Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Институт материальной ответственности в административном праве

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Административное право                                         Пачина
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Институт материальной ответственности в административном праве
 
Курсовая работа
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. ИНСТИТУТ  МАТЕРИАЛЬНОЙ  ОТВЕТСТВЕННОСТИ  В 
АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1. Понятие и признаки административной ответственности . . . . . . . . 5
1.2  Материальная ответственность как вид административной
ответственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2. МАТЕРИАЛЬНАЯ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ВОЕННОСЛУЖАЩИХ . . . .15
2.1  Общие положения Федерального Закона «О материальной
ответственности военнослужащих» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
2.2 Условия привлечения военнослужащего к материальной
ответственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
2.3 Виды материальной ответственности военнослужащих.
Определение размера причинённого ущерба . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
2.4 Административное расследование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Среди различных юридических способов борьбы с правонарушениями важное место занимают административные способы борьбы, в том числе привлечение к административной ответственности лиц, совершающих административные правонарушения.
Сегодня административная ответственность лежит в основе взаимоотношений гражданина и государства, в основе современного правового общества. Без ответственности невозможно стабильное состояние экономики и государства в целом, достижение процветания общества. Поэтому знание основных положений об административной ответственности необходимо каждому гражданину Российской Федерации.
Дисциплинарная и материальная ответственности является одними из основных видов административной ответственности. Вопрос о материальной ответственности (как виде юридической ответственности) недостаточно разработан в научной литературе и освещен в учебной административно-правовой литературе. Более того, в некоторых учебниках по административному праву эта проблема вообще не освещается, что едва ли можно признать нормальным, учитывая сложность и комплексность развития административно-правовых институтов в условиях рыночной экономики.
Материальная ответственность является одним из видов административной ответственности.
В современной России, при развитии экономической инфраструктуры вопрос материальной ответственности ставится с новой точки зрения. И административное право, административное законодательство должно уделять больше внимания этим вопросам.
Объект исследования – общественные отношения, которые регулируются нормами административного права и охраняются мерами административной ответственности.
Предмет исследования – материальная ответственность как вид административной ответственности.
Цель курсовой работы – исследование института материальной ответственности в административном праве.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие и признаки административной ответственности;
- раскрыть понятие материальной ответственности как вида административной  ответственности;
- исследовать особенности материальной ответственности военнослужащих.
Структура курсовой работы состоит из введения, основной части, включающей две главы, заключения и списка использованной литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. ИНСТИТУТ  МАТЕРИАЛЬНОЙ  ОТВЕТСТВЕННОСТИ  В 
АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ
 
1.1. Понятие и признаки административной ответственности
 
Под административной ответственностью понимается вид юридической ответственности, который выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность является активным элементом исполнительно-распорядительной деятельности. Она обеспечивает регламентацию и осуществление управленческой воли государства. Поскольку объектом и субъектом управления являются люди, их воля, сознание, чувства и привычки способны активно формировать ответственное поведение личности. Субъекты административно-правовых отношений связаны между собой взаимными правами и обязанностями, следовательно, они ответственны друг перед другом. В этом смысле ответственность охватывается понятием обязанности (необходимости) давать отчет в своих действиях. Такой широкий подход к проблеме ответственности в литературе иногда критикуется. При этом либо ссылаются на уже сложившиеся представления либо на то, что: «нетрудно будет определить специфику собственно юридической ответственности»[1].
Административная ответственность также философско-социологическое понятие, отражающее отношение личности, коллектива и общества в конкретных управленческих ситуациях. Юридическое содержание ответственности не может быть оторвано от ее индивидуально-волевого выражения, так как осуществление административно-правовой обязанности возможно лишь на основе индивидуальной воли участников административных правоотношений. Административную ответственность, поэтому можно охарактеризовать также как: «регламентированную нормами и правоприменительную актами систему общественных отношений, обеспечивающих исполнение административно-правовой обязанности»[2].
