На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Учет, анализ и аудит основных средств предприятия

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 27.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  внутренних дел России
Краснодарский университет
Нальчикский филиал
Специальный (экономический)  факультет
___________________________________________________________________________________________________________
Кафедра экономических дисциплин  

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
    на  тему:  

        «Учет, анализ и аудит основных  средств предприятия»
              Выполнила:
              студентка 4-го курса ускоренного очного вида
              обучения  специального (экономического)
              факультета  НлФ КрУ МВД России
              (специальность  080109), набор 2007 года 
              Дохова  Залина Муратовна 

              Научный руководитель:
              д.э.н., профессор кафедры экономических
              дисциплин НлФ КрУ МВД России
              Апеков  Аслан Владимирович 

              Рецензент       
              (уч. степень, уч. звание, должность, 

              фамилия, имя, отчество) 

К защите __________________________
Заведующий кафедрой экономических дисциплин
_____________________А.Б.Созаева 

Дата защиты: «____» __________2011 года          Оценка ________________
Нальчик 2011 
 
 
 

Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………...……………………4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ………………………………………………………7
      Экономическое содержание, классификация и сущность учета основных средств…………………………………………………….7
      Проблемы методологии учета основных средств…………………16
ГЛАВА II. УЧЕТ И АНАЛИЗ ДВИЖЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В НОУ ВПО «КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА»....24
      Организационно-экономическая характеристика и анализ движения основных средств в организации…………..………...24
      Документальное оформление, инвентарный и аналитический учет основных средств…………………………...........................31
      Учет амортизации основных средств……………………………...37
ГЛАВА III. АУДИТ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В НОУ ВПО «КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА»…………………………………..………………...44
      Организация синтетического учета основных средств…………..44
      Аудит основных средств …………………….……………………49
      Основные направления совершенствования учета основных средств………………………………………………………………54
ВЫВОДЫ  И ПРЕДЛОЖЕНИЯ……………………………………………...63
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..66
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..70 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Рыночные  отношения обуславливают объективную  необходимость повышение роли бухгалтерского учета в управлении предприятием. Для принятия оперативных и тактических  решений по управлению предприятием в условиях постоянно меняющейся рыночной конъюнктуры и развивающейся конкуренции товаропроизводителей необходима своевременная достоверная и аналитическая информация.
     Одним из орудий преобразований экономики  страны является производственно-хозяйственная  деятельность отечественных предприятий.
Последняя, в свою очередь обеспечивается, за счет использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов и в значительной степени за счет основных фондов.
     Увеличение  и совершенствование основных фондов – решающее условие дальнейшего управления материально-технической базы хозяйствующих субъектов и играет важную роль в осуществлении ведущих направлений их деятельности.
     С наступлением рыночных отношений в  учете основных средств произошли  существенные изменения. Эти изменения  коснулись: состава и структуры основных средств; амортизации их стоимости; оценки и переоценки стоимости основных средств; учета и финансирования затрат на ремонт основных средств; учета продажи и списания основных фондов.
     В условиях быстрого технического прогресса происходит постоянное совершенствование техники, создаются новые, более высокопроизводительные виды механизмов и аппаратов, заменяющих старую технику. Срок использования основных фондов в производственном процессе приобретает все большее значение, как с точки зрения технического прогресса, так и с точки зрения более правильного высокоэффективного использования тех капитальных вложений, которые затрачиваются на создание новых основных фондов.
     Более полное и рациональное использование  основных фондов и производственных мощностей предприятия способствует улучшению всех его технико-экономических показателей: росту производительности труда, повышению фондоотдачи, увеличению выпуска продукции, снижению ее себестоимости, экономии капитальных вложений.
     Все эти факты, следовательно, должны учитываться в процессе ведения бухгалтерского учета.
     Все вышеизложенное говорит об актуальности данной темы на сегодняшний день.
     Целью работы является изучение и оценка методик бухгалтерского учета основных средств и аудита, а также определение направлений их совершенствования, в условиях конкретного предприятия.
     Для достижения намеченной цели в работе поставлены следующие задачи:
- изучение  теоретических основ и нормативно-правого  регулирования бухгалтерского учета  основных средств;
- рассмотрение  организационно-методического обеспечения  бухгалтерского учета основных  средств;
- рассмотрение  особенностей бухгалтерского учета  основных средств на конкретном  предприятии;
- анализ  состояния и эффективности использования  основных средств;
- проведение внутреннего аудита основных средств и изучение учетной политики предприятия;
 - разработка рекомендаций по устранению выявленных недостатков и совершенствованию бухгалтерского учета основных средств на предприятии.
     Объектом  исследования дипломной работы является учет движения основных средств НОУ ВПО «Кабардино-Балкарский институт бизнеса».
     Предметом исследования является методика учета, анализа и аудита  движения основных средств.
     Практическая  значимость данной работы заключается в возможности использования результатов исследования (анализа), для совершенствования бухгалтерского учета, аудита и эффективности использования основных средств в анализируемой организации.
     Теоретическую и методологическую основу исследований составляют труды ученых-экономистов в области отечественной и зарубежной теории и практики бухгалтерского учета, аудита и экономического анализа, нормативные и законодательные акты Российской Федерации по вопросам бухгалтерского учета, аудита и анализа основных средств, публикации в периодической печати по теме дипломной работы (журналы «Бухгалтерский учет», «Главбух»).
     Сбор  основных данных по анализируемой теме организован на базе изучения бухгалтерского учета НОУ ВПО «Кабардино-Балкарский институт бизнеса» за 2008-2010г.г.
     Работа  состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
     Во  введении обоснованна актуальность темы дипломной работы, приведена  цель и задачи исследования.
     В первой главе рассмотрен теоретический  материал по теоретическому обоснованию учета использования основных средств.
     Во  второй главе приведен анализ состояния  и организация учета основных средств НОУ ВПО «Кабардино-Балкарский институт бизнеса».
     В третьей главе, на основе аудита предложены, рекомендации по совершенствованию учета основных средств.
     В заключении обобщены основные результаты исследования, сформулированы выводы и предложения. 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ УЧЕТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 

