На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Организация и формы безналичных расчетов в РФ

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание  

Введение  3
1. Основы  организации безналичных расчетов  4
    1.1. Безналичный  денежный оборот и принципы  организации безналичных расчетов
4
    1.2. Банковский  счет
7
2. Формы  безналичных расчетов 10
    2.1. Расчеты платежными  поручениями
10
    2.2. Расчеты по аккредитиву
13
    2.3.Чековая форма  расчетов
15
    2.4. Вексельная  форма расчетов
16
3. Роль  организации безналичных расчетов  в экономике 20
Заключение  22
Список  использованной литературы 24
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение 
     Современная экономика любой страны представляет собой широко разветвленную сеть сложных взаимоотношений миллионов входящих в нее хозяйствующих субъектов, а также с внешними агентами из других стран. Основой этих взаимоотношений выступают расчеты и платежи, в процессе которых удовлетворяются взаимные требования и обязательства. С помощью потока денег в наличной и безналичной формах - денежного оборота как совокупности всех платежей обеспечиваются реализация валового продукта, распределение, перераспределение и использование национального дохода. Безналичный платежный оборот, являясь преобладающим (до 90% всего денежного оборота), осуществляется путем:
    записей на счетах плательщиков и получателей денежных средств в кредитных учреждениях;
    зачетов взаимных требований;
    передачи обращающихся инструментов платежа (векселей, варрантов и т.п.) и др. Соответственно экономические процессы в народном хозяйстве опосредуются преимущественно безналичным оборотом.
     Конкретные  формы расчетов, способы платежа  предусматриваются организацией в договоре (соглашении). Условие расчетов в договоре - одно из наиболее значимых. Выбор формы расчетов определяется видом товара, спросом и его предложением, характером хозяйственных связей между контрагентами, способом транспортировки грузов, финансовым положением контрагентов. Этот выбор зависит также от соотношения во времени отправки товара и его оплаты. В результате при оптимальном выборе форма расчетов в договоре будет выполнять, еще и функцию средства обеспечения обязательства. 
 
 

1. Основы организации  безналичных расчетов
1.1. Безналичный денежный оборот и принципы организации безналичных расчетов
     Безналичное обращение - это изменение остатков денежных средств на банковских счетах, которое происходит в результате исполнения банком распоряжений владельца счета в виде чеков, пластиковых карт, жироприказов, платежных поручений, электронных средств платежа и других расчетных документов.
     Безналичное обращение осуществляется с помощью  чеков, векселей, кредитных карточек и других кредитных инструментов.
     Безналичный денежный оборот охватывает расчеты между:
    юридическими лицами различных форм собственности, имеющими счета в кредитных учреждениях;
    юридическими лицами и кредитными учреждениями по поводу получения и возврата депозита и кредита, а также уплаты процентов;
    юридическими и физическими лицами по выплате заработной платы, процентов по вкладам и депозитам, доходов по ценным бумагам;
    юридическими, физическими лицами и государством по оплате налогов, сборов, а также получению бюджетных средств.
     В Российской Федерации порядок осуществления безналичных расчетов определяется Гражданским кодексом РФ (ч. 2, ст. 861-885), который определяет сущность и порядок осуществления основных форм безналичных расчетов, а также Положением о безналичных расчетах в РФ, утвержденным ЦБ РФ 3 октября 2002 года № 2-П.
     Согласно  этим документам применяются следующие  формы безналичных расчетов1:
     - расчеты платежными поручениями; 
     - расчеты чеками;
     - расчеты аккредитивами. 
     Расчеты между юридическими лицами проводят банки и другие кредитные организации, а между банками - расчетно-кассовые центры ЦБ РФ.
     В действующих нормативных документах отражены такие принципы организации  расчетов, которые характерны для  рыночной экономики:
    Списание денежных средств со счета клиента производится банком только на основании распоряжения клиента.
     Распоряжения  о списании средств со счета могут  быть даны клиентом в различных формах:
     а) путем выписки документа, содержащего  приказ о списании денег со счета (платежное поручение, расчетный  чек, заявление на открытие аккредитива);
     б) в форме согласия оплатить (акцептовать) расчетный документ, предъявленный  кредитором (платежное требование, платежное требование-поручение);
     в) путем закрепления в договоре банковского счета согласия клиента  на безакцептное списание средств со счета по требованию кредитора.
    Банк является посредником в платежах, который не должен вмешиваться в договорные отношения плательщика и получателя платежа. Это означает, что предприятиям предоставлена свобода в выборе форм расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах, а банк обязан лишь следить за выполнением установленных правил расчетов и стандартов платежных документов.
    Принцип срочности платежа, т.е. каждый платеж должен иметь вполне определенный срок совершения. Сроки платежей устанавливаются в хозяйственных, кредитных договорах, договорах страхования и т.д.
    Принцип обеспеченности платежа. Платеж должен быть обеспечен настоящими или будущими поступлениями средств на счет плательщика либо наличием у него права на получение кредита. Различают оперативную и перспективную обеспеченность.
     С 1 апреля 2003 г. ЦБ РФ ввел в действие Положение о порядке осуществления  безналичных расчетов физическими  лицами в Российской Федерации № 222-П.
     Согласно  данному Положению физические лица могут осуществлять безналичные расчеты по текущему счету. Под текущим счетом понимается банковский счет, открываемый физическому лицу в банке на основании договора банковского счета, предусматривающего совершение расчетных операций, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
     При осуществлении безналичных расчетов по текущим счетам физическими лицами могут применяться установленные  законодательством формы безналичных  расчетов, т.е. расчеты платежными поручениями, расчеты по аккредитиву, расчеты чеками, расчеты по инкассо.
     Списание  денежных средств с текущего счета  физического лица осуществляется банком по распоряжению владельца счета  либо без его распоряжения в случаях, предусмотренных законодательством, на основании расчетных документов в пределах имеющихся на счете денежных средств.
     Для открытия текущего счета физическим лицом представляются в банк следующие  документы:
     - паспорт; 
     - карточка с образцами подписей  и оттиска печати;
     - иные документы, предусмотренные  законодательством и (или) договором банковского счета.  
 