Административная ответственность носит государственный характер, т.е. регламентируется и обеспечивается соответствующими юридическими предписаниями. Прежде всего, они являются источником информации о должном поведении. Но, поскольку реальное юридически значимое ответственное поведение служащих органов управления и граждан зависит от уровня их правосознания интересов и воли, нормами права, правоприменительными актами регламентируются поощрительные, предупредительные и пресекательные меры юридического влияния на участников административных правоотношений. В совокупности эти властные веления составляют внешний правовой механизм регулирования юридической ответственности.
Признаки юридической ответственности.
Поскольку административная ответственность представляет собой вид юридической ответственности, то, с одной стороны, ей присущи все признаки последней, а, с другой стороны, она обладает определенными отличиями от прочих видов юридической ответственности.
Как вид юридической ответственности административная ответственность обладает следующими признаками:
          - представляет собой меру государственного воздействия;
          - наступает при совершении правонарушения и наличии вины;
          - применяется компетентными органами и должностными лицами;
          - состоит в применении к правонарушителю определенных санкций;
          - применяемые санкции строго определены законом.
В то же время административная ответственность обладает следующими характерными чертами.
Признаки административной ответственности[3]:
- административная ответственность имеет собственную нормативно-правовую основу, отличную от нормативно-правовых основ других видов ответственности, а ее нормы образуют самостоятельный институт административного права;
- административная ответственность устанавливается законами, подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях;
- основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения;
- к административной ответственности привлекаются как индивидуальные субъекты (физические лица и коллективные образования), так и юридические лица;
- мерой юридической ответственности, предусмотренной за административное правонарушение, является административное наказание;
- административные наказания (взыскания) применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями);
- административные наказания налагаются уполномоченными органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей;
- применение административного наказания не влечет за собой судимости и увольнения с работы, а лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное наказание только в течение установленного срока;
- дела об административной ответственности рассматриваются и административные наказания налагаются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях, т.е. существует особый порядок привлечения к административной ответственности.
Вышеуказанные черты позволяют отличить административную ответственность от других видов юридической ответственности (уголовная, дисциплинарная, материальная и др.), поэтому институт административной ответственности занимает особое место в системе юридической ответственности и имеет свой специфический состав и принципы.
Причины административной ответственности.
Административная ответственность базируется на следующих причинах:
- законность;
- целесообразность ответственности;
- ответственность за вину;
- неотвратимость наказания в случае привлечения к ответственности;
- индивидуализация мер ответственности;
- гуманизм;
- гласность.
 
1.2  Материальная ответственность как вид административно1
ответственности
 
Материальная ответственность государственного наступает за неправомерные действия (бездействие), в результате которых причинен материальный ущерб государству. Ответственность выражается в возмещении государственным служащим причиненного им имущественного ущерба. Возмещение этого ущерба производится независимо от привлечения его к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которым причинен ущерб нанимателю.
Материальная ответственность наступает при наличии прямого действительного ущерба; непосредственной причинной связи между противоправными действиями и наступившими вредными последствиями (ущербом); вины правонарушителя в причинении ущерба; если противоправные действия (бездействие) допущены им при исполнении им должностных (служебных) обязанностей.
Этот вид юридической ответственности наступает либо в административном порядке, либо по суду[4].
Материальная ответственность не возникает в случаях причинения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения нанимателем обязанности создать надлежащие условия для хранения имущества, вверенного государственному служащему.
Порядок и условия привлечения государственных служащих к материальной ответственности различаются по видам государственной службы.
Виды карательной ответственности — административная и дисциплинарная — состоят в применении взысканий, то есть карательных санкций, с целью общей и частной превенции правонарушений. А материальная — это применение восстановительных санкций для того, чтобы возместить причиненный имущественный ущерб. Поэтому она наступает, если государству действительно причинен:
- прямой, реальный ущерб;
- при исполнении служебных обязанностей;
- противоправным деянием;
- виновно;
- между противоправным деянием и наступившим ущербом имеется причинная связь.
Административным правом четко регламентируется только материальная ответственность военнослужащих. Соответствующие нормы содержатся в Федеральном законе «О материальной ответственности военнослужащих », принятом в июне 1999 г.