1.1. Экономическое содержание, классификация и  сущность учета  основных средств 

     Учет  основных средств ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету  «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденному  приказом Минфина РФ от 30.03.2001г. №26н, Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина РФ от 13 октября 2003г. №91н. этих нормативных документах приводится подробный порядок организации методологии, синтетического, аналитического учета основных средств, их поступления, выбытия, амортизации, ремонта и другие.
     В соответствии с положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ под основными средствами понимается часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.
     По  мнению, Русолевой Л.А., Богаченко  В.М. под основными средствами понимаются предметы, срок службы которых составляет один год они используются в хозяйственной деятельности длительное время, не изменяя своей формы и изнашиваясь постепенно, что и позволяет включать их стоимость в затраты на производство (расходы на продажу) продукции частями по мере износа, через амортизационные отчисления.1
     Критерии  выделения основных средств из множества  внеоборотных активов установлены  ПБУ 6/01 «Учет основных средств» в  п.4 , согласно которому активы принимаются  к учету в качестве основных средств  при единовременном соблюдении следующих  условий:
- использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование;
- использование  в течение длительного времени,  т.е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он не превышает 12 месяцев;
- организацией  не предполагается последующая  перепродажа данных активов;
- способность  приносить организации экономические  выгоды (доход) в будущем.
     Отсюда  следует, что от других материально-вещественных ценностей основные средства отличаются длительным сроком полезного использования.
     Под словом «полезное использование» следует  понимать согласно п.4 ПБУ 6/01 возможность  приносить доход. Если объект приносит доход более одного года, он относится к основным средствам, если меньше, то к материалам. Если организация относит объект к основным средствам, то она сама определяет срок полезного использования исходя из следующих факторов:
-.ожидаемого срока использования объекта в соответствии с предполагаемой производительностью;
- ожидаемого  физического износа, зависящего  от режима эксплуатации, естественных  условий и влияния агрессивной  среды, системы проведения ремонта;
- планируемого  объема производства продукции или работ в результате практического применения этого объекта;
- ограничений,  вытекающих из нормативно-правовых  классификаций.
     Можно выделить пять оснований для классификации.
     По  натурально-вещественному составу  и выполняемым функциям, в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов, основные средства учитываются по следующим группам: здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, другие виды основных средств (книжные фонды библиотек, капитальные затраты в арендованные средства, расходы на мелиоративные, осушительные и другие работы по улучшению земель). Кроме того, в состав основных средств включаются земельные участки и объекты природопользования, приобретенные организацией в собственность.2
     По  отраслевой принадлежности различают: основные средства промышленности, сельского  хозяйства, торговли и т.д.
     По  степени использования в деятельности они подразделяются на находящиеся в эксплуатации, в запасе, в стадии достройки, дооборудования, реконструкции частичной ликвидации, на консервации.
     По  имеющимся правам на объекты основных средств они подразделяются на следующие  группы:
а) основные средства, принадлежащие организации на праве собственности (в том, числе сданные в аренду);
б) основные средства, находящиеся у организации  в оперативном управлении или  хозяйственном ведении;
в) основные средства, полученные организацией в  аренду.
     По  назначению основные средства подразделяются на производственные, используемые для получения доходов от обычных видов деятельности, и непроизводственные, не используемые при осуществлении обычных видов деятельности.
     С классификацией основных средств неразрывно связано определение инвентарного объекта. Инвентарный объект является единицей бухгалтерского учета основных средств.
     В соответствии с п.6 ПБУ 6/01 инвентарным  объектом основных средств признается: объект со всеми приспособлениями и  принадлежностями, или отдельный  конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или обособленный комплекс конструктивно – сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, и предназначенный для выполнения определенной работы.
     Вопрос  определения инвентарного объекта как объекта основных средств должен решаться организацией индивидуально для каждого вида и группы основных средств.
     Оценка  основных средств осуществляется по их первоначальной, остаточной и восстановительной  стоимости.
     Основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости, которая определяется:
- по  объектам, приобретенным за плату  - по сумме фактически затрат  на приобретение, сооружение и  изготовление основных средств,  за исключением НДС и других  возмещаемых налогов;
- для  объектов, поступивших безвозмездно - по текущей рыночной стоимости  на дату их принятия к учету;
- для  объектов, вносимых учредителями  в счет их вкладов в уставный  капитал - по денежной оценке, согласованной учредителями;
- для  объектов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами - по стоимости переданного или подлежащего передаче имущества исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно определяется стоимость аналогичных товаров (ценностей).
     Пункт 8 ПБУ 6/01 определяет общие правила  формирования первоначальной стоимости  основных средств, приобретенных за плату, по фактическим затратам на их приобретение, сооружение и изготовление, которые слагаются из следующих  сумм:
- выплаченных организацией в соответствии с договором поставщику;
- уплачиваемых  организациям за осуществление  работ по договору строительного  подряда и иным договорам;
- выплаченных  за информационные и консультационные  услуги, связанные с приобретением  основных средств;
- регистрационных  сборов, государственных пошлин  и других аналогичных платежей, произведенных в связи с приобретением  прав на объект основных средств;
- таможенных  пошлин и иных платежей;
- невозмещаемых  налогов, уплачиваемых в связи  с приобретением прав на объект основных средств;
- вознаграждений  посреднической организации, через  которую приобретен объект основных  средств;
- иных  затрат, непосредственно связанных  с приобретением объекта основных  средств.
     Не  включаются в фактические затраты  на приобретение основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связанны с приобретением основных средств.
