виде следующей  системы:
    Первый (законодательный) уровень - Федеральные законы, постановления правительства, указы Президента. Такие законы как “О бухгалтерском учете”, “Об акционерных обществах” и др., возлагают общее методическое руководство на Правительство РФ, кроме того, право регулировать бухгалтерский учет предоставлено Центральному Банку РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Департаменту по надзору за страховой деятельностью Минфина РФ.
    Второй (нормативный) уровень составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, в  которых излагаются принципы и основные правила бухгалтерского учета. Это утвержденные Минфином РФ Положения по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” (ПБУ 1/08), «Учет договоров на капитальное строительство» (ПБУ 2/94), «Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/06), «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 7/98), «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/10) и др.
    Третий (методологический)  - инструкции, рекомендации и методические указания по ведению бухгалтерского учета, которые принимаются Минфином РФ, федеральными органами исполнительной власти. К документам этого уровня относятся План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, методические указания по учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, финансовых результатов на предприятиях.
    Четвертый уровень  - организационно-распорядительные документы, формирующие учетную политику предприятия, которые разрабатываются самим предприятием. Это приказы, распоряжения, рабочие инструкции, указания по учету конкретных объектов и операций.
    Основным  актом 1-го уровня является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96г. №129-ФЗ, который определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность.
    К первому уровню системы следует  отнести также Гражданский кодекс РФ, федеральные законы, «Об акционерных  обществах» от 26.12.95г. №208-ФЗ, постановление Правительства РФ «О Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности» от 06.03.98г. №283 и др.
    Учетный стандарт (2-й уровень) можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета  и оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (в отечественном бухгалтерском учете – положения) призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете и отчетности. В настоящее время в России разработано и утверждено 15 положений по бухгалтерскому учету и отчетности.
    На  втором уровне системы нормативных  документов единственным регулирующим органом является Минфин РФ.
    Положение по бухгалтерскому учету обычно включает следующие элементы:
      Название и номер ПБУ;
      Общие положения (указываются сфера применения соответствующего ПБУ и условия признания соответствующего объекта учета);
      Определения (основные определения и понятия по соответствующему объекту учета);
      Оценка (указываются различные виды применяемых оценок по объекту;
      Порядок учета (описывается порядок учета наличия и изменения соответствующего объекта учета);
      Раскрытие информации (указывается состав информации, подлежащий раскрытию в составе информации по учетной политике и в бухгалтерской отчетности).
    Отечественные ПБУ  в отличие от международных  стандартов носят не рекомендательный, а обязательный характер. Большинством ПБУ предусмотрены различные  варианты учета соответствующих  объектов.
    Методические  рекомендации и инструкции (3-й уровень) призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами (только в промышленности СССР действовало 140 отраслевых инструкций).
    Рабочие документы самого предприятия (4-й уровень) определяют особенности организации и ведения учета в нем.
    Основными рабочими документами являются:
      Документ по учетной политике предприятия;
      Утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
      Графики документооборота;
      Утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;
      Утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.
    Следует отметить, что многие организации  ограничиваются разработкой приказа  по учетной политике. Остальные рабочие  документы или отсутствуют (графики документооборота, формы внутренней отчетности), или не утверждены руководителем (формы первичных учетных документов, План счетов). Подобные организации грубо нарушают порядок ведения бухгалтерского учета, установленный Законом «О бухгалтерском учете» и другими нормативными документами. 

    1.3. Влияние МСФО на систему правового  регулирования финансовой отчетности
    Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) представляют собой важную международную  систему общепризнанных принципов  бухгалтерского учета. Они широко применяются и приняты в качестве основы подготовки финансовой отчетности во многих странах. МСФО являются международно признаваемыми. Признанием полезности отчетности, составляемой по МСФО, является тот факт, что уже сегодня большинство фондовых бирж (например, Лондонская) допускает представление ее иностранными эмитентами для котирования ценных бумаг.
    Использование МСФО для представления отчетности является необходимой процедурой при  выходе на международные рынки, позволяя, таким образом, расширить круг потенциальных инвесторов.
    Внедрение МСФО позволяет совершенствовать внутреннюю систему управления предприятием за счет использования единых методик  учета в целях управления хозяйственной  деятельностью, а также повысить конкурентоспособность компании за счет обеспечения надежной и прозрачной информацией заинтересованных пользователей.
    Концепция развития учета и отчетности в  РФ на среднесрочную перспективу (одобрена Приказом Министерства финансов РФ № 180 от 01.07.2004 г) предполагает двухэтапный переход российских компаний на МСФО:
      в период до 2007 г на МСФО должны быть переведены «общественно значимые организации»;
      в период 2008—2010 гг. — прочие организации.
    Предполагается, что ОАО, ценные бумаги которых котируются на фондовом рынке, а также банки и профессиональные участники, готовят консолидированную отчетность на основе МСФО с 2004 г
    На  втором этапе планируется переход на МСФО государственных унитарных предприятий и ОАО, бумаги которых обращаются на рынке без включения в котировальные листы.