От дисциплинарной этот вид ответственности отличает то, что размер применяемых санкций зависит в основном не от степени вины, а от размера наступившего в результате виновных противоправных действий вреда, при этом виновный может добровольно возместить причиненный вред полностью или частично; санкция не может быть заменена мерами общественного воздействия, она носит имущественный характер.
Карательные и правовосстановительные санкции дополняют друг друга, могут применяться одновременно к одному лицу. Возмещение ущерба военнослужащими и призванными на сборы военнообязанными производится независимо от привлечения их к административной или дисциплинарной ответственности за действие (бездействие), которым причинен ущерб государству[5].
Взыскание ущерба с военнослужащих является разновидностью дисциплинарного принуждения. Административным правом регулируются не только основания, но и порядок привлечения названных выше лиц к материальной ответственности. Он отличается от порядка взыскания ущерба с рабочих и служащих, закрепленного трудовым правом.
Меры материальной ответственности, установленные нормами административного права, применяются в административном процессе. На основании Закона имущественный ущерб может быть взыскан:
- с любых военнослужащих;
- призванных на сборы военнообязанных — если он причинен при исполнении ими служебных обязанностей.
Не допускается взыскание ущерба, причиненного вследствие исполнения приказа командира. Во всех случаях военнослужащие несут ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб в течение трех лет со дня его обнаружения.
По общему правилу материальная ответственность военнослужащих является ограниченной. Это значит, что с них может быть взыскана сумма причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет, а с тех, кто проходит военную службу по призыву, — не более двух окладов. С командиров, виновных в незаконном увольнении, приеме, переводе, могут быть взысканы произведенные по их вине воинской частью выплаты, но не более трех окладов и трех месячных надбавок за выслугу лет.
Полная материальная ответственность военнослужащих в размере причиненного ущерба наступает, если:
а) он причинен действиями, содержащими признаки состава преступления;
б) имущество было передано виновному для хранения, перевозки, выдачи, пользования и иных целей;
в) совершено умышленное уничтожение, повреждение или иное умышленное действие, повлекшее материальный ущерб;
г) виновные действия совершены лицами, добровольно приведшими себя в состояние наркотического, токсического или алкогольного опьянения.
Производство по делам о материальной ответственности состоит из четырех стадий: административного расследования, рассмотрения дела, пересмотра приказа, исполнения приказа.
При обнаружении ущерба командир (начальник) обязан назначить административное расследование, если это необходимо для установления размера, причин ущерба и виновных. Административное расследование должно быть закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба. Вышестоящий командир вправе продлить срок, но не более чем на один месяц.
Получив необходимые материалы, командир издает приказ о взыскании соответствующей суммы. Но здесь законом установлены два ограничения: приказ может быть издан в течение двух недель со дня окончания расследования, поступления материалов ревизии, следствия, решения суда, если взыскиваемая сумма не превышает одного оклада и одной месячной надбавки за выслугу лет. Приказ объявляется под роспись виновному и затем может быть обращен к исполнению по истечении семи дней.
Если подлежащая взысканию сумма больше месячного оклада и месячной надбавки за выслугу лет или если приказ в течение двух недель не издан, взыскание ущерба производится в судебном порядке. Судом также взыскивается сумма с лиц, уволенных с военной службы, убывших с военных сборов.
Военнослужащий вправе добровольно полностью или частично возместить причиненный ущерб в денежной форме. Он вправе обжаловать приказ вышестоящему командиру или в суд. Жалоба не приостанавливает исполнение приказа.
Ежемесячно денежные удержания с целью возмещения ущерба на основании приказа по общему правилу производятся в размере 20 /о месячного денежного довольствия. С лиц, не возместивших ущерб ко дню увольнения с военной службы, оставшаяся задолженность взыскивается по общим правилам исполнительного производства.