1.2. Банковский счет
     Для осуществления операций по основной текущей деятельности банк открывает  каждому клиенту банковский счет: расчетный или текущий.
     Расчетные (текущие) счета предназначаются и используются юридическими лицами для зачисления выручки от реализации продукции (работ, услуг), доходов от внереализационных операций, сумм полученных кредитов и иных поступлений, осуществления расчетов с поставщиками, с бюджетами по налогам, с рабочими и служащими по заработной плате и другим выплатам за счет фонда потребления, с банками по полученным кредитам, процентам по ним и др.
     Расчетные счета открываются:
    юридическим лицам, осуществляющим коммерческую деятельность независимо от формы их собственности, и гражданам, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;
    министерствам, ведомствам и другим органам управления для осуществления операций по созданию централизованных фондов и зачислению средств на содержание аппарата управления.
     Владелец расчетного счета имеет полную экономическую и юридическую самостоятельность, выступает плательщиком всех причитающихся с него платежей в бюджет, вступает в кредитные взаимоотношения с банком и может совершать любые операции, связанные с производственной и инвестиционной деятельностью, если они не противоречат действующему законодательству.
     Текущие счета открываются всем тем, кому не может быть открыт расчетный счет.
     Для открытия расчетного (текущего) счета  клиент должен представить в банк пакет соответствующих документов.
     Документы сдаются на экспертизу юридической  службе банка. При положительном  решении банк открывает предприятию  расчетный счет на соответствующем  балансовом счете банка с присвоением  номера.
     Клиенты вправе открывать необходимое количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте в банках с их согласия, если иное не установлено законом.
     При этом банк не вправе отказать клиенту  в открытии счета, совершение соответствующих  операций по которому предусмотрено  законом, учредительными документами банка и выданной ему лицензией, за исключением случаев, когда такой отказ вызван отсутствием у банка возможности принять клиента на банковское обслуживание (ст. 846 ГК РФ).
     Открытие  расчетного счета в банке сопровождается заключением между предприятием и банком договора банковского счета. В указанном договоре фиксируются взаимные права и обязательства сторон, их ответственность за проведение операций по счету.
     Банк  берет на себя обязанности по:2 1) комплексному расчетно-кассовому обслуживанию клиента (проведение расчетов клиента, выдача ему денежных и расчетных чековых книжек, выписок с лицевых счетов, оказание почтово-телеграфных и консультационных услуг, связанных с ведением счета); 2) обеспечению сохранности денежных средств, поступивших на счет клиента, выдачи их по первому требованию клиента; 3) сохранению тайны, по операциям клиента и др. Клиент, в свою очередь, обязуется: а) оформлять свои платежно-расчетные операции в соответствии с нормативными документами, б) представлять в банк в установленные сроки бухгалтерскую и статистическую отчетность, в) уведомлять банк в установленные сроки об изменении правового статуса клиента, замене лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, изменении его юридического адреса и т.п. Договор банковского счета может предусматривать осуществление платежей со счета, несмотря на отсутствие денежных средств (кредитование счета).
     В отдельном разделе договора предусматривается  стоимость услуг банка по расчетно-кассовому  обслуживанию клиента: плата за открытие счета, комиссионные за проведенные по счету операции. Плата за услуги может взиматься банком по истечении каждого квартала из денежных средств клиента, находящихся на счете, если иное не предусмотрено договором банковского счета.
     За  пользование денежными средствами, находящимися на счете клиента, банк может уплачивать ему проценты. Сумма процентов зачисляется на счет в сроки, указанные в договоре, а если эти сроки договором не предусмотрены - по истечении каждого квартала. Величина процентов определяется договором, а при отсутствии в нем соответствующего условия - в размере, установленном банком для вкладов до востребования.
     В договоре банковского счета предусматривается  также ответственность обеих  сторон за невыполнение взятых на себя обязательств.
     Договор банковского счета расторгается по заявлению клиента в любое время.
     К расчетному счету клиента банк может  вести две картотеки: № 1 и № 2.  
 