     Стоимость основных средств, в которой они  приняты к бухгалтерскому учету, не подлежат изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
     Изменение первоначальной цены основных средств  допускается также в случаях  достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации и переоценки соответствующих объектов.
     Оценка  стоимости основных средств. Основные средства, стоимость которых, при приобретении определена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка РФ, действующего на дату принятия объекта к бухгалтерскому учету.
     Общее правило оценки основных средств, полученных в счет вклада в уставный капитал, приведено в п.9 ПБУ 6/01 - по денежной оценке, согласованной учредителями организации, если иное не предусмотрено  законодательством Российской Федерации. При учреждении акционерных обществ эта оценка не может быть выше оценки рыночной стоимости имущества, выполненной независимым оценщиком. Согласно ст.34 ФЗ «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995г. № 208-ФЗ привлечение независимого оценщика для оценки рыночной стоимости является обязательным.3
     Восстановительная стоимость - стоимость аналогичных  объектов основных средств в действующих  условиях воспроизводства, т.е. стоимость  всех затрат на приобретение (строительство) основных средств, включая затраты  на транспортировку, установку, по действующим рыночным ценам и тарифам на определенную дату.
     ПБУ 6/01 предоставляет право коммерческим организациям «не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. При принятии решения о переоценке по таким основным средствам следует учитывать, что в последующем они переоцениваются регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей - (восстановительной) стоимости»
     Остаточная  стоимость основных средств - это  первоначальная стоимость за вычетом  суммы начисленной амортизации.
     С 1 января 2004г. вступили в силу Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина  РФ от 13.10.03 №91н.
     Методические  указания дают расширенную классификацию  объектов основных средств в зависимости  от имеющихся у организации прав на них, Действовавший ранее перечень дополнен основными средствами, полученными организацией в безвозмездное пользование и в доверительное управление.4
     Уточнен порядок отражения на счетах бухгалтерского учета основных средств, полученных безвозмездно. Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету. Текущая рыночная стоимость - это сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанного актива на дату принятия к бухгалтерскому учету (п. 29 Методических указаний).
     Согласно  п.49 Методических указаний стоимость  объектов основных средств, находящихся  в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (включая объекты основных средств, переданные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление), погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01.5
     Начисление  амортизации объектов основных средств  производится одним из следующих  способов:
- линейный  способ;
- способ  уменьшаемого остатка;
- способ  списания стоимости по сумме  чисел лет срока полезного использования;
- способ  списания стоимости пропорционально  объему продукции (работ).
     Применение  одного из способов начисления амортизации  по группе однородных объектов основных средств производится в течение  всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.
     Постановлением  Правительства РФ от 1 января 2002г. №1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»  утверждена следующая классификация  основных средств, включаемых в 10 амортизационных  групп, например: гр.1 - основные средства со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно; гр.2 - основные средства со сроком полезного использования от 2 года до 3 лет включительно; гр.6 - основные средства со сроком полезного использования от 10 года до 15 лет включительно; гр.10 - свыше 30 лет.
     Объекты основных средств стоимостью не более 10000 рублей за единицу, а также приобретенные  книги, брошюры и т.п. издания разрешается  списывать на затраты производства (расходы на продажу) по мере отпуска  их в производство или эксплуатацию. В целях обеспечения сохранности этих объектов в организации должен быть организован контроль за их движением.
     Пункт 66 Методических указаний определяет, что  содержание объекта основных средств  осуществляется с целью поддержания эксплуатационных свойств указанного объекта посредством его технического осмотра и поддержания в рабочем состоянии.
     Восстановление  объекта основных средств может  осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции.
Затраты по ремонту объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете по дебету соответствующих счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счетов учета произведенных затрат.
     В целях равномерного включения предстоящих  расходов на ремонт объектов основных средств в затраты на производство (расходы на продажу); отчетного периода организация может создавать резерв расходов на ремонт основных средств (в том числе арендованных). Для принятия решения об образовании резерва расходов на ремонт основных средств используются документы, подтверждающие правильность определения ежемесячных отчислений, как, например, дефектные ведомости (обосновывающие необходимость проведения ремонтных работ); данные о первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объектов основных средств; сметы на проведение ремонтов; нормативы и данные о сроках проведения ремонтов; итоговый расчет отчислений в резерв расходов на ремонт основных средств.
     При образовании резерва расходов на ремонт основных средств в затраты на производство (расходы на продажу) включается сумма отчислений, исчисленная исходя из годовой сметной стоимости ремонта.
В бухгалтерском  учете образование резерва расходов на ремонт основных средств отражается по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счета учета резервов предстоящих расходов (соответствующий субсчет).
     По  мере выполнения ремонтных работ  фактические затраты, связанные  с их проведением, независимо от способа их выполнения (хозяйственного или с привлечением подрядчика) списываются в дебет счета учета резервов предстоящих расходов (соответствующего субсчета) в корреспонденции с кредитом либо счета, на котором предварительно учитываются указанные затраты, либо счетами учета расчетов.
     При инвентаризации резерва расходов на ремонт основных средств излишне зарезервированные суммы в конце отчетного года сторнируются и отражаются в бухгалтерском учете методом красного сторно по дебету счета учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счета учета резервов предстоящих расходов [п.69 Методических указаний]. 