    Общества, ценные бумаги которых обращаются на западных рынках, ведущие отчетность по иным международным стандартам, должны начать предоставлять отчетность по МСФО с 2010 г.
    При этом для «общественно значимых»  предприятий предоставление отчетности по МСФО будет носить обязательный характер, а малые предприятия смогут составлять отчетность по РСБУ (Российские стандарты бухгалтерского учета) или МСФО в добровольном порядке.
    Переход всех «общественно значимых» российских предприятий на Международные стандарты финансовой отчетности должен быть завершен к 2010 г Такая позиция содержится в проекте концепции развития учета и отчетности в России на среднесрочную перспективу подготовленную рабочей группой при Министерстве экономического развития РФ.
    Так как в МСФО и РСБУ в определенных стандартах применяются разные виды стоимостей, то при трансформации  возникает необходимость корректировки  этих величин. В результате активы, финансовые инструменты и обязательства  необходимо отражать по рыночной стоимости по международным стандартам финансовой отчетности. Оценка производится на отчетную дату тогда же проводится инвентаризация.
    С конца 1990-х гг в России начался  процесс реформирования бухгалтерского учета. Толчком к началу реформы  послужил семинар по проблемам учета на совместных предприятиях, проводившийся Центром ООН по ТНК и Торгово-промышленной палатой СССР в июне 1989 г. в Москве. Однако официальным началом процесса реформирования учета следует считать принятие Государственной программы перехода РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики (утверждена Постановлением Верховного Совета РФ «О Государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики» от 23.10.1992 г № 3708—1). В данном документе была установлена цель реформирования бухгалтерского учета, определены задачи, поставленные для достижения этой цели.
    Помимо  этого, было приято решение об использовании  МСФО при создании концепции бухгалтерского учета и в процессе разработки национальных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету в качестве отправной точки, образца и критерия соответствия международно-принятой практике.
    В 1994 г Методологическим Советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ была одобрена Программа  реформирования системы бухгалтерского учета, в соответствии с которой  переход на МСФО должен был осуществиться  до 2000 г В рамках зтой программы был принят ряд положений по бухгалтерскому учету (ПБУ 1, 2, 3, 4), Федеральный закон от 21.11.1996 г № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». В ходе осуществления основных мероприятий Программы была разработана Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная Методологическим Советом по бухгалтерскому учету при МФ РФ и ИПБ России в декабре 1997 г (Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике написана на основе Принципов составления и представления финансовой отчетности).
    К 1998 г стало ясно, что документ, принятый в 1994 г, нуждается в серьезной  доработке. Как следствие, была принята  Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности , утвержденная Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 г. № 283. В методологическом плане реализация Программы реформирования значимо изменила бухгалтерский учет в России (во всяком случае, содержание нормативных актов, его регулирующих). В теорию и практику вошли концептуальные основы МСФО, многие из которых были совершенно новыми для наших коллег: метод начисления, учетная политика как инструмент построения учета и формирования отчетности отдельной организации, приоритет содержания над формой, существенность, осторожность и пр.
    Новым шагом в реформировании бухгалтерского учета в России послужила Концепция  развития бухгалтерского учета и  отчетности в РФ на среднесрочную  перспективу, одобренная Приказом Министерства финансов от 01.07.2004 г № 180.
    Концепция назвала следующие этапы реформирования учета в нашей стране в части достижения соответствия учетной практики МСФО.
    Период  2004—2007 гг. Обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов (в коммерческую деятельность которых прямо или косвенно вовлечены средства неограниченного круга лиц: открытые акционерные общества и иные организации, имеющие публично размещаемые (размещенные) и/или публично обращающиеся ценные бумаги; финансовые организации, работающие со средствами физических и юридических лиц, другие организации), кроме тех, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам. Утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО. Совершенствование принципов и требований к организации учетного процесса, а также базовых правил бухгалтерского учета, обеспечивающих формирование информации для составления индивидуальной и консолидированной финансовой отчетности. Создание специального органа в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов бухгалтерского учета и отчетности. Создание основных элементов инфраструктуры применения МСФО. Сближение правил налогового учета с правилами бухгалтерского учета. Активизация участия профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессии. Усиление контроля обеспечения общественно значимыми хозяйствующими субъектами публичности консолидированной финансовой отчетности. Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров, в том числе пользователей бухгалтерской отчетности. Развитие международного сотрудничества в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности.
    Период  2008—2010 гг. Обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов, включая общественно значимые, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам. Оценка возможности составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО (вместо российских стандартов). Укрепление и расширение сферы деятельности специального органа в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов бухгалтерского учета и отчетности. Дальнейшее повышение роли профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессии. Развитие системы контроля обеспечения хозяйствующими субъектами публичности бухгалтерской отчетности. Расширение сферы контроля качества бухгалтерской отчетности, в том числе подготовленной по МСФО.
    Таким образом, это будет последовательный и постепенный переход путем корректировки действующих российских нормативных документов. Очевидно, что переход на МСФО — это сложный, неоднозначный процесс, который должен происходить в соответствии с темпами развития экономической реальности в России и соотноситься с готовностью действующей системы бухгалтерского учета и бухгалтеров-практиков к соответствующим новациям.
