На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Теории происходения государств

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 27.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Содержание 
 
 

Введение.......................................................................................3
Глава 1. Общая характеристика теорий..........................................4
Глава 2. Сущность теорий.............................................................5
2.1 Теологическая теория......................................................................................5
2.2 Договорная теория...................................................................6
2.3 Теория насилия........................................................................8
2.4 Органическая теория................................................................9
2.5 Психологическая теория.........................................................10
2.6 Патриархальная теория..................................................................................11
2.7 Ирригационная теория............................................................12
Глава 3. Вариантность возникновения государства...........................................13
Заключение.............................................................................................................14
Список литературы................................................................................................15   
 

 

Введение
      За  время существования юридической, философской и политической наук были созданы десятки самых разных теорий и доктрин. Их разнообразие связано  с одной стороны, многогранностью  таких явлений, как государство  и право, с другой – с тем, что  каждая теория отражает субъективизм ученых или различные взгляды и суждения тех или иных классов, других социальных общностей, или взгляды на разные аспекты процесса происхождения и развития государства и права. В основе таких взглядов и суждений всегда находились и находятся различные экономические, финансовые, политические и иные интересы.
      Теория  государства и права изучает  разнообразие первопричин образования  и развития государства и права. При этом особое значение придается  изменению организационно-производственной структуры общества, кардинально усложнившееся в период разложения первобытнообщинного строя бытие общества, угроза его ослабления, распада и даже гибели порождает необходимость в особой, стоящей над ним, регулирующей силе, а отсюда в государстве, обеспечивающем его жизнеспособность и целостность. Этот длительный и сложный процесс постепенно приобретал все более отчетливо выраженный политический характер. В дальнейшем необходимость государства и права обуславливается всей совокупностью причин самого различного, прежде всего, общенационального порядка. Государство и право выступают как определенное выражение гражданской общности, приобретая при этом ту, или иную степень относительной самостоятельности. Они начинают функционировать, во многом подчиняясь своей внутренней закономерности развития. каждая страна, имея свой набор, свое сочетание предпосылок исторического развития, формирует неповторимый, индивидуальный образ национальной государственности. Общие закономерности развития государства и права в каждой стране проявляются неоднозначно. Теория государства и права, опираясь на научные результаты историко-юридических исследований, формулирует, открывает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права.
Все существующие теории происхождения государства по-разному отвечают на вопросы о причинах и путях возникновения государства. Такое разнообразие научных взглядов и мнений обусловлено историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и еще рядом других причин. Рассмотрим самые известные теории, которые различают государство и общество и выделяют происхождение государства и права в качестве специфической проблемы. 
 
 
 
 

Глава 1.Общая характеристика теорий
     Любые реформы в обществе с новой  силой ставят вопрос об отношении  различных общественных сил, политических организаций к государству в силу того, что во все времена существовали управляемые и управляющие органы, функционировала власть, использовавшая и убеждения и принуждения, а государство представляет собой особую разновидность властвующей организации, в которой властное начало проявляется всегда активно и никогда пассивно.
     Среди теоретиков государства и права никогда не было раньше и в настоящее время нет, не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства и права. При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные исторические факты, что первыми государственно-правовыми системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах были рабовладельческие государство и право. Никто не оспаривает того факта, что на территории нынешней России, Польши, Германии и ряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь возникали не рабовладельческие, а феодальные государства и право. Не оспариваются и многие другие исторические факты, касающиеся происхождения государства и права. Однако этого нельзя сказать обо всех тех случаях, когда речь идет о причинах, условиях, природе и характере происхождения государства и права. В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает, или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс. Или — взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права. 