1.2. Проблемы методологии  учета основных  средств 

     Понятия «основные средства», приведенные  в бухгалтерском и налоговом законодательстве, несколько отличаются друг от друга. В бухгалтерском учете имущество признается основным средством, если одновременно соблюдаются четыре критерия. В налоговом учете к основным средствам относится часть имущества, используемая в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией (п.1 ст. 257 НК РФ).6 Кроме того, в Налоговом Кодексе РФ присутствует понятие - амортизируемое имущество. Помимо нематериальных активов в его состав включаются объекты, которые обладают теми же признаками, что и основные средства в бухгалтерском учете, но принадлежащие организации на праве собственности и имеющие первоначальную стоимость более 40000руб.
     Такие различия в понятиях непринципиальны: чаще всего и в бухгалтерском и в налоговом учете под основными средствами подразумевается объект, который находится в собственности организации, стоит больше 40000 руб., и переносит свою стоимость на затраты постепенно.
     Так, согласно, п. 18 ПБУ 6/01 следует, что, во-первых, затраты на приобретение объектов основных средств данной группы (до 40 000 руб. за единицу) признавались в бухгалтерском учете только после того, как данные объекты были приняты в качестве объектов основных средств. Во-вторых, данным пунктом вводился еще один метод начисления амортизации, одномоментный. На это указывало, и название раздела, в котором был приведен п. 18, - "Амортизация основных средств".
     Некорректность  формулировки п. 18 ПБУ 6/01, а также  разрешительный характер Положения позволял организациям порядок учета этих активов признать элементом учетной политики.
     При первом варианте стоимость указанных  объектов списывалась на затраты  через счет 01 "Основные средства". При этом в целях обеспечения  сохранности этих объектов в производстве или эксплуатации в организации необходимо было организовать надлежащий контроль за их движением. Это означало, что данные объекты должны были числиться в бухгалтерском учете на забалансовом счете до момента их выбытия (ликвидации, списания или реализации). Кроме того, в организации необходимо было наладить контроль за внутренним движением таких объектов (в разрезе места нахождения и лиц, ответственных за их эксплуатацию).
     При втором варианте стоимость указанных  объектов списывалась на затраты в момент передачи их в эксплуатацию путем начисления амортизации не равномерно, а одномоментно в полной стоимости, с использованием счета 02 "Амортизация основных средств". В бухгалтерском учете они числились в составе основных средств, но по нулевой стоимости.7
     Более важными являются различия в определении  первоначальной стоимости имущества. Статья 257 НК РФ определяет первоначальную стоимость основного средства как  сумму расходов на его приобретение, сооружение, изготовление и доведение  до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, учитываемых НК РФ в составе расходов. Следовательно, в бухгалтерском учете в первоначальную стоимость основных средств включаются таможенные пошлины, невозмещаемые налоги, то в налоговом учете данные затраты не включаются в состав первоначальной стоимости.
     Кроме того, в налоговом учете (ст.265 НК РФ) в первоначальную стоимость основных средств не включаются проценты по кредитам и займам, полученным для  их приобретения. Они включаются в состав внереализационных расходов вне зависимости от характера предоставленного кредита и займа.
     Накопление  использование амортизационного фонда  в бухгалтерском учете не отражается.
     В составе выручки от продажи продукции (работ, услуг) амортизационные отчисления зачисляют на расчетный счет или другие счета предприятия и списывают с этих счетов на финансирование капитальных вложений в основные средства.
     Организации вправе выбирать способ начисления амортизации. Однако для целей налогообложения  начисление амортизационных отчислений по основным средствам осуществляется в соответствии со ст.258 и 259 гл. Налогового Кодекса Российской Федерации:
- амортизируемое  имущество распределяется на 10 групп  в соответствии со сроками  его использования;
- налогоплательщик начисляет амортизацию одним из следующих методов:
а) линейным;
б) нелинейным.
     При линейном методе сумма амортизации  за месяц определяется умножением первоначальной стоимости объекта на норму амортизации  для данного объекта, а при  нелинейном – умножением остаточной стоимости объекта на норму амортизации для соответствующего объекта.
     Линейный  метод начисления амортизации применяют  по зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, входящим в восьмую  – десятую группы амортизируемого  имущества. К остальному амортизируемому имуществу организации вправе применять любой из двух указанных методов начисления амортизации.
     Также рассмотрим проблемы методологии учета  переоценки основных средств.
     Изменение стоимости активов хозяйствующих  субъектов, учет, которого является одной из задач современного бухгалтерского учета, обусловлено инфляционными процессами и другими атрибутами рыночной экономики.
     Согласно  ПБУ 6/01 «Учет основных средств» коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости. Переоценка может производиться или путем индексации, или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. Данное положение соответствует параграфу 31 МСФО 16 «Основные средства»: «Будучи признанным, в качестве актива, объект основных средств, справедливая стоимость которого поддается достоверной оценке, подлежит учету по переоцененной стоимости на дату переоценки, за вычетом любой накопленной впоследствии амортизации и любых накопленных впоследствии убытков от обесценения».8
     Результаты  проведенной по состоянию на первое число отчетного года переоценки объектов основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете  обособленно.
     В российском учете возможны два варианта отражения на счетах бухгалтерского учета результатов переоценки основных средств: на счете добавочного капитала и на счете нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). Данный аспект учета переоценки отмечается, в частности, Карзаевой Н.Н.9
     Анализ  приведенных бухгалтерских проводок по оформлению результатов переоценки позволяет сделать вывод о  том, что на счете 83 «Добавочный капитал» эти результаты отражаются в следующих  случаях:
1) при  дооценке основных средств по  результатам первой переоценки;