 
 
 
 

2. Формы безналичных  расчетов
2.1. Расчеты платежными поручениями
     Платежным поручением является распоряжение владельца счета обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определенный применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
     Возможности применения в расчетах платежных  поручений многообразны. С их помощью  совершаются расчеты как по товарным, так и по нетоварным операциям. При этом все нетоварные платежи совершаются исключительно платежными поручениями. В расчетах за товары и услуги платежные поручения используются в следующих случаях:
    за полученные товары и оказанные услуги при условии ссылки в поручении на номер и дату товарно-транспортного документа, подтверждающего получение товаров или услуг плательщиком;
    для платежей в порядке предварительной оплаты товаров и услуг (при условии ссылки в поручении на договор, соглашение, контракт, в которых предусмотрена предварительная оплата);
    для погашения кредиторской задолженности по товарным операциям при расчетах за товары и услуги по решениям суда и арбитража;
    по арендной плате за помещения;
    платежи транспортным, коммунальным, бытовым предприятиям за эксплуатационное обслуживание и др.
     В расчетах по нетоварным операциям платежные  поручения используются для:
     • платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
     • погашения банковских ссуд и процентов  по ссудам;
     • перечисления средств органам государственного и социального страхования;
     • взносов средств в уставные фонды  при учреждении юридических лиц;
     • приобретения акций, облигаций, депозитных сертификатов, банковских векселей;
     • уплаты пеней, штрафов, неустоек и т.д.
     Платежное поручение выписывается плательщиком на бланке установленной 'формы, содержащем все необходимые реквизиты для совершения платежа, и представляется в банк в 4 экземплярах.
     Поручение действительно в течение 10 дней со дня его выписки (день выписки  в расчет не принимается).
     Платежными  поручениями могут производиться  расчеты также в порядке плановых платежей. В этом случае расчеты осуществляются не по каждой отдельной отгрузке или услуге, а периодическим перечислением средств со счета покупателя на счет поставщика в конкретные сроки и в определенной сумме на основе плана отпуска товаров и услуг на предстоящий месяц (квартал).
     Необходимо  отметить тот факт, что расчеты  платежными поручениями обеспечивают максимальное сближение моментов получения  Покупателями товаров и совершения платежа, ускоряют оборачиваемость оборотных средств. 3
     До 1 июля 1992 года в безналичных расчетах применялись расчеты платежными требованиями, при которых получатель средств представлял в обслуживающий его банк расчетный документ, содержащий требования к плательщику об уплате покупателю определенной суммы через банк за отгруженные товары, выполненные работы, оказанные услуги.
     Однако  в целях повышения ответственности  плательщика за своевременность  расчетов за товары и услуги эта  форма расчетов в настоящее время отменена.
     Вместо  нее применяются расчеты платежными требованиями - поручениями, представляющими  собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий банк расчетных  и отгрузочных документов стоимость  поставленной продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Банк принимает платежное требование-поручение при наличии денежных средств на расчетном счете плательщика.
     Платежное требование-поручение выписывается поставщиком только после фактической  отгрузки продукции или оказания услуг на стандартизированном бланке в 4 экземплярах и вместе с отгрузочными документами направляется, как правило, непосредственно в банк плательщика для оплаты. Вместе с тем возможен и другой вариант - прием требований-поручений банком поставщика на инкассо. Инкассо - это банковская операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает причитающиеся ему денежные средства от других предприятий и организаций на основе расчетно-денежных документов.
     При инкассовой операции банк поставщика сам пересылает платежное требование-поручение в банк плательщика либо через органы связи спецпочтой, либо передает его содержание по телетайпу или телефаксу. Инкассовые услуги предоставляются банком клиенту за комиссионное вознаграждение.
     Для акцептования платежного требования-поручения  плательщику дается 3 рабочих дня (не считая дня поступления его  в банк плательщика). При согласии оплатить указанный расчетный документ плательщик оформляет соответствующие  его экземпляры подписями лиц, уполномоченных распоряжаться расчетным (текущим) счетом, оттиском печати (т. е. совершает положительный акцепт) и сдает их в обслуживающий банк для совершения платежа.
     После получения акцента плательщика  платежное требование-поручение  практически становится платежным поручением плательщика.
     В случае неполучения банком в течение 3 рабочих дней акцепта плательщика  по требованию-поручению поставщика расчетный документ возвращается банку  поставщика с указанием о том, что он не акцептован.  
 