Федеральными нормативными актами не решен вопрос о материальной ответственности студентов и учащихся. Это вынуждает руководителей образовательных учреждений издавать локальные нормы, некоторые из которых представляются спорными. Так, в приказе по Свердловскому юридическому институту от 26 февраля 1993 г. было сказано:
В целях усиления ответственности за порчу имущества академии и возмещения причиненного ущерба:
1.  Комендантам учебных зданий и студенческих общежитий немедленно составлять акты на порчу имущества, выявлять конкретных виновников и представлять материалы проректору... для принятия мер по возмещению причиненного ущерба.
2.  Установить, что за порчу имущества академии виновные возмещают ущерб в пятикратном размере стоимости восстановительных работ. Стоимость восстановительных работ определяется сметой или калькуляцией, составленной экономистом совместно с главным инженером и прорабом стройгруппы.
3. Предупреждаю всех студентов, что за систематическую порчу имущества академии они будут выселяться из студенческого общежития[6].
Многие юристы считают материальную ответственность разновидностью гражданской. В отличие от карательных видов юридической ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной) гражданская и материальная являются правовосстановительными. Обе они связаны с применением, как правило, имущественных санкций, направленных на возмещение вреда.
Но материальная ответственность по ряду признаков серьезно отличается от гражданской.
Во-первых, особой нормативной основой (нормы трудового и административного права).
Во-вторых, материальная ответственность, как правило, носит ограниченный характер, с виновного взыскивается не более месячного заработка. Фактически санкция зависит не от размера ущерба, а от размера месячного заработка (оклада).
В-третьих, материальная ответственность наступает только при наличии вины.
В-четвертых, процедура взыскания ущерба, исполнения санкции имеет много процессуальных особенностей.
В-пятых, к материальной ответственности привлекаются только члены устойчивых коллективов по инициативе субъектов дисциплинарной власти за нарушение действующих в коллективе правил. Именно это обстоятельство является причиной материально-правовых и процессуальных особенностей материальной ответственности, которые названы выше.
Материальная ответственность — не разновидность гражданской, а вид дисциплинарного принуждения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. МАТЕРИАЛЬНАЯ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
 
2.1  Общие положения Федерального Закона «О материальной
ответственности военнослужащих»
 
Военнослужащие, как и другие государственные служащие, могут быть привлечены к административной и материальной ответственности. Это закреплено в пункте 1 статьи 28 Федерального Закона Российской Федерации от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в статье 26 Устава Внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации.
Под материальной ответственностью военнослужащих в юридической науке понимается предусмотренная возможность возложения на них компетентными государственными органами юридической обязанности возместить в денежной форме полностью или частично причиненный военнослужащими реальный ущерб имуществу воинской части при исполнении обязанностей военной службы.
Данный вид юридической ответственности военнослужащих предусмотрен п. 4 ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и подробно регламентирован Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих». Материальная ответственность военнослужащих согласно нормам указанных правовых актов распространяется и на граждан, призванных на военные сборы.
Федеральный Закон «О материальной ответственности военнослужащих» «устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы (далее – военнослужащие), за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба» (п. 1, статья 1).
Наиболее интересным понятием, применяемым в законе является понятие «реальный ущерб»: утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью»[7].
Очень часто при определении вины военнослужащего возникают трудности с определением «реальности» причинённого ущерба. Особенно это касается вопросов ущерба в финансовой деятельности воинской части. Раскроем подробнее понятие «реального ущерба».
Первой в определении упоминается утрата имущества, под которой понимается его выбывание из владения пользователя или собственника помимо их воли и желания, вследствие непринятия действенных мер по сохранности этого имущества. Утрата налицо, например, при похищении имущества, его потере.
Повреждение имущества означает такое причинение вреда, при котором оно утратило, полностью или частично, свои полезные свойства. От утраты оно отличается тем, что всегда осуществляется самим виновным путем прямого воздействия на предмет (например, разрушением, поджиганием и т.п.).
Среди всего многообразия юридических определений понятия «повреждение» можно выделить наиболее значимые группы признаков, характеризующие его суть:
1. Противоправное воздействие на имущество.
2. Невозможность временно или частично использовать имущество по своему целевому назначению.