2) при  дооценке основных средств по  результатам последующей переоценки, но при условии, что предыдущая  уценка объектов основных средств  не отражалась на счете 84 «Нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток)»;
3) при  уценке основных средств, но при условии, что в предыдущем отчетном периоде был сформирован добавочный капитал за счет дооценки основных средств.
     Результаты  переоценки отражаются на счете 84 «Нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток)»:
1) если  основные средства уценены при проведенной первой переоценке объектов основных средств;
2) если  основные средства уценены, но  по результатам предыдущих переоценок  не сформирован добавочный капитал  за счет дооценки объектов  основных средств;
3) если  основные средства дооценены, но по результатам предыдущих переоценок была произведена уценка объектов основных средств, которая отражена на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
     По  мнению автора, изложенный порядок  отражения в учете результата переоценок основных средств не лишен определенной логики, поскольку он предусматривает два подхода к отражению результатов переоценки - с позиции капитала и с позиции доходов (расходов).
     Однако  методология учета переоценки основных средств в отечественном учете требует внесения определенных поправок.
     Во-первых: добавочный капитал, сформированный за счет прироста стоимости основных средств  по результатам их переоценки, является, по сущности, накопленным капиталом. В то время как остальные составляющие добавочного капитала в части эмиссионного дохода и положительной курсовой разницы, возникшей по вкладам в уставный капитал иностранных учредителей, внесенных в иностранной валюте, формируется за счет инвестированных собственником средств. Вследствие этого методология учета переоценки основных средств, предусматривающая отражение результатов переоценки в составе добавочного, а не накопленного капитала, является, на первый взгляд автора, не правомерной. Более того, именно прирост стоимости основных средств составляет в настоящее время значительную долю добавочного капитала многих российских предприятий.
     Во-вторых: в результате проведенных переоценок корректируются суммы накопленной  амортизации по переоцененным объектам основных средств. Однако данный аспект переоценки почти не рассматривается в современных нормативно-правовых документах, регулирующих бухгалтерский учет в России. Это относится как к ПБУ 6/01 [5, п. 15], так и к Методическим указаниям по бухгалтерскому учету, отдельные пункты которого противоречат друг другу.10 Так, в содержании п. 46 последнего документа отмечается, что переоценка объектов предусматривает переоценку суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта. В то же время при изложении порядка отражения результатов переоценки с использованием счетов 83, 84 не рассматривается возможность корректировки сумм (дооценки, уценки), учтенных на указанных счетах, на сумму переоценки амортизационных отчислений по объектам основных средств [6, п. 48]. Указанная особенность отражения результатов переоценки в системе счетов бухгалтерского учета совсем не упоминается в Инструкции к применению плана счетов при изложении операций по счетам 02 «Амортизация основных средств», 83 «Добавочный капитал», 84 «Нераспределенная прибыль (убыток)».
     Для устранения этих противоречий в методологии  учета переоценки основных средств, Туякова З.С. вносит следующие предложения. Прирост стоимости основных средств  по переоценке рекомендуется отражать с использованием счета 82 «Резервный капитал», так как величина дооценки основных средств является, по сути, резервом следующих уценок. При этом учет на счете 82 «Резервный капитал» предлагается вести в разрезе следующих субсчетов:
82-1 «Резервный  фонд»;
82-2 «Резерв  переоценки».
     Учет  операций по первому субсчету рекомендуется осуществлять без особых изменений согласно действующей методике учета операций на счете 82 «Резервный капитал». Позиция автора обусловлена тем, что данный счет используется в настоящее время для отражения операций по формированию резервного фонда, производимых за счет отчислений от прибыли в соответствии с нормативно-учредительными документами хозяйствующих субъектов на покрытие убытков организации, и операции по использованию этих средств на предусмотренные цели.
     Учет  на субсчете 82-2 рекомендуется вести по результатам переоценки основных средств с их отражением по следующим корреспонденциям счетов:
1) Дт  сч. 01 Кт сч. 82-2 - на сумму дооценки  основных средств;
2)Дт  сч. 82-2 Кт сч. 02 - доначисление сумм  амортизации по переоцененным объектам основных средств.
     Резерв  переоценки может быть использован  при списании стоимости уценки в  результате последующих переоценок в пределах отраженных ранее сумм дооценок основных средств. Указанные  операции и оформляются следующими бухгалтерскими записями:
1)Дт сч.82-2 Кт сч.01 - на сумму уценки в пределах учтенного резерва по ранее проведенной переоценке;
2)Дт  сч.02 К-т сч 82-2 - корректировка накопленных  сумм амортизации, но переоцененным  объектам основных средств.
     Если  уценка объектов долгосрочных активов  произошла в результате первой переоценки или на сумму, превышающую сумму дооценок, учтенных как резерв переоценки, то на сумму снижения стоимости основных средств, не покрытой сформированным резервом, необходимо уменьшать нераспределенную прибыль организации или увеличивать ее убыток.
     По  мнению ученого, при таком подходе  к отражению результатов переоценки в бухгалтерском учете информация, отраженная на субсчете 82-2 «Резерв  переоценки» и специальном субсчете счета 84 «Изменения нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) за счет переоценки», является зеркальным отражением изменения стоимости основных средств по результатам переоценки.11
     Все вышеизложенное позволяет сделать  следующие заключения. Важнейшими факторами  увеличения объемов производства продукции  в организациях являются обеспеченность их основными средствами в необходимом количестве и эффективное их использование. Основные средства участвуют во многих производственных циклах, сохраняют свою натурально - вещественную форму до конца срока эксплуатации, переносят свою стоимость на производимый продукт по частям по мере износа. В этой связи одной из главных задач бухгалтерского учета является реальная оценка объектов основных средств.  
 