2.2. Расчеты по аккредитиву
     Аккредитив  представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку произвести такие платежи.
     Банками могут открываться следующие  виды аккредитивов:
     - покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);
     - отзывные и безотзывные (могут  быть подтвержденными).
     При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива. Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента по гарантированному аккредитиву определяется по соглашению между банками.
     Отзывным  является аккредитив, который может  быть изменен или отменен банком-эмитентом  на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств  и без каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива. Безотзывным признается аккредитив, который может быть отменен только с согласия получателя средств. По просьбе банка-эмитента исполняющий банк может подтвердить безотзывный аккредитив (подтвержденный аккредитив). Безотзывный аккредитив, подтвержденный исполняющим банком, не может быть изменен или отменен без согласия исполняющего банка. Порядок предоставления подтверждения по безотзывному подтвержденному аккредитиву определяется по соглашению между банками.
     Аккредитив  может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком. Срок действия аккредитива и его сумма  со стороны банка не регламентируются, а устанавливаются в договоре между поставщиком и покупателем. При данной форме расчетов платеж совершается по месту нахождения поставщика. В отличие от других форм безналичных расчетов аккредитивная форма гарантирует платеж поставщику либо за счет депонированных собственных средств покупателя, либо за счет средств его банка.
     Для получения средств по аккредитиву  поставщик после отгрузки товаров  представляет в свой банк товарно-транспортные документы и реестр счетов за отгруженную  продукцию, на основании которых  исполняющий банк проверяет выполнение поставщиком условий аккредитива, правильность оформления документов и только после того производит выплаты с аккредитива. Не принимаются к оплате реестры счетов без указания в них даты отгрузки, номеров товарно-транспортных документов, номеров почтовых квитанций при отправке товара через предприятия связи, номеров и дат приемо-сдаточных документов и вида транспорта, которым отправлен груз при приеме товара представителем покупателя на месте у поставщика.
     Закрытие  аккредитива в банке поставщика производится:
     а) при истечении срока аккредитива;
     б) по заявлению поставщика об отказе от дальнейшего использования аккредитива  до истечения срока. Банку-эмитенту посылается уведомление исполняющим  банком;
     в) по требованию покупателя об отзыве аккредитива полностью или частично. Аккредитив закрывается или уменьшается в день получения извещения от банка-эмитента.
     Неиспользованная  сумма аккредитива через РКЦ  ЦБ РФ возвращается банку плательщика  для зачисления на счет, с которого депонировались средства.  