 Большинство  историков, ученых-юристов различают  шесть основных теорий происхождения  государства: 

    Теологическая теория;
    Договорная теория;
    Теория насилия;
    Органическая теория;
    Психологическая теория;
    Патриархальная теория;
    Ирригационная теория;
 
 
 
 
 
Глава 2. Сущность теорий
2.1 Теологическая теория
     Основная  идея теологической теории – божественный первоисточник происхождения и  сущности государства: вся власть от бога. Это придавало ей безусловную  обязательность  и святость. Так, по древнекитайскому мифу о происхождении и характере земной власти именно персона верховного правителя Поднебесной (т.е. императора Китая) является единственной точкой связи с высшими, небесными сферами. Вся власть сконцентрирована в особе правителя в виде его личной потенции и внутренней силы, а остальные должностные лица и государственный аппарат в целом есть лишь проводники высшей силы. Представители данной теории: Фома Аквинский; Жак Маритен, Блаженный Августин, Иоанн Златоуст, Филофей и т.д.
      В Египте, Вавилоне, Индии существовала другая версия. Боги, являясь источниками власти правителя, сами вместе с тем продолжают оставаться вершителями земных и прочих дел. Согласно мифам египтян, а затем и греков, боги выступают также в качестве первоначальных непосредственных правителей и законодателей в учрежденных ими обществах и государствах. 
     Суть  теологической теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникло по воле Бога. Следовательно, государство, его институты, власть: 

-  вечны, незыблемы и святы;
- их возникновение и упразднение не зависит от человека;
- являются выразителями воли Бога на земле. 

 Теологическая теория призывает:
• принять  государство и власть как данность, полученную свыше;
• признать власть монархов (распространенную в средние века) святой и происходящей от Бога (Папа Римский – представитель Бога на Земле, монархи - представители Папы и через него Бога в своих государствах);
• полностью  и во всем подчиняться власти - небесной (божественной), то есть церковной и земной, являющейся представительницей небесной на Земле, - то есть монархам и государству;  не пытаться изменить установленный Богом порядок.
 Достоинства  данной теории:
- способствует  укреплению гражданского согласия  в обществе, усилению духовности;
- препятствует   насилию,   революциям   и   гражданским войнам, переделу власти  и собственности. 

      Недостаток теории в том, что она основана на вере (в Бога), а не на проверенном научном знании, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть. 
 

2.2 Договорная теория
      Согласно  этой теории государство возникает  в результате заключения общественного  договора между людьми, находящимися в «естественном» состоянии, который  превращает их в единое целое, в народ. На основе этого первичного договора создается гражданское общество и его политическая форма- государство. Последнее обеспечивает охрану частной собственности и безопасности заключивших договор индивидов. В последующем заключается вторичный договор о подчинении их определенному лицу, которому передается власть над ними, обязанному осуществлять ее в интересах народа. В противном случае народ имеет прав на восстание. Представители данной теории: Гроций (Право войны и мира); Гоббс (Левиафан или материя, форма и власть государства церковная и гражданская), Локк (Два трактата о государственном правлении) Руссо (Об общественном договоре, или Принципы политического права), Радищев (Письма).
        Классическое обоснование договорная теория получила в трудах Руссо. Исходя из исторического опыта он пришел к выводу, что правители стали смотреть на государство как на свою собственность, а на граждан как на своих рабов. Они стали Деспотами, угнетателями народа. Деспотизм, по Руссо, высшее и крайнее проявление общественных различий: неравенства богатых и бедных как следствия частной собственности; неравенства сильных и слабых как следствия власти; неравенства господ и рабов как следствия попрания законной власти властью произвола. Это неравенство становится причиной нового отрицательного равенства: перед деспотом все равны, ибо каждый равен нулю. Но это уже не старое естественное равенство первобытных людей, а равенство как искажение природы. Руссо считал, что в интересах создания правомерного государственного устройства и восстановления истинного равенства и свободы надо заключить свободный общественный договор.
       Суть договорной теории в том, что в основе государства лежит так называемый "общественный договор", который состоит в следующем:
- первоначально  люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии, в «естественном состоянии» (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие);
- каждый  преследовал только свои интересы  и не считался с интересами  других, что приводило к "войне  всех против всех", в результате которой неорганизованное общество могло уничтожить само себя;
- чтобы  этого не случилось, люди заключили  "общественный договор", в силу  которого каждый отказывался  от части своих интересов ради  взаимного выживания; 
- в результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты - государство.
      