 

ГЛАВА II. УЧЕТ И АНАЛИЗ ДВИЖЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НОУ ВПО «КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА» 

2.1. Организационно-экономическая  характеристика, и  анализ движения  основных средств 

     Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский институт бизнеса», в дальнейшем именуемое «Институт», создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.96 № 7-ФЗ, ФЗ «Об образовании» от 13.01.96 №12.
     Место нахождения (юридический адрес) - Института: РФ, Кабарди-но-Балкарская Республика, 360004, г. Нальчик, ул. Ахохова, 169 «А». Почтовый адрес Института: Российская Федерация, Кабардино-Балкарская республика, 360004, г. Нальчик, ул. Ахохова, 169 «А».
     Институт  осуществляет деятельность в области  экономического образования и подготовки кадров по вопросам экономики, права, управления, статистики, бизнеса, информатики и информационных технологий, а также руководствуется государственными образовательными стандартами по направлениям и специальностям Института.
     Институт  ставит перед собой следующие цели:
- формирование, развитие и реализация принципов,  и методология экономического  образования, основанного на концепции  устойчивого развития современного  общества;
- разработка  положений по содержанию и  организации довузовского, высшего (включая бакалавриат и магистратуру) и послевузовского образования, созданию учебных центров по подготовке и переподготовке, институтов по повышению квалификации преподавателей, специалистов и предпринимателей;
- координация  научно-методической деятельности по переподготовке, повышению квалификации, стажировке преподавателей, ведущего управленческого персонала, выработка рекомендаций по аккредитации самостоятельных негосударственных образовательных и воспитательных учреждений.
     Для реализации своих целей институт осуществляет следующие виды деятельности:
- организация  и проведение образовательного  процесса в сфере высшего профессионального  образования по направлениям (специальностям), в формах, определяемых лицензиями  на правоведения образовательной  деятельности;
- осуществление  деловых и научных связей с  научными и учебными заведениями  страны, отраслевыми академиями  наук, научными и научно-техническими  обществами и другими организациями;
- редакционно-издательская  деятельность, патентно-лицензионная  и сертификационная деятельность организация и проведение региональных, всероссийских и международных выставок, семинаров, конференций;
- развитие  международного сотрудничества  и реализация внешних связей  во всех сферах уставной деятельности;
- создание  и развитие собственной материально- технической базы обучения и научных исследований, включающей лабораторные и компьютерные центры, полиграфическую и научно- производственную базу.
     Организация бухгалтерского учета – это система  условий и элементов (слагаемых) построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации. Основными слагаемыми системы организации бухгалтерского учета являются первичный учет и документооборот, инвентаризация, План счетов бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, формы организации учетно-вычислительных работ, способы ведения бухгалтерского учета. Все эти аспекты организации бухгалтерского учета находят отражение в учетной политике организации.
     Учетная политика НОУ ВПО «Кабардино-Балкарский институт бизнеса» разработана в соответствии с положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций» (ПБУ 1/08), утвержденного приказом Минфина РФ от 6 октября 2008г. №106н.
1. Бухгалтерский  учет на предприятии ведется в полном объеме.
2. При  оценке статей бухгалтерской  отчетности обеспечивают соблюдение  допущений и требований, предусмотренных  Положением по бухгалтерскому  учету «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина  РФ от 6 октября 2008г. №106н.
3. Отражение  фактов хозяйственной деятельности  производить с использованием  принципа временной определенности.
4. Бухгалтерский  учет вести с применением Плана  счетов бухгалтерского учета  финансово- хозяйственной деятельности  организаций и Инструкции по его применению, утвержденного 31.10.2000г.
5. Бухгалтерский  учет ведется: 
- с  использованием специализированной  бухгалтерской компьютерной программы  1С: бухгалтерия 7.7.
- аналитические  и синтетические регистры бухгалтерского  учета оформляются автоматизировано.
6. При  начислении амортизации объектов  основных средств в бухгалтерском  учете применяется – линейный  способ.
7. Ко  вновь приобретенным основным  средствам применяют Классификацию  основных средств, включаемых  в амортизационные группы.
8. Срок  полезного использования объекта основных средств устанавливается исходя из ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью.
9. В  составе материально-производственных  запасов учитываются активы стоимостью не более 20000 рублей за единицу.
10. Затраты  по ремонту основных средств  включаются в себестоимость продукции  (работ, услуг) отчетного периода.
11. Специальный  инструмент, специальные приспособления, специальное оборудование и специальную  одежду учитывают в составе средств в обороте.
12 Стоимость  специальной оснастки погашается  линейным способом.
13. В  бухгалтерском учете выручка  от выполнения работ, оказания  услуг, продажи продукции с  длительным циклом изготовления  признается по мере готовности  работы, услуги, продукции.
14. Поступления, получения которых связано с деятельностью по предоставлению за плату во временное владение и (или) пользование активов предприятия признавать прочими доходами.
15. Резервы  предстоящих расходов и платежей  не создаются.
16. Утвержденный  Рабочий план счетов бухгалтерского учета (прилагается к учетной политике).
     В НОУ ВПО «Кабардино-Балкарский институт бизнеса» имеется распределение служебных обязанностей, разработанное главным бухгалтером и утвержденное руководителем организации. В бухгалтерии организации имеется 5 бухгалтера: главный бухгалтер – Мирзоева А.Р., бухгалтер по заработной плате Гаева М.Ж., бухгалтер – методист Шугушева Д.М., Бухгалтер-кассир Тарчокова М.М. и бухгалтер – кассир Субботина Н.М. 2 корпуса.
     Для хранения документов предусмотрен в  организации архив. Для него выделено специальное помещение, которое оборудовано стеллажами и другими необходимыми устройствами для хранения. Все использованные бухгалтерские документы и учетные регистры группируются в соответствии с правилами и брошюруются и в установленные сроки передаются в архив. Сроки хранения материалов в архиве установлены в зависимости от степени важности тех или иных документов, регистров и отчетов. Годовые отчеты, балансы и объяснительные записки к ним хранятся постоянно, квартальные отчеты, балансы – 3 года, лицевые счета рабочих – до достижения ими 75 летнего возраста, расчетно-платежные ведомости -3 года. По истечении указанных сроков материалы из архива хозяйства передают в государственные учреждения, если это предусмотрено соответствующими правилами хранения, либо уничтожаются в установленном порядке.
     Деятельность  организации характеризуют основные экономические показатели. Они дают возможность оценить те, или иные стороны функционирования хозяйства, эффективность использования имеющихся ресурсов.
     Рассмотрим  производственно-экономические показатели НОУ ВПО «Кабардино-Балкарский институт бизнеса». (Табл. 1.)
Таблица 1.
 
п/п
 
Показатели
Годы 2010 к
2008гг.,
%
2008 2009 2010
1 Выручка от реализованной  продукции 11749 15545 20636 175,6
2 Полная себестоимость  реализованной продукции  13174 17299 21984 166,9
3 Балансовая  прибыль  (1425) (1754) (1348) (94,6)
4 Среднесписочная численность работников, человек  
93
 
93
 
93
 
100
5 Среднегодовая стоимость основных производственных фондов  
 
3098
 
 
3691
 
 
4165
 
 
134,4
6 Фондовооруженность, чел. 33,31 39,69 44,78 134,4
7 Фондоотдача 3,79 4,21 4,95 130,6
8 Фондоемкость 0,26 0,24 0,20 76,9
9 Чистая прибыль (1063) (697) (359) (33,7)
10 Уровень рентабельности (+), убыток (-)  
(0,08)
 
(0,40)
 
(0,02)
 
-
 
     Материалы данной таблицы свидетельствуют  о том, что за период с 2008г. по 2010г. на предприятии наблюдалась устойчивая тенденция к возрастанию выручки от реализации на 75,6% и себестоимости на 66,9%. Эта ситуация, в первую очередь, связана с наблюдавшейся в анализируемый период инфляцией.
     Фондоотдача за анализируемый период возросла на 30,6%. Рост фондоотдачи свидетельствует  о повышении эффективности использования  основных средств. Показатель фондоемкости в 2010г. по сравнению с 2008г. уменьшился на 23,1%, данное обстоятельство характеризует экономию труда, овеществленного в основные средства, участвующие в процессе производства.
     Уровень оснащенности труда основными средствами за анализируемый период уменьшился на 34,4%.
     Конечный  результат деятельности предприятия за анализируемый период имеет отрицательное значение, это свидетельствует о снижении эффективности производства за анализируемые периоды.
     Рентабельность  основной  деятельности, которая  показывает, сколько прибыли от реализации  приходится на 1 руб. затрат имеет отрицательное значение.
     Из  анализа состава и структуры  основных средств, (как видно из приложения 1), структура основных средств НОУ ВПО «Кабардино-Балкарский институт бизнеса» характеризуется наибольшим удельным весом компьютерной техники, доля которых составляет 53,4% на начало периода и 54,7% - на конец периода. Далее здания, доля которых составляет 39,2% на начало периода и 38,1% - на конец периода. По итогам года основные средства увеличились на 5,4 %. Использование основных фондов признается эффективным, если относительный прирост физического объема продукции или прибыли превышает относительный прирост стоимости основных средств за анализируемый период.
     Для получения более полных данных о состоянии и наличии основных средств НОУ ВПО «Кабардино-Балкарский институт бизнеса» рассмотрим ряд показателей:
     Коэффициент износа основных средств:
Киз. = Амортизация  основных средств / Первоначальную стоимость основных средств                                                                                (2.1.)
     Коэффициент годности основных средств:
Кг. = Остаточная стоимость основных средств/Первоначальную стоимость основных средств                                                                                 (2.2.)
     Коэффициент поступления:
Коб. = Поступило  основных средств / Остаток основных средств на конец периода                                                                                                  (2.3)
     Коэффициент выбытия:
Кв. = Выбыло основных средств / Стоимость основных средств на начало периода                                                                                                  (2.4)
     Коэффициент замены:
Кз. = Стоимость  выбывших за период основных средств / стоимость поступивших основных средств                                                          (2.5)
     Проанализируем  состояние и эффективность использования  основных средств. Данные представим в  таблице 2.
Таблица 2.
Состояние и эффективность  использования основных средств НОУ ВПО  «Кабардино-Балкарский институт бизнеса»
 