2.3.Чековая форма расчетов
     Чек - письменное распоряжение плательщика  своему банку уплатить с его счета  держателю чека определенную денежную сумму. Различают денежные и расчетные чеки. Денежные чеки применяются для выплаты наличных денег в банке, например, на заработную плату, хозяйственные нужды, командировочные расходы, закупки сельхозпродукции и т.д. 4
     Расчетные чеки используются для безналичных расчетов, они представляют собой ничем не обусловленный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Расчетный чек, как и платежное поручение, оформляется плательщиком, но в отличие от платежного поручения чек передается плательщиком в момент совершения хозяйственной операции поставщику, который и предъявляет чек в свой банк для оплаты. Чек действителен в течение 10 дней (не считая дня выписки).
     В настоящее время в расчетах за товары и услуги клиенты банков могут  применять лишь чеки из лимитированных чековых книжек.
     Лимитированная  чековая книжка представляет собой сброшюрованные в виде книжки расчетные чеки (по 10, 20, 25, 50 листов), которые могут быть выписаны предприятием на общую сумму, не превышающую установленный по этой книжке лимит. Лимит чековой книжки ограничен суммой предварительно депонированных в банке средств на отдельном банковском счете. Депозит создается на основании представленных предприятием в банк заявления и платежного поручения о списании соответствующей суммы с его расчетного счета и зачислении на отдельный лицевой счет на балансовом счете «Расчетные чеки». Депонирование средств может производиться также за счет ссуды банка.
     При последующем документообороте владелец чековой книжки (чекодатель), приобретая товары, работы и услуги, на основании  счета поставщика выписывает расчетный  чек и вручает его поставщику.  
 

2.4. Вексельная форма расчетов
     Вексельная  форма расчетов представляет собой расчеты между поставщиком и плательщиком за товары и услуги с отсрочкой платежа на основе специального документа - векселя.
     В настоящее время вексельный оборот регламентируется Федеральным законом «О переводном и простом векселе» от 11 марта 1997 года, в соответствии с которым признано действующим постановление ЦИК и СНК СССР «О введении в действие Положения о переводном и простом векселе» от 7 августа 1937 года, что подтверждает международные обязательства России, вытекающие из ее участия в Женевской вексельной конвенции от 7 июля 1930 года, принявшей Единообразный закон о переводном и простом векселе.
     Вексель - это безусловное письменное долговое обязательство строго установленной законом формы, дающее его владельцу (векселедержателю) бесспорное право при наступлении срока требовать от должника уплаты обозначенной в векселе денежной суммы. Закон различает два вида векселей: простые и переводные.
     Простой вексель (соло-вексель) - документ, содержащий простое и ничем не обусловленное обязательство векселедателя (должника) уплатить определенную сумму денег в определенный срок и в определенном месте получателю средств или его приказу. Простой вексель выписывает сам плательщик, и по существу он является его долговой распиской.
     Переводный  вексель (тратта)- документ, содержащий безусловный приказ векселедержателя (кредитора) плательщику об уплате указанной в векселе денежной суммы третьему лицу или его приказу.
     В отличие от простого в переводном векселе участвуют не два, а минимум три лица:
     - векселедатель, выдающий вексель  (трассант);
     - плательщик, к которому обращен  приказ произвести платеж по  векселю (трассат);
     - векселедержатель - получатель платежа  по векселю (ремитент). Переводный вексель должен быть акцептован плательщиком (трассатом), и только после этого он приобретает силу исполнительного документа. Акцепт отмечается в левой части лицевой стороны векселя и выражается словами «акцептован, принят, заплачу» и т.п. с обязательным проставлением подписи акцептанта.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.