 

     Теория  общественного договора имела большое  прогрессивное значение: 

  - были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении государства, а вместе с ними идеалы святости и непогрешимости власти, полного подчинения ей, отсутствия у народа возможности повлиять на власть;
 - сделан шаг к созданию гражданского общества;
 - фактически выдвинут принцип народного суверенитета  власть производна от народа, и принадлежит народу;
 - государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;
- теория,  демократичная по  своей сути, подготовила почву возникновению республик - как альтернативы реакционным монархиям XVII - XVIII вв.;
- согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства - народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности;  государство регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;
- в случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей; обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря современным языком - право менять власть, если она перестала выражать интересы народа. 

Существенным  недостатком данной теории является ее идеалистичность: 

   - «общественный договор» - скорее идеал, чем реальная действительность; зачастую государства возникали другими путями - войнами, насилием и при наличии иных условий; 

   - ни одно государство не возникло  на основе договора между гражданами (подданными) и правителями; 

   - сам по себе общественный  договор между всеми членами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физически неспособных знать и учитывать интересы друг друга; 

   - общество воспринимается одномерно,  как единое целое, в то время  как в реальной действительности оно разделено на различные группы - классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие разные интересы и враждебные друг другу. 
 
 

2.3 Теория насилия
      Теория  насилия как главного фактора  возникновения государства выдвигалась  различными авторами на протяжении столетий, Одним из первых ее выдвинул Шан Ян (390 – 338 до н. э.) – китайский политик.
     Данную  теорию разрабатывали: Евгений Дюринг (1833 – 1921) – немецкий философ; Людвиг Гумплович (1838 – 1909) – австрийский  правовед и социолог; Карл Каутский (1854 – 1938).Причину происхождения и основу политической власти и государства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. В отдельных случаях такие причины носили внешний характер (внешнее насилие), в другом, насилие зарождалось внутри самого общества (внутреннее насилие). При внутреннем насилии – в обществе одна группа людей насильственно подчиняет себе остальную массу населения (Л. Гумплович). При внешнем насилии государство было необходимо и возникло для управления покоренными племенами и территориями (завоевания, порабощения, колониальная политика) (Ф. Оппенгеймер). К этой группе теорий возникновения государства можно отнести и классовую теорию К. Маркса. В ее основе лежит разделение общества на антагонистические классы, и государство является органом и средством насилия господствующего класса.
     В пользу теории насилия говорит то, что оно (насилие) действительно  является одним из основных факторов, на которых основывается государство. Например: сбор налогов; правоохранительная деятельность; комплектование вооруженных сил. Многие иные формы государственной деятельности подкреплены принудительной силой государства (иначе говоря - насилием) в том случае, если данные обязанности не исполняются добровольно.
     Недостатком теории насилия является то, что  насилие (при его важной роли) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение государства. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возникновении германских или венгерского государств.
     Таким образом, завоевательный фактор в образовании  государств не имеет первопричинного  характера, хотя его нельзя сбрасывать со счетов: история дает множество  примеров поглощения, растворения победителей  побежденным народом, как, впрочем, и наоборот, примеров сохранения и усвоения государственных форм, а также формирования территориально более обширных государств. 
 
 

2.4 Органическая теория
     Органическая теория получила широкое распространение во второй половине 19 века в трудах Спенсера, Вормса, Прейса и других именно в эту эпоху наука испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Дарвином. По мнению представителей данной теории, государство - это организм, постоянные отношения, между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа, т.е. государство - продукт социальной эволюции, которая выступает лишь как разновидность эволюции биологической. Государство, подобно биологическому организму, имеет мозг (правитель) и средства выполнения его решений (подданные).
     Среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные. Так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (естественный отбор) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. 