    Одним из принципов, являющимся обязательным в МСФО, но не всегда применяемым  в российской системе учета, является приоритет содержания над формой представления финансовой информации. В соответствии с МСФО содержание операций или других событий не всегда соответствует тому каким оно представляется на основании их юридической или отраженной в учете форме.
    Согласно  российской системе учета операции учитываются строго в соответствии с их юридической формой. В МСФО же бухгалтерские проводки отражаются исходя из экономической сущности операции.
    Примером, когда форма превалирует над  содержанием в российском учете, является случай кражи автомобиля: компания по российским стандартам не имеет возможности списать автомобиль до тех пор, пока не поступят документы из милиции о краже и не пройдет срок исковой давности. По МСФО такой автомобиль согласно профессиональному мнению бухгалтера будет списан на убытки немедленно.
    Другим  важным принципом МСФО является отражение  затрат, отличающееся от российского  учета. МСФО предписывают следовать  принципу соответствия, согласно которому затраты отражаются в периоде  ожидаемого получения дохода, в то время как в российском учете  затраты отражаются после выполнения определенных требований в отношении документации. Необходимость наличия нужной документации зачастую не позволяет российским предприятиям учесть все операции, относящиеся к определенным периодам. Эта разница приводит к различиям в моменте учета этих операций.
    Следует также учесть, что некоторые понятия  и термины, используемые в настоящее  время в ПБУ отличаются от толкований, встречаемых в МСФО. Кроме того, для оценок применяются разные стоимости. Так, например, основные средства могут отражаться по справедливой стоимости, те. оценивается то, сколько они стоят сейчас, за сколько могут быть куплены или обменены. Соответственно, и амортизация рассчитывается, исходя их планово-реальных сроков эксплуатации, а не из сроков, установленных в соответствии с постановлениями Правительства.
    Но  есть и более существенные отличия, связанные с разделением функций  учета и контроля, необходимостью осуществления внутреннего контроля, иной системой управления.
    Активом в соответствии со стандартами и  международной практикой считается только то, что является источником будущих экономических выгод. При определении актива право собственности на него не является основным.
    Так, например, арендованное имущество —  это актив, если компания будет получать выгоду от его использования.
    Обязательства — это задолженность, погашение  которой приведет к уменьшению активов  компании.
    Таким образом, различия носят концептуальный, мировоззренческий характер. Стандарты  требуют не знания проводок, а понимания  и отражения сути происходящего.
    Существует  несколько аспектов, почему организации  может быть выгодно составлять отчетность по МСФО. В частности, информация, получаемая при составлении консолидированной  отчетности по МСФО, может быть использована для бюджетирования, планирования изменений в составе группы, оценки стратегического развития бизнеса. При рассмотрении практики перехода несколькими российскими предприятиями на МСФО можно отметить, что обычно существует «толчок» к принятию решения в пользу МСФО. Таким толчком являются «обещания поучения финансирования».
    Можно отметить объективное существование  некой связки: «привлечение инвестиций — отчетность по МСФО».
    Такая связка клиенту дает получение прозрачной достоверной отчетности. МСФО —  это основа для управленческого учета и наиболее совершенная форма консолидации отчетности группы компаний. Самое главное, что отчетность по МСФО помогает получать более дешевые и долгосрочные кредиты, займы, инвестиции.
 

2. ОЦЕНКА  СИСТЕМЫ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РФ
    2.1. Основные нормативные документы и их положения о бухгалтерской отчетности
    1. Федеральный закон «О бухгалтерском  учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ (ред. от 28.09.2010 №243-ФЗ)
    2. Гражданский кодекс Российской  Федерации. 
    3. Положение по ведению бухгалтерского  учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. №34н (в ред. приказа Минфина РФ от 24.12.2010г. №186н).
    4. План счетов бухгалтерского учета  финансово-хозяйственной деятельности  организации и Инструкция по  его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. №94н.
    5. Положение по бухгалтерскому  учету «Учетная политика организации». ПБУ 1/08. Утверждено приказом Минфина  РФ от 06.10.2008г. №106н.
    6. Положение по бухгалтерскому  учету «Бухгалтерская отчетность организации». ПБУ 4\99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.99г. №43н.
    7. «О формах бухгалтерской отчетности  организации». Приказ Минфина РФ  от 02.07.2010г. №66н.
    8. Методические указания по инвентаризации  имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95г. №49. (ред. от 08.11.2010 №142н)
    9. Порядок публикации годовой бухгалтерской  отчетности открытыми акционерными  обществами. Утвержден приказом  Минфина РФ от 28.11.96г. №101
    10. Методические рекомендации по  составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности. Утверждены приказом Минфина РФ от 30.12.96г. № 112 (с измен. и доп., внесенными приказом Минфина РФ от 24.12.2010г. №187н).
    13. «Об утверждении порядка отчетности  руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ». Постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.99г. №1116.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.