Составы уничтожения или повреждения военного имущества являются материальными. Применительно к повреждению «деяние» характеризуется признаками первой группы, а «последствие» – признаками второй группы. Иными словами, повреждение выступает в качестве «деяния-последствия». «Деяние-повреждение» характеризуется противоправным воздействием на военное имущество. В ст. ст. 346, 347 УК РФ способы воздействия при повреждении военного имущества не указываются. Воздействие на военное имущество может быть любым – физическим, химическим, механическим, в том числе и посредством изъятия комплектующих. По своему характеру воздействие на имущество может быть реализовано как разрушающими (удар, подрыв, поджог и т.д.), так и неразрушающими (разукомплектование, обесточивание, сбой программного обеспечения и т.д.) способами. Используемая терминология в обозначении способов воздействия достаточно условна.
В теории и практике уголовного права общеизвестным считается положение, согласно которому разрушающее воздействие относится к способам повреждения имущества. Среди неразрушающих способов повреждения военного имущества наиболее распространенным, как показывает судебная практика, является разукомплектование. Вопрос повреждения имущества посредством его разукомплектования на доктринальном уровне решается неоднозначно.
Теоретические разногласия находят свое отражение и в противоречивой судебной практике.
Анализ признака «последствие-повреждение» еще в большой мере подтверждает возможность совершения преступлений, предусмотренных ст. ст. 346, 347 УК РФ, неразрушающими способами.
«Состояние временной или частичной непригодности имущества к использованию по целевому назначению означает, что данное имущество хотя и не отвечает требованиям, определяющим его предназначение, но при этом восстановление (доукомплектование) или исправление его экономически, организационно целесообразно. Предметом преступлений, предусмотренных ст. ст. 346, 347 УК РФ являются оружие, боеприпасы и предметы военной техники. У всех видов военного имущества есть свое целевое назначение, определенное в законах, подзаконных и ведомственных актах. Существенным является наступление последствия – невозможность использования военного имущества по своему целевому предназначению»[8].
Временная непригодность предусматривает полное отсутствие возможности использовать имущество по назначению до его восстановления или исправления. Частичная непригодность предполагает сохранение некоторых свойств, обеспечивающих целевое использование имущества, но при этом эффективность его использования очень низка. Состояние временной или частичной непригодности оружия, боеприпасов, предметов военной техники для их целевого использования определяется на основе тех характеристик данных видов военного имущества, которые определяют их предназначение. Временная непригодность военной техники чаще всего имеет ярко выраженные проявления и, как правило, не требует оценки специалистов. Частичная же непригодность может быть определена только специалистом.
Таким образом, воздействие на военное имущество при повреждении может быть реализовано любыми способами (разрушающими или неразрушающими), однако главным признаком, определяющим характер общественной опасности преступлений, предусмотренных ст. ст. 346, 347 УК РФ, являются последствия. Общественная опасность преступлений против порядка сбережения военного имущества обусловлена прежде всего причинением организационного вреда – потерей боеготовности военной техники, боеспособности войск в отличие от общеуголовного преступления (ст. 167 УК РФ), где экономический ущерб обусловливает общественную опасность.
Помимо стоимости утраченного или поврежденного имущества, реальный ущерб включает в себя также расходы, которые воинская часть произвела или должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества. К таким расходам, например, следует отнести расходы по ремонту поврежденного имущества, а также транспортные расходы сверх предусмотренных системой материального обеспечения войск (сил).
К излишним денежным выплатам относятся штрафы, пени, неустойки, возмещение ущерба по гражданско-правовым договорам, в случае причинения вреда другим лицам и их имуществу.
 
2.2 Условия привлечения военнослужащего к материальной
ответственности
 
Основанием для привлечения военнослужащего к материальной ответственности является правонарушение, которое характеризуется следующими признаками:
– противоправное поведение (действие или бездействие) военнослужащего;
– причинение имуществу воинской части реального материального ущерба;
– наличие причинной связи между реальным ущербом и противоправным поведением военнослужащего;
– наличие вины военнослужащего;
– причинение ущерба при исполнении обязанностей военной службы.