Достоинствами органической теории является следующее:
• восприятие государства как единого целого, целостного и взаимосвязанного организма; 

• признание  роли конкуренции государств в совершенствовании  их внутреннего механизма; 

• оригинальность теории. 

Недостатками  органической теории является следующее: 

• прямое проецирование биологических законов  на жизнь общества; 

• сильное  влияние дарвинизма; 

• отождествление государства с биологическим  организмом, в то время как оно является организмом социальным. 

 

2.5 Психологическая теория
     Психологическая теория государства и права возникла в середине XIX века. Широкое распространение  получила в конце XIX первой половине XX века. Ее наиболее крупный представитель - русский государствовед и правовед Л. Петражитский (1867 - 1931 гг.). Также данную теорию разрабатывали 3. Фрейд и Г.Тард.
     Ее  сторонники определяют общество и государство  как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека.
Понятно, что все общественные явления  разрешаются на основе психических  актов людей. В этом смысле психологическая  теория объясняет многие вопросы общественной жизни, которые ускользают от внимания экономической, договорной, органической теорий. Однако попытка свести всю общественную жизнь к психологическому взаимодействию людей, объяснить жизнь общества и государства общими законами психологии - такое же преувеличение, как и все другие представления об обществе и государстве.
     Согласно мнению сторонников  психологической теории государство  возникло благодаря особым свойствам  психики человека. Под этими свойствами подразумеваются:
• желание  большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным;
• желание  сильных индивидуумов общества повелевать над другими людьми;
• способность  сильных личностей оказать психологическое  воздействие на массы и подчинить  их своей воле;
• желание  отдельных членов общества не подчиняться обществу и бросить ему вызов - сопротивляться власти, совершать преступления и т. д. - и необходимость их обуздания. 

Достоинства психологической теории: отчасти  она справедлива. Стремление к общению, доминированию, подчинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процессе образования государства. 

Недостатки  психологической теории: данная теория не учитывает другие факторы, благодаря  которым возникло государство, - социальные, экономические, политические и другие. 
 
 

2.6 Патриархальная теория
     Патриархальная  теория происхождения государства  и права берет свое начало еще  в Древней Греции. Родоначальником  ее считается Аристотель. Среди заметных сторонников данной теории выделяется англичанин Филмер (XVII в.) и русский исследователь Михайловский (XIX в.).
Патриархальная  теория исходит из того, что государство  происходит из семьи, является результатом разрастания семьи.
Государство, по Аристотелю, является не только продуктом  естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. Оно охватывает собой все другие формы общения (семью, селения). В нем последние достигают своей конечной цели – «благой жизни». В нем же находит свое завершение и политическая природа человека.
Государственная власть, по мнению сторонников патриархальной теории, есть продолжение отцовской  власти. Власть государя, монарха - это  патриархальная власть главы семьи. Патриархальная теория служила в  средние века обоснованием абсолютной («отеческой») власти монарха. Следовательно,  власть  правителя  (короля)  является продолжением отцовской власти в семье, Согласно патриархальной теории:
- монарх является отцом всего народа;
- благосостояние  общества невозможно без королевской  (отцовской) заботы;
- король действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи);
- власть короля (отца) ничем не ограничена и  незыблема;
- подданные обязаны  чтить короля и подчиняться  ему, как члены семьи отцу.
     К достоинствам патриархальной теории можно отнести то, что она: способствует сплочению общества; уважению, почитанию государственной власти, культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).
     Недостатком теории является прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца. Этому противоречат следующие факты:
- в семье существуют действительные родственные связи, в то время как весь народ вряд ли правильно объявлять родственниками;
- монарх - представитель публичной власти, отделенной от народа, и его власть имеет иную основу, чем власть отца в семье (отец действительно является основателем рода, монарх же, если и основатель, то государства, а не народа; монарх не является родственником подавляюще го большинства населения; зачастую монарх призывается из другого государства и вообще не имеет кровнородственной связи с управляемым государством; власть отца неформальна и непосредственна, власть монарха сильно формализована, сопровождена церемониалом, осуществляется опосредованно, через чиновников, бывает подкреплена законами, хартиями, опирается на аппарат принуждения);
- вряд ли можно считать государство прямым продолжением семьи еще и потому, что оба эти института зарождались постепенно и почти в одно и то же время в процессе разложения первобытнообщинного строя.
2.7 Ирригационная теория
      Суть  теории: В Древнем Египте, где вначале на берегах Нила жили кочевые племена, люди постепенно переходили к оседлой жизни. Они приобретали трудовые навыки, научились управлять ежегодными наводнениями, распределять воды Нила на более обширные территории с помощью строительства каналов и водоподъемных устройств. Ирригационные работы, являясь довольно сложными и трудоемкими, требовали умелой организации. Ее стали осуществлять специально на то поставленные люди, способные охватить своим умом весь ход ирригационного строительства, организовать выполнение работ, устранить возможные препятствия в ходе строительства. Считают, что эти «организаторы» впоследствии и стали государственными служащими. Таким образом, при создании государства главным оказался ирригационный фактор. 