 
Показатели
Годы Отклонение (+, -), 

(гр.3-гр.1)
Темп  прироста %,
(гр.4/гр.1)
 
2008
 
2009
 
2010
А 1 2 3 4 5
Коэффициент поступления, % 13,4 21,0 11,1 -2,3 17,2
Коэффициент выбытия, % 2,7 1,1 8,5 5,8 214,8
Коэффициент замещения, % 18,0 4,1 74,5 56,5 313,8
Коэффициент износа, % 59,8 55,3 59,8 - -
Коэффициент годности, % 40,1 44,7 40,2 0,1 0,3
 
     Выполненные расчеты показывают опережающий  рост выбытия основных средств по сравнению с поступлением. Так  коэффициент поступления в 2010 году уменьшился на 17,2% по сравнению с 2008г.
При низком значении коэффициента износа организация  имеет возможность использовать основные средства в качестве залога при получении кредита.
Положительная динамика коэффициента годности свидетельствует  о снижении доли изношенности части основных средств.  

2.2. Документальное оформление, инвентарный и  аналитический учет  основных средств 

     Независимо  от способа поступления в хозяйство, все объекты основных средств  документально оформляются. Основным документом на оприходование основных средств является акт приемо-передачи основных средств (кроме зданий, сооружений, форма № ОС -1).12
      В нем содержится краткая информация, характеризующая данный объект и  его соответствие техническим условиям. Акт оформляется комиссией, назначенной руководством организации, которая осуществляет приемку поступающих в хозяйство объектов основных средств. После положительного заключения комиссии, основанного на сопоставлении и проверке сопроводительных и расчетных документов, акт утверждается руководителем организации. Далее этот документ с прилагаемой технической документацией по принятому объекту представляется в бухгалтерию. В случае, если входящие в нее объекты однотипны и имеют одинаковую стоимость, возможно оформление одного акта по группе основных средств.
     Если  при приемке объектов основных обнаруживается какие-либо несоответствия, неисправности  или выявляется недостача, составляется коммерческий акт, на основании которого предъявляется иск поставщику, либо транспортной организации (в зависимости от того, по чьей вине он произошел).13
     После того, как основные средства будут  надлежащим образом оприходованы, необходимо обеспечить контроль за их сохранностью, внутрихозяйственным перемещением и использованием. Такой контроль обеспечивается путем закрепления инвентарных объектов основных средств за хозяйственными подразделениями и материально ответственными лицами, а также осуществлением комплекса мероприятий, которое называется инвентарным учетом.
     В целях его реализации каждому  объекту основных средств в хозяйстве присваивается определенный цифровой код или инвентарный номер. Эти номера различными способами (клейма, ярлыки, несмываемые надписи) физически наносятся на объекты основных средств и в дальнейшем приводятся во всех учетных регистрах и документах, где фигурируют обозначенные ими объекты.
      Перечень  находящихся в эксплуатации объектов основных средств, закрепленных за конкретными  подразделениями организации, отражаются в инвентаризационных описях. Они  составляются в установленные сроки в ходе проведения инвентаризации основных средств.
     Для осуществления пообъектного аналитического учета в бухгалтерии предприятия  на каждый объект основных средств  заводится индивидуальная инвентарная  каточка типовых форм: инвентарная  карточка учета основных средств типовой формы № ОС-6.
     Инвентарные карточки содержат необходимую экономическую  и техническую информацию об объектах, на которые они заведены. Первоначально  записи в них производятся на основании  инвентарных описей, а затем первичных  документов поступлению, внутреннему перемещению, использованию и выбытию основных средств, а также технической документации.
     В бухгалтерии на основании инвентарных  карточек формируется картотека  основных средств. Карточки в ней  располагаются по группам, исходя из принятой классификации, и по местам эксплуатации (нахождения) инвентарных объектов относящихся к одной классификационной группе. Заполненные инвентарные карточки регистрируются в описях инвентарных карточек по учету основных средств типовой формы №ОС-7.14
     Для отражения изменений, происходящих с объектами, по каждой группе используются карточки учета движения основных средств типовой формы № ОС-8. В них отражаются в суммовом выражении данные о наличии, поступлении и выбытии инвентарных объектов за каждый месяц с выведением итоговых значений по окончании отчетных периодов, а также данные о суммах начисленной амортизации и затратах на ремонт по соответствующей выделенной в карточке группе. Карточки учета движения основных средств фактически выполняют роль счета аналитического учета движения основных средств.
     Ежемесячно  итоговые данные инвентарных карточек сверяются с данными синтетического учета. При отсутствии расхождений  на их основании в конце года формируется  отчетность в части раскрытия  информации о наличии и движении основных средств.
     Приложение  к бухгалтерскому балансу призвано обеспечивать пользователей бухгалтерской  отчетности дополнительными данными, которые представляют собой расшифровку  основных статей бухгалтерского баланса. Эти данные необходимы пользователям для реальной оценки имущественного и финансового положения организации.
     Для оформления поступивших основных средств  после ремонта, реконструкции и  модернизации составляется акт о  приемо-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма №ОС 3).
     Акт оставляется в двух экземплярах, если работы выполнялись сторонней  организацией. Первый экземпляр остается в организации, второй передается организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию.
     Акт подписывают члены приемочной комиссии или лицо, уполномоченное на прием объектов основных средств, а также представитель организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию. Акт утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию.
     Все основные средства, поступившие в  организацию, закрепляются за материально-ответственными лицами.
     Так в процессе эксплуатации основные средства изнашиваются и постепенно приходят в такое состояние, когда их дальнейшее использование невозможно или экономически нецелесообразно. Полностью износившиеся основные средства подлежат ликвидации и списанию с баланса.
     Объекты основных средств выбывают из организации  по следующим причинам:
- списание  в случае физического износа;
- передача  по договорам дарения, мены объектов основных средств;
- продажа  объекта другому юридическому  или физическому лицу.15
     Для определения непригодности объектов основных средств к дальнейшему  использованию, невозможности или  неэффективности его восстановления, а также для оформления документации на списание указанных объектов в хозяйстве приказом руководителя создана постоянно действующая комиссия. В ее состав входят соответствующие должностные лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств.
     Компетенция комиссии заключается:
- осмотр  объекта, подлежащего списанию  с использованием необходимой  технической документации, а также  данных бухгалтерского учета;
- установление  причин списания объектов;
- выявление  лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие основных средств из эксплуатации, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной действующим законодательством;
- составление  акта на списание основных  средств.
     Для оформления и учета списания пришедших в негодность объектов основных средств в результате физического или морального износа применяется акт о списании объекта основных средств (ф. №ОС 4), а при списании автотранспортных средств применяется акт о списании автотранспортных средств (ф. №ОС 4а).
     При проведении инвентаризации по основным средствам применяется следующая  форма инвентаризационной описи: инвентаризационная опись основных средств (форма №ИНВ-1).
     Инвентаризационная опись, сличительные ведомости и акты инвентаризации составляются в двух экземплярах и подписываются ответственными лицами комиссии отдельно по каждому месту нахождения объектов и лицом, ответственных за их сохранность объекта. Один экземпляр передается в бухгалтерию, а второй остается у материально ответственного лица.
     Инвентаризация  завершается составлением протокола. В нем указывается сведения о  выявленных недостачах или излишках, в том, числе о причинах их возникновения  с указанием виновных лиц мер, которые следует применить к ним. Протокол утверждает руководитель организации.
     Приложение  к бухгалтерскому балансу (форма  №5) содержит показатели, которые расшифровывают данные формы №1 «Бухгалтерский баланс».
     В разделе 2. «Основные средства» приводят сведения об остатках и движении всех основных средств, которые числились на балансе предприятия. В частности, здесь отражают стоимость: зданий, сооружений и передаточных устройств, машин и оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, рабочего скота, продуктивного скота, многолетних насаждений, земельные участки и объекты природопользования, капитальные вложения на коренное улучшение земель.
     В этом разделе отражается сумма начисленной  амортизации по всем объектам основных средств по видам на начало и конец отчетного периода.
     Справочно показывается результат от переоценки объектов основных средств и изменение  их стоимости  вследствие дооборудования, достройки, реконструкции и т.д.
     Наличие объектов основных средств на начало отчетного периода, движение и остаток на конец отчетного периода в форме№5 отражается в следующем разрезе:
    Здания.
    Сооружения и передаточные устройства.
    Компьютерная техника
    Машины и оборудования.
    Транспортные средства.
    Производственный и хозяйственный инвентарь.
 