Перечисленные признаки можно также назвать и условиями привлечения к материальной ответственности. Рассмотрим каждое условие подробнее.
Противоправными признаются такие действия, которые выражаются в нарушении конкретных правил, требований и норм, регулирующих порядок получения, выдачи, хранения и использования военного имущества. Общим правилом, сформулированным УВС ВС РФ, является обязанность всех военнослужащих «беречь военное имущество»[9]. Помимо этой нормы, действует широкий круг нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение сохранности военного имущества в отдельных случаях получения, выдачи, хранения и эксплуатации, в ведении хозяйственной и финансовой деятельности воинской части.
Условие причинения реального материального ущерба имуществу воинской части был рассмотрен при раскрытии понятия «реальный ущерб».
Причинная связь означает, что реальный ущерб явился непосредственным следствием конкретного действия (бездействия) данного военнослужащего, а не воздействия внешних сил (природных явлений или действий иных лиц).
Зачастую именно отсутствие причинной связи является основанием для отмены судебных решений. «В. после окончания военного училища, не желая проходить военную службу, к месту назначения не выехал, а остался проживать у родителей, где устроился на работу. Судом В. признан виновным в отказе от несения обязанностей военной службы, и на основании Уголовного Кодекса РФ осужден к трем годам лишения свободы. Одновременно суд взыскал с В. денежные средства как ущерб, связанный с затратами на его содержание за период обучения в училище.
Военная коллегия, рассмотрев дело по протесту председателя, признала решение по гражданскому иску необоснованным. Вывод суда о виновности В. в причинении ущерба, указывается в определении Военной коллегии, является бездоказательным, а само решение не основано на законе, поскольку В. не совершал каких-либо виновных действий, направленных на причинение материального ущерба училищу. На его содержание в период учебы в училище государство в соответствии с действующим законодательством выделяло необходимые денежные средства. Поэтому приговор в части решения по гражданскому иску Военной коллегией отменен и производство по иску прекращено»[10].
Вина военнослужащего в причинении реального ущерба имуществу воинской части может быть выражена как в форме умысла, так и в форме неосторожности, что не влияет на вопрос о привлечении его к материальной ответственности, но имеет значение при определении размера взыскания.
Принято считать, что военнослужащие, которые проходят военную службу по контракту, находятся при исполнении служебных обязанностей в период их служебного времени, предусмотренного распорядком дня или регламентом, устанавливаемыми в каждой воинской части их командирами. Однако действующим законодательством определено, что «военнослужащий, а также гражданин, проходящий военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы в случаях:
а) участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов.
Военнослужащие, являющиеся иностранными гражданами, участвуют в выполнении задач в условиях военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации;
б) исполнения должностных обязанностей;
в) несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда;
г) участия в учениях или походах кораблей;
д) выполнения приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником);
е) нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью;
ж) нахождения в служебной командировке;
з) нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно;
и) следования к месту военной службы и обратно;
к) прохождения военных сборов;
л) нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного;
м) безвестного отсутствия – до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;
н) защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности;
о) оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности;
п) участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
р) совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства»[11].
Таким образом, исполнением служебных обязанностей военнослужащими по контракту признается фактическое выполнение ими должностных, специальных полномочий или заданий командования, независимо от времени и места их осуществления.
Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, признаются находящимися при исполнении обязанностей военной службы во всех случаях их нахождения в расположении своей воинской части либо вне ее, если они находятся в командировке или исполняют служебные задания.
Однако законодательством чётко предусмотрены и те случаи, когда привлечение военнослужащих к материальной ответственности за причинённый ущерб не допускается:
- если ущерб причинён вследствие исполнения приказа командира (начальника);
- если ущерб причинён в результате правомерных действий военнослужащего;
- если ущерб причинён в результате оправданного служебного риска;
- если ущерб причинён в результате действия непреодолимой силы.
В случаях, когда военнослужащий (гражданин, призванный на
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.