      Оценка  теории: Оценивая ирригационную теорию, надо отдать должное тому, что Виттфогель выдвинул ее, основываясь на конкретных исторических фактах. Однако, приступая к столь сложным видам строительства, нужно иметь в наличии не только все необходимые материальные предпосылки (орудия труда, людские резервы и т.п.), но и организационные и интеллектуальные возможности. Вероятно, люди, обладающие от природы определенными организационными качествами, уже были. Вполне возможно, что они были задействованы на организации и других каких-либо дел, допустим, регулировании процесса обработки земли, распределения продукта и др., и им стоило лишь переориентировать свои усилия именно на строительство ирригационных сооружений. Кроме того, автор теории концентрирует свое и наше внимание лишь на отдельной, пусть и очень важной, стороне жизни общества, а именно на строительстве ирригационных сооружений. Но ведь они — не цель, а средство для выполнения задачи более важной: получение большего продукта и повышение благосостояния общества в целом, которое, поднимаясь в связи с этим на новую высоту, развивается и видоизменяется. Ведь именно получение не только необходимого продукта, но и продукта избыточного позволило определенным представителям общества сосредоточить свои усилия на организации отдельных сторон его жизни. И возможно такой продукт, пусть в минимальном количестве, был накоплен до строительства ирригационных сооружений. 

И еще  об одном недостатке этой теории: она  может претендовать на локальный характер, т.е. служить для объяснения процесса Происхождения государства в регионах с жарким климатом, но не объясняет хода данного процесса в других регионах земного шара. 
 
 

Глава 3. Вариантность возникновения государства
      Рассмотренные теории условно можно определить на два варианта возникновения государства: первоначальный и производный. Первоначальный – это постепенное создание в родоплеменных сообществах людей особого института, составляющего неотъемлемую его часть и одновременно выделяющуюся из общества благодаря особому влиянию на общество. В обществе создавались предгосударственные формы и предпосылки, которые приводили к образованию государства или не приводили. К данной группе теорий образования государства относится  господствовавший в средние века взгляд о богоустановлении государства и рассматривалось как дарованное людям богом (А.Августин, Ф.Аквинский).
Производный – к возникновению государства  приводят события, коренным образом  изменяющие прежнее общественное устройство и государственность. К подобному варианту образования государства относится революционные преобразования, в результате которых происходит полный разрыв с прежней государственностью (Франция – 1789, Россия - 1917, Китай - 1947). Образование нового государства возможно благодаря организационным изменениям: 1922 г. – СССР и его распад, объединение Танганьика и Занзибара в Танзанию – 1964, объединение Западной и Восточной Германии и др.). Другим способом является образование независимого государства на месте колоний. После Второй мировой войны возникло таким образом более 100 новых государств. При этом образование государства шло или мирным путем – в результате референдума, или в результате вооруженной борьбы населения колоний за свою независимость (Зимбабве, Ангола, Вьетнам и др.), или присутствовало и  то и другое.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.