2.3. Учет амортизации  основных средств 

     В процессе кругооборота основные средства, сохраняя первоначальную вещественную форму, постепенно изнашиваются. Для  замены износившихся основных средств  организация должна накапливать  определенные средства, то есть суммы износа основных средств должны каким-то образом возмещаться из выручки. Такое накапливание происходит путем систематического включения в себестоимость производимого продукта сумм, равных величине износа основных средств. Эти суммы получили название амортизационных отчислений.16
     Амортизация есть постепенное перенесение стоимости  основных средств в процессе их эксплуатации на стоимость готовой продукции (работ, услуг). Различают моральный  и физический износ.
     Моральный износ – это резкое снижение стоимости основных средств, в виду появления новых более производительных и современных машин и оборудования.
     Физический  износ – это постепенное потеря основных средств своей первоначальной стоимости, как в процессе их функционирования, так и бездействия.
     Для обобщения информации о начисленной  амортизации в НОУ ВПО «Кабардино-Балкарский институт бизнеса» применяют счет 02 «Амортизация основных средств». Счет по отношению к балансу пассивный. По кредиту отражается начисленная  сумма износа основных средств в  корреспонденции со счетами учета затрат, по дебету отражается сумма уменьшения износа.
     К счету 02 «Амортизация основных средств» могут быть открыты следующие  субсчета:
02.1 –  Амортизация основных средств,  учитываемых на счете 01 «Основные  средства»;
02.2 – Амортизация имущества, учитываемого на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности».
     Начисление  амортизационных отчислений по объектам основных средств производится ежемесячно независимо от применяемого способа  начисления в размере 1/12 исчисленной годовой суммы.17
     Учетной политикой ВПО «Кабардино-Балкарский институт бизнеса» предусмотрено начисление амортизации линейным способом.
     Амортизационные отчисления по объекту основных средств  начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету. Начисление амортизационных отчислений производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета в связи с прекращением права собственности или иного вещного права.
     Начисление  амортизационных отчислений по объектам основных средств не приостанавливается в течение срока полезного  использования, кроме случаев их нахождения на реконструкции и модернизации по решению руководителя предприятия, по основным средствам, переведенным по решению руководителя организации. Начисление амортизационных отчислений приостанавливается на период восстановления объектов основных средств, продолжительность которого превышает 12 месяцев.18
     Амортизационные отчисления по объекту основных средств прекращаются с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или списания этого объекта с бухгалтерского учета.
     Для погашения стоимости объектов основных средств определяется годовая сумма  амортизационных отчислений.
     Годовая сумма амортизационных отчислений определяется:
а) при  линейном способе - исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы  амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта;
б) при  способе уменьшаемого остатка - исходя из остаточной стоимости (первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки за минусом начисленной амортизации) объекта основных средств на начало отчетного года, нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта. При этом в соответствии с законодательством Российской Федерации субъекты малого предпринимательства могут применять коэффициент ускорения, равный двум; а по движимому имуществу, составляющему объект финансового лизинга и относимому к активной части основных средств, может применяться коэффициент ускорения в соответствии с условиями договора финансовой аренды не выше 